66
Как видно, начало суток отмечено выходящей за, рамки круга линией. Вначале отрабатывается последовательность времен суток. Как и в числовой спирали на листе 1, время суток, следующее за каким-либо, находится следующим «по ходу» стрелки, а время перед, соответственно, — «против хода» стрелки вектора направления времени. Здесь возможны задания и игры следующего типа:
Какое время суток бывает после ...? Какое время суток бывает перед ...? Перед каким временем суток бывает ...? После какого времени суток бывает ...? Я задумал время суток. Оно перед (после) .... Какое время суток я задумал?
Здесь же можно использовать специальные накладки в виде узких секторов с написанными на них названиями трапезы, соответствующими каждому времени суток: Утро — завтрак; День — обед; Вечер — ужин.
Соответственно возникает и новый «цикл» игровых заданий. Следует отметить, что у современной популяции детей соотнесении вида трапезы со временем суток вызывает затруднения даже в начальной школе. Следует иметь в виду, что «полдник» и «ланч», на которых часто настаивают дети, трудно укладываются в какое-то определенное время суток.
Я только что пообедал. Какое время суток будет следующим? Какое было предыдущим? Можно ли съесть сегодня — вчерашний ужин?
В последнем примере детям необходимо объяснить, что можно съесть еду — несъеденную во время вчерашнего ужина, но если это происходит утром, то это уже будет завтрак.
Лист 4 (мой день). Данный материал является чрезвычайно важным для собственного понимания и опредмечивания отрезков времени конкретными действиями ребенка. Дополнительно на изображении листа 4 присутствуют соответствующие названиям времени суток — трапезы. Работу с материалом листа целесообразно начинать с анализа временного распорядка дня ребенка. Для этого анализируется, что ребенок обычно делает в первую очередь после того, как он проснулся, что делает после этого и так далее.
67 Примечание. Именно момент просыпания или вставания (в зависимости от конкретной ситуации и мнения ребенка) является началом утра для ребенка и разделяет ночь и утро, являясь, тем самым, субъективным началом суточного цикла. Именно это и показывает выходящая за пределы суточного круга верхняя черта.
После этого анализируется представленный на суточном круге распорядок утра. При этом делается акцент на тот «кусок» времени (часть окружности), который заняло то или иное занятие (дело). Например: Утро начинается с того, что я долго встаю, потом умываюсь, после этого одеваюсь и т. п. (в соответствии с выделенными на плакате делами). Необходимо, чтобы каждый ребенок рассказал, как он проводит утро своего выходного дня, а взрослый как бы зафиксировал это (движением руки) на секторах круга. Для этого молено прикрепить магнитом соответствующий, разделенный на пустые сектора кусок, и от руки прописывать занятия ребенка. При этом схематичным образом (стрелкой) дается четкое направление хода времени. Со зрительной опорой на подобную схему у ребенка формируется понятия раньше, позже, соответственно — до и после на конкретном материале распорядка дня.
Примерные задания:
Ваня завтракал до или после того, как умывался? Что Маша делала перед тем, как идти гулять? Когда Сережа смотрел телевизор: перед тем, как завтракать или ... ?Что Ваня делал раньше (позже) — гулял или смотрел телевизор? Какое время суток бывает между утром и вечером? Какое время суток бывает между вечером и утром? И т. п.
Хорошо, если после того, как каждый ребенок рассказал о том, как у него проходит утро выходного дня, дети начинают сами задавать аналогичные вопросы, вводя тем самым в речь и используя пространственно-временные конструкции.
Варианты фронтальных контрольных заданий для этого этапа работы приведены в Приложении 1.
Лист 5 (времена года). Работа с изображением «круглого года» начинается с того, что взрослый обращает внимание детей на то., что в году бывает четыре одинаковых по длительности времени года; на листе это изображено, соответственно, белым (зима); зеленым (весна); желтым (лето); оранжево-коричневым (осень). Одновременно с этим на рисунке стрелкой показан «ход» времени. Обращается внимание детей на то, что время может «идти» только в одном направлении и после весны всегда может наступить только лето, а перед зимой всегда бывает осень. На плакате начало годового цикла (выдающаяся вверх метка) приходится на переход от лета к осени. С одной стороны, это очень понятно детям, поскольку учебный год всегда начинается с первого сентября, с другой — это определено культурологически (до Петровской эпохи Новый год на Руси начинался именно с сентября). В это же время имеет смысл сказать детям, что отсчет года может быть начат с любого времени года. Это хорошо отражено в следующих коротеньких детских стишках:
Осень, зима, весна, лето — Спасибо, круглый год, за это.
Зима, весна, лето, осень — Новый Год придти мы просим.
Весна, лето, осень, зима — Год завершился, всем нам Ура!
Лето, осень, зима, весна — Дикие кошки снова без сна.
Однако проводить отработку заданий типа: Какое время года перед или после какого!— имеет смысл на данной схеме именно в последовательности, изображенной на листе 5.
Вначале отрабатывается последовательность времен года. Как и в случае с временем суток (лист 3), время года, наступающее после какого-либо — находится следующим «по ходу» стрелки, а время года, которое бывает перед каким-либо, соответственно, — «против хода» стрелки вектора направления времени. 68
69 Здесь возможны задания и игры следующего типа:
Какое время года наступает после ...? Какое время года бывает перед ...? Перед каким временем года бывает ...? После какого времени года наступает ...? Я задумал время года. Оно
перед (после) Какое время года я задумал? Какое время
года между зимой и летом? Какое время года между летом и зимой?
Как и во всей предыдущей работе, дети должны научиться не только отвечать на эти вопросы, анализируя прямую, обратную и «вразбивку» последовательность времен, но и формулировать подобные вопросы самим, работая в парах, малых группах.
Возможна игра следующего типа: ребенок описывает характерные приметы того или иного времени года, не называя его, а другие дети определяют «положение» этого времени года относительно его «соседей». Возможно и наоборот: задается время года без его названия (например, время года, перед которым бывает осень) — другие же дети, соответственно, дают описание характерных признаков этого времени года. С детьми дошкольного возраста полезно до или после описания характерных признаков дать название узнаваемого времени года.
Лист 6 (месяцы года). Надо сразу отметить, что с детьми дошкольного возраста последовательность «Месяцы года» не отрабатывается вплоть до 6,5-7-летнего возраста. Хотя данный материал присутствует в образовательной программе дошкольного учреждения, с нашей точки зрения, в более раннем возрасте (т. е. до 6-6,5 лет) этот материал является слишком громоздким, и дети, чаще всего, осваивают его лишь на уровне механического запоминания. Следует отметить, что для современной детской популяции специфично, что и времена года запоминаются механически без чувственного понимания их последовательности, а часто и без соотнесения с характерными признаками. Именно поэтому прежде чем вводить в работу понятие месяцы года, необходимо, чтобы дети на уровне образов,
70
то есть без опоры на дидактические материалы, «в,уме.»., свободно ориентировались во временах года.
На данной схеме год начинается с зимы, поэтому, если в этом есть необходимость, можно вернуться к тому, что «отсчет» начала года может быть с любого его времени.
Внимание детей обращается на то, что каждое время года, название которого на листе обозначено снаружи круга, делится на три равные части, поскольку каждое время года состоит из трех месяцев, каждый из которых, в свою очередь, имеет свое собственное название. После этого необходима отработка прямой и обратной последовательности месяцев каждого времени года и года в целом аналогично тому, как это отрабатывалось с временами суток и временами года (см. рекомендации к листам 3 и 5).
Так зима, соответственно, начинается с декабря — он первый месяц зимы, за ним следует январь — он второй, потом — февраль — он третий. Обычно двух-трех занятий бывает достаточно, чтобы проанализировать последовательность месяцев года и место каждого из них в рамках его времен. Например: апрель — второй месяц весны. Перед ним бывает .... После третьего месяца лета наступает... Какой это месяц, к какому времени года он относится? Какой месяц является первым месяцем зимы? Какой месяц является последним месяцем весны?
Следует отметить, что прежде, чем отвечать на такие довольно трудные вопросы, дети должны «почувствовать» и запомнить последовательность месяцев в каждом времени года. Иногда бывает удобно в течение одного занятия «брать» лишь одно время года.
На листе 6 в центре схемы-круга отдельно показана нумерация месяцев в календарном году. После того, как детьми прочно освоены предыдущие временные представления, необходимо обратить внимание детей на то, что календарный год (то есть год по календарю) начинается с января, то есть со второго месяца зимы. Этот момент (начало календарного года) отмечен на схеме выходящей за пределы годового круга меткой на границе декабря и января. То есть, с одной стороны, месяцы
71
имеют свой порядок наступления в течение конкретного времени года, но по календарю их «отсчет» начинается с января. Таким образом, например, третий месяц календарного года — это март, но он же является первым месяцем весны. Здесь важно, чтобы подаваемая информация не была излишней для ребенка. То есть календарная последовательность месяцев года и их порядок может быть адекватно усвоен детьми только в том случае, если эта информация не накладывается на «сырые» представления о месяцах времен года и их последовательности.
В качестве контрольного материала может выступать анализ прочитанных текстов или речевых конструкций, содержащих определенную последовательность событий, или «событийно-временной» анализ серии последовательных сюжетных картин.
Параллельно отрабатывается понимание сложных временных конструкций и возможность актуализации сложных пространственно-временных конструкций в речи ребенка. Фронтальное проверочное задание удобно представить в виде индивидуального бланка, заполняемого ребенком (здесь и далее приведены образцы бланковых контрольных работ).
Игры: «Я задумал месяц», «Мой день рождения», «Кто старше», «Братья месяцы» и т. п.
"Лист 7 (дни недели). Как видно из схемы на листе 7, неделя в предлагаемой дидактике может быть представлена в виде круга. При этом недельный цикл, как это и принято в нашей культуре, начинается с понедельника. Цветовое оформление схемы выделяет, соответственно, традиционные рабочие и выходные дни. Название дней недели полностью приведены на соответствующих секторах круга, однако в последующем имеет смысл обучать детей навыку пользования сокращенными названиями дней недели. Для этих задач удобно использовать и лист 8, на котором напротив названия каждого дня недели приведено его конвенциональное сокращение. Вначале обращается внимание детей на то, что дни недели идут друг за
72
другом в определенной последовательности, которую отражает и «ход» стрелки— «вектора» времени. После этого идет уже хорошо освоенная детьми работа по определению того, какой день недели бывает после какого? ... перед каким?
Для лучшего, более эмоционального закрепления последовательности дней недели можно использовать подобного типа стишки:
В ПОНЕДЕЛЬНИК я стирала, Пол во ВТОРНИК подметала, В СРЕДУ я пекла калач А в ЧЕТВЕРГ искала мяч. В ПЯТНИЦУ посуду мыла, А в СУББОТУ торт купила. Всех друзей на день рожденья Позвала я в ВОСКРЕСЕНЬЕ.
Здесь возможны задания и игры по типу поиска временного «места» любого из дней недели. Например: Вторник между понедельником и средой (но никак не между средой и понедельником). Вторник перед средой. Вторник после понедельника.
Игры: «Я задумал день недели», «Когда у меня праздник», «День покупок», «Школьная экскурсия». Суть этой игры заключается в том, чтобы дети определяли, в какой день недели тот или иной класс поехал в музей: «Ученики 1А класса поехали в музей в среду. 1Б на два дня раньше, а 1В — на следующий день после 1А. В какие дни недели дети всех первых классов учились?» Точйо так же к этой веселой задачке может быть поставлено несколько тематических вопросов.
Работа с этим листом представляется нам наиболее удобной для овладения и закрепления через «чувственную ткань» (через действия, эмоции, значимые события) таких известных понятий, как вчера — завтра относительно сегодня. И, соответственно, позавчера и послезавтра — относительно вчера, завтра и сегодня. Эти понятия удобнее всего соотносить с дня-
73
ми недели по предлагаемой схеме в соответствии с «ходом» стрелки — вектора времени. Для этого удобно дополнительно к схеме листа 7 сделать небольшой сектор, на котором уже изображено слово сегодня. Соответственно, у специалиста существуют и такие же узкие сектора с названиями завтра, послезавтра, вчера, позавчера. Эти сектора (лучше, чтобы они были одного размера) удобно в этот период работы прикрепить к центру круга, как часовые стрелки.
На эту же тему могут быть предложены и пропедевтические задачи, которые, в конечном итоге, помогают понять смысл задач на «скорость, время, расстояние». Здесь и далее приведены их образцы:
Мальчики начали клеить модель самолета одновременно, Саша закончил работу в среду, а Сережа на день позже. Кто из мальчиков работал медленнее? Когда закончил клеить модель Сережа?
Ниф-Ниф начал строить домик в среду, а Наф-Наф на два дня раньше. Домики Ниф-Нифа и Наф-Нафа были готовы в субботу. Сколько дней строил дом Наф-Наф? В какой день недели он начал строить свой дом?
Маша и Света готовились к карнавалу. Маша начала делать маску к карнавальному костюму сегодня, а Света еще вчера. Маски будут готовы завтра в четверг. Сколько дней делала маску каждая девочка и в какой день недели каждая из них начала свою работу.
Листы 8, 9 (календарь и школьный дневник). Как уже отмечалось, использование этого плаката удобно уже в самом начале работы с «неделей» для запоминания как правильного написания дней недели, так и принятых традиционных сокращений. Однако, на этом работа с плакатом не заканчивается. Позже, когда детьми освоена не только прямая последовательность дней недели, но и их «взаимоположение» в течение самой недели (пространство времени), необходим переход от кру-
74
говой схемы недельного цикла к более традиционному, принятому в нашей культуре расположению дней недели «столбцом» (лист 8) и расположению дней недели в школьном дневнике (лист 9). Именно с этим видом учебной «документации» ребенку придется сталкиваться на протяжении всей школьной жизни и после нее. Как показывает опыт, практически всех взрослых наших соотечественников образ недели в виде школьного дневника сопровождает всю их жизнь, представляя отражение своеобразной психической травмы.
Таким же образом, как и при работе с круговой неделей, с помощью изображений листов 8, 9 формулируются вопросы и задания, направленные на установление «места» того или иного дня недели и его «соседей». Задания, которые можно предложить детям, абсолютно аналогичны заданиям к листу 7. Основная сложность в том, что в листе 8 не существует (как в круговом изображении) плавного перехода от воскресенья к понедельнику и, соответственно, на листе 9 таких «разрывов» два: среда — четверг; воскресенье — понедельник.
Сложности, возникающие при таком представлении недели, могут быть нивелированы с помощью оригинальных игр, которые дополнительно могут способствовать овладению ребенком различными понятийными категориями (понятийными «полями»). Например, для такой категории как одежда может быть предложена следующая схема игры с использованием листов 7 и 9:
Жила была рубашка. Она очень любила ходить в гости. (Далее напротив каждого из дней недели рисуется или прикрепляется изображение того или иного вида одежды.)
В понедельник она ходила в гости к юбке, во вторник — к брюкам, в среду — к свитеру, в четверг — к спортивному костюму, в пятницу — к зимней куртке, в субботу — к «водолазке», а в воскресенье навещала сестричек: маечку и футболку.
Детям задаются самые разнообразные вопросы. Например: У кого была в гостях рубашка вчера, если сегодня она в гос-
.75
тях у Юбки? Или: Какой день недели будет завтра, если сегодня рубашка навещает своих сестричек?
Взрослый должен на плакате показать детям (движением руки) переход от воскресенья к понедельнику (а на листе 9, соответственно, и от среды к четвергу). Впоследствии, безусловно, дети сами должны как формулировать подобные вопросы, так и придумывать подобные игры самостоятельно.
Лист 10 (циферблат). На плакате разными цветами отмечены различные временные интервалы. Вначале следует обратить внимание детей на то, что полный круг минутная стрелка проходит за один час, четверть круга — соответствует четверти часа (кусок дуги красного цвета), а кусок окружности, составляющий половину круга, соответствует получасу (кусок дуги зеленого цвета). Далее в соответствии с программой по ознакомлению с окружающим миром (для каждой параллели она своя) даются представления, например, о том, что интервал между цифрами составляет 5 минут, а часовая стрелка за один час проходит отрезок между двумя соседними цифрами. Таким образом, внимание детей акцентируется на том, что длительность отрезков времени соотносится с величиной части окружности циферблата. Так, если: Кира и Надя гуляли с трех до пяти часов дня, а Петя и Кирилл — с двух до пяти, то можно по длине дуги окружности циферблата между тремя и пятью и двумя и пятью, соответственно, определить, кто гулял дольше.
После того, как дети осваивают подобный «образ», «способ» восприятия и анализа длительности временных интервалов, возможна работа с собственно задачами на время. Здесь возможна прямая аналогия с заданиями, предлагаемыми в работе с листом 4 по отношению к тем или иным событиям дня, привязанным к конкретному времени на часах — что было раньше, что позже, что до ..., что после ..., то есть что произошло вначале, что потом.
Такие задачи можно давать в виде фронтальных контрольных работ (Приложение 1) без опоры на схему циферблата, когда материал уже освоен детьми.
76
В последнюю очередь, если это не противоречит соответ-ствующему разделу программы по ознакомлению с окружающим миром, отрабатывается узнавание времени на всем циферблате с соотнесением этого времени с изображением на стант дартных электронных часах.
Пространство речи и языка (Серия 5)
Материалы этой серии помогут решить задачу дальнейшего развития грамматически правильной развернутой и богатой речи детей с использованием всех освоенных ранее пространственных и пространственно-временных представлений.
В заданиях этой серии делается упор на анализ и возможности использования в речи сравнительных степеней прилагательных, подборе антонимов, составлении развернутых фраз и коротких рассказов с использованием различных пространственных представлений. Именно овладение подобным «пространством качества», умение четко обозначить относительные характеристики предметов, соотнести и противопоставить эти характеристики друг с другом позволяет ребенку получить возможность использовать их непосредственно в своей жизни и речи, определяя тем самым свое отношение к окружающему миру, включая и эмоциональные взаимоотношения в целом.
Целесообразно начинать занятия с использования в заданиях наиболее простых, уже знакомых и освоенных детьми представлений о величине, высоте, ширине, объеме — заканчивая такими значительно более абстрактными представлениями как вес, чистота, возраст и т. п.
. Так на листе 1 представлены изображения различных по величине (мячи) и высоте (фонари) предметов. Предметы располагаются по горизонтали от наименьшего (по какому-либо взятому качеству) к наибольшему. Удобно, если под изображениями каждого предмета стоит его номер (1, 2, 3 и 4 соответственно).
77
Детям предлагают рассмотреть картинки и обратить внимание на то, что слева расположен маленький мяч, он может быть пронумерован как мяч № 1, тогда о мяче № 2 можно сказать, что он чуть больше, чем мяч № 1, а третий мяч еще боль-ше, чем второй. Тогда четвертый мяч оказывается просто большим или самым большим по отношению ко всем остальным. Далее дети самостоятельно или с помощью взрослого приходят к тому, что слова маленький и большой — противоположны по смыслу.
Для закрепления предыдущего материала удобно сопоставить эти представления о величине с уже хорошо известными детям представлениями о «дальности» — тогда получится, что второй мяч находится ближе всего к первому, а четвертый — дальше всего от первого. Получается, что и слова ближе — дальше противоположны по смыслу. Таким образом выстраивается как бы «линейка» качества, то есть постепенное увеличение или убывание какой-либо характеристики или качества объектов, изображенных на листе.
Понятно, что можно говорить об увеличении каждого последующего мяча в изображенном ряду, если мы рассматриваем изображения слева направо, — но можно говорить и об уменьшении этих предметов, если мы начнем их анализировать относительно самого правого, то есть самого большого.
После того, как дети могут сами рассказать о размере того или иного мяча (если обсуждается признак размера) или фонаря (если анализируется относительная высота предметов) чрезвычайно важно, чтобы они сами придумывали предложения с такими речевыми конструкциями. Для начала взрослый может дать пример таких предложений: «У Саши был маленький мяч, а для игры ему нужен был мяч побольше»; «Папа купил Оле большой мяч и еще два мяча поменьше, и совсем маленький»; «Большой мяч и мяч чуть поменьше не влезали в коробку, а еще меньше и совсем маленький — легко в ней помещались». Дальше возможна собственно речевая работа, основной задачей которой будет анализ различных по размеру или по высоте предметов, изображенных на листе 1.
78
Задания, касающиеся сравнения предметов по высоте, предлагаются детям, если используются изображения фонарей (лист 1).
Примеры предметов, различающихся по длине (юбки) и по ширине (ручейки), изображены на листе 2.
Методика работы с этими материалами, по своей структуре и последовательности, полностью аналогична предыдущим.
Однако, при работе с этими «качествами» очень полезно бывает подключение к работе различных сенсорных ощущений. Например, на определенной стадии работы с материалом можно задавать вопросы по типу: «В какой юбке девочке будет теплее всего?»; «В какой холоднее всего?»; «Какая юбка больше всего подойдет маленькой девочке, а какая — взрослой женщине?». В этих случаях происходит как бы подключение «пространств качеств» других модальностей, создавая тем самым своеобразные межмодальные интеграции. Особенностью рассматриваемых на первом и втором листах качеств является то, что они не имеют многозначного понимания.
На листе 3 изображены предметы, которые можно сравнить по толщине (кирпичная стена) и объему/весу (яблоки на весах). Подобные качества уже не имеют такой строгой однозначности, как предыдущие. Так толщина может пониматься как чисто пространственный признак (качество) какого-либо предмета, так и отражающий другой, связанный с этой, характеристикой признак (см. лист 4) — толщина как возраст дерева. В работе с признаком толщины удобно сопоставлять два ряда этих изображений. Так же как и в работе с листом 2, удобно «привязывать» к различной толщине такой показатель (качество) как прочность. Хорошо понятно, что стена из 2-х кирпичей менее крепкая, чем стена из 6-ти. Помимо этого, сами кирпичные постройки различаются еще и по своей высоте, что позволяет актуализировать у детей дополнительный объем речевых конструкций (связной речи), поскольку дети имеют возможностью этом случае описывать оба или даже все три качества одновременно (толщину, высоту, прочность).
79
/
На первых этапах работы с этим качеством объем изображаемых на весах яблок пропорционален их весу, что следует оговаривать в работе с детьми отдельно, поскольку параметр объема в реальной жизни далеко не всегда прямо пропорционален параметру веса. Хорошо известна детская загадка: «Что тяжелее — килограмм ваты или килограмм железа?». Хорошо, если дети, анализируя количество яблок на крайне правом изображении, оценивают их как большую тяжесть и могут пантомимически изобразить различие между тяжестью (весом) количества яблок на крайне левом (первом) и последнем (крайне правом) изображении. Работа над этим качеством (вес, объем) предполагает использование любых окружающих объектов для анализа и составления соответствующих сложных сравнительных речевых конструкций.
На листе 4 изображены объекты, которые молено анализировать с точки зрения их возраста (деревья) и степени наполненности (стаканы с жидкостью). Здесь предлагаются схожие с предыдущими по своему смыслу задания.
Для лучшего осознания понятия возраста на примере деревьев удобно бывает нарисовать на доске под изображением самого дерева — срез ствола этого дерева (пенек). На срезе — соответствующее возрасту дерева число годичных колец. Под изображением самого тонкого дерева — срез с минимальным количеством колец (два-три). Под изображением самого старого — с максимальным. Тем самым понятие возраста «переводится» из временн2ого субъективного непосредственно «в плоскость» физического пространства. То есть мы получаем изображение различного возраста деревьев посредством увеличения числа нарисованных годичных колец на срезе.
Анализируя изображения стаканов с различной степенью наполненности жидкостью, дети уже «подходят» к использованию более абстрактных и субъективно «окрашенных» представлений. Подобный субъективизм достаточно хорошо иллюстрируется анекдотом о пессимисте и оптимисте, которые при виде одного и того же стакана с жидкостью имеют принципи-
80
ально противоположные суждения о степени его наполненное- ■ ти: пессимист считает, что стакан «полупуст», а оптимист — что он «наполовину полон». Таким образом, происходит постепенный переход от анализа и сопоставления качеств, которые можно оценить объективно (высота, размер, длина и т. п.), к качествам, которые включают все больший и больший субъективизм при их оценке.
Поскольку жидкость в стаканах изображена различным цветом, уже на этом этапе работы возможно обращение к такой исключительно субъективной оценке цвета, как «нравится больше всего» — «нравится меньше всего». Для этих же целей можно обозначить цвет как сок тех или иных фруктов и анализировать эти свойства (вкус того или иного сока) в «линейке качества»: «очень люблю» — «ненавижу».
Очевидно, что и при анализе изображений третьего и четвертого листов сопоставляются «крайние позиции» качеств, которые образуют пары антонимов.
На листе 5 изображены предметы, которые можно анализировать по степени их чистоты/испачканности (футболки) и яркости/тусклости (свечи с разной толщиной фитиля и, соответственно, яркостью). Здесь работа идет уже над оценкой исключительно абстрактных качеств и характеристик, которые в обыденной жизни не могут быть оценены с объективной точки зрения.
Как и при работе с другими изображениями, вначале дети называют всю «линейку» этого качества, придумывают соответствующие фразы или рассказы (см. выше). Лишь затем можно переходить к анализу и оценке того, что находится на них самих и вокруг них.
Например: «Средняя часть доски — самая грязная, верхний правый угол — самый чистый, а верхний и нижний левые углы чище, чем середина доски, но грязнее, чем верхний правый угол».
Понятно, что такой анализ пространства доски возможен только в том случае, если дети в достаточной степени овладели всеми предыдущими «уровнями» пространственных представлений. Подобный «высший пилотаж» вполне возможен.
4 Методика формирования 81
При анализе самих себя с точки зрения чистоты или испач канности учитель должен учить детей определенной этике от ношений, что вполне возможно на данном этапе работы, поскольку: «Сказав, что у Маши футболка не совсем чистая, мы можем обидеть Машу. В то же время, сказав, что ее футболка почти не испачкана, мы ее не обидим». В данном случае очевидно, что речь будет идти об одной и той же футболке.
Точно в таком же ключе анализируется и изображение свечей с различной яркостью, оцениваются и, что более важно, сравниваются субъективные ощущения. Если дети уже способны Понять переносный смысл слова «яркость», можно попытаться оценить те или иные события дня (для каждого ребенка они будут более или менее эмоционально окрашены) с точки зрения их «яркости». С психотерапевтической точки зрения крайне важно, чтобы при работе с такого типа заданиями и качествами мог высказаться и «проявил» свое субъективное отношение каждый из детей группы.
■ Материалы листа 6 ориентированы на работу с «пространством» эмоциональных и нравственных качеств и свойств (добрый-злой, веселый-грустный ).
Подобная оценка тех или иных качеств персонажей или событий с нашей точки зрения оказывается крайне необходимой для развития сложных эмоциональных дифференцировок и является как бы базой для формирования взаимоотношений между детьми в группе и возможностей анализа эмоциональных отношений.
Именно это и позволит в дальнейшем наиболее адекватно выстраивать пространство межличностных отношений.
Работа с этими материалами строится в том же «ключе», что и с другими качествами. В данном случае можно опираться не только на конкретные изображения лиц с различными эмоциями и степенью их выраженности, но возможна и работа с самыми разнообразными личностными и эмоциональными качествами литературных и сказочных героев. Чрезвычайно важно вести обсуждение героев тех сказок и произведений, которые хорошо известны детям или включены в программный материал по чтению и т. п.
82
Например, «Кто самый веселый: Буратино, Пьеро, Малъ-вина или пудель Артемон?» «Кто добрее (кто самый злой) в сказке «Конек-Горбунок?» и т. п.
Чрезвычайно важно, чтобы дети не только могли связно ответить на эти вопросы, «выстроив» тем самым «линейку» эмоциональных (нравственных) качеств, но и могли бы поспорить, доказать свою точку зрения друг другу и взрослым. Взрослый, в свою очередь, обязан уметь примирить, согласовать мнения детей, тем самым в полном объеме реализовать принцип воспитания толерантности, обеспечить адекватное нравственное и этическое развитие детей.
Далее, в зависимости от возраста детей и задач, поставленных психологом, возможно продолжение работы с лингвистическими конструкциями. Она проводится уже на уровне анализа более или менее сложных текстов, их понимания, а в последующем и составления рассказов, сказок и историй, как совместно (каждый ребенок добавляет одно предложение с использованием тех или иных «ключевых» слов и понятий), так
и самостоятельно.
При работе с материалами серии можно предлагать для читающих и пишущих детей контрольные задания, примеры которых приведены в Приложении 1.
В конце всего курса обучения проводятся одно или несколько итоговых занятий. Они посвящены играм, в которых актуализируется весь материал по формированию пространственных представлений, повторяются наиболее понравившиеся детям упражнения и задания.
Приложение 1
Контрольные работы для оценки эффективности сформированное™ пространственных представлений на этапе
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ ПО ФПП (1 КЛАСС)
Класс Ф. И. Дата
1. Подчеркни, какие предметы находятся верти кально:
стол, дерево, окно, подоконник, зеркало.
2. Подчеркни, какие предметы находятся гори зонтально:
башня, парта, доска, торшер, стол.
3. Подчеркни правильный ответ:
А) Треугольник — (выше, ниже), чем квадрат.
Б) Квадрат —: (между, под, над) треугольником.
4. Подчеркни правильный ответ:
A) Квадрат — (ближе, дальше, выше), чем круг.
Б) Ромб — (перед, за, выше) кругом.
84
B) Круг — (перед, за, между) ромбом.
5. Подчеркни правильный ответ:
А) Круг — (слева, справа) от треугольника. Б) Треугольник (левее, правее), чем ромб.
6. Подчеркни правильный ответ:
Что раньше: утро или вечер? (Вечер, утро.) После утра наступает (вечер, день). Перед ночью бывает (день, вечер). После зимы наступит (лето, весна). Перед осенью — (зима, лето).
7. Напиши правильный ответ:
После воскресенья наступит —
Перед средой бывает — :
8. Подчеркни правильный ответ: День (короче, длиннее), чем час. Неделя (длиннее, короче), чем месяц. В неделе: 3,12, 7, 4 дня.
В году— 3, 12, 7, 4 времени года.
9. Соедини линией пары слов, противоположных по смыслу:
Медленный Уродливый
Высокий Чистый
Красивый Быстрый
Грязный Широкий
Толстый Низкий
Узкий Тонкий •
85 Прочитай:
Убежало молоко.
Что произошло раньше: оно убежало или его
поставили на плиту?
(Подчеркни правильный ответ.)
Упало червивое яблоко.
Что произошло позже: зацвела яблоня или в
яблоке завелся червь?
(Подчеркни правильный ответ.)
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Класс Ф. И. Дата
Прочитай текст. Вставь нужные слова в текст по смыслу: под, сначала, на, перед, за, потом, вечером, по, в, сверху, завтра.
Уборка
В комнате был ужасный беспорядок. Подушки лежали полу, ними ока зались покрывала. этой грудой вещей
виднелись игрушки, а ней — ящики с
посудой.
Маша долго стояла этим зрелищем
и не знала, с чего начать. То ли поло жить все своим местам, а
подмести, то ли просто собрать и вынести все
дверь, в коридор.
Она принесла пылесос и начала убирать вещи.
Белье положила полку, подушки —
шкаф, а покрывала она расстелила
кроватей.
этого Mania стала пылесосить. Она
водила пылесосом и кроватью, и
шкафом, и ковру.
Когда мама пришла с работы,
комнатах был полный порядок. Мама
очень обрадовалась и сказала: «Ты, Машенька ум ница! Вот было бы здорово, если бы и
ты так все убрала». 86
87 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Класс Ф. И. Дата
Задание: впиши подходящие слова (предлоги) в рассказ.
Ёлка Буратино
Перед Новым Годом папа Карло подарил Буратино билет на ёлку. Буратино спрятал билет и запомнил, что должен быть на празднике во вторник.
день до праздника, то есть в
Буратино стал искать билет. Он помнил, что спря тал его то ли полку, то ли полку,
то ли полку, совсем устав, Буратино
нашел билет полке.
Праздник должен был проходить в огромном
зале. В зала стояли ряды кресел, а ______
креслами была сцена. В самом сцены сто яла красивая нарядная ёлка. Во вторник с утра, то есть понедельника Буратино сидел в шес том ряду и ждал начала представления. Его огор чало то, что было плохо видно сцену, так как ним сидела дама в большой hi ляпе.
и от Буратино сидели наряд ные дети. Никогда Буратино не видел та кого представления.
Прямо детьми фокусник показывал
фокусы, ёлки танцевали бабочки и кузне чики, ёлкой, в глубине сцены как метель
кружилось разноцветное конфетти. Праздник за кончился поздно .
А следующего дня, еще не встав с по стели, Буратино рассказывал своим друзьям по те лефону, как хорошо было на ёлке.
Нужные слова: понедельник, под, на, перед, за, середине, после, слева, вокруг, раньше, утром, вчера, вечером, справа, центре. 88
89 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФПП (1 КЛАСС) ТЕМА: «ВРЕМЯ»
Класс Ф. И. Дата
1. Расположи время суток в правильном порядке (под пиши цифры):
ДЕНЬ ВЕЧЕР УТРО НОЧЬ
( ) ' ( ) ( ) ( )
2. Расположи времена года в правильном поряд ке:
ВЕСНА —В.
ОСЕНЬ —О.
ЗИМА— 3.
ЛЕТО —Л. ,
3. Правильно соедини линиями между собой пары слов:
ВЕЧЕРОМ ОБЕД
УТРОМ УЖИН
ДНЕМ ЗАВТРАК
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
■ Класс Ф. И. Дата
1. Сережа ходит на плавание по вторникам и четвергам, а по субботам и средам он ходит на рисование. Какие дни недели у Сережи свободны?
День перед пятницей — это
После среды наступает
Перед каким днем недели бывает вторник?
После какого дня недели наступит понедельник? _
Если сегодня среда, то какой день недели будет послезавтра?
Если сегодня четверг — какой день недели был вчера?
Если сегодня понедельник — какой день недели был позавчера?
Если позавчера был вторник, какой день недели сегодня?
Если послезавтра будет понедельник, какой день недели сегодня?
Если вчера была пятница, какой день недели будет завтра?
Если завтра будет четверг, то какой день неде- . ли был вчера?
90
91 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |