Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методические рекомендации по обследованию детей дошкольного возраста с речевой патологией.doc Ткаченко Логопедическая энциклопед. Ткаченко Логопедическая энциклопедия. Ббк 74. 3 Т48 Рецензенты


НазваниеБбк 74. 3 Т48 Рецензенты
АнкорМетодические рекомендации по обследованию детей дошкольного возраста с речевой патологией.doc Ткаченко Логопедическая энциклопед
Дата23.10.2017
Размер5.23 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТкаченко Логопедическая энциклопедия.doc
ТипКнига
#29702
страница9 из 24
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   24

Дифференциация звуков 3 — ЗЬ в словах. Формирование навыков звукового анализа

Возьми картинки со звуками 3 и ЗЬ в названиях из Приложений 7 и 8, переверни их и смешай. Положи символы звуков 3 и ЗЬ из Приложения 1. Картинки бери по одной В и клади рядом с символом, называя звук, который спрятался в каждом слове! (3 или ЗЬ).

Дифференциация звуков 3 — ЗЬ в разных словах. Формирование навыков звукового анализа

Глядя на картинки-символы из Приложений 1 и 3, определи, какой звук 3 или ЗЬ спрятался в каждом слове. Четко проговори пары слов, уточни их значение.

Зал — взял. Хозяйка — зайка. Назад — озяб. Коза — грозят. Зол — козел. Заяц-зяблик. Внизу — визит. Узоры — озера. Гвозди — грозы. Везет — вазон. Изюм-

внизу. Поземка — газоны. Магазин — тазы. Обезьяна — базары. Низины — низы. Грузы — грузин.

Дифференциация звуков 3 — ЗЬ в наборе слов. Формирование навыков звукового анализа, развитие слуховой памяти и логического мышления

Послушай каждые 3 слова. Глядя на картинки-символы из Приложений 1, 3, опре­дели, какой звук 3 или ЗЬ спрятался в каждом слове. С учетом звуков выбери и назо­ви лишнее слово. Подробно объясни свой выбор.

Например: Зелень зима знамя. Лишнее слово — знамя, потому что в нем слы­шим твердый звук 3, а в остальных словах — мягкий звук ЗЬ.

Зелень — зима — знамя. Озимь — азбука — разный. Возы — визит — бензин. Зябнуть — зяблик — завтрак. Грузы — арбузы — грузить. Изюм — фазаны — озе­ра. Газета — музей — музыка. Березы — низина — морозы. Роза — лозунг — зе­лень. Показать — возить — наказать. Розетка — язык — дозор. Польза — ползи —

вези.



10. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДНОГО ЗВУКА Ц

Звук Ц является производным от базового звука С. Формирование производного звука в речи ребенка требует заметно меньше време­ни и усилий, чем сходного по артикуляции базо­вого звука.

Характер и количество упражнений в разделе соответствуют указанным особенностям.

ЭТАП ПЕРВЫЙ

ЗВУКОВАЯ РАЗМИНКА И СЛОГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука Ц

Заучи, как правильно нужно произносить звук Ц.




Губы улыбаются.

Зубы на маленьком расстоянии.

Язык широкий, упирается в нижние зубы, посередине язы­ка — канавка.

Горлышко не гудит.

Сначала стучим по нижним зубкам кончиком языка (Т), а за­тем дуем на него (С) и делаем это быстро-быстро.

ТС

Закрепление произношения звука Ц в различных обратных слогах

Вслед за взрослым четко, не торопясь повтори разные слоговые «цокалки».

Звук-аффрикат закрепляется вначале не в прямых слогах (ца, цо), а в обратных (оц, ац), при произношении которых составляющие звук Ц элементы (Т'+ С) сливаются наиболее тесно.

ац-уц-иц уц-иц-ац оц-иц-уц юц-ец-яц яц-ец-юц

оц-ац-уц ац-оц-иц ец-юц-яц ец-юц- ец юц-яц-ец

Закрепление произношения звука Ц в различных прямых слогах

Вслед за взрослым четко, не торопясь повтори разные слоговые «цокалки».

ца-цу-цы цо-цу-цы цо-цу-ца цы-цу-цэ

цы-ца-цо ца-цы-цо цэ-цы-цо цэ-цо-цы

ЭТАП ВТОРОЙ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА ЦВ СЛОВАХ И ФРАЗАХ

Закрепление произношения звука Ц в начале, середине и конце слов. Развитие слуховых внимания и памяти

Уточни значение незнакомых слов. Четко, выделяя голосом звук Ц, повтори каж­дые 3 слова. Затем назови 4-5 слов по памяти.

Танец — палец — отец. Боец — заяц — певец. Беглец — кузнец — пловец. Моло­дец — огурец — продавец. Жилец — ранец — дворец. Матрац — хитрец — холо­дец. Овца — пыльца — улица. Бойцы — певцы — пловцы. Борцы — огурцы — дворцы. Водица — певица — теплица. Больница — улица — умница. Лекция — акация — милиция. Цех — цвет — центр. Целый — цепкий — цель. Цветок — цука­ты — цедра. Цыпленок — циркуль — цирк. Цепь — цунами — циновка. Цыганка — цилиндр — цапля.

Закрепление произношения звука Ц в словах. Развитие фонематического восприятия и чувства рифмы

Найди названия картинок, которые схожи по звучанию. Проговори их парами 3— 4 раза, выделяя звук Ц.



Кузнец — птенец, кольцо — яйцо, пальцы — пяльцы, лисица — теплица, солнце-оконце.

Закрепление произношения звука Ц в словах. Формирование фонематического восприятия

Разложи картинки из Приложения 9. Четко, выделяя голосом звук Ц, назови каж дый объект 3-4 раза. Если картинка названа правильно, отложи ее в сторону. Картин­ки, названные с ошибками, вновь сложи стопкой. Произнеси слова громко 5-6 раз.

Закрепление произношения звука Ц в словах различного слогового состава. Формирование навыков звуко-слогового анализа

Разложи картинки из Приложения 9 и слоговые «вагончики» из Приложения 2,1 Проговори все слова, разделяя их на слоги. Посчитай количество слогов в каждом слове (для этого подложи ладонь под нижнюю челюсть и считай ее движения). Затем «по-1 мести» каждую картинку в подходящий слоговой «вагончик».

Картинки рядом с «вагончиками» лучше раскладывать не стопками, а вертикальными рядами. Так и ребенку, и взрослому будет проще проконтролировать правильность выполнения задания.

Закрепление произношения звука Ц в словах. Формирование навыков словообразования

Послушай названия продуктов, затем назови посуду, в которую их кладут. Не забывай при произношении выделять звук Ц.

Например: салат салатница, суп супница, хлеб хлебница. Хлеб, суп, сахар, сухари, салат, селедка, конфеты, горчица, перец.

Закрепление произношения звука Ц в начале, середине и конце слов. Формирование навыков звукового анализа

Возьми из Приложения 3 схемы, обозначающие позицию звука в слове. Разложи все картинки из Приложения 9 и проговори слова, выделяя звук Ц. Затем положи каждую картинку под соответствующей схемой и объясни свое решение.

Закрепление произношения звука Ц в цепочке слов. Развитие памяти и внимания

Разложи картинки из Приложения 9 четырьмя рядами по 4 в каждом. После того как взрослый покажет на любые 4 картинки, назови их в том же порядке. При этом не забывай четко произносить звук Ц.

Закрепление произношения звука Ц в словах-скороговорках

Уточни значение незнакомых слов. Четко, выделяя голосом звук Ц, повтори каждое словосочетание 5 раз в быстром темпе, сохраняя при этом громкость и внятность про­изношения.

Целое яйцо. Центр цирка. Палец мизинец. Цыпленок Цып. Овца и курица. На пальце царапина. Пыльца цветка. На блюдце кольцо. На лице румянец. Курица-умница. Цветы в цветнике. Рукавица кузнеца. На улице больница. Водица из ко­лодца. Девица-красавица. Цыплята на крыльце. Кожица огурца. Танцы на сцене. Конец лекции. Целиться в цель.

Закрепление произношения звука Ц в предложениях, составленных по двум опорным словам

Мысленно соедини пары слов и составь предложения, в которых будет много зву­ков Ц.

Например: Яцек вытер лицо махровым полотенцем.

Пальцы — рукавица. Курица — крыльцо. Яйцо — блюдце. Полотенце — лицо. Ака­ция — улица. Луковица — огурцы. Дворец — гонец. Пинцет — больница. Конни­ца — бойцы. Огурцы — продавец. Цирк — медведица. Зайцы — деревце.

Закрепление произношения звука Ц в предложениях, составленных по опорным картинкам

Возьми картинки мальчика и девочки из Приложения 2. Дай им имена со звуком II (Циля, Яцек и др.) Разложи все картинки из Приложения 9. С каждой из них состав! о детях предложения, в которых будет много звуков Ц.

Например: Под кустом акации Циля заметила красивые цветы.

Закрепление произношения звука Ц в предложениях, составленных по опорным словам-действиям

Возьми картинки мальчика и девочки из Приложения 2. Дай им имена со звуком II (Циля, Яцек и др.)- С каждым словом-действием придумай предложения, в которых будет много звуков Ц.

Одевается, умывается, согревается, веселится, обижается, катается, обувается одевается, собирается, спускается, боится, занимается, вытирается, обливает ся, кланяется, катается.

ЭТАП ТРЕТИЙ

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА ЦВ СТИХАХ И РАССКАЗАХ

Закрепление произношения звука Ц в чистоговорках, свободных от шипящих звуков

Четко, выделяя звук Ц, произнеси чистоговорки 3-5 раз. Затем повтори их поря лям: взрослый — начало (Ца-ца-ца), а ты — конец (на блюдце два яйца).

Ца-ца-ца, на блюдце 2 яйца.

Цо-цо-цо, у Цили есть кольцо.

Цу-цу-цу, цветы несу отцу.

Цы-цы-цы, в цирке есть борцы.

Ца-ца-ца, у цветка пыльца.

Цы-цы-цы, ягненок у овцы.

Цэ-цэ-цэ, цифры на кольце.

Ец-ец-ец, целый леденец.

Ица-ица-ица, на акации синица.

Вец-вец-вец, певица и певец.

Закрепление произношения звука Ц в историях-чистоговорках

Четко, выделяя звук Ц, произнеси каждую чистоговорку 3-5 раз. Затем повтор! каждую из них по ролям: взрослый — начало (Цо-цо-цо), а ты — конец (курица снеся яйцо).



СКАЗКА О ЯЙЦЕ

Це-це-це, вот вам сказка о яйце.

Цо-цо-цо, курица снесла яйцо.

Цу-цу-цу, котик тянется к яйцу.

Цом-цом-цом, поиграть хотел с яйцом.

Ца-ца-ца, брысь, котенок, от яйца.

Цы-цы-цы, отогнали? Молодцы!

Цо-цо-цо, сами мы съедим яйцо.



Це-це-це, вот вся сказка о яйце.

КУЗНЕЦ И ОВЦА

Ца-ца-ца, у кузнеца была овца.

Цу-цу-цу, тот кузнец любил овцу.

Це-це-це, он траву косил овце.

Цы-цы-цы, цепь он сделал для овцы.

Ца-ца-ца, сорвалась с цепи овца.

Ца-ца-ца, и ушла от кузнеца.
Закрепление произношения звука Ц в коротких рифмовках, свободных от шипящих звуков

Не торопясь, выделяя звук Ц, произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори рифмовки в быстром темпе, сохраняя правильность и четкость произношения. Понра­вившиеся рифмовки заучи.

Во дворец прибыл гонец.

Возле кадки блюдце, курицы напьются.

Закаленный боец в бою молодец.

Ярко светит солнце на мое оконце.

С пальца сняли кольцо, отнесли на крыльцо.

Цып-цып, цыплятки, вот водица в кадке!

Кто меня боится, тому не дам водицы.

Нам ли всем зимы бояться, мы умеем закаляться.

Цапля стройная, носатая, целый день стоит как статуя.

У колодца есть хотят десять маленьких цыплят.

Пусть метет метелица, белым снегом стелется.

Не идется и не едется, коль сегодня гололедица.

Две синицы сидят на сосне, две синицы поют о весне. Бедным курицам не спится, если им лисица снится.

Закрепление произношения звука Ц в длинных рифмовках, свободных от шипящих звуков

Не торопясь, выделяя звук Ц, произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори рифмовки в быстром темпе, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовки заучи.

Никто не увидит лисицы, которая зайца боится, зато все увидят зайца, который лисицы пугается.

Пусть метет метелица, белым снегом стелется, а мы валенки надели, не боимся мы метели.

Зиме конец, летит скворец и звонко напевает: «Идет весна, красна, ясна, смотрите, как все тает!»

Цветут настурции в саду веселым ярким цветом, сегодня в садик я иду, пора проститься с летом.

Этот заяц не простак, он сидит не просто так, он себе на уме, он готовится к зиме!

Закрепление произношения звука Ц в загадках

Отгадай загадки. Затем не торопясь, выделяя звук Ц, повтори каждую из них, а те, что понравились, загадай родным и знакомым.




Два близнеца, два братца, На нос легко садятся.

(Очки.)

На ночь два оконца сами закрываются, А с восходом солнца сами открываются.

(Глаза.)

Сели птицы на страницы,

Знают быль и небылицы.

(Буквы.)





Кто всех пугается — Под кустом спасается. (Заяц.)

Два конца, два кольца, Посередине гвоздик.

(Ножницы.)

Кланяется, кланяется, Придет домой — растянется. (Топор.)

В большой темнице Есть девица круглолица. (Луна.)

На шесте дворец, Во дворце — певец.

(Скворец.)

От цветка к цветку порхает, Утомится — отдыхает.

(Бабочка.)

Закрепление правильного произношения звука Ц в пословицах и поговорках

Четко, выделяя звук Ц, произнеси пословицы и поговорки 2-3 раза. Попроси взрос­лого объяснить смысл каждого высказывания. Как ты думаешь, в каких случаях так говорят?

Биться да драться — не ума набираться.

Доброе братство ценнее богатства.

За плохого бойца ругают отца.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Как аукнется, так и откликнется.

Конец — делу венец.

Краса приглядится, а ум пригодится.

Молодец против овец, а против молодца и сама овца.

Надо наклониться, чтоб из ручья напиться.

Не плюй в колодец — пригодится воды напиться.

Носится как курица с яйцом.

Птица видна по полету.

Целил в ворону, попал в корову.

Закрепление произношения звука Ц в скороговорках

Четко, выделяя звук Ц, произнеси скороговорки 3-4 раза. Говори сначала медленно, потом все быстрее, сохраняя громкость произношения.

У кольца нет конца.

В доме без оконца не видно солнца.

Во дворец наконец прибыл гонец.

Зацепила из криницы девица водицы.

Невелика птица синица, а умница.

Молодец у молодицы попросил воды напиться.

Над кузницей, над мельницей вьется метелица.

Овца не помнит отца, овца желает сенца.

От цветов наконец прогоните овец.

Пес тоскует на цепи, а попробуй отцепи!

Птица синица в воду глядится.

Молодице круглолицей на крыльцо не воротиться.

Съел молодец двадцать два пирога, да все с творогом.

Свили две цапли гнездо из пакли.

Съел наконец кузнец варенец.

То стелется, то колется метелица-разбойница.

Цыплята просят проса с цветного подноса.

Цокнул сзади конь копытцем, под копытцем пыль клубится.

Я нарвал овце овса, ешь скорей овес овца.

Хоть подсолнух и не птица, прямо к солнцу он стремится.

Закрепление произношения звука Ц в сказках

Четко, выделяя звук Ц, повтори сначала каждое предложение, а затем весь рассказ После уточнения смысла текста назови все слова со звуком Ц.



ЦЫПЛЯТА И ГУСЕНИЦА

Цыплята гуляли у забора. Вдруг они заметили гусеницу. Гусеница была серая длинная, волосатая. Стали цыплята гусеницу тянуть. Тянут за один конец, а друго­го конца гусеницы никак не видать. Стали цыплята волноваться, стали оглядываться

по сторонам... Тут заметили цыплята, что тянут не гусеницу, а хвост огром­ной крысы! Испугались цыплята да как кинутся наутек, бегом к своей маме-ку­рице.

ОВЦА И ЦВЕТЫ

Овца гуляла на лугу. Там было много цветов: синих, белых, розовых, голубых. Овца ходила по цветам и топтала их своими копытцами. Над цветами летал моты­лек. «Милая овца, — сказал он, — поглядите на эти цветы. Они необыкновенные! Они бесценные! Они как разноцветный ковер! Глядя на них, надо удивляться, ве­селиться, танцевать!»

Посмотрела овца на мотылька, потом на цветы и стала их есть... все подряд: и красные, и белые, и голубые...

ЦЫБИК И ЦАРАПКА

Пес Цыбик и кот Царапка обитали в одном дворе. Как-то кот лакал молоко на крыльце, а пес пробегал мимо. Задел пес Цыбик блюдце. Все молоко разлилось по крыльцу.

Рассердился кот и царапнул пса. Залаял пес Цыбик и кинулся на Царапку. А кот забрался на акацию и мяукает оттуда: «Не удастся тебе достать меня! Не умеют собаки по акациям лазать!»

Так и ссорятся целый день Цыбик и Царапка. Трудно коту с собакой соседями быть!



УТЯТА И ЦЫПЛЯТА

Повела утка своих утят на озеро купаться. Идут утята, гордятся собой: «Вот ка­кие мы молодцы! Водицы не боимся!» У воды курица гуляет с цыплятами. Цыпля­та бегают по берегу, волнуются. Напиться-то они могут, а купаться не умеют! Ска­зала утка своей соседке курице: «Если твои детки не боятся, пусть садятся на мо­их малюток да по озеру покатаются!» Обрадовались цыплята. Один цыпленок встал на спину утенка. За ним остальные цыплята залезли на спины утят и поплы­ли по воде. С тех пор мама курица стала называть своих цыплят «мои смелые пловцы».

Закрепление произношения звука Ц в самостоятельно составленном рассказе

Придумай сказку со знакомыми героями. Расскажи ее, выделяя звук Ц.








11. РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ С-Ц НА СЛУХ И В ПРОИЗНОШЕНИИ

Звуки С — Ц ребенок смешивает не только на слух, но и в произношении. Вместо слов сахар­ница, цесаркаможно услышать сахарниса, цецарка.

Характер и количество упражнений в данном разделе соответствуют указанным особенностям.

Работа по дифференциации звуков С — Ц по­могает более четкому, осознанному произно­шению в целом, а также является основой гра­мотности письма.

ЭТАП ПЕРВЫЙ
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   24

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей