Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Исследование просодической стороны речи Е.Ф. Архиповой. Исследование восприятия ритма Исследование воспроизведения ритма


Скачать 176.69 Kb.
НазваниеИсследование восприятия ритма Исследование воспроизведения ритма
АнкорИсследование просодической стороны речи Е.Ф. Архиповой .docx
Дата14.11.2017
Размер176.69 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИсследование просодической стороны речи Е.Ф. Архиповой .docx
ТипИсследование
#31380
страница1 из 4
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4

Исследование просодической стороны речи Е.Ф. Архиповой (Архипова Е.Ф., 2006)

Структура методики

1. Исследование восприятия ритма

2. Исследование воспроизведения ритма

3. Исследование восприятия интонации

3.1. Определение наличия повествовательного предложения

3.2. Определение наличия вопросительного предложения

3.3. Определение наличия восклицательного предложения

3.4. Дифференциация типов интонации в предложении

3.5. Дифференциация типов интонации в стихотворном тексте

4. Исследование воспроизведения интонации

4.1. Воспроизведение отраженно фраз с разными интонациями

4.2. Воспроизведение отраженно стихотворных строк в соответствии с интонациями экспериментатора

4.3. Воспроизведение отраженно за экспериментатором фраз с противоположными типами интонации

4.4. Самостоятельное воспроизведение интонаций, отражающих эмоциональное состояние на материале отдельных фраз

4.5. Самостоятельное воспроизведение мелодики повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений

5. Исследование восприятия логического ударения

5.1. Умение выделить слово, выделенное голосом в повествовательном предложении и назвать выделенное слово

5.2. Умение выделять слово, выделенное экспериментатором в вопросительном предложении, и вместо ответа показать соответствующую картинку

5.3. Умение определять слово, выделенное голосом в стихотворном тексте

6. Исследование воспроизведения логического ударения

6.1. Воспроизведение фразы с логическим ударением по образцу

6.2. Сравнение двух предложений, отличающихся только логическим ударением

6.3. Воспроизведение логического ударения при ответах на вопросы по сюжетным картинкам

6.4. Воспроизведение фраз с повествовательной и вопросительной интонацией с перемещением логического ударения в зависимости от количества слов в предложении

6.5. Самостоятельный выбор слова, произносимого с логическим ударением, в зависимости от вкладываемого смысла

6.6. Выделение слога из цепочки слогов по образцу, демонстрируемому экспериментатором

7. Исследование модуляций голоса по высоте

7.1. Исследование восприятия изолированных звуков и звукоподражаний, произнесенных с различной высотой голоса

7.2. Воспроизведение изолированных звуков и звукоподражаний с понижением и повышением высоты голоса

7.3. Воспроизведение поступательного повышения и понижения голоса на гласных звуках с опорой на графическое изображение или движения руки

8. Исследование модуляций голоса по силе

8.1. Восприятие отдельных звуков и звукоподражаний, произнесенных с разной силой голоса

8.2. Воспроизведение отдельных звуков и звукоподражаний, произнесенных с разной силой голоса

8.3. Воспроизведение постепенного нарастания и падения силы голоса при произнесении отдельных звуков и звукоподражаний

9. Выявление назального (носового) тембра голоса

9.1. Определение гипоназализации

9.2. Определение гиперназализации

10. Исследование восприятия тембра

10.1. Различение тембра голоса на материале междометий

10.2. Различение тембра голоса на материале предложений

10.3. Различение тембра голоса людей разного возраста

11. Исследование воспроизведения тембра голоса

11.1. Передача междометиями с помощью разных оттенков голоса эмоционального состояния

11.2. Изменение тембра голоса в зависимости от того, какому персонажу сказки подражает ребенок

12. Исследование речевого дыхания

12.1. Определение типа дыхания

12.2. Исследование умения дифференцировать носовое и ротовое дыхание

12.3. Исследование целенаправленности воздушной струи

12.4. Исследование силы воздушной струи

12.5. Исследование особенностей фонационного дыхания

12.5.1. Воспроизведение на одном выдохе предложений с увеличением количества слов

12.5.2. Воспроизведение на одном выдохе чистоговорки

12.5.3. Воспроизведение на одном выдохе автоматизированного ряда

13. Исследование темпо-ритмической организации речи

13.1. Определение темпа речи ребенка

13.2. Исследование восприятия темпа речи

13.3. Исследование воспроизведения отраженного темпа речи

13.4. Самостоятельное управление темпом речи

14. Исследование состояния слухового самоконтроля

14.1. Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении ритмического рисунка простых и акцентированных ударов

14.2. Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении ряда гласных звуков

14.3. Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении слогов

14.4. Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении слов-квазиомонимов

14.5. Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении слов сложной слоговой структуры

14.6. Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении предложений, включающих слова сложной слоговой структуры

14.7. Характер самоконтроля ребенка при изменении интонаций

14.8. Характер самоконтроля ребенка при изменении логического ударения в предложении

14.9. Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении модуляций голоса по высоте и силе

14.10. Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении тембра голоса

14.11. Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении темпа речи

Содержание методики

1. Исследование восприятия ритма

Обследование чувства ритма необходимо, т.к. именно восприятие и воспроизведение ритма подготавливают к восприятию интонационной выразительности, способствуют ее развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фразы.

Цель: определить, умеет ли ребенок определять количество: а) изолированных ударов; б) серии простых ударов; в) акцентированных ударов путем показа карточки с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами.

Материал для исследования: карточки с графическим изображением ритмических структур:

//, ///, ////, // //, // // // //, /// ///, //// ////, U/./U/U/ и т.д.,

где / - громкий удар, U - тихий удар.

1. Инструкция: «Послушай, сколько было ударов. Покажи карточку, на которой изображено нужное количество ударов».

- изолированные удары: а) //б) /// в) //// г) ////

2. Инструкция: «Послушай, сколько было ударов, покажи нужную карточку».

- серии простых ударов: а) // // // // б) /// /// в) //// //// г)/// /// ///

3. Инструкция: «Послушай, сколько и какие были удары, покажи нужную карточку».

- серии акцентированных ударов: а) UU/б) / / в) //UU// г) /U//

Критерии оценки (единые для всех заданий):

4 балла - задание выполняется правильно и самостоятельно;

3 балла - задание выполняется правильно, но в замедленном темпе;

2 балла - задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы;

1 балл - для выполнения задания требуется активная помощь взрослого;

0 баллов - задание не выполняется, повторные инструкции неэффективны.

2. Исследование воспроизведения ритма

Цель: определить, умеет ли ребенок самостоятельно воспроизвести по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) изолированные удары, серии простых ударов, акцентированные удары.

Материал для исследования: предъявлялись простые удары ///; ////; //

серии простых ударов // //; /// ///; //// ////; // // //; // // // //

серии акцентированных ударов /U/UU/U/; /U/U/; //UU; //UU//; /UU/UU; /UU/; /U/U/U.

1. Инструкция: «Послушай и повтори (отстучи) за мной удары».

- изолированные удары: а) ///б) ///// в) //// г) //

(без опоры на зрительное восприятие).

2. Инструкция: «Послушай и повтори (отстучи) за мной удары».

- серии простых ударов: а) // // // // б) /// /// в) //// //// г) /// /// ///

(без опоры на зрительное восприятие).

3. Инструкция: «Послушай и повтори (отстучи) за мной удары, где будут тихие и громкие удары»: U - тихий, / - громкий.

- акцентированные удары: а) /UU/б) //U в) U//U г) //UU//

(без опоры на зрительное восприятие).

4. Инструкция: «Послушай, какие удары и сколько их я отстучу и самостоятельно запиши знаками: / - громкий удар, U - тихий удар».

3. Исследование восприятия интонации

Обследования восприятия интонации проводится для того, чтобы выяснить, понимают ли дети, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций. Это разнообразие достигается изменением высоты, силы, тембра, модуляции голоса. Интонация придает речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства.

Цель обследования: выявить возможность детей различать разнообразные интонационные структуры в имперссивной речи.

Материалом исследования служили предложения, произносимые с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией, и графическое изображение предложений.

Процедура: ребенку предлагалось послушать предложения, которые произносились с различной интонацией (повествовательной, вопросительной или восклицательной). Предварительно передвыполнение задания проводилась беседа, в которой на материале одной серии предложений выяснялось, одинаково они произносятся или по-разному.

3.1. Определение наличия повествовательного предложения

Знакомство с сигнальной карточкой.

Инструкция: «Слушай внимательно, если услышишь, что я тебе о чем-то сообщаю и говорю при этом спокойным, ровным голосом - подними карточку с точкой:

Речевой материал:

На улице холодно.

Ах, какая красивая картина!

Медведь спит в берлоге.

Белка грызет орешки.

Ты съел суп?

3.2. Определение наличия вопросительного предложения

Знакомство с сигнальной карточкой.

Инструкция: «Слушай внимательно. Если услышишь, что я о чем-то спрашиваю, задаю вопрос - подними карточку с вопросительным знаком:

Речевой материал:

На улице идет снег!

Ты любишь играть в снежки?

Оля идет в парк.

Куда мальчик идет?

У тебя болят зубы?

3.3. Определение наличия восклицательного предложения

Знакомство с сигнальной карточкой.

Инструкция: «Слушай внимательно, если услышишь, что я радостно и громко говорю, подними карточку с восклицательным знаком:

Речевой материал:

Ой, как жарко!

Мальчики играют во дворе.

Кто к нам пришел?

Посмотри, летит самолет!

Мы идем в цирк.

3.4. Дифференциация типов интонации в предложении

Предлагались задания, где речевой материал был представлен повествовательными, вопросительными и восклицательными предложениями. Перечисленные интонационные типы давались в произвольном порядке.

Задание 1.

Процедура: Ребенку предлагалось сравнить значение двух одинаковых предложений, произнесенных с различной интонацией. Предложения нужно было отличить друг от друга, выделяя заданную интонацию и поднять соответствующие карточки.

Инструкция: «Слушай внимательно предложения и подними карточки, которые подходят».

Речевой материал:

На улице

- На улице







холодно.

холодно?

Наступила

- Наступила







зима?

зима!

-

-

Завтра будет

- Завтра будет






праздник!

праздник.

-

-

Мама пришла

- Мама пришла






домой.

домой?

-

-

Мальчик

- Мальчик






нарисовал дом?

нарисовал дом.

-

-

Задание 2.

Инструкция: «Послушай и скажи, как я сказала: весело, грустно или удивленно».

а) Солнце светит, (грустно) Солнце светит? (удивленно) Солнце светит! (весело)

б) На небе сверкает молния». (весело) На небе сверкает молния, (грустно) На небе сверкает молния? (удивленно)

в) Будет дождь? (удивленно) Будет дождь! (весело) Будет дождь. (грустно)

Задание 3.

Инструкция: «Я буду говорить тебе фразы. Если ты думаешь, что фраза закончена, хлопни в ладоши».

а) Дети катаются. Дети катаются на санках. Дети катаются... (на санках). Дети катаются на санках... (с горки).

б) Самолет летит. Самолет летит высоко. Самолет летит... (высоко). Самолет летит высоко... (в небе).

3.5. Дифференциация типов интонации в стихотворном тексте

Задание 1.

Инструкция: «Я буду читать стихотворение, а ты после каждой прочитанной строки подними карточку, если услышишь вопрос, то

Если спокойный и ровный голос, то

Кто умеет утром сам просыпаться по часам?

Я умею по часам просыпаться утром сам.

Кто умеет на кроватке простыню расправить гладко?

Я умею на кроватке простыню расправить гладко.

Кто простуды не боится, кто умеет с мылом мыться?

Я обычно утром рано умываюсь из-под крана.

Я сам теперь умею вымыть и лицо и шею.

Задание 2.

Инструкция: «Я тебе буду читать стихотворение. Если услышишь вопросительное предложение, где кто-то о чем-то спрашивает, поднимай руку».

- Яму копал? Копал.

- В яму упал? Упал.

- В яме сидишь? Сижу.

- Лестницу ждешь? Жду.

- Яма сыра? Сыра.

- Как голова? Цела.

- Значит живой? Живой.

- Ну, я пошел домой.

(О. Григорьев)

4. Исследование воспроизведения интонации

Целью обследования является выявление умения ребенка дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи.

Материал для обследования: образцы предложений различных интонационных типов, стихотворные тексты, сюжетные картинки с эмоциональным содержанием.

4.1. Воспроизведение отраженно фраз с разными интонациями

Инструкция: «Послушай и повтори с той же интонацией, как экспериментатор».

- Солнце светит. Солнце светит?

Солнце светит!

- Сверкает молния. Сверкает молния?

Сверкает молния!

- Снег идет! Снег идет? Снег идет.

- Я пойду в гости! Я пойду в гости.

Я пойду в гости?

- Мама пришла. Мама пришла!

Мама пришла?

4.2. Воспроизведение отраженно стихотворных строк в соответствии с интонациями экспериментатора

Инструкция: «Послушай внимательно и повтори за экспериментатором отдельно каждое предложение».

- Ты куда идёшь, медведь?

- В город ёлку поглядеть!

- Да на что тебе она?

- Новый год встречать пора.

- Где поставишь ты её?

- В лес возьму, в своё жильё.

4.3. Воспроизведение отраженно за экспериментатором фраз с противоположными типами интонации

Инструкция 1. «Экспериментатор будет задавать вопрос, а ты ответь той же фразой, но с другой интонацией».

Экспериментатор

Ребенок

Ночью шел снег?

Ночью шел снег.

Хорошо зимой в лесу?

Хорошо зимой в лесу.

Зимой медведь спит?

Зимой медведь спит.

Инструкция 2. «Теперь экспериментатор будет произносить фразу, а ты спрашивай, задавай вопросы».

Экспериментатор

Ребенок

Сегодня будет дождь.

Сегодня будет дождь?

Свет горит.

Свет горит?

На улице холодно.

На улице холодно?

4.4. Самостоятельное воспроизведение интонаций, отражающих эмоциональное состояние на материале отдельных фраз

Инструкция: «Произнеси за экспериментатором одну и ту же фразу с разной интонацией: удивленно, радостно, грустно».

Фразы

Удивленно

Радостно

Грустно

Снег идет.

-

-

-

Мы пойдем гулять.

-

-

-

Наступила весна.

-

-

-

4.5. Самостоятельное воспроизведение мелодики повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений

При этом образец интонационного оформления предложений экспериментатором не демонстрируется.

Процедура: Ребенку предлагается сюжетная картинка со смысловым и эмоциональным содержанием. Экспериментатор в устной форме описывает содержание. Ребенок должен произнести предложение, окрашенное интонационно в соответствии с этой ситуацией.

Инструкция: Рассмотри картинки.

Как сказать, что светит солнце?

Как спросить, пойдут ли дети гулять?

Как сказать, когда дети радуются, что пойдут гулять?

Как спросить имя у нового ребенка в группе детского сада?
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей