Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

никитина чтение и развитие речи. А. И. Герцена Н. М. Крутицкая


НазваниеА. И. Герцена Н. М. Крутицкая
Анкорникитина чтение и развитие речи.docx
Дата25.10.2016
Размер1.37 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаnikitina_chtenie_i_razvitie_rechi.docx
ТипУчебно-методическое пособие
#536
страница1 из 19
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

c:\users\user\desktop\моя\5 курс сканированное ларина\никитина чтение и развитие речи\001.jpg


УДК 376 ББК 74.3 Н62

Рецензенты:

Т. А. Крутлова. кандидат педагогических наук, доцент РГПУ им. А. И. Герцена; Н. М. Крутицкая, Заслуженный учитель Российской Федерации, директор школы для глухих № 1 Санкт-Петербурга; Г. А. Киреева, Заслуженный учитель школы Российской Федерации, директор школы слабослышащих № 33 Санкт-Петербурга

Никитина М. И., Красильни копа О. А.

Н 62 Чтение и развитие речи: Учебно-методическое пособие -СПб.: КАРО,'2006 - 256 с. - (Серия «Коррекционная педагогика»).

15ВЫ 5-89815-710-7

В пособии определяются цели и задачи уроков чтения; раскрываются методы и формы учебной работы на уроках чтения; методика изучения произведений разных жанров; принципы и содержание словарной работы на уроках чтения. Представленные в пособии конспекты уроков раскрывают методику обучения связным высказываниям с элементами рассуждения на материале художественных текстов.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов I—V курсов факультетов коррекционной педагогики и учителей начальных классов специальных школ всех типов.

УДК 376 ББК 74.3

15В\ 5-89815-710-7

Содержание
Предисловие.......................................... 4

I. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ....................... в

1. Цели и задачи уроков чтения.........................-

2. Методы и формы организации учебной работы

на уроках чтения................................... 10

3. Методика изучения произведений различных жанров .. 61

4. Словарная работа на уроках чтения.................. 91

II. РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ............... 114

1. Методическая система развития речи................—

2. Конспекты уроков................................ 152

ПРИЛОЖЕНИЕ....................................... 236

ЛИТЕРАТУРА . . .................................. 247

© Никитина М. И., Красильникова О. А.. 2006

© КАРО, 2006

Все права защищены.


Предисловие
Книга, открывая удивительный мир мыслей и чувств, имеет особое значение для развития ребенка. Именно книга расширяет знания детей с нарушением слуха об окружающем мире, уточняет и корригирует имеющиеся представления, помогает входить в мир слышащих и говорящих. Первые сведения из истории Родины, знания о природе и обществе, нравственные понятия, нормы поведения и общения — все это, почерпнутое из книг, закладывает мировоззренческие основы развивающейся личности школьника. Особенно значима эта функция книги и чтения при обучении слабослышащих и глухих детей, контакты которых с окружающим миром ограничены, а знания обеднены.

Общение с книгой содействует речевому и умственному развитию ребенка. Справедливо говорится, что чтение — основа всему учению, ибо овладение техникой чтения, умение устанавливать причинно-смысловую зависимость между фактами и явлениями положительно сказывается на осмысленном овладении основами наук.

Книга средствами художественной изобразительности, богатством и разнообразием словесного оформления вводит слабослышащих и глухих в мир искусства, в этот малоизвестный и поначалу малопонятный, но такой необходимый для каждого культурного человека мир. Сотворчество музыкального и изобразительного искусств на уроке чтения создает необычную эмоциональную атмосферу, стимулирующую формирование эстетических вкусов, эстетических потребностей школьника. Не запоминание сюжета, идей, характеров литературных персонажей, а получение эстетического наслаждения от чтения должно привлекать читателя к книге. Помочь слабослышащему и глухому ученику эстетически воспринять читаемое — благородная гуманистическая задача школы.

Художественное произведение, нацеленное на общение автора с читателем, на пробуждение у него собственных суждений, мыслей, чувств, совпадающих или не совпадающих с мыслями автора, выполняет и коммуникативную функцию.

Задача учителя при организации всей системы работы с литературным произведением состоит в том, чтобы школьники осваивали содержание и форму художественного произведения в единстве, постигали образность слова и «чувствуемой мысли».

Учебные программы школ глухих и слабослышащих в настоящее время предполагают высокий теоретический уровень знаний учеников и их умение самостоятельно работать.

Данное методическое пособие написано с учетом основных программных требований к знаниям и умениям учащихся с нарушениями слуха 1—6-х классов. Пособие поможет учителям методически грамотно решать задачи уроков чтения в свете современных требований.

В пособии определяются цели и задачи уроков чтения; раскрываются методы и формы учебной работы на уроках чтения. Оно знакомит с методикой изучения произведений разных жанров в начальных классах школы для детей с нарушением слуха. Особое место отводится проблеме словарной работы и построению связных высказываний на уроках чтения.

Авторы предлагают возможные варианты уроков, но не рассматривают их как нормативные. Учитель может в практической работе найти свое методическое решение того или иного урока чтения, исходя из конкретных условий.

Материал данного пособия апробировался в течение нескольких лет в школе № 33 для слабослышащих и школе № 1 для глухих детей Санкт-Петербурга.

Авторы выражают глубокую признательность и благодарность педагогическим коллективам и администрации этих школ.

  1. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ

1. Цели и задачи уроков чтения

Для детей с нарушением слуха и речи чтение имеет исключительное значение. Оно вводит их в жизнь, помогает понять и правильно оценить общественные явления, осознать себя как личность, найти свое место в жизни. Книга сближает глухих и слабослышащих с миром говорящих людей, и в этом смысле она определенным образом влияет на процесс реабилитации лиц с нарушением слуха. В учебном плане школ для детей с нарушением слуха предусмотрены уроки чтения в 1—6-х классах, литературного чтения в 7—10-х классах и литературы в 11—12-х классах. Кроме того, уделяется большое внимание самостоятельному чтению книг дома. Все усилия педагогов должны быть направлены на то, чтобы воспитать у слабослышащих и глухих детей потребность в чтении, привить им любовь к книге.

На протяжении 60—90-х годов XX века цели и задачи уроков чтения периодически изменялись, что, в свою очередь отражалось на методике преподавания.

В 50—60-е годы XX века цель чтения определялась как всестороннее развитие детей, но основной акцент делался на расширение кругозора, обогащение их знаниями. Ведущими задачами уроков чтения в тот период были образовательно-познавательные. Не случайно и сами уроки назывались уроками объяснительного чтения, т. е. имелось в виду, что чтение должно объяснять детям явления в природе и обществе, поступки человека. Эти задачи помогала решать словарная работа, которая предполагала объяснение лексики, ее расширение и уточнение, что способствовало более полному освоению содержания читаемого текста.

В 70—80-е годы XX века при той же цели уроков чтения (всестороннее развитие детей) задачи изменяются: делается акцент на этико-эстетическое воспитание, предполагающее воздействие на духовное начало в ученике. В этих условиях термин «объяснительное чтение» было заменено термином «чтение и развитие речи», ведущими стали воспитательные задачи. Решение этих задач было нацелено на более полное использование воспитательных возможностей художественной литературы. Чтение произведения на уроке предполагало расширение знаний, формирование собственной позиции по отношению к воспринятому материалу. Педагог не только разъяснял словарный состав самого произведения, по и вводил морально-этическую лексику, необходимую для оценки поведения и характера литературного персонажа.

В 90-е годы XX века выдвигается новая цель чтения — формирование культуры чтения школьников, что является составной частью общекультурного развития человека. Понятие «культура чтения» включает в себя любовь к чтению, радость от общения с книгой, способность к эстетическому восприятию, наличие высокого литературного вкуса, интереса к литературному процессу, к жизни книги. Отношение читателя к книге должно основываться на знании истории, понимании произведения как продукта творческого труда писателя, как незаменимого источника знаний о мире, жизни, людях и самом себе. Исходя из такой высокой цели уроков чтения, соотношение решаемых на уроке задач принципиально меняется.

Культура чтения предполагает умение школьника глубоко и полно воспринимать читаемое, осмысливать, сопереживать, оценивать прочитанное в единстве идейно-тематического содержания и эмоционально-эстетического своеобразия произведения. При таком подходе к чтению все задачи (образовательно-познавательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и эстетические) одинаково значимы, но все же отношение к читаемому произведению на уроке прежде всего должно быть эстетическим. Каждое

произведение или даже отрывок из него должны осваиваться школьниками как художественная ценность, а не источник знаний или учебник жизни.

Эстетическое восприятие произведения предполагает понимание того, что и как изобразил писатель, зачем и какими средствами он рассказывает о событиях, явлениях природы, об обществе и людях, как мы воспринимаем его мысли и чувства; при этом не снимаются образовательно-воспитательные задачи уроков чтения.

На уроках чтения в школе для детей с нарушением слуха решаются три большие группы задач: образовательно-познавательные, воспитательные (в том числе и эстетические), коррекционно-развивающие. Каждая группа представляет собой комплекс знаний и умений, которыми должны овладеть ученики за годы обучения в 1—6-х классах.

К образовательно-познавательным задачам можно отнести:

• формирование навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения;

• формирование умений анализировать читаемые тексты (в объеме требований программы каждого класса);

• уточнение и расширение знаний школьников об объектах окружающего мира, жизни людей, животных, растений, о человеке и его духовном мире; сообщение сведений о писателе, эпохе, отраженной в произведении;

• обогащение учащихся знаниями о литературе, смежных видах искусства;

• развитие навыков устной и письменной речи школьников.

Часть названных задач определена в школьных программах по чтению, часть же из них учитель должен сам сформулировать при изучении того или иного произведения исходя из его тематики и проблематики.

К воспитательным задачам относятся:

• разностороннее развитие личности школьников через опосредованное воздействие художественной литературы;

• формирование умений сопереживать, раскрывать личностное отношение к описываемым фактам; критически их осмысливать, выражать собственное понимание событий, характеров персонажей;

» формирование индивидуально-личностного эстетического восприятия текста, интереса к чтению, к творческой читательской деятельности, формирование эстетического вкуса.

Эти задачи определяются педагогом исходя из особенностей самого произведения, уровня общего и речевого развития школьников, их читательских умений, нравственного и эмоционального опыта.

К коррекционно-развивающим задачам можно отнести:

• обогащение словарного запаса школьников, уточнение значений слов, преодоление аграмматизмов и недостатков произношения;

• создание условий для речевого общения учащихся на уроке, расширение их речевой практики;

• развитие слухового восприятия детей путем опознания, различения на слух слов, фраз, текстов изучаемых художественных произведений;

развитие познавательной деятельности школьников, совершенствование мыслительных операций, формирование интеллектуальных, организационных умений.

Обозначенные выше три группы задач решаются на уроке взаимосвязанно, с учетом специфики литературного произведения и этапа его изучения в соответствующем классе. При планировании урока выделяются, естественно, только главные задачи, которые определяются особенностями работы с текстом на данном этапе. Первый этап изучения произведения — целостное эмоциональное первичное восприятие текста. На этом этапе важно актуализировать прежний опыт школьников, уточнить и расширить их знания, умение соотнести свой опыт с прочитанным, вызвать интерес к произведению, оказать помощь в его осмыслении.

Второй этап — анализ текста, углубленное восприятие произведения. На этом этапе надо научить школьников анализировать события, поступки персонажей, видеть позицию автора, его мысли, чувства, те языковые средства, которыми он рисует ту или иную картину.

Третий этап — целостное эстетическое восприятие произведения, обобщение воспринятого. На этом этапе школьники совершенствуют умение целостно воспринимать прочитанное, формулировать идейно-тематическое и художественное своеобразие произведения, выражать собственное отношение к прочитанному и автору произведения.

Например, при изучении сказки «Снегурочка» в 3-м классе педагогом решаются следующие задачи:

1-й урок — актуализация прежних знаний учащихся о сказках, расширение этих знаний; целостное эмоциональное восприятие сказки; осмысление ее содержания; решение коррекционных задач;

2-й урок — совершенствование правильного, беглого сознательного и выразительного чтения учащихся; формирование умений анализировать текст сказки, проведение коррекционной работы;

3-й урок — целостное эстетическое восприятие сказки, формирование умений пересказывать ее, оценивать поступки персонажей, раскрывать идейно-художественную выразительность сказки; пробуждать интерес к чтению и творческой деятельности.

2. Методы и формы организации учебной работы на уроках чтения

Сознательность чтения достигается всей системой работы педагога — от вводного занятия по тексту до заключительного. Рассмотрим методы и приемы, которые целесообразно применять в процессе разбора текста,

10

Осмысление произведения — сложный аналитико-синтетический процесс, в котором можно выделить несколько этапов.

Первый этап —понимание предметной стороны читаемого произведения, осмысление фактического материала.

Второй этап — установление причинно-следственных отношений между персонажами или событиями, определение мотивов поведения литературных героев.

Третий этап — проникновение в идейный замысел произведения, обобщенная оценка прочитанного.

Все три этапа неразрывно связаны между собой и представляют единый аналитико-синтетический процесс.

На первом этапе работы с текстом целесообразно использовать приемы, помогающие школьникам представить ситуацию, меняющиеся картины, осознать поступки действующих лиц. Например, драматизация отдельных фраз и эпизодов, работа по конструктивной картине, детское иллюстрирование, составление картинного, а потом словесного плана, пересказ прочитанного, беседа воспроизводящего характера, выборочное чтение.

На втором этапе работы с текстом определяются смысловые взаимозависимости между отдельными объектами, персонажами, их поступками. На этом этапе рекомендуются беседы аналитического характера, выборочное чтение и выборочные пересказы, словесное рисование, сравнение описаний в одном и том же и разных рассказах, сопоставление литературных персонажей, нахождение общего и различного между ними, постановка проблемно-познавательных задач, требующих доказательности суждения.

Третий этап — обобщение прочитанного, формулирование темы и идеи произведения, выражение собственного отношения к литературным героям и всему произведению. Учителю целесообразно использовать творческие задания: придумывание иного заглавия к рассказу, продолжение рассказа, высказывание собственного аргументированного суждения о персонажах и обо всем рассказе, постановка

11

проблем морально-этического плана, сравнение прочитанного произведения с другими рассказами по той же тематике, сопоставление прочитанного с диафильмом или кинофильмом, с произведениями изобразительного искусства.

В процессе работы с текстом учитель должен выбрать те методы и приемы, которые соответствуют задачам урока и специфике самого художественного произведения.
Видычтения

На каждом уроке в зависимости от его цели чтение применяется в разных видах и в разных сочетаниях: сплошное чтение всего текста, сплошное чтение по частям, чтение цепочкой по предложению. Чтение отдельных трудных слов, чтение' предложений к иллюстрациям книги, выборочное чтение, чтение по ролям и наизусть применяется в 1—3-х классах, когда перед учителем стоит основная задача — выработать у детей с недостатком слуха навыки чтения.

Различные виды чтения сочетаются с беседой по содержанию, с драматизацией отдельных моментов, рассматриванием рисунков, но в центре внимания остается само чтение (учителем или самостоятельное чтение учеников).

По мнению современных методистов, в 1-м классе один текст следует прочитывать не менее пяти раз. Как же добиться, чтобы каждый раз чтение вносило в работу учащихся что-то новое и интересное? Рассмотрим проведение одного урока чтения в 1 -м классе.

Тема: рассказ «Еж».

Задача: ознакомить с содержанием рассказа.

Урок начинается с фонетической зарядки, материал которой связан с темой урока. Ученики читают:

- Еж, еж, где живешь?

Еж, еж, что несешь?

— Я живу в густом лесу,

В норку яблоки несу.

Чтение этого шутливого стихотворения проводится коллективно и индивидуально, возможно чтение педагогом как образец. Затем проводится беседа о еже. Учащиеся рассматривают чучело ежа, рассказывают, где и когда видели его. В процессе беседы педагог объясняет ряд новых слов и выражений: еж свернулся клубком, еж не шевелится, ежиный носик. Эти слова, записанные на доске, прочитываются учениками вместе и индивидуально.

Далее учитель сам читает рассказ. Затем ученики прочитывают рассказ про себя. Выяснив, о чем этот рассказ, учитель предлагает детям читать текст вслух (с места или у стола педагога). Начинается беседа по содержанию прочитанного. Ответы учащихся сопровождаются чтением соответствующих предложений рассказа. В беседе еще раз проверяется понимание слов, они не только объясняются, но и прочитываются с соблюдением правил орфоэпии. Трудные слова (свернулся, развернулся и т. п.) составляются из разрезной азбуки и прочитываются. Завершается урок беседой о том, что нового узнали дети о еже.

Для развития навыков правильного чтения можно предложить следующие методы и приемы:

• чтение труднопроизносимых слов текста;

• чтение слов, фраз, отрывков текста с соблюдением правил орфоэпии, словесного и логического ударения;

• различение на слух предложений, фраз, отдельных слов;

• чтение текста по предложениям, частям, целиком;

• предварительный звуковой и слоговой анализ слова;

• выяснение значения слова;

• специальная обработка (йотирование, расстановка орфоэпических знаков) текста до его чтения;

• многократное чтение текста в различных вариантах.

В 4—6-х классах объем изучаемых литературных произведений увеличивается, и задачи уроков чтения усложняются. Не забывая о технике чтения, больше внимания уделяется пониманию идейной направленности произведения,

13

овладению выразительными средствами языка. Но и в этих классах по-прежнему чтение на уроке обязательно, хотя его виды несколько меняются. Чтение учителем и сплошное чтение всего текста учениками на уроках значительно сокращается, гораздо больше времени отводится самостоятельному чтению учащихся.

Для приучения детей с нарушенным слухом к самостоятельному чтению вводится опережающее чтение некоторых рассказов. Еще до работы над текстами в классе учащиеся знакомятся с их содержанием самостоятельно. В 5-м классе количество рассказов, читающихся по принципу опережающего чтения, увеличивается, а в конце 6-го класса учащиеся переходят к самостоятельному чтению произведений до их изучения в классе. Это требование не распространяется на изучение басен и лирики, с которыми впервые встречается ученик на уроке после подготовительной работы педагога.

Самостоятельным чтением учащихся обязательно руководит учитель, используя следующие приемы: рекомендации, консультации, просмотр диафильма или иллюстрированного материала по изучаемой теме.

Выразительное чтение широко применимо в школе. Оно означает умение раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в тексте, показать отношение автора к событиям и поступкам героев, передать эмоциональную тональность, присущую произведению.

Передача собственного чувства, своего отношения к изображаемому — основа выразительного чтения. Существуют и определенные правила выразительного чтения: соблюдение ритма чтения, выделение логического ударения и пауз, интонационная окрашенность. Все эти средства выразительности взаимосвязаны.

В методике чтения определяются следующие приемы обучения выразительному чтению: чтение учителя как образец; упражнения в громком чтении; подготовительная работа к выразительному чтению (специальная обработка текста); коллективная декламация; индивидуальное чтение.


Школьники вместе с педагогом выделяют слова, которые должны звучать громче или на которые падают смысловые ударения, обозначают логические и психологические паузы, выделяют части или картины, определяют настроение, с каким надо читать каждую часть, выделяют главную мысль произведения, высказывают общее впечатление о прочитанном произведении. После составления партитуры проводится тренировка в выразительном чтении. Затем ученикам предлагается составить иную партитуру чтения, выделив интонацией другие слова.

Выделяются следующие методы и приемы формирования выразительного чтения:

• различение на слух фраз со сходной и различной интонацией;

• различение на слух текстов различной интонационной окрашенности;

• упражнения в тренировке техники чтения, чтение предложений с выделением пауз, словесного и логического ударения;

• ответы на вопросы, поставленные к отдельным словам предложения;

• чтение по ролям;

• заучивание наизусть;

• коллективная декламация.

Выборочное чтение учит детей с нарушенным слухом ориентироваться в тексте, выделять значимые части, отделять главное от второстепенного, подготавливает учащихся к осмыслению произведения, к доказательности своих суждений. Выборочное чтение используется после самостоятельного или коллективного чтения рассказа в классе и является переходным мостиком от восприятия сюжета к его осмыслению и анализу.

Выборочное чтение имеет несколько разновидностей, использование каждого вида обусловлено конкретными задачами, стоящими перед педагогом на уроке. Если цель урока — выяснить понимание сюжета, то выборочное чтение

применяется вместе с беседой по фактическому материалу. Конкретные вопросы нацеливают учащихся на подбор фактических данных из текста. Например, по рассказу В. Бианки «Заяц на дереве» ученикам предлагаются задания:

1) Прочитайте, что произошло с зайцем в первый, во второй и на третий день.

2) Расскажите, как заяц спасался от воды.

3) Как можно помочь зайцам, попавшим в беду?

В соответствии с поставленными вопросами школьники выбирают отрывки из рассказа и прочитывают их в классе. После чтения отрывка передают его содержание своими словами.

В младших классах выборочное чтение используется для понимания внешней, предметной стороны текста или отдельных признаков (как, например, в стихотворении А. Преображенского «Осенние приметы»). Школьники учатся выбирать из текста отдельные слова, словосочетания, фразы, с помощью которых автор словесно рисует ту или иную картину, описывает то или иное событие.

В 4—6-х классах выборочное чтение применяется не только для понимания предметной стороны текста, но и для анализа содержания, когда нужно охарактеризовать событие, ситуацию, выяснить мотивы поступков персонажа и дать им оценку. В этом случае выборочное чтение сочетается с беседой аналитического характера. Сам характер вопросов требует от учащихся выбрать из текста отдельные фразы, а иногда и отдельные слова для подтверждения высказанной мысли, для доказательности высказывания. Например, при изучении рассказа С. Аксакова «Ледоход на Белой» можно предложить выборочное чтение эпизодов (корова и собаки на льдине), выборочное чтение глаголов, передающих состояние природы. Выборочное чтение отрывков, связанных единой темой, готовит школьников к выборочному пересказу.

Выборочное чтение применимо и в процессе анализа содержания, когда рассматриваются литературные персонажи

и их характеры. Для доказательности суждений школьникам предлагается выбрать соответствующие строки из рассказа для подтверждения своей мысли. В процессе этой работы формируется умение детей с недостатком слуха анализировать текст, систематизировать фактический материал по разным параметрам.

Например, в процессе анализа рассказа Д. Мамина-Сибиряка «Кормилец» обращается внимание на поведение и чувства Прошки утром, перед уходом на работу, по дороге на фабрику. Выборочное чтение выражений глаза слипались, голова давила, как котел, давит смертный сон и др. позволяет показать, как трудно было мальчику выполнять взрослую работу, как тяжело и горько было его детство.

Выборочное чтение широко применяется и в старших классах на уроках литературы. Тем важнее приучить школьников к подобной работе еще на уроках чтения в младших классах.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей