Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс. Методическое пособие. Методическое пособие как многофункциональный элемент нового умк по всеобщей истории


НазваниеМетодическое пособие как многофункциональный элемент нового умк по всеобщей истории
АнкорВсеобщая история. Новейшая история. 10 класс. Методическое пособие.pdf
Дата25.01.2018
Размер1.32 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаVseobschaya_istoria_Noveyshaya_istoria_10_klass_Metodicheskoe_po
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодическое пособие
#35355
страница3 из 24
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
24
новки и обобщающие выводы вводных текстов к разделам
Историко-культурного стандарта. Это обеспечивает на уроках истории организацию активной исследовательской деятельности школьников, актуализацию ранее полученных знаний, интеграцию курсов всеобщей и отечественной истории. Авторы учебника для 10 класса предлагают школьникам формулировать главные вопросы самостоятельно, а в конце урока или параграфа отвечать на них.
В методическом пособии учителю предоставлено право самому выбирать ориентацию на ключевой вопрос темы или главный вопрос главы. Нов книге для учителя ключевой вопрос темы / занятия формулируется нами как вероятностный и возможный в результате мозгового штурма учащихся, проведенного вначале занятия. В конце занятия ключевой вопрос помогает учителю и школьникам сконцентрироваться на основных идеях новой темы и собрать результаты разнообразной познавательной деятельности в ценностно-смысловые блоки пример 1). На этом же примере проиллюстрируем и ранее представленный подход фрагмент Концепции нового
УМК по всеобщей истории как ресурс проблемных вопросов и заданий для итоговой дискуссии.
Пример Концепция нового

УМК по всеобщей
истории
Ключевой вопрос
занятия
Вопросы итоговой дискуссии
(фрагменты)
В конце темы ключевой вопрос оказывается в центре дискуссии как вариативной формы повторительно-обоб- щающего занятия. В методических рекомендациях показывается, как эффективно обыграть его в рамках той или иной учебной темы (пример Пример Дискуссия по ключевому вопросу темы. Обратите внимание, что Итоги главы — это вывод-перечисление основных событий и процессов, охваченных параграфами главы. Чтение этого текста поможет восстановить целостную картину военно-политических и общественных про- цессов.
Ключевой вопрос — это квинтэссенция ценностно- смыслового и предметного содержания, скрытый проект организации познавательной деятельности учащихся, приступающих к изучению нового исторического факта. Поэтому следующим пунктом идет развернутая целевая установка темы. Сегодня это одно из самых слабых мест научно-методического сопровождения процесса обучения истории в целом, методических рекомендаций икон- кретных уроков
1
В нашем методическом пособии целевая установка формулируется как адекватный ключевому вопросу и учебному содержанию комплекс планируемых результатов изучения каждого тематического блока предметные ПР, метапредметные (МР) и личностные результаты
(ЛР). В принципе он соответствует традиционным направлениям поурочных целей образовательная, развивающая и воспитательная, — и должен помочь учителям понять и принять требования ФГОС к комплексным результатам освоения основной образовательной программы, научиться проектировать, реализовывать и диагностировать их (комплексные результаты) в реальном образовательном процессе. Каждое отдельное положение комплекса планируемых результатов можно рассматривать как конкретную задачу, направленную на формирование и развитие определенных образов, понятий, умений, компетентностей, качеств личности учащихся. Таким образом, в книге для учителя восстанавливается логическое соотношение между образовательной целью и задачами урока, отвечающими за обучение, развитие и воспитание школьни- ков.
Комплексы планируемых результатов по темам составлены на основе целевого раздела ПООП СОО. В скобках указывается только номер и главная идея соответствующего положения (например, ПР — 1, рег. УУД-8,
ЛР — 6 и т. п. Поэтому рекомендуем учителям обращаться к первоисточнику (ПООП СОО) для конкрети-
1
Стрелова О. Ю Современный урок истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2015. № 10. С. 28 — 32.

26
зации и детализации умений и способностей, входящих в тот или иной метапредметный или личностный резуль- тат.
Когда предметные результаты дополняются положениями, отсутствующими в ПООП СОО, но очевидными при структурно-функциональном и аксиологическом анализе конкретного учебного содержания, в поурочных рекомендациях мы не делаем ссылки на Примерную основную образовательную программу. Курсивом в целевых установках даны предметные результаты повышенного уровня (выпускник получит возможность научиться. К сожалению, выбор их в ПООП
СОО небогат. Учитель сам принимает решение о включении предметных результатов повышенного уровняв целевой комплекс учебного занятия и темы, исходя из особенностей познавательных возможностей конкретных учащихся.
Как правило, к предметным результатам, указанным в ПООП СОО на языке умений (а поэтому крайне обобщенных, вначале каждого занятия мы добавляем планируемые результаты овладения различными видами знаний образы, представления, понятия, теоретические обобщения, систематизированные знания, оценочные выводы и т. д. (те. знаниевый компонент учебного исторического содержания и предметной подготовки учащихся по истории. В результате комплексного ценностно-целевого, содержательного и системно-деятельностного анализа темы и входящих в нее занятий в методическом пособии проектируется примерная структура занятия. Предложенный формат ориентирует учителя не только на основные пункты содержания, но и на способы организации совместной с учениками познавательной деятельности с разными средствами обучения и разнообразными источниками исторической информации. Здесь тоже использован принцип избыточности, теперь методической, позволяющий учителю и ученикам (!) выбирать оптимальные способы решения учебных задач (пример Пример Примерная структура урока

В Рабочей программе по курсу всеобщей истории виды познавательной деятельности школьников в разделе Тематическое планирование представлены на основе типологизации и обобщения именно этих, деятельност- но-ориентированных компонентов методических рекомендаций, а не умозрительных рассуждений. Преимущество такого подхода — в большей реалистичности планируемых метапредметных результатов и конкретных
УУД (хотя, повторимся, что они — только средство достижения главной цели исторического образования школьников. В сценариях каждый пункт учебных занятий разворачивается преимущественно в формате вопросов и заданий для беседы. Беседы, в зависимости от своего места в учебном занятии, могут быть вводными, повто- рительно-обобщающими, аналитическими, эвристическими и т. д. Такой формат методических рекомендаций мы посчитали самым экономичными удобным для того, чтобы:
• охватить и представить в развитии содержание каждого пункта учебной темы и занятия;
• применить системно-деятельностный подход к изучению всеобщей истории (вместо готовых знаний — вопросы и задания на поиск, анализ, обработку, интерпретацию исходной информации);
• предложить широкий ассортимент источников, средств и способов изучения новой темы;
• создать условия для творческого отношения учителей к рекомендациями создания собственных образовательных мини-проектов, учитывающих конкретную педагогическую ситуацию. Пример 4 иллюстрирует эту идею вместе с ответом на другой важный вопрос Каким образом с помощью учебника можно организовать целеполагающую деятельность учащихся, реализовать требования ФГОС ОО к метапредметным результатам общего образования и развивать универсальные учебные действия (далее — УУД) регулятивного характера Вопрос важный, поскольку метапредметный уровень — это, во-первых, мост между предметными и личностными результатами общего образования (инструмент трансформации чужого знания в живое знание. Во-вторых, работа с главным (ключевым) вопросом темы и занятия — одна из основных в методической системе как данного учебника, таки пособия к нему
Пример Как уже было сказано, основной текст методических рекомендаций главным образом состоит из систематизированных перечней вопросов и заданий к различному виду бесед, практикумов, работам с текстом и иллюстрациями, дискуссиям, которые указаны в примерной структуре занятия. Они тоже методически избыточны и позволяют дифференцировать учебный процесс, ориентируясь на реальный уровень познавательных способностей школьников, выходить на повышенный уровень обучения, создавать индивидуальные образовательные траектории, реагировать на познавательные запросы учащихся и т. д.
Оригинальным и эффективным мы считаем наш под- ходк анализу и интерпретации домашнего задания пример) как важного компонента учебного занятия, обеспеченного большим блоком вопросов и заданий в конце параграфов и дополнительными рубриками в школьном учебнике.
Пример Домашнее задание на выбор)
Рубрика Вопросы и задания Планируемые
результаты
Примечания
1. С помощью иллюстраций и вводного текста вначале параграфа сформулируйте главный вопрос урока
ПР и МР
Задание использовано в п. 1 2. Самостоятельно определите, какие даты обозначены на ленте времени
ПР
БУ. Закрепление и проверка элементарных знаний по теме урока. Заполните таблицу Маркс и его предшественники, выделив следующие линии сравнения философские
ПР
БУ. В более сложной и развернутой форме это задание предложено в п. 5
Рубрика Вопросы и задания»
Планируемые
результаты
Примечания
взгляды, экономическая наука, историческая наука, представления о будущем обществе. В § 7 говорилось, что социалисты спорили потрем основным вопросам. Охарактеризуйте позицию Маркса и
Энгельса по каждому из этих вопросов
ПР и МР
ПУД з по выбору учащихся. В фантастической повести братьев
Стругацких Трудно быть богом герой пришелец с коммунистической Земли на отсталой феодальной планете) мысленно обращается к вожаку местного крестьянского восстания. Объясните данный монолог сточки зрения марксистской теории
ПР и МР
ПУ. Д / з по выбору учащихся. Но данный монолог интереснее
прокомментировать
(а не объяснить) в
двух-трех перспективах сточки зрения марксизма и других идеологий XIX всю- жет для творческого проекта. Что в теории Маркса выступает как главная движущая сила в истории человечества Привлекая знания по истории, выскажите аргументы в поддержку или против этой точки зрения
ПР и МР
БУ/ ПУД з по выбору учащихся или сюжет для политических дебатов

Продолжение табл
Рубрика Вопросы и задания Планируемые
результаты
Примечания
7. Почему Маркс считал пролетариат единственным по- настоящему революционным классом?
ПР
БУ. Вопрос на закрепление учебной информации, изложенной в учебнике. Проиллюстрируйте своими примерами тезис о сохранении отчуждения в современном обществе
ПР и МР
ПУ. Д/з по выбору учащихся. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока
ПР
Важно понимать, что на основе одного итого же источника можно расставить в теме разные смысловые акценты и сформулировать главный вопрос по-разному, в различных историко- культурных перспективах и аксиологических проекциях. Советуем учителям поддержать разумное разнообразие главных вопросов темы на первом занятии, обращаться к ним в течение всего тематического блока и обсудить на обобщающем занятии
Работа с документом Из Манифеста Коммунистической партии»
ПР
Аналитический уровень работы с первоисточником. Учитывая вид этого источника, к вопросам учебника можно добавить Продолжение табл
Рубрика Вопросы и задания Планируемые
результаты
Примечания
вопросы на атрибуцию текста и задания критического характера
Для тех, кто хочет больше знать
ПР и МР
Сюжеты и темы для поисково-информа- ционных проектов задания 1 и 4), вопрос для итоговой дискуссии (Как видно из примера 5, каждый вопрос и задание учебника оценивается в контексте своей направленности на предметные (ПР, метапредметные (МР), личностные
(ЛР) результаты общего образования. Таким образом устанавливается прямая связь с целевой установкой темы и учебных занятий, учителям предлагаются диагностические инструменты и средства развития знаний, умений, компетентностей, личностных качеств и т. д, выявляются диспропорции и корректируется баланс предметно, метапредметно- и личностно-ориентированных заданий.
В третьей графе таблицы (Примечания) дается краткая методическая характеристика вопросов и заданий учебника базовый или повышенный уровни — БУ / ПУ), рекомендуются способы их использования на уроке, в домашнем задании, проектах и во внеклассной работе по истории, в интеграции курсов всеобщей и отечественной истории.
В таблицу Домашнее задание (на выбор мы вносим и свои предложения по продолжению темы урока в проектной деятельности.
В контексте проблемы реализации требований ФГОС
ОО к комплексным результатам общего образования, особенностей учебника и системно-деятельностного Окончание табл
подхода к изучению курса Всеобщая история. 10 класс кратко остановимся еще на нескольких актуальных методических аспектах:
«Работа с источниками — сквозная рубрика методической системы данного учебника. Обратите внимание, что вопросы к первоисточникам (чаще — это фрагменты научных монографий, реже — свидетельства и труды современников изучаемых событий) в конце параграфов в большинстве своем составлены на логическом уровне анализа текстов и направлены на поиск ответов в самом источнике.
Многоуровневый анализ источников — это комплексное исследование письменных и визуальных исторических текстов, включающее в себя последовательный анализ их содержания, контекста, условий создания и применения, равно каких интерпретацию и оценку (схема Подробная характеристика каждого уровня анализа исторического документа дана в таблице Таблица Атрибуция
источника
К вопросам первого уровня относятся вопросы, которые помогают установить личность автора документа, время, место и обстоятельства его создания, хранения, публикации и находки, а также определить вид данного источника
Схема Атрибуция источника
Историко-логический анализ
Аксиологический анализ
Критический анализ
Праксиологический анализ
Уровни анализа текста

33
Историко-логический анализ содержания
источника
Вопросы второго уровня направлены на выборочное чтение источника и работают с информацией, лежащей на поверхности текста. Условно называемые историко- логическими, эти вопросы задают исследователю определенный угол зрения для выделения главного, существенного в изучаемом источнике, те. фактов, о которых рассказывает автор документа, причини следствий, связываемых с этими фактами, авторских оценочных суждений по поводу этих фактов и иных интерпретаций исторического прошлого
Аксиологический анализ источника
Вопросы третьего уровня выводят нас на аксиологический анализ документа. В отличие от вопросов двух предыдущих уровней они связаны с реконструкцией и анализом ценностных установок, норм и традиций народов, относящихся к разным культурам, исторических деятелей или социально-политиче- ских организаций, которые представлены в документе, а также с изучением ценностных установок самого автора документа
Критический анализ источника
Вопросы четвертого уровня представляют собой внутреннюю критику источника. На этом этапе работы с документом исследователь подвергает сомнению его достоверность, пытается понять мотивы и причины сознательной или подсознательной манипуляции автора документа с историческими фактами и использованными источниками, оценить степень надежности и объективности документа в освещении исторических фактов
Продолжение табл

34
Праксиологический анализ источника
Вопросы пятого уровня завершают системный анализ исторического текста и проясняют его ценность в изучении конкретной темы или в исследовании учебной проблемы. Это праксиологический подход, определяющий смыслы и цели использования конкретных источников в познавательной деятельности школьников ив работе учителя
Более серьезное значение, чем прежде, приобрела политическая карикатура. Авторы относятся к карикатурам как носителям исторической информации, дополняющими конкретизирующим основной текст учебника, поэтому большинство вопросов звучит так Какие новые явления иллюстрируют эти карикатуры Что изображено на карикатуре Какой фрагмент текста ею можно проиллюстрировать и т. п.
Политическая карикатура, относясь к визуальным документам особого вида, если воспринимать ее в школьном учебнике равноценным учебному тексту источником информации, может быть тоже проанализирована комплексно. В этом случае образовательные эффекты обучения, воспитания и развития учащихся в процессе многоуровневого анализа карикатуры только усилива- ются!
Приведем два варианта комплексного анализа политической карикатуры, простой и более сложный.
Простой план анализа политической карикатуры. Какова главная идея данной карикатуры. Что именно высмеивает данная карикатура (внешность политического деятеля, его поведение, политическое событие или явление. Если на карикатуре изображен политик или группа людей, подумайте, унижает ли его (их) достоинство данная карикатура. Определите, сторонником какой политической идеологии является автор данной карикатуры Свой ответ аргументируйте.
Окончание табл

35
5. Определите, на какую социальную группу рассчитана данная карикатура Ответ аргументируйте. Выразите свое собственное отношение к главной идее данной карикатуры. Подумайте, с какой целью была создана эта карикатура (обидеть изображенного на ней политика, указать на его существенные ошибки, возбудить общественное недовольство, высмеять негативное политическое явление и т. п. Аргументируйте свою точку зрения (В. А. Кузь-

мин).
Сложный план анализа политической карикатуры. Определите тему изображения. Определите исторических персонажей. По каким признакам вы установили личности людей, изображенных на карикатуре. Выясните точку зрения автора карикатуры. Какую идею она внушает Совпадает ли точка зрения автора карикатуры с официальным мнением, господствовавшим в обществе в тот период времени или доминирующим сегодня. Объясните аллюзию данной карикатуры.
5. Карикатура не датирована. По каким косвенным признакам вы можете установить приблизительное время ее создания (Р. Кушева
).
Рубрика Темы проектов постоянна на протяжении всей линии учебников по всеобщей истории. Она типологически однообразна, потому что предъявляет (1) готовые темы, напоминающие (2) темы докладов и сообщений) подразумевает проекты поисково-инфор- мационного и исследовательского типа. Ученический проект по истории — это особый вид интеллектуальной деятельности учащихся, а также результат этой деятельности, отличительными особенностями которой являются
1
Аллюзия (фр. намек) — стилистическая фигура, заключающаяся в соотнесении описываемого или происходящего в действительности с устойчивым понятием или словосочетанием литературного, исторического, мифологического порядка Подробнее Стрелова О. Ю. Организация проектной деятельности школьников на уроках истории и во внеурочной работе Преподавание истории и обществознания в школе. 2013.
№ 10. С. 9—17.

36
— самостоятельный поиск необходимой информации по теме проекта с предварительным анализом социокультурных, познавательных и других противоречий, формулированием проблемы и цели своего проекта
— творческое преобразование результатов первого этапа в материализованный продукт (плакат, реферат, веб-сайт, и т. п
— его презентация и защита. Виды проектов по ведущей деятельности.
Практико-ориентированные: Семейный архив реестр документов и фотографий, туристическая карта
«500 знаменитых мест Болгарии и т. п. Исследовательские История Дальнего Востока в эпоху Средневековья (электронное учебно-познаватель- ное пособие и т. п. Информационные Печатные издания Харбинской россики» (каталог изданий. Творческие панорама Рим при императоре Константине Великом (IV в. дон. э (художественная реконструкция повседневной жизни города в конкретный исторический период. Ролевые Один день из жизни…» (этюд-зарисовка, ролевая игра).
Виды проектов по другим критериям:
• по количеству участников (индивидуальные, группо- вые);
• по продолжительности подготовки (мини-проекты, рассчитанные на часть учебного занятия, пролонгированные проекты, занимающие от недели до учебной четверти или семестра);
• по территории, охваченной проектной деятельностью (локальные, межрегиональные, национальные, меж- дународные);
• монопредметные / «моноисторические» (Плакаты холодной войны) — межпредметные (Всемирная деревня) — метапредметные (Уроки толерантности В методических рекомендациях предложены самые разные направления проектной деятельности, она интегрирована по межкурсовым связям с курсом отечественной истории и межпредметным связям с учебными предметами Обществознание, География, Литература, Иностранные языки, ИЗО, Физика и др
Водном из вариантов обобщающих занятий предлагается проводить не только презентацию, но и защиту тематических проектов, подготовленных по материалами заданиям каждой темы / каждой главы учебника. Примерный порядок работы над учебным проектом. На основе темы и других данных в условии задания школьники должны определиться с проблемой своей проектной деятельности, тес неким противоречием между тем, что им известно об объекте проектирования в данное время, и тем, что требуется узнать — осмыслить понять для ответа на прямо поставленный в проектном задании вопросили для разрешения проблемной ситуации, заложенной в условие задания или темы про- екта.
Проблема (проблемная задача, которую сформулируют ученики, скорее всего, будет носить учебный характер, так как возможно, что в науке и обществе уже достигнуто определенное взаимопонимание по дискуссионному вопросу, существует относительно консолидированное мнение о причинах, версиях развития, последствиях, сущности исследуемого объекта и т. д. Нов проектной деятельности самыми ценными являются результаты, сопряженные не столько с когнитивными (что узнали, сколько с личностными и развивающими эффектами образования (что поняли чему научились к каким ценностям приобщились. В русле своей проблемной задачи школьники должны определить круг источников, виды информации и места ее возможного нахождения, которые будут необходимы для выполнения проектного задания. Если над проектом работает группа школьников, целесообразно распределить поручения кто собирает материал в местных музеях, кто работает в архивах, кто берет интервью, и т. п. Периодически группа собирается вместе, чтобы обобщить промежуточные результаты и скорректировать план дальнейших действий. Одновременно с определением круга источников школьники должны разработать план работы над проектным заданием, определить задачи, содержание и способы деятельности для каждого этапа, круг лиц, ответственных за их реализацию. Школьники должны иметь представление о разных (вариативных) путях работы над своим проектом, выбирать наиболее эффективные из них и обосновывать свой выбор. Части проектного задания готовятся в микрогруп- пах или индивидуально, а потом обсуждаются и собираются на основе концепции и макета проекта как материализованного продукта общей интеллектуальной деятельности. Поскольку личностные и социальные эффекты учебного проекта ярче всего раскрываются в его публичной (открытой) презентации, тона завершающем этапе школьники разрабатывают сценарий презентации проекта, согласованный с заранее запланированной формой учебной или внеклассной работы (урок творческих проектов, урок-презентация, «пресс-конференция», студия актуальных проблем, исторический вечери т. п. Презентация и защита проекта (в соответствии с заранее утвержденными и предъявленными участникам критериями качества) — это, по сути, два тесно связанных друг с другом микроэтапа, где второй предполагает ответы авторов проекта на вопросы аудитории, вызванные непониманием или желанием прояснить какие-то пункты или концепцию всей проектной работы.
В конце обобщающего занятия полезно обсудить со школьниками новые проекты, их проблематику, содержание, оформление, саму процедуру презентации и т. п, сравнить с качеством презентации предыдущих проектов, найти и поддержать признаки развития своей проектной деятельности.
Регулярные в учебнике задания написать эссе или небольшое сочинение вызвали необходимость во введении более четко определиться с понятием ученическое эссе и его особенностями, связанными с типологией исходных высказываний.
Эссе — один из видов открытых познавательных заданий, отличающийся свободной, произвольной, отчасти спонтанной и рефлективной формой индивидуального высказывания ученика по предложенной теме Подробнее об эссе по истории Вяземский ЕЕ, Стрело-
ва О. Ю. Реализация требований ФГОС общего образования в курсах истории (5—9 и 10—11 классы) в процессе школьного образования. М Педагогический университет Первое сентября. С. 74 — 84.
Назовем основные характеристики ученического эссе, подчеркнув в них направленность на личностные результаты общего образования) автор эссе формулирует собственное мнение об исторических фактах, их версиях и оценках) в поддержку своей позиции автор эссе конструирует аргументы, основанные как на исторических фактах и анализе источников, таки на собственных суждениях, нов контексте темы эссе) свободное по форме, оригинальное по стилю, образное, эмоционально окрашенное изложение не исключает, однако, грамотного использования исторических понятий и фактов, корректного обращения с фактами истории, цитатами и источниками, уважительного отношения к иному мнению.
В современной школе сложилась традиция задавать эссе с помощью афоризмов и высказываний историков, деятелей культуры, политиков и др. С выбора высказывания начинается работа над эссе, а по сути — цепь личностных поступков акт выбора — акт мысли — акт понимания и т. д.
В эссе на историческую тему возможны разные варианты конструирования высказываний) высказывание представляет собой оценочное суждение его автора о конкретном событии, личности российской истории, способах и результатах ее деятельности) авторские версии причини или следствий каких- либо событий, явлений или процессов) явное или скрытое оппонирование иной точке зрения, с которой несогласен автор высказывания) концептуальные подходы к анализу и оценке масштабных исторических фактов.
Атрибуция вида высказывания поможет школьникам определить собственную позицию к авторской оценке кого- или чего-либо, или к мнению автора о причинах, следствиях, результатах конкретного исторического действа, или к общему видению им какой-то ситуации, периода, эпохи и т. п. Авторы учебника предлагают некоторые темы изучать в формате практического занятия. Уточним, что правильнее вести речь о лабораторно-практическом занятии, целью которого является изучение новой темы
нового содержания) на основе оригинальных источников учебной информации и активных способов познавательной деятельности. Различают лабораторные занятия по учебнику и лабораторные занятия по документам Первый вид занятий организуется на основе учебных текстов, в которых доминируют информативные, документальные, визуальные и другие источники, не содержащие готовых выводов и оценок. Из этого определения можно сделать вывод, что лабораторно-практическое занятие при соответствующих методических условиях способствует совершенствованию широкого круга УУД, вынесенных в целевую установку темы (метапредмет- ные результаты, и требует дополнительных заданий, нацеленных на личностные результаты общего образова- ния.
Важное уточнение касается дискуссий и дебатов как двух принципиально разных форм обобщающих занятий. В дебатах важно умение подобрать и убедительно изложить аргументы, найти слабое звено в позиции соперника, усилить свою аргументацию, отвечая на вопросы противоположной стороны, и т. д. В отличие от дискуссии, в дебатах отсутствует диалогичность, стремление к пониманию иной точки зрения, выработке компромиссного решения и т. п. Поэтому дебаты достаточно эффективны в развитии регулятивных и познавательных универсальных учебных действий далее УУД), но проигрывают дискуссиям в становлении коммуникативных УУД и личностных результатов общего образования
2
Задание в подготовить доклад на тему…» побудило нас обратить внимание учителей на такую хорошо известную форму учебных занятий по истории, как ученическая конференция, и смоделировать по два-три варианта ее проведения в конце каждой темы.
Наконец, ответим на последний вопрос характеристики данного методического пособия Каковы источники
1
Подробнее Вяземский ЕЕ, Стрелова О. Ю. Теория и методика преподавания истории. МС Подробнее Стернин И. А. Практическая риторика. МС
41
ценностно-смыслового, содержательного и видового разнообразия познавательной деятельности школьников в курсе всеобщей истории 10 класса?
Содержание общего исторического образования представляют, как правило, с помощью внешних характеристик объем учебных часов, хронологические и географические границы курсов, их тематические разделы, структура и логика изложения. В этом случае успешно реализуются, так называемые, академические критерии, отвечающие за глубину, прочность и фундаментальность знаний школьников, их соответствие уровню развития современной исторической науки. Психолого-пе- дагогические критерии (соответствие возрастными иным познавательным возможностям учащихся, их индивидуальным потребностями т. п) скорее, только декларируются. Аксиологические критерии (ценностные установки, ориентированные на духовно-нравственное развитие личности школьника в современном мире, чаще всего используются по традиции или спонтанно.
Выходом из этой противоречивой ситуации могут быть принципиально новые дидактические параметры учебных предметов — содержательные линии. Не найдя в современных педагогических словарях ни одного определения, предложим собственную интерпретацию понятия. Содержательная линия — это комплекс принципов отбора, конструирования и изучения содержания в соответствии с особенностями учебного предмета и составляющих его курсов. В то время как разделы, темы, блоки представляют учебное содержание в структурном и предметном аспектах, линии пронизывают все содержание, объединяют отдельные сюжеты и могут создавать своеобразный ценностный каркас всего образовательного проекта (учебный предмет, учебный курс, вариативный УМК, программа, отдельный учебники т. п.).
В документе, который дал жизнь идее содержательных линий, написано Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии
1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов Примерные программы по учебным предметам. История
5—9 классы. М Просвещение, 2010.

42
2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристики развития человечества. Историческое движение.
Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи их потребностей, интересов, мотивов действий восприятия мира, ценностей».
Но достаточно ли этих линий для реализации требований ФГОС к комплексным результатам общего образования Основные содержательные линии составляют единство содержательных (объектные) и деятельностных субъектные) компонентов. Благодаря им моделируется содержание учебного предмета, конгруэнтное параметрам исторической науки и ориентированное, прежде всего, на академические критерии и предметные результаты исторического образования школьников. Дополнительные содержательные линии существенно обогащают учебный предмет аксиологическими компонентами, актуализируют роль истории в духовно-нравственном становлении личности, саморазвитии и самореализации, учащихся в современном мире. Этим они усиливают значимость ме- тапредметных и личностных результатов изучения истории в школьном возрасте, закладывают устойчивый познавательный интерес к познанию прошлого и истори- ко-культурному самообразованию на протяжении всей жизни. В наших теоретических и практических работах на эту тему опробованы разные дополнительные содержательные линии, а в данном методическом пособии активированы следующие три Ремесло историка, История и Память, История и художник. Первая — для комплекс Подробнее об основных и дополнительных содержательных линиях Вяземский ЕЕ, Стрелова О. Ю. Феномен фальсификации истории России и историческое образование школьников. М, 2014; Стрелова О. Ю. Теоретические подходы к разработке содержания учебного предмета История в России в XXI веке // Преподавание истории и обществознания в школе. 2014. № 6 и 7; и др
ного анализа документов, вторая — для образных представлений о местах памяти на современной карте Европы, Азии и мира, третья — для критически-творческого сопоставления научных и художественных версий прошлого. Полагаем, что информационно- и методически-из- быточные учебники методическое пособие к нему будут стимулировать учителей в разработке оригинальных учебных занятий и внеклассных мероприятий по истории Новейшего времени

44
Поурочно-тематическое планирование
1
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей