Р.А. Курбанов, С.М. Хорош
ГЛАВА IV: ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ
СЛЕПОГО РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
До поступления в школу ваш ребенок все время про-водит с вами. Как
и всякий маленький ребенок, он нужда-ется в любви, ощущении комфорта и
безопасности.
Постарайтесь сделать так, чтобы квартира была, на-сколько это
возможно, безопасной для вашего ребенка. Никто из маленьких детей в
период роста не застрахован от падений, ушибов и синяков, но для
слепого ребенка ве-роятность набить себе шишку (а то получить и более
серь-езную травму) гораздо выше.
Когда ваш ребенок начнет ходить, то он захочет об-следовать окружающее
пространство, используя открыв-шиеся для него возможности. Вoвремя
позаботьтесь о его безопасности. Освободите как можно больше площади в
квартире или в той ее части (комнате, коридоре), где ваш ребенок
больше всего движется, от различных предметов, которые могут оказаться
на его пути и стать для него не-предвиденным препятствием. Следите за
тем, чтобы в проходах из комнаты в комнату, в коридоре не оставля-лись
вещи, о которые может споткнуться ребенок во время своего движения.
Как правило, слепые дети прекрасно осваивают про-странство своей
квартиры и знают в ней каждый уголок. Слепой ребенок усваивает, где и
какие предметы находят-ся в квартире и сам выбирает маршруты движения.
Поэто-му помните, что любой предмет, сдвинутый со своего при-вычного
места или переставленный на другое место, мо-жет стать неожиданным
препятствием на его пути. Дого-воритесь со всеми членами семьи и
соблюдайте это прави-ло неукоснительно: всякий предмет, каждую вещь
необхо-димо возвращать на свое место после их использования.
Решите для себя вопрос о дверях, ведущих из кори-дора в комнату. Двери
должны быть всегда открыты или всегда закрыты. Для вашего ребенка его
ближайшее окру-жение должно быть постоянным. О всех изменениях,
про-исшедших в квартире, предупредите своего ребенка, дайте ему с ними
познакомиться.
В целом, требования к безопасности в квартире, где живет слепой
ребенок, мало чем отличаются от тех, кото-рые соблюдаются и в отношении
зрячих детей. Не держи-те в пределах досягаемости режущие и колющие
предме-ты, лекарства и небезопасные для здоровья химические вещества.
Следите за тем, чтобы окна были закрыты, а ес-ли вы их открыли,
следите, чтобы рядом не находились предметы, с помощью которых ребенок
мог бы дотянуться до окна.
Обратите внимание на состояние пола в вашей квар-тире. Он не должен
быть очень скользким, на нем не должно быть выступов или, наоборот,
щелей, о которые может запнуться при ходьбе слеnoй ребенок. Уберите с
пола электрические провода, электророзетки закройте специальными
заглушками или загородите громоздкими вещами.
Выступы мебели, углы столов, подоконников, нахо-дящиеся на уровне глаз
или головы ребенка, закройте мяг-кой тканью, чтобы предотвратить ушибы
или травмы.
Старайтесь предусмотреть опасные ситуации, содер-жащие угрозу здоровью
вашего ребенка. В то же время научите его самого избегать опасных
ситуаций. Поэтому не ограничивайте свободу передвижения ребенка по
квар-тире. Познакомьте его со всеми помещениями, дайте воз-можность
узнать, где и какие вещи находятся. Расскажите о их назначении.
Очень часто слепой ребенок не имеет правильного представления о том,
откуда берется та или иная вещь. Многие предметы мы вкладываем ему
непосредственно в руки, а затем забираем. Если зрячий ребенок может
про-следить взором за нашими движениями и за траекторией движения
предмета, то слепому это недоступно. Поэтому у него могут возникнуть
неверные представления о том, что эти предметы неизвестно как
"возникают" и неизвестно куда "исчезают". Давая ребенку тот или иной
предмет в руки, покажите, откуда вы его взяли. Предложите ребенку
положить этот предмет на место.
Вашему ребенку будет легко найти необходимую вещь, если у каждой вещи
в доме будет свое постоянное место, и eсли все члены семьи, в том
числе и ребенок, приучатся каждую вещь возвращать на свое место. В
по-исках нужной вещи зрячему достаточно окинуть взором помещение, в то
время как слепому приходится каждый раз медленно и тщательно ощупывать
все вокруг.
Навыки самообслуживания
Ваш ребенок, как и любой другой, испытывает раз-личные желания и
потребности. Пока он маленький, все его потребности удовлетворяете вы
сами. Он же при этом остается достаточно пассивным. Взрослея, слепой
ребе-нок, как и зрячий, учится сам удовлетворять свои потреб-ности,
обслуживать себя. Но если зрячие дети могут на-блюдать за тем, как это
делают взрослые, и благодаря это-му быстрее осваивают необходимые
навыки, то слепых детей надо последовательно, шаг за шагом учить
каждому действию, и поэтому процесс овладения навыками
само-обслуживания несколько затягивается. При правильной организации
обучения и постоянной тренировке ваш ребе-нок сможет к 5-6 годам
научиться самостоятельно умы-ваться, чистить зубы, вытираться,
пользоваться туалетом, одеваться, есть.
При обучении навыкам самообслуживания следует выполнять некоторые
общие требования, которые облег-чат обучение вашего ребенка. При
обучении ребенка ка-кому-либо новому действию займите позицию позади
ре-бенка. Свои руки положите на его руки и его руками про-изводите то
движение, которому вы обучаете. Все свои действия в отношении ребенка,
все действия ребенка сле-дует называть, объяснять их назначение и
порядок выпол-нения. Каждое действие выполняйте в строго определен-ной
последовательности, которая сохраняется во все время обучения до
усвоения ребенком этого действия.
Обязательно используйте остаточное зрение ребенка. Научите его
распознавать цвета и ориентироваться в своем поведении на цвет
предметов, с 'которыми он действует. Постепенно уменьшайте помощь
ребенку, предоставляя ему все большую самостоятельность в
осуществлении дей-ствий по самообслуживанию, но продолжайте
контроли-ровать правильность выполнения действия. Во время обу-чения
ребенка будьте терпеливы, не старайтесь делать за ребенка то, что он
должен уметь делать сам, не опережай-те событий и не подгоняйте его.
Необходима выдержка и доброжелательное отношение к своему ребенку.
Пред-ставьте, как ему трудно.
У многих слепых детей может быть нарушена коор-динация рук, руки могут
быть слабыми. Часто слепые дети сопротивляются, вырывают свои руки из
рук взрослого, отталкивают от себя незнакомые предметы. Поэтому очень
важно при обучении различным навыкам создать довери-тельное,
положительно окрашенное эмоциональное обще-ние. Для маленького ребенка
очень важна ваша заинтере-сованность в его успехах. Не скупитесь на
поощрения, по-хвалите ребенка за малейший успех.
Ваше терпение будет вознаграждено сторицей. Ваш ребенок сможет легко и
быстро выполнять те действия, которые у него не получались, из
беспомощного, во всем зависящего от вас, он превратится в
самостоятельного, уверенного в своих силах человека.
Навыки гигиены
До поступления в школу или в дошкольную группу при школе вашему
ребенку необходимо научиться самому умываться и вытираться полотенцем,
чистить зубы, поль-зоваться туалетом.
При обучении ребенка этим действиям выберите оп-ределенную
последовательность выполнения действий. Решите, будет ли ваш ребенок
чистить зубы утром или ве-чером или дважды в день. Все действия
следует выполнять каждый день в одно и то же время, что облегчит
выработ-ку у него привычки.
Прежде, чем приступить к обучению, расскажите ре-бенку о том, почему
необходимо умываться и чистить зу-бы, познакомьте его с предметами,
предназначенными для умывания: мылом, мыльницей, зубной щеткой,
тюбиком с пастой, стаканчиком для полоскания. Покажите, как от-крывается
и закрывается кран с водой, как отрегулировать воду. Во избежание
ожогов ребенок должен запомнить, что сначала открывается кран с
холодной водой.
Познакомьте ребенка с помещением, покажите, где какая вещь лежит.
Определите постоянное место для каж-дой вещи в ванной комнате.
Приобретите или изготовьте устойчивую скамеечку или подставку, на
которой будет стоять ребенок во время умывания. Здесь же следует
раз-местить личные вещи ребенка: его зубную щетку и поло-тенце. Лучше,
если они будут находиться несколько в сто-роне от вещей других членов
семьи. Если у ребенка имеет-ся остаточное зрение, то подберите ему яркие
по цвету предметы.
Как уже было сказано, при обучении новому дейст-вию займите позицию
позади ребенка и положите свои ру-ки поверх рук ребенка. В этом случае
ему будет легче вос-принять правильно ваше движение и воспроизвести его.
Дайте ребенку в руки мыло, пусть он почувствует его на ощупь,
покажите, как намыливать руки и как смывать пе-ну. Все свои действия и
действия ребенка сопровождайте объяснениями: "Возьми мыло между
ладонями; потри ру-ки друг о друга; вытри руки насухо". Ребенок не
может видеть грязную пену, смываемую с его рук, но он может
почувствовать разницу в ощущениях от грязных рук и чис-тых, и вам нужно
обратить его внимание на это.
То же самое относится и к чистке зубов. Все дейст-вия, которым вы
обучаете ребенка, должны выполняться в определенной строгой
последовательности, их назначение и смысл должны быть понятны ребенку.
Какие-то опера-ции будут трудны вашему ребенку, но он должен иметь
представление о них и знать, как они выполняются и в ка-кой
последовательности.
Постепенно уменьшайте свою помощь, предоставляя ребенку возможность
самостоятельно совершать необхо-димые во время умывания действия.
Например, вы помо-гаете ребенку только намыливать руки, а моет их он
сам и сам вытирает. Или вы помогаете выдавить пасту на щетку, а зубы
ребенок чистят сам, сам промывает щетку и убира-ет ее на место. Со
временем на вашу долю останется толь-ко контроль за выполнением
действий.
Один из важных гигиенических навыков - пользо-вание туалетом. Может
пройти немало времени, прежде чем ребенок научится контролировать
действие кишечни-ка и мочевого пузыря.
Многие слепые дети научаются этому лишь к двум годам, а то и позже.
Это связано с тем, что физическое развитие слепого ребенка идет
медленнее, чем зрячего. Он позже начинает сидеть, позже начинает
ходить. Лишь ос-воив хождение, ребенок получает возможность
контроли-ровать гладкую мускулатуру, отвечающую за дефекацию и
мочеиспускание.
Приучить ребенка пользоваться туалетом следует раньше, чем он научится
хорошо ходить и будет способен в течение двух часов оставаться сухим.
Пока ваш ребенок не научился выражать свою нужду словами, вы, наблюдая
за ним, сами определите тот временной интервал, в кото-рый вашего
ребенка необходимо посадить на горшок. В это время и следует начинать
учить ребенка проситься в туалет и пользоваться им.
Расскажите и покажите, как устроен туалет, для чего он предназначен.
Ребенок должен знать, что не только он пользуется туалетом. Не
сдерживайте его, если он захочет участвовать в прибирании.
Конечно, маленькому ребенку затруднительно поль-зоваться унитазом,
поэтому обычно для него приобретают горшок. Горшок следует держать в
определенном месте (лучше в ванной комнате или туалете), и ребенок
должен приучаться пользоваться горшком тоже в определенном месте.
Покажите ему, куда вы удаляете содержимое горш-ка и как убираете
(спускаете воду в унитазе, моете гор-шок).
Когда ребенок привыкнет к горшку, научите его са-мостоятельно садиться
на него. Для этого горшок следует поставить в таком месте, где ребенок
мог бы одной рукой за что-нибудь держаться (это может быть край ванны,
край унитаза, ручка, привинченная к стене и т. п.). Когда ребе-нок
подрастет, он может начать пользоваться унитазом.
К числу необходимых умений, которые должен при-обрести слепой ребенок
к школьному возрасту, относится и умение одеться и раздеться без
посторонней помощи. Как и зрячие, слепые дети быстрее научаются
раздеваться, чем одеваться, т. к. раздеваясь, ребенок не обращает
вни-мание на правильное положение одежды, на то, вывернута одежда
наизнанку или нет.
При одевании и раздевании очень важно соблюдать строгую
последовательность действий. Пусть ваш ребенок еще слишком мал и не
совсем понимает, что вы с ним де-лаете, ваши действия при его одевании
и раздевании должны иметь определенную последовательность, кото-рую не
следует нарушать. Если вы начинаете одевать ре-бенка с правой ручки,
то делайте так всегда. Если вы наде-ваете ползунки или колготки с
правой ножки, то не меняй-те этот порядок. Все свои действия
сопровождайте слова-ми. Называйте предметы одежды и их части.
Обязательно побуждайте ребенка принимать участие в процессе одевания и
раздевания, просите его помочь вам: "Мы будем надевать правый рукав на
правую ручку, протяни свою правую ручку".
Еще не умея говорить, ваш ребенок проявит интерес к одежде, будет ее
ощупывать, помогать вам при одевании. Дайте ребенку познакомиться с его
одеждой. Расскажите ему о ткани, о цвете, покажите основные детали:
рукава, воротник, кармашки, пуговицы и т. д.
Одевая ребенка, постарайтесь находиться сзади него и своими руками
направляйте движения его рук. Вначале все его действия будут
совершаться с вашей помощью. Позже предоставьте ему возможность
некоторые операции осуществлять самостоятельно. Например: вы помогаете
просунуть ноги в брючки или колготки, а он сам натягива-ет их; или: вы
надеваете ему через голову кофту, а руки в рукава он просовывает сам.
По мере того, как ваш ребенок будет овладевать навыком одевания,
уменьшайте оказы-ваемую ему помощь.
Поскольку слепой ребенок не видит, как одеваются другие, то ему
необходимо показать, что у одежды есть передняя и задняя, лицевая и
изнаночная стороны. Научи-те ребенка определять, где передняя, а где
задняя сторона. В этом ему помогут некоторые детали одежды: пуговицы,
карманы, швы. То же самое относится и к определению лицевой и
изнаночной сторон. На белье, рубашках, кол-готках они определяются по
шву; на верхней одежде - по наличию деталей и по подкладочной ткани.
Вот почему важно научить ребенка так снимать с себя одежду, чтобы она
не выворачивалась наизнанку.
Вы можете облегчить своему ребенку определение лицевой и изнаночной
стороны, а также передней и задней сторон одежды, если пометите каждую
вещь ребенка ка-кой-нибудь меткой, нашитой в определенном месте. Это
может быть пуговка или какой-нибудь крупный шов и т. п. Метку следует
пришивать в одном и том же месте, напри-мер, спереди с лицевой
стороны.
То же относится и к обуви ребенка. Дети часто пута-ют правый и левый
тапочки или правый и левый ботинки. На обувь также можно прикрепить
определенные метки. Со временем ваш ребенок сам научится различать, где
ле-вый, а где правый ботинок по ощущению неудобства из-за неправильно
надетой обуви.
Обучая ребенка одеваться, старайтесь найти наиболее удобные способы
выполнения различных операций, кото-рые облегчат вашему ребенку
обучение. С этой целью вы можете закрыть глаза и представить, как
лучше повернуть тот или иной предмет одежды, как определить, что это и
т.д. Это поможет вам лучше понять и предвидеть те за-труднения, с
которыми столкнется ваш ребенок.
Большую трудность обычно вызывает у слепых детей овладение навыками
застегивания пуговиц и зашнуровы-вания ботинок. Чтобы ребенку легче
было усвоить эти действия, их следует изучать отдельно, например: дать
ре-бенку ботинок, набитый бумагой, и вместе с ним шнуро-вать его, или
учить ребенка застегивать и расстегивать сначала крупные пуговицы на
пальто.
Очень важно, чтобы у ребенка вырабатывалась при-вычка убирать на место
(или аккуратно складывать) сня-тую им одежду и обувь. Ребенок должен
знать, где висит его одежда, в каком порядке. В этом случае ему легко
бу-дет самому найти свою одежду и одеться.
Участие в домашних делах
Обучение ребенка навыкам самообслуживания зна-чительно расширяет его
самостоятельность, но не ограни-чивайтесь только этим. Помните, что
вашему ребенку при-дется жить в мире зрячих, во многих бытовых
ситуациях полагаться только на себя. Привлекайте ребенка к участию в
домашних делах как можно раньше. Он должен чувство-вать себя полноценным
членом семьи, ее частью. Пусть у него будут определенные домашние
обязанности, тогда ваш ребенок почувствует свою значимость.
Начинайте с легких поручений по дому, которые дос-тупны ему, например,
что-то принести или отнести (веник, совок). Можно привлекать ребенка к
уборке квартиры или кухни. Слепым детям доступно протирание мебели от
пы-ли, вытирание кухонного стола. Последнее слепой ребенок должен
производить иначе, чем зрячий. Лучше, если он будет сметать крошки
сначала к середине стола, a затем уже все собранные крошки сметать в
подставленное ве-дерко или тарелку, совок.
Ребенку можно доверить расставить посуду на столе, т.е. произвести
сервировку стола. Дайте ему положить хлеб в тарелку, пересыпать сахар
в сахарницу. Поставить грязные тарелки в мойку.
Под вашим руководством ребенок может поливать цветы. Если у вас есть
садовый участок или дача, если вы живете в сельской местности и у вас
есть огород, то обяза-тельно следует привлекать ребенка к работе на
огороде, в саду: научите ребенка ухаживать за растениями (поливать их,
пропалывать), покажите ребенку, чем отличаются сор-няки от тех
растений, что растут на огороде.
При обучении ребенка всем этим элементарным тру-довым навыкам
продумайте порядок выполнения каждого действия, объясните, зачем оно
нужно, и покажите, как его выполнять.
Есть целый ряд бытовых действий, которые мы вы-полняем по привычке и
даже не задумываясь над тем, что слепой ребенок может о них и не
подозревать. Здесь слу-чай аналогичный тому, как у ребенка "возникают"
и "ис-чезают" неизвестно откуда взявшиеся вещи. Например, чтобы
сделать чай сладким, мы кладем в него сахар, а что-бы его остудить, мы
доливаем в него холодную воду. Очень часто наш ребенок получает чай
уже сладким и ос-туженным. Если вы не расскажете 'и не покажете
ребенку все предыдущие действия, то он так и останется в убежде-нии,
что чай таков всегда.
В быту для слепого ребенка нет мелочей. Вы должны помнить, что даже
если еще по возрасту и своим умениям ребенок не может выполнять
какое-либо действие, то он должен знать, что такое действие
совершается и для чего оно совершается. У целого ряда действий, которые
вы со-вершаете в отношении своего ребенка, имеется своя
"пре-дыстория", которую следует раскрыть слепому ребенку. Как каждая
вещь должна иметь свое место, так и каждое действие должно иметь свою
последовательность.
В 7 лет ваш ребенок пойдет в школу и на некоторое время будет оторван
от семьи и от быта семьи. В школе-интернате быт резко отличается от
того, к чему ребенок привык в семье, и многие навыки могут не найти
приме-нения, и в то же время целый ряд навыков, связанных с
самообслуживанием, становятся очень необходимы ребен-ку. Кроме того, в
школе ребенок приобретет те навыки, которыми ему трудно, а порой и
невозможно овладеть в семь лет. Будьте союзниками школы в этих
вопросах. По-могайте своему ребенку совершенствовать те навыки,
ко-торые он приобретет в школе.
Сейчас в школах-интернатах для слепых детей вве-дены коррекционные
курсы, направленные на развитие целого ряда специфических умений и
навыков: это курсы по развитию остаточного зрения, осязания,
пространст-венной ориентировки, курс по социально-бытовой
ориен-тировке, ритмике, лечебной физкультуре.
Обязательно постарайтесь выделить в квартире сво-ему ребенку рабочий и
игровой уголки, а если есть воз-можность, то и комнату, где он мог бы
заниматься своими делами: играть, читать, выполнять домашнюю работу.
Не-обходимо предусмотреть место для различных вещей ре-бенка и его
игрушек. Сделать полку, на которой будут храниться его книги.
Поскольку книги для слепых печата-ются рельефно-точечным шрифтом, то
они громоздки и занимают много места. Продумайте, где они смогут
раз-мещаться.
Многие родители активно используют проигрыва-тель или магнитофон,
чтобы занять своего ребенка. Так как дети быстро обучаются
пользоваться этой аппаратурой сами, то эти предметы также должны
находиться поблизо-сти от рабочего места ребенка.
Девочки должны иметь несколько кукол средней ве-личины (30-50 см).
Возможен такой их подбор: кукла-младенец, 1-2 куклы-девочки,
кукла-мальчик. Желатель-но, чтобы у кукол были волосы, которые можно
было бы расчесывать и делать прическу, и закрывающиеся глаза. Следует
сшить куклам различную одежду (нижнюю и верхнюю).
Нужно подобрать или сделать самим соответствую-щую размерам кукол
мебель: стол, стулья, кровать, шкаф. Не лишними будут плита и
холодильник. В кукольном уголке должны быть игрушечная посуда, утюг,
тазик для стирки.
Если приобретение игрушечной мебели вызовет трудности, не стоит
огорчаться. Их легко могут заменить коробки. Плиту также можно сделать
из коробки, вырезав в ее верхней части два кружка-конфорки и вставив в
боко-вую поверхность две палочки-ручки кранов. Главное, что-бы у куклы
была комната, в которой были бы те предметы, которые окружают ребенка.
Действуя с игрушками, проигрывая различные жиз-ненные ситуации, ребенок
постепенно учится тому, как выполняются действия с реальными
предметами. Кроме того, игрушки помогают создать целостный образ тех
предметов, которые ребёнку трудно обследовать целиком (например,
шкаф). Таким образом, игрушки выступают в качестве моделей реальных
предметов.
Куклы-игрушки помогают детям овладеть навыками самообслуживания.
Одевая куклу, ребенок закрепляет зна-ния о различных видах одежды,
учится находить части одежды, служащие ориентирами при одевании
(воротник, карманы и др.) учится обращаться с разными видами за-стежек.
Кормление куклы или мишки, застилание куколь-ной постели также помогут
в дальнейшем овладеть соот-ветствующими трудовыми навыками.
Проигрывание знакомых ребенку жизненных ситуа-ций в совместной игре с
мамой или старшей сестрой вво-дит его в мир разнообразных человеческих
отношений, дает возможность узнать те их стороны, которые могут быть
скрыты от него в результате глубокого нарушения зрения.
Слепой ребенок не может самостоятельно овладеть многими игровыми
действиями, так как он их непосредст-венно не наблюдает и не может
подражать им. Вместе с тем замечено, что в ролевых играх слепые дети не
выпол-няют действия изображаемых ими героев, а только назы-вают их,
держа в руках соответствующую игрушку. Такая пассивная игра не
развивает движений ребенка, не увлека-ет его и скоро надоедает.
Ребенка учат действовать с игрушками, поначалу взяв его руки в свои и
выполняя действия его руками. Впослед-ствии, когда ребенок научится
действовать с игрушками, нужно постоянно следить за тем, чтобы он не
заменял вы-полнение игровых действий их словесным описанием.
Если дочке нравится играть с небольшими куклами (10-15 см), то можно
устроить для них дом в поставлен-ном на бок ящике; вырезав в нем дверной
проем и окно, можно создать прекрасную модель комнаты. Во время иг-ры
ребенок будет незаметно для себя овладевать про-странственными
отношениями: потолок - сверху, кукла не может до него дотянуться,
слева от двери - окно и т.п. Игра с моделью дома поможет ему создать
целостный аде-кватный образ реальной комнаты, дома.
Куклы, мишки используются в играх не только де-вочками но и мальчиками.
Так, набор "Доктор Айболит" поможет вам поиграть с ребенком в
поликлинику, реали-зовав в игре те знания и впечатления, которые
ребенок по-лучил при посещении врача.
В игре в магазин можно использовать различные предметы и продукты.
Младшие школьники, у которых хорошо развита иг-ровая деятельность, с
удовольствием поиграют с вами в школу, усадив учиться кукол и игрушечных
животных.
Если в семье растет мальчик, то для его игр нужно подобрать
разнообразные автомобили (легковой, грузовой, автобус и др.), а также
самолет, лодку. Старайтесь найти такие игрушки, чтобы все их основные
части хорошо про-щупывались, а дверцы открывались. Хотя девочки не
бы-вают особенно увлечены игрой с транспортными игруш-ками, но и они
должны отличать игрушечный легковой ав-томобиль от грузового, знать,
как выглядят автобус, само-лет, теплоход.
Хорошо, если родители найдут в себе желание и ор-ганизуют игру в
автобус или поезд, поставив друг за дру-гом стулья и распределив между
играющими роли водите-ля, кондуктора и пассажиров.
Большую и несомненную пользу принесет игра в до-рогу, в которой ее
участники по очереди будут водителя-ми, пешеходами или милиционерами,
включающими све-тофор. Светофор, как нетрудно догадаться, делается из
прямоугольного куска картона. Три ярких круга - крас-ный, желтый и
зеленый - по очереди открываются. Если ребенок тотально слепой, то
"включенный" свет просто называется. Итак, милиционер "включает"
светофор, объ-являя, какой свет горит в данную минуту, а при зеленом
свете дает также звуковые сигналы (например, с помощью звучащей
игрушки).
Очень популярны у незрячих детей строительные на-боры и особенно
конструкторы. Все родители это знают и обычно у детей дома эти игрушки
есть. Дети подолгу мо-гут сидеть за столом, занимаясь с ними. Однако
разви-вающий эффект занятия будут иметь только в том случае, если
родители смогут увлечь ребенка созданием новых, все более сложных
построек.
Важным этапом в конструировании является по-строение дома с четырьмя
стенами. К сожалению, бывает, что дети в 7-8 летнем возрасте, несмотря
на любовь к за-нятиям с конструктором, не представляют себе, как нужно
расположить стены дома по отношению друг к другу, у них нет четкого
представления о внешнем облике дома, о соотношении его частей.
В уголке дошкольника должны быть также разнооб-разные дидактические
игрушки: пирамидка (для младших детей), вкладные стаканчики, матрешки,
вкладыши, ящики с наборами форм, в отверстия которых вставляются
гео-метрические формы.
Среди игрушек ребенка непременно должны быть детские лопата, грабли,
лейка для серьезных занятий на огороде или во дворе. Ребенок
почувствует себя полно-ценным членом семьи, вскапывая с папой грядку
или по-ливая цветы.
Ребенок должен также познакомиться с некоторыми простыми
инструментами, употребляемыми для домашних работ (ножницами,
штопальными иглами, пилой, молот-ком), учиться правильно обращаться с
ними. Сначала дей-ствия с инструментами нужно показать на игрушках,
после чего под наблюдением взрослых и в совместной деятель-ности с ними
осваиваются аналогичные действия с на-стоящими инструментами. Конечно,
при этом необходимо соблюдать правила безопасности (концы ножниц
должны быть закруглены и т.д.). Позднее он будет использовать эти
инструменты в обслуживающем труде.
Для детей старшего дошкольного возраста и школь-ников необходимо
приобрести такие настольные игры, как рельефное домино и лото, а также
шахматы, специально сделанные для незрячих. Найдите время, чтобы
поиграть в них с ребенком.
Умело подобранные игрушки, включенные в совме-стную игру ребенка с
родителями, братьями и сестрами, а также настольные игры могут
способствовать развитию слепых детей не меньше (в чем-то и больше),
чем упорные занятия. К сожалению, очень часто и в семье, и в
специ-альных дошкольных учреждениях, в школе развитию иг-ровой
деятельности не уделяется достаточно внимания. что препятствует
гармоничному развитию детей.
Из всего сказанного следует, что сами по себе игруш-ки, какими бы они
хорошими не были, не дадут значи-тельного эффекта в развитии ребенка.
Необходимо, чтобы взрослый (или другой ребенок с помощью взрослого)
по-мог ребенку обследовать игрушку, обыграть ее, включить в игровую
ситуацию, игровые действия. Это значит, что слепого ребенка необходимо
учить элементам игры.
И последнее, что следует подчеркнуть - это необхо-димость с раннего
возраста приучать ребенка убирать на место игрушки и всегда держать
свой уголок в порядке. И не только после игры, но и во время нее. Это
даст ребенку возможность легко ориентироваться среди игрушек: не ис-кать
их во время игры. И тогда игра принесет ему только радость. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |