Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Семаго Методика формирования пространственных представлений. А. М. Драгового Семаго, Н. Я. Сзо


НазваниеА. М. Драгового Семаго, Н. Я. Сзо
АнкорСемаго Методика формирования пространственных представлений.doc
Дата21.10.2017
Размер0.52 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСемаго Методика формирования пространственных представлений.doc
ТипДокументы
#29539
страница3 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6
Раздел II •

Формирование квазипространственных

представлений

Пространственные представления в речи

(Серия 3)

В данной серии предполагается работа над вербальным ана­лизом «целостного» представления о пространстве, над возмож­ностью четкого анализа как его координатных характеристик {верх, низ, впереди, сзади, справа, слева), так и метрических его характеристик (выше чем, ниже чем, дальше чем, левее чем и т. п.). Подобная оценка целостного пространства становится возможной лишь при условии достаточно сформированных ба­зовых пространственных представлений, которые отрабатыва­лись с опорой на материалы, представленные в первой и вто­рой сериях данного пособия.

Кроме того, при использовании дидактического материала предлагаемой серии возможно формирование у детей умения четко описать «адрес» расположения того или иного объекта в целостном пространстве или в каком-либо конкретном месте, используя для этого весь наработанный ранее лексический за­пас: над, под, за, перед, слева от, справа от и т. п. Материалы этой серии помогут ввести и закрепить осваиваемые представ­ления о взаиморасположении объектов в трехмерном простран­стве в собственную экспрессивную речь и, что наиболее важно для современных детей, — в речь диалогическую.

Предлагаемые материалы дают возможность проведения групповых игр, собственного и взаимного контроля, интересны для основной возрастной категории, на которую они ориентиро­ваны (от 6,5 до 8-9 лет).

47

Имеет смысл сказать, что прежде чем приступить к фрон­тальной работе над оценкой пространственного взаиморасполо­жения (координат) той или иной точки на материале реалисти­ческих изображений, необходимо пройти определенный этап проработки возможности подобной оценки в реальном жизнен­ном пространстве. Для этого можно, например, задать задание следующего типа: задумать какой-либо предмет, находящийся в классе (неважно, как далеко от ребенка он расположен), и рассказать всем остальным его местонахождение.

Например: «Я задумала предмет, который находится на левой стене класса за учительским столом, на стороне окна, выше чем азбука цифр, но ниже чем люстра. Или над азбукой цифр и под карнизом. Угадайте, какой предмет я задумала». (Кашпо на стене.)

Следует отметить, что этот период работы чрезвычайно ва­жен, в особенности с детьми дошкольного возраста, когда по­добные занятия проводятся как развивающие, и с детьми, име­ющими выраженную степень несформированности простран­ственных представлений. Более того, в ходе работы по предлагаемой программе дети уже привыкают к логике после­довательного перехода от работы в реальном пространстве и с реальными объектами к изображениям на плакате или доске. Помимо игр типа «Я задумал предмет» в реальном про­странстве класса возможны также игры по типу «Холодно-го­рячо» (спрятанные вещи), «Найди моего друга» — здесь ребе­нок должен описать «адрес» товарища с точки зрения его места в реальном классе (за партой..., в ... ряду, перед ..., справа от ... и т. п.).

На листе 1 изображен стеллаж, вертикально разделенный на две половины: на левой части изображена как бы витрина игрушечного отдела магазина, а на правой части — канцеляр­ского его отдела. Такое разделение оказывается чрезвычайно удобным и даже в процессе работы позволяет помимо решения непосредственных задач формирования развернутого речевого высказывания с использованием определенного лексического материала, решать и мотивационные задачи. Так для дошколь-

48

ников более интересными и привлекательными могут оказать­ся канцелярские принадлежности, а для школьников — иг­рушки.

Основная игра, реализуемая с помощью данного материа­ла — игра «В магазин». Здесь, в соответствии с теорией фор­мирования умственных действий по П. Я. Гальперину, суще­ствуют свои этапы.

Вначале роль продавца удобнее давать кому-либо из детей, а роль покупателя — брать на себя взрослому, поскольку она оказывается значительно более сложной с точки зрения необ­ходимости вербализации собственно пространственных рече­вых конструкций — описания месторасположения того това­ра, который хочется «купить».

Позже «покупателем» может становиться любой из детей, и роль продавца также может брать на себя ребенок. Важно, чтобы при этом дети не только правильно формулировали «зап­рос на покупку», но и правильно представляли себе тот объем и вес, который эта покупка может иметь. Это чрезвычайно важно для формирования межмодального восприятия (межсенсорной интеграции). Так, условно говоря, если покупатель просит про­дать ему «три штуки товара, расположенного на полке под ка­рандашами в самой правой ее части»— т.е. три ручки (лист 1), — он может унести из магазина купленные вещи в ладони. Но если он покупает, скажем, два мяча и две лошадки-качалки, тд без помощи дополнительных средств (сумки, друга или папы) ребенку не справиться. И уходя из подобного мага­зина, он должен показать, как тяжело и неудобно или, наобо­рот, легко и удобно ему нести приобретенные товары «домой». Такая драматизация позволяет, активизируя чувственную па­мять и образы объектов, создавать межмодальные интеграции.

Игра заключается в следующем:

Покупатель, придя в магазин, выполнив при этом все необ­ходимые культурные ритуалы (приветствие продавца, обраще­ние к нему на «Вы» и т. п.), выбирает нужные ему товары, обозначая продавцу лишь четкое место «на витрине», где этот товар находится, и сообщает, сколько экземпляров или штук необходимого товара ему нужно. При этом при неправильном

49

назывании местонахождения нужных ему предметов он полу­чает от продавца, соответственно, не те игрушки или канце­лярские товары, и если его это не устраивает, он должен заново объяснить, где находится нужный ему товар.

Продавец, в свою очередь, должен не только понять, какой именно предмет интересует покупателя, но и рассказать о его разновидностях (например, «у нас есть мячи большие, малень­кие, резиновые, пластмассовые» и т. п.) Когда «покупатель» хочет получить покупку, продавец может изобразить двигатель-но (телесно), на уровне пантомимики, как он будет отдавать данный товар покупателю. Детям как старшего дошкольного, так и младшего школьного возраста чрезвычайно важным ока­зывается не только сам факт покупки, но и факт оплаты необ­ходимого товара. Здесь также специалист должен показать де­тям те социокультуральные эталоны, которые сопровождают процесс покупки как со стороны покупателя, так и со стороны продавца. Таким образом, игра начинает приобретать социаль­но-адаптивное значение.

При этом остальные дети, находящиеся на занятии, высту­пают в роли зрителей и соотносят «правильность» выбранного продавцом предмета. То есть дети контролируют весь процесс покупки. Гибкие правила игры со стороны взрослого (напри­мер, смена покупателя при неправильном определении места товара или назывании самого товара вместо его «адреса») по­зволяют вводить систему «штрафов» и поощрений (как при­мер — дополнительная сумма на покупку). Хорошо, если дети, уже начиная с первого класса, вынуждены просчитывать, хва­тит ли им денег на тот или иной товар при наличии, скажем, фиксированной суммы покупки. Примерный вариант игры:

Покупатель. Добрый день. Я бы хотел у Вас купить игрушки и другие нужные мне вещи. Будьте добры, покажите, пожалуйста, ту игрушку, которая находится на полке под ма­шинками (в данном случае это мягкие игрушки), слева от медведя. И еще самую левую игрушку с верхней полки (боль­шой надувной мяч).

50

Продавец. Здравствуйте-. Сейчас я дам Вам то, что Вы хотите (пантомимически изображает, как он берет с полки тот или иной товар, учитывая его различные характерис­тики вес, объем и т.п.).

Покупатель. Спасибо. Я беру. Сколько это стоит?

Продавец. Это стоит столько-то (называется конкрет­ная сумма) и столько-то.

Покупатель.У меня не хватает денег. Тогда вместо мяча я, пожалуй, куплю книжку. Сколько она стоит?

В этот момент взрослый (в идеале — сами дети) должен заметить ошибку в действиях покупателя. Это может быть ариф­метическая ошибка, если покупатель или продавец ошиблись в подсчетах. Но самое главное, чтобы дети заметили, что вме­сто адреса необходимого товара (его месторасположения — на­пример, на полке под тетрадями), покупатель назвал само на­звание товара. В этот момент любой из детей может либо ука­зать на ошибку, либо сказать правильно, тем самым получая право, например, на получение товара или роль продавца.

Продавец. Пожалуйста. Какая из них Вам нужна: та, что справа, или та, что слева?

Покупатель. Дайте мне, пожалуйста, ту, что находится справа от учебника арифметики, и ту, которая стоит слева от сказок.

Продавец. Возьмите, пожалуйста, книгу со стихами. Она стоит... . Будьте добры оплатите покупки.

С детьми дошкольного возраста такая работа может прово­диться, как уже отмечалось, на реальных предметах — полке с игрушками и предметами в игровой комнате.

Лист 2 (детская комната). На листе в подробностях изобра­жена детская комната. Следует отметить, что работу с данным изображением можно начинать с самого начала, когда ребенок осваивает представления о взаиморасположении объектов по вертикальной оси (см. описание к разделу 2). Тогда это изобра­жение может анализироваться детьми только с позиций выше-

51

ниже, над-под. В дальнейшем, по мере овладения представлени­ями по горизонтальной оси вперед: перед, за, ближе-дальше, бли­же чем, дальше чем, дети могут использовать для анализа этих параметров комнаты, а, соответственно, во время овладения ко­ординатными представлениями право-лево можно анализировать месторасположение вещей в комнате и с этих позиций.

При работе с этим и последующими изображениями серии на предлагаемом этапе овладения материалом основной упор делается на многомерном описании расположении того или иного объекта относительно многих других и по разным пара­метрам. Поэтому большинство мелких предметов в комнате как бы дублировано. Так, например, постройку из кубиков на ковре, с одной стороны, можно описать как ту, которая ближе к правому краю ковра или слева от полки с игрушками и, соот­ветственно, ту, которая левее. Но их точно также можно опи­сать и с точки зрения расположения ближе или дальше, чем мальчик (или мяч, лежащий на ковре, или кошка). Или даже по отношению к кошке, сидящей слева от полок с игрушками, ближе к двери (или перед дверью?). Таким образом, местона­хождение каждого объекта в комнате может быть описано раз­ными способами и, чем полнее будет это «пространственное» описание, тем с большей долей вероятности этот предмет будет «найден» на изображении.

Многозначность и, в связи с этим, потенциальная возмож­ность выбора какого-либо из описаний расположения одного и того же предмета в пространстве и определяет, в конечном счете, один из показателей (факторов) особенности когнитивно­го стиля ребенка.

Пример: ... справа на полке с игрушками; слева от часов; под левым углом картины (как видно на изображении на лис­те 2, — это координаты одной и той же вазы). Подобные вари­анты игр в описании координат — адреса одного и того же пред­мета — получили название «Переводы с русского на русский».

Игры и задания, предлагаемые с данным изображением, предполагают умение ребенка, в первую очередь, понять, где находится предмет, о котором говорит другой человек (в част-

52

1 ности, специалист) и, естественно, научиться с использовани­ем различных словосочетаний самому называть «координаты» того или иного объекта.

После того, как дети научились формальному определению координат местонахождения предметов в двухмерном вариан­те изображения, с четкой структурой вертикального и горизон­тального расположения объектов (лист 1 «Полки в магазине»), им представляется возможность переноса и совершенствова­ния данного анализа в более сложном и уже трехмерном (пер­спективном) варианте изображения. Для этого предлагаются Щ такие варианты игр и игровых заданий.

ИГРА «ЕСЛИ ЭТА КОМНАТА МОЯ»

В этой игре ребенок должен за определенной отрезок вре­
мени (например, 3-5 минут) четко представить и сформулиро-
| вать в речи, что и как он бы изменил (переставил, перенес,
| убрал и т. п.) в комнате, если бы она была его.
[ Например: «То, что стоит ближе всего к нам справа — no-

li ставил бы в самый ближний правый угол» (полка с игрушка­ми переносится в угол). «...А то, что стоит слева от двери в дальнем правом углу комнаты, поставил бы за полкой с игруш­ками» (полка с книгами переставляется между полкой с иг­рушками и дверью — ближе к полкам с игрушками).

ИГРА «МОЕ ЛЮБИМОЕ МЕСТО В КОМНАТЕ»

Каждый ребенок должен описать координаты того места в I комнате или координаты того предмета, которые ему нравятся больше всего. Далее те дети, которые выбрали один и тот же предмет или место, могут объединиться и рассказать осталь­ным, почему это место или предмет им нравится больше всего. Задача учителя заключается в том, чтобы дети услышали, как ' об одном и том же месте (пространственных его характеристи­ках) можно сказать по-разному.

Например: «...Больше всего мне нравится то, что находит-; ся слева от полки с игрушками» (говорит первый ребенок).

53

«... А мне то, что сзади, чуть правее, чем мяч» (второйребе­нок). Как видно из изображения, оба ребенка говорят о кошке.

ИГРА «МЯЧИК ПОТЕРЯЛСЯ»

Игра состоит в том, что дети должны высказать свое пред­положение того, где в комнате может затеряться мячик, есте­ственно, не называя самих предметов, мебели, и т. п., а говоря только об их пространственных характеристиках.

Например: «...Под тем, что находится слева от мальчика и перед секретером» (то есть под кроватью).

При этом в любых групповых играх участвует не только тот ребенок, который в данный момент объясняет, где что на­ходится, но и все остальные дети. Одни из них угадывают и называют предметы, о которых идет речь, другие могут пока­зывать их на изображении, третьи — замечают ошибки в указа­нии координат тех или иных предметов и исправляют допу­щенные ошибки.

Очень полезно, когда после такой проработки «чужой» ком­наты ребенок на следующем занятии способен подробно в ана­логичном «ключе» рассказать об игровой комнате или комнате, в которой он живет. Тема «Комната» является практически одной из первых и наиболее эмоционально значимой для детей данного возраста. Мало кто остается равнодушным, если есть возможность рассказать о своем, тем самым в работе учитыва­ется мотивационно-личностный компонент. Хорошо известно, что дети очень любят рассказывать о своем личном «простран­стве», поскольку, как показывает практика, они редко ходят в гости друг к другу и не имеют возможности похвастаться сво­им «уголком».

Лист 3 (таинственный остров). Одной из Косвенных задач работы над формированием пространственных представлений является работа по расширению словарного запаса и развитию умений использовать развернутый грамматически правильной фразы, пользуясь соответствующим лексическим запасом.

54

Работа с материалами листа'3 также предполагает умение ориентироваться в изображении трехмерного пространства, од­нако лексический запас, который ребенок должен использо­вать, значительно расширяется при работе с данным и следую­щим рисунком и, в то же время, работа над листами 3, 4 суще­ственно менее конкретна и предполагает необходимость включения механизмов воображения.

ИГРА «КЛАД»

Взрослый поначалу сам «придумывает» место, где, с его точки зрения, удобнее всего спрятать клад, и показывает де­тям, каким образом необходимо объяснять его местонахожде­ние (с использованием каких слов, в том числе наречий и пред­логов может проходить «поиск клада»). То есть взрослый, а в дальнейшем кто-либо из детей описывают место (со всеми под­робностями), где они будут искать клад. Другие дети из разных точек нарисованного пространства «прокладывают путь» (в вербальном плане) к месту, где спрятан клад. При этом можно ставить любое количество дополнительных условий (путь дол­жен быть безопасным, «движение» должно быть только пря­мым без «шагов» назад и т. п.). Таким образом, косвенно осу­ществляется работа над произвольным распределением внима­ния и, соответственно, умением удерживать инструкцию.

Другой вариант той же игры предполагает обратную после­довательность: кто-либо из детей рассказывает, откуда и в ка­ком направлении он движется по острову. После объяснения ребенком своего пути другие дети должны определить, где же конечная точка, цель его «движения».

Это же изображение можно использовать и в играх, подроб­но описанных для листа 2.

Игры: «Где бы я мог спрятаться», «Самое страшное мес­то», «Ищем Пятницу»1, «Где живут пираты».

1 При использовании сюжета «Робинзона Крузо» предварительно не­обходимо кратко рассказать детям суть его приключений на острове, и кто такой Пятница, почему его так назвали.

55 .

Важно, чтобы при работе с данными заданиями дети не только понимали и могли найти направление «пути» и конк­ретное место в пространстве острова, но чтобы как можно большее количество детей активно использовало накоплен­ные в процессе предыдущей работы сложные речевые конст­рукции.
1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей