Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Семаго Методика формирования пространственных представлений. А. М. Драгового Семаго, Н. Я. Сзо


НазваниеА. М. Драгового Семаго, Н. Я. Сзо
АнкорСемаго Методика формирования пространственных представлений.doc
Дата21.10.2017
Размер0.52 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСемаго Методика формирования пространственных представлений.doc
ТипДокументы
#29539
страница4 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6

Лист 4 (деревенский пейзаж). Логика построения заданий и игр с этим изображением полностью повторяет предыдущие. Можно предложить такие игры и задания: «По грибы», «Пря­чемся от дождя», «Долгое путешествие», «Самое красивое ме­сто», «Где бы я построил дом?».

При работе как с этим, так и с предыдущим изображением возможно использование различных предметов и изображений на магнитной основе для большей «реалистичности» и повы­шения игровой мотивации (домик, сундучок, крепость, пират и т. п.).

До начала работы с подобными изображениями чрезвы­чайно продуктивной для овладения не только пространствен­ными представлениями в их вербальном обозначении, но и для развития произвольных компонентов памяти, внимания является так называемая игра «Кроссворд». Эту игру удоб­но использовать как на этапе начала овладения двухмерным (плоскостным) пространством (сразу после игр в магазин), так на любом этапе работы — как самостоятельную игру-за­дание.

Работа с этим заданием особенно необходима в качестве базы для овладения числовым рядом и математическими пред­ставлениями.

На доске, а в дальнейшем и в тетради у каждого ребенка рисуется матрица 5x5 клеток с числовым обозначением столб­цов и строк (рис. _). На начальном этапе столбцы нумеруются (от одного до пяти) слева направо, а строки, соответственно, сверху вниз. Нумерация столбцов и строк сопровождается изоб­ражением соответствующих стрелок (слева-направо и сверху-вниз).

56


1

2

3

4

5

Вначале с детьми на изображении матрицы разбирается, что такое столбец, и совместно с детьми столбцы нумеруются от первого к пятому (предполагается, что работа с такого типа заданиями проводится с детьми, умеющими считать до 10 и владеющими чтением простых слов). Далее разбирается, что такое строка, и с левой стороны матрицы пронумеровываются строки. После этого для отработки навыков поиска места «по координатам» взрослый загадывает какое-либо место на мат­рице (например, «третий столбец — четвертая строка»), а дети на доске или на своих матрицах в тетради каким-либо обра­зом отмечают это место. Возможна также игра «Где живет Антошка» (в качестве Антошки используется лицо рыжего мальчишки из мультфильма на магнитной основе).

_____ .—».

12 3 4 5












































































Рис. 1. Изображение матрицы

Далее дети должны научиться сами называть координаты того места, которое они задумали. При этом особое внимание должно быть уделено тому, что «адрес» какого-либо квадрата

57

матрицы всегда начинается с обозначения столбца и лишь за­тем соответствующей строки. Тем самым реализуется один из основных законов развития — «закон основной оси»1.

После того, как дети начинают легко справляться с поис­ком конкретного квадрата, может быть начата сама игра в крос­сворд. Пример подобного простого кроссворда представлен на рис. 2.



Для этих задач взрослый заранее в своей матрице прописы­вает буквы таким образом, чтобы они в направлениях слева-направо, сверху-вниз, по диагонали (берущей свое начало из левого верхнего или нижнего угла) составляли простые частот­ные слова.

1 Основные законы развития, в том числе «закон основной оси», при­ведены в книге «Проблемные дети: основы диагностической и коррекци-онной работы психолога». М.: Аркти, 2000.

58

При этом совсем необязательно, чтобы все квадраты матри­цы были заняты буквами. Начинать имеет смысл с небольшого количества слов (два-четыре слова).

ИГРА «КРОССВОРД»

Взрослый (а впоследствии и дети, которые сами придумыва­ют слова кроссворда) называет точный адрес буквы, оговорив заранее, что может повторить его не более двух раз и ждет, пока все дети не найдут место буквы в своих «пустографках». Напри­мер: «Третий столбец, вторая строчка — буква О». После этого называется адрес другой буквы. Например. «Третий столбец, четвертая строчка — буква Т; второй столбец, вторая строчка — буква У». Причем адреса букв должны даваться в случайном порядке, а не в соответствии с их последовательностью в слове. При этом внимание детей привлекается к направлению стре­лок, в соответствии с нумерацией столбцов и строк.

После того как все буквы «нашли» свое место, детям дает­ся задание найти и составить как можно больше слов из тех букв, которые они написали. При этом слова могут быть найде­ны только по направлениям слева-направо, сверху-вниз, по диагонали.

В этой игре также можно вводить различные мотивацион-ные аспекты: «игра на победителя», «кто быстрее всех найдет слова» и т. п.

На следующем этапе подобная игра может быть усложнена введением и других координат: обозначение столбцов как сле­ва-направо, так и справа-налево; соответственно, строк как сверху вниз, так и снизу вверх (рис. 3). Введение новых коор­динат точно также должно быть проанализировано с детьми и точно также должны быть добавлены соответствующие стрел­ки-направления.

В этом случае адрес каждой буквы, диктуемой взрослым (логика поиска слов остается прежней), обозначается не только номером столбца и строки, но и направлением, в котором эта нумерация произведена (пример сложного кроссворда содер­жит в данном случае те же слова, что и в простом). Например:

59

«Второй столбец слева, третья строчка сверху — буква О. Вто­рой столбец справа, вторая строчка снизу — буква О. Пятый столбец справа, третья строчка сверху — буква Р» и т. п.



Рис. 3. Матрица сложного кроссворда

Если детям трудно сразу ориентироваться с буквами в та­кой сложной по обозначению матрице, то имеет смысл провес­ти уже знакомую игру «Где живет Антошка?» с использовани­ем подобных координат.

Использование предлагаемых на листах 5,6 схематических изображений предлогов имеет свою традицию в отечественной сурдопедагогике и логопедии. Мы используем этот материал для того, чтобы у детей четко закрепилось представление о самостоятельном значении предлога — предлог всегда пишет­ся отдельно от любого другого слова.

60

Дети младшего школьного возраста или не умеющие пи­сать могут применять эти схематические изображения в ри­сунках-схемах предложений.

Например: схематическое изображение предлога «под» и далее изображение елки и изображение гриба — обозначает предложение «Под елкой — гриб» и т. п.

Данные изображения используются умеющими писать деть­ми самостоятельно как бы «вместо» предлогов. Например, пред­ложение «Перед домом текла река» будет выглядеть так: схе­матическое изображение предлога «Перед», далее идет осталь­ной текст «домом текла река».

Как показывает практика, именно такая дополнительная работа с предлогами способствует тому, что дети после подоб­ных упражнений начинают «вычленять» предлог из слитной речи и писать его отдельно в обычном тексте. Эти упражнения способствуют также тому, что дети перестают «разрывать» сло­ва на части (например, слово побежали перестают писать как «побежали»).

Более подробно использование схем предлогов можно най­ти в источниках, приведенных в рекомендованной литературе.

Пространственно-временные

и математические представления (Серия 4)

Серия направлена на работу над числовыми и временными представлениями. Именно на этом этапе работы формируется общность представлений о количественных пространственно-временных понятиях и их соотношениях. Одновременно про­исходит закрепление материала предыдущих этапов. «Опред­мечивание» числового ряда позволяет на уровне чувственного опыта овладеть математическими представлениями о преды­дущем и последующем числе. Точно так же проводится анало­гия и отрабатывается понимание того, что число перед каким-либо находится слева от него в числовом ряду, а число после (него) — справа от него в числовом ряду. Также материалы этой серии способствуют пропедевтике трудностей определе-

61

ния разрядности числа, счета с переходом через десяток. На основе этого (представлений о до и после) начинается работа над формированием собственно временных представлений: времени суток, пространстве времени недели, временах года, календарях, часах, происходит работа по предупреждению труд­ностей решения так называемых «задач на движение». Мате­риалы серии позволяют «опредметить» понятия длительности отрезков времени, величины расстояний.

Безусловно, что в процессе развития ребенка временные представления не формируются строго последовательно за эле­ментарными пространственными представлениями. Уже в воз­расте 3,5-4 лет ребенок оперирует понятиями было, будет, вчера, сегодня без соотнесенности последних с конкретным днем. Чаще всего, то что будет потом в этом возрасте обозначается как завтра, а то, что было раньше — было вчера. Хотя ребенок и путает сами эти обозначения — вчера и завтра. Например: «Вчера мы пойдем с мамой в зоопарк». В этом плане очень показатель­на строка из стихотворения С. Михалкова:

«У меня сегодня кошка родила вчера котят ...».

После 4 лет ребенок начинает более четко соотносить вре­менные представления будущего и прошлого с конкретными словами потом и было раньше. А еще позже понятия вчера и завтра обретают свою конкретную временную «адресность», хотя по-прежнему могут еще путаться. Нельзя не отметить, что в современной педагогике детей достаточно рано начинают обучать и последовательности времен года, и даже месяцев в году. Однако, к сожалению, часто это оказывается преждевре­менным и, тем более, не «опредмечивается» имеющимся чув­ственным опытом ребенка.

В логике предлагаемого формирования пространственных представлений начало работы с временными категориями дол­жно опираться на понимание ребенком отношений объектов в горизонтали за, перед. И только с опорой на эти и подобные им представления возможно начало использование предлагаемой дидактики, поскольку работа с материалами данной серии на­чинается с последовательности изображенных предметов (вед­ро, шапка, машина, арбуз, гриб, домик, ботинок, заяц, чаш-

62

ка), с соотнесением порядка их изображения. Таким образом, возникает понимание изображенного (нарисованного) раньше изображения и нарисованного позже. В связи с этим прежде чем начать работу с материалами серии (с листом 1) необходи­мо либо последовательно на глазах у детей продублировать и нарисовать подобные изображения прямо на доске, либо вы­резать предлагаемые на листе 1 верхние изображения пред­метов и по очереди прикреплять их (магнитами и т. п.) к дос­ке строго над написанными на листе 1 цифрами (или же по ходу этого этапа работы писать цифры на доске строго под каждым изображением с указанием стрелки направления слева направо).

На этом же этапе работы происходит закрепление (или ов­ладение) числовым рядом через последовательное изображе­ние тех или иных объектов в определенном направлении (сле­ва — направо) и соответствующее расположение цифр.

При работе с листом 1 все изображения верхнего ряда вы­резаются, либо имеется возможность «открывать» поочередно изображения слева-направо. Первым (в крайне левой позиции) прикрепляется (либо открывается на листе) рисунок ведра, вторым, соответственно — шапки, третьим — машины, и так последовательно на доске располагаются (или открываются на листе) все девять изображений. После чего стрелкой (векто­ром) слева-направо анализируется направление, в котором по­являлись предметы. Далее определяется то, что появилось до какого-либо из рисунков и, соответственно, что после него, ка­кой рисунок был предыдущим к анализируемому, какой — последующим.

По аналогии одновременно с этим прописывается на доске или открывается на листе число, соответствующее порядку появления рисунка. Затем анализируется собственно цифро­вой (числовой) ряд от одного до девяти. В случае работы с деть­ми среднего дошкольного возраста это может быть ряд только из пяти изображений, в соответствии с программным материа­лом по ознакомлению с математикой. Далее в сопоставлении с порядком появления изображений анализируется порядок цифр

в числовом ряду: Какое число было перед каким-либо (то есть предшествующее число), какое — число после какого-либо или за ним (то есть последующее число).

Понятно, что каждому из нарисованных изображений уже присвоен номер, соответствующий порядку изображения. При этом акцент делается на том, что, определяя число за каким-либо, мы движемся по ходу вектора (стрелки), а, определяя число перед каким-либо, — как бы против стрелки (вектора). Аналогично отрабатывается понимание того, что число перед каким-либо находится слева от него в числовом ряду, а число после (него) справа от него в числовом ряду.

Соответствующая «формула» приведена в нижней части листа 1.

Например: «Арбуз мы нарисовали (открыли, прикрепили) четвертым. Он появился после1 машины, значит, после циф­ры 3 в числовом ряду стоит цифра 4. А ботинок нарисован пе­ред зайцем. Заяц нарисован восьмым, а ботинок —. седьмой. Значит, перед цифрой 8 в числовом ряду находится цифра 7».

При работе с этими материалами необходимо, чтобы все дети с легкостью могли определить предыдущее и/или после­дующее какому-либо изображение и, соответственно, предыду­щую и/или последующую какой-либо цифру в числовом ряду.

При таким образом построенной работе с числовым рядом и понятиями предыдущее и последующее число, идет опора не на количественные изменения (каждое последующее на единицу больше предыдущего), но «опредмечивается» временем и по­рядком возникновения.

Игры и задания:

«Я задумала цифру. После нее в числовом ряду стоит циф­ра 8. Какое число я задумала?»

«Я загадала рисунок. Перед ним нарисован шестой рису­нок. Какой рисунок я загадала и каким по счету он изобра­жен? »

1 Здесь и далее выделены те слова, которые необходимо выделять в речи интонационно.

64

«Определи число предыдущее числу 5». «Справа от цифры 7 стоит предыдущая или последующая цифра в числовом ряду?»

«Последующее цифре 8 число стоит справа или слева от

нее в числовом ряду?» И т. п.

Еще раз повторим, что при опоре на понятия справа или слева у ребенка были четко и твердо сформированы простран­ственные представления этого уровня (смотри дидактические материалы серий 2 и 3).

Дети должны не только отвечать на вопросы подобного рода, но и уметь формулировать их самостоятельно, то есть вводить осваиваемые речевые конструкции в речь при работе в парах, малых группах.

Лист 2 (спираль десятков). Работа с этими материалами наиболее эффективна непосредственно после отработки число­вой последовательности (для детей школьного возраста). В пред­лагаемой логике на листе изображено «опредмечивание» пере­хода через десяток «цифровой спиралью». Эта работа является чрезвычайно важной для пропедевтики трудностей определе­ния разрядности числа и устного счета с переходом через деся­ток.

Для этого используется схема листа 2, на которой первый десяток изображен в виде витка спирали, где каждое следую­щее разомкнутое кольцо представляет из себя соответствую­щий следующий десяток, отражая тем самым разрядность чис­ла. Так, число «13» находится на том же «месте», что и число «3», но на втором кольце — то есть во втором десятке. И его состав, соответственно, будет 10+3. А число «27» находится на третьем кольце спирали на том же месте, где число «7» — сле­довательно оно находится в третьем десятке и состоит из 2-х десятков и 7 единиц.

Особое внимание в данном случае должно уделяться «на­правлению» движения по вектору увеличения числа, где точно так же, как и в предыдущей схеме, число за будет находиться

3 Методика формирования 65

по ходу стрелки, а число перед, соответственно, — против на­правления вектора. Опыт показывает, что такое «опредмечива­ние» разряда существенно более адекватно для понимания сущ­ности разрядности числа, чем используемые в настоящее вре­мя «лесенки» или «линейки».

Работа с этими материалами, как правило, не требует дли­тельной отработки, но облегчает понимание отдельных матема­тических понятий.

Лист 3 (время суток). Представляемая таким образом схе­ма последовательности времени суток опирается на понимание цикличности хода времени в целом (год, неделя и т. п.) и суток в частности. Начало работы именно со временем суток с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, в то же время, обусловлено тем, что ребенок легко может «опред-метить» время конкретными действиями, имеющимися в его совсем недавнем чувственном опыте («перед тем как идти в школу, я одевался») и, в то же время, отражает один из наибо­лее общих законов развития (так называемый проксимо-дис-тальный закон). Сущность последнего «преломляется» в дан­ном случае в том, что ребенок лучше всего овладевает теми понятиями, которые максимально приближены к его сиюмо-ментному существованию (так ребенку существенно проще вспомнить, что он делал вчера вечером, чем какое время года было предыдущим и чем оно характеризовалось — эта «рубаш­ка» «ближе к его телу»).

Работа начинается с того, что взрослый обращает внимание детей на разделение суток на четыре относительно равных ча­сти (времена суток), что изображено на листе, в том числе, разным цветом. Одновременно с этим на изображении стрел­кой показан ход времени. Время может «идти» только в одном направлении и после утра может наступить только день. Ха­рактерно, что уже достаточно давно самими детьми было при­думано следующее стихотворение:

Утро, день, вечер, ночь Сутки прочь.
1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей