УДК 371.9 (075.8; БЬК 884Я73 Т70
Р е ц с и з е к т ы:
д-р психол, наук, профессор О.Н. Усанова; д-р мед. паук, профессор А.Г. Андреев; канд. пед. наук Г.С. Гуменная.
В подготовке пособия приняли участие: канд. психол. наук Е.Ю. Медведева, Ю.С. Серова, Е.М. Шопина.
Трошин О.В., Жулина Е.В.
Т70 Логопсихология: Учебное пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 256 с. — (Учебное пособие). ISBN 5-89144-599-9
В учебном пособии рассматриваются теоретические оспины логопсихологии, особенности исследования коммуникативной дезадаптации, анализируются особенности психического развития лиц с нарушениями речи; раскрывается специфика речевого развития по стадиям онтогенеза и возрастных кризисов. Представлен системно-генетический подход к диагностике и коррекции психологических отклонений при речевых нарушениях. Темы завершаются вопросами и тестовыми заданиями для проверки знаний.
Пособие предназначено студентам, обучающимся по специальностям 031900 «Специальная психология», 031800 «Логопедия», 031700 «Олигофренопедагогика», 032000 «Специальная дошкольная педагогика и психология», коррекционных факультетов педагогических вузов, а также практическим психологам и педагогам, работающим с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии. Подготовлено в соответствии с требованиями ГОС-2000.
ББК 88.4я73
© ООО «ТЦ Сфера», 2005 ISBN 5-89144-599-9
Содержание
Введение 7
Глава 1. Теоретические основы логонсихологии 11
§ 1. Понятия, цели, задачи логопсихологии 11
Характеристика речи 13
Речевые нарушения, их причины 14
§ 2. История развития логопсихологии 15
Формирование типологии 15
Речевое и психическое развитие 18
§ 3. Связь логопсихологии с другими
науками 21
§4. Классификация речевых расстройств 24
Клинико-педагогическая классификация 24
Психолого-педагогическая классификация 29
§ 5. Структура отклоняющегося развития речи 32
Умственно отсталые дети 32
Дети с ЗПР 34
Дети с нарушениями слуха 34
Дети с нарушениями зрения 36
Дети с тяжелыми речевыми нарушениями 38
Дети с ДЦП 41
§ 6. Психопрофилактика речевых нарушений 44
Вторичная профилактика 45
§ 7. Специальные (коррекционные) учреждения
для детей с нарушениями речи 49
Критерии отбора в специальные
учреждения 49
Специальные школы 54
Глава 2. Психическое развитие детей с нарушениями речи 60
§ 1. Развитие личности и эмоционально- волевой сферы 60
Речь и общение 61
Психодиагностические методики 62
§ 2. Восприятие как психическая характеристика 62
Основные понятия 62
Особенности восприятия при речевых
нарушениях 64
Диагностика нарушений восприятия 68
Коррекция нарушений восприятия 69
§ 3. Слуховое восприятие 73
Основные понятия 73
Виды слуховых агнозий 74
Диагностика слуховых агнозий 77
§ 4. Зрительное восприятие S1
Виды зрительных агнозий 81
Диагностика зрительных агнозий S3
§ 5. Осязательное (тактильное) восприятие 87
Виды тактильных агнозий 87
Диагностика тактильных агнозий 89
§ 6. Внимание как психическая
характеристика 93
Основные понятия 93
Особенности внимания при речевых
нарушениях 95
Диагностика нарушений внимания 97
§ 7. Память как психическая характеристика 98
Основные понятия 98
Особенности памяти при речевых
нарушениях 100
Диагностика нарушений памяти 101
§ 8. Мышление как психическая
характеристика 105
Основные понятия 105
Особенности мышления при речевых нарушениях 106
§ 9. Воображение как психическая
характеристика 111
Основные понятия 111
Развитие воображения 113
Особенности воображения при речевых
нарушениях 115
Диагностика нарушений воображения 117
§ 10. Моторика 118
Особенности моторики при речевых
нарушениях 119
Диагностика нарушений моторики 122
Коррекция нарушений моторики 123
Глава 3. Развитие речи в норме и патологии 128
§ 1. Роль речи в развитии ребенка 128
Периоды развития речи 128
Психическое развитие при речевых
нарушениях 129
Диагностика речевых нарушений 131
Коррекция речевых нарушений 132
§ 2. Дословесный период развития речи 135
Исследование дословесного периода
развития речи 135
Стадии дословесного периода развития
речи 136
Механизмы порождения высказывания
у детей 137
Развитие языковых функций 138
§ 3. Кризис первого года 146
Проявления и структура 146
Диагностика и коррекция речевых
нарушений 148
§ 4. Ранний возраст 151
§ 5. Кризис трех лет 156
Общая характеристика речи 157
Диагностика речевого развития 158
§ 6. Пятилетний возраст 160
Психологическая характеристика 160
Исследование слухового восприятия 163
§ 7. Особенности дошкольников с речевыми
нарушениями 168
Игровая деятельность 168
Изобразительная деятельность 171
Восприятие 171
Внимание 172
Память 172
Мышление и воображение 173
Личностная и эмоционально-волевая
сфера 174
Речь и общение 174
Педагогическое обследование 175
§ 8. Школьный возраст 177
Нарушения восприятия, внимания
и памяти 177
Нарушения мышления и саморегуляции 180
Нарушения воображения
и коммуникативных способностей 181
Эмоционально-личностные особенности 182
Особенности учебной деятельности 184
Коррекции речевых нарушений 191
Трудовая деятельность 193
§ 9. Взаимовлияние возрастных и речевых
кризисов 197
Кризис новорожденное™ 197
Кризис первого года жизни 198
Кризис трех лет 200
Кризис семи лет 202
Кризис тринадцати лет 203
Кризис юношеского возраста 205
Глава 4. Коммуникативная сфера детей с речевыми нарушениями 206
§ 1. Личностные особенности человека 206
Основные понятия 206
Типы личности при речевых нарушениях 209
Мотивация общения 210
§ 2. Особенности коммуникации у детей
с речевыми нарушениями 213
Общая характеристика 213
Особенности коммуникации при речевых
нарушениях 216
Коммуникативные нарушения у младших школьников 219
§ 3. Социально-психологические проблемы 225
Влияние социальных факторов
на развитие речи ребенка 227
§ 4. Коммуникативная дезадаптация детей с ЗРР
в раннем возрасте 232
Особенности стиля общения 234
§ 5. Семейное воспитание детей с речевыми
нарушениями 236
Заключение 240
Ключ к тестам 245
Список рекомендуемой литературы 246
Посвящается светлой памяти выдаю шегося ученого А. Р. Лурии, одного из основоположников психологии и патологии речевой деятельности.
Современная психология рассматривает речь как средство общения, т.е. как сложную и специфически организованную форму сознательной деятельности.
А. Р. Лурия
ВВЕДЕНИЕ
Активное развитие процесса обмена информации в обществе обусловливает необходимость дальнейшего изучения психологических механизмов коммуникации. Системный анализ (А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Куницына и др.) позволяет оценить целостность и многообразие ее проявлений на разных уровнях организации коммуникативных систем (микроуровень — индивидуально-психологические; мезоуровень — межличностные; макроуровень — крупные социально-психологические). Это обусловило создание информационно-коммуникативной концепции (О.В. Трошин), объясняющей универсальные механизмы психологических процессов приема, переработки и передачи коммуникативной информации.
Известно, что через процесс общения развиваются все психические свойства, функции человека. Поэтому особое значение имеет психология коммуникации (Г.Ф. Андреева, А.А. Леонтьев, Т.Н. Ушакова и др.). Как отмечает И.А. Зимняя, «многие науки объединяют свои усилия в изучении речевых процессов: лингвистика, психолингвистика, психосемантика, нейролингвистика, психофизиология, психология». Поэтому возникла необходимость обосновать междисциплинарный подход, представленный синтологической психологией коммуникации, которая изучает особенности психологической организации единой коммуникативной метасистемы, интегрирующей многоуровневую структуру языковых средств, речевой деятельности и способностей, процесса общения через коммуникативное взаимодействие.
Перед психологией коммуникации стоят следующие задачи:
— исследование психологических особенностей систем языка, речи, общения;
разработка дифференцированного понятийного ап парата лингвистического, фазического, интерактив ного уровней организации процесса коммуникации;
изучение интегративной структуры коммуникатив ной метасистемы, ее компонентов, блоков, прин ципов функционирования;
анализ психологического содержания трех разделов психологии коммуникации: общего, частного и спе циального;
обоснование особенностей синтологической психо лингвистики, психосемантики;
оценка современных принципов и содержания ло- гопсихологии, ее частных направлений;
создание и внедрение новых методов психодиагно стики, психокоррекции, психотерапии.
Психология коммуникации как дисциплина имеет следующую структуру:
Общая психология коммуникации Психология языка Психология речи
Психология речевой деятельности Психология речемыслительных процессов Психология речевых способностей Психология общения Частная психология коммуникации Синтологическая психолингвистика Синтологическая психосемантика Психоинформатика Специальная психология коммуникации Логонейропсихология Логопсихология (общая) Логопатопсихология Логодиагностика Логотерапия
Существует два методологических подхода к анализу процесса коммуникации.
Коммуникация как интегративный процесс (Р.С. Не- мов, 1996). С этой точки зрения коммуникация рассматри вается как единая система, которая включает контакты, общение, обмен информацией и взаимодействие людей друг с другом.
Коммуникация как частный аспект общения (А. В. Пет ровский, 1995). С этой точки зрения общение оценива ется как многоплановый процесс развития контактов
8
между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Оно включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который рассматривается как коммуникативная сторона общения. Кроме этого также выделяются перцептивный (взаимовосприятия) и интерактивный (взаимодействие) аспекты.
В современном обществе продолжается увеличение числа детей с отклонениями в развитии, в связи с чем важную роль играет внедрение в практическую педагогику и психологию достижений такого раздела психологии коммуникации, как логопсихология.
Логопсихология только начинает складываться как самостоятельная область научных знаний. Сохраняется ее зависимость от лингвистики и психолингвистики, отсутствует дифференциация от логопедии. Не сформировалась и практическая система, нет методологической основы для работы с речевыми нарушениями на психологическом уровне.
Поэтому логопсихология до сих пор часто преподается в вузах с позиции логопедии. Но логопедия — это наука о нарушениях речи, методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике.
Нарушениями речи занимаются физиологи, невропатологи, психологи, лингвисты и др. При этом каждый специалист рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. Существует дошкольная, школьная и занимающаяся подростками и взрослыми логопедия.
При этом не учитывается, что, по Л.С. Выготскому, речь — это прежде всего основная высшая психическая функция, через которую опосредовано формирование всех остальных функций. В связи с этим речевую деятельность надо рассматривать не как физиологический механизм артикуляции звуков, слогов и слов, а как психический процесс коммуникации. И расстройство речи с точки зрения коммуникативной теории — это нарушение вербальной коммуникации.
Данное пособие отражает основные аспекты новой учебной дисциплины педагогических вузов «Логопсихология». Оно подготовлено в соответствии с ГОС—2000, учебными программами, рекомендованными Минобразования РФ.
При изложении материала авторы придерживались единого плана анализа роли психологических систем в фор- мировании речевых нарушений: общая характеристика психических процессов; их особенности при речевой патологии; организация психодиагностики; методики психокоррекции. Каждая тема завершается выводами, контрольными вопросами для проверки знаний, тестовыми заданиями на усвоение учебного материала и списками литературы для самостоятельной работы студентов.
Данная работа интегрирует материалы ведущих учебных пособий в области логопедии и логопсихологии: Основы специальной психологии // Под ред. Л.В. Кузнецовой. М., 2002; Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. М., 1978; Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. М., 1995.
Предпринята попытка синтеза этих исследований и материалов кафедры специальной психологии НГПУ на основе системно-коммуникативной концепции.
В заключение хотелось бы выразить глубокую признательность главному редактору издания В.В. Дремовой, по инициативе и при поддержке которой осуществлялось издание книги, а также рецензентам пособия: проф. О.Н. Усановой, проф. А.Г. Андрееву, канд. пед. наук Г.С. Гуменной за высказанные добрые пожелания при подготовке работы; канд. психол. наук Е.Ю. Медведевой и С.А. Клюжевой; ассистентам Ю.В. Серовой, Е.М. Шопиной и всем сотрудникам кафедры специальной психологии, курса «Логопедии и логопсихологии» НГПУ, активно и заинтересованно участвовавшим в ее подготовке.
Слова искренней благодарности авторы выражают руководству НГПУ и лично ректору университета, д-ру филос. наук, проф. В.А. Глуздову за всестороннюю поддержку нашей кафедры; д-ру психол. наук, проф., заслуженному деятелю наук РФ У.В. Ульенковои, положившей начало специальной психологии в Нижегородском регионе, возглавляющей психологическую научную школу НГПУ.
Отдельно хотелось бы сердечно поблагодарить членов наших семей, дорогих родителей за душевную теплоту и понимание, за тот позитивный психологический климат, который способствовал продуктивному проведению исследования.
Самые добрые пожелания всем читателям, интересующимся проблемами психологии детей с отклонениями в развитии. Рекомендации и замечания по содержанию пособия, предложения по поводу сотрудничества просьба высылать в издательство.
Глава 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ
Психические процессы человека являются сложными функциональными системами.
А. Р. Лурия
§ 1. ПОНЯТИЯ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ЛОГОПСИХОЛОГИИ
Логопсихология — это отрасль специальной психологии, которая изучает психику людей, имеющих первичный речевой дефект, и принципы психокоррекционной работы с ними с учетом смежных наук (общей и специальной психологии, педагогики, медицины, нейропсихо-лингвистики, патопсихологии и др.). При нарушениях речи отмечаются разнообразные особенности психических процессов, состояний и свойств личности, которые необходимо учитывать в коррекционно-воспитательной работе.
Являясь одной из составных частей специальной психологии, логопсихология интегрирует современные достижения логопедии и психологии отклоняющегося речевого развития (В.И. Лубовский, О.Н. Усанова, Л.В. Кузнецова).
Переход логопсихологии на коммуникативную концепцию позволит проводить более углубленное исследование паралингвистических средств речевой деятельности (интонация, темп, модуляция, фонация и др.), невербального компонента общения (мимика, жесты, позы, прямые сенсорные и физические контакты), а также подробное рассмотрение различных форм процесса коммуникации (контакты, общение, обмен информацией, взаимодействие между людьми). Этот анализ вместо лингвистического уровня распространяется на психологический и социально-психологический уровни взаимодействия между людьми, что более оправдано, когда дело касается человека вообще и тем более в рамках современной гуманизации научных знаний.
Можно выделить несколько принципов системно-коммуникативной концепции. 11
Парадигма полисистемной коммуникации.
Динамичность психологических доминант коммуни кативной метасистемы.
Полифункциональная теория коммуникативного вза имодействия.
Комплексность, системность психологического ис следования процесса коммуникации.
Закономерности многоуровневой иерархической структуры метасистемы.
Динамическая системная организация коммуника тивных функций.
Полисиндромная диагностика коммуникативных де задаптации.
Системный подход к коммуникации (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов), в том числе с позиции лого-психологии (О.В. Трошин), основан:
на теории функционирования коммуникативных си стем (и форм коммуникативной дезадаптации);
теории многоуровневого анализа коммуникативной деятельности (и ее нарушений);
системно-генетической теории развития коммуни кативных способностей (и онтогенеза ЗРР).
Данные теории базируются на следующих принципах:
системной организации коммуникативного поведе ния, социально-психологической адаптации процес са общения, успешности коммуникации (внутриси стемных взаимодействий);
структурной многоуровневое™ коммуникативной де ятельности, функциональной целостности речемыс- лительных процессов, межсистемного взаимодей ствия в процессе коммуникации;
развития коммуникативных систем, системного ге- неза коммуникативных способностей, возрастной дифференциации индивидуальных стилей общения.
Применительно к логопсихологии это обусловливает необходимость создания:
психодиагностических систем для многоуровневого исследования речевых нарушений;
психокоррекционных технологий для своевременной реабилитации речевых отклонений, развития эмо циональной, речевой экспрессии, коммуникабель ности, социальной адаптации процесса общения;
психолого-педагогической системы непрерывною со провождения на разных возрастных этапах развития
12
детей с ЗРР, последовательной компенсации нарушений, профилактики вторичных отклонений с последующей социальной интеграцией. Задачи логопсихологии:
определение перспектив развития детей с наруше ниями речи и эффективных средств их воспитания и образования;
разработка методов дифференциальной диагности ки, позволяющих выделить первичное речевое не доразвитие среди сходных по внешним проявлени ям состояний (аутизма, нарушений слуховой функ ции, задержки психического развития, сложных недостатков развития);
унификация категориального аппарата;
углубленное изучение механизмов и методов кор рекции нарушений психических процессов, возник ших вследствие первичного речевого дефекта;
изучение онтогенеза психических процессов при раз личных формах речевых расстройств;
ранняя профилактика, выявление и устранение на рушений психических процессов у детей с речевы ми нарушениями;
творческая и научно-обоснованная разработка со держания, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи в специальных детских садах и школах;
последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции нарушений психических процессов, вследствие первичной речевой патологии;
разработка ТСО, лабораторно-эксперименталыюго оборудования, внедрение в диагностический и кор- эекционный процессы компьютерной техники;
анализ достижений в теории и практике отечествен ной и зарубежной логопсихологии.
Характеристика речи
Речь представляет собой сложную психическую деятельность, имеющую различные виды и формы. Выделяют экспрессивную и импрессивную речь.
Экспрессивная речь (воспроизводимая) — это высказывание с помощью языка, направленное вовне и проходящее несколько этапов: замысел — внутренняя речь — внешнее высказывание. 13
Импрессивная речь (воспринимаемая) — это процесс понимания речи (устной или письменной) окружающих, который также проходит несколько этапов: восприятие речевого сообщения — выделение информационных моментов — формирование во внутренней речи обшей смысловой схемы воспринятого сообщения.
Выделяют четыре самостоятельные формы речевой деятельности, из которых к экспрессивной речи относятся устная и письменная речь (собственно письмо), а к имп рессивной — понимание устной и письменной речи (чтение).
Устная речь — сложный, многогранный промесс, включающий в себя следующие стороны:
фонетическую (смыслоразличительные звуки);
лексико-грамматическую (слова, фразы, сообще ния);
мелодико-интонационную (интонация, голос, ок раска);
темпо-ритмическую (темп и ритм).
Устная речь может быть диалогической и монологической. На основе устной речи строится и развивается письменная речь, которая может быть самостоятельной или под диктовку, и чтение.
Речевые нарушения, их причины
Речевые нарушения в детском возрасте могут быть физиологического (связаны со сроками созревания периферических центральных структур головного мозга) и патологического (болезненного) характера.
Патологические нарушения речи в зависимости от локализации подразделяются на центральные (дизартрия, ал алия, афария, дисграфия, дислексия) и периферические (дислалия, ринолалия, ринофония, дисфония), а в зависимости от характера нарушения — на органические и функциональные.
При повреждении периферических отделов слухового анализатора страдает восприятие устной речи, что служит причиной сенсорной афазии (или алалии), при этом нарушается фонематический слух. Повреждение различных отделов зрительного анализатора сопровождается нарушением восприятия письменной речи. Нарушение функционирования моторных зон двигательного анализатора приводит к недостаткам произношения, так как страдают под-
14
вижные (язык, губы, мягкое нёбо) и статический (твердое нёбо) органы артикуляции, а также органы голосооб-разования и дыхания (голосовые связки, гортань, легкие, бронхи, трахея, диафрагма) — периферический отдел ре чедвигательного анализатора.
Среди причин, вызывающих недоразвитие мозга и приводящих к тяжелым нарушениям речи, наиболее распространены инфекции и интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору (резус-конфликт) или по групповой принадлежности крови, заболевания ЦНС (нейроинфекции — менингиты, энцефалиты, менингоэнцефалиты) и травмы мозга в первые годы жизни ребенка.
Особое место в этиологии занимает перинатальная энцефалопатия — поражение мозга, возникшее в период родов. В связи с этим выделяют: локальный речевой дефект (недостаточность речевых зон коры головного мозга), при котором нарушения познавательной сферы вторичны, и сочетанный психоречевой дефект — нарушения как познавательной сферы, так и речи.
Вопросы и задания
\. Раскройте основные задачи логопсихологии.
Назовите принципы системно-коммуникативной концепции.
Проведите сравнительный анализ экспрессивной и импрессивной речи.
Каковы основные причины нарушений речи?
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |