Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Учебно-методическое пособие Чита 2007 удк 152. 27 (075. 3) Ббк ю 983. 401я 73


НазваниеУчебно-методическое пособие Чита 2007 удк 152. 27 (075. 3) Ббк ю 983. 401я 73
Анкорkalashnikova s a diagnostika psihicheskogo razvitiya detei v doc-1377426616.doc
Дата23.09.2017
Размер0.78 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаkalashnikova_s_a_diagnostika_psihicheskogo_razvitiya_detei_v_doc
ТипУчебно-методическое пособие
#17536
страница4 из 11
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Контрольные вопросы.

  1. Назовите основные показатели развития ребенка в раннем детстве.

  2. Определите параметры диагностики психофизического развития в раннем возрасте.

  3. Каковы основные критерии нормативности психического развития раннего возраста?

  4. Перечислите признаки нарушений нервно-психического развития в период раннего возраста.

  5. Каковы диагностические возможности методики диагностики умственного развития детей раннего возраста Е.А.Стребелевой?

  6. Каковы особенности диагностики речевого развития в раннем детстве?



Словарь терминов
Анамнез – подробные сведения об условиях возникновения и протекания болезни, об истории развития ребенка на всех этапах его жизни.Анамнез может быть: медицинский, психолого-педагогический, социально-психологический.

Влияние наблюдателя – искажающее влияние присутствия наблюдателя на наблюдаемое поведение.

Диагностические обследование – применение готовых методик с целью выявления психологических особенностей испытуемого по одному или нескольким критериям. Обследование предполагает учет определенной точки отсчета для интерпретации полученных результатов, в качестве которой могут выступать «сырые баллы», стандартные показатели, соответствующие некому уровню, или качественные признаки. Основными задачами обследования являются обеспечение индивидуального подхода к коррекции и отслеживание индивидуальной динамики становления различных параметров психической деятельности (мониторинга развития).

Диагностические признаки – это симптомы, обнаруживаемые непосредственно в диагностическом обследовании. Чаще всего эти признаки неспецифичны, то есть можно предполагать различные причины их появления.

Зона ближайшего (потенциального) развития – реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи со стороны взрослого.

Игра предметная – детская игра с предметами человеческой культуры, в которой ребенок использует их по прямому назначению.

Интеллект – 1) совокупность врожденных или приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности; общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; 3) система всех познавательных процессов: ощущения, восприятии, памяти и т.д.

Клинический метод – гибкий, полустандартизованный метод постановки перед детьми задач и вопросов.

Когнитивная сферачасть психологии человека, связанная с его познавательными процессами и сознанием, включающая в себя знания человека о мире и о самом себе.

Когнитивное развитие – процесс формирования и развития когнитивной сферы человека (восприятия, внимания. Воображения, памяти, мышления, речи).

Комплекс оживления – эмоционально положительная сенсомоторная реакция ребенка 2-3 месячного возраста на близкого для него человека, выражающаяся в повышении общей двигательной активности, вокализациях, проявлениях положительных эмоций.

Метод проб и ошибок – один из видов научения, при котором умения и навыки приобретаются в результате многократного повторения связанных с ними движений и постепенного устранения допускаемых ошибок.

Наглядно-действенное мышление – совокупность способов и процесс решения практических задач в условиях зрительного наблюдения за ситуацией и выполнения действий с представленными в ней предметами.

Обучаемость – способность к приобретению знаний, умений и навыков (научению).

Ориентировочная реакция – естественная реакция внимания на новые стимулы.

Подражание – вид научения, происходящего в результате буквального копирования поведения объекта, являющегося образцом для подражания.

Предметная деятельность – практические действия человека с реальными предметами материальной и духовной культуры, подчиненные их функциональному, культурно-обусловленному назначению.

Психодиагностика – теория и практика оценки психологических свойств, процессов и состояний человека при помощи научно проверенных методов, позволяющих получить достоверную информацию о них.

Психологический диагноз – структурированное описание выявленных индивидуально-психологических особенностей конкретного испытуемого в их взаимосвязи; конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых целью исследования.

Психологический прогноз - оценка потенциального уровня развития, выделение критериев, которые считаются важными для дальнейшего развития.

Сензитивный период развития – этап наиболее интенсивного развития определенных психических функций, оптимальный для освоения соответствующих видов деятельности.

Симптом – характерное проявление, признак психических или органических нарушений и заболеваний, свидетельствующий об изменении обычного или нормального функционирования организма или психики.

Синдром – комплекс симптомов, определенное сочетание группы симптомов, объединенных единым механизмом возникновения. Внутри общего синдрома симптомы объединяются закономерным и регулярным образом, характеризуя определенное болезненное состояние организма.

Социальная ситуация развития – социальные условия, система факторов, в которых и под воздействием которых происходит психическое развитие человека.

Тест – стандартизированный метод психологического исследования, предназначенный для точных количественных и определенных качественных оценок психологических особенностей человека с использованием сравнения этих оценок со стандартными нормами.

Уровень интеллекта – показатель интеллектуального развития, выраженный в стандартных баллах.

Уровень психического развития - совокупность способностей, знаний, умений и навыков, имеющихся у данного человека в сравнении с достаточно большой, представительной группой других людей или самим собой в иной период жизни.

Шкала Апгар – тест на жизнеспособность новорожденного. Предложена доктором Вирджинией Апгар. Обычно используется для оценки состояния новорожденного сразу после рождения или 5 минут спустя. Шкала позволяет дать интегральную оценку приспособляемости малыша к внешней среде, учитывающую цвет кожи, ритм сердечных сокращений и дыхания, мышечный тонус, проявления рефлексов. Каждый признак оценивается максимум 2 баллами, сумма может составить 10 баллов. Нормальными оценками считаются итоговые баллы от 7 до 10.

Литература

  1. Аксенова Л.И., Лисеев А.А., Тюрина Н.Ш., Шкадаревич Е.В. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3 лет // Дефектология. – 2002. - №5.

  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 528 с.

  1. Венгер А.Л. Структура психологического синдрома// Вопросы психологии. – 1994. - №4. – С.82-92.

  2. Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Качество жизни. Методы исследования развития ребенка: новый инструментарий оценки развития детей. – СПб.: Речь, 2001. – 200 с.

  3. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов/ - Е.О.Смирнова, Л.Н.Галигузова, Т.В.Ермолова, С.Ю.Мещерякова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 144 с.

  4. Домишкевич С.А., Инденбаум Е.Л. Психологическая диагностика в специальной психологии (общие вопросы): Учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2003. – 64 с.

  5. Ефимкина Р.П. Детская психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. – 42 с.

  6. Ильина М.Н. Психологическая оценка интеллекта у детей. – СПб.: Питер, 2006. – 368 с.

  7. Ильина М.Н. Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6-ти лет. – СПб., 2004.

  8. Инденбаум Е.Л. Психолого-педагогическая диагностика: Методические рекомендации. – Иркутск: изд-во ИГПУ, 2001. – 32 с.

  9. Исаев Д.Н. Принципы оценки психического развития // Психопрофилактика в практике педиатра. – Л.: Медицина, 1984. – С. 36-47.

  10. Лаак Я. Тер. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 384 с.

  11. Психологическое тестирование/ А.Анастази, С.Урбина. – СПб.: Питер, 2003. – 688 с.

  12. Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе: пособие для адм. шк., педагогов и шк. психологов /И.В.Кузнецова, Т.В.Ахутина, М.Р.Битянова и др. – Кн. 1. – М.: НМЦ «ДАР» им. Л.С.Выготского; Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997.

  13. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – С-Пб: Питер, 2000.

  14. Стребелева Е.А. Ранняя диагностика умственной отсталости// Дефектология. – 1994. - №1.

  15. Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб.: Питер, 2006. – 400 с.

  16. Флэйк_Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер. с англ. / Общ. ред. М.С.Мацковского. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. – 511 с.

  17. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 320 с.

  18. www.detisite.ru


Приложение 1

Таблицы для оценки психомоторного развития детей

от рождения до трех лет.

Таблица №1

А

Н

Ранний неонатальный период

А

Н

4 недели и младше

А

Н

8 недель

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. О Р И Е Н Т А Ц И Я

 

 

 

 

 

Подвешенное кольцо, погремушка: замечает только на линии зрения (8 нед.)

 

 

Подвешенное кольцо: замечает и вне линии зрения (12 нед.)

 

 

 

 

 

Подвешенное кольцо, погремушка: замечает только на линии зрения (8 нед.)

 

 

Подвешенное кольцо: реагирует на руку исследователя

 

 

 

 

 

Погремушка: сразу теряет вложенную в руку погремушку (8 нед.)

 

 

Погремушка: держит дольше, чем раньше

 

 

 

 

 

Звон колокольчика: прислушивается, снижает двигательную активность

 

 

Колокольчик: ответ мимикой (24 нед.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Подвешенное кольцо: следит дальше границ поля зрения

2. Г Р У Б А Я М О Т О Р И К А

 

 

 

 

 

Положение лежа на спине: преобладает поворот головы вбок (16 нед.)

 

 

Сидение: при присаживании поднимает голову (16 нед.)

 

 

 

 

 

Положение лежа на спине: шейно-тонический рефлекс (16 нед.)

 

 

При поддержке под живот: на весу удерживает голову

 

 

 

 

 

Положение лежа на спине: поэтапное поворачивание на бок (8 нед.)

 

 

Положение лежа на животе: голова в срединном положении

 

 

 

 

 

Присаживание за руки: значительное или заметное отклонение головы назад

 

 

Положение лежа на животе: ненадолго приподнимает голову на 45 градусов от горизонтальной поверхности

 

 

 

 

 

Сидение: голова падает (8 нед.)

 

 

 

 

 

 

 

 

При поддержке под живот: на весу не удерживает голову

 

 

 

 

 

 

 

 

Положение лежа на животе: легкий поворот головы

 

 

 

 

 

 

 

 

Положение лежа на животе: попытки поднять голову

 

 

 

 

 

 

 

 

Положение лежа на животе: ползающие движения (8 нед.)

 

 

 

3. Р Е Ч Ь

 

 

 

 

 

Выражение лица: спокойное (8 нед.)

 

 

Выражение лица: улыбка

 

 

 

 

 

Выражение лица: неопределенный ответ мимикой на внешние раздражители

 

 

Выражение лица: настороженное

 

 

 

 

 

Произнесение звуков: при спокойном бодрствовании слабая непродолжительная вокализация

 

 

Произнесение звуков: простые гласные: "а", "э", "о" (36 нед.)

4. С О Ц И А Л И З А Ц И Я Л И Ч Н О С Т И

 

 

 

 

 

Фиксирует внимание на лице исследователя, снижает двигательную активность (8 нед.)

 

 

Социальный ответ: мимикой

 

 

 

 

 

Положение лежа на спине: внимательно изучает окружающее

 

 

Положение лежа на спине: следит за движущимся человеком

 

 

 

 

 

Кормление: два ночных кормления

 

 

Положение лежа на спине: фиксирует внимание на исследователе

 

 

 

 

 

 

 

 

Кормление: одно ночное кормление




















































Таблица №2

А

Н

12 недель

А

Н

16 недель

А

Н

20 недель

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. О Р И Е Н Т А Ц И Я

 

 

Подвешенное кольцо: замечает преимущественно по средней линии

 

 

Подвешенное кольцо, погремушка: сразу замечает

 

 

Погремушка, колокольчик: приближаются обе руки (28 нед.)

 

 

Подвешенное кольцо: следит в пределах 180 градусов

 

 

Подвешенное кольцо, погремушка: активизация движений рук (24 нед.)

 

 

Погремушка, подвешенное кольцо: хватает, если рядом с рукой

 

 

Погремушка: рассматривает в руке

 

 

Подвешенное кольцо, погремушка: замечает в руках

 

 

Погремушка: следит глазами за упавшей погремушкой

 

 

Кубик, чашка: более длительная реакция

 

 

Подвешенное кольцо, погремушка: подносит ко рту

 

 

Кубик: держит один, реагирует на другой

 

 

 

 

 

Подвешенное кольцо, погремушка: перекладывает в другую руку по средней линии (28 нед.)

 

 

Несколько кубиков: схватывает один при дотрагивании (24 нед.)

 

 

 

 

 

Крышка стола: смотрит вниз на крышку стола или на руки

 

 

 

 

 

 

 

 

Кубик, чашка: переводит взгляд с объекта на руки

 

 

 

 

 

 

 

 

Пилюля: реагирует повторно

 

 

 

2. Г Р У Б А Я М О Т О Р И К А

 

 

Супинация: голова в основном несколько повернута в сторону (шейно-тройничный рефлекс) - (16 нед.)

 

 

Супинация: преимущественно в среднее положение головы

 

 

Вытягивание: в положении сидя, голова падает

 

 

Сидение: голова наклонена вперед, падает (16 нед.)

 

 

Супинация: симметричное положение конечностей

 

 

Сидение: шея выпрямлена, голова не падает

 

 

Супинация: срединное положение головы и симметричное положение конечностей

 

 

Супинация: играет руками (24 нед.)

 

 

Пронация: руки разогнуты

 

 

Стояние: короткий момент устойчивости

 

 

Сидение: голова устойчива, наклон корпуса вперед (20 нед.)

 

 

 

 

 

Стояние: поднимает ноги (28 нед.)

 

 

Пронация: голова в зоне 3, устойчива

 

 

 
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей