Лист 4 (деревенский пейзаж). Логика построения заданий и игр с этим изображением полностью повторяет предыдущие. Можно предложить такие игры и задания: «По грибы», «Прячемся от дождя», «Долгое путешествие», «Самое красивое место», «Где бы я построил дом?».
При работе как с этим, так и с предыдущим изображением возможно использование различных предметов и изображений на магнитной основе для большей «реалистичности» и повышения игровой мотивации (домик, сундучок, крепость, пират и т. п.).
До начала работы с подобными изображениями чрезвычайно продуктивной для овладения не только пространственными представлениями в их вербальном обозначении, но и для развития произвольных компонентов памяти, внимания является так называемая игра «Кроссворд». Эту игру удобно использовать как на этапе начала овладения двухмерным (плоскостным) пространством (сразу после игр в магазин), так на любом этапе работы — как самостоятельную игру-задание.
Работа с этим заданием особенно необходима в качестве базы для овладения числовым рядом и математическими представлениями.
На доске, а в дальнейшем и в тетради у каждого ребенка рисуется матрица 5x5 клеток с числовым обозначением столбцов и строк (рис. _). На начальном этапе столбцы нумеруются (от одного до пяти) слева направо, а строки, соответственно, сверху вниз. Нумерация столбцов и строк сопровождается изображением соответствующих стрелок (слева-направо и сверху-вниз).
56
Вначале с детьми на изображении матрицы разбирается, что такое столбец, и совместно с детьми столбцы нумеруются от первого к пятому (предполагается, что работа с такого типа заданиями проводится с детьми, умеющими считать до 10 и владеющими чтением простых слов). Далее разбирается, что такое строка, и с левой стороны матрицы пронумеровываются строки. После этого для отработки навыков поиска места «по координатам» взрослый загадывает какое-либо место на матрице (например, «третий столбец — четвертая строка»), а дети на доске или на своих матрицах в тетради каким-либо образом отмечают это место. Возможна также игра «Где живет Антошка» (в качестве Антошки используется лицо рыжего мальчишки из мультфильма на магнитной основе). Рис. 1. Изображение матрицы
Далее дети должны научиться сами называть координаты того места, которое они задумали. При этом особое внимание должно быть уделено тому, что «адрес» какого-либо квадрата
57
матрицы всегда начинается с обозначения столбца и лишь затем соответствующей строки. Тем самым реализуется один из основных законов развития — «закон основной оси»1.
После того, как дети начинают легко справляться с поиском конкретного квадрата, может быть начата сама игра в кроссворд. Пример подобного простого кроссворда представлен на рис. 2.
Для этих задач взрослый заранее в своей матрице прописывает буквы таким образом, чтобы они в направлениях слева-направо, сверху-вниз, по диагонали (берущей свое начало из левого верхнего или нижнего угла) составляли простые частотные слова.
1 Основные законы развития, в том числе «закон основной оси», приведены в книге «Проблемные дети: основы диагностической и коррекци-онной работы психолога». М.: Аркти, 2000.
58
При этом совсем необязательно, чтобы все квадраты матрицы были заняты буквами. Начинать имеет смысл с небольшого количества слов (два-четыре слова).
ИГРА «КРОССВОРД»
Взрослый (а впоследствии и дети, которые сами придумывают слова кроссворда) называет точный адрес буквы, оговорив заранее, что может повторить его не более двух раз и ждет, пока все дети не найдут место буквы в своих «пустографках». Например: «Третий столбец, вторая строчка — буква О». После этого называется адрес другой буквы. Например. «Третий столбец, четвертая строчка — буква Т; второй столбец, вторая строчка — буква У». Причем адреса букв должны даваться в случайном порядке, а не в соответствии с их последовательностью в слове. При этом внимание детей привлекается к направлению стрелок, в соответствии с нумерацией столбцов и строк.
После того как все буквы «нашли» свое место, детям дается задание найти и составить как можно больше слов из тех букв, которые они написали. При этом слова могут быть найдены только по направлениям слева-направо, сверху-вниз, по диагонали.
В этой игре также можно вводить различные мотивацион-ные аспекты: «игра на победителя», «кто быстрее всех найдет слова» и т. п.
На следующем этапе подобная игра может быть усложнена введением и других координат: обозначение столбцов как слева-направо, так и справа-налево; соответственно, строк как сверху вниз, так и снизу вверх (рис. 3). Введение новых координат точно также должно быть проанализировано с детьми и точно также должны быть добавлены соответствующие стрелки-направления.
В этом случае адрес каждой буквы, диктуемой взрослым (логика поиска слов остается прежней), обозначается не только номером столбца и строки, но и направлением, в котором эта нумерация произведена (пример сложного кроссворда содержит в данном случае те же слова, что и в простом). Например:
59
«Второй столбец слева, третья строчка сверху — буква О. Второй столбец справа, вторая строчка снизу — буква О. Пятый столбец справа, третья строчка сверху — буква Р» и т. п.
Рис. 3. Матрица сложного кроссворда
Если детям трудно сразу ориентироваться с буквами в такой сложной по обозначению матрице, то имеет смысл провести уже знакомую игру «Где живет Антошка?» с использованием подобных координат.
Использование предлагаемых на листах 5,6 схематических изображений предлогов имеет свою традицию в отечественной сурдопедагогике и логопедии. Мы используем этот материал для того, чтобы у детей четко закрепилось представление о самостоятельном значении предлога — предлог всегда пишется отдельно от любого другого слова.
60
Дети младшего школьного возраста или не умеющие писать могут применять эти схематические изображения в рисунках-схемах предложений.
Например: схематическое изображение предлога «под» и далее изображение елки и изображение гриба — обозначает предложение «Под елкой — гриб» и т. п.
Данные изображения используются умеющими писать детьми самостоятельно как бы «вместо» предлогов. Например, предложение «Перед домом текла река» будет выглядеть так: схематическое изображение предлога «Перед», далее идет остальной текст «домом текла река».
Как показывает практика, именно такая дополнительная работа с предлогами способствует тому, что дети после подобных упражнений начинают «вычленять» предлог из слитной речи и писать его отдельно в обычном тексте. Эти упражнения способствуют также тому, что дети перестают «разрывать» слова на части (например, слово побежали перестают писать как «побежали»).
Более подробно использование схем предлогов можно найти в источниках, приведенных в рекомендованной литературе.
Пространственно-временные
и математические представления (Серия 4)
Серия направлена на работу над числовыми и временными представлениями. Именно на этом этапе работы формируется общность представлений о количественных пространственно-временных понятиях и их соотношениях. Одновременно происходит закрепление материала предыдущих этапов. «Опредмечивание» числового ряда позволяет на уровне чувственного опыта овладеть математическими представлениями о предыдущем и последующем числе. Точно так же проводится аналогия и отрабатывается понимание того, что число перед каким-либо находится слева от него в числовом ряду, а число после (него) — справа от него в числовом ряду. Также материалы этой серии способствуют пропедевтике трудностей определе-
61
ния разрядности числа, счета с переходом через десяток. На основе этого (представлений о до и после) начинается работа над формированием собственно временных представлений: времени суток, пространстве времени недели, временах года, календарях, часах, происходит работа по предупреждению трудностей решения так называемых «задач на движение». Материалы серии позволяют «опредметить» понятия длительности отрезков времени, величины расстояний.
Безусловно, что в процессе развития ребенка временные представления не формируются строго последовательно за элементарными пространственными представлениями. Уже в возрасте 3,5-4 лет ребенок оперирует понятиями было, будет, вчера, сегодня без соотнесенности последних с конкретным днем. Чаще всего, то что будет потом в этом возрасте обозначается как завтра, а то, что было раньше — было вчера. Хотя ребенок и путает сами эти обозначения — вчера и завтра. Например: «Вчера мы пойдем с мамой в зоопарк». В этом плане очень показательна строка из стихотворения С. Михалкова:
«У меня сегодня кошка родила вчера котят ...».
После 4 лет ребенок начинает более четко соотносить временные представления будущего и прошлого с конкретными словами потом и было раньше. А еще позже понятия вчера и завтра обретают свою конкретную временную «адресность», хотя по-прежнему могут еще путаться. Нельзя не отметить, что в современной педагогике детей достаточно рано начинают обучать и последовательности времен года, и даже месяцев в году. Однако, к сожалению, часто это оказывается преждевременным и, тем более, не «опредмечивается» имеющимся чувственным опытом ребенка.
В логике предлагаемого формирования пространственных представлений начало работы с временными категориями должно опираться на понимание ребенком отношений объектов в горизонтали за, перед. И только с опорой на эти и подобные им представления возможно начало использование предлагаемой дидактики, поскольку работа с материалами данной серии начинается с последовательности изображенных предметов (ведро, шапка, машина, арбуз, гриб, домик, ботинок, заяц, чаш-
62
ка), с соотнесением порядка их изображения. Таким образом, возникает понимание изображенного (нарисованного) раньше изображения и нарисованного позже. В связи с этим прежде чем начать работу с материалами серии (с листом 1) необходимо либо последовательно на глазах у детей продублировать и нарисовать подобные изображения прямо на доске, либо вырезать предлагаемые на листе 1 верхние изображения предметов и по очереди прикреплять их (магнитами и т. п.) к доске строго над написанными на листе 1 цифрами (или же по ходу этого этапа работы писать цифры на доске строго под каждым изображением с указанием стрелки направления слева направо).
На этом же этапе работы происходит закрепление (или овладение) числовым рядом через последовательное изображение тех или иных объектов в определенном направлении (слева — направо) и соответствующее расположение цифр.
При работе с листом 1 все изображения верхнего ряда вырезаются, либо имеется возможность «открывать» поочередно изображения слева-направо. Первым (в крайне левой позиции) прикрепляется (либо открывается на листе) рисунок ведра, вторым, соответственно — шапки, третьим — машины, и так последовательно на доске располагаются (или открываются на листе) все девять изображений. После чего стрелкой (вектором) слева-направо анализируется направление, в котором появлялись предметы. Далее определяется то, что появилось до какого-либо из рисунков и, соответственно, что после него, какой рисунок был предыдущим к анализируемому, какой — последующим.
По аналогии одновременно с этим прописывается на доске или открывается на листе число, соответствующее порядку появления рисунка. Затем анализируется собственно цифровой (числовой) ряд от одного до девяти. В случае работы с детьми среднего дошкольного возраста это может быть ряд только из пяти изображений, в соответствии с программным материалом по ознакомлению с математикой. Далее в сопоставлении с порядком появления изображений анализируется порядок цифр
в числовом ряду: Какое число было перед каким-либо (то есть предшествующее число), какое — число после какого-либо или за ним (то есть последующее число).
Понятно, что каждому из нарисованных изображений уже присвоен номер, соответствующий порядку изображения. При этом акцент делается на том, что, определяя число за каким-либо, мы движемся по ходу вектора (стрелки), а, определяя число перед каким-либо, — как бы против стрелки (вектора). Аналогично отрабатывается понимание того, что число перед каким-либо находится слева от него в числовом ряду, а число после (него) — справа от него в числовом ряду.
Соответствующая «формула» приведена в нижней части листа 1.
Например: «Арбуз мы нарисовали (открыли, прикрепили) четвертым. Он появился после1 машины, значит, после цифры 3 в числовом ряду стоит цифра 4. А ботинок нарисован перед зайцем. Заяц нарисован восьмым, а ботинок —. седьмой. Значит, перед цифрой 8 в числовом ряду находится цифра 7».
При работе с этими материалами необходимо, чтобы все дети с легкостью могли определить предыдущее и/или последующее какому-либо изображение и, соответственно, предыдущую и/или последующую какой-либо цифру в числовом ряду.
При таким образом построенной работе с числовым рядом и понятиями предыдущее и последующее число, идет опора не на количественные изменения (каждое последующее на единицу больше предыдущего), но «опредмечивается» временем и порядком возникновения.
Игры и задания:
«Я задумала цифру. После нее в числовом ряду стоит цифра 8. Какое число я задумала?»
«Я загадала рисунок. Перед ним нарисован шестой рисунок. Какой рисунок я загадала и каким по счету он изображен? »
1 Здесь и далее выделены те слова, которые необходимо выделять в речи интонационно.
64
«Определи число предыдущее числу 5». «Справа от цифры 7 стоит предыдущая или последующая цифра в числовом ряду?»
«Последующее цифре 8 число стоит справа или слева от
нее в числовом ряду?» И т. п.
Еще раз повторим, что при опоре на понятия справа или слева у ребенка были четко и твердо сформированы пространственные представления этого уровня (смотри дидактические материалы серий 2 и 3).
Дети должны не только отвечать на вопросы подобного рода, но и уметь формулировать их самостоятельно, то есть вводить осваиваемые речевые конструкции в речь при работе в парах, малых группах.
Лист 2 (спираль десятков). Работа с этими материалами наиболее эффективна непосредственно после отработки числовой последовательности (для детей школьного возраста). В предлагаемой логике на листе изображено «опредмечивание» перехода через десяток «цифровой спиралью». Эта работа является чрезвычайно важной для пропедевтики трудностей определения разрядности числа и устного счета с переходом через десяток.
Для этого используется схема листа 2, на которой первый десяток изображен в виде витка спирали, где каждое следующее разомкнутое кольцо представляет из себя соответствующий следующий десяток, отражая тем самым разрядность числа. Так, число «13» находится на том же «месте», что и число «3», но на втором кольце — то есть во втором десятке. И его состав, соответственно, будет 10+3. А число «27» находится на третьем кольце спирали на том же месте, где число «7» — следовательно оно находится в третьем десятке и состоит из 2-х десятков и 7 единиц.
Особое внимание в данном случае должно уделяться «направлению» движения по вектору увеличения числа, где точно так же, как и в предыдущей схеме, число за будет находиться
3 Методика формирования 65
по ходу стрелки, а число перед, соответственно, — против направления вектора. Опыт показывает, что такое «опредмечивание» разряда существенно более адекватно для понимания сущности разрядности числа, чем используемые в настоящее время «лесенки» или «линейки».
Работа с этими материалами, как правило, не требует длительной отработки, но облегчает понимание отдельных математических понятий.
Лист 3 (время суток). Представляемая таким образом схема последовательности времени суток опирается на понимание цикличности хода времени в целом (год, неделя и т. п.) и суток в частности. Начало работы именно со временем суток с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, в то же время, обусловлено тем, что ребенок легко может «опред-метить» время конкретными действиями, имеющимися в его совсем недавнем чувственном опыте («перед тем как идти в школу, я одевался») и, в то же время, отражает один из наиболее общих законов развития (так называемый проксимо-дис-тальный закон). Сущность последнего «преломляется» в данном случае в том, что ребенок лучше всего овладевает теми понятиями, которые максимально приближены к его сиюмо-ментному существованию (так ребенку существенно проще вспомнить, что он делал вчера вечером, чем какое время года было предыдущим и чем оно характеризовалось — эта «рубашка» «ближе к его телу»).
Работа начинается с того, что взрослый обращает внимание детей на разделение суток на четыре относительно равных части (времена суток), что изображено на листе, в том числе, разным цветом. Одновременно с этим на изображении стрелкой показан ход времени. Время может «идти» только в одном направлении и после утра может наступить только день. Характерно, что уже достаточно давно самими детьми было придумано следующее стихотворение:
Утро, день, вечер, ночь — Сутки прочь.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |