Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методические рекомендации по обследованию детей дошкольного возраста с речевой патологией.doc Ткаченко Логопедическая энциклопед. Ткаченко Логопедическая энциклопедия. Ббк 74. 3 Т48 Рецензенты


НазваниеБбк 74. 3 Т48 Рецензенты
АнкорМетодические рекомендации по обследованию детей дошкольного возраста с речевой патологией.doc Ткаченко Логопедическая энциклопед
Дата23.10.2017
Размер5.23 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТкаченко Логопедическая энциклопедия.doc
ТипКнига
#29702
страница3 из 24
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

свободных от шипящих и звука Р

Произнеси каждую чистоговорку 3-5 раз, четко выделяя звук ЛЬ. Повтори их по ролям: взрослый — начало (Ле-ле-ле), а ты — конец (много их у нас в селе).







ТОПОЛЯ

Ли-ли-ли, тополя видны вдали.

Ле-ле-ле, много их у нас в селе.

Ля-ля-ля, люди любят тополя.

Лю-лю-лю, тополя и я люблю.

Ля-ля-ля, но от них в пуху земля.

Ле-ле-ле, будто снег идет в селе.

ЛЮБИМАЯ МАМА

Лю-лю-лю, маму я свою люблю.

Лю-лю-лю, маме лилии куплю.

Ле-ле-ле, их поставлю на столе.

Ли-ли-ли, мы мамуле помогли.

Ле-ле-ле, пыль смахнули на столе.

Ли-ли-ли, маме мы венок плели.

Ли-ли-ли, мой поклон ей до земли!

Закрепление произношения звука ЛЬ в рифмовках, свободных от шипящих и звуков Р, Л (твердый вариант)

Произнеси стихотворения, выделяя звук ЛЬ. Понравившиеся рифмовки заучи.

С высокой тонкой липы Люба с Леной тихо пели

Все листья облетели, На полянке возле ели.

А лебеди и утки Галя с Олей были в поле,

Далеко улетели. Погуляли там на воле.

Коля с Леной Мы не ели, мы не пили,

Клюкву покупали, Мы снеговиков лепили.

Коля с Леной Под окном, лаская взгляд,

Маме помогали. Баба с дедою стоят!

Коля с Леней в кино побывали, К стадиону мы ходили,

Два мультфильма они увидали, Лимонад себе купили,

Львы там пели, олени летали, Мы б болели за атлетов,

А павлины духи покупали. Только были без билетов.

Лебеди, лебеди, Вот сегодня и суббота,

Дикие лебеди, Надо маме помогать,

Лебеди летели, Эх, нелегкая забота:

На полянку сели, Мыть, готовить, подметать.

Сели, посидели, Мыли, мыли, мыли, мыли —

Снова полетели. Мы избавились от пыли!

Закрепление произношения звука ЛЬ

в забавных чистоговорках, свободных от шипящих и звуков Р, Л (твердый вариант)

Четко, выделяя звук ЛЬ, произнеси каждую пару чистоговорок. Обрати внимание, что одна из них — шуточная.

Ля-ля-ля, есть на облаке земля.

Ля-ля-ля, под колесами земля.

Ле-ле-ле, вот будильник на столе.

Ле-ле-ле, спит будильник на земле.

Лю-лю-лю, клюкву сильно посолю.

Лю-лю-лю, клюквенный компот люблю.

Ли-ли-ли, от оленя льва спасли.

Ли-ли-ли, мы оленю помогли.

Закрепление произношения звука ЛЬ в скороговорках, свободных от шипящих и звуков Р, Л (твердый вариант)

Четко, выделяя звук ЛЬ, произнеси каждую скороговорку 3 раза. Вначале прогово­ри текст медленно, затем постепенно убыстряй темп, сохраняя громкость и четкость произношения. Понравившиеся скороговорки заучи.

У Галины много малины. Ходит Люба возле дуба, нам глядеть на Любу любо. Лихо пилит Филипп полено из лип. Пыль по полю летит от топота копыт. Коля полено колет, Поля поле полет. У калитки Антипа одна липа, а Филипп посадит пять лип. Дед Филипп делит дыню: дольку — Дине, дольку — Лине. Пилят и колят Филя и Коля. То ли Коля возле колли, то ли колли возле Коли. П6 полю, пб полю идет То­ля к тополю. Мы не видели магнолии, когда были в Монголии. Мы поймали в ли­мане налима, мы в лимане поймали линя.

Закрепление произношения звука ЛЬ в пословицах, свободных от шипящих и звуков Р, Л (твердый вариант)

Четко, выделяя звук ЛЬ, произнеси каждую пословицу по нескольку раз. Объясни смысл каждого высказывания. Понравившиеся пословицы заучи.

Легко взять, да нелегко отдать. Летний день за зимнюю неделю. Ленивому всегда отдых да еда. Лебедь по небу летит, а мотылек над землей. Люблю того, кто не обидит никого. Лень не ленится, к лентяю клеится. Сонного льва не буди никогда!
ЭТАП СЕДЬМОЙ

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА ЛЬВ РАССКАЗАХ

Закрепление произношения звука ЛЬ в рассказах, свободных от шипящих и звуков Р, Л (твердый вариант)

Четко, выделяя звук ЛЬ, повтори сначала каждое предложение, а затем весь рас­сказ. После уточнения смысла текста назови все слова со звуком ЛЬ.



ЛЕПКА

Мама Лена готовит обед на кухне. А дети — Галя, Толя и Коля — лепят в ком­нате. У детей на столе глина. Коля лепит льва. Толя лепит лебедя. А Галя лепит дельфина. Дети любят лепить. Глиняных лебедя, льва и дельфина дети отдадут любимой маме.

МАМА И ЛЕНА

Летом мама и Лена гуляли. Они гуляли, гуляли и купили малину, бананы, лимо­ны и землянику. Ягоды малины и земляники пахли так аппетитно! В ягодах, бана­нах и лимонах много витаминов. Будет у мамы и Лены витаминная еда.

В ЛИФТЕ

Коля и Леня ехали в лифте. Внезапно свет погас и лифт остановился. Кабина застыла на месте. Дети оказались в темноте, одни в маленькой тесной кабине.

Коля и Леня испугались. Они стали звать соседей. Вдруг свет вспыхнул и кабина поехала. Но несколько минут в темном лифте показались детям удивительно дол­гими.

ДЛИННАЯ НЕДЕЛЯ

Как-то летом Лида и Лена отдыхали у бабы Любы. Они поселились в избе и спа­ли на мягком сене. Днем Лида и Лена пасли телят или ходили в лес. В лесу они ели малину, наблюдали за лисятами, купались в водопаде. Когда темнело, дети пили молоко с хлебом и мгновенно засыпали. Дни летели за днями и слились в неде­лю. Всего семь дней были Лена и Лида в далеком селе. Но какой длинной показа­лась им эта неделя!



В САМОЛЕТЕ

Как-то близнецы Толя и Коля летели на самолете в Анталию. С ними была их мама, Лидия Анатольевна.

Толя и Коля вели себя неспокойно: много бегали, без умолку хохотали. Они то и дело снимали с головы свои панамки, подкидывали их и попадали в соседей по салону. Мама пыталась остановить детей, но Толя и Коля не хотели успокаивать­ся. Все в самолете были недовольны таким поведением близнецов.

Полет длился долго, дети устали и наконец уснули. Когда самолет опустился на землю, все люди стали покидать самолет на удивление тихо. Видимо, они не хо­тели будить невоспитанных близнецов.



ДВЕ УЛИТКИ

Как-то летом две улитки Леля и Гуля отдыхали на листике клена. Под кленом они увидели оленя. Он поедал молодые побеги и в любой момент мог дотянуться до ли­стика с улитками. От испуга обе улитки залезли в свои домики и затаились. Когда после нескольких минут они глянули вниз, оленя под кленом не было. «Испугал­ся!» — сказала улитка Леля. А Гуля добавила: «Ясное дело, нас-то двое, а он один!»

ОЛИНЫ ИМЕНИНЫ

Летом у Вали были именины. Галя и Люба были у Вали на обеде. Они купили для Вали тюльпаны, левкои и лилии. На обед Валя, Галя и Люба ели селедку, котлеты и блины. Пили дети лимонад и клюквенный компот. Потом мама и папа Вали ката­ли детей на новом автомобиле.

НА ПОЛЯНЕ

Лена и Лида гуляли на поляне. Они ходили по поляне, видели лютики и левкои, видели клены и липы. Под липами дети видели калину, а на ней маленькую мали­новку. Потом Лена и Лида отдыхали, пели, плели венки. Лена и Лида полюбили эту поляну.

ЛЬВЫ

Несколько львов отдыхают под пальмами. Они утомились после охоты. Под пальмами не только львы, но и маленькие львята. Далеко обходят львов олени, га­зели и косули. Не хотят они видеть львиных клыков. А маленький львенок не бо­ится льва. Малютка львенок будет сильным, непобедимым львом.

ЛЕН

Много лет люди на земле возделывают лен. Из волокон льна делают нитки и ткани. Льняные ткани легко впитывают влагу и легко высыхают. Из льна делают масло. Его выдавливают из льняных семян. Льняное масло входит в состав оли­фы и мыла. Льняное масло необходимо для изготовления клеенки и линолеума.






2. РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ

ЛЬ-Й НА СЛУХ И В ПРОИЗНОШЕНИИ

Звуки ЛЬ — Й ребенок обычно смешивает не только на слух, но и в произношении (вместо слов аллея, лилия, Юля нередко можно услышать лииля, аеля, Люя).

Характер и количество упражнений в разделе соответ­ствуют указанным особенностям.

Работа по дифференциации звуков ЛЬ — Й на слух по­могает более четкому, осознанному произношению в це­лом, а также является основой грамотности письма.

ЭТАП ПЕРВЫЙ

РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ ЛЬ-ЙИЗОЛИРОВАННО, В СЛОГАХ И СЛОВАХ

Дифференциация на слух звуков ЛЬ — Й в начале слова

Посмотри на картинки и внимательно послушай, как взрослый произносит похо­жие названия. Затем покажи названную взрослым картинку. Проделай упражнение до тех пор, пока все картинки не будут показаны быстро и уверенно.













ямка — лямка

юг —люк














юбка — Любка

йод — лед

Дифференциация на слух и в произношении изолированных звуков ЛЬ — Й

Возьми картинки-символы звуков ЛЬ и Й из Приложения 1. Внимательно послу­
шай и запомни, как гудит моторная лодка (ЛЬ), как гудит юла (Й).

Обрати внимание на положение языка (на звук ЛЬ кончик языка поднимается, на звук Й — опускается). По очереди показывая на обе картинки, протяжно произнеси со­ответствующие звуки. Повтори 5 раз.

Дифференциация звуков ЛЬ — Й в прямых слогах с одинаковыми гласными звуками

Повтори отдельные звуки ЛЬ и Й по картинкам-символам из Приложения 1. Следи за положением языка (на звук ЛЬ кончик языка поднимается, на звук Й — опускает­ся). Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Проделай упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды не будут произнесены правильно.

Помните, что при чтении каждой из йотированных букв я, ё, ю, е произносится по 2 звука: ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ.

я— я я— ля ля— я— ля я— ля—я

ле — е е — ле ле — е — ле е — ле — е

ле — е е — ле ле — е — ле е — ле — е

лю — ю ю — лю лю — ю — лю ю — лю—ю

Дифференциация звуков ЛЬ — Й в прямых слогах с разными гласными звуками

Повтори отдельные звуки ЛЬ и Й по картинкам-символам из Приложения 1. Следи за положением языка (на звук ЛЬ кончик языка поднимается, на звук Й — опускает­ся). Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Проделай упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды не будут произнесены правильно.

ля — е ли — ю ле — ю — ля

лю — я ле — е ле — е — ли

е — ли я — лю ли — я — лю

ю — ле е — ля ля — е — ле

Дифференциация звуков ЛЬ — Й в разных словах

Повтори отдельные звуки ЛЬ и Й по картинкам-символам из Приложения 1. Сле­ди за положением языка. Четко повтори пары слов. Значение незнакомых слов уточни.

Вслучаяхзатрудненийдайтеребенкувозможностьпрослушатькаждоесловоизпары
и, глядянакартинки-символы, назватьсодержащийсявнемзвукЛЬилиЙ.

Яна — Ляля, Мая — миля, юбка — любим, ежик — лежа, яхта — лямка, йод — лед, юг — люк, есть — лезть, ехать — лето, поет — полет, ябеда — лебе­да, юнга — клюква, едва — листва, дай — даль, мой — моль, топай — тополь, куй — куль, бой — боль, соя — солит, стая — встали.

Дифференциация звуков ЛЬ — Й в сочетаниях слов (местоимение + глагол). Развитие навыков словоизменения

Возьми картинки мальчика и девочки из Приложения 2. Представь, что дети совер­шали вчера те же действия, что и ты. Назови, что они делали, изменив по образцу сло­во-действие. Четко проговори каждое сочетание слов 3-4 раза.

ВслучаяхзатрудненийследуетповторитьотдельнозвукиЛЬ, Й, глядянакартинки-
символыизПриложения 1, илинапомнитьоположенииязыка (назвукЛЬкончикязы­
каподнимается, назвукЙопускается).

Например: Я пою и они пели. Я киваю и они кивали.

Я знаю — и они (знали), я умею — и они (умели), я пою — и они (пели), я даю — и они (давали), я кидаю — и они (кидали), я киваю — и они (кивали), я покупаю — и они (покупали), я топаю — и они (топали), я пылю — и они (пылили), я пилю — и они (пи­лили), я лью — и они (лили), я клею — и они (клеили), я пью — и они (пили).

Дифференциация звуков ЛЬ — Й в одном слове — названии объекта

Четко проговори каждое слово. Значение незнакомых слов уточни. Если по одному слову ты произносишь легко, повтори по 3-4 слова.

Ели, клей, лейка, линейка, белье, талия, клюет, лилия, колея, аллея, Юля, Илья, Ульяна, Емеля, поленья, ульи, июль, колья, веселье, гулянье, автомобиль, клинья.

Дифференциация звуков ЛЬ — Й в одном слове-действии

Возьми картинки мальчика и девочки из Приложения 2. Представь, что дети совер­шают указанные действия, и четко проговори их названия. Значение незнакомых слов уточни. Если по одному слову ты произносишь легко, повтори по 3-4 слова.

Выпиливают, отпиливают, подпиливают, отклеивают, наклеивают, подклеивают, вклеивают, заклеивают, подглядывают, выглядывают, заглядывают, обливают, на­ливают, выливают, поливают, доливают, наблюдают, поехали, отъехали, объехали, съехали, уехали, наехали, подъехали, улетают, удивляют.

Дифференциация звуков ЛЬ — Й в сочетании слов — названии объекта и его признака

Четко проговори каждую пару слов. Значение незнакомых слов уточни. Если соче­тание слов ты произносишь легко, повтори их в быстром темпе 3-4 раза, сохраняя при этом внятность и громкость произношения.

Проговаривание сочетаний слов, насыщенных смешиваемыми звуками, в быстром темпе помогает их стойкому различению как на слух, так и в произношении.

Легкие поленья. Кленовая аллея. Любимый ельник. Длинная линейка. Купленная ель. Угольная пыль. Липкий фитиль. Новый улей. Постельное белье. Льняное бе­лье. Малиновая лейка. Легковой автомобиль. Политая лилия. Маленькая Юля. Скользкая колея. Автомобильная колея. Лимонный коктейль. Липкий клей. Дале­кая Анталия. Клейкие листья. Целебный бульон. Лебединые клинья. Осиная та­лия. Тополиные листья. Оленья поляна.

Дифференциация звуков ЛЬ — Й в сочетании слов-действий

Послушай 3 похожих по звучанию слова-действия и повтори их в том же порядке, четко произнося звуки ЛЬ и Й.

Выпиливают — отпиливают — подпиливают; отклеивают — подклеивают — вкле­ивают; подглядывают — выглядывают — заглядывают; обливают — наливают — выливают; поехали — доехали — наехали; уехали — въехали — отъехали.

Дифференциация звуков ЛЬ — Й в самостоятельно образованных сочетаниях слов

Представь, что изображенные фигурки сделаны из разных материалов. Назови, ка­кими они окажутся, если будут сделаны изо льда (ледяной лев, ледяная ель и т. п.) или из глины (глиняный дельфин, глиняная лилия, глиняный тюлень и т. п.). Четко про­говори сочетания слов, следи за произношением звуков ЛЬ и Й.



ЭТАП ВТОРОЙ

РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ ЛЬ - Й В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Дифференциация звуков ЛЬ — Й в разных словах предложения

Четко проговори предложения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.

У Лены юбка. У Любы ягоды. У Лени йод. У Левы майка. У Люды яхта. У Яны лимо­над. У Яны лимон. У Яны лев. У Яны лейка. У Яны лютики.

Дифференциация звуков ЛЬ — Й в одном слове предложения

Четко проговори предложения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.

Юля и Илья гуляют на поляне. У Ильи линейка, у Юли клей. Илья и Юля гуляют по аллее. Юля выливает воду из лейки. Илья наливает клей в банку. Лиля и Юля не­сут белье за калитку. Лиля поливает лилию из лейки. На аллее у Юли ели, липы и клены. Осенью улетают на юг лебеди. Юля и Илья подклеивают обои обойным клеем. Тетя Лия улетает в Анталию.

Дифференциация звуков ЛЬ — Й в рифмовках

Четко проговори стихотворения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.

Иней лег на ветви ели, Мой Илья такой лентяй,

Ветви ели побелели. Только отдых подавай.

Дали лейку:

Мы ехали, ехали, — Лить не буду!

К яме подъехали. — Ну, тогда помой посуду

Яму объехали Или книги клеем склей,

И домой поехали. Котику воды налей!

Но лентяй одно в ответ:

— Нет! Нет! Нет! У меня есть лейка,

Ой, какая лейка, Мотыльки летают высоко,

Видели вы лейку новую мою? Моль летает низко,

Ледяной водою, талою водою Мотыльки летают далеко,

Я ее наполню и цветы полью. Моль летает близко!
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей