Главная страница
qrcode

Л.Г. .Нуриева Развитие речи у аутичных детей. Лариса Геннадьевна Нуриева Развитие речи у аутичных детей Лариса Геннадьевна Нуриева Развитие речи у аутичных детей


Скачать 177.93 Kb.
НазваниеЛариса Геннадьевна Нуриева Развитие речи у аутичных детей Лариса Геннадьевна Нуриева Развитие речи у аутичных детей
АнкорЛ.Г. .Нуриева Развитие речи у аутичных детей.doc
Дата09.11.2016
Размер177.93 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаL_G__Nurieva_Razvitie_rechi_u_autichnykh_detey.doc
ТипДокументы
#1442
страница6 из 9
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Кто кому помогает
Употребление дательного падежа после глагола «помогать». Спряжение глагола «помогать».

– Это наша комната. В комнате беспорядок.

– Я помогаю бабушке наводить порядок.

Отрабатываем вопрос «Кто кому помогает?» и ответ на него.


Как обозначить неопределенное количество предметов
Слова «много», «мало».

– У меня много/мало книг, цветов, знакомых и т. п.

Употребление существительных в родительном падеже множественного числа после количественных числительных 5-20 и слов «много», «мало».

– На улице много машин.

– Мама купила 6 открыток.

– Папа принес 10 яблок.

– У меня мало машинок.

– В коробке 16 кубиков.

– На дереве много птиц.

Кто чем занимается в свободное время
Спряжение глагола «заниматься».

– В свободное время мы занимаемся спортом.

– Это наш спортивный зал, здесь мы бегаем и прыгаем.

– Это наш бассейн, здесь мы занимаемся плаванием.

Активная лексика: спортивный зал, бассейн, плавание.

Пассивная лексика: штанга, брусья, кольца, конь, канат, корзина, сетка, гантели.

Как выразить необходимость совершить действие
Слово «надо» с личными местоимениями и в безличных предложениях.

– Мне надо пойти в магазин.

– Ей надо приготовить обед.

– Ему надо починить стул.

– Им надо идти в детский сад.

– Это надо сделать.

Учиться заканчивать предложения.

– Завтрау мамы день рождения. Мне надо...

– Саша плохо играет в футбол. Ему надо...

– Наташа плохо поняла рассказ. Ей надо...

– Коля и Антон хотят посмотреть, как живут волки, лисы, зайцы. Им надо...

– Марина не умеет танцевать. Ей надо...

– Мы хотим пойти в кино. Нам надо...

Как выразить просьбу, разрешение или запрещение совершить действие
Существительное или местоимение, обозначающее лицо, которому разрешается или запрещается совершить действие, всегда стоит в дательном падеже, а после слов «можно», «нельзя» употребляется только инфинитив.

– Да, можно. Нет, нельзя.

– Мне можно посмотреть, как работает кран?

– Да, можно. Но здесь стоять нельзя.

– А где можно стоять? (Уточнение.)

– Вон там, около дерева.

При расширении активного словаря на занятиях нужно сосредоточить внимание ребенка не на заучивании новых слов, а ставить его в ситуации мыслительных задач, когда надо производить осознанный выбор речевых форм. Работа проводится в условиях узких микротем, которые постепенно расширяются и объединяются. Это приводит к осознанию ребенком собственной речевой продукции и речи других.

Как поздравить с праздником
Глагол «поздравлять». Употребление винительного падежа для обозначения лица, которому адресовано поздравление («Витя поздравил Антона, Иру») и творительного падежа с предлогом для обозначения названия праздника, события («С Новым годом», «С днем рождения», «С праздником 8 Марта»). Личные местоимения в творительном падеже.


Как спросить, сколько стоит какая-нибудь вещь
Сочетание количественных числительных с существительным «рубль».

Игра «Спортивный магазин».

– Сколько стоит этот мяч?

– Пятьдесят рублей.

– Сколько стоят эти ласты?

– Сто рублей и т. д.

Активная лексика: продавать, сколько стоит, рубль, деньги, предметы из игры.

Как выразить чувство радости, удовольствия
Краткие прилагательные «рад», «рада», «рады».

– Папа рад, что у него сегодня выходной.

– Маша рада, что у нее есть свободное время.

– Мы рады, что поедем на дачу.

Как называются дни недели
Употребление названий дней недели в винительном падеже с предлогом «в» для обозначения времени действия.

– В понедельник я хожу в бассейн.

– Во вторник я хожу на рисование.

– В среду я хожу к логопеду. И т. д.

Как обозначить предмет, подобный тому, о котором говорится
Употребление указательных местоимений «такой», «такая», «такое», «такие».

– У меня тоже есть такой альбом (такая открытка, такое письмо, такие марки).

Как обозначить начало-конец действия
Инфинитив глаголов несовершенного вида после фразовых глаголов (начал читать, кончил читать).

– Мама начала читать эту книгу в среду, а закончила в воскресенье.

Как сказать, что кто-то к кому-нибудь часто ходит
Спряжение глагола «ходить». Употребление глаголов движения «идти – ходить» в настоящем времени.

– Ты куда идешь?

– В садик.

– Ты часто ходишь в садик?

– Да, каждый день.

Спряжение глагола (по лицам):

– Я хожу в садик.

– Ты ходишь в садик.

– Папа ходит на работу.

– Мы ходим гулять.

– Вы ходите в театр.

– Они ходят в библиотеку.

Как выразить желание брать с кого-нибудь пример
Предложения со сравнительным оборотом (союз «как»).

– Я хочу читать, как мама.

– Мама хочет танцевать, как эта балерина.

– Папа хочет петь, как этот артист.

– Мы хотим кататься, как эти дети. (И с отрицанием – не хочу).

Как сказать, что при определенном условии действие обязательно совершится
Сложноподчиненное предложение с придаточным условия (союз «если»).

– Если ты придешь ко мне, я покажу тебе свои рисунки.

– Если я буду хорошо заниматься, мама купит мне пряники.

– Если я прочитаю рассказ, мы пойдем гулять.

Как сказать, что ты можешь (не можешь) что-либо сделать
Спряжение глагола «мочь».

– Я сейчас не могу построить башню, у меня нет времени.

– А когда ты сможешь?

– Вечером.

– Паша, ты можешь дать мне ручку?

– Нет, не могу. Она у мамы.

– Вы можете прийти ко мне в воскресенье?

– Нет, не можем, мы уезжаем на дачу.

По мере изучения тем повышается уровень интеллектуализации речевых высказываний путем обозначения в речи действий, качеств, свойств предметов и их элементов, отношений и связей. Из наглядной ситуации ребенком выделяются предметы, действия и на этой основе сравниваются формы слов, конструируются различные предложения. Сначала ребенок учится сопоставлять резко контрастные признаки предметов, а затем – более сходные.

Как сравнить предметы, состояния
Сравнительная степень прилагательных. Предложения со сравнительным оборотом (союз «чем»). Сравнение неживых предметов.

Умение называть 1-2 признака любого предмета.

– Какой канат?

– Длинный и толстый.

– Какая нитка?

– Тонкая и короткая.

– Чем отличается канат от нитки?

– Канат толще, чем нитка.

– Канат длиннее, чем нитка.

– Что можно делать с помощью каната?

– Что-нибудь привязывать.

– А ниткой можно что-нибудь привязать?

– Можно.

– Что общего между канатом и ниткой?

– Ниткой и канатом можно что-нибудь привязывать.

Учим искать обобщающее слово.

Учим сравнивать по размеру, цвету, форме, материалу, по целевому предназначению (для чего?).

Сравнение живых существ.

1. Ищем обобщающее слово.

– Что общего у волка и лисы?

– Это дикие животные.

– Чем отличается волк от собаки?

– Волк – дикое животное, а собака – домашнее.

2. Если трудно подобрать обобщающее понятие, говорим о внешнем виде, о питании, о детенышах (что знаем).

Как сказать, кто старше (моложе)
Употребление количественных числительных в винительном падеже с предлогом «на» при указании на возраст. – Я старше тебя на 20 лет.

– Ты моложе меня на 20 лет.

– На сколько лет он старше меня?

– Мы одного возраста.

Как сказать, о чем мы говорим, думаем
Употребление предлога «о» («об») с существительным в предложном падеже. Личные местоимения в предложном падеже.

– Вчера мама рассказывала мне о черепахах.

– Мама беспокоилась обо мне.

– Я думал о ней.


Как сказать, что кто-либо умеет делать все (ничего)
Употребление местоимения «все» в предметном значении.

– Витя все умеет делать.

– Маленькая Таня ничего не умеет делать.

– Антон все знает о рыбах.

– Рома ничего не знает о рыбах.

– Миша все видит.

– Крот ничего не видит.

Для того чтобы индивидуализировать предложенную программу, необходимо четко представлять реальную картину интеллектуального и речевого развития ребенка. Тесное взаимодействие с семьей ребенка позволит определить как порядок прохождения тем, так и состав активной лексики, используемой на занятии. Нужно учитывать, что отработанные формы речевого взаимодействия будут для ребенка набором стереотипов на протяжении довольно длительного времени. Каждый вводимый речевой стереотип должен стимулировать необходимое на данном этапе общение и быть нацеленным на усложнение ситуации в будущем, т. е. заключать в себе возможность для расширения речевого взаимодействия. По мере формирования коммуникативных умений происходит также автоматизация грамматических структур. В случае успешного овладения предметно-словесными комбинациями можно переходить к работе над рассказами и пересказами, которая позволяет значительно обогатить пассивную и активную лексику ребенка.


7. Формирование монологической речи
Обеспечение речевой практики и расширение средств общения ребенка достигаются не только путем создания в межличностном общении ситуаций для диалогов, но и побуждением к монологической речи. Используется пробуждение интереса ребенка к окружающему, вырабатывается активное речевое поведение в ситуативном общении (сообщить важную новость, беседа о виденном и т. д.). При этом учитывается уровень общей ориентировки ребенка в окружающем и степень развития речевых возможностей, развитие контактности и потребности в общении.

Инициатива речевого общения должна постепенно переходить от логопеда к ребенку. Для аутичных детей, речь которых насыщена штампами и эхолалиями, характерно нарушение самой начальной стадии речевого общения: речевая инициатива, ее пусковой момент и постоянная инициативная канва речи, состоящая из плана или программы высказывания. Ребенок может успешно повторять слова и короткие предложения, односложно отвечать, заимствуя слова из вопроса, но не может пересказать услышанное, составить элементарный описательный рассказ, так как восприятие ребенка не аналитическое, а целостное, без улавливания плана текста и его смысла.

Практика составления плана высказывания начинает формироваться в процессе оречевления действий ребенка при выполнении им обычной работы по дому (выкинуть мусор в ведро, полить цветок) или по самообслуживанию. Сначала ребенок слышит инструкцию, например отнести на кухню ложки, а затем отвечает на вопрос, что им было сделано, как он это сделал, какие у него возникли трудности при выполнении задания (уронил ложку, поднял ее и т. д.). Затем на смену этим занятиям приходят инсценировки на различные бытовые темы, составление вариантов предложений, заканчивание предложений.

В качестве плана более сложного высказывания используются серии сюжетных картинок, подстановочные картинки с изображением отдельных эпизодов или отдельных предметов. Ребенок раскладывает картинки в нужной последовательности, отвечает на вопросы по эпизодам, составляет рассказ по опорным словам. При формировании связной монологической речи закрепляется умение ребенка строить и отдельное предложение, и целостный текст. При составлении рассказа по сюжетной картинке очень помогает общий для подобных текстов алгоритм связного высказывания.
План рассказа по сюжетной картинке
1. Описание общего действия, обозначение, когда и где оно происходит.

Например: Летом дети гуляли в лесу.

Зимой ребята лепили во дворе снеговика.

Девочки в садике накрывают на стол.

2. Дать детям имена (если их не больше пяти) и описать действие каждого из них.

Взрослых называть по профессии или родственным связям.

Например: Оля собирает кленовые листья.

Дима катает большой снежный ком.

Даша подает хлеб.

3. Завершается рассказ эмоциональной оценкой происходящего. Можно похвалить участников действия:

Как весело детям играть в парке!

Как дружно ребята играют!

Какие самостоятельные дети в этом садике!

А можно оценить результат действия:

Какие красивые букеты получились у девочек!

Какой большой снеговик получился у мальчиков!

Какой вкусный будет обед!

Таким образом, выстраивается минимально необходимый рассказ. Его легко расширить за счет уточнения деталей на картинке.

Имеет свой алгоритм и описательный рассказ о животном.

План описательного рассказа
1. Сообщение о том, где живет животное.

Например:

Лев живет в Африке.

Лиса живет в лесу.

2. Описание внешности:

а) общая характеристика (размер или особенности поведения).

Например:

Слон огромный, тяжелый.

Тигр большой, полосатый.

Зайчик маленький, пугливый.

б) описание частей тела:

голова (уши, нос, глаза, усы);

шерсть;

лапы, ноги;

хвост.

3. Чем питается.

Например:

Слон ест траву и ветки.

Лев ест мясо.

Расширять рассказ можно за счет дополнительных сведений о животном. Слушая ребенка, напоминаем ему о необходимости заменять название животного местоимениями (он, она, у него, у нее и т. д.). Объясняем, что так рассказ лучше звучит.

Чтобы визуализировать план рассказа, существительные печатаются на карточках одного цвета, а прилагательные – другого. Ниже приводится примерный зрительный план рассказа «Слон».

Составление подобных рассказов способствует актуализации словарного запаса ребенка, побуждает его к использованию синонимичных и антонимичных рядов, обогащает знания о мире, что облегчает решение основной задачи для аутичного ребенка – расширение форм коммуникации и взаимодействия с окружающими людьми.

1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов


связь с админом