ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 5
|
Глава 1 КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: КТО ОН? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 7
|
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ В РОССИИ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ. . . . . . . . . . . . . . .
| 7
|
§ 1. Когда педагог начал руководить классом? . . . . . . . . . . .
| 7
|
§ 2. Классный руководитель в советской школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 9
|
ОРГАНИЗАТОР, ВОСПИТАТЕЛЬ, ПОМОЩНИК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 11
|
§ 3. Что делает классный руководитель в школе сегодня? . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 11
|
§ 4. Каковы функции классного руководителя? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 13
|
§ 5. Что понимается под критериями эффективности работы классного руководителя?
| 16
|
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КЛАССЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 17
|
§ 6. Как воспитывать учащихся в классе? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 17
|
§ 7. Что представляют собой цель и задачи воспитания? . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 19
|
§ 8. Каковы закономерности и принципы воспитания? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 23
|
§ 9. Что такое метод воспитания и какие методы можно выделить?
| 24
|
§ 10. Что такое приемы воспитания? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 28
|
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА РЕБЕНКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 31
|
§ 11. От кого надо защищать ребенка? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 31
|
§ 12. Что значит защитить воспитанника? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 33
|
§ 13. Как классный руководитель может помочь ученику? . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 36
|
| 41
|
§ 14. Как подготовить школьника к выбору профессии? . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 41
|
§ 15 Что такое профессиональные пробы? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 43
|
ФОРМЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С УЧАЩИМИСЯ
| 45
|
| 45
|
§ 17. Как выбираются формы работы? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 47
|
§ 18. Как организовать коллективную творческую деятельность детей? . .
| 49
|
§ 19. Каким может быть классный час? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 54
|
Глава 2 КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ И КЛАСС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 63
|
ШКОЛЬНЫЙ КЛАСС КАК КОЛЛЕКТИВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 63
|
§ 1. Как класс становится коллективом? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 63
|
§ 2. Каковы стадии развития классного коллектива? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 66
|
§ 3. В чем заключаются возрастные особенности классного коллектива?
| 71
|
§ 4. Что такое индивидуальность классного коллектива? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 74
|
§ 5. Как формируется личность ребенка в классном коллективе? . . . . . . .
| 75
|
РАЗВИТИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ КЛАССА.
| 79
|
§ 6. Что такое ученическое самоуправление? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 79
|
§ 7. В чем заключаются функции ученического самоуправления? . . . .
| 82
|
§ 8. При каких условиях самоуправление развивается более успешно?
| 83
|
§ 9. Как управлять классом вместе с детьми? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 84
|
§ 10. Каким быть классному ученическому собранию? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 87
|
§ 11. Как выбрать лидера? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 95
|
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ В РАЗНЫХ КЛАССАХ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 100
|
§ 12. Чем классы отличаются друг от друга? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 100
|
§ 13. Как понять класс? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 103
|
§ 14. Как подобрать класс для классного руководителя и классного руководителя для класса? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 110
|
Глава 3 КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ И СРЕДА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 113
|
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ В СТРУКТУРЕ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ |
|
§ 1. Кем и как управляет классный руководитель? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 113
|
§ 2. С кем сотрудничает классный руководитель, управляя классом?
| 116
|
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ И УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКИ . . . .
| 118
|
§ 3. В чем сущность взаимодействия классного руководителя и учителей предметников?
| 118
|
§ 4. Каково содержание работы классного руководителя с учителями предметниками?
| 119
|
§ 5. Какими могут быть формы взаимодействия классного руководитетя и учителей-предметников? . . . . . . . . . .
| 121
|
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ И КЛУБНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.
| 127
|
§ 6. Что представляет собой клубное объединение как воспитательный феномен?
| 127
|
§ 7. Как же педагогически целесообразно организовать взаимодействие класса и клубных объединений?
| 130
|
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ УЧЕНИКА
| 134
|
§ 8. Какова сущность взаимодействия педагогов и семьи? . . .
| 134
|
§ 9. В каких формах может осуществляться сотрудничество педагогов, учащихся и родителей?
| 137
|
§ 10. Как организовать работу с родителями детей? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 144
|
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ, СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ, ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ
| 156
|
§ 11. Почему необходимо взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| . 156
|
§ 12. Какие проблемы решают классный руководитель, социальный педагог и школьный психолог?
| 158
|
§ 13. В решении каких вопросов и в какой работе ведущая роль принадлежит социальному педагогу и школьному психологу?
| 159
|
Глава 4 ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
| 162
|
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
| 162
|
§ 1. Как определяются цели? . . . . . . . . . . .
| 162
|
§ 2. Какова взаимосвязь целей и задач? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 166
|
§ 3. Как осуществляется целеполагание? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 170
|
§ 4. Каким должен быть план работы классного руководителя? . . . . . . . .
| 172
|
§ 5. Как организовать коллективное целеполагание и планирование в классе?
| 178
|
АНАЛИЗ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
| 186
|
§ 6. Для чего необходим анализ работы классного руководителя?
| 186
|
§ 7. Как осуществить анализ педагогической работы? . . . . . . . . . . . .
| 187
|
§ 8. В чем особенности анализа формы работы? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 189
|
§ 9. Как провести анализ работы по итогам учебного года?
| 194
|
ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ . .
| 199
|
§ 10. Что понимают под эффективностью работы классного руководителя?
| 199
|
§ 11. Каковы особенности изучения эффективности работы классного руководителя?
| 200
|
§ 12. Как изучать воспитанность школьников? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 201
|
§ 13. Как определить уровень развития коллектива? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 205
|
§ 14. Как изучать эффективность педагогических средств? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 209
|
§ 15. Как изучать эффективность формы воспитательной работы?
| 212
|
§ 16. Какие требования необходимо соблюдать при изучении эффективности работы?
| 215
|
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ РАБОТЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 217
|
§ 17. Что такое индивидуальный стиль? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 217
|
§ 18. Как определять индивидуальный стиль? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 222
|
§ 19. Как формировать индивидуальный стиль? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 226
|
§ 20. Как рефлексия поможет сформировать индивидуальный стиль?
| 228
|
ПРИЛОЖЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 233
|
ДНЕВНИК КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 233
|
Должностные обязанности классного руководителя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 233
|
Приложение к дневнику классного руководителя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 245
|
ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КЛАССА
| 269
|
ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 274
|