Главная страница
qrcode

Л.Г. .Нуриева Развитие речи у аутичных детей. Лариса Геннадьевна Нуриева Развитие речи у аутичных детей Лариса Геннадьевна Нуриева Развитие речи у аутичных детей


Скачать 177.93 Kb.
НазваниеЛариса Геннадьевна Нуриева Развитие речи у аутичных детей Лариса Геннадьевна Нуриева Развитие речи у аутичных детей
АнкорЛ.Г. .Нуриева Развитие речи у аутичных детей.doc
Дата09.11.2016
Размер177.93 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаL_G__Nurieva_Razvitie_rechi_u_autichnykh_detey.doc
ТипДокументы
#1442
страница9 из 9
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Пятнадцатое занятие
Материал для занятия. Буква «Г». Лото «Г + гласные». Таблички со словами «гуси», «га-га-га», «да-да-да», «летит». Игрушка «гусь». Деревянные фигурки, отличающиеся друг от друга по размеру. Картинки с парами домашних животных, отличающихся по величине, например большая собака и маленькая собака, большая кошка – маленькая кошка.

Реакции ребенка. Максим раскладывает буквы «Г» на большом поле и многократно произносит звук, средний между (к) и (х). С интересом смотрит на логопеда, показывающего с помощью игрушки, как летит гусь. Мама помогает мальчику помахать ручками, имитируя полет. Малыш быстро понимает, что нужно делать и увлеченно машет руками, при этом радостно подпрыгивая. Слушает и наблюдает за игрой логопеда: «Гуси, гуси! Га-га-га! Есть хотите? Да-да-да!» Но сам не включается в игру. Дает по просьбе в руки педагога деревянные фигурки, но не ясно, понимает ли различие между словами «большой», «маленький». Животных рассматривать не хочет, поэтому логопед проигрывает задание с мамой. Максима мама придерживает рукой, чтобы не отошел от стола, пока задание не выполнено.

Изменения в поведении. На занятии ребенок очень возбуждается, радуется, что пришел в любимый кабинет, но не может совладать с эмоциями, много прыгает, подбегает то к маме, то к логопеду, смеется. Хочет общаться, но быстро пресыщается.

В начале занятия мальчик подходит к столу и выполняет первое задание на одном месте. Дома Максим справляется с заданиями успешнее, так как занимаются с ним в то время, когда он спокоен. Стал произносить: «Дай!», выражая просьбу. Когда сопротивляется каким-то маминым действиям, произносит: «Мама, не (т)». Улыбается детям на прогулке, особенно девочкам. Часто поет: «Ля-ля-ля», по просьбе произносит: «У». Улучшилось понимание речи. Если просят сесть, сразу идет к стулу, когда предлагают почитать книжку – бежит за книгой и садится смотреть картинки (раньше сразу бросал книги на пол), хорошо слушает чтение вслух (прежде убегал). Продолжает увеличиваться спектр подражательных действий: пытается лепить из теста, повторяя мамины движения.
Те изменения, которые произошли в поведении мальчика за два месяца, могут несколько встревожить человека, не знакомого с природой аутистических нарушений. Ведь внешне спокойный и всегда всем довольный малыш стал чересчур активным, четко выражающим свои желания (особенно отрицание) ребенком. Он перестал быть «удобным» для родителей, не сидит в комнате один, требует к себе постоянного внимания. Непривычные к такому поведению родители в шутку говорят о том, что теперь даже устают от контакта с ребенком, который хочет, чтобы с ним постоянно играли. Для специалиста эти шаги в развитии мальчика служат показателем правильности проводимой работы. Чутко наблюдая за малышом, нужно отмечать все то новое, что появляется в его жизни каждый день, постоянно корректировать программу занятий с ним, подстраивая ее к нуждам ребенка, менять материал для работы в сторону усложнения или упрощения в зависимости от возникающих перемен.
* * *
Пока шла работа над изданием книги, Ваш;Р. исполнилось пять лет (о мальчике рассказывалось в конце третьей главы). Это был тот случай в работе логопеда, когда его постоянно одолевали сомнения и тревоги: успеем ли мы помочь мальчику до пресловутых пяти лет, сможет ли он пользоваться речью? Успели! Буквально за месяц до своего дня рождения Ванюшка заговорил. Пока с трудом и очень невнятно, но, самое главное, ему чрезвычайно нравится пользоваться речью, он отказывается применять любые жесты, заменяющие слова в нашем общении, и непременно стремится ответить на вопрос или указать на предмет с помощью звучащей речи. Развитие мальчика не проходит гладко, еще предстоит много работы по формированию навыков самообслуживания и регулированию поведения, развитию более сложных учебных умений и становлению диалоговой формы речи. Однако развитие этих функций не имеет столь жестких возрастных ограничений, как возникновение вербальной речи, поэтому дальнейшая работа с ребенком может проводиться в спокойном размеренном темпе, без опасений опоздать с развитием какого-либо навыка или функции.


Послесловие
Итак, уважаемый читатель, вы решили помочь аутичному ребенку научиться общаться при помощи речи.

Если возраст малыша не превышает пяти лет, направьте свои усилия, прежде всего, на поиски эмоционального контакта с ним, научите его осознавать сенсорные ощущения собственного тела, в тесном содружестве со специалистами постарайтесь пройти все этапы, описанные в книге. Будьте терпеливы и готовы к трудностям, которые будут встречаться на каждой ступени. Помните, что они лишь побуждают нас к поиску новых путей помощи ребенку.

Если ваш ребенок уже достиг школьного возраста, не бойтесь на какое-то время вернуться в общении с ним практически к младенческой ступени. Методы сенсорной стимуляции принесут ребенку несомненную пользу. Вполне возможно, он сможет научиться читать глобально, а его внутренняя речь достигнет того уровня, при котором возможно взаимопонимание, достаточное для ежедневного общения.

Более обнадеживающих результатов в этом возрасте можно добиться при работе с детьми с сенсорной и моторной алалией.

Если же ребенку окажутся доступны только отдельные формы жестового общения, то это значительно облегчит его жизнь в семье, так как близкие ребенка смогут понять его насущные нужды.

Удачи и терпения!

Литература
Бурлакова M. К. Коррекция сложных речевых расстройств: Сб. упражнений. – М., 1997.

Выготский Л. С. Мышление и речь. – М., 1999.

ГилбергК., Питере Т. Аутизм: Медицинские и педагогические аспекты. – СПб., 1998.

Жукова О. С, Королева И. В. Методика коррекционной работы с детьми, имеющими комбинированные слухоречевые расстройства // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств: Методические материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», посвященной памяти проф. H. H. Трауготт – СПб., 2001.

КорвяковаН. Ф. Применение пиктограмм в работе с детьми с особыми потребностями // Проблемы патологии развития и распада речевой функции. – СПб., 1999.

Лалаева Р. И., СеребряковаН. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием ре-чи. – СПб.,2001.

Никольская О. С, Баенская Е. Р., Либлинг M. M. Аутичный ребенок: пути помощи. Изд. 2-е стереотип. – М., 2000.

Румянцева О. А., Старосельская H. E. Начальный этап коррекционной работы с неговорящими детьми // Диагностика и коррекция речевых нарушений. – СПб., 1997.

Соботович Е. Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. – Киев: КГПИ, 1981.

Duker P. С. Gebвrdensprache mit autistischen und geistig behind-erten Menschen. – Dortmund, 1991.
1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов


связь с админом