Контрольные вопросы.
Назовите основные показатели развития ребенка в раннем детстве.
Определите параметры диагностики психофизического развития в раннем возрасте.
Каковы основные критерии нормативности психического развития раннего возраста?
Перечислите признаки нарушений нервно-психического развития в период раннего возраста.
Каковы диагностические возможности методики диагностики умственного развития детей раннего возраста Е.А.Стребелевой?
Каковы особенности диагностики речевого развития в раннем детстве?
Словарь терминов Анамнез – подробные сведения об условиях возникновения и протекания болезни, об истории развития ребенка на всех этапах его жизни.Анамнез может быть: медицинский, психолого-педагогический, социально-психологический.
Влияние наблюдателя – искажающее влияние присутствия наблюдателя на наблюдаемое поведение.
Диагностические обследование – применение готовых методик с целью выявления психологических особенностей испытуемого по одному или нескольким критериям. Обследование предполагает учет определенной точки отсчета для интерпретации полученных результатов, в качестве которой могут выступать «сырые баллы», стандартные показатели, соответствующие некому уровню, или качественные признаки. Основными задачами обследования являются обеспечение индивидуального подхода к коррекции и отслеживание индивидуальной динамики становления различных параметров психической деятельности (мониторинга развития).
Диагностические признаки – это симптомы, обнаруживаемые непосредственно в диагностическом обследовании. Чаще всего эти признаки неспецифичны, то есть можно предполагать различные причины их появления.
Зона ближайшего (потенциального) развития – реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи со стороны взрослого.
Игра предметная – детская игра с предметами человеческой культуры, в которой ребенок использует их по прямому назначению.
Интеллект – 1) совокупность врожденных или приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности; общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; 3) система всех познавательных процессов: ощущения, восприятии, памяти и т.д.
Клинический метод – гибкий, полустандартизованный метод постановки перед детьми задач и вопросов.
Когнитивная сфера – часть психологии человека, связанная с его познавательными процессами и сознанием, включающая в себя знания человека о мире и о самом себе.
Когнитивное развитие – процесс формирования и развития когнитивной сферы человека (восприятия, внимания. Воображения, памяти, мышления, речи).
Комплекс оживления – эмоционально положительная сенсомоторная реакция ребенка 2-3 месячного возраста на близкого для него человека, выражающаяся в повышении общей двигательной активности, вокализациях, проявлениях положительных эмоций.
Метод проб и ошибок – один из видов научения, при котором умения и навыки приобретаются в результате многократного повторения связанных с ними движений и постепенного устранения допускаемых ошибок.
Наглядно-действенное мышление – совокупность способов и процесс решения практических задач в условиях зрительного наблюдения за ситуацией и выполнения действий с представленными в ней предметами.
Обучаемость – способность к приобретению знаний, умений и навыков (научению).
Ориентировочная реакция – естественная реакция внимания на новые стимулы.
Подражание – вид научения, происходящего в результате буквального копирования поведения объекта, являющегося образцом для подражания.
Предметная деятельность – практические действия человека с реальными предметами материальной и духовной культуры, подчиненные их функциональному, культурно-обусловленному назначению.
Психодиагностика – теория и практика оценки психологических свойств, процессов и состояний человека при помощи научно проверенных методов, позволяющих получить достоверную информацию о них.
Психологический диагноз – структурированное описание выявленных индивидуально-психологических особенностей конкретного испытуемого в их взаимосвязи; конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых целью исследования.
Психологический прогноз - оценка потенциального уровня развития, выделение критериев, которые считаются важными для дальнейшего развития.
Сензитивный период развития – этап наиболее интенсивного развития определенных психических функций, оптимальный для освоения соответствующих видов деятельности.
Симптом – характерное проявление, признак психических или органических нарушений и заболеваний, свидетельствующий об изменении обычного или нормального функционирования организма или психики.
Синдром – комплекс симптомов, определенное сочетание группы симптомов, объединенных единым механизмом возникновения. Внутри общего синдрома симптомы объединяются закономерным и регулярным образом, характеризуя определенное болезненное состояние организма.
Социальная ситуация развития – социальные условия, система факторов, в которых и под воздействием которых происходит психическое развитие человека.
Тест – стандартизированный метод психологического исследования, предназначенный для точных количественных и определенных качественных оценок психологических особенностей человека с использованием сравнения этих оценок со стандартными нормами.
Уровень интеллекта – показатель интеллектуального развития, выраженный в стандартных баллах.
Уровень психического развития - совокупность способностей, знаний, умений и навыков, имеющихся у данного человека в сравнении с достаточно большой, представительной группой других людей или самим собой в иной период жизни.
Шкала Апгар – тест на жизнеспособность новорожденного. Предложена доктором Вирджинией Апгар. Обычно используется для оценки состояния новорожденного сразу после рождения или 5 минут спустя. Шкала позволяет дать интегральную оценку приспособляемости малыша к внешней среде, учитывающую цвет кожи, ритм сердечных сокращений и дыхания, мышечный тонус, проявления рефлексов. Каждый признак оценивается максимум 2 баллами, сумма может составить 10 баллов. Нормальными оценками считаются итоговые баллы от 7 до 10.
Литература
Аксенова Л.И., Лисеев А.А., Тюрина Н.Ш., Шкадаревич Е.В. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3 лет // Дефектология. – 2002. - №5.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 528 с.
Венгер А.Л. Структура психологического синдрома// Вопросы психологии. – 1994. - №4. – С.82-92.
Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Качество жизни. Методы исследования развития ребенка: новый инструментарий оценки развития детей. – СПб.: Речь, 2001. – 200 с.
Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов/ - Е.О.Смирнова, Л.Н.Галигузова, Т.В.Ермолова, С.Ю.Мещерякова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 144 с.
Домишкевич С.А., Инденбаум Е.Л. Психологическая диагностика в специальной психологии (общие вопросы): Учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2003. – 64 с.
Ефимкина Р.П. Детская психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. – 42 с.
Ильина М.Н. Психологическая оценка интеллекта у детей. – СПб.: Питер, 2006. – 368 с.
Ильина М.Н. Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6-ти лет. – СПб., 2004.
Инденбаум Е.Л. Психолого-педагогическая диагностика: Методические рекомендации. – Иркутск: изд-во ИГПУ, 2001. – 32 с.
Исаев Д.Н. Принципы оценки психического развития // Психопрофилактика в практике педиатра. – Л.: Медицина, 1984. – С. 36-47.
Лаак Я. Тер. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 384 с.
Психологическое тестирование/ А.Анастази, С.Урбина. – СПб.: Питер, 2003. – 688 с.
Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе: пособие для адм. шк., педагогов и шк. психологов /И.В.Кузнецова, Т.В.Ахутина, М.Р.Битянова и др. – Кн. 1. – М.: НМЦ «ДАР» им. Л.С.Выготского; Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997.
Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – С-Пб: Питер, 2000.
Стребелева Е.А. Ранняя диагностика умственной отсталости// Дефектология. – 1994. - №1.
Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб.: Питер, 2006. – 400 с.
Флэйк_Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер. с англ. / Общ. ред. М.С.Мацковского. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. – 511 с.
Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 320 с.
www.detisite.ru
Приложение 1
Таблицы для оценки психомоторного развития детей
от рождения до трех лет.
Таблица №1
А
| Н
| Ранний неонатальный период
| А
| Н
| 4 недели и младше
| А
| Н
| 8 недель
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 1. О Р И Е Н Т А Ц И Я
|
|
|
|
|
| Подвешенное кольцо, погремушка: замечает только на линии зрения (8 нед.)
|
|
| Подвешенное кольцо: замечает и вне линии зрения (12 нед.)
|
|
|
|
|
| Подвешенное кольцо, погремушка: замечает только на линии зрения (8 нед.)
|
|
| Подвешенное кольцо: реагирует на руку исследователя
|
|
|
|
|
| Погремушка: сразу теряет вложенную в руку погремушку (8 нед.)
|
|
| Погремушка: держит дольше, чем раньше
|
|
|
|
|
| Звон колокольчика: прислушивается, снижает двигательную активность
|
|
| Колокольчик: ответ мимикой (24 нед.)
|
|
|
|
|
|
|
|
| Подвешенное кольцо: следит дальше границ поля зрения
| 2. Г Р У Б А Я М О Т О Р И К А
|
|
|
|
|
| Положение лежа на спине: преобладает поворот головы вбок (16 нед.)
|
|
| Сидение: при присаживании поднимает голову (16 нед.)
|
|
|
|
|
| Положение лежа на спине: шейно-тонический рефлекс (16 нед.)
|
|
| При поддержке под живот: на весу удерживает голову
|
|
|
|
|
| Положение лежа на спине: поэтапное поворачивание на бок (8 нед.)
|
|
| Положение лежа на животе: голова в срединном положении
|
|
|
|
|
| Присаживание за руки: значительное или заметное отклонение головы назад
|
|
| Положение лежа на животе: ненадолго приподнимает голову на 45 градусов от горизонтальной поверхности
|
|
|
|
|
| Сидение: голова падает (8 нед.)
|
|
|
|
|
|
|
|
| При поддержке под живот: на весу не удерживает голову
|
|
|
|
|
|
|
|
| Положение лежа на животе: легкий поворот головы
|
|
|
|
|
|
|
|
| Положение лежа на животе: попытки поднять голову
|
|
|
|
|
|
|
|
| Положение лежа на животе: ползающие движения (8 нед.)
|
|
|
| 3. Р Е Ч Ь
|
|
|
|
|
| Выражение лица: спокойное (8 нед.)
|
|
| Выражение лица: улыбка
|
|
|
|
|
| Выражение лица: неопределенный ответ мимикой на внешние раздражители
|
|
| Выражение лица: настороженное
|
|
|
|
|
| Произнесение звуков: при спокойном бодрствовании слабая непродолжительная вокализация
|
|
| Произнесение звуков: простые гласные: "а", "э", "о" (36 нед.)
| 4. С О Ц И А Л И З А Ц И Я Л И Ч Н О С Т И
|
|
|
|
|
| Фиксирует внимание на лице исследователя, снижает двигательную активность (8 нед.)
|
|
| Социальный ответ: мимикой
|
|
|
|
|
| Положение лежа на спине: внимательно изучает окружающее
|
|
| Положение лежа на спине: следит за движущимся человеком
|
|
|
|
|
| Кормление: два ночных кормления
|
|
| Положение лежа на спине: фиксирует внимание на исследователе
|
|
|
|
|
|
|
|
| Кормление: одно ночное кормление
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Таблица №2
| А
| Н
| 12 недель
| А
| Н
| 16 недель
| А
| Н
| 20 недель
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 1. О Р И Е Н Т А Ц И Я
|
|
| Подвешенное кольцо: замечает преимущественно по средней линии
|
|
| Подвешенное кольцо, погремушка: сразу замечает
|
|
| Погремушка, колокольчик: приближаются обе руки (28 нед.)
|
|
| Подвешенное кольцо: следит в пределах 180 градусов
|
|
| Подвешенное кольцо, погремушка: активизация движений рук (24 нед.)
|
|
| Погремушка, подвешенное кольцо: хватает, если рядом с рукой
|
|
| Погремушка: рассматривает в руке
|
|
| Подвешенное кольцо, погремушка: замечает в руках
|
|
| Погремушка: следит глазами за упавшей погремушкой
|
|
| Кубик, чашка: более длительная реакция
|
|
| Подвешенное кольцо, погремушка: подносит ко рту
|
|
| Кубик: держит один, реагирует на другой
|
|
|
|
|
| Подвешенное кольцо, погремушка: перекладывает в другую руку по средней линии (28 нед.)
|
|
| Несколько кубиков: схватывает один при дотрагивании (24 нед.)
|
|
|
|
|
| Крышка стола: смотрит вниз на крышку стола или на руки
|
|
|
|
|
|
|
|
| Кубик, чашка: переводит взгляд с объекта на руки
|
|
|
|
|
|
|
|
| Пилюля: реагирует повторно
|
|
|
| 2. Г Р У Б А Я М О Т О Р И К А
|
|
| Супинация: голова в основном несколько повернута в сторону (шейно-тройничный рефлекс) - (16 нед.)
|
|
| Супинация: преимущественно в среднее положение головы
|
|
| Вытягивание: в положении сидя, голова падает
|
|
| Сидение: голова наклонена вперед, падает (16 нед.)
|
|
| Супинация: симметричное положение конечностей
|
|
| Сидение: шея выпрямлена, голова не падает
|
|
| Супинация: срединное положение головы и симметричное положение конечностей
|
|
| Супинация: играет руками (24 нед.)
|
|
| Пронация: руки разогнуты
|
|
| Стояние: короткий момент устойчивости
|
|
| Сидение: голова устойчива, наклон корпуса вперед (20 нед.)
|
|
|
|
|
| Стояние: поднимает ноги (28 нед.)
|
|
| Пронация: голова в зоне 3, устойчива
|
|
|
| перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |