Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Учебно-методическое пособие Чита 2007 удк 152. 27 (075. 3) Ббк ю 983. 401я 73


НазваниеУчебно-методическое пособие Чита 2007 удк 152. 27 (075. 3) Ббк ю 983. 401я 73
Анкорkalashnikova s a diagnostika psihicheskogo razvitiya detei v doc-1377426616.doc
Дата23.09.2017
Размер0.78 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаkalashnikova_s_a_diagnostika_psihicheskogo_razvitiya_detei_v_doc
ТипУчебно-методическое пособие
#17536
страница2 из 11
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Глава 2. Психологическая диагностика развития детей от рождения до

1 года.
2.1. Показатели развития младенца и параметры диагностики.
Идеальной была бы оценка нейропсихического состояния ребенка сразу после рождения, возможность которой ограничена рядом причин:

- только очень тяжелые нарушения проявляют себя в раннем периоде;

- более легкие психические отклонения не всегда сочетаются с яркими соматическими симптомами;

- причиной нарушений психического развития могут быть постнатальные вредности.

Поэтому необходимо стремиться составить клиническое представление о психическом развитии ребенка на каждом из возрастных уровней [9].

В период новорожденности можно изучать следующие поведенческие реакции: способность обращать глаза в сторону звука и отворачиваться от неприятного запаха; способность воспринимать расстояние, отодвигать голову назад при приближении предмета; способность в первые дни жизни образовывать условные рефлексы; способность на 2-й неделе смотреть на лицо матери дольше, чем на посторонние лица, и реагировать более продолжительно на человеческий голос, чем на чистый звуковой тон.

Необходимый минимум при клиническом обследовании младенца включает в себя: 1) оценку зрелости; 2) наблюдение за плачем; 3) изучение: лица (лицевой парез, лицо, характерное для определенных болезней), глаз (катаракты, нистагм), движений (качество, количество, симметрия), позитуры (излишнее напряжение из-за спастичности); 4) пальпацию родничков и черепных швов; 5) оценку: мышечного тонуса, рефлексов Моро, хватательного и коленного; 6) измерение окружности головы; 7) осмотр спины для выявления кожных синусов; 8) грубое определение слуха; 9) исследование на фенилкетонурию [9].

В качестве параметров оценки психического развития ребенка первого года жизни могут быть использованы показатели умственного развития, выделенные Ж.Пиаже. Согласно его концепции, ребенок до года находится в первом периоде умственного развития – сенсомоторном. Дети в это время еще не овладели языком и у них не психических образов для слов. Знания об окружающем мире складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Сенсомоторный период проходит через 6 стадий, из которых 4 – в возрасте до года:

1. Упражнение рефлексов (новорожденность). Дети «упражняют» все навыки, которыми обладают в данный период развития. Это безусловные рефлексы: сосание, хватание, плач. Кроме этого новорожденные умеют смотреть и слушать.

2. Первичные круговые реакции (1-4 месяца). Ребенок начинает приспосабливаться к своему окружению, используя аккомодацию (приспособление старых схем к новой информации).

3. Вторичные круговые реакции (4-8 месяцев). Дети произвольно повторяют те формы поведения, которые доставляют им удовольствие; развивается способность восприятия постоянства объекта. С этим качеством связано появление в 7-8 месяцев первых страхов (страх «чужого»), а также восприятие постоянства объектов составляет основу привязанности к значимым для ребенка людям.

4. Координация вторичных схем (8-12 месяцев). Происходит дальнейшее развитие всех упомянутых способностей ребенка. Появляются первые признаки умения предвосхищать события (например, плач при виде йода) [5].

Основное новообразование новорожденности (от 0 до 2 мес.) – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.

Комплекс оживления является основным новообразованием возраста и служит границей критического периода новорожденности. Комплекс оживления включает в себя ряд реакций: общее моторное возбуждение при приближении взрослого; использование крика, плача для привлечения к себе внимания, т.е. возникновение инициативы общения; обильные вокализации во время общения с матерью; улыбка.

Сроки появления комплекса оживления рассматриваются как один из основных критериев нормативности психического развития ребенка [5; 7].

Младенческий возраст (2 месяца – 1 год) характеризуется полной зависимостью от взрослого. Основными новообразованиями возраста являются: 1) формирование структуры предметного действия; 2) формирование структуры речевого действия.

Ведущим типом деятельности в первом полугодии период является непосредственно-эмоциональное, или ситуативно-личностное общение со взрослым, внутри и в результате которого развиваются все психические процессы ребенка [7].

Таблица 5

Ориентировочная таблица развития способностей восприятия у младенцев [18].

Возраст

Способности

    1. месяц



  1. месяц




  1. месяца


  1. месяца



  1. месяца

5-6 месяцев


6 месяцев

6,5 месяцев

8-10 месяцев
10-12 месяцев


Звуко-зрательно-двигательные связи, обнаруживаемые в повороте головы и глаз на звуки.

Следит за движениями предметов и людей.

Отличает запах матери от запаха других людей.
Распознает многие звуки речи.
Обладает двухцветным зрением.

Начинает реагировать на объект в целом, а не на отдельные его фрагменты.
Обладает бинокулярным и периферическим зрением.

Отличает живое лицо матери от фотографии.

Слышит и имитирует высокие и низкие звуки.

Связывает голос матери с ее лицом и звуки с их источниками.

Отличает голоса матери и отца от голосов незнакомых людей.

Различает предметы в вертикальном и наклонном положениях.

Различает плоскостные и объемные изображения.
Различает, помимо вертикального, и другие положения предметов (отличает предметы, поставленные вверх ногами, от наклонных)
Отличает лицо матери от лиц незнакомых людей.

Способен воспринимать постоянство размера объектов.
Активизируется зрительная и двигательная системы ребенка, облегчая начинающему ползать малышу восприятие глубины.
Способен воспринимать постоянство формы объектов.
Опознает предметы, прикасаясь к ним, но не рассматривая. Умеет различать на ощупь знакомые и незнакомые предметы.


В качестве параметров ситуативно-личностного общения ребенка следует рассматривать инициативность ребенка при общении, чувствительность ребенка к воздействиям взрослого и средства общения.

Инициативность в общении характеризует стремление ребенка привлечь к себе внимание взрослого, продлить общение (в первом полугодии) и продемонстрировать свои умения. Побудить к помощи, совместной деятельности, выражению отношения к себе и др. (во втором полугодии).

Чувствительность ребенка к коммуникативным воздействиям взрослого – это его готовность воспринимать коммуникативные «послания» взрослого и откликнуться на его предложения. Показателями чувствительности к воздействиям взрослого в первом полугодии являются:

- внимание и интерес к ним ребенка (замирание, сосредоточенность);

- положительное отношение (улыбка, двигательное оживление, вокализации);

- перестройка состава комплекса оживления в зависимости от поведения взрослого (более интенсивное двигательное оживление при дистантном общении, сосредоточенность на взрослом в момент воздействий и др.).

Показателями чувствительности во втором полугодии являются ответные действия на обращения взрослого (попытка подражать, реакция на похвалу и порицание и др.), чередование инициативных и ответных действий, согласованность собственных действий с действиями взрослого.

Средства общения в первом полугодии – это количество и выраженность компонентов комплекса оживления, используемых ребенком в целях общения. Состав комплекса оживления в силу различных причин может быть: неполным; полным со слабой выраженностью отдельных компонентов; может вовсе отсутствовать. Во втором полугодии – предречевые средства (лепет, первые слова), а также положительные и отрицательные эмоции и различные действия с предметами.

Во втором полугодии жизни формируется и становится ведущей предметно-манипулятивная деятельность [5; 7].

Предметно-манипулятивная деятельность ребенка представлена в виде разнообразных действий с предметами:

  1. Неспецифические действия. Это ориентировочно-исследовательские действия, которые ребенок производит со всеми предметами (захватывает, рассматривает, царапает, перекладывает из руки в руку, тянет в рот и др.). В процессе выполнения таких действий ребенок удовлетворяет потребность в познании и активном функционировании. Постепенно опыт действий с предметами фиксируется в памяти, постепенно нарастает произвольность действий.

  2. Специфические действия. Это определенные произвольные действия с конкретными предметами.

  3. Культурно-фиксированные действия. Это действия, выполняемые ребенком по образцу, полученному в общении со взрослым.

Виды действий с предметами, а также познавательная активность (разнообразие действий с предметами, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность) являются параметрами уровня развития предметно-манипулятивной деятельности.

Основные параметры при диагностике познавательной активности:

- внимание и интерес к предметам (степень сосредоточенности ребенка на предмете, выраженность внимания, интереса, удивления, наличие отвлечений в процессе восприятия предметов);

- положительные эмоциональные проявления, сопровождающие познавательную деятельность (выраженность улыбки, двигательного оживления и вокализаций, сопровождающих восприятие предметов и действий с ними);

- познавательные действия, отражающие стремление ребенка к обследованию предметов (характеристики зрительных, оральных и мануальных действий, совершаемых ребенком при визуальном восприятии и тактильном обследовании предметов) [5].

Перечисленные параметры определяются по показателям поведения ребенка в разных диагностических ситуациях, которые должны предусматривать возможность выбора ребенком вида деятельности и общения со взрослым, проявления инициативности в общении, чувствительности к различным коммуникативным воздействиям взрослого, продемонстрировать владение средствами общения.


2.2. Признаки нарушений нервно-психического развития в младенчестве.
Первый год является наиболее насыщенным в плане развития психических функций ребенка, периодом, в отношении которого осуществляется оценка изменений, служит 1 месяц. Отставание в развитии на 1 период (на 1 месяц) является поводом для отнесения ребенка в группу повышенного риска, на 2 – признаком нарушения развития [10].

В первые три месяца тревогу в отношении возможности повреждения центральной нервной системы должны вызывать следующие признаки:

- пронзительный длительный немодулированный крик;

- тремор подбородка, ручек;

- запрокидывание головки назад в положении лежа на боку, в вертикальном положении на руках взрослого;

- симптом Грефе (симптом «заходящего солнца») – при переводе ребенка из горизонтального в вертикальное положение глазные яблоки слегка поворачиваются книзу и над радужками появляется полоска склеры;

- поза «фехтовальщика» (патологический рефлекс Моро) – если в положении ребенка на спине отвести ручку в сторону, голова поворачивается в сторону отведения и вторая ручка, согнутая в локтевом суставе, поднимается вверх, к голове;

- при опоре на твердую поверхность ребенок опирается на цыпочки, перекрещивает ножки;

- «путает» день и ночь;

- настроение и поведение очень сильно зависит от погоды на улице;

- при сосании поперхивается, пища вытекает из рта, иногда носа;

- лежа поворачивает голову преимущественно в одну сторону.

В 6 месяцев при благоприятном течении раннего восстановительного периода после различных повреждений ЦНС у ребенка обычно отсутствуют яркие проявления неврологической симптоматики и признаки отставания в развитии, при достаточно серьезных повреждениях, в том числе и при недоразвитии ЦНС четко проявляется устойчивая ретардация или асинхрония развития.

В 1 год показателями возможного повреждения ЦНС могут служить следующие признаки:

- ребенок ходит только с поддержкой вследствие опоры на носки и мышечной гипотонии;

- отмечается выраженное предпочтение действий правой и левой рукой;

- не понимает просьб и не знает названий предметов;

- в речи мало слогов и совсем нет слов;

Игровая деятельность носит устойчиво разрушительный характер;

- окружность головы более 50 или менее 44 см.

Кроме того, тревогу могут вызывать особенности настроения и поведения детей, особенно, если они проявляются достаточно длительное время:

- неспокойное, медленное засыпание с дополнительными воздействиями; неспокойный, прерывистый или очень глубокий сон;

- неустойчивый, плохой или резко повышенный (неразборчивый) аппетит, отказ от пищи;

- отрицательные привычки – раскачивние, сосание пальца и т.п.;

- пассивный, безучастный характер бодрствования;

- раздражительно-возбужденное или подавленное настроение [10].


2.3. Психодиагностический инструментарий.
Для диагностики психомоторного развития детей младенческого возраста могут быть использованы Шкалы психомоторного развития А. Гезелла (приложение 1). Эти шкалы рассчитаны на обследование детей от рождения до 6 лет. На первом году жизни таблицы позволяют следить за развитием ребенка с интервалом в 4 недели, на втором году – 3 месяца, начиная с третьего года жизни – один раз в 6 месяцев [4]. Проведение диагностической оценки включает в себя 5 ступеней:

  1. Сбор анамнеза и предварительная беседа.

  2. Исследование поведения в соответствии с протоколом и порядком проведения;

  3. Запись результатов и диагностический обзор всего собранного материала.

  4. Обсуждение результатов и рекомендации родителям.

  5. Составление письменного отчета.

Для проведения обследования выбирается тестовая форма, соответствующая уровню развития ребенка. В таблице имеются две колонки:

А – анамнез; Н – наблюдение.

Исследование проводится не только по профилю соответствующего возраста, но и по предыдущему и последующему профилям с целью выявления базового и верхнего уровней развития в той или иной области. Психомоторное развитие оценивается по пяти основным областям:

  1. адаптивное поведение;

  2. грубая моторика;

  3. тонкая моторика;

  4. речевое развитие;

  5. социализация личности.

Область «адаптивное поведение» включает в себя восприятие взаимоотношений частей целого, их интеграцию; координацию движений глаз и рук в достижении и захватывании предметов; использование моторных возможностей для достижения практических целей; способность приспосабливаться к новым обстоятельствам и действовать в них на основании имеющегося опыта.

В область «грубая моторика» входят постуральные реакции, удержание головы, сидение, стояние, ползание и ходьба.

При оценке области «тонкая моторика» рассматривается использование пальцев руки в схватывании и манипулировании объектами. С точки зрения, Гезелла, моторные возможности являются начальным пунктом для оценки зрелости, однако часто только они и исследуются. Моторное и адаптивное поведение и, фактически, все формы поведения тесно взаимосвязаны, но они могут быть рассмотрены по отдельности в диагностических целях.

Область «речевое развитие» авторами шкал используется широко, включая все видимые и звуковые формы коммуникации: выражения лица, жесты, постуральные движения, вокализация, слова, фразы и предложения. Правильно артикулированная речь зависит от социального окружения, но требует определенной зрелости сенсорно-моторных и кортикальных систем.

Область «социализация личности» отражает реакции ребенка на социально-культурное окружение. Контроль за мочеиспусканием и дефекацией является социальным требованием, но оно зависит от зрелости нервной системы ребенка. Хотя социализация зависит от особенностей самой личности и ее окружения, тем не менее, есть определенные возрастные нормативы, отклонения от которых имеют диагностическое значение.

В любой из пяти областей уровнем развития считается возраст, когда сочетание плюсов переходит в сочетание минусов. Шкалы Гезелла не потеряли своей актуальности. Они дважды пересматривались учениками автора. Главное достоинство тестов – вычленение психомоторных областей развития, которое заостряет внимание на отклонениях в той или иной области. Ребенок может иметь высокие показатели в одной области и отставать по другим показателям. Авторы шкалы рассматривали ее как инструмент диагностики развития и делали упор не на количественные, а на качественные стороны этого процесса.

Необходимой процедурой в обследовании является сбор анамнеза и предварительная беседа. Основные направления сбора информации: семья, ее состав; течение беременности, родов, периода новорожденности; наличие судорог в анамнезе; темпы развития до настоящего момента, поведение в текущий период; непосредственное социальное окружение.

По возможности тестирование должно проводиться в тот промежуток времени, когда ребенок наиболее активен и спокоен. До 18-месячного возраста собеседование и обследование могут быть совмещены в одном сеансе. Далее, особенно после 2,5 лет, для выяснения исходного состояния может потребоваться отдельная предварительная встреча.

В обследовании с применением шкал Гезелла используются следующие материалы:

1. Мяч диаметром 10-15 см.

2. Мяч диаметром примерно 6 см.

3. Колокольчик с деревянной ручкой общей высотой около 7 см и диаметром около 4 см.

4. Стеклянная бутылочка высотой примерно 6 см, диаметр горлышка примерно 2,5 см и пилюли из сахара.

5. Бубенчики на ленточке.

6. Погремушка длиной около 15 см с тонкой ручкой.

7. Красное кольцо диаметром около 10 см на веревочке.

8. Тестовые объекты: карандаш, ключ, ножик, монета, то есть предметы, используемые в повседневной жизни.

9. Взвешенные блоки: 6 штук массой от 3 до 15 г, с длиной ребра 2 см.

10. Карта с нарисованными на ней зеленым цветом геометрическими фигурами (круг, полукруг, квадрат, треугольник, крест) и соответствующие фигуры красного цвета.

11. Десять деревянных красных кубиков с длиной ребра 2,5 см.

12. Чашка из алюминия высотой 5 см, диаметр дна – 10 см.

13. Доска с вкладывающимися в нее фигурами (треугольник, круг, квадрат). Доска зеленого цвета размером 15×35×1,5см с отверстиями, которые равноудалены друг от друга и от сторон доски и соответствуют фигурам. Фигуры белого цвета толщиной 2 см. Круг диаметром 8 см, треугольник со стороной 9 см, квадрат со стороной 7,5 см.

14. Карты с картинками: а) собачка, ботинок, чашка, дом; б) часы, корзина, книга, флаг, листик дерева, звезда.

15. Мелки длиной 12 см, диаметром 1,2 см.

16. Книжка с детскими стихами.

17. «Чудесная коробка» размером 40×25×18 см. Снабжена ручкой для удобства переноски. Отверстия на одной из сторон, равноудаленные друг от друга и от краев и соответствующие блокам. Справа налево: вертикальный прямоугольник размером 7,5×2 см, круг диаметром 4 см, горизонтальный прямоугольник размером 3×1 см.

18.Карточки для срисовывания размером 12×20 см с нарисованными жирными линиями фигурами (кружок, крест, квадрат и треугольник).

19. Тестовые объекты для тестирования по Стэнфорду – Бине (карта и геометрические фигуры к ней, изображение недорисованного человечка).

М.Н.Ильина предлагает «Тесты психического развития ребенка первого года жизни» [8; 9]. В связи с интенсивным психическим развитием ребенка первого года предлагаются тесты по каждому месяцу (по 10 субтестов на каждый месяц до 9-го, затем по 10 субтестов на каждые 2 месяца: 9-10 и 11-12 месяцы).

Второй год жизни подразделяется на стадии (от одного года до 15 месяцев; от 15 до 18 месяцев и от 18 до 24 месяцев). На каждую стадию предлагается по 10 субтестов.

В каждом субтесте отражены задания, с которыми должны справляться большинство детей соответствующего возраста. В тесты включены задания на моторное развитие, так как именно оно определяет речевое и умственное развитие ребенка и отражает стадию моторного развития по Пиаже. Таким образом, в зависимости от количества правильно выполненных субтестов для соответствующего возрастного этапа, можно судить о том, насколько ребенок отстает от нормативных показателей. Если ребенок справляется не только с субтестами своего возраста, но и с частью субтестов последующего возраста, это свидетельствует о его опережающем психическом развитии.

Стоит заметить, что не следует воспринимать результаты диагностики однозначно, поскольку каждый ребенок имеет свои темпы развития, которое не всегда является равномерным. Зачастую более существенным критерием психического развития ребенка выступает не соответствие стандартным нормам, а динамика индивидуального развития.
Контрольные вопросы.

  1. Назовите основные показатели развития младенца.

  2. Определите параметры психологической диагностики в младенческом возрасте.

  3. Каковы основные критерии нормативности психического развития младенца?

  4. Перечислите признаки нарушений нервно-психического развития в период младенчества.

  5. Каковы диагностические возможности «Шкал психомоторного развития» А.Гезелла?


1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей