Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

+КОНСП ЛЕКЦ_ЕП та СЕВ. Конспект лекций по нормативной дисциплине Экономика труда и социально экономические отношения


Скачать 1.35 Mb.
НазваниеКонспект лекций по нормативной дисциплине Экономика труда и социально экономические отношения
Анкор+КОНСП ЛЕКЦ_ЕП та СЕВ.doc
Дата21.09.2017
Размер1.35 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла+КОНСП ЛЕКЦ_ЕП та СЕВ.doc
ТипКонспект лекций
#16502
страница11 из 19
Каталогtanchik_nyaОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

С этим файлом связано 29 файл(ов). Среди них: Zhil_Legardinye_-_Ne_doveryayte_koshkam_33.doc и ещё 19 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   19

2. Формы безработицы


Общей основой и предпосылкой образования резервной армии труда является отделение непосредственных производителей от средств производства и отношения найма рабочей силы, что предполагает существование товарно-денежных отношений. В этих условиях решение вопроса – трудиться или не трудиться работнику – зависит от работодателей, владельцев условий производства и в конечном счете – средств существования рабочих. Процесс соединения средств производства и рабочей силы состоится лишь в том случае, если владелец вещественных факторов ожидает получить выгоду в виде прибыли или в других формах. Только тогда состоится купля рабочей силы и включение ее в процесс труда. Таким образом, образование относительного перенаселения (безработицы) имеет общими предпосылками отделение средств производства от непосредственных производителей и наличие товарно-денежных отношений, охватывающих и рабочую силу.

Это общие основы существования резервной армии труда. Непосредственными причинами безработицы экономисты различных направлений считают разные факторы.

Мальтузианцы (Т. Мальтус) видят причину безработицы в избытке народонаселения. Рабочие слишком быстро и легкомысленно размножаются.

Широко распространенная сегодня технологическая теория перекладывает вину за относительное перенаселение на технический прогресс. Каждое техническое нововведение выталкивает рабочих из производства.

У кейнсианцев безработица обусловлена недостатком эффективного (совокупного) спроса на товары и факторы производства.

Монетарист Ф. Хайек полагает, что безработица порождается «отклонением равновесных цен и заработков от стабильного рынка и стабильных цен». От этого отклонения возникает экономически необоснованное размещение трудовых ресурсов, что ведет к дисбалансу спроса и предложения труда.

Марксистская теория исходит из того, что причиной относительного перенаселения является рост органического строения капитала в процессе его накопления, вследствие чего относительно сокращается спрос капитала на рабочую силу. Это свойственно только капиталистическому способу производства.

Нет сомнения, что все эти теории занятости и безработицы правильно отмечают с различных позиций причинную обусловленность относительного перенаселения. Исходя из их интеграционной парадигмы (пример, образец с греч.) экономической теории, образование безработицы обусловлено недостатком совокупного рыночного спроса на товары и факторы производства, с учетом роста органического строения капитала. Такое определение причины относительного перенаселения включает в себя достижения экономических теорий различных направлений. Роль технического прогресса учитывается в повышении органического строения капитала. А теории Ф. Хайека и Т. Мальтуса вошли в указанное определение через изменение совокупного спроса.

Формы относительного перенаселения по Марксу, – это текучая, скрытая и застойная. Текучее перенаселение образуют безработные, которые появля-ются в процессе внутриотраслевого и межотраслевого перемещения рабочей силы. Скрытым перенаселением охвачены мелкие производители: крестьяне, ремесленники и торговцы. Их безработное состояние скрыто частичной занято-стью в собственном хозяйстве. Застойное перенаселение образуют крайне нерегулярно занятые работники, перебивающиеся случайным заработком.

Основная проблема рынка труда Украины – сокращение спроса на труд – чаще приводит к скрытой безработице в официальном секторе рынка работы, занятости в неформальном и нетоварном секторах, усиление внешней трудовой миграции, чем к открытой безработице, зарегистрированной учреждениями по вопросам трудоустройства.

В связи с изменениями в отраслевой структуре занятости, заострились региональные проблемы занятости. Интересная дифференциация регионов страны по составу безработных. Сначала основную массу безработных в Украине составляли женщины, лица с высшим и средним специальным образованием, работники предпенсионного возраста. Но по мере роста безработицы увеличивается среди безработных частица мужчин, молодежи, лиц с низким уровнем образования.

Таким образом, по составу безработных можно оценить степень обострения безработицы в регионах: там, где преобладают женщины, люди преклонного возраста и лица с высоким уровнем образования, безработица находится на начальных стадиях, уровень безработицы невысокий, но возрастает он быстро. В тех регионах, где среди безработных высокая частица мужнин, молодежи и лиц с низким уровнем образования, проблемы безработицы очень острые, уровень его высокий, но возрастает он, как правило, медленнее чем в среднем по стране.

Важным для Украины есть также вопрос сельской безработицы. В начале экономических преобразований сельская местность считалась очень трудодефицитной, способной обеспечить работой значительное количество безработных городских жителей. Эти прогнозы не оправдались. Падение уровня потребления и экспорта сельскохозяйственной продукции крайне обострили проблемы ее сбыта, и в результате по уровню доходов и возможностью продуктивной занятости сельские жители оказались еще в более сложном положении, чем горожане. Огромное напряжение на сельском рынке труда, поскольку свободных рабочих мест здесь практически нет. Высочайший уровень сельской безработицы наблюдается в регионах с высоким естественным приростом населения.

Скрытая безработица

В последние годы одной из важнейших проблем занятости в Украине стала скрытая безработица. Основная причина этого явления – спад производства и неадекватное ему сокращение занятости. Количественно скрытая безработица означает численность работников, которые стали ненужными в связи со спадом производства или структурными изменениями в нем, но продолжают формально считаться занятыми, и при улучшении экономической конъюнктуры, или будут (готовы) работать эффективно, или должны быть высвобождены. Экономическая возможность значительного распространения скрытой безработицы вызвана неконтролируемым падением реальной заработной платы работников.

Скрытая безработица существует в таких формах:

– избыточная численность работников, которые получают полную заработную плату. Фактически эти люди не чувствуют себя безработными, но от их увольнения работа предприятия не ухудшится, а вот удержание их – трудное бременя для экономики предприятия, ведет к подорожанию продукции, в конечном итоге к раскручиванию инфляционной спирали;

– удержание на предприятии лиц, которые работают на условиях неполного рабочего времени, получают соответствующую неполную зарплату, желают работать полное время, но по причине сокращения производства не имеют такой возможности. Эта форма скрытой безработицы называется частичной безработицей, если работник желает работать на условиях полной занятости. Если же работника устраивает такая форма работы, то это не безработица, а добровольная неполная занятость, которая является равноправной формой удовлетворения трудовых потребностей граждан;

– оформление определенной частью работников отпусков без сохранения или с частичным сохранением заработной платы. Эта форма скрытой безработицы наиболее часто служит причиной вторичной занятости работников, поскольку они на неопределенное время остаются с минимальной или и без заработной платы;

– наличие полнодневных и внутреннисменных простоев по организационно-технической причине (нарушение договорных связей, отсутствие электроэнергии и т. п.).

Следует отметить, что с развитием рыночных отношений, усилением жесткости финансово-кредитной политики государства, развертыванием конкуренции скрытая безработица будет сокращаться, и этот процесс уже начался. Задача состоит в том, чтобы она сокращалась в пользу эффективной занятости работников, а не только преобразованием скрытой безработицы в открытую.

Безработицей называется социально-экономическая ситуация в обществе, при которой часть активных трудоспособных граждан не может найти работу, которую они способны выполнять.

Безработные, в определении МОТ, – это лица в возрасте 15–70 лет (как зарегистрированные, так и незарегистрированные в государственной службе занятости), которые одновременно удовлетворяют трем условиям: не имеют работы (прибыльного занятия), ищут работу или стараются организовать собственное дело, готовы приступить к работе на протяжении следующих двух недель. К этой категории принадлежат также лица, которые учатся по направлениям службы занятости, нашли работу и ждут ответа или готовятся к ней приступить, но на данный момент еще не работают.

В Украине, согласно законодательным актам, безработными считаются граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости, ищут работу и готовы к ней приступить. Таким образом, официальная система учета безработицы в Украине занижает реальные показатели, поскольку большая частица безработных такими не считаются, так как они по разной причине не регистрируются в службе занятости.

Количество безработных – это абсолютный показатель безработицы, который указывает на ее размеры. Отношение количества безработных (Б) к количеству экономически активного населения (Эа) – это относительный показатель безработицы, который показывает его распространенность и называется уровнем безработицы (Рб):
Рб = (Б: Эа) 100%.
В изучении явления и проблем безработицы большое внимание отводится анализу его видов. Критериями выделения видов безработицы являются причины ее возникновения и продолжительность, а основными видами безработицы считаются структурная, фрикционная и циклическая безработица.

Спрос на работу – производное от спроса на товары и услуги, которые создаются этой работой. Поскольку с течением времени структура потребительского спроса изменяется, соответственно изменяется и спрос на работников. Определенные профессии и даже виды работ устаревают и не находят спроса на рынке труда. Представители этих профессий часто пополняют скамьи безработных. Это происходит потому, что люди, как правило, медленнее реагируют на технологические изменения (хотя бы потому, что обновление рабочих мест происходит быстро, а для подготовки специалиста нужно несколько лет). В результате структура предложения труда не отвечает структуре спроса. Безработица, которая возникает вследствие такого несоответствия, называется структурной. К этому виду принадлежит также безработица, связанная с территориальной оторванностью рабочего места и работника, который мог бы на нем работать. Структурная безработица неминуема, как неминуемы изменения в экономике. Пути решения проблем структурной безработицы состоят в развитии системы переподготовки работников, в ориентации профессиональной подготовки на будущие потребности рынка труда, в содействии профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы. Таким образом, от эффективности решения указанных проблем будут зависеть сроки пребывания работников в состоянии структурной безработицы, но сам этот вид безработицы присутствует в динамической экономике всегда.

Одним из принципов социально ориентированной рыночной экономики является свобода выбора работниками рода деятельности и места работы. В каждый определенный момент часть работников находятся в состоянии изменения работы: они или добровольно меняют работу, которая им не подходит, или впервые избирают работу, взвешивая это важное решение, или подыскивают работу в связи с окончанием срока контракта на предшеству-ющей работе и т. п.. Часть из них трудоустраивается, но в целом этот вид безработицы остается и называется фрикционным. Инициатива увольнения в этом случае исходит от работников. Фрикционная безработица при этом считается неминуемой и в определенной степени желательной, поскольку большинство работников ищут и находят выше оплачиваемую работу, которая и повышает их благосостояние, и увеличивает пользу для общества.

Общий уровень структурной и фрикционной безработицы, по признанию большинства экономистов, составляет естественный уровень безработицы. Фрикционная безработица – результат динамичности рынка труда, структура, которая возникает по причине территориального или профессионального несоответствия спроса и предложения на рынке труда. Таким образом, естественный уровень безработицы – это тот минимальный уровень, что отвечает понятию полной занятости. Его уровень постоянно возрастает в развитых странах, поскольку общий высокий уровень жизни дает работникам больше экономической свободы, включая и возможность длительно переобучаться или менять работу. На сегодня этот уровень колеблется в разных странах от 3 до 7%.

В условиях экономической нестабильности, если совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, производство свертывается, производный от совокупного спрос на работу резко сокращается, а предложение работы значи-тельно увеличивается в результате падения уровня жизни населения. В таких условиях быстро возрастает безработица, обусловленная количественным не-достатком рабочих мест для всех желающих работать. Этот вид безработицы называется конъюнктурным, или циклическим, поскольку он вызван изменени-ем экономической конъюнктуры, кризисной фазой экономического цикла. Ци-клическая безработица вызвана фактическим отсутствием свободных рабочих мест при значительном количестве безработных. В периоды экономических кризисов уровень циклической безработицы нередко превышает 10%, что пре-вращает ее в самую страшную социально-экономическую проблему, которая может вызвать непредусмотренные социально-политические изменения.

Различают постоянную (длительную) и временную безработицы. Официально установленного разделения между ними нет. Но, судя по литературе и сложившейся практике, в США продолжительность пребывания в состоянии безработицы в течение 15 и более недель можно считать длительной. Это самая опасная и чреватая последствиями форма относительного перенаселения (социальной напряженностью, дисквалификацией и психическими расстройствами безработного). Поэтому во всех странах правительства, их службы занятости в первую очередь обеспечивают работой такого рода безработных. Стремятся всемерно сократить их численность, если нельзя вообще предотвратить эти формы безработицы.

Чтобы избежать массовой безработицы и предотвратить крупное сокращение занятости, необходимо применять средства как долговременного, так и конъюнктурного (краткосрочного) характера.

К мерам первом рода относятся следующие:

1. Применение гибкой системы сочетания профессиональной подготовки и переподготовки с занятостью. Здесь подразумевается гибкость двоякого рода.

Во-первых, когда предприятия сокращают производство и образуется большой избыток рабочей силы, необходимо больше рабочих и служащих направить на переподготовку и повышение квалификации. Наоборот, когда производство высокими темпами расширяется, надо больше работников из сферы профобучения направить на заводы и фабрики. Во-вторых, гибкая систе-ма образования позволяет быстрее подготовить кадры рабочих и специалистов по новым дефицитным профессиям и специальностям. В Швеции, к примеру, основная часть расходов в программе занятости идет на профучебу (69%) и только 31% – на пособие по безработице. А вот в США средства по занятости расходуются соответственно 36 и 64%, во Франции – 26 и 74%;

  1.  Активная инвестиционная политика по созданию дополнительных, новых рабочих мест, а также сохранение и поддержка экономически целесообразных рабочих мест, развития временной занятости;

  2.  Увеличение размеров пенсий по старости и инвалидности, чтобы их хватало пенсионерам на нормальную человеческую жизнь. Тогда отпал бы мотив их вторичной занятости;

  3.  Широкое применение различных форм вторичной занятости: альтернативной рабочей неделе и т. п.;

  4.  Содействие миграции трудоспособного населения на работу за пределы региона.

Среди мер конъюнктурною (краткосрочном) характера смягчения безработицы следует отметить такие:

1. Развитие дополнительной занятости, индивидуальной трудовой деятельности по оказанию услуг (ремонт квартир, строительство гаражей, дач, погребов, ремонт бытовой радиотехники и др.);

  1.  Поощрение создания предприятий малого бизнеса;

  2.  Развитие пригородного фермерства;

  3.  Досрочное (на 1,5–2 года) отправление рабочих и служащих на пенсию по старости и др.

Главное уменьшить размеры открытой и длительной безработицы, ослабить ее тяготы путем превращения в частичную занятость. Это позволит смягчить социальную напряженность, предотвратить социальный взрыв.

3. Регулирование занятости и государственная политика в этой сфере

Занятость в рыночной экономике не может обеспечиваться исключительно через механизм рынка, так как для рабочего продажа рабочей силы, ее цена служат единственным источником физического существования. Продажу рабочей силы нельзя отсрочить, потянуть, выбирая более благоприятные условия соотношения спроса и предложения. Заминка с реализацией этого товара ставит вопрос о выживании рабочего и его семьи, и поэтому изменение конъюнктуры рынка напрямую воздействует на стабильность общества, поддерживать которую и призвано государство. В период свободной конкуренции напряженность на рынке рабочей силы имела отраслевой, региональный, а не глобальный характер, а также смягчалась благодаря такому амортизатору, как мелкое товарное производство. Со второй половины XX века существенно расширились масштабы рынка рабочей силы, то есть увеличилось число лиц, живущих лишь продажей своей рабочей силы, изменился характер и уровень потребностей работников. Чрезмерные колебания спроса и предложения на рынке рабочей силы стали чреваты социальным взрывом. Поэтому государство вынуждено было взять на себя функции регулирования рынка рабочей силы.

Кроме того, рынок может выявить лишь текущую потребность в рабочей силе. На этапе преобладания в производстве простого труда рынок успешно справлялся с определением спроса на личный фактор производства, и на пути предложения этого товара не было особых препятствий. Однако по мере усложнения труда необходимо все большее время для подготовки квалифицированной рабочей силы, то есть от выявленного на рынке спроса на рабочую силу определенного качества до ее поступления на рынок возникает временный разрыв, увеличивающийся с развертыванием НТР, повышением требований к рабочей силе. В то же время увеличиваются и затраты на подготовку рабочей силы высокого качества, которые не под силу собственнику рабочей силы, и обременительны для отдельного потребителя этого фактора производства. В последнее время возросший динамизм изменения сферы труда привел к тому, что человек не может иметь один род занятий и одно место работы в течение трудовой жизни. Следовательно, государство, прогнозируя изменения на рынке рабочей силы, должно взять на себя затраты по общеобразовательной подготовке и профессиональной переподготовке рабочей силы.

В современных условиях актуализировался региональный аспект развития, поставив вопрос об экономическом и социальном равновесии в обществе, так как ускорение темпов развития в одних районах, связанное со структурными преобразованиями в экономике, сочетается с превращением других – в районы экономического бедствия. Решение этой проблемы не может ограничиться только повышением географической мобильности рабочей силы, а возможно лишь при комплексном подходе и требует воздействия государства.

Интенсивные изменения рынка рабочей силы усложняют его функционирование и требуют адекватного развития его инфраструктуры, и прежде всего создания единого информационного пространства, совершенствование работы центров занятости и бирж труда. В масштабах общества это под силу государству.

Интеграция воспроизводственных процессов отдельных стран привела к росту миграции рабочей силы, с одной стороны, а с другой – к вывозу капитала и рабочих мест, что требует уже не только государственного, а и межгосударственного регулирования рынка рабочей силы.

Интернационализация хозяйственной жизни определяет развитие межгосударственных форм регулирования. Государство, разрабатывая меры воздействия на рынок рабочей силы, должно исходить из принципа равных возможностей всем гражданам, независимо от происхождения, социального, имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола и возраста, в свободном выборе вида деятельности и гарантировать каждому приоритетное право выбора между участием и неучастием в труде. Украина, осуществляя экономическую реформу, в Законе Украины «О занятости населения» провозгласила этот принцип как важнейший.

Причина пресечения добровольной незанятости может быть одна: преступный источник средств существования. Кроме того, государство должно гарантировать гражданину самому решать, где и сколько работать. Речь идет о свободе выбора меры труда, то есть приемлемых для конкретного человека режимов занятости и труда; свободе выбора профессии и сферы труда в любом из секторов экономики, свободе выбора географического места приложения труда. Государство должно гарантировать социальную защиту отдельным категориям граждан, наименее конкурентоспособным на рынке труда (инвалидам, лицам предпенсионного возраста, женщинам, имеющих детей, молодежи) и помощь временно лишившимся работы.

В государственной политике занятости должен реализоваться принцип согласования интересов и сотрудничества на этой основе профсоюзов, ассоциации предпринимателей, собственников предприятий и органов государственного управления.

Государство должно строить политику на рынке труда, учитывая принцип системности хозяйственного развития, предполагающий координацию деятельности в сфере занятости с другими направлениями экономической и социальной политики на народнохозяйственном и региональном уровнях.

Характер, принципы и система мер государственного регулирования рынка рабочей силы

Государственное регулирование рынка рабочей силы представляет собой системы мер целенаправленного воздействия на спрос, предложение, цену товара рабочая сила с целью стабилизации общества, повышения эффективности общественного воспроизводства, обеспечения устойчивого экономического роста.

Совокупность мер и специальных институтов, посредством которых государство осуществляет свое воздействие, называется механизмом регулирования рынка рабочей силы. Эти меры могут быть классифицированы следующим образом:

по масштабам воздействия – общие и селективные. Общие охватывают все трудоспособное население. Селективные распространяются на отдельные группы трудоспособных, например молодежь, или трудоспособных лиц, проживающих в определенном регионе, оказавшимся в результате структурных преобразований районом экономического бедствия;

по способу воздействия – прямые и косвенные. Прямые непосредственно направлены на создание дополнительных рабочих мест, установление минимальной заработной платы, регламентацию рабочего времени. Они являются регулирующими и корректирующими. Косвенные меры влияют на рынок рабочей силы посредством изменения условий хозяйствования через осуществление государством соответствующей налоговой, денежно-кредитной, бюджетной политики;

по типу воздействия – активные и пассивные. К активным мерам относятся те, которые направлены на повышение профессиональной и региональной мобильности трудоспособных, на сохранение и повышение уровня занятости на предприятиях. К пассивным – различные выплаты пособий по безработице;

по содержанию – экономические, административные, идеологические. Экономические включают предоставление кредитов, субсидий, льгот и дотаций предпринимателям, регулирование уровня налогов и процента и др. К административным мерам относятся законодательные акты, регламентирующие рабочее время, пенсионный возраст, ограничение иммиграции. Идеологические меры направлены на формирование общественного мнения, облегчающего проведение государством определенной политики на рынке рабочей силы;

по объекту воздействия – направленные на количественные параметры (динамика соотношения спроса и предложения рабочей силы),качественные характеристики (уровень образования и профессиональной подготовки, территориально-отраслевой структуры), организационный аспект рынка. Как правило, в период кризиса акцент делается на регулирование государством количественных параметров и организационных аспектов рынка рабочей силы, а в период оживления – на совершенствование его качественного состояния.

Использование тех или других мер в процессе регулирования изменяется под воздействием перемен в экономике.

Широкое распространение получают также направления в политике занятости, призванные подтолкнуть безработных к более активному поиску своего места в жизни. На это направлены программы, действующие во многих европейских странах, предусматривающие выплату лицам, не имеющим работы, всей суммы пособия по безработице за максимальный срок при условии открытия собственного дела.

Все больше внимания государство уделяет процессу переобучения, переквалификации (повышения квалификации) как способа улучшения гибкости рабочей силы.

Таким образом, государство, пополняя арсенал своего воздействия на рынок труда новыми средствами, может корректировать наиболее острые диспропорции.

Воздействие государства на рынок рабочей силы не безгранично. Пределы его определяются, прежде всего, эффективностью воспроизводства общественного капитала а также финансовыми ресурсами, которыми располагает государство; параметры регулирования определяются и внешнеэкономическими факторами.

Органы государственной власти на рынке труда Украины

Государственная политика Украины в сфере занятости населения базируется на таких принципах:

– обеспечение равных возможностей всем гражданам, независимо от происхождения, социального и имущественного состояния, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, политических убеждений, отношения к религии, в реализации права на свободный выбор вида деятельности соответственно способностям и профессиональной подготовке с учетом личных интересов и общественных потребностей;

– содействие обеспечению эффективной занятости, предотвращению безработицы, созданию новых рабочих мест и условий для развития предпринимательства;

– координация деятельности в сфере занятости с другими направлениями экономической и социальной политики на основе государственной и региональных программ занятости;

– сотрудничество профессиональных союзов, ассоциаций (союзов) предпринимателей, собственников предприятий, учреждений, организаций или уполномоченных ними органов во взаимодействии с органами государственного управления в разработке, реализации и контроле за выполнением мероприятий по обеспечению занятости населения;

– международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая работу граждан Украины за границей и иностранных граждан в Украине.

Одним из важнейших принципов является принцип сотрудничества профессиональных союзов, ассоциаций (союзов) предпринимателей, собственников предприятий, учреждений, организаций или уполномоченных ними органов во взаимодействии с органами государственного управления, призванными оказывать помощь координационным комитетам содействия занятости, которые могут создаваться для подготовки согласованных решений относительно осуществления политики занятости. Координационные комитеты содействия занятости состоят из одинакового количества представителей профсоюзов, органов государственного управления, собственников предприятий или уполномоченных ними органов, предпринимателей.

Порядок формирования координационных комитетов и организация их работы определяются представленными в них сторонами.

С целью реализации государственной политики занятости населения, профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки, трудоустройства и социальной поддержки граждан, которые временно не работают, в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины, создается государственная служба занятости, деятельность которой осуществляется под руководством Министерства труда и социальной политики Украины, местных государственных администраций и органов местного самоуправления.

ТЕМА 9. ПЛАНИРОВАНИЕ ТРУДА
1. Методика планирования труда.

2. Планирование роста производительности труда.

3. Планирование численности и структуры кадров

4. Планирование заработной платы. •
1. Методика планирования труда

В системе планирования на предприятии особое место занимает планирование трудовых показателей. Оно осуществляется в виде разработки плана по труду, который является важнейшим разделом плана экономического и социального развития предприятия. Планирование трудовых показателей преследует следующие цели:

  • обеспечение неуклонного роста производительности труда и превышение темпов ее роста над темпами роста средней заработной платы;

  • достижение экономии труда и фонда заработной платы;

  • соблюдение правильных соотношений в заработной плате отдельных категорий работников в соответствии с количеством и качеством их труда при установленном размере общего фонда заработной платы;

  • усиление материальной заинтересованности каждого работника и коллектива в целом в улучшении технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

  • обеспечение потребности в кадрах необходимой квалификации, а также повышение квалификации работников предприятия;

  • установление оптимального соотношения (пропорций) в численности персонала по функциям производства, обслуживания и управления.

Основой для разработки плана по труду являются:

– производственная программа;

– план повышения эффективности производства;

– нормы и нормативы затрат труда и зарплаты.

План по труду состоит из двух разделов: промышленно-производственная деятельность и непромышленная группа.

Первый раздел включает в себя следующие плановые показатели:

  • рост производительности труда (планируется в денежных единицах и в процентах к предшествующему периоду);

  • численность ППП;

  • норматив затрат зарплаты на единицу продукции по показателю, применяемому для планирования производительности труда;

  • фонд заработной платы;

  • фонд материального поощрения;

  • средняя заработная плата с учетом выплат из фонда материального поощрения;

  • фонд зарплаты несписочного (нештатного) состава.

Численность, фонд и средняя заработная плата планируются по категориям работников.

По разделу «непромышленная группа» планируются три показателя: численность работников, фонд заработной платы и средняя зарплата.

Приложениями к плану по труду являются:

– расчеты планового баланса рабочего времени одного рабочего;

– производительность труда по факторам;

– численность и фонд зарплаты вспомогательных рабочих;

– трудоемкость выпускаемой продукции;

– план подготовки и повышения квалификации кадров предприятия; разбивка показателей непромышленной группы по хозяйствам: ЖКО, детские сады и учреждения, капремонт зданий и сооружений хозяйственным способом и др.

Составление планов, как правило, должно осуществляться по следующей схеме:

– анализ показателей за предшествующий период, оценка ожидаемого выполнения плана и выявление имеющихся резервов;

– определение главных задач и разработка основных показателей плана;

– увязка и сбалансирование всех разделов и элементов плана.

2.Планирование роста производительности труда

Основной целью планирования производительности труда является поиск резервов, использование которых позволило бы организации выйти на более низкий уровень расходов на персонал, чем достигнутый конкурентами, и обеспечить тем самым возможность выживания в условиях рынка.

Повышение производительности труда является главным фактором прироста объема продукции, поэтому ее планирование занимает центральное место в системе планирования на предприятиях.

Темп роста производительности труда на планируемый год определяется отношением планового уровня производительности труда к базисному (или ожидаемому) в процентах.

Расчет возможного роста производительности труда осуществляется на основе экономической оценки влияния отдельных факторов на уровень выработки продукции.

В качестве меры влияния этих факторов на рост производительности труда принимается относительная экономия рабочей силы.

При планировании производительности труда применяются два метода: метод прямого счета и метод планирования по факторам.

С помощью метода прямого счета рассчитывается возможное уменьшение численности персонала под влиянием конкретных организационных и технических мероприятий. При этом вначале определяется плановая численность персонала по отдельным категориям с учетом ее возможного сокращения в результате внедрения запланированных мероприятий. Затем на основании рассчитанной плановой численности персонала и планового выпуска продукции вычисляются уровень производительности труда и темпы ее роста по сравнению с базовым периодом.

В условиях рынка предпочтение должно быть отдано второму методу планирования производительности труда, так как он позволяет выделить влияние внешних факторов, не зависящих от организации. Применение метода планирования по факторам предполагает, прежде всего, четкую классификацию факторов, единую для всех уровней управления.

Прогнозирование производительности труда на предстоящий период производится на основе расчета влияния факторов на его величину.

Наиболее существенным фактором роста производительности труда является повышение технического уровня производства в результате его комплексной механизации, автоматизации, внедрения новых видов оборудования, освоения новых и совершенствования действующих технических процессов, модернизации оборудования, улучшения качества сырья, материалов и др.

Для определения воздействия того или иного фактора на рост производительности труда рассчитывается экономия рабочей силы по отношению к численности работников, необходимой для выполнения заданного объема работ при базисной выработке.

При расчете влияния на рост производительности труда, изменения конструкций изделий, качества сырья, применения новых видов материалов и топлива необходимо исходить из предельно допустимых уровней затрат труда на производство продукции, установленных при ее проектировании, и перспектив снижения трудоемкости.

При планировании роста производительности труда важно учесть все мероприятия в области совершенствования управления, организации производства и труда. Их можно разделить на две группы.

К первой группе относятся мероприятия, проводимые в комплексе с техническим совершенствованием производства. Наряду с самостоятельным значением они служат условием для эффективного использования техники, комплексной механизации и автоматизации производства и в значительной степени находят количественное выражение в общих результатах, полученных за счет повышения технического уровня производства.

Ко второй группе относятся мероприятия, обеспечивающие повышение производительности труда, как правило, вне связи с повышением технического уровня производства (совершенствование управления производством, повышение уровня специализации, сокращение потерь фонда рабочего времени и потерь от брака продукции, снижения числа рабочих, не выполняющих установленные нормы и др.).

При расчете влияния мероприятий по совершенствованию управления производством широко используются проектные данные и данные передовых предприятий, имеющих наиболее рациональную структуру управления. Следует также руководствоваться нормативами численности по функциям управления, сравнивать расчетные и фактические показатели. Уменьшение потребности в рабочей силе вследствие увеличения норм и зон обслуживания определяется прямым счетом и находит отражение в изменении норм обслуживания и нормативов численности.

Влияние сокращения невыходов на работу, брака и отклонений от нормальных условий труда на уменьшение численности работников определяется аналогично влиянию сокращения потерь рабочего времени.

При расчете относительной экономии рабочей силы за счет ликвидации нерациональных затрат труда, вызываемых отклонениями от установленной технологии, условно принимается, что доплаты по заработной плате соответствуют потерям рабочего времени.

При расчете относительной экономии рабочей силы за счет снижения численности рабочих, не выполняющих норм выработки, следует исходить из показателя среднего выполнения норм этими рабочими, их удельного веса в общей численности и коэффициента выполнения норм в плановом периоде.

Экономия рабочей силы, зависящая от влияния природных условий (отраслевые факторы), рассчитывается с учетом изменения трудоемкости продукции.

Для обоснования плана роста производительности труда на предприятии следует учитывать влияние лишь тех факторов, которые зависят от усилий данного коллектива, и исключить из расчетов влияние таких факторов, как изменение природных ресурсов, уровня специализации, объема поставок по кооперации и пр.

Именно использование факторов, непосредственно связанных с трудовыми усилиями коллектива, должно обеспечить выполнение задания по росту производительности труда.

Рост производительности труда по каждому фактору в отдельности исчисляется как отношение экономии рабочей силы по этому фактору к расчетной численности работников минус общая относительная экономия рабочей силы.

Прирост производительности труда в связи с влиянием каждого фактора может быть исчислен исходя из удельного веса данного фактора в общем росте производительности труда.

Общий прирост производительности труда может быть определен путем суммирования данных о росте производительности труда по всем факторам в %.

3.Планирование численности и структуры кадров

В соответствии с законодательством предприятие самостоятельно опреде-ляет общую численность работников, их профессиональный и квалифика-ционный состав, утверждает штаты, т. е. формирует трудовой коллектив, способный в рыночных условиях достигать высоких конечных результатов.

Определение плановой численности и состава кадров является одной из наиболее важных задач внутризаводского планирования. Эта работа предполагает установление среднесписочного и явочного состава работающих по всем группам и категориям. Явочный состав выражается в физических лицах на определенную календарную дату, а среднесписочный характеризует ресурсы труда в среднегодовых работниках. Например, работник, поступивший на работу 1 июля и проработавший до 31 декабря, составит 0,5 среднесписочного работника.

Все планово-экономические расчеты по численности и составу кадров проводятся в среднегодовых показателях.

Планирование численности работников предприятий связано с показателем использования рабочего времени в течение года, измеряемым в человеко-часах и человеко-днях.

Одним из необходимых инструментов такого планирования является расчет баланса рабочего времени одного рабочего. (По другим категориям баланс, как правило, не составляется.)

Балансы бывают плановые и отчетные (фактические), их назначение – выявление резервов роста производительности труда и высвобождения работников за счет более рационального использования рабочего времени.

Баланс рабочего времени составляется по предприятию, цеху и участку в расчете на год с разбивкой по кварталам. Главные части баланса рабочего времени: календарный, номинальный и полезный (реальный) фонды времени. Календарный фонд равен числу календарных дней в плановом периоде. Номинальный фонд равен календарному фонду за вычетом праздничных и выходных дней в прерывных производствах или невыходов по графику сменности в непрерывных. Полезный фонд образуется из номинального путем вычета из него планируемых неявок, разрешенных законом (очередные и дополнительные отпуска, отпуска по беременности и родам, по учебе, неявки по болезни, в связи с выполнением гособязанностей). Все остальные неявки не планируются, но обязательно учитываются в отчетном балансе.

Часть планируемых неявок определяется путем прямых расчетов, размеры других устанавливаются на основе отчетных данных.

Баланс рабочего времени составляется в три этапа: 1) расчет среднего фактического числа рабочих дней; 2) установление средней продолжительности рабочего дня; 3) определение полезного фонда рабочего времени в часах.

Показатель планового баланса рабочего времени используется для расчета плановой численности рабочих.

На практике применяются различные методы планирования численности работающих. В их числе: укрупненный метод, планирование по категориям работающих на основе трудоемкости, нормативов численности и норм обслуживания и др.

Укрупненные методы планирования, численности работающих:

Методы планирования численности работающих связаны с непосредственным использованием показателей объема продукции и производительностью труда. Плановая численность работающих может быть установлена:

– прямым счетом как отношение планового объема продукции к плановой величине производительности труда;

– индексным методом. Вначале устанавливается индекс планового изменения (роста или уменьшения) численности работающих, который исчисляется как отношение темпа роста планового объема продукции к темпу планового роста производительности труда. С учетом этого индекса и базисной численности производится расчет численности работающих;

– путем расчета в плане возможного роста производительности труда под влиянием различных факторов.

Расчет производится в такой последовательности:

  1.  Определяется исходная численность в плановом периоде по базисной выработке с учетом роста объема продукции.

  2. Рассчитывается изменение (±) исходной численности работающих под влиянием различных факторов роста производительности труда.

  3.  Устанавливается плановая численность работающих.

Планирование численности рабочих

Планирование численности рабочих осуществляется различными методами, отличающимися некоторыми особенностями, зависящими от специфики труда и производства в каждой отрасли промышленности. В практике применяются следующие основные методы определения необходимого количества рабочих: на основе трудоемкости производственной программы; по нормам выработки в единицу времени, по нормам обслуживания и нормативам численности и др.

Расчет численности по трудоемкости работ

Этот метод применяется для определения плановой численности рабочих, труд которых нормируется по нормам времени на единицу продукции (работ). Его основой является плановая нормированная трудоемкость выпускаемой продукции (выполняемых работ), которая определяется по плановому нормативу трудовых затрат на единицу продукции (работ), умноженному на плановый выпуск продукции (выполняемых работ). Плановая численность основных рабочих находится путем деления трудоемкости производственной программы на полезный фонд рабочего времени одного рабочего за год. При этом дается планируемое перевыполнение норм времени.

Численность рабочих, необходимых для выполнения заданного объема работ в натуральном выражении можно определять по нормам выработки. Сначала определяется необходимый фонд времени для выполнения объема работ, исходя из норм выработки. Затем определяется численность рабочих.

Планирование численности рабочих по явочному времени

В ряде случаев плановую численность рабочих можно определить по явочному составу и планируемому фонду времени. Для этого необходимо рассчитать число рабочих мест в смену, в сутки и на подсмену рабочих, отсутствующих по уважительным причинам.

Явочное число рабочих в смену – это нормативная численность рабочих для выполнения сменного производственного задания по выпуску продукции.

При двухсменном режиме работы явочный состав умножается на два и корректируется на коэффициент использования номинального фонда рабочего времени – 0,94.

В условиях мелкосерийного и индивидуального производства, а также многономенклатурной продукции явочное число рабочих в смену определяется по плановому объему работ и фонду времени в плановом периоде.

На практике применяются и некоторые другие методы расчета явочного состава рабочих.

Планирование численности рабочих по числу рабочих мест и нормам обслуживания

При этом методе планирования определяется общее количество объектов обслуживания с учетом сменности. Частное от деления этого количества на норму обслуживания составляет явочное число рабочих. Для определения списочного состава вводится поправочный коэффициент, который является частным от деления номинального фонда рабочего времени на планируемое число рабочих дней.

Расчет по количеству рабочих мест применяется при планировании численности тех рабочих, для которых не могут быть установлены ни объем работ, ни нормы обслуживания. Это крановщики, стропальщики, кладовщики, комплектовщики и т. п. В этом случае составляется перечень рабочих мест и определяется потребность в рабочих днях для каждого из них.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   19

перейти в каталог файлов
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей