Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования « Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (ФГАОУ АПК и ППРО) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и проведению в общеобразовательных организациях Российской Федерации открытого урока по основам финансовой грамотности Разработчики: Прутченков А.С., профессор кафедры методики преподавания истории, социально-политического образования и права ФГАОУ АПК и ППРО, д.п.н. Павлова С.А., старший преподаватель кафедры методики преподавания истории, социально-политического образования и права ФГАОУ АПК и ППРО Москва 2015 г.
2 Аннотация Данные методические рекомендации ориентированы на оказание методической помощи педагогам начального общего, основного общего, среднего общего образования по организации и проведению открытого урока по основам финансовой грамотности. Предлагаемые материалы могут быть использованы при проведении открытого урока по основам финансовой грамотности в соответствии с возрастными особенностями учащихся и спецификой основной образовательной программы образовательной организации, а также для проведения других занятий указанной тематики как в урочной, так и во внеурочной деятельности (урок- экскурсия, урок-беседа, урок-диспут, дискуссионный клуб, клуб юных экономистов, предметная неделя (декада) экономики и др.), Материалы подготовлены в соответствии с категориями информационной продукции, которые зафиксированы Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Цель подготовки рекомендаций – оказание методической помощи педагогам: в осмыслении роли функциональной финансовой грамотности в современном образовании через обозначение проблемно-тематического поля и содержательных и сюжетных линий урока; в отборе и систематизации необходимой информации, полученной из различных источников. Ожидаемый результат Учитель получит возможность подготовить и провести урок, с учётом возрастных особенностей учащихся и вариативности образовательных программ. Учащиеся: расширят свои представления в области личных и семейных финансов; осознают необходимость ответственного отношения к своим карманным и иным личным и семейным средствам; критического отношения к любой финансовой информации, распространяемой по различным каналам, включая Интернет, мобильную связь, посредством иных электронных средств массовой коммуникации; приобретут опыт сопоставления информации о финансовых услугах, в целях определения её достоверности и подлинности источников информации. 3 Методические рекомендации Открытый урок по основам финансовой грамотности является составной частью «Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодежи» (Russian Money Week 2015), приуроченной к проведению международной акции «Всемирная Неделя Денег», реализуемой Международным фондом развития в области финансов для детей и молодёжи - Child and Youth Finance International (CYFI), основанной в 2012 г. Child and Youth Finance International (CYFI) – это движение, направленное на повышение финансовой грамотности детей и подростков. Всемирная Неделя Денег включает национальные и международные мероприятия: прямые интернет-трансляции событий, происходящих в разных странах; всемирное интернет-кафе, позволяющее молодёжи из разных уголков планеты общаться друг с другом, расширять кругозор и делиться опытом; беседы с известными людьми, обеспечивающие контакт молодёжи с вдохновляющими их лидерами; международный диалог между молодёжью и министрами финансов, руководителями центробанков, министрами образования и другими деятелями; общение с молодёжью о предпринимательстве, финансовом образовании и включении детей и молодежи в финансовую систему, и другие мероприятия. По инициативе Центрального Банка России при поддержке Минобрнауки России в школах Российской Федерации проводятся Дни финансовой грамотности, в рамках которых рекомендуется организовать посещение финансовых организаций (банков, страховых компаний, пенсионных фондов, фондовых бирж, музеев денег), конкурсы и соревнования, встречи с интересными людьми в сфере бизнеса и финансов, а также провести урок финансовой грамотности. Цель урока финансовой грамотности - знакомство учащихся с основами финансовой грамотности, формирование первичных навыков ответственного и безопасного поведения в сфере личных и семейных финансов. Педагогическими основами и методическими условиями успешного проведения занятия являются: раскрытие значимости финансовой грамотности; информирование обучающихся о видах информации в сфере финансов, а также о негативных последствиях игнорирования такой информации; реализация воспитательного потенциала учебных предметов, в содержании которых раскрываются аспекты финансовой грамотности; использование документов, наглядного материала.
4 Формы работы с учащимися при проведении урока могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они были увлекательными и эффективными, способствовали формированию экономической и финансовой грамотности, соответствовали возрасту учащихся. Так, например, в начальной школе данная тема может рассматриваться на уроках окружающего мира, математики. Содержание урока для младших школьников должно базироваться на бытовом и местном материале, который (в силу возрастных особенностей) наиболее полно и осознанно будет восприниматься учащимися. На данном этапе познавательная деятельность учеников основана на восприятии материала преимущественно из устных источников, на его осмыслении и усвоении в виде конкретных знаний, реализации в поведении и поступках. При подготовке к уроку важно создать эмоциональное настроение у учащихся, подготовить классную комнату к проведению мероприятия, пригласить гостей. Представляется целесообразным обеспечить визуальный ряд, возможно, организовать выставку детских рисунков по теме урока. Особенности работы с младшими школьниками - передача информации с опорой на положительные эмоции, ее дозированный объем, педагогическая целесообразность, логическая последовательность. Важно использование игрового и занимательного материала (тематические загадки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки, проблемные ситуации, создаваемые от имени условных персонажей, и т.д.). Формами и основными методами проведения урока могут стать: беседа, дидактические и ролевые игры, конкурсы рисунков и плакатов, чтение сказок. Занятие в основной школе направлено на расширение представлений школьников о роли финансов в жизни общества и повседневной жизни людей. Главная мировоззренческая идея урока – показать учащимся ценностное содержание и значимость финансовой грамотности как необходимого условия социализации человека, способствующего формированию активной жизненной и познавательной позиции школьников. Задача урока - развитие познавательного интереса учащихся к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике. При изучении темы рекомендуется обратить внимание на следующие вопросы: 1. Что такое деньги? 2. Личный финансовый план. 5 3. Человеческий капитал и его роль при составлении личного финансового плана. Логика урока должна подвести учащихся к пониманию того, что финансы - важнейшее социально-экономическое явление, связанное с благосостоянием отдельной личности, народа и государства в целом. При организации урока в основной школе целесообразно увеличить долю практического применения получаемых знаний через организацию деловых игр, встреч с финансистами, экскурсий в финансовые учреждения и т.д. Использование активных и интерактивных методов обучения помогает школьникам не только прочно усвоить теоретические знания, но и получить первый опыт применения экономических понятий на практике. Занятие в старшей школе целесообразно организовать через взаимосвязь предметов математического и гуманитарного циклов (математика, информатика, обществознание, экономика, литература) Так, например, в уроки обществознания можно включить практические задачи и вопросы из повседневной жизни, направленные на управление личными финансами и понимание своих прав и обязанностей как потребителей финансовых услуг, анализ информации по пониманию договорных отношений, своих прав и обязанностей как потребителей финансовых услуг; в уроки экономики - историю финансовых рынков и сущность, цели и задачи, актуальные проблемы операций с деньгами в повседневной жизни человека; в уроки математики и информатики цикла - понимание и расчет процентных ставок как одно из важных направлений финансовой грамотности, расчет домашнего и личного бюджетов. При отборе содержания урока целесообразно учесть и уровень подготовленности учащихся (например, в классах универсального и социально- экономического профилей). В профильных классах итогом урока может стать обсуждение и выбор учащимися направлений проектно-исследовательских работ по теме «Финансовая грамотность» (в том числе прикладного характера: «Экспертная оценка семейного бюджета» и пр.) для последующей работы в течение учебного года. В помощь учителю Начальная школа: Урок-сказка Сказка (народная или авторская) несет большой образовательный и воспитательный потенциал, способствуя пониманию в том числе многих 6 экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к её изучению. Сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребёнка, пробуждает фантазию, творческую активность; способствует пониманию внутреннего мира человека и его поступков; раскрывает особенности народного и литературного языка; формирует умение моделировать ситуацию (ставить себя на место героя) и разрешать её; способствует корректировке негативных черт характера через формирование критического отношения к себе и умение анализировать собственные поступки. Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий: сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения (народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила», А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И. Чуковский «Телефон»); сказки, отражающие труд людей («Терем – теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь», А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К.И. Чуковский «Федорино горе»); сказки, показывающие быт, традиции народа, особенности ведения народного хозяйства (народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Репка», «Морозко», и др»; сказки, раскрывающие понятия «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство (народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», К.И. Чуковский «Муха – цокотуха», Г.Х. Андерсен «Огниво»); сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость (народные сказки «Мальчик–с–пальчик», «Чудесная рубашка», С.Т. Аксаков «Аленький цветочек», К.И. Чуковский «Муха – цокотуха», Г.Х. Андерсен «Огниво»). Почти все народные сказки (сказки о животных, волшебные, фантастические, бытовые), аккумулирующие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких нравственных качеств личности как усердие, трудолюбие, доброта, справедливость, честность.
7 В сказках экономическое содержание развертывается в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки. В качества примера рекомендуем у рок-сказку «Волшебные деньги» (Источник - https://lit-dety.ru/stixotvoreniya-i-proza-dlya-detej/volshebnye-dengi-skazka- multfilm-varezhka.html/) Расскажу я вам сказку про деньги! Но не простая эта сказка, а очень полезная и поучительная! Читать ее надо и детям, и родителям, ведь каждый сможет здесь чему-то научиться! Для родителей она важна в первую очередь тем, что эта сказка подскажет им, как поступить, если ребенок хочет собаку. Для детей она полезна тем, что может научить их идти к своей цели и правильно обращаться с деньгами, то есть не транжирить их направо и налево, а накапливать, чтобы получить желаемое. Так что это еще и сказка про деньги, поучительная, а не только развлекательная. Можно было обойтись и без этого вступления, но я не удержалась. Думаю, что вступление даст многим понять, что сказка затрагивает разные сферы интересов. Правда? Вот вам сказка про деньги и не только про них… Сказка «Волшебные деньги» Давно это было или совсем недавно, не знает никто. Жил-был мальчик по имени Тимоша и были у него хорошие любящие родители. Все, кто знал Тимошу и его родителей, говорили, что это идеальная семья. И многие равнялись на эту семью. Тимоша был очень счастливым мальчиком, потому что у него были разные интересные игрушки. Был у него большой самосвал, какого не было ни у кого из ребят в этом дворе, но Тимоша не жадничал и всегда давал ребятам с ним поиграть. Был вертолет радиоуправляемый. Был велосипед трехколесный. Все было у Тимоши. Даже когда он был очень маленьким, у него были самые необходимые игрушки. Выходил Тимоша во двор со своими игрушками – и сразу все ребята собирались возле него! Но однажды произошло что-то неожиданное. Выбежал как-то Тимоша во двор, а к нему никто не идет. Огляделся он по сторонам и увидел, что все ребята собрались возле песочницы, переговариваются там и весело смеются. — «Странно», — сказал Тимоша сам себе вслух. – «Чего это они там скопились? Пойду посмотрю». 8 Подошел он к ребятам, но никак не может увидеть, что же случилось. Лез-лез он между ними – еле пролез. Как же вы думаете, что он там увидел?! Правильно, ребята, увидел он там забавного щеночка! Все взгляды ребят были обращены только на него. А рядом со щенком стоял гордый хозяин. Про Тимошу и его игрушки все и думать забыли! Вокруг только и слышались вопросы ребят: — А как его зовут? — А он умеет лапу давать? — А он громко гавкает? Посмотрел Тимоша на щенка и побежал домой, даже все свои игрушки забыл. Увидела мама, что ребенок грустный домой пришел и спрашивает: — Тимоша, милый, что случилось? И рассказал Тима, что он увидел во дворе. И добавил: — Мама, я хочу собаку! Купите мне собаку! Присела мама на колено, обняла сына и сказала: — Хорошо, дорогой, мы с папой об этом поговорим. А пока мой руки и садись кушать. Вечером пришел папа с работы, и его мама накормила и сказала ему: — Наш ребенок хочет собаку! — Хорошо, — ответил папа. – Видимо, настала пора нашему ребенку становиться самостоятельным. Долго шептались родители этим вечером и придумали, что делать. Долго ли коротко время шло, наступил день, которого так ждал Тимоша – День Рождения! Нетерпеливо ждал ребенок, когда же ему вручат подарок. И вот внесли в комнату коробку. У ребенка прямо дух перехватило! «Там должна быть собака, там должна быть собака» — проговаривал он сам себе под нос, так, чтобы никто не услышал. Потянул Тимоша за ленточку, распахнул коробку и… Тимоша недоуменно посмотрел на родителей: — Мама, папа?.. Что это? — Сынок, это копилка. Копилка-собака. Чтобы ты помнил и не забывал, для чего она тебе. С этого дня у тебя появятся карманные деньги. Мы будем давать тебе их раз в неделю. «Ты можешь делать с ними то, что захочешь», — сказала мама. — « Захочешь – будешь покупать себе сладости, захочешь – будешь покупать игрушки. А захочешь – будешь складывать их в эту копилку. И когда эта копилка наполнится, ты сможешь купить на собранные деньги себе собаку» — добавил папа. Понял Тимоша и улыбнулся: 9 — « Спасибо!» – сказал он своим родителям и обнял их сильно-сильно. – «Я буду копить на собаку». Так и повелось. Родители давали Тимоше карманные деньги, но он не тратил их куда попало и на что попало, а кидал в свою собаку-копилку. Кинет монетку внутрь, послушает ее звон и представляет, как он будет со своей собакой во дворе гулять, как все ребята будут собираться посмотреть на его собаку, и как он гордо и радостно будет отвечать на их вопросы. Шли дни, копилка становилась все тяжелее и тяжелее. И вот настал тот день, когда в копилку опустилась последняя монетка. Она глухо звякнула внутри и вдруг вокруг Тимоши и копилки все закружилось, засияло и ребенок явно услышал: — Гав! Гав-гав! Посмотрел Тимоша на копилку – и глазам своим не поверил: вместо копилки на полу сидела миленькая собачка и виляла своим маленьким хвостиком! Так у Тимоши появилась собака. Как он ее назвал, решать вам. А взрослые до сих пор не могут поверить, что произошло чудо, и только Тимоша знает, что помогли ему волшебные деньги! Игра В рамках открытого урока по основам финансовой грамотности в начальных классах целесообразно ознакомить обучающихся с возможностями обучающей игры Сбербанка «Помоги Муравьишке» - https://www.cbr.ru/Bank-notes_coins/?PrtId=game Эта игра поможет детям проверить знания, а также узнать много нового и полезного о наших деньгах! Насколько хорошо они знают денежки? Сможешь ли ребенок отличить настоящую денежку от ненастоящей (фальшивой)? На что надо обращать внимание, когда получаешь деньги в свои руки? В ходе игры дети помогают Муравьишке расставить на свои места те изображения, на которые нужно обратить внимание, когда получаешь деньги в свои руки! Для отбора содержания урока могут быть использованы материалы книги «Дети и деньги», которую можно бесплатно скачать на сайте - https://moneykids.ru/ Это самоучитель семейных финансов для детей. Автор - Евгения Блискавка. Полезные ссылки: 1. Как дети объясняют финансовые термины и понятия. Загадка №1 https://www.youtube.com/watch?v=xOWMumT86sI 2. Как дети объясняют финансовые термины и понятия. Загадка №2 https://www.youtube.com/watch?v=P9yNd1NbO3c
10 3. Как дети объясняют финансовые термины и понятия. Загадка №3 https://www.youtube.com/watch?v=CrUmByrxWlo 4. Как дети объясняют финансовые термины и понятия. Загадка №4 https://www.youtube.com/watch?v=KSjq9UHlmB0 5. Как дети объясняют финансовые термины и понятия. Загадка №5 https://www.youtube.com/watch?v=IinKXfkNJGU
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |