Продолжение приложения В
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
|
| приемами учения и самообразования.
|
| щихся к активному участию; создание атмосферы важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе.
| тивная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.
|
Возможные ошибки. Слабая активизация учащихся в процессе проверки. Отсутствие аргументов отметок
|
4
| Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
| Обеспечить мотивацию учеников, принятие ими целей урока.
Актуализация субъектного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).
| 1 Сообщение темы учебного занятия.
2 Формулирование целей урока вместе с учащихся.
3 Показ социальной и практической значимости изучаемого материала.
4 Постановка перед учащимися учебной проблемы. 5 Актуализация субъектного опыта учащихся.
| 1 Предварительное обдумывание учителем формулировки цели, задач, социальной и практической значимости для учащихся материала, фиксация этого в поурочном плане.
2 Умения учителя формулировать цели урока в действиях учащихся.
3 Использование учителем многообразных приемов актуализации знаний и способов действий, обеспечивающих выделение ключевых идей ведущих принципов построения учебного предмета.
4 Умение учителя представлять основное содержание учебного материала, необходимого для главного этапа урока, в виде структурных и логических схем.
5 Отражение в целях урока знаний,
| 1 Готовность учащихся к активной учебной и познавательной деятельности.
2 Формулировка целей урока вместе с учащимися.
3 Вариативность приемов сообщения темы и целей урока. 4 Формулировка целей урока в действиях учащихся.
5 Понимание учащимися социальной и практической ценности изучаемого материала.
6 Сообщение учени-
|
Продолжение приложения В
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
|
|
|
| умений, развитие их личностно-смысловой сферы, интеллектуальной, исследовательской, коммуникативной культуры, культуры учения.
6 Ознакомление сначала с явлениями природы, а затем с методикой исследования этих явлений, их анализа.
| кам не только темы урока (его содержания), но и целей, форм организации их деятельности.
|
Способы активизации на уроке. Запись на доске.
Варианты действий. 1 Объяснение учащимся целей урока одновременно с сообщением темы.
2 Сообщение цели в виде проблемного задания.
3 Сообщение цели в виде эвристического вопроса.
4 Указание целей на специальном стенде «Что сегодня на уроке?»
5 Использование технологической карты.
6 Постановка целей через показ конечных результатов.
7 Постановка целей посредством опоры на последовательность изучения материала.
Возможные ошибки. Отсутствие этапа.
|
5
| Этап усвоения новых знаний
| Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала, существенных признаков понятий, законов, теорий и
| 1 Организация внимания учащихся, сообщение основной идеи изучаемого материала (принципа, правила, закона).
2 Обеспечение усвоения методики воспроизведения изучаемого материала (с чего и как начинать, из чего
| 1 Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов и явлений. Вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся.
2 Актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся.
| 1 Максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
2 Если учитель использовал метод рассказа, лекции,
|
Продолжение приложения В
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
|
| др.; правил и построенных на их основе алгоритмов. Содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые привели к определенному выводу (обобщению). Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.
| исходить, к чему переходить и как аргументировать выводы).
3 Запись в тетра дях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта.
4 Использование приемов мышления (анализа, сравнения, обобщения, абстрагирования, конкретизации).
5 Постановка перед учащимися проблемной ситуации, постановка эврис-тических вопросов; составление таблиц первичного обобщения материала, когда это возможно.
| 3 Подача материала логически завершенными частями – блоками.
4 Реализация дифференцированного подхода в процессе изложения нового материала.
5 Ориентация в процессе изложения нового материала на структуру предметного знания, а не на объем информации.
6 Выделение и поддержка тонкости жизненных наблюдений учащихся. 7 «Сталкивание» ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.8 Создание условий для освоения учащимися знаний преимущественно в форме деятельности.
| объяснения, самостоятельной работы учащихся по учебнику и дополнительной литературе, то показателем выполнения дидактической задачи может служить качество ответов учащихся на последующих этапах урока.
3 При использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с методом беседы, компьютеров, модулей, показателем эффективности усвоения школьниками знаний и способов действий является правильность и осознанность от-
|
Продолжение приложения В
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
|
|
|
|
| ветов в процессе беседы и выполнения заданий в модулях, также активное участие класса в подведении итогов.
|
Способы активизации на уроке. Использование нестандартных форм и методов обучения. Высокая степень самостоятельности при изучении нового материала. Использование ТСО и средств наглядности
Варианты действий. 1. Использование обыденных аналогий, как способа включения в содержание субъектного опыта учащихся.
2 Представление основного материала одновременно в словесной, знаково-символической формах.
3 Представление материала в сравнительных или классификационных таблицах.
4 Экстраактивный режим (рассказ, лекция, сообщение, объяснение).
5 Интроактивный режим (модульное обучение, проблемно-модульное, программированное, компьютерное обучение).
6 Интерактивный режим (проблемное обучение, адаптивное обучение, коллективные способы обучения).
7 Построение структурно-логических схем изучаемого материала.
8 Генетический метод обучения (посредством показа логики возникновения понятия в науке или практической деятельности).
Возможные ошибки. Нет четкости в постановке задач, не выделено главное, не систематизирован материал, не связан с ранее изученным. Используется недоступный для учащихся уровень изложения.
|
6
| Этап проверки понимания учащимися нового материала
| Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся.
Провести коррекцию выявленных
| 1 Проверка понимания учащимися сущности содержания.
2 Проверка полноты и осознанности усвоения учащимися новых знаний и способов действий.
3 Выявление пробелов
| 1 Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся.
2 Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний.
3 Обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти
| Учитель спрашивает средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов, по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в
|
Продолжение приложения В
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
|
| пробелов в осмыслении учащимися изученного материала.
| первичного осмысления учащимися изученного материала.
4 Ликвидация неясностей осмысления учащимися изученного материала.
| другое, более рациональное решение и т.д.
| понимании учащихся нового материала.
|
Варианты действий. Вопросно-ответное общение
Возможные ошибки. Отсутствие данного этапа
|
7
| Этап закрепления нового материала
| Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы по новому материалу. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.
| Организация деятельности учащихся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов, по отработке изученных знаний и способов дейст-
вий посредством их при- менения в ситуациях по
образцу и измененных ситуациях; закрепление методики изучения нового материала; закрепление методики ответа при очередной проверке знаний; отработка логики алгоритма изученных правил.
| 1 Использование системы заданий, в основе которой лежит четко спланированная последовательность действий (на узнавание, на применение знаний по образцу и в измененной ситуации).
2 Использование разнообразных методов и форм за крепления знаний и способов действий учащихся. 3 Использование вопросов, требующих интеллектуальной активности, самостоятельной мыслительной деятельности.
4 Обеспечение дозированной помощи учащимся.
| 1 Умения учащихся:
- соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи;
- распознавать и воспроизводить изученные познавательные;
- воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими в стандартных и измененных ситуациях.
2 Прочность знаний учащихся.
|
Продолжение приложения В
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
Способы активизации на уроке. Разнообразие заданий, их практическая направленность.
Варианты действий. 1 Разноуровневые самостоятельные работы.
2 Проектное обучение.
3 Деловая игра.
4 Вопросно-ответное общение.
5 Групповая работа.
Возможные ошибки. Вопросы и задания предлагаются в той же логике, что и изучение нового материала. Однообразие способов закрепления. Мало времени отводится на закрепление. Упор делается не на главное
|
8
| Этап применения знаний и способов действий
| Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.
| Организация деятельности учащихся по применению знаний в измененных и новых ситуациях
| 1 Использование разнообразных методов и форм организации деятельности учащихся по применению знаний в разнообразных ситуациях.
2 Использование заданий на поиск нескольких способов получения одного результата.
3 Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала.
4 Использование открытых задач.
| 1 Правильность, полнота, осознанность, действенность знаний учащихся.
2 Самостоятельность учащихся в выполнении заданий.
3 Углубление знаний и способов действий учащихся.
|
Варианты действий. 1 Разноуровневые самостоятельные работы.
2 Вопросно-ответное общение.
3 Групповая работа.
|
9
| Этап обобщения и систематизации знаний
| Обеспечить формирование целостной системы знаний учащихся. Обеспечить уста-
| Организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений.
| 1 Построение структурно-логических схем изученной темы.
2 Использование вопросов, требующих классификации изученных познавательных объектов.
| 1 Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классифика-
|
Продолжение приложения В
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
9
|
| новление учащимися внутрипредметных и меж-предметных знаний. Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий.
|
| 3 Обобщение и систематизация на различных уровнях: понятийном, межпонятийном, тематическом, итоговом, межпредметном.
4 Выделение сквозных идей, относительности, направленности природных процессов, соответствия, дополнительности и др.
5 Использование обобщающих таблиц.
| ции и систематизации знаний.
2 Выявление учащимися внутри- предметных и межпредметных связей, выделение мировоззренческих идей.
|
Варианты действий. 1 Метод кооперации.
2 Моделирование.
3 Построение «дерева» темы.
4 Построение блок-формулы.
5. Задания на определение учащимися в списке слов фактов, понятий, правил, законов.
|
10
| Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий
| Выявление качества и уровня усвоения учащимися знаний и способов действий. Выявить недостатки в знаниях и способах их действия. Установить причины выявленных недостатков. Обеспечить развитие у
| 1 Глубокая и всесторонняя проверка знаний и способов действий учащихся.
2 Проверка образа мышления учащихся, сформированности общих учебных умений.
3 Комментирование ответов учащихся.
| 1 Использование различных методов контроля знаний и способов действий учащихся.
2 Постановка дополнительных вопросов для проверки системности, осознанности, действенности и прочности знаний.
4 При опросе анализировать помимо правильности ответа, его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и нахо дить разнообразные способы
| 1 Проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины осознанности, гибкости и действенности.
2 Активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.
|
Продолжение приложения В
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
|
| школьников способности к оценочным действиям.
|
| выполнения заданий.
3 Разъяснение учителем подхода к оцениванию знаний учащихся.
| 3 Рецензирование ответов учащихся.
|
Варианты действий. 1 Разноуровневые контрольные и самостоятельные работы, тестовые задания.
2 Задания на выделение всех признаков понятия и их связи друг с другом (проверяется полнота знаний).
3 Задания на выделение, существенных признаков (глубина).
4 Задания на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость).
5 Задания с избыточными данными, с противоречивыми данными (способность к оценочным действиям).
|
11
| Этап коррекции знаний и способов действий
| Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий учащихся в рамках изученной темы.
| Организация деятельности учащихся по коррекции своих выявленных недостатков.
| Организация деятельности учащихся по выявлению своих ошибок на основе поставленной учителем оценки и их коррекции.
| Переход учащихся с более низкого на более высокий уровень усвоения знаний по решению нестандартных заданий.
|
Варианты действий. 1 Использование специально разделенных на мелкие этапы и звенья упражнений.
2 Применение развернутых инструкций с регулярным контролем.
3 Тестовые задания.
4 Структурно-логические схемы «с пропусками».
|
12
| Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
| Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
| 1 Информация о домашнем задании.
2 Инструктаж по его выполнению.
3 Проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения.
| 1 Спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения. 2 Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока. 3 Соответствие содержания домашней работы уровню обученности учащихся.
4 Создание условий для выбора
| 1 Наличие индивидуальных заданий (по интересам, степени сложности).
2 Наличие возможностей выбора заданий.
3 Правильное выполнение домашнего
|
Продолжение приложения В
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
|
|
|
| учащимися домашних заданий.
| задания всеми учениками.
|
Способы активизации на уроке. Дифференциация заданий, творческий характер их выполнения.
Варианты действий. 1 Три уровня домашнего задания.
2 Задание массивом.
3 Особое задание.
Возможные ошибки. Информация о домашнем задании после звонка. Большой объем и высокая сложность. Отсутствие инструктажа, ясности цели и способов выполнения.
|
13
| Этап подведения
итогов занятия
| Проанализировать и дать качественную оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.
| 1 Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся.
2 Аргументация выставленных отметок.
3 Замечания по уроку, предположения о возможных изменениях на последующих уроках.
| Умение учителя давать качественную характеристику работы класса.
| Четкость и краткость этапа.
|
Способы активизации на уроке. Стимуляция высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нем.
Варианты действий. 1 Сообщение учителя.
2 Подведение итогов самими учащимися.
Возможные ошибки. 1 Подведение итогов после звонка, отсутствие данного этапа.
2 Расплывчатость, необъективность в оценке.
|
14
| Этап рефлексии
| Инициировать и интенсифицироватъ рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального
| Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения.
| 1 Развитие способностей учащихся к рефлексии.
2 Стимулирование учащихся к осмыслению того, как другие знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции.
| Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.
|
Продолжение приложения В
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
|
| состояния, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.
|
| 3 Реализация рефлексивного алгоритма: «Я» (как чувствовал себя, доволен ли собой), «МЫ» (комфортно ли было работать в группе), «ДЕЛО» (достиг ли цели учения, как преодолеть учебные проблемы).
|
|
Варианты действий. 1 Ассоциативный ряд.
2 Незаконченные предложения.
3 «Разговор на бумаге».
4 «Лист обратной связи».
5 Интерпретация изображений на открытках.
6 Барометр настроения.
Возможные ошибки. Отсутствие этапа.
|