Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Трошин Логопсихология. Трошин О. В., Жулина Е. В


НазваниеТрошин О. В., Жулина Е. В
АнкорТрошин Логопсихология.doc
Дата29.12.2017
Размер1.52 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТрошин Логопсихология.doc
ТипРеферат
#33777
страница1 из 18
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

УДК 371.9 (075.8; БЬК 884Я73 Т70

Р е ц с и з е к т ы:

д-р психол, наук, профессор О.Н. Усанова; д-р мед. паук, профессор А.Г. Андреев; канд. пед. наук Г.С. Гуменная.

В подготовке пособия приняли участие: канд. психол. наук Е.Ю. Медведева, Ю.С. Серова, Е.М. Шопина.

Трошин О.В., Жулина Е.В.

Т70 Логопсихология: Учебное пособие. — М.: ТЦ Сфе­ра, 2005. — 256 с. — (Учебное пособие). ISBN 5-89144-599-9

В учебном пособии рассматриваются теоретические оспины логопсихологии, особенности исследования коммуникативной дезадаптации, анализируются особенности психического разви­тия лиц с нарушениями речи; раскрывается специфика речевого развития по стадиям онтогенеза и возрастных кризисов. Представ­лен системно-генетический подход к диагностике и коррекции психологических отклонений при речевых нарушениях. Темы за­вершаются вопросами и тестовыми заданиями для проверки зна­ний.

Пособие предназначено студентам, обучающимся по специ­альностям 031900 «Специальная психология», 031800 «Логопе­дия», 031700 «Олигофренопедагогика», 032000 «Специальная до­школьная педагогика и психология», коррекционных факульте­тов педагогических вузов, а также практическим психологам и педагогам, работающим с детьми, имеющими отклонения в пси­хическом развитии. Подготовлено в соответствии с требованиями ГОС-2000.

ББК 88.4я73


© ООО «ТЦ Сфера», 2005
ISBN 5-89144-599-9

Содержание

Введение 7

Глава 1. Теоретические основы логонсихологии 11

§ 1. Понятия, цели, задачи логопсихологии 11

Характеристика речи 13

Речевые нарушения, их причины 14

§ 2. История развития логопсихологии 15

Формирование типологии 15

Речевое и психическое развитие 18

§ 3. Связь логопсихологии с другими

науками 21

§4. Классификация речевых расстройств 24

Клинико-педагогическая классификация 24

Психолого-педагогическая классификация 29

§ 5. Структура отклоняющегося развития речи 32

Умственно отсталые дети 32

Дети с ЗПР 34

Дети с нарушениями слуха 34

Дети с нарушениями зрения 36

Дети с тяжелыми речевыми нарушениями 38

Дети с ДЦП 41

§ 6. Психопрофилактика речевых нарушений 44

Вторичная профилактика 45

§ 7. Специальные (коррекционные) учреждения

для детей с нарушениями речи 49

Критерии отбора в специальные

учреждения 49

Специальные школы 54

Глава 2. Психическое развитие детей с нарушениями
речи 60


§ 1. Развитие личности и эмоционально-
волевой сферы 60

Речь и общение 61

Психодиагностические методики 62

§ 2. Восприятие как психическая характеристика 62

Основные понятия 62

Особенности восприятия при речевых

нарушениях 64

Диагностика нарушений восприятия 68

Коррекция нарушений восприятия 69

§ 3. Слуховое восприятие 73

Основные понятия 73

Виды слуховых агнозий 74

Диагностика слуховых агнозий 77

§ 4. Зрительное восприятие S1

Виды зрительных агнозий 81

Диагностика зрительных агнозий S3

§ 5. Осязательное (тактильное) восприятие 87

Виды тактильных агнозий 87

Диагностика тактильных агнозий 89

§ 6. Внимание как психическая

характеристика 93

Основные понятия 93

Особенности внимания при речевых

нарушениях 95

Диагностика нарушений внимания 97

§ 7. Память как психическая характеристика 98

Основные понятия 98

Особенности памяти при речевых

нарушениях 100

Диагностика нарушений памяти 101

§ 8. Мышление как психическая

характеристика 105

Основные понятия 105

Особенности мышления при речевых
нарушениях 106

§ 9. Воображение как психическая

характеристика 111

Основные понятия 111

Развитие воображения 113

Особенности воображения при речевых

нарушениях 115

Диагностика нарушений воображения 117

§ 10. Моторика 118

Особенности моторики при речевых

нарушениях 119

Диагностика нарушений моторики 122

Коррекция нарушений моторики 123

Глава 3. Развитие речи в норме и патологии 128

§ 1. Роль речи в развитии ребенка 128

Периоды развития речи 128

Психическое развитие при речевых

нарушениях 129

Диагностика речевых нарушений 131

Коррекция речевых нарушений 132

§ 2. Дословесный период развития речи 135

Исследование дословесного периода

развития речи 135

Стадии дословесного периода развития

речи 136

Механизмы порождения высказывания

у детей 137

Развитие языковых функций 138

§ 3. Кризис первого года 146

Проявления и структура 146

Диагностика и коррекция речевых

нарушений 148

§ 4. Ранний возраст 151

§ 5. Кризис трех лет 156

Общая характеристика речи 157

Диагностика речевого развития 158

§ 6. Пятилетний возраст 160

Психологическая характеристика 160

Исследование слухового восприятия 163

§ 7. Особенности дошкольников с речевыми

нарушениями 168

Игровая деятельность 168

Изобразительная деятельность 171

Восприятие 171

Внимание 172

Память 172

Мышление и воображение 173

Личностная и эмоционально-волевая

сфера 174

Речь и общение 174

Педагогическое обследование 175

§ 8. Школьный возраст 177

Нарушения восприятия, внимания

и памяти 177

Нарушения мышления и саморегуляции 180

Нарушения воображения

и коммуникативных способностей 181

Эмоционально-личностные особенности 182

Особенности учебной деятельности 184

Коррекции речевых нарушений 191

Трудовая деятельность 193

§ 9. Взаимовлияние возрастных и речевых

кризисов 197

Кризис новорожденное™ 197

Кризис первого года жизни 198

Кризис трех лет 200

Кризис семи лет 202

Кризис тринадцати лет 203

Кризис юношеского возраста 205

Глава 4. Коммуникативная сфера детей с речевыми
нарушениями 206


§ 1. Личностные особенности человека 206

Основные понятия 206

Типы личности при речевых нарушениях 209

Мотивация общения 210

§ 2. Особенности коммуникации у детей

с речевыми нарушениями 213

Общая характеристика 213

Особенности коммуникации при речевых

нарушениях 216

Коммуникативные нарушения у младших
школьников 219

§ 3. Социально-психологические проблемы 225

Влияние социальных факторов

на развитие речи ребенка 227

§ 4. Коммуникативная дезадаптация детей с ЗРР

в раннем возрасте 232

Особенности стиля общения 234

§ 5. Семейное воспитание детей с речевыми

нарушениями 236

Заключение 240

Ключ к тестам 245

Список рекомендуемой литературы 246

Посвящается светлой памяти выдаю шегося ученого А. Р. Лурии, одного из основоположников психологии и па­тологии речевой деятельности.

Современная психология рассматри­вает речь как средство общения, т.е. как сложную и специфически органи­зованную форму сознательной дея­тельности.

А. Р. Лурия

ВВЕДЕНИЕ

Активное развитие процесса обмена информации в обще­стве обусловливает необходимость дальнейшего изучения пси­хологических механизмов коммуникации. Системный анализ (А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Куницына и др.) позволяет оценить целостность и многообразие ее проявлений на раз­ных уровнях организации коммуникативных систем (микро­уровень — индивидуально-психологические; мезоуровень — межличностные; макроуровень — крупные социально-психо­логические). Это обусловило создание информационно-ком­муникативной концепции (О.В. Трошин), объясняющей уни­версальные механизмы психологических процессов приема, переработки и передачи коммуникативной информации.

Известно, что через процесс общения развиваются все психические свойства, функции человека. Поэтому особое значение имеет психология коммуникации (Г.Ф. Андреева, А.А. Леонтьев, Т.Н. Ушакова и др.). Как отмечает И.А. Зим­няя, «многие науки объединяют свои усилия в изучении речевых процессов: лингвистика, психолингвистика, пси­хосемантика, нейролингвистика, психофизиология, психо­логия». Поэтому возникла необходимость обосновать меж­дисциплинарный подход, представленный синтологической психологией коммуникации, которая изучает особенности пси­хологической организации единой коммуникативной мета­системы, интегрирующей многоуровневую структуру язы­ковых средств, речевой деятельности и способностей, про­цесса общения через коммуникативное взаимодействие.

Перед психологией коммуникации стоят следующие за­дачи:

— исследование психологических особенностей систем языка, речи, общения;

  • разработка дифференцированного понятийного ап­
    парата лингвистического, фазического, интерактив­
    ного уровней организации процесса коммуникации;

  • изучение интегративной структуры коммуникатив­
    ной метасистемы, ее компонентов, блоков, прин­
    ципов функционирования;

  • анализ психологического содержания трех разделов
    психологии коммуникации: общего, частного и спе­
    циального;

  • обоснование особенностей синтологической психо­
    лингвистики, психосемантики;

  • оценка современных принципов и содержания ло-
    гопсихологии, ее частных направлений;

  • создание и внедрение новых методов психодиагно­
    стики, психокоррекции, психотерапии.

Психология коммуникации как дисциплина имеет сле­дующую структуру:

Общая психология коммуникации Психология языка Психология речи

Психология речевой деятельности Психология речемыслительных процессов Психология речевых способностей Психология общения Частная психология коммуникации Синтологическая психолингвистика Синтологическая психосемантика Психоинформатика Специальная психология коммуникации Логонейропсихология Логопсихология (общая) Логопатопсихология Логодиагностика Логотерапия

Существует два методологических подхода к анализу процесса коммуникации.

  1. Коммуникация как интегративный процесс (Р.С. Не-
    мов, 1996). С этой точки зрения коммуникация рассматри­
    вается как единая система, которая включает контакты,
    общение, обмен информацией и взаимодействие людей
    друг с другом.

  2. Коммуникация как частный аспект общения (А. В. Пет­
    ровский, 1995). С этой точки зрения общение оценива­
    ется как многоплановый процесс развития контактов

8

между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Оно включает в себя обмен информацией меж­ду участниками совместной деятельности, который рассмат­ривается как коммуникативная сторона общения. Кроме это­го также выделяются перцептивный (взаимовосприятия) и интерактивный (взаимодействие) аспекты.

В современном обществе продолжается увеличение числа детей с отклонениями в развитии, в связи с чем важную роль играет внедрение в практическую педагогику и пси­хологию достижений такого раздела психологии комму­никации, как логопсихология.

Логопсихология только начинает складываться как само­стоятельная область научных знаний. Сохраняется ее зависи­мость от лингвистики и психолингвистики, отсутствует диф­ференциация от логопедии. Не сформировалась и практи­ческая система, нет методологической основы для работы с речевыми нарушениями на психологическом уровне.

Поэтому логопсихология до сих пор часто преподается в вузах с позиции логопедии. Но логопедия — это наука о нарушениях речи, методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспи­тания, поэтому ее относят к специальной педагогике.

Нарушениями речи занимаются физиологи, невропато­логи, психологи, лингвисты и др. При этом каждый специ­алист рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей на­уки. Существует дошкольная, школьная и занимающаяся подростками и взрослыми логопедия.

При этом не учитывается, что, по Л.С. Выготскому, речь — это прежде всего основная высшая психическая функция, через которую опосредовано формирование всех остальных функций. В связи с этим речевую деятельность надо рассматривать не как физиологический механизм ар­тикуляции звуков, слогов и слов, а как психический про­цесс коммуникации. И расстройство речи с точки зрения коммуникативной теории — это нарушение вербальной коммуникации.

Данное пособие отражает основные аспекты новой учебной дисциплины педагогических вузов «Логопсихо­логия». Оно подготовлено в соответствии с ГОС—2000, учебными программами, рекомендованными Минобра­зования РФ.

При изложении материала авторы придерживались еди­ного плана анализа роли психологических систем в фор-

мировании речевых нарушений: общая характеристика психических процессов; их особенности при речевой па­тологии; организация психодиагностики; методики пси­хокоррекции. Каждая тема завершается выводами, конт­рольными вопросами для проверки знаний, тестовыми за­даниями на усвоение учебного материала и списками литературы для самостоятельной работы студентов.

Данная работа интегрирует материалы ведущих учеб­ных пособий в области логопедии и логопсихологии: Ос­новы специальной психологии // Под ред. Л.В. Кузнецо­вой. М., 2002; Лубовский В.И. Развитие словесной регуля­ции действий у детей. М., 1978; Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. М., 1995.

Предпринята попытка синтеза этих исследований и ма­териалов кафедры специальной психологии НГПУ на ос­нове системно-коммуникативной концепции.

В заключение хотелось бы выразить глубокую признатель­ность главному редактору издания В.В. Дремовой, по иници­ативе и при поддержке которой осуществлялось издание кни­ги, а также рецензентам пособия: проф. О.Н. Усановой, проф. А.Г. Андрееву, канд. пед. наук Г.С. Гуменной за высказанные добрые пожелания при подготовке работы; канд. психол. наук Е.Ю. Медведевой и С.А. Клюжевой; ассистентам Ю.В. Серо­вой, Е.М. Шопиной и всем сотрудникам кафедры специаль­ной психологии, курса «Логопедии и логопсихологии» НГПУ, активно и заинтересованно участвовавшим в ее подготовке.

Слова искренней благодарности авторы выражают ру­ководству НГПУ и лично ректору университета, д-ру филос. наук, проф. В.А. Глуздову за всестороннюю под­держку нашей кафедры; д-ру психол. наук, проф., за­служенному деятелю наук РФ У.В. Ульенковои, поло­жившей начало специальной психологии в Нижегород­ском регионе, возглавляющей психологическую научную школу НГПУ.

Отдельно хотелось бы сердечно поблагодарить членов наших семей, дорогих родителей за душевную теплоту и понимание, за тот позитивный психологический климат, который способствовал продуктивному проведению ис­следования.

Самые добрые пожелания всем читателям, интересую­щимся проблемами психологии детей с отклонениями в развитии. Рекомендации и замечания по содержанию по­собия, предложения по поводу сотрудничества просьба высылать в издательство.

Глава 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ

Психические процессы человека являются сложными функциональ­ными системами.

А. Р. Лурия

§ 1. ПОНЯТИЯ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ЛОГОПСИХОЛОГИИ

Логопсихология — это отрасль специальной психоло­гии, которая изучает психику людей, имеющих первич­ный речевой дефект, и принципы психокоррекционной работы с ними с учетом смежных наук (общей и специ­альной психологии, педагогики, медицины, нейропсихо-лингвистики, патопсихологии и др.). При нарушениях речи отмечаются разнообразные особенности психических про­цессов, состояний и свойств личности, которые необхо­димо учитывать в коррекционно-воспитательной работе.

Являясь одной из составных частей специальной психо­логии, логопсихология интегрирует современные достиже­ния логопедии и психологии отклоняющегося речевого раз­вития (В.И. Лубовский, О.Н. Усанова, Л.В. Кузнецова).

Переход логопсихологии на коммуникативную концеп­цию позволит проводить более углубленное исследова­ние паралингвистических средств речевой деятельности (интонация, темп, модуляция, фонация и др.), невер­бального компонента общения (мимика, жесты, позы, прямые сенсорные и физические контакты), а также под­робное рассмотрение различных форм процесса комму­никации (контакты, общение, обмен информацией, вза­имодействие между людьми). Этот анализ вместо лингви­стического уровня распространяется на психологический и социально-психологический уровни взаимодействия между людьми, что более оправдано, когда дело касает­ся человека вообще и тем более в рамках современной гуманизации научных знаний.

Можно выделить несколько принципов системно-ком­муникативной концепции.

11

  1. Парадигма полисистемной коммуникации.

  2. Динамичность психологических доминант коммуни­
    кативной метасистемы.

  3. Полифункциональная теория коммуникативного вза­
    имодействия.

  4. Комплексность, системность психологического ис­
    следования процесса коммуникации.

  5. Закономерности многоуровневой иерархической
    структуры метасистемы.

  6. Динамическая системная организация коммуника­
    тивных функций.

  7. Полисиндромная диагностика коммуникативных де­
    задаптации.

Системный подход к коммуникации (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов), в том числе с позиции лого-психологии (О.В. Трошин), основан:

  • на теории функционирования коммуникативных си­
    стем (и форм коммуникативной дезадаптации);

  • теории многоуровневого анализа коммуникативной
    деятельности (и ее нарушений);

  • системно-генетической теории развития коммуни­
    кативных способностей (и онтогенеза ЗРР).

Данные теории базируются на следующих принципах:

  • системной организации коммуникативного поведе­
    ния, социально-психологической адаптации процес­
    са общения, успешности коммуникации (внутриси­
    стемных взаимодействий);

  • структурной многоуровневое™ коммуникативной де­
    ятельности, функциональной целостности речемыс-
    лительных процессов, межсистемного взаимодей­
    ствия в процессе коммуникации;

  • развития коммуникативных систем, системного ге-
    неза коммуникативных способностей, возрастной
    дифференциации индивидуальных стилей общения.

Применительно к логопсихологии это обусловливает необходимость создания:

  • психодиагностических систем для многоуровневого
    исследования речевых нарушений;

  • психокоррекционных технологий для своевременной
    реабилитации речевых отклонений, развития эмо­
    циональной, речевой экспрессии, коммуникабель­
    ности, социальной адаптации процесса общения;

  • психолого-педагогической системы непрерывною со­
    провождения на разных возрастных этапах развития

12

детей с ЗРР, последовательной компенсации нару­шений, профилактики вторичных отклонений с по­следующей социальной интеграцией. Задачи логопсихологии:

  • определение перспектив развития детей с наруше­
    ниями речи и эффективных средств их воспитания и
    образования;

  • разработка методов дифференциальной диагности­
    ки, позволяющих выделить первичное речевое не­
    доразвитие среди сходных по внешним проявлени­
    ям состояний (аутизма, нарушений слуховой функ­
    ции, задержки психического развития, сложных
    недостатков развития);

  • унификация категориального аппарата;

  • углубленное изучение механизмов и методов кор­
    рекции нарушений психических процессов, возник­
    ших вследствие первичного речевого дефекта;

  • изучение онтогенеза психических процессов при раз­
    личных формах речевых расстройств;

  • ранняя профилактика, выявление и устранение на­
    рушений психических процессов у детей с речевы­
    ми нарушениями;

  • творческая и научно-обоснованная разработка со­
    держания, методов обучения и воспитания детей с
    тяжелыми нарушениями речи в специальных детских
    садах и школах;

  • последовательная реализация комплексного подхода
    при выявлении и коррекции нарушений психических
    процессов, вследствие первичной речевой патологии;

  • разработка ТСО, лабораторно-эксперименталыюго
    оборудования, внедрение в диагностический и кор-
    эекционный процессы компьютерной техники;

  • анализ достижений в теории и практике отечествен­
    ной и зарубежной логопсихологии.

Характеристика речи

Речь представляет собой сложную психическую деятель­ность, имеющую различные виды и формы. Выделяют эк­спрессивную и импрессивную речь.

Экспрессивная речь (воспроизводимая) — это высказы­вание с помощью языка, направленное вовне и проходя­щее несколько этапов: замысел — внутренняя речь — внеш­нее высказывание.

13

Импрессивная речь (воспринимаемая) — это процесс понимания речи (устной или письменной) окружающих, который также проходит несколько этапов: восприятие речевого сообщения — выделение информационных мо­ментов — формирование во внутренней речи обшей смыс­ловой схемы воспринятого сообщения.

Выделяют четыре самостоятельные формы речевой де­ятельности, из которых к экспрессивной речи относятся устная и письменная речь (собственно письмо), а к имп рессивной — понимание устной и письменной речи (чте­ние).

Устная речь — сложный, многогранный промесс, вклю­чающий в себя следующие стороны:

  • фонетическую (смыслоразличительные звуки);

  • лексико-грамматическую (слова, фразы, сообще
    ния);

  • мелодико-интонационную (интонация, голос, ок
    раска);

  • темпо-ритмическую (темп и ритм).

Устная речь может быть диалогической и монологиче­ской. На основе устной речи строится и развивается пись­менная речь, которая может быть самостоятельной или под диктовку, и чтение.

Речевые нарушения, их причины

Речевые нарушения в детском возрасте могут быть фи­зиологического (связаны со сроками созревания перифе­рических центральных структур головного мозга) и пато­логического (болезненного) характера.

Патологические нарушения речи в зависимости от ло­кализации подразделяются на центральные (дизартрия, ал алия, афария, дисграфия, дислексия) и перифериче­ские (дислалия, ринолалия, ринофония, дисфония), а в зависимости от характера нарушения — на органические и функциональные.

При повреждении периферических отделов слухового анализатора страдает восприятие устной речи, что служит причиной сенсорной афазии (или алалии), при этом на­рушается фонематический слух. Повреждение различных отделов зрительного анализатора сопровождается наруше­нием восприятия письменной речи. Нарушение функцио­нирования моторных зон двигательного анализатора при­водит к недостаткам произношения, так как страдают под-

14

вижные (язык, губы, мягкое нёбо) и статический (твер­дое нёбо) органы артикуляции, а также органы голосооб-разования и дыхания (голосовые связки, гортань, легкие, бронхи, трахея, диафрагма) — периферический отдел ре чедвигательного анализатора.

Среди причин, вызывающих недоразвитие мозга и при­водящих к тяжелым нарушениям речи, наиболее распрост­ранены инфекции и интоксикации матери во время бере­менности, токсикозы, родовая травма, асфиксия, несов­местимость крови матери и плода по резус-фактору (резус-конфликт) или по групповой принадлежности кро­ви, заболевания ЦНС (нейроинфекции — менингиты, эн­цефалиты, менингоэнцефалиты) и травмы мозга в пер­вые годы жизни ребенка.

Особое место в этиологии занимает перинатальная эн­цефалопатия — поражение мозга, возникшее в период ро­дов. В связи с этим выделяют: локальный речевой дефект (недостаточность речевых зон коры головного мозга), при котором нарушения познавательной сферы вторичны, и сочетанный психоречевой дефект — нарушения как по­знавательной сферы, так и речи.

Вопросы и задания

\. Раскройте основные задачи логопсихологии.

  1. Назовите принципы системно-коммуникативной
    концепции.

  2. Проведите сравнительный анализ экспрессивной и
    импрессивной речи.

  3. Каковы основные причины нарушений речи?

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей