Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

методичка 2013. Учебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по фармакологии для студентов лечебного факультета


НазваниеУчебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по фармакологии для студентов лечебного факультета
Анкорметодичка 2013.doc
Дата30.10.2016
Размер1.58 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаmetodichka_2013.doc
ТипУчебно-методическое пособие
#817
страница10 из 17
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   17
Раздел 3.

Средства, влияющие на функции исполнительных

органов и систем.

Занятие 1.

Средства, влияющие на функции органов дыхания.
Актуальность темы. Препараты этой группы широко используются врачами в амбулаторной и госпитальной практике при различных заболеваниях органов дыхания (бронхиальной астме, кашле, отеке легких, дыхательной недостаточности и др.). Количество препаратов для терапии заболеваний органов дыхания за последние годы возросло во много раз, что требует от врача оптимального выбора необходимых средств лечения с учетом знания их фармакологических свойств.

Цель занятия. Изучить препараты, влияющие на функции органов дыхания.

Задачи:

  • изучить основные фармакологические группы средств, влияющие на функции органов дыхания;

  • освоить классификацию стимуляторов дыхания, механизмы и эффекты, показания к применению;

  • знать классификацию противокашлевых средств, особенности действия;

  • классификацию отхаркивающих средств, их эффекты;

  • классификацию всего арсенала средств терапии бронхиальной астмы, характеристику каждой группы;

  • принципы терапии отека легких и применяемые при этом препараты.

Содержание компетенций и планируемый пороговый уровень развития компетенций:

ПК-22: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью назначать и использовать лекарственные средства, влияющие на функцию органов дыхания, проводить мероприятия по соблюдению правил профилактики побочных эффектов:

- знать классификацию и основные характеристики изучаемых средств, фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к их применению, побочные эффекты;

- уметь анализировать действие препаратов, влияющих на функции органов дыхания, по совокупности их фармакологических свойств и возможность их использования в медицинской практике; выписывать их в рецептах;

- владеть правилами назначения изучаемых препаратов при лечении различных заболеваний и патологических состояний с учетом показаний.

ПК-19: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью применять основные препараты для лечения заболеваний органов дыхания при наиболее часто встречающихся заболеваниях у взрослого населения и подростков;

- знать особенности фармакокинетики и фармакодинамики изучаемых препаратов, достоинства и недостатки различных лекарственных форм, использующихся в медицинской практике;

- уметь использовать различные лекарственные формы указанных препаратов, исходя из особенностей их фармакодинамики и фармакокинетики;

- владеть навыками выбора средств, влияющих на функции органов дыхания, для лечебных мероприятий при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях.

ПК-31: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт применения основных препаратов для лечения заболеваний органов дыхания:

- знать принципы изыскания и испытания новых лекарственных средств; информационно-справочные и поисковые системы;

- уметь работать с научной литературой, вести поиск информации о применении и действии изучаемых препаратов;

- владеть навыками поиска, анализа и обобщения информации о применении и действии основных лекарственных средств, влияющих на функции органов дыхания.
Препараты для изучения: кордиамин, бемегрид, кофеина натрия бензоат, кодеина фосфат, «терпинкод», «коделак», диэтилморфин, тусупрекс, либексин, глауцина гидрохлорид, мукалтин, бромгексин, терпингидрат, амброксол (амбробене), лазолван, бронхолитин, ацетилцистеин, атропина сульфат, адреналина гидрохлорид, эфедрина гидрохлорид, «теофедрин», пертуссин, геделикс, натрия гидрокарбонат, калия йодид, настой корня алтея, трипсин кристаллический, ипратропиума бромид (атровент), орципреналина сульфат, салбутамол, фенотерол, тербуталин, формотерол, салметерол, эуфиллин, теофиллин, теопек, преднизолон, дексаметазон, беклометазон, кетотифен (задитен), кромолин – натрия (интал), спирт этиловый, бензогексоний, фентоламина гидрохлорид, фуросемид, строфантин, морфина гидрохлорид.

План изучения темы (уяснить и запомнить).

  1. Основные фармакологические группы средств, влияющих на функции органов дыхания.

  2. Классификация стимуляторов дыхания по механизму действия и показания к их применению. Уяснить возможности их использования при отравлениях веществами, угнетающими ЦНС, при асфиксии новорожденных, функциональности слабости дыхательного центра при тяжелой патологии различного генеза.

  3. Фармакологическая характеристика противокашлевых средств: кодеина сульфата, кодтерпина, глауцина гидрохлорида, либексина, тусупрекса:

- механизм их действия (действия на кашлевой центр, на слизистую оболочку дыхательных путей, гладкую мускулатуру бронхов);

- побочные эффекты противокашлевых средств центрального действия (влияние на дыхательный центр, желудочно-кишечный тракт, возможность развития лекарственной зависимости);

- отличия ненаркотических противокашлевых средств от кодеина (по действию на ЦНС, дыхательный центр, желудочно-кишечный тракт).

    1. Фармакологическая характеристика отхаркивающих средств. Выделить препараты прямого и рефлекторного типов действия (калия йодид, натрия гидрокарбонат, терпингидрат, пертуссин); препараты рефлекторного действия (настой травы термопсиса, алтейного корня и др.), муколитики (бромгексин, трипсин):

- механизм действия отхаркивающих средств рефлекторного действия (влияние на пусковые зоны рвотного центра, секрецию бронхиальных желез, мерцательный эпителий бронхов);

- механизм действия калия йодида (влияние ионов йода на кровенаполнение слизистых бронхов, секрецию бронхиальных желез, вязкость слизи, тонус бронхов);

- механизм действия натрия гидрокарбоната (влияние на щелочной резерв крови, рН бронхиальной слизи, вязкость мокроты);

- механизм действия бромгексина (влияние на гранулы секрета бокаловидных клеток, вязкость секрета);

- механизм действия трипсина (влияние на пептидные, амидные и эфирные связи денатурированных белков, вязкость секрета);

- показания к применению и побочное действие.

5. Основные группы бронхолитических средств и механизм бронхолитического эффекта:

- адреномиметиков (влияние на β–адренорецепторы бронхов);

- М–холиноблокаторов;

- миолитиков (влияние на фосфодиэстеразу и цАМФ, транспорт кальция в микросомы саркоплазмы, взаимодействие актина с миозином).

6. Основные принципы фармакотерапии отека легких. Уяснить необходимость применения препаратов:

- восстанавливающих нормальную проходимость дыхательных путей (спирт этиловый, кислород, эуфиллин, преднизолон);

- снижающих гидростатическое давление в легочных сосудах и венозный приток к сердцу (галоперидол, дроперидол, бензогексоний, гигроний, пентамин, натрия нитропруссид, нитроглицерин);

- снижающих повышенную возбудимость дыхательного центра (морфина гидрохлорид, фентанил);

- уменьшающих объем циркулирующей крови и вызывающих дегидратацию легочной ткани (фуросемид, этакриновая кислота, маннит, мочевина);

- уменьшающих проницаемость альвеолярно-капиллярных мембран (этамзилат, супрастин, димедрол, преднизолон);

- повышающих сократимость миокарда (строфантин К, коргликон, дигоксин).

Уметь выписать в рецептах с указанием показаний к применению (выписать в тетради для самостоятельной работы): «терпинкод» (таблетки), либексин, кофеина бензоат-натрия, бемегрид, этимизол, кордиамин, бронхолитин, бромгексин, ацетилцистеин, эуфиллин (в ампулах и таблетках), салбутамол, эфедрина гидрохлорид, метацин, атропина сульфат, кетотифен, морфина гидрохлорид.
Источники информации:

а) Основная литература:

        1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учеб. для студентов мед. вузов/Д.А.Харкевич.- М.:ГЭОТАР-Медиа, 2010. Гриф УМО

        2. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии : учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А. Харкевича. - М.: МИА, 2005. Гриф УМО

б) Дополнительная литература

        1. Венгеровский, А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров : учеб. пособие для мед. вузов/ А.И.Венгеровский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ИФ "Физико-математ. лит.", 2007. - 702 с. Гриф УМО

        2. Майский, В.В. Фармакология : учеб. пособие для студентов мед. вузов/ В.В.Майский. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 397 с. : ил. Гриф УМО

        3. Машковский, М.Д. Лекаpственные сpедства : пособие для врачей/ М.Д.Машковский. - 15-е изд., пеpеpаб., испр. и доп. - М. : Новая Волна, 2008.

        4. Фармакология (тестовые задания): учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А.Харкевича. - М. :МИА, 2005. - 455 с. Гриф УМО

        5. Катцунг, Б.Г. Базисная и клиническая фармакология: учеб. пособие для системы последиплом. и доп. мед. и фармацевт. образования/Б.Г.Катцунг; пер. с англ. Э. Э. Эвартау.-2-е изд., пеpеpаб. и доп.-М. :Бином; СПб. : Диалект. Т.1, Т2.-2007. Гриф МЗ РФ

Имеется также электронный ресурс.

8.Периодические издания – журналы:

    1. «Экспериментальная и клиническая фармакология»


Электронное информационное обеспечение и Интернет-ресурсы

  • Государственный реестр лекарственных средств (https://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx)

  • Энциклопедия лекарств и товаров аптечного ассортимента (https://www.rlsnet.ru)

  • Поисковая система PubMed (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed)



План работы на лабораторном занятии.

  1. Контроль исходного уровня знаний (выполнение одного из вариантов тестовых заданий).

  2. Выполнение заданий.

Опыт 1. Изучить противовспенивающее действие спирта этилового и обосновать возможность его использования в терапии отека легких.

Задание 1. Фармакологическая характеристика препаратов (бемегрид, кодеина фосфат, тусупрекс, либексин, бромгексин, амброксол, трипсин кристаллический) по следующим критериям: фармакологическая группа, форма выпуска, дозы, механизм действия, применение.
Выполнить в виде таблицы.


Название препарата
по-латыни

Форма выпуска, дозы

Механизм действия

Показания

к применению


Задание 2. Классификация бронхолитических средств (препараты указать по-латыни).
3. Обсуждение узловых вопросов темы.

  1. Классификация стимуляторов дыхания по механизму действия (препараты), эффекты, применение.

  2. Классификация противокашлевых средств по механизму действия (препараты), эффекты, применение.

  3. Классификация отхаркивающих средств по механизму действия (препараты), применение, особенности препаратов разных групп.

  4. Классификация препаратов бронхолитического типа действия, эффекты, особенности отдельных препаратов.

  5. Принципы терапии отека легких, назначение и роль отдельных препаратов.

4. Выписать в рецептах:

  1. Стимулятор дыхательного центра прямого типа действия, производное глютаримида;

  2. Стимулятор дыхательного центра смешанного типа действия, официнальный препарат;

  3. Противокашлевой препарат наркотического типа действия в виде официнальных таблеток;

  4. Противокашлевой препарат периферического типа действия;

  5. Отхаркивающий муколитический препарат, содержащий в своем составе бром;

  6. Отхаркивающий препарат, содержащий глауцин и эфедрин в своем составе;

  7. Диметилксантин в качестве бронхолитика;

  8. β2–адреномиметик в терапии бронхиальной астмы;

  9. β1- β2–адреномиметик в терапии бронхиальной астмы;

  10. Симпатомиметик для снятия приступа бронхиальной астмы;

  11. М-холиноблокатор для купирования приступа бронхиальной астмы;

  12. Антигистаминный препарат длительного действия (12 часов) в терапии бронхоаллергозов.


Занятие 2.

Средства, влияющие на функции органов пищеварения.
Актуальность темы. Болезни органов пищеварения занимают второе место по распространению после сердечно-сосудистых заболеваний. Эта тема представлена большим числом лекарственных средств. Важное значение имеют препараты, применяемые при нарушении секреторной и моторной функции желудочно-кишечного тракта, и средства, влияющие на экскреторную функцию поджелудочной железы и печени. Кроме того, указанный раздел включает средства, влияющие на аппетит; рвотные и противорвотные препараты.

Цель занятия. Изучить основные средства, влияющие на функции органов пищеварения.

Задачи: После самостоятельного изучения темы студент должен уметь:

  • анализировать действие средств, влияющих на функции органов пищеварения, по совокупности их фармакологических свойств;

  • оценивать возможность использования указанных средств по различным показаниям с учетом фармакодинамических и фармакокинетических эффектов отдельных препаратов, их побочных эффектов;

  • выписывать рецепты на препараты группы и обосновывать показания к их конкретному применению.

Содержание компетенций и планируемый пороговый уровень развития компетенций:

ПК-22: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью назначать и использовать лекарственные средства, влияющие на функцию органов пищеварения, проводить мероприятия по соблюдению правил профилактики побочных эффектов:

- знать классификацию и основные характеристики изучаемых средств, фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к их применению, побочные эффекты;

- уметь анализировать действие препаратов, влияющих на функции органов пищеварения, по совокупности их фармакологических свойств и возможность их использования в медицинской практике; выписывать их в рецептах;

- владеть правилами назначения изучаемых препаратов при лечении различных заболеваний и патологических состояний с учетом показаний.

ПК-19: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью применять основные препараты для лечения заболеваний органов пищеварения при наиболее часто встречающихся заболеваниях у взрослого населения и подростков;

- знать особенности фармакокинетики и фармакодинамики изучаемых препаратов, достоинства и недостатки различных лекарственных форм, использующихся в медицинской практике;

- уметь использовать различные лекарственные формы указанных препаратов, исходя из особенностей их фармакодинамики и фармакокинетики;

- владеть навыками выбора средств, влияющих на функции органов пищеварения, для лечебных мероприятий при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях.

ПК-31: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт применения основных препаратов для лечения заболеваний органов пищеварения:

- знать принципы изыскания и испытания новых лекарственных средств; информационно-справочные и поисковые системы;

- уметь работать с научной литературой, вести поиск информации о применении и действии изучаемых препаратов;

- владеть навыками поиска, анализа и обобщения информации о применении и действии основных лекарственных средств, влияющих на функции органов пищеварения.

Препараты для изучения: мазиндол, дезопимон, сибутрамин (меридил), пепсин, ацидинпепсин, омепразол (омез), циметидин, ранитидин (зантак), фамотидин (квамател), низатидин, роксатидин, пантопрозол, ланзопрозол, рабепрозол, сукралфат (вентер), пирензепин (гастроцепин), де-нол, «викалин», «викаир», мизопростол (сайтотек), натрия гидрокарбонат, магния оксид, алюминия гидроокись, альмагель, фосфалюгель, маалокс, метоклопрамид (церукал), цизаприд, атропин, мебеверин (дюспаталин), папаверин, дротаверин (но-шпа), платифиллин, альверин, домперидон (мотилиум), апоморфин, дипразин, этаперазин, ондансетрон, гранисетрон, трописетрон, таблетки «холензим», «аллохол», холосас, оксафенамид, хенофальк, уросан, никодин, фламин, одитон, танацехол, эссенциале, ЛИВ-52, легалон, карсил, силибор, прозерин, масло касторовое, магния сульфат, бисакодил, препараты ревеня, экстракт крушины, сенеде (глаксена), антрасенин, гутталакс, мукофальк, линекс, изафенин, форлакс, лактулоза (дюфалак), лоперамид (иммодиум), панкреатин, мезим, фестал, энзистал, панзинорм, контрикал (трасилол), гордокс, пантрипин.
План изучения темы (уяснить и запомнить).

  1. Фармакологическая характеристика средств, влияющих на аппетит:

- классификация, показания к применению; действие на аппетит горечей (влияние на рецепторы полости рта, рефлекторное действие на отдел голода) и инсулина (влияние на уровень сахара в крови, косвенное действие на отделы насыщения);

- механизмы действия анорексигенных средств (влияние на отделы голода и насыщения), показания, побочные эффекты и противопоказания к применению.

2. Фармакологическая характеристика средств, влияющих на секреторную активность желез жедудка:

- классификация средств, повышающих секрецию желудка;

- классификация средств, понижающих секрецию желудка (М-холинобло-
каторы, гастропротекторы, ингибиторы протонового насоса, простагландины, Н2-гистаминоблокаторы), показания к их применению;

- сравнительная характеристика антацидов;

- характеристика гастропротекторов.

3. Фармакологическая характеристика средств, влияющих на рвотный центр:

- классификация;

- механизм действия апоморфина гидрохлорида, показания к его применению в токсикологии, наркологии;

- механизм противорвотного эффекта М-холиноблокаторов, дипразина, димедрола, метоклопрамида, этаперазина и др.

4. Классификация, показания и противопоказания к применению желчегонных средств, характеристика различных гепатопротекторов.

5. Фармакологическая характеристика средств, регулирующих экскреторную функцию поджелудочной железы:

- состав панкреатина, условия применения, показания;

- состав и свойства панзинорма (влияние на выделение желудочного сока, желчи, переваривание пищи), показания к применению;

- свойства контрикала (влияние на активность трипсина, калликреина, плазмина), показания и способ применения;

- использование при острых панкреатитах М-холиноблокаторов, антибиотиков, Н2-гистаминоблокаторов, миоспазмолитиков.

6. Фармакологическую характеристику средств, влияющих на моторику кишечника (стимулирующие моторику кишечника при атонии, понижающие тонус и двигательную активность; слабительные средства разных групп с учетом механизма действия и источников получения).
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   17

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей