Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ. Методические указания по проведению лабораторных работ, вопросы для самоконтроля


НазваниеМетодические указания по проведению лабораторных работ, вопросы для самоконтроля
АнкорМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ.doc
Дата17.10.2017
Размер1.18 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ.doc
ТипМетодические указания
#29222
страница14 из 15
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15



Продолжение приложения В

1

2

3

4

5

6







приемами учения и самообразования.




щихся к активному участию; создание атмосферы важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе.

тивная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.

Возможные ошибки. Слабая активизация учащихся в процессе проверки. Отсутствие аргументов отметок

4

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Обеспечить мотивацию учеников, принятие ими целей урока.

Актуализация субъектного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

1 Сообщение темы учебного занятия.

2 Формулирование целей урока вместе с учащихся.

3 Показ социальной и практической значимости изучаемого материала.

4 Постановка перед учащимися учебной проблемы. 5 Актуализация субъектного опыта учащихся.

1 Предварительное обдумывание учителем формулировки цели, задач, социальной и практической значимости для учащихся материала, фиксация этого в поурочном плане.

2 Умения учителя формулировать цели урока в действиях учащихся.

3 Использование учителем многообразных приемов актуализации знаний и способов действий, обеспечивающих выделение ключевых идей ведущих принципов построения учебного предмета.

4 Умение учителя представлять основное содержание учебного материала, необходимого для главного этапа урока, в виде структурных и логических схем.

5 Отражение в целях урока знаний,

1 Готовность учащихся к активной учебной и познавательной деятельности.

2 Формулировка целей урока вместе с учащимися.

3 Вариативность приемов сообщения темы и целей урока. 4 Формулировка целей урока в действиях учащихся.

5 Понимание учащимися социальной и практической ценности изучаемого материала.

6 Сообщение учени-

Продолжение приложения В

1

2

3

4

5

6













умений, развитие их личностно-смысловой сферы, интеллектуальной, исследовательской, коммуникативной культуры, культуры учения.

6 Ознакомление сначала с явлениями природы, а затем с методикой исследования этих явлений, их анализа.

кам не только темы урока (его содержания), но и целей, форм организации их деятельности.

Способы активизации на уроке. Запись на доске.

Варианты действий. 1 Объяснение учащимся целей урока одновременно с сообщением темы.

2 Сообщение цели в виде проблемного задания.

3 Сообщение цели в виде эвристического вопроса.

4 Указание целей на специальном стенде «Что сегодня на уроке?»

5 Использование технологической карты.

6 Постановка целей через показ конечных результатов.

7 Постановка целей посредством опоры на последовательность изучения материала.

Возможные ошибки. Отсутствие этапа.

5

Этап усвоения новых знаний

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала, существенных признаков понятий, законов, теорий и

1 Организация внимания учащихся, сообщение основной идеи изучаемого материала (принципа, правила, закона).

2 Обеспечение усвоения методики воспроизведения изучаемого материала (с чего и как начинать, из чего

1 Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов и явлений. Вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся.

2 Актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся.

1 Максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

2 Если учитель использовал метод рассказа, лекции,

Продолжение приложения В

1

2

3

4

5

6







др.; правил и построенных на их основе алгоритмов. Содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые привели к определенному выводу (обобщению). Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

исходить, к чему переходить и как аргументировать выводы).

3 Запись в тетра дях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта.

4 Использование приемов мышления (анализа, сравнения, обобщения, абстрагирования, конкретизации).

5 Постановка перед учащимися проблемной ситуации, постановка эврис-тических вопросов; составление таблиц первичного обобщения материала, когда это возможно.

3 Подача материала логически завершенными частями – блоками.

4 Реализация дифференцированного подхода в процессе изложения нового материала.

5 Ориентация в процессе изложения нового материала на структуру предметного знания, а не на объем информации.

6 Выделение и поддержка тонкости жизненных наблюдений учащихся. 7 «Сталкивание» ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.8 Создание условий для освоения учащимися знаний преимущественно в форме деятельности.

объяснения, самостоятельной работы учащихся по учебнику и дополнительной литературе, то показателем выполнения дидактической задачи может служить качество ответов учащихся на последующих этапах урока.

3 При использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с методом беседы, компьютеров, модулей, показателем эффективности усвоения школьниками знаний и способов действий является правильность и осознанность от-


Продолжение приложения В

1

2

3

4

5

6
















ветов в процессе беседы и выполнения заданий в модулях, также активное участие класса в подведении итогов.

Способы активизации на уроке. Использование нестандартных форм и методов обучения. Высокая степень самостоятельности при изучении нового материала. Использование ТСО и средств наглядности

Варианты действий. 1. Использование обыденных аналогий, как способа включения в содержание субъектного опыта учащихся.

2 Представление основного материала одновременно в словесной, знаково-символической формах.

3 Представление материала в сравнительных или классификационных таблицах.

4 Экстраактивный режим (рассказ, лекция, сообщение, объяснение).

5 Интроактивный режим (модульное обучение, проблемно-модульное, программированное, компьютерное обучение).

6 Интерактивный режим (проблемное обучение, адаптивное обучение, коллективные способы обучения).

7 Построение структурно-логических схем изучаемого материала.

8 Генетический метод обучения (посредством показа логики возникновения понятия в науке или практической деятельности).

Возможные ошибки. Нет четкости в постановке задач, не выделено главное, не систематизирован материал, не связан с ранее изученным. Используется недоступный для учащихся уровень изложения.

6

Этап проверки понимания учащимися нового материала

Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся.

Провести коррекцию выявленных

1 Проверка понимания учащимися сущности содержания.

2 Проверка полноты и осознанности усвоения учащимися новых знаний и способов действий.

3 Выявление пробелов

1 Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся.

2 Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний.

3 Обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти

Учитель спрашивает средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов, по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в

Продолжение приложения В

1

2

3

4

5

6







пробелов в осмыслении учащимися изученного материала.

первичного осмысления учащимися изученного материала.

4 Ликвидация неясностей осмысления учащимися изученного материала.

другое, более рациональное решение и т.д.

понимании учащихся нового материала.

Варианты действий. Вопросно-ответное общение

Возможные ошибки. Отсутствие данного этапа

7

Этап закрепления нового материала

Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы по новому материалу. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Организация деятельности учащихся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов, по отработке изученных знаний и способов дейст-

вий посредством их при- менения в ситуациях по

образцу и измененных ситуациях; закрепление методики изучения нового материала; закрепление методики ответа при очередной проверке знаний; отработка логики алгоритма изученных правил.


1 Использование системы заданий, в основе которой лежит четко спланированная последовательность действий (на узнавание, на применение знаний по образцу и в измененной ситуации).

2 Использование разнообразных методов и форм за крепления знаний и способов действий учащихся. 3 Использование вопросов, требующих интеллектуальной активности, самостоятельной мыслительной деятельности.

4 Обеспечение дозированной помощи учащимся.

1 Умения учащихся:

- соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи;

- распознавать и воспроизводить изученные познавательные;

- воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими в стандартных и измененных ситуациях.

2 Прочность знаний учащихся.

Продолжение приложения В

1

2

3

4

5

6

Способы активизации на уроке. Разнообразие заданий, их практическая направленность.

Варианты действий. 1 Разноуровневые самостоятельные работы.

2 Проектное обучение.

3 Деловая игра.

4 Вопросно-ответное общение.

5 Групповая работа.

Возможные ошибки. Вопросы и задания предлагаются в той же логике, что и изучение нового материала. Однообразие способов закрепления. Мало времени отводится на закрепление. Упор делается не на главное

8

Этап применения знаний и способов действий

Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

Организация деятельности учащихся по применению знаний в измененных и новых ситуациях

1 Использование разнообразных методов и форм организации деятельности учащихся по применению знаний в разнообразных ситуациях.

2 Использование заданий на поиск нескольких способов получения одного результата.

3 Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала.

4 Использование открытых задач.

1 Правильность, полнота, осознанность, действенность знаний учащихся.

2 Самостоятельность учащихся в выполнении заданий.

3 Углубление знаний и способов действий учащихся.

Варианты действий. 1 Разноуровневые самостоятельные работы.

2 Вопросно-ответное общение.

3 Групповая работа.

9

Этап обобщения и систематизации знаний

Обеспечить формирование целостной системы знаний учащихся. Обеспечить уста-

Организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений.

1 Построение структурно-логических схем изученной темы.

2 Использование вопросов, требующих классификации изученных познавательных объектов.

1 Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классифика-

Продолжение приложения В

1

2

3

4

5

6

9




новление учащимися внутрипредметных и меж-предметных знаний. Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий.




3 Обобщение и систематизация на различных уровнях: понятийном, межпонятийном, тематическом, итоговом, межпредметном.

4 Выделение сквозных идей, относительности, направленности природных процессов, соответствия, дополнительности и др.

5 Использование обобщающих таблиц.

ции и систематизации знаний.

2 Выявление учащимися внутри- предметных и межпредметных связей, выделение мировоззренческих идей.

Варианты действий. 1 Метод кооперации.

2 Моделирование.

3 Построение «дерева» темы.

4 Построение блок-формулы.

5. Задания на определение учащимися в списке слов фактов, понятий, правил, законов.

10

Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

Выявление качества и уровня усвоения учащимися знаний и способов действий. Выявить недостатки в знаниях и способах их действия. Установить причины выявленных недостатков. Обеспечить развитие у

1 Глубокая и всесторонняя проверка знаний и способов действий учащихся.

2 Проверка образа мышления учащихся, сформированности общих учебных умений.

3 Комментирование ответов учащихся.

1 Использование различных методов контроля знаний и способов действий учащихся.

2 Постановка дополнительных вопросов для проверки системности, осознанности, действенности и прочности знаний.

4 При опросе анализировать помимо правильности ответа, его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и нахо дить разнообразные способы

1 Проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины осознанности, гибкости и действенности.

2 Активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.

Продолжение приложения В

1

2

3

4

5

6







школьников способности к оценочным действиям.




выполнения заданий.

3 Разъяснение учителем подхода к оцениванию знаний учащихся.

3 Рецензирование ответов учащихся.

Варианты действий. 1 Разноуровневые контрольные и самостоятельные работы, тестовые задания.

2 Задания на выделение всех признаков понятия и их связи друг с другом (проверяется полнота знаний).

3 Задания на выделение, существенных признаков (глубина).

4 Задания на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость).

5 Задания с избыточными данными, с противоречивыми данными (способность к оценочным действиям).

11

Этап коррекции знаний и способов действий

Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий учащихся в рамках изученной темы.

Организация деятельности учащихся по коррекции своих выявленных недостатков.

Организация деятельности учащихся по выявлению своих ошибок на основе поставленной учителем оценки и их коррекции.

Переход учащихся с более низкого на более высокий уровень усвоения знаний по решению нестандартных заданий.

Варианты действий. 1 Использование специально разделенных на мелкие этапы и звенья упражнений.

2 Применение развернутых инструкций с регулярным контролем.

3 Тестовые задания.

4 Структурно-логические схемы «с пропусками».

12

Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

1 Информация о домашнем задании.

2 Инструктаж по его выполнению.

3 Проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения.

1 Спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения. 2 Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока. 3 Соответствие содержания домашней работы уровню обученности учащихся.

4 Создание условий для выбора

1 Наличие индивидуальных заданий (по интересам, степени сложности).

2 Наличие возможностей выбора заданий.

3 Правильное выполнение домашнего

Продолжение приложения В

1

2

3

4

5

6













учащимися домашних заданий.

задания всеми учениками.

Способы активизации на уроке. Дифференциация заданий, творческий характер их выполнения.

Варианты действий. 1 Три уровня домашнего задания.

2 Задание массивом.

3 Особое задание.

Возможные ошибки. Информация о домашнем задании после звонка. Большой объем и высокая сложность. Отсутствие инструктажа, ясности цели и способов выполнения.

13

Этап подведения

итогов занятия

Проанализировать и дать качественную оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

1 Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся.

2 Аргументация выставленных отметок.

3 Замечания по уроку, предположения о возможных изменениях на последующих уроках.

Умение учителя давать качественную характеристику работы класса.

Четкость и краткость этапа.

Способы активизации на уроке. Стимуляция высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нем.

Варианты действий. 1 Сообщение учителя.

2 Подведение итогов самими учащимися.

Возможные ошибки. 1 Подведение итогов после звонка, отсутствие данного этапа.

2 Расплывчатость, необъективность в оценке.

14

Этап рефлексии

Инициировать и интенсифицироватъ рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения.

1 Развитие способностей учащихся к рефлексии.

2 Стимулирование учащихся к осмыслению того, как другие знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.

Продолжение приложения В

1

2

3

4

5

6







состояния, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.




3 Реализация рефлексивного алгоритма: «Я» (как чувствовал себя, доволен ли собой), «МЫ» (комфортно ли было работать в группе), «ДЕЛО» (достиг ли цели учения, как преодолеть учебные проблемы).




Варианты действий. 1 Ассоциативный ряд.

2 Незаконченные предложения.

3 «Разговор на бумаге».

4 «Лист обратной связи».

5 Интерпретация изображений на открытках.

6 Барометр настроения.

Возможные ошибки. Отсутствие этапа.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей