Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Организация диспансерного наблюдения детей и подростков на педиатрическом участке. Учебное пособие для студентов 6 курса, обучающихся по специальности педиатрия Красноярск


НазваниеУчебное пособие для студентов 6 курса, обучающихся по специальности педиатрия Красноярск
АнкорОрганизация диспансерного наблюдения детей и подростков на педиатрическом участке .pdf
Дата07.04.2019
Размер5.38 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаOrganizatsia_dispansernogo_nablyudenia_detey_i_podrostkov_na_ped
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#43093
страница1 из 7
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7

ГОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Кафедра поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней с курсом ПО Организация диспансерного наблюдения детей и подростков на педиатрическом участке под общей редакцией д.м.н. Галактионовой МЮ) Учебное пособие для студентов 6 курса, обучающихся по специальности педиатрия Красноярск
2010 1

УДК 616-053.2:362.147 (075.8)
ББК 57.3 О Организация диспансерного наблюдения детей и подростков на педиатрическом участке учебное пособие для студентов 6 курса, обучающихся по специальности педиатрия / под ред. МЮ. Галактионовой: сост ВТ. Манчук, Е.И. Прахин,
И.Н. Чистякова – Красноярск тип. КрасГМУ, 2010. – 117 с. Составители член-корр. РАМН, д.м.н., проф. Манчук ВТ, д.м.н., проф. Прахин Е.И., к.м.н., доц. Чистякова И.Н., к.м.н., доц. Фурцев В.И., к.м.н., доц. Позднякова ЛИ, к.м.н., доц. Бекетова Е.В., к.м.н., доц. Гордиец А.В., к.м.н. Матыскина Н.В., к.м.н. Желонина Л.Г., асс. Машина НС, асс. Мешкова А.Б. Учебное пособие составлено в соответствии с учебной программой по дисциплине Поликлиническая педиатрия для студентов медицинских вузов, обучающихся по специальности педиатрия. Учебное пособие содержит краткую информацию по вопросам подготовки студентов к практическим занятиям, тематика которых предусматривает изучение вопросов диспансерного наблюдения здоровых детей и при некоторых заболеваниях в амбу- латорно-поликлинических учреждениях педиатрического профиля. Изложены основные нормативно-правовые и методические документы, регламентирующие сроки диспансерного наблюдения детей и подростков при различных заболеваниях, объем медицинской помощи, а также критерии снятия с диспансерного учета. Приложения содержат образцы оформления карты диспансерного наблюдения, схемы написания эпикризов на детей, подлежащих диспансерному наблюдению. Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов 6 курса при подготовке к практическим занятиям. Рецензенты заведующая кафедрой детских болезней с курсом ПО ГОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В.Ф. Войно - Ясенецкого Минздравсоцразвития РФ, д.м.н., проф. Ильенкова НА. заведующая кафедрой детских инфекционных болезней с курсом ПО
ГОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В.Ф. Войно - Ясенецкого Минздравсоцразвития РФ, д.м.н., проф. Мартынова Г.П. Утверждено к печати ЦКМС КрасГМУ (протокол № 6 от 08.04. 2010 г)
КрасГМУ
2 2010
СОДЕРЖАНИЕ Значение темы Лечение, профилактика, реабилитация и диспансерное наблюдение за здоровыми и детьми с острыми и хроническими заболеваниями. РАЗДЕЛ I Функциональные обязанности и критерии оценки деятельности участкового врача педиатра ................................................................................ РАЗДЕЛ II Организация диспансерного наблюдения детей и подростков ..................... РАЗДЕЛ III Принципы организации профилактических осмотров детей в условиях детской городской поликлиники ...................................................................... РАЗДЕЛ IV Диспансерное наблюдение детей с отклонениями в состянии здоровья на педиатрическом участке ............................................................................... 37 4.1. Диспансерное наблюдение детей раннего возраста. 37 4.2. Диспансерное наблюдение за детьми с заболеваниями сердечно- сосудистой системы и соединительной ткани ..................................... 48 4.3. Диспансерное наблюдение за детьми с бронхолегочными заболеваниями ......................................................................................... 56 4.4. Диспансерное наблюдение за детьми с заболеваниями почек и мочевыделительных путей. 57 4.5. Диспансерное наблюдение за детьми с заболеваниями желудочно-кишечного тракта и билиарной системы. 61 4.6. Диспансеризация детей с эндокринными заболеваниями ................... 62 4.7. Диспансеризация детей с заболеваниями крови. Приложения ........................................................................................................... 67 Тестовые задания. Ситуационные задачи ......................................................................................... Литература ........................................................................................................... 117 3
ЗНАЧЕНИЕ ТЕМЫ ЛЕЧЕНИЕ, ПРОФИЛАКТИКА, РЕАБИЛИТАЦИЯ И ДИСПАНСЕРНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЗДОРОВЫМИ И ДЕТЬМИ С ОСТРЫМИ И ХРОНИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ За последнее десятилетие в состоянии здоровья детей и подростков сформировались устойчивые негативные тенденции - распространенность факторов риска формирования здоровья и развития, увеличение заболеваемости и инвалидности. Решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей от 0 до 18 лет возможно только при организации постоянного контроля за состоянием их здоровья и развития, регулярном проведении комплексных лечебно- оздоровительных и реабилитационных мероприятий. В 2002 г. в Российской Федерации прошла диспансеризация детей от 0 до 18 лет. Из подлежащих диспансеризации 32 миллионов 135 тысяч детей на момент ее завершения осмотрено 30 миллионов 400 тысяч детей (94,6%). Входе проведения диспансеризации профилактическими осмотрами охвачены дети в образовательных учреждениях всех типов и видов, в домах ребенка, в интернатных учреждениях системы образования и социальной защиты населения, в учреждениях для несовершеннолетних системы Минюста России колонии для несовершеннолетних. Поданным Всероссийской диспансеризации детей признаны здоровыми (I группа здоровья, 51,7% имеют функциональные отклонения (II группа здоровья, 16,1%- хронические заболевания группы здоровья. Распространенность и заболеваемость детей и подростков в Российской Федерации по итогам диспансеризации составила соответственно 87963,1 и
19845,9 на 100000 детей в возрасте 0-17 лет. В структуре распространенности и заболеваемости у детей и подростков, по итогам диспансеризации, первое место занимают болезни костно-мышечной системы, второе - болезни органов пищеварения, третье - болезни эндокринной системы и нарушения обмена веществ. При этому детей в возрасте 0-14 лет преобладают болезни органов пищеварения, ау подростков с 15 до 18 лет - болезни костно-мышечной системы. В Сибирском федеральном округе соотношение групп здоровья соответствует среднестатистическим российским данным. Программа дисциплины Поликлиническая педиатрия включает в себяраздел, посвященный изучению наиболее распространенных острых и хронических заболеваний и фоновых состояний у детей раннего и старшего возраста, организации диспансерного наблюдения и реабилитации этих детей в условиях амбулаторно-поликлинического учреждения. Изложение данного материала должно сформировать у студентов достаточно полное представление об организации мониторинга за состоянием здоровья детей и подростков, создать теоретическую базу, обеспечить овладение практическими навыками и умениями, необходимыми специалистам в их будущей профессиональной деятельности.
4
Цели занятия Основной целью является углубление знаний по педиатрии, развитие у студентов клинического мышления и умения самостоятельно работать с учебной и научной литературой, освоение методов организации работы детских лечебно-профилактических учреждений амбулаторного типа.
4.1. Общая цель подготовить будущих специалистов к практической деятельности в современных условиях, умеющих использовать полученные знания по организации диспансерного наблюдения за здоровыми детьми и детьми с отклонениями в состоянии здоровья в практике врача педиатра и определение роли врача первичного звена практического здравоохранения в формировании здоровья детей и подростков.
4.2. Учебная цель Научить студентов проводить расспроси сбор анамнестических данных у детей, с учетом влияния каждого из возрастных периодов на состояние здоровья ребенка в последующем Научить студентов традиционным методам исследования ребенка, акцентируя на последовательность клинического осмотра пациента с учетом возраста и пола. Научить организации мероприятий диспансерного наблюдения за здоровыми и больными детьми.
4.3. Психолого-педагогическая цель развитие ответственности будущего врача за адекватную диагностику, лечение заболеваний детского возраста. Обратить внимание на воспитание чувства долга и врачебной ответственности, деонтологические аспекты взаимоотношений студент – родители - больной, врач – больной – родители в условиях страховой медицины. Вопросы для подготовки к занятиям по модулю Лечение, профилактика, реабилитация и диспансерное наблюдение за здоровыми и детьми с острыми и хроническими заболеваниями Организация лечебно-профилактической помощи новорожденным в условиях поликлиники. Дородовый патронаж. Организация патронажного наблюдения в период новорожденности на участке. Комплексная оценка состояния здоровья детей, определение групп здоровья, риска. Особенности их наблюдения на педиатрическом участке. Диспансеризация в условиях детской поликлиники здоровых и больных детей первого года жизни план наблюдения, осмотр узкими специалистами, лабораторное обследование, реабилитация и оздоровление. Организация лечебно-профилактической помощи детям и подросткам при патологии органов дыхания, заболеваниях сердечно-сосудистой системы, патологии ЖКТ и биллиарного тракта, эндокринной системы,
5
заболеваниях крови, заболеваниях иммунной системы, аллергических заболеваниях, с болезнями почек и мочевыводящей системы. Ранняя диагностика, лечение, профилактика, диспансерное наблюдение и реабилитация детей в условиях детской поликлиники. Показания к госпитализации. Федеральные законы, Постановления и другие нормативные документы по работе с детьми с хронической патологией. Знать о морально- этической и юридической стороне приведении медицинской документации. Перечень практических умений Оценить состояние здоровья детей и подростков, определить группу здоровья с учетом основополагающих критериев Громбаха СМ. Организовать диспансерное наблюдение и восстановительное лечение детей с хроническими заболеваниями. Знать порядок взятия на учет, оформление, сроки осмотров, длительность наблюдения, критерии эффективности диспансеризации, снятие с учета. Принципы и правила работы педиатра в семье. Пропаганда здорового образа жизни семьи. Определить физкультурную группу для детей школьного возраста. Рекомендовать вид спорта и сроков начала занятий спортом с учетом состояния здоровья. Дать рекомендации по профессиональной ориентации ребенка с учетом его состояния здоровья. Оформить медицинскую документацию ф, ф, ф, санитар- но-курортную карту для детей и подростков, этапный эпикриз, оформить передачу подростков, больничные листы и справки.
Карта самостоятельной (индивидуальной) работы, обучающегося по модулю Лечение, профилактика, реабилитация и диспансерное наблюдение за детьми с острыми и хроническими заболеваниями
№№ Содержание работы, формы работы Общая тру- доёмкость
1 Сбор анамнеза у матери больных и здоровых детей. Оценка факторов риска. Определение групп риска, групп здоровья часа
2
Курация детей и подростков различных возрастных групп в условиях детской поликлиники и на дому (патронажи, активные посещения на дому, прием в поликлинике)
6 часов
3 Оценка нервно-психического и психомоторного развития часа
4 Оценка физического развития детей. Антропометрия часа
5 Клинический осмотр здоровых и больных детей с оценкой полученных данных и фиксацией в истории развития ребенка часа
6

6 Составление плана диагностики, лечения и профилактики на примере курируемого больного часа
7 Составление плана лечения (режим, диета, лекарственные средства.
2 часа
8 Оформление в истории развития ребенка этапных эпикри- зов на курируемых детей часа
9
Дородовый патронаж. Патронаж к новорожденному ребенку часа
10 Составление плана диспансерного наблюдения при различных заболеваниях детей и подростков часа
11 Составление календаря прививок для детей различного возраста часа
12 Оформление рекомендаций по уходу, режиму, питанию, закаливанию ребенка различных возрастных групп часа
13 Проведение функциональных нагрузочных проб 3 часа
14 Проведение профилактических осмотров 6 часов
15 Оформление медицинской документации 3 часа ИТОГО

50 часов Основная литература

1.
Доскин, В.А. Поликлиническая педиатрия /Доскин В.А., Косенкова
Т.В., Авдеева Т.Г., Шестакова В.Н., Никонорова НМ, Федеров Г.Н.,
Григорьева В.Н.-М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002.- 504 стр. Дополнительная литература Руководство по амбулаторно-поликлинической помощи педиатрии / Под ред. А.А. Баранова. – М.:ГЭОТАР – Медиа, 2006.- стр. Руководство участкового педиатра / под ред. Проф. Т.Г. Авдеевой.- М
ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 351 с. Лекции по поликлинической педиатрии /Т.И.Стуколовой. – М ФГОУ
«ВУНМЦ Росздрава», 2005. – с. Участковый педиатр Справочное руководство под ред. М.Ф. Рзянки- ной, В.Г. Молочного. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 313 с. Педиатрия. Учебник для мед. вузов / Под. ред. Н.П. Шабалова. - СПб.:
СпецЛит, 2005. – с. Подростковая медицина Руководство для врачей / Под. ред. проф. ЛИ.
Левиной. – СПб.: СпецЛит, 2002. – с.
7
РАЗДЕЛ I ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВОГО ВРАЧА ПЕДИАТРА
Лечебно-профилактическое педиатрическое отделение является основным структурным подразделением детской поликлиники. Оно объединяет участковых врачей-педиатров, персонал кабинета здорового ребенка, прививочного и процедурного кабинетов. В функции лечебно-профилактического отделения входят амбулаторный прием и оказание помощи детям на дому по поводу острых и обострения хронических заболеваний диспансерное наблюдение лечение, оздоровление и реабилитация детей с хроническими заболеваниями и детей-инвалидов; оказание помощи детям из групп высокого риска формирования хронической патологии осуществляет координацию и взаимодействие с различными учреждениями системы здравоохранения, социальной защиты и образования. Ключевой фигурой в системе оказания первичной медико-санитарной помощи детям является участковый врач-педиатр. Он осуществляет свою деятельность в детских поликлиниках, амбулаториях, стационарно- поликлинических учреждениях, других медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь детскому населению. Формирование обслуживаемого контингента осуществляется, преимущественно, по территориальному принципу, а также на основе свободного выбора врача пациентами. Организация деятельности участкового врача-педиатра регламентируется Приказом Минздравсоцразвития России № 28 от
28.01.2006 г В перечень обязанностей участкового врача-педиатра входит формирование врачебного участка из прикрепившегося контингента проведение динамического медицинского наблюдения за физическими нервно-психическим развитием детей диагностическая и лечебная работа на дому ив амбулаторных условиях работа по охране репродуктивного здоровья подростков первичный патронаж новорожденных и детей раннего возраста в установленные сроки организация и участие в проведении профилактических осмотров детей в декретированные возрастные сроки разработка комплексов лечебно-оздоровительных мероприятий, обеспечение контроля за выполнением режима, рационального питания, своевременного проведения профилактики алиментарных расстройств, рахита, анемии и других заболеваний своевременное направление детей на консультации к врачам- специалистам, а при соответствующих показаниях — на госпитализацию проведение иммунопрофилактики динамическое наблюдение за детьми с хронической патологией, состоящими на диспансерном наблюдении, их своевременное оздоровление и анализ эффективности диспансерного наблюдения подготовка детей к поступлению в образовательные учреждения формирование информации о детях и семьях социального риска для отделения медико-социальной помощи детской поликлиники, органов опеки и попечительства обеспечение работы стационара на дому организация и выполнение индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов; проведение дополнительного лекарственного обеспечения детей, имеющих право на получение набора социальных услуг подготовка и выдача заключения о необходимости направления детей в санаторно-курортные учреждения проведение мероприятий по профилактике и раннему выявлению у детей гепатита В и С, ВИЧ-инфекции; диспансерное наблюдение детей с наследственными заболеваниями, выявленными в результате неонатального скрининга, и патронаж семей, имеющих детей указанной категории своевременное направление извещения в территориальные органы Рос- потребнадзора о случаях инфекционных заболеваний и поствакцинальных осложнениях медицинская помощь юношам в период подготовки к военной службе проведение работы по врачебному консультированию и профессиональной ориентации с учетом состояния здоровья детей подготовка медицинской документации по переводу детей в городскую (районную) поликлинику по достижении ими соответствующего возраста руководство деятельностью среднего медицинского персонала, осуществляющего оказание первичной медико-санитарной помощи ведение медицинской документации в установленном порядке, анализ состояния здоровья детей, прикрепленных к педиатрическому участку. В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 января 2005 г № 84 О порядке осуществления деятельности врача общей практики (семейного врача в труднодоступных и отдаленных районах, в сельской местности с недостаточным числом врачей-педиатров возможно проведение диспансерного наблюдения детей из прикрепившегося контингента, в том числе детей раннего
9
возраста, врачом общей практики (семейным врачом) с последующим направлением пациентов с отклонениями в состоянии здоровья к врачам- специалистам. Критериями эффективности профилактической работы врача-педиатра являются выполнение дородового патронажа беременных и врачебных па- тронажей детям первого года жизни охват детей профилактическими прививками в соответствии с Национальным календарем охват профилактическими осмотрами в декретированные сроки динамика состояния здоровья детей, а также удельный вес детей, находящихся нагрудном вскармливании. Эффективность лечебного процесса оценивается по охвату детей диспансерным наблюдением, проценту диспансерных больных, получивших необходимую лечебно-профилактическую помощь положительным результатам лечения выполнению индивидуальных программ реабилитации детей- инвалидов и проценту снятия с инвалидности показателям первичной и общей заболеваемости детского населения. Критерием эффективности является также уровень смертности детей на педиатрическом участке и работа с детьми в рамках новой социальной программы Родовой сертификат.
10
РАЗДЕЛ II ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Одной из важнейших сторон деятельности участкового педиатра является диспансеризация детского населения, которая включает
  1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей