Дифференциация звуков 3 — ЗЬ в словах. Формирование навыков звукового анализа
Возьми картинки со звуками 3 и ЗЬ в названиях из Приложений 7 и 8, переверни их и смешай. Положи символы звуков 3 и ЗЬ из Приложения 1. Картинки бери по одной В и клади рядом с символом, называя звук, который спрятался в каждом слове! (3 или ЗЬ).
Дифференциация звуков 3 — ЗЬ в разных словах. Формирование навыков звукового анализа
Глядя на картинки-символы из Приложений 1 и 3, определи, какой звук 3 или ЗЬ спрятался в каждом слове. Четко проговори пары слов, уточни их значение.
Зал — взял. Хозяйка — зайка. Назад — озяб. Коза — грозят. Зол — козел. Заяц-зяблик. Внизу — визит. Узоры — озера. Гвозди — грозы. Везет — вазон. Изюм- внизу. Поземка — газоны. Магазин — тазы. Обезьяна — базары. Низины — низы. Грузы — грузин.
Дифференциация звуков 3 — ЗЬ в наборе слов. Формирование навыков звукового анализа, развитие слуховой памяти и логического мышления
Послушай каждые 3 слова. Глядя на картинки-символы из Приложений 1, 3, определи, какой звук 3 или ЗЬ спрятался в каждом слове. С учетом звуков выбери и назови лишнее слово. Подробно объясни свой выбор.
Например: Зелень — зима — знамя. Лишнее слово — знамя, потому что в нем слышим твердый звук 3, а в остальных словах — мягкий звук ЗЬ.
Зелень — зима — знамя. Озимь — азбука — разный. Возы — визит — бензин. Зябнуть — зяблик — завтрак. Грузы — арбузы — грузить. Изюм — фазаны — озера. Газета — музей — музыка. Березы — низина — морозы. Роза — лозунг — зелень. Показать — возить — наказать. Розетка — язык — дозор. Польза — ползи —
вези.
10. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДНОГО ЗВУКА Ц
Звук Ц является производным от базового звука С. Формирование производного звука в речи ребенка требует заметно меньше времени и усилий, чем сходного по артикуляции базового звука.
Характер и количество упражнений в разделе соответствуют указанным особенностям.
ЭТАП ПЕРВЫЙ
ЗВУКОВАЯ РАЗМИНКА И СЛОГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука Ц
Заучи, как правильно нужно произносить звук Ц.
Губы улыбаются. Зубы на маленьком расстоянии. Язык широкий, упирается в нижние зубы, посередине языка — канавка. Горлышко не гудит. Сначала стучим по нижним зубкам кончиком языка (Т), а затем дуем на него (С) и делаем это быстро-быстро. ТС Закрепление произношения звука Ц в различных обратных слогах
Вслед за взрослым четко, не торопясь повтори разные слоговые «цокалки».
Звук-аффрикат закрепляется вначале не в прямых слогах (ца, цо), а в обратных (оц, ац), при произношении которых составляющие звук Ц элементы (Т'+ С) сливаются наиболее тесно.
ац-уц-иц уц-иц-ац оц-иц-уц юц-ец-яц яц-ец-юц
оц-ац-уц ац-оц-иц ец-юц-яц ец-юц- ец юц-яц-ец
Закрепление произношения звука Ц в различных прямых слогах
Вслед за взрослым четко, не торопясь повтори разные слоговые «цокалки».
ца-цу-цы цо-цу-цы цо-цу-ца цы-цу-цэ
цы-ца-цо ца-цы-цо цэ-цы-цо цэ-цо-цы
ЭТАП ВТОРОЙ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА ЦВ СЛОВАХ И ФРАЗАХ
Закрепление произношения звука Ц в начале, середине и конце слов. Развитие слуховых внимания и памяти
Уточни значение незнакомых слов. Четко, выделяя голосом звук Ц, повтори каждые 3 слова. Затем назови 4-5 слов по памяти.
Танец — палец — отец. Боец — заяц — певец. Беглец — кузнец — пловец. Молодец — огурец — продавец. Жилец — ранец — дворец. Матрац — хитрец — холодец. Овца — пыльца — улица. Бойцы — певцы — пловцы. Борцы — огурцы — дворцы. Водица — певица — теплица. Больница — улица — умница. Лекция — акация — милиция. Цех — цвет — центр. Целый — цепкий — цель. Цветок — цукаты — цедра. Цыпленок — циркуль — цирк. Цепь — цунами — циновка. Цыганка — цилиндр — цапля.
Закрепление произношения звука Ц в словах. Развитие фонематического восприятия и чувства рифмы
Найди названия картинок, которые схожи по звучанию. Проговори их парами 3— 4 раза, выделяя звук Ц.
Кузнец — птенец, кольцо — яйцо, пальцы — пяльцы, лисица — теплица, солнце-оконце.
Закрепление произношения звука Ц в словах. Формирование фонематического восприятия
Разложи картинки из Приложения 9. Четко, выделяя голосом звук Ц, назови каж дый объект 3-4 раза. Если картинка названа правильно, отложи ее в сторону. Картинки, названные с ошибками, вновь сложи стопкой. Произнеси слова громко 5-6 раз.
Закрепление произношения звука Ц в словах различного слогового состава. Формирование навыков звуко-слогового анализа
Разложи картинки из Приложения 9 и слоговые «вагончики» из Приложения 2,1 Проговори все слова, разделяя их на слоги. Посчитай количество слогов в каждом слове (для этого подложи ладонь под нижнюю челюсть и считай ее движения). Затем «по-1 мести» каждую картинку в подходящий слоговой «вагончик».
Картинки рядом с «вагончиками» лучше раскладывать не стопками, а вертикальными рядами. Так и ребенку, и взрослому будет проще проконтролировать правильность выполнения задания.
Закрепление произношения звука Ц в словах. Формирование навыков словообразования
Послушай названия продуктов, затем назови посуду, в которую их кладут. Не забывай при произношении выделять звук Ц.
Например: салат — салатница, суп — супница, хлеб — хлебница. Хлеб, суп, сахар, сухари, салат, селедка, конфеты, горчица, перец.
Закрепление произношения звука Ц в начале, середине и конце слов. Формирование навыков звукового анализа
Возьми из Приложения 3 схемы, обозначающие позицию звука в слове. Разложи все картинки из Приложения 9 и проговори слова, выделяя звук Ц. Затем положи каждую картинку под соответствующей схемой и объясни свое решение.
Закрепление произношения звука Ц в цепочке слов. Развитие памяти и внимания
Разложи картинки из Приложения 9 четырьмя рядами по 4 в каждом. После того как взрослый покажет на любые 4 картинки, назови их в том же порядке. При этом не забывай четко произносить звук Ц.
Закрепление произношения звука Ц в словах-скороговорках
Уточни значение незнакомых слов. Четко, выделяя голосом звук Ц, повтори каждое словосочетание 5 раз в быстром темпе, сохраняя при этом громкость и внятность произношения.
Целое яйцо. Центр цирка. Палец мизинец. Цыпленок Цып. Овца и курица. На пальце царапина. Пыльца цветка. На блюдце кольцо. На лице румянец. Курица-умница. Цветы в цветнике. Рукавица кузнеца. На улице больница. Водица из колодца. Девица-красавица. Цыплята на крыльце. Кожица огурца. Танцы на сцене. Конец лекции. Целиться в цель.
Закрепление произношения звука Ц в предложениях, составленных по двум опорным словам
Мысленно соедини пары слов и составь предложения, в которых будет много звуков Ц.
Например: Яцек вытер лицо махровым полотенцем.
Пальцы — рукавица. Курица — крыльцо. Яйцо — блюдце. Полотенце — лицо. Акация — улица. Луковица — огурцы. Дворец — гонец. Пинцет — больница. Конница — бойцы. Огурцы — продавец. Цирк — медведица. Зайцы — деревце.
Закрепление произношения звука Ц в предложениях, составленных по опорным картинкам
Возьми картинки мальчика и девочки из Приложения 2. Дай им имена со звуком II (Циля, Яцек и др.) Разложи все картинки из Приложения 9. С каждой из них состав! о детях предложения, в которых будет много звуков Ц.
Например: Под кустом акации Циля заметила красивые цветы.
Закрепление произношения звука Ц в предложениях, составленных по опорным словам-действиям
Возьми картинки мальчика и девочки из Приложения 2. Дай им имена со звуком II (Циля, Яцек и др.)- С каждым словом-действием придумай предложения, в которых будет много звуков Ц.
Одевается, умывается, согревается, веселится, обижается, катается, обувается одевается, собирается, спускается, боится, занимается, вытирается, обливает ся, кланяется, катается.
ЭТАП ТРЕТИЙ
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА ЦВ СТИХАХ И РАССКАЗАХ
Закрепление произношения звука Ц в чистоговорках, свободных от шипящих звуков
Четко, выделяя звук Ц, произнеси чистоговорки 3-5 раз. Затем повтори их поря лям: взрослый — начало (Ца-ца-ца), а ты — конец (на блюдце два яйца).
Ца-ца-ца, на блюдце 2 яйца.
Цо-цо-цо, у Цили есть кольцо.
Цу-цу-цу, цветы несу отцу.
Цы-цы-цы, в цирке есть борцы.
Ца-ца-ца, у цветка пыльца.
Цы-цы-цы, ягненок у овцы.
Цэ-цэ-цэ, цифры на кольце.
Ец-ец-ец, целый леденец.
Ица-ица-ица, на акации синица.
Вец-вец-вец, певица и певец.
Закрепление произношения звука Ц в историях-чистоговорках
Четко, выделяя звук Ц, произнеси каждую чистоговорку 3-5 раз. Затем повтор! каждую из них по ролям: взрослый — начало (Цо-цо-цо), а ты — конец (курица снеся яйцо). СКАЗКА О ЯЙЦЕ
Це-це-це, вот вам сказка о яйце.
Цо-цо-цо, курица снесла яйцо.
Цу-цу-цу, котик тянется к яйцу.
Цом-цом-цом, поиграть хотел с яйцом.
Ца-ца-ца, брысь, котенок, от яйца.
Цы-цы-цы, отогнали? Молодцы!
Цо-цо-цо, сами мы съедим яйцо. Це-це-це, вот вся сказка о яйце.
КУЗНЕЦ И ОВЦА
Ца-ца-ца, у кузнеца была овца.
Цу-цу-цу, тот кузнец любил овцу.
Це-це-це, он траву косил овце.
Цы-цы-цы, цепь он сделал для овцы.
Ца-ца-ца, сорвалась с цепи овца.
Ца-ца-ца, и ушла от кузнеца. Закрепление произношения звука Ц в коротких рифмовках, свободных от шипящих звуков
Не торопясь, выделяя звук Ц, произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори рифмовки в быстром темпе, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовки заучи.
Во дворец прибыл гонец.
Возле кадки блюдце, курицы напьются.
Закаленный боец в бою молодец.
Ярко светит солнце на мое оконце.
С пальца сняли кольцо, отнесли на крыльцо.
Цып-цып, цыплятки, вот водица в кадке!
Кто меня боится, тому не дам водицы.
Нам ли всем зимы бояться, мы умеем закаляться.
Цапля стройная, носатая, целый день стоит как статуя.
У колодца есть хотят десять маленьких цыплят.
Пусть метет метелица, белым снегом стелется.
Не идется и не едется, коль сегодня гололедица.
Две синицы сидят на сосне, две синицы поют о весне. Бедным курицам не спится, если им лисица снится.
Закрепление произношения звука Ц в длинных рифмовках, свободных от шипящих звуков
Не торопясь, выделяя звук Ц, произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори рифмовки в быстром темпе, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовки заучи.
Никто не увидит лисицы, которая зайца боится, зато все увидят зайца, который лисицы пугается.
Пусть метет метелица, белым снегом стелется, а мы валенки надели, не боимся мы метели.
Зиме конец, летит скворец и звонко напевает: «Идет весна, красна, ясна, смотрите, как все тает!»
Цветут настурции в саду веселым ярким цветом, сегодня в садик я иду, пора проститься с летом.
Этот заяц не простак, он сидит не просто так, он себе на уме, он готовится к зиме!
Закрепление произношения звука Ц в загадках
Отгадай загадки. Затем не торопясь, выделяя звук Ц, повтори каждую из них, а те, что понравились, загадай родным и знакомым.
Два близнеца, два братца, На нос легко садятся. (Очки.) На ночь два оконца сами закрываются, А с восходом солнца сами открываются. (Глаза.) Сели птицы на страницы, Знают быль и небылицы. (Буквы.)
Кто всех пугается — Под кустом спасается. (Заяц.)
Два конца, два кольца, Посередине гвоздик.
(Ножницы.)
Кланяется, кланяется, Придет домой — растянется. (Топор.)
В большой темнице Есть девица круглолица. (Луна.)
На шесте дворец, Во дворце — певец.
(Скворец.)
От цветка к цветку порхает, Утомится — отдыхает.
(Бабочка.)
Закрепление правильного произношения звука Ц в пословицах и поговоркахЧетко, выделяя звук Ц, произнеси пословицы и поговорки 2-3 раза. Попроси взрослого объяснить смысл каждого высказывания. Как ты думаешь, в каких случаях так говорят? Биться да драться — не ума набираться. Доброе братство ценнее богатства. За плохого бойца ругают отца. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Как аукнется, так и откликнется. Конец — делу венец. Краса приглядится, а ум пригодится. Молодец против овец, а против молодца и сама овца. Надо наклониться, чтоб из ручья напиться. Не плюй в колодец — пригодится воды напиться. Носится как курица с яйцом. Птица видна по полету. Целил в ворону, попал в корову. Закрепление произношения звука Ц в скороговорках
Четко, выделяя звук Ц, произнеси скороговорки 3-4 раза. Говори сначала медленно, потом все быстрее, сохраняя громкость произношения.
У кольца нет конца.
В доме без оконца не видно солнца.
Во дворец наконец прибыл гонец.
Зацепила из криницы девица водицы.
Невелика птица синица, а умница.
Молодец у молодицы попросил воды напиться.
Над кузницей, над мельницей вьется метелица.
Овца не помнит отца, овца желает сенца.
От цветов наконец прогоните овец.
Пес тоскует на цепи, а попробуй отцепи!
Птица синица в воду глядится.
Молодице круглолицей на крыльцо не воротиться.
Съел молодец двадцать два пирога, да все с творогом.
Свили две цапли гнездо из пакли.
Съел наконец кузнец варенец.
То стелется, то колется метелица-разбойница.
Цыплята просят проса с цветного подноса.
Цокнул сзади конь копытцем, под копытцем пыль клубится.
Я нарвал овце овса, ешь скорей овес овца.
Хоть подсолнух и не птица, прямо к солнцу он стремится.
Закрепление произношения звука Ц в сказках
Четко, выделяя звук Ц, повтори сначала каждое предложение, а затем весь рассказ После уточнения смысла текста назови все слова со звуком Ц.
ЦЫПЛЯТА И ГУСЕНИЦА
Цыплята гуляли у забора. Вдруг они заметили гусеницу. Гусеница была серая длинная, волосатая. Стали цыплята гусеницу тянуть. Тянут за один конец, а другого конца гусеницы никак не видать. Стали цыплята волноваться, стали оглядываться
по сторонам... Тут заметили цыплята, что тянут не гусеницу, а хвост огромной крысы! Испугались цыплята да как кинутся наутек, бегом к своей маме-курице.
ОВЦА И ЦВЕТЫ
Овца гуляла на лугу. Там было много цветов: синих, белых, розовых, голубых. Овца ходила по цветам и топтала их своими копытцами. Над цветами летал мотылек. «Милая овца, — сказал он, — поглядите на эти цветы. Они необыкновенные! Они бесценные! Они как разноцветный ковер! Глядя на них, надо удивляться, веселиться, танцевать!»
Посмотрела овца на мотылька, потом на цветы и стала их есть... все подряд: и красные, и белые, и голубые...
ЦЫБИК И ЦАРАПКА
Пес Цыбик и кот Царапка обитали в одном дворе. Как-то кот лакал молоко на крыльце, а пес пробегал мимо. Задел пес Цыбик блюдце. Все молоко разлилось по крыльцу.
Рассердился кот и царапнул пса. Залаял пес Цыбик и кинулся на Царапку. А кот забрался на акацию и мяукает оттуда: «Не удастся тебе достать меня! Не умеют собаки по акациям лазать!»
Так и ссорятся целый день Цыбик и Царапка. Трудно коту с собакой соседями быть!
УТЯТА И ЦЫПЛЯТА
Повела утка своих утят на озеро купаться. Идут утята, гордятся собой: «Вот какие мы молодцы! Водицы не боимся!» У воды курица гуляет с цыплятами. Цыплята бегают по берегу, волнуются. Напиться-то они могут, а купаться не умеют! Сказала утка своей соседке курице: «Если твои детки не боятся, пусть садятся на моих малюток да по озеру покатаются!» Обрадовались цыплята. Один цыпленок встал на спину утенка. За ним остальные цыплята залезли на спины утят и поплыли по воде. С тех пор мама курица стала называть своих цыплят «мои смелые пловцы».
Закрепление произношения звука Ц в самостоятельно составленном рассказе
Придумай сказку со знакомыми героями. Расскажи ее, выделяя звук Ц.
11. РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ С-Ц НА СЛУХ И В ПРОИЗНОШЕНИИ
Звуки С — Ц ребенок смешивает не только на слух, но и в произношении. Вместо слов сахарница, цесаркаможно услышать сахарниса, цецарка.
Характер и количество упражнений в данном разделе соответствуют указанным особенностям.
Работа по дифференциации звуков С — Ц помогает более четкому, осознанному произношению в целом, а также является основой грамотности письма.
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |