Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Семаго Методика формирования пространственных представлений. А. М. Драгового Семаго, Н. Я. Сзо


НазваниеА. М. Драгового Семаго, Н. Я. Сзо
АнкорСемаго Методика формирования пространственных представлений.doc
Дата21.10.2017
Размер0.52 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСемаго Методика формирования пространственных представлений.doc
ТипДокументы
#29539
страница5 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6

66

Как видно, начало суток отмечено выходящей за, рамки круга линией. Вначале отрабатывается последовательность времен суток. Как и в числовой спирали на листе 1, время суток, следующее за каким-либо, находится следующим «по ходу» стрелки, а время перед, соответственно, — «против хода» стрелки вектора направления времени. Здесь возможны зада­ния и игры следующего типа:

Какое время суток бывает после ...? Какое время суток бывает перед ...? Перед каким временем суток бывает ...? Пос­ле какого времени суток бывает ...? Я задумал время суток. Оно перед (после) .... Какое время суток я задумал?

Здесь же можно использовать специальные накладки в виде узких секторов с написанными на них названиями трапезы, соответствующими каждому времени суток: Утро завтрак; День — обед; Вечер ужин.

Соответственно возникает и новый «цикл» игровых зада­ний. Следует отметить, что у современной популяции детей соотнесении вида трапезы со временем суток вызывает затруд­нения даже в начальной школе. Следует иметь в виду, что «полдник» и «ланч», на которых часто настаивают дети, труд­но укладываются в какое-то определенное время суток.

Я только что пообедал. Какое время суток будет следую­щим? Какое было предыдущим? Можно ли съесть сегодня вчерашний ужин?

В последнем примере детям необходимо объяснить, что можно съесть еду — несъеденную во время вчерашнего ужи­на, но если это происходит утром, то это уже будет завтрак.

Лист 4 (мой день). Данный материал является чрезвычай­но важным для собственного понимания и опредмечивания отрезков времени конкретными действиями ребенка. Допол­нительно на изображении листа 4 присутствуют соответствую­щие названиям времени суток — трапезы. Работу с материа­лом листа целесообразно начинать с анализа временного распо­рядка дня ребенка. Для этого анализируется, что ребенок обычно делает в первую очередь после того, как он проснулся, что де­лает после этого и так далее.

67

Примечание. Именно момент просыпания или вставания (в зависимости от конкретной ситуации и мнения ребенка) яв­ляется началом утра для ребенка и разделяет ночь и утро, являясь, тем самым, субъективным началом суточного цик­ла. Именно это и показывает выходящая за пределы суточно­го круга верхняя черта.

После этого анализируется представленный на суточном круге распорядок утра. При этом делается акцент на тот «ку­сок» времени (часть окружности), который заняло то или иное занятие (дело). Например: Утро начинается с того, что я долго встаю, потом умываюсь, после этого одеваюсь и т. п. (в соответствии с выделенными на плакате делами). Необходимо, чтобы каждый ребенок рассказал, как он про­водит утро своего выходного дня, а взрослый как бы зафик­сировал это (движением руки) на секторах круга. Для этого молено прикрепить магнитом соответствующий, разделенный на пустые сектора кусок, и от руки прописывать занятия ребенка. При этом схематичным образом (стрелкой) дается четкое направление хода времени. Со зрительной опорой на подобную схему у ребенка формируется понятия раньше, позже, соответственно — до и после на конкретном материа­ле распорядка дня.

Примерные задания:

Ваня завтракал до или после того, как умывался? Что Маша делала перед тем, как идти гулять? Когда Сережа смотрел телевизор: перед тем, как завтракать или ... ?Что Ваня делал раньше (позже) гулял или смотрел телеви­зор? Какое время суток бывает между утром и вечером? Ка­кое время суток бывает между вечером и утром? И т. п.

Хорошо, если после того, как каждый ребенок рассказал о том, как у него проходит утро выходного дня, дети начинают сами задавать аналогичные вопросы, вводя тем самым в речь и используя пространственно-временные конструкции.

Варианты фронтальных контрольных заданий для этого этапа работы приведены в Приложении 1.

Лист 5 (времена года). Работа с изображением «круглого года» начинается с того, что взрослый обращает внимание де­тей на то., что в году бывает четыре одинаковых по длительно­сти времени года; на листе это изображено, соответственно, белым (зима); зеленым (весна); желтым (лето); оранжево-коричневым (осень). Одновременно с этим на рисунке стрел­кой показан «ход» времени. Обращается внимание детей на то, что время может «идти» только в одном направлении и после весны всегда может наступить только лето, а перед зимой все­гда бывает осень. На плакате начало годового цикла (выдающа­яся вверх метка) приходится на переход от лета к осени. С одной стороны, это очень понятно детям, поскольку учебный год всегда начинается с первого сентября, с другой — это опре­делено культурологически (до Петровской эпохи Новый год на Руси начинался именно с сентября). В это же время имеет смысл сказать детям, что отсчет года может быть начат с любого времени года. Это хорошо отражено в следующих коротеньких детских стишках:

Осень, зима, весна, лето Спасибо, круглый год, за это.

Зима, весна, лето, осень Новый Год придти мы просим.

Весна, лето, осень, зима Год завершился, всем нам Ура!

Лето, осень, зима, весна Дикие кошки снова без сна.

Однако проводить отработку заданий типа: Какое время года перед или после какого!— имеет смысл на данной схеме имен­но в последовательности, изображенной на листе 5.

Вначале отрабатывается последовательность времен года. Как и в случае с временем суток (лист 3), время года, наступаю­щее после какого-либо — находится следующим «по ходу» стрел­ки, а время года, которое бывает перед каким-либо, соответствен­но, — «против хода» стрелки вектора направления времени.


68

69

Здесь возможны задания и игры следующего типа:

Какое время года наступает после ...? Какое время года бывает перед ...? Перед каким временем года бывает ...? После какого времени года наступает ...? Я задумал время года. Оно

перед (после) Какое время года я задумал? Какое время

года между зимой и летом? Какое время года между летом и зимой?

Как и во всей предыдущей работе, дети должны научить­ся не только отвечать на эти вопросы, анализируя прямую, обратную и «вразбивку» последовательность времен, но и фор­мулировать подобные вопросы самим, работая в парах, малых группах.

Возможна игра следующего типа: ребенок описывает ха­рактерные приметы того или иного времени года, не называя его, а другие дети определяют «положение» этого времени года относительно его «соседей». Возможно и наоборот: зада­ется время года без его названия (например, время года, перед которым бывает осень) — другие же дети, соответственно, дают описание характерных признаков этого времени года. С детьми дошкольного возраста полезно до или после описания характерных признаков дать название узнаваемого времени года.

Лист 6 (месяцы года). Надо сразу отметить, что с детьми дошкольного возраста последовательность «Месяцы года» не отрабатывается вплоть до 6,5-7-летнего возраста. Хотя данный материал присутствует в образовательной программе дошколь­ного учреждения, с нашей точки зрения, в более раннем возра­сте (т. е. до 6-6,5 лет) этот материал является слишком гро­моздким, и дети, чаще всего, осваивают его лишь на уровне механического запоминания. Следует отметить, что для совре­менной детской популяции специфично, что и времена года запоминаются механически без чувственного понимания их пос­ледовательности, а часто и без соотнесения с характерными признаками. Именно поэтому прежде чем вводить в работу по­нятие месяцы года, необходимо, чтобы дети на уровне образов,

70

то есть без опоры на дидактические материалы, «в,уме.»., сво­бодно ориентировались во временах года.

На данной схеме год начинается с зимы, поэтому, если в этом есть необходимость, можно вернуться к тому, что «от­счет» начала года может быть с любого его времени.

Внимание детей обращается на то, что каждое время года, название которого на листе обозначено снаружи круга, делится на три равные части, поскольку каждое время года состоит из трех месяцев, каждый из которых, в свою очередь, имеет свое собственное название. После этого необходима отработка пря­мой и обратной последовательности месяцев каждого времени года и года в целом аналогично тому, как это отрабатывалось с временами суток и временами года (см. рекомендации к лис­там 3 и 5).

Так зима, соответственно, начинается с декабря — он пер­вый месяц зимы, за ним следует январь — он второй, потом — февраль — он третий. Обычно двух-трех занятий бывает дос­таточно, чтобы проанализировать последовательность месяцев года и место каждого из них в рамках его времен. Например: апрель — второй месяц весны. Перед ним бывает .... После третьего месяца лета наступает... Какой это месяц, к како­му времени года он относится? Какой месяц является пер­вым месяцем зимы? Какой месяц является последним меся­цем весны?

Следует отметить, что прежде, чем отвечать на такие до­вольно трудные вопросы, дети должны «почувствовать» и за­помнить последовательность месяцев в каждом времени года. Иногда бывает удобно в течение одного занятия «брать» лишь одно время года.

На листе 6 в центре схемы-круга отдельно показана нуме­рация месяцев в календарном году. После того, как детьми прочно освоены предыдущие временные представления, необ­ходимо обратить внимание детей на то, что календарный год (то есть год по календарю) начинается с января, то есть со вто­рого месяца зимы. Этот момент (начало календарного года) от­мечен на схеме выходящей за пределы годового круга меткой на границе декабря и января. То есть, с одной стороны, месяцы

71

имеют свой порядок наступления в течение конкретного вре­мени года, но по календарю их «отсчет» начинается с января. Таким образом, например, третий месяц календарного года — это март, но он же является первым месяцем весны. Здесь важно, чтобы подаваемая информация не была излишней для ребенка. То есть календарная последовательность месяцев года и их порядок может быть адекватно усвоен детьми только в том случае, если эта информация не накладывается на «сы­рые» представления о месяцах времен года и их последова­тельности.

В качестве контрольного материала может выступать ана­лиз прочитанных текстов или речевых конструкций, содержа­щих определенную последовательность событий, или «собы­тийно-временной» анализ серии последовательных сюжетных картин.

Параллельно отрабатывается понимание сложных времен­ных конструкций и возможность актуализации сложных про­странственно-временных конструкций в речи ребенка. Фрон­тальное проверочное задание удобно представить в виде инди­видуального бланка, заполняемого ребенком (здесь и далее приведены образцы бланковых контрольных работ).

Игры: «Я задумал месяц», «Мой день рождения», «Кто стар­ше», «Братья месяцы» и т. п.

"Лист 7 (дни недели). Как видно из схемы на листе 7, неде­ля в предлагаемой дидактике может быть представлена в виде круга. При этом недельный цикл, как это и принято в нашей культуре, начинается с понедельника. Цветовое оформление схемы выделяет, соответственно, традиционные рабочие и вы­ходные дни. Название дней недели полностью приведены на соответствующих секторах круга, однако в последующем име­ет смысл обучать детей навыку пользования сокращенными названиями дней недели. Для этих задач удобно использовать и лист 8, на котором напротив названия каждого дня недели приведено его конвенциональное сокращение. Вначале обра­щается внимание детей на то, что дни недели идут друг за

72

другом в определенной последовательности, которую отражает и «ход» стрелки— «вектора» времени. После этого идет уже хорошо освоенная детьми работа по определению того, какой день недели бывает после какого? ... перед каким?

Для лучшего, более эмоционального закрепления последо­вательности дней недели можно использовать подобного типа стишки:

В ПОНЕДЕЛЬНИК я стирала, Пол во ВТОРНИК подметала, В СРЕДУ я пекла калач А в ЧЕТВЕРГ искала мяч. В ПЯТНИЦУ посуду мыла, А в СУББОТУ торт купила. Всех друзей на день рожденья Позвала я в ВОСКРЕСЕНЬЕ.

Здесь возможны задания и игры по типу поиска временн­ого «места» любого из дней недели. Например: Вторник меж­ду понедельником и средой (но никак не между средой и поне­дельником). Вторник перед средой. Вторник после понедель­ника.

Игры: «Я задумал день недели», «Когда у меня праздник», «День покупок», «Школьная экскурсия». Суть этой игры зак­лючается в том, чтобы дети определяли, в какой день недели тот или иной класс поехал в музей: «Ученики 1А класса поеха­ли в музей в среду. 1Б на два дня раньше, а — на следую­щий день после 1А. В какие дни недели дети всех первых классов учились?» Точйо так же к этой веселой задачке может быть поставлено несколько тематических вопросов.

Работа с этим листом представляется нам наиболее удоб­ной для овладения и закрепления через «чувственную ткань» (через действия, эмоции, значимые события) таких известных понятий, как вчера завтра относительно сегодня. И, соот­ветственно, позавчера и послезавтра — относительно вчера, завтра и сегодня. Эти понятия удобнее всего соотносить с дня-

73

ми недели по предлагаемой схеме в соответствии с «ходом» стрелки — вектора времени. Для этого удобно дополнительно к схеме листа 7 сделать небольшой сектор, на котором уже изображено слово сегодня. Соответственно, у специалиста су­ществуют и такие же узкие сектора с названиями завтра, пос­лезавтра, вчера, позавчера. Эти сектора (лучше, чтобы они были одного размера) удобно в этот период работы прикрепить к центру круга, как часовые стрелки.

На эту же тему могут быть предложены и пропедевтиче­ские задачи, которые, в конечном итоге, помогают понять смысл задач на «скорость, время, расстояние». Здесь и далее приведе­ны их образцы:

Мальчики начали клеить модель самолета одновременно, Саша закончил работу в среду, а Сережа на день позже. Кто из мальчиков работал медленнее? Когда закончил клеить модель Сережа?

Ниф-Ниф начал строить домик в среду, а Наф-Наф на два дня раньше. Домики Ниф-Нифа и Наф-Нафа были готовы в субботу. Сколько дней строил дом Наф-Наф? В какой день недели он начал строить свой дом?

Маша и Света готовились к карнавалу. Маша начала де­лать маску к карнавальному костюму сегодня, а Света еще вчера. Маски будут готовы завтра в четверг. Сколько дней делала маску каждая девочка и в какой день недели каждая из них начала свою работу.

Листы 8, 9 (календарь и школьный дневник). Как уже от­мечалось, использование этого плаката удобно уже в самом начале работы с «неделей» для запоминания как правильного написания дней недели, так и принятых традиционных сокра­щений. Однако, на этом работа с плакатом не заканчивается. Позже, когда детьми освоена не только прямая последователь­ность дней недели, но и их «взаимоположение» в течение са­мой недели (пространство времени), необходим переход от кру-

74

говой схемы недельного цикла к более традиционному, приня­тому в нашей культуре расположению дней недели «столбцом» (лист 8) и расположению дней недели в школьном дневнике (лист 9). Именно с этим видом учебной «документации» ребен­ку придется сталкиваться на протяжении всей школьной жиз­ни и после нее. Как показывает опыт, практически всех взрос­лых наших соотечественников образ недели в виде школьного дневника сопровождает всю их жизнь, представляя отражение своеобразной психической травмы.

Таким же образом, как и при работе с круговой неделей, с помощью изображений листов 8, 9 формулируются вопросы и задания, направленные на установление «места» того или ино­го дня недели и его «соседей». Задания, которые можно пред­ложить детям, абсолютно аналогичны заданиям к листу 7. Ос­новная сложность в том, что в листе 8 не существует (как в круговом изображении) плавного перехода от воскресенья к по­недельнику и, соответственно, на листе 9 таких «разрывов» два: среда четверг; воскресенье понедельник.

Сложности, возникающие при таком представлении неде­ли, могут быть нивелированы с помощью оригинальных игр, которые дополнительно могут способствовать овладению ребен­ком различными понятийными категориями (понятийными «полями»). Например, для такой категории как одежда может быть предложена следующая схема игры с использованием листов 7 и 9:

Жила была рубашка. Она очень любила ходить в гости. (Далее напротив каждого из дней недели рисуется или при­крепляется изображение того или иного вида одежды.)

В понедельник она ходила в гости к юбке, во вторник к брюкам, в среду к свитеру, в четверг к спортивному костюму, в пятницу к зимней куртке, в субботу к «во­долазке», а в воскресенье навещала сестричек: маечку и фут­болку.

Детям задаются самые разнообразные вопросы. Например: У кого была в гостях рубашка вчера, если сегодня она в гос-

.75

тях у Юбки? Или: Какой день недели будет завтра, если се­годня рубашка навещает своих сестричек?

Взрослый должен на плакате показать детям (движением руки) переход от воскресенья к понедельнику (а на листе 9, соответственно, и от среды к четвергу). Впоследствии, безус­ловно, дети сами должны как формулировать подобные вопро­сы, так и придумывать подобные игры самостоятельно.

Лист 10 (циферблат). На плакате разными цветами отмече­ны различные временные интервалы. Вначале следует обра­тить внимание детей на то, что полный круг минутная стрелка проходит за один час, четверть круга — соответствует четвер­ти часа (кусок дуги красного цвета), а кусок окружности, со­ставляющий половину круга, соответствует получасу (кусок дуги зеленого цвета). Далее в соответствии с программой по ознакомлению с окружающим миром (для каждой параллели она своя) даются представления, например, о том, что интер­вал между цифрами составляет 5 минут, а часовая стрелка за один час проходит отрезок между двумя соседними цифрами. Таким образом, внимание детей акцентируется на том, что дли­тельность отрезков времени соотносится с величиной части ок­ружности циферблата. Так, если: Кира и Надя гуляли с трех до пяти часов дня, а Петя и Кирилл с двух до пяти, то можно по длине дуги окружности циферблата между тремя и пятью и двумя и пятью, соответственно, определить, кто гулял дольше.

После того, как дети осваивают подобный «образ», «спо­соб» восприятия и анализа длительности временных интерва­лов, возможна работа с собственно задачами на время. Здесь возможна прямая аналогия с заданиями, предлагаемыми в ра­боте с листом 4 по отношению к тем или иным событиям дня, привязанным к конкретному времени на часах — что было раньше, что позже, что до ..., что после ..., то есть что про­изошло вначале, что потом.

Такие задачи можно давать в виде фронтальных конт­рольных работ (Приложение 1) без опоры на схему циферблата, когда материал уже освоен детьми.

76

В последнюю очередь, если это не противоречит соответ-ствующему разделу программы по ознакомлению с окружаю­щим миром, отрабатывается узнавание времени на всем ци­ферблате с соотнесением этого времени с изображением на стант дартных электронных часах.

Пространство речи и языка (Серия 5)

Материалы этой серии помогут решить задачу дальнейшего развития грамматически правильной развернутой и богатой речи детей с использованием всех освоенных ранее пространствен­ных и пространственно-временных представлений.

В заданиях этой серии делается упор на анализ и возмож­ности использования в речи сравнительных степеней прила­гательных, подборе антонимов, составлении развернутых фраз и коротких рассказов с использованием различных простран­ственных представлений. Именно овладение подобным «пространством качества», умение четко обозначить относи­тельные характеристики предметов, соотнести и противопос­тавить эти характеристики друг с другом позволяет ребенку получить возможность использовать их непосредственно в своей жизни и речи, определяя тем самым свое отношение к окружающему миру, включая и эмоциональные взаимоотно­шения в целом.

Целесообразно начинать занятия с использования в зада­ниях наиболее простых, уже знакомых и освоенных детьми представлений о величине, высоте, ширине, объеме — закан­чивая такими значительно более абстрактными представлени­ями как вес, чистота, возраст и т. п.

. Так на листе 1 представлены изображения различных по величине (мячи) и высоте (фонари) предметов. Предметы рас­полагаются по горизонтали от наименьшего (по какому-либо взятому качеству) к наибольшему. Удобно, если под изображе­ниями каждого предмета стоит его номер (1, 2, 3 и 4 соответ­ственно).

77

Детям предлагают рассмотреть картинки и обратить вни­мание на то, что слева расположен маленький мяч, он может быть пронумерован как мяч № 1, тогда о мяче № 2 можно ска­зать, что он чуть больше, чем мяч № 1, а третий мяч еще боль-ше, чем второй. Тогда четвертый мяч оказывается просто боль­шим или самым большим по отношению ко всем остальным. Далее дети самостоятельно или с помощью взрослого приходят к тому, что слова маленький и большой — противоположны по смыслу.

Для закрепления предыдущего материала удобно сопоста­вить эти представления о величине с уже хорошо известными детям представлениями о «дальности» — тогда получится, что второй мяч находится ближе всего к первому, а четвертый — дальше всего от первого. Получается, что и слова ближе дальше противоположны по смыслу. Таким образом выстраи­вается как бы «линейка» качества, то есть постепенное увели­чение или убывание какой-либо характеристики или качества объектов, изображенных на листе.

Понятно, что можно говорить об увеличении каждого пос­ледующего мяча в изображенном ряду, если мы рассматрива­ем изображения слева направо, — но можно говорить и об умень­шении этих предметов, если мы начнем их анализировать от­носительно самого правого, то есть самого большого.

После того, как дети могут сами рассказать о размере того или иного мяча (если обсуждается признак размера) или фо­наря (если анализируется относительная высота предметов) чрезвычайно важно, чтобы они сами придумывали предложе­ния с такими речевыми конструкциями. Для начала взрос­лый может дать пример таких предложений: «У Саши был маленький мяч, а для игры ему нужен был мяч побольше»; «Папа купил Оле большой мяч и еще два мяча поменьше, и совсем маленький»; «Большой мяч и мяч чуть поменьше не влезали в коробку, а еще меньше и совсем маленький — лег­ко в ней помещались». Дальше возможна собственно рече­вая работа, основной задачей которой будет анализ различ­ных по размеру или по высоте предметов, изображенных на листе 1.

78

Задания, касающиеся сравнения предметов по высоте, пред­лагаются детям, если используются изображения фонарей (лист 1).

Примеры предметов, различающихся по длине (юбки) и по ширине (ручейки), изображены на листе 2.

Методика работы с этими материалами, по своей структуре и последовательности, полностью аналогична предыдущим.

Однако, при работе с этими «качествами» очень полезно бывает подключение к работе различных сенсорных ощуще­ний. Например, на определенной стадии работы с материалом можно задавать вопросы по типу: «В какой юбке девочке будет теплее всего?»; «В какой холоднее всего?»; «Какая юбка боль­ше всего подойдет маленькой девочке, а какая взрослой женщине?». В этих случаях происходит как бы подключение «пространств качеств» других модальностей, создавая тем са­мым своеобразные межмодальные интеграции. Особенностью рассматриваемых на первом и втором листах качеств является то, что они не имеют многозначного понимания.

На листе 3 изображены предметы, которые можно сравнить по толщине (кирпичная стена) и объему/весу (яблоки на ве­сах). Подобные качества уже не имеют такой строгой однознач­ности, как предыдущие. Так толщина может пониматься как чисто пространственный признак (качество) какого-либо пред­мета, так и отражающий другой, связанный с этой, характери­стикой признак (см. лист 4) — толщина как возраст дерева. В работе с признаком толщины удобно сопоставлять два ряда этих изображений. Так же как и в работе с листом 2, удобно «привя­зывать» к различной толщине такой показатель (качество) как прочность. Хорошо понятно, что стена из 2-х кирпичей менее крепкая, чем стена из 6-ти. Помимо этого, сами кирпичные постройки различаются еще и по своей высоте, что позволяет актуализировать у детей дополнительный объем речевых кон­струкций (связной речи), поскольку дети имеют возможностью этом случае описывать оба или даже все три качества одновре­менно (толщину, высоту, прочность).

79

/

На первых этапах работы с этим качеством объем изобра­жаемых на весах яблок пропорционален их весу, что следует оговаривать в работе с детьми отдельно, поскольку параметр объема в реальной жизни далеко не всегда прямо пропорциона­лен параметру веса. Хорошо известна детская загадка: «Что тяжелее — килограмм ваты или килограмм железа?». Хоро­шо, если дети, анализируя количество яблок на крайне правом изображении, оценивают их как большую тяжесть и могут пан­томимически изобразить различие между тяжестью (весом) количества яблок на крайне левом (первом) и последнем (край­не правом) изображении. Работа над этим качеством (вес, объем) предполагает использование любых окружающих объектов для анализа и составления соответствующих сложных сравнитель­ных речевых конструкций.

На листе 4 изображены объекты, которые молено анализи­ровать с точки зрения их возраста (деревья) и степени напол­ненности (стаканы с жидкостью). Здесь предлагаются схожие с предыдущими по своему смыслу задания.

Для лучшего осознания понятия возраста на примере дере­вьев удобно бывает нарисовать на доске под изображением са­мого дерева — срез ствола этого дерева (пенек). На срезе — соответствующее возрасту дерева число годичных колец. Под изображением самого тонкого дерева — срез с минимальным количеством колец (два-три). Под изображением самого старо­го — с максимальным. Тем самым понятие возраста «перево­дится» из временн2ого субъективного непосредственно «в плос­кость» физического пространства. То есть мы получаем изобра­жение различного возраста деревьев посредством увеличения числа нарисованных годичных колец на срезе.

Анализируя изображения стаканов с различной степенью наполненности жидкостью, дети уже «подходят» к использо­ванию более абстрактных и субъективно «окрашенных» пред­ставлений. Подобный субъективизм достаточно хорошо иллю­стрируется анекдотом о пессимисте и оптимисте, которые при виде одного и того же стакана с жидкостью имеют принципи-

80

ально противоположные суждения о степени его наполненное- ■ ти: пессимист считает, что стакан «полупуст», а оптимист — что он «наполовину полон». Таким образом, происходит посте­пенный переход от анализа и сопоставления качеств, которые можно оценить объективно (высота, размер, длина и т. п.), к качествам, которые включают все больший и больший субъек­тивизм при их оценке.

Поскольку жидкость в стаканах изображена различным цветом, уже на этом этапе работы возможно обращение к такой исключительно субъективной оценке цвета, как «нравится боль­ше всего» — «нравится меньше всего». Для этих же целей можно обозначить цвет как сок тех или иных фруктов и анали­зировать эти свойства (вкус того или иного сока) в «линейке качества»: «очень люблю» — «ненавижу».

Очевидно, что и при анализе изображений третьего и чет­вертого листов сопоставляются «крайние позиции» качеств, которые образуют пары антонимов.

На листе 5 изображены предметы, которые можно анализи­ровать по степени их чистоты/испачканности (футболки) и ярко­сти/тусклости (свечи с разной толщиной фитиля и, соответствен­но, яркостью). Здесь работа идет уже над оценкой исключительно абстрактных качеств и характеристик, которые в обыденной жизни не могут быть оценены с объективной точки зрения.

Как и при работе с другими изображениями, вначале дети называют всю «линейку» этого качества, придумывают соот­ветствующие фразы или рассказы (см. выше). Лишь затем мож­но переходить к анализу и оценке того, что находится на них самих и вокруг них.

Например: «Средняя часть доски самая грязная, верх­ний правый угол самый чистый, а верхний и нижний левые углы чище, чем середина доски, но грязнее, чем верхний пра­вый угол».

Понятно, что такой анализ пространства доски возможен только в том случае, если дети в достаточной степени овладели всеми предыдущими «уровнями» пространственных представ­лений. Подобный «высший пилотаж» вполне возможен.

4 Методика формирования 81

При анализе самих себя с точки зрения чистоты или испач канности учитель должен учить детей определенной этике от ношений, что вполне возможно на данном этапе работы, по­скольку: «Сказав, что у Маши футболка не совсем чистая, мы можем обидеть Машу. В то же время, сказав, что ее футболка почти не испачкана, мы ее не обидим». В данном случае оче­видно, что речь будет идти об одной и той же футболке.

Точно в таком же ключе анализируется и изображение све­чей с различной яркостью, оцениваются и, что более важно, сравниваются субъективные ощущения. Если дети уже спо­собны Понять переносный смысл слова «яркость», можно по­пытаться оценить те или иные события дня (для каждого ре­бенка они будут более или менее эмоционально окрашены) с точки зрения их «яркости». С психотерапевтической точки зрения крайне важно, чтобы при работе с такого типа задания­ми и качествами мог высказаться и «проявил» свое субъектив­ное отношение каждый из детей группы.

■ Материалы листа 6 ориентированы на работу с «простран­ством» эмоциональных и нравственных качеств и свойств (доб­рый-злой, веселый-грустный ).

Подобная оценка тех или иных качеств персонажей или событий с нашей точки зрения оказывается крайне необходи­мой для развития сложных эмоциональных дифференцировок и является как бы базой для формирования взаимоотношений между детьми в группе и возможностей анализа эмоциональ­ных отношений.

Именно это и позволит в дальнейшем наиболее адекватно выстраивать пространство межличностных отношений.

Работа с этими материалами строится в том же «ключе», что и с другими качествами. В данном случае можно опираться не только на конкретные изображения лиц с различными эмо­циями и степенью их выраженности, но возможна и работа с самыми разнообразными личностными и эмоциональными ка­чествами литературных и сказочных героев. Чрезвычайно важ­но вести обсуждение героев тех сказок и произведений, кото­рые хорошо известны детям или включены в программный материал по чтению и т. п.

82

Например, «Кто самый веселый: Буратино, Пьеро, Малъ-вина или пудель Артемон?» «Кто добрее (кто самый злой) в сказке «Конек-Горбунок?» и т. п.

Чрезвычайно важно, чтобы дети не только могли связно ответить на эти вопросы, «выстроив» тем самым «линейку» эмоциональных (нравственных) качеств, но и могли бы поспо­рить, доказать свою точку зрения друг другу и взрослым. Взрос­лый, в свою очередь, обязан уметь примирить, согласовать мне­ния детей, тем самым в полном объеме реализовать принцип воспитания толерантности, обеспечить адекватное нравствен­ное и этическое развитие детей.

Далее, в зависимости от возраста детей и задач, поставлен­ных психологом, возможно продолжение работы с лингвисти­ческими конструкциями. Она проводится уже на уровне ана­лиза более или менее сложных текстов, их понимания, а в последующем и составления рассказов, сказок и историй, как совместно (каждый ребенок добавляет одно предложение с ис­пользованием тех или иных «ключевых» слов и понятий), так

и самостоятельно.

При работе с материалами серии можно предлагать для читающих и пишущих детей контрольные задания, примеры которых приведены в Приложении 1.

В конце всего курса обучения проводятся одно или несколь­ко итоговых занятий. Они посвящены играм, в которых акту­ализируется весь материал по формированию пространствен­ных представлений, повторяются наиболее понравившиеся детям упражнения и задания.




Приложение 1

Контрольные работы для оценки эффективности сформированное™ пространственных представлений на этапе

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ ПО ФПП (1 КЛАСС)

Класс Ф. И. Дата

1. Подчеркни, какие предметы находятся верти­
кально:

стол, дерево, окно, подоконник, зеркало.

2. Подчеркни, какие предметы находятся гори­
зонтально:

башня, парта, доска, торшер, стол.

3. Подчеркни правильный ответ:

А) Треугольник — (выше, ниже), чем квадрат.

Б) Квадрат —: (между, под, над) треуголь­ником.

4. Подчеркни правильный ответ:

A) Квадрат — (ближе, дальше, выше),
чем круг.

Б) Ромб — (перед, за, выше) кругом.




84


B) Круг — (перед, за, между) ромбом.

5. Подчеркни правильный ответ:

А) Круг — (слева, справа) от треугольника. Б) Треугольник (левее, правее), чем ромб.



6. Подчеркни правильный ответ:

Что раньше: утро или вечер? (Вечер, утро.) После утра наступает (вечер, день). Перед ночью бывает (день, вечер). После зимы наступит (лето, весна). Перед осенью — (зима, лето).

7. Напиши правильный ответ:

После воскресенья наступит —

Перед средой бывает — :

8. Подчеркни правильный ответ:
День (короче, длиннее), чем час.
Неделя (длиннее, короче), чем месяц.
В неделе: 3,12, 7, 4 дня.

В году— 3, 12, 7, 4 времени года.

9. Соедини линией пары слов, противоположных
по смыслу:

Медленный Уродливый

Высокий Чистый

Красивый Быстрый

Грязный Широкий

Толстый Низкий

Узкий Тонкий •

85

Прочитай:

Убежало молоко.

Что произошло раньше: оно убежало или его

поставили на плиту?

(Подчеркни правильный ответ.)

Упало червивое яблоко.

Что произошло позже: зацвела яблоня или в

яблоке завелся червь?

(Подчеркни правильный ответ.)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Класс Ф. И. Дата

Прочитай текст. Вставь нужные слова в текст по смыслу: под, сначала, на, перед, за, потом, вечером, по, в, сверху, завтра.

Уборка

В комнате был ужасный беспорядок. Подушки
лежали полу, ними ока­
зались покрывала. этой грудой вещей

виднелись игрушки, а ней — ящики с

посудой.

Маша долго стояла этим зрелищем

и не знала, с чего начать. То ли поло­
жить все своим местам, а

подмести, то ли просто собрать и вынести все

дверь, в коридор.

Она принесла пылесос и начала убирать вещи.

Белье положила полку, подушки —

шкаф, а покрывала она расстелила

кроватей.

этого Mania стала пылесосить. Она

водила пылесосом и кроватью, и

шкафом, и ковру.

Когда мама пришла с работы,

комнатах был полный порядок. Мама

очень обрадовалась и сказала: «Ты, Машенька ум­
ница! Вот было бы здорово, если бы и

ты так все убрала».


86

87

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Класс Ф. И. Дата

Задание: впиши подходящие слова (предлоги) в рассказ.

Ёлка Буратино

Перед Новым Годом папа Карло подарил Бура­тино билет на ёлку. Буратино спрятал билет и за­помнил, что должен быть на празднике во вторник.

день до праздника, то есть в

Буратино стал искать билет. Он помнил, что спря­
тал его то ли полку, то ли полку,

то ли полку, совсем устав, Буратино

нашел билет полке.

Праздник должен был проходить в огромном

зале. В зала стояли ряды кресел, а ______

креслами была сцена. В самом сцены сто­
яла красивая нарядная ёлка. Во вторник с утра, то
есть понедельника Буратино сидел в шес­
том ряду и ждал начала представления. Его огор­
чало то, что было плохо видно сцену, так как
ним сидела дама в большой hi ляпе.

и от Буратино сидели наряд­
ные дети. Никогда Буратино не видел та­
кого представления.

Прямо детьми фокусник показывал

фокусы, ёлки танцевали бабочки и кузне­
чики, ёлкой, в глубине сцены как метель

кружилось разноцветное конфетти. Праздник за­
кончился поздно .

А следующего дня, еще не встав с по­
стели, Буратино рассказывал своим друзьям по те­
лефону, как хорошо было на ёлке.

Нужные слова: понедельник, под, на, перед, за, середине, после, слева, вокруг, раньше, утром, вче­ра, вечером, справа, центре.


88

89

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФПП (1 КЛАСС) ТЕМА: «ВРЕМЯ»

Класс Ф. И. Дата

1. Расположи время суток в правильном порядке (под­
пиши цифры):

ДЕНЬ ВЕЧЕР УТРО НОЧЬ

( ) ' ( ) ( ) ( )

2. Расположи времена года в правильном поряд­
ке:

ВЕСНА —В.

ОСЕНЬ —О.

ЗИМА— 3.

ЛЕТО —Л. ,

3. Правильно соедини линиями между собой пары
слов:

ВЕЧЕРОМ ОБЕД

УТРОМ УЖИН

ДНЕМ ЗАВТРАК

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

■ Класс Ф. И. Дата

1. Сережа ходит на плавание по вторникам и чет­вергам, а по субботам и средам он ходит на рисо­вание. Какие дни недели у Сережи свободны?

  1. День перед пятницей — это

  2. После среды наступает

  3. Перед каким днем недели бывает вторник?




  1. После какого дня недели наступит понедель­ник? _

  2. Если сегодня среда, то какой день недели бу­дет послезавтра?

  3. Если сегодня четверг — какой день недели был вчера?

  4. Если сегодня понедельник — какой день неде­ли был позавчера?

  5. Если позавчера был вторник, какой день неде­ли сегодня?

  6. Если послезавтра будет понедельник, какой день недели сегодня?

  7. Если вчера была пятница, какой день недели будет завтра?

  8. Если завтра будет четверг, то какой день неде- . ли был вчера?


90

91

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей