ТЕМА: «ВРЕМЯ, МЕСЯЦЫ, ГОД»
Класс Ф. И. Дата
В году времени года.
В году месяцев.
Каждое время года состоит из _
месяцев.
В неделе дней.
Новый год начинается с
Перед осенью бывает
После вторника наступает
Перед четвергом бывает
Сегодня — среда, а позавчера был
Какой сегодня день, если завтра будет пятница?
Последний месяц перед весной — это
Первый месяц после окончания лета— это
Перечисли все месяцы года, начиная с первого
Напиши последние месяцы каждого времени года
Месяцы осени:
Месяцы весны:
Какое время года бывает в календарном году
дважды?
Напиши дни недели в «обратном» порядке, начиная с воскресенья:
Общее время выполнения. Третий месяц года называется это время года —
Пятый месяц года называется _ это время года — ___________
Десятый месяц года называется это время года —
92
93 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Класс Ф. И. Дата
Февраль — это месяц
В году всего времени года и
. месяцев.
Время года перед летом
Дни недели делятся на и
Напиши ответы на вопросы:
Перед тем, как идти гулять, я зашел к другу. Что было раньше? .
Вместо того, чтобы надеть сапоги, я надел носки. Что надо было надеть? ;
Что длиннее — час или сутки?
Что короче — день или секунда?
Что длится меньше— перемена или урок?
Сережа вышел из дома на сорок минут раньше, чем Катя. Пришли дети в школу одновременно. Кто из них тратит больше времени на дорогу?
Чей путь длиннее?
Кто из них раньше вернется домой, если они выйдут домой одновременно? -
Яблоко вкуснее, чем морковь, а банан
Асфальт тверже, чем земля, а сено
Перечисли все месяцы времени года между зи мой и летом
6. Какое время года бывает перед осенью?
7. Какой день недели бывает перед средой?
8. После какого дня недели наступает пятница?
9. Какой месяц является первым месяцем зимы?
10. Какой месяц является последним месяцем вес ны? Напиши дату своего дня рождения (число, ме сяц, год) и посчитай свой точный возраст на сегод няшний день
94
95 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Класс ф. И. Дата
Реши задачи:
Оля старше Кати, кто из девочек родился раньше?
Мальчики начали клеить модель самолета одновременно. Саша закончил на один день раньше, чем Серёжа. Кто из мальчиков работал медленнее?
Ниф-Ниф начал строить домик в среду, а Наф-Наф на два дня раньше. Домики Ниф-Нифа и Наф-Нафа были готовы в субботу. Сколько
дней строил дом Наф-Наф?
В какой день недели он начал строить свой дом?
Наташа старше Вики на три месяца. Вика родилась в ноябре. Когда день рождения Наташи?
Петя и Серёжа вышли гулять одновременно. Петя вернулся на час раньше Серёжи. Кто из мальчиков гулял дольше?
Мама Оли поставила варить варенье в 11 часов. К 4 часам дня варенье сварилось. Ната-шина мама поставила варить варенье на час раньше, чем Олина, а сварилось оно на час позже, чем варенье Олиной мамы. Чье варенье
варилось дольше? .
Сколько времени варилось варенье у Олиной мамы? '.■■,<
7. Поезд «Красная Стрела» из Москвы в Петер бург выходит в 10 часов утра, а приезжает в 5 часов вечера. Поезд «Голубая Ракета» выхо дит из Москвы на два часа раньше, а приезжа ет в Петербург в 4 часа вечера. Сколько вре мени едет «Красная стрела»? Сколь ко времени едет «Голубая ракета»?
Какой поезд идет быстрее?
8. Марина ложится спать в 10 часов вечера. Ее сестра Полина — на час раньше. Обеих дево чек мама будит в 7 часов утра.
Кто из девочек спит дольше?
Велосипедисты Пётр ,и Павел приехали в город Чехов одновременно. При этом Павел выехал из Москвы на час позже, чем Пётр. Кто из мальчиков ехал быстрее?
Маша выходит из дома в школу в 8 часов, а Кира — на полчаса позже. Обе едут в школу на одинаковых машинах. И Маша, и Кира приезжают в школу к 9 часам. Кто из девочек едет
дольше? Кто из них живет
дальше от школы? 96
97 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Класс Ф. И. . Дата
1. Маша старше Юли, кто из девочек младше?
Сережа выше Юры, кто из мальчиков ниже?
Оля светлее Кати, кто из девочек темнее?
12. У Ивана Ивановича нос длиннее, чем у Петра Петровича, но короче, чем у Ильи Ильича.
Чей нос самый длинный?
Чей нос самый короткий?
13. Тетя Маша злее, чем дядя Коля, а тетя Катя самая добрая.
Дядя Коля добрее тети Маши? ;
Дядя Коля добрее тети Кати? В корзине яблок меньше, чем в ведре. Где яблок больше? .
Посуда помыта маминой дочкой. Кто помыл посуду? . .
Я взял книгу у девочкиной мамы. У кого я взял книгу?
Дети стояли по росту в ряду. Последним стоял самый высокий.
Кто стоял самым первым? 8. Оля выше Кати, но ниже Марины. Кто самый высокий? Кто самый низкий? 9. Саша старше Миши, а Миша еще старше Вани. Кто самый младший? Кто самый старший? 10. Ваня и Лёша безобразничали. Петя безобраз ничал меньше, чем Ваня. Лёша безобразничал больше, чем Ваня. Кто безобразничал меньше всех? 11. Вчера было жарче, чем сегодня. А позавчера еще жарче, чем вчера. Когда было прохладнее всего? 98
<)<) САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Класс Ф. И. Дата.
1.
| Образец: Большой — дом. Маленький — домик.
Большой —
|
| Маленький —
| 2.
| Высокий —
|
| Низкий —
| 3.
| Толстый —
|
| Тонкий —
| 4.
| Широкая —
|
| Узкая —
| 5.
| Длинная —
|
| Короткая —
| 6.
| Тяжелая —
|
| Легкая —
| 7.
| Тихий —
|
| Громкий —
| Об 1.
2.
| Подбери пару к слову:
разец:
Сухой — мокрый.
Грязный —
| 3.
| Полный —
| 4.
| Злой —
| 5.
| Уродливый —
| 6.
| Враг —
| 7.
| Смешной —
| 8.
| Чужой —
|
Первый — .
Близкий —
Хорошо—
Тяжело —
Простой—
Кислый —
Гладкий —
Постоянный —
Молчаливый —
Ласковый— .
Прекрасный —
Ранний —
Временный —
Лохматый— _
Одинаковый —
Помнить—
Оторвать —
Смять—
Надеть —
Много —
Любить —
Ссора—
100
101 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА*
Класс Ф. И. Дата
1. Завтра я не пойду в школу, потому что
7. Никита играет на улице, несмотря на
8. У меня большие товарищи, но все-таки 2. Этот человек упал с велосипеда, потому что
9. Он ударил меня, хотя 3. Я снял куртку, потому что
10. Я отдал свой велосипед Нине, однако 4. Эта собака злая, потому что
11. Я съел ещё одни пирожок, хотя 5. Половина от 9 не 4, потому что
12. Сегодня жарко, несмотря на 6. Илья говорит, что видел, как маленькая кошка проглотила большую собаку. Его друг говорит, что это невозможно, потому что
13. Вчера он купался, но всё-таки
14. Я не промок, хотя * Задания, предназначенные для детей от 8 до 9 лет, предлагаются в конце первого класса с целью выявления уровня понимания и владения предложенными речевыми конструкциями. Работа носит не проверочный, а диагностический характер, т. к. в конце первого года обучения в школе не все дети могут успешно справиться с заданием, имеющим высокий для них уровень сложности.
Полученные результаты используются для определения дальнейших направлений работы с каждым ребенком в следующем учебном году.
102
юз Приложение 2
Таблица 1 Ориентировочные временные нормативы коррекционной работы
Возраст ребенка
| 3,5-6
лет
| 5-6
лет*
| 6-7
лет**
| 7-8
лет
| 8-10
лет •
| Продолжительность занятия (в мин.)
| Индивидуальная работа
| 15-20
| 15-20
| ок. 30
| 30-40
| 30-40
| Групповая работа
| 20-25
| 25-30
| 30-40
| 40-45
| 40-45
| * Для детей до 5-6 лет данная программа является развивающей и проводится только в рамках игровой деятельности.
** Для детей 6-7 лет и старше данная программа может быть как развивающей, так и коррекционной.
Таблица 2 Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы по программе ФПП
Возраст детей
| 3,5-5
| 5-6
| 6-7
| 7-8
| 8-9
| 9-10
|
| лет
| лет
| лет
| лет
| лет
| лет
| Наполняемость
| 4-5
| 4-6
| 5-7
| 6-8
| 8-10
| 8-12
| групп*
| чел.
| чел.
| чел.
| чел.
| чел.
| чел.
| * При работе по программе в паре с ассистентом количество детей в группах может быть увеличено на 30 %.
\
Список рекомендуемой литературы
Веру лава Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2003.
Byр женская Т. В., Захарова Е. И., КарабановаО.А. и др. Воз-растно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002.
Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. М., 1981.
КарабановаО.А. Игра в коррекции психического развития ребенка: Учеб. пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
Комплексная методика психомоторной коррекции/ под ред. А. В. Семенович. М., 1998.
Кузнецова И. В., Ахутина Т. В., Битянова М. Р. и др. Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе: пособие для администрации школ, педагогов и школьных психологов. Кн. 1. М.: НМЦ «ДАР» им. Л. В. Выготского; ОЦ «Педагогический поиск», 1997.
Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2003.
Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2001.
ОсиповаА.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студ. вузов. М.: Сфера, 2002.
Пылаева Н. М., АхутинаТ. В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет: Методическое пособие. М.: ИНТОР, 1997.
Семаго Н. Я., Семаго М. М. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2004. (Серия «Библиотека психолога-практика».)
Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: Аркти, 2000. (Серия «Библиотека психолога-практика».)
Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2005. (Серия «Мастера мировой психологии».)
105
Семаго Н. Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей, как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы// Дефектология. №1, М.: Школа-Пресс, 2000.
Семаго Н. Я., Семаго М. М. Организация и содержание деятельности психолога в специальном образовании. М.: Аркти, 2004. (Серия «Библиотека психолога-практика».)
Семаго Н. Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. Дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие. М.: АПКиПРО РФ, 2000.
Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд. М.: Институт психологи РАН, 2006.
УльенковаУ. В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002.
Содержание
Введение .3
Теоретические основания программы формирования пространственных представлений 7
Организационные аспекты реализации программы ФПГ!.. 15
Критерии оценки результативности работы по программе 20
Условия для реализации программы 21
Краткое описание тем и разделов программы 22
Раздел 1. Формирование собственно пространственных
представлений 23
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений 26
Раздел I. Формирование собственно пространственных представлений 30
Формирование схемы тела (Серия 1) 30
Формирование элементарных пространственных
представлений (Серия 2) 37
Раздел II. Формирование квазипространственных представлений 47
Пространственные представления в речи (Серия 3) 47
Пространственно-временные и математические
представления (Серия 4) 61
Пространство речи и языка (Серия 5) 77
Приложение 1. Контрольные работы для оценки эффективности сформированности пространственных
представлений на этапе 84
Приложение 2 104
Список рекомендуемой литературы 106 перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |