Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методические рекомендации по обществознанию для экспертов_2016. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ с развернутым ответом


НазваниеМетодические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ с развернутым ответом
АнкорМетодические рекомендации по обществознанию для экспертов 2016.docx
Дата23.09.2017
Размер3.53 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМетодические рекомендации по обществознанию для экспертов_2016.d
ТипМетодические рекомендации
#17517
страница1 из 8
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

______________________________________________________________________________

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»


Методические материалы для председателей
и членов региональных предметных комиссий


по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2016 года
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ЕГЭ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ



Москва


2016


Авторы-составители: Лазебникова А.Ю., Котова О.А., Лискова Т.Е.
Рецензент: Файзуллина Альбина Раисовна, кандидат политических наук, доцент кафедры истории России и стран ближнего зарубежья, отделения «Высшая школа исторических наук и всемирного культурного наследия» Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) федерального университета, председатель региональной предметной комиссии по обществознанию

Методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2016 г. по обществознанию подготовлены в соответствии с Тематическим планом работ Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» на 2016 г. Пособие предназначено для подготовки экспертов по оцениванию заданий с развернутым ответом, которые являются частью контрольных измерительных материалов (КИМ) для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) по обществознанию.

В методических материалах дается краткое описание структуры контрольных измерительных материалов 2016 г. по обществознанию, характеризуются типы заданий с развернутым ответом, используемые в КИМ ЕГЭ по обществознанию, и критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом, приводятся примеры оценивания выполнения заданий и даются комментарии, объясняющие выставленную оценку.

Авторы будут благодарны за замечания и предложения по совершенствованию пособия.

© Лазебникова А.Ю., Котова О.А., Лискова Т.Е., 2016.

© Федеральный институт педагогических измерений. 2016.
СОДЕРЖАНИЕ


1. Задания с развернутым ответом в КИМ ЕГЭ по обществознанию 5

2. Система оценивания выполнения заданий с развернутым ответом: основные подходы, критерии и шкалы с примерами ответов экзаменуемых 10

2.1. Оценивание выполнения заданий к фрагментам текста (21 (С1)-24 (С4)) 10

2.2. Оценивание выполнения заданий на применение основных понятий в контексте обществоведческого знания в свободно конструируемом фрагменте текста (25(С5)) 16

2.3. Оценивание выполнения заданий на конкретизацию какого-либо теоретического положения (понятия) с помощью примеров (26(С6)) 19

2.4. Оценивание заданий на решение проблемных познавательных задач (27(С7)) 22

2.5. Оценивание выполнения заданий, требующих составления плана (28(С8)) 26

2.6. Оценивание выполнения альтернативных заданий, требующих написания мини-сочинения(29(С9)) 32

Заключение. 52



1. Задания с развернутым ответом в КИМ ЕГЭ по обществознанию


Структура и содержание КИМ, типы и уровень сложности заданий экзаменационной работы соответствуют целям ЕГЭ – обеспечить объективную оценку качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы. КИМ по обществознанию ЕГЭ позволяют дифференцировать выпускников школы по уровню предметной подготовки с целью отбора для поступления в вузы и ссузы.

Задания с кратким ответом первой части экзаменационной работы направлены на распознавание и сравнение признаков, черт, элементов описания социальных объектов, соотнесение теоретического материала с жизненными реалиями, оценивание истинности суждений о социальных явлениях. Задания первой части также проверяют умения выявлять структурные элементы обществоведческого знания с помощью схем и таблиц, соотносить видовые понятия с родовыми, классифицировать социальные объекты и их признаки, осуществлять выбор нескольких верных позиций (характеристик, проявлений) из предложенного списка, дифференцировать в социальной информации факты, оценочные суждения и теоретические утверждения, использовать термины и понятия в предлагаемом контексте, конкретизировать теоретические знания.

Задания с развёрнутым ответом второй части экзаменационной работы значительно увеличивают её дифференцирующую способность и тем самым помогают выявить экзаменуемых с наиболее высоким уровнем обществоведческой подготовки.

Разные типы заданий с развёрнутым ответом в совокупности позволяют проверить качественное овладение содержанием курса обществознания и сформированность у экзаменуемых сложных интеллектуальных умений. К их числу относятся умения целостно формулировать, логично и последовательно излагать свои мысли, делать выводы, определять оптимальные способы практической деятельности, использовать полученные знания в смоделированных жизненных ситуациях, конкретизировать теоретические знания, выражать и аргументировать собственную позицию по поводу значимой социальной проблемы, применять теоретические знания при решении проблемных задач, для прогнозирования и обоснования социальных явлений и процессов.

Отдельные умения из этого ряда проверяются в ходе ЕГЭ с помощью нескольких разновидностей заданий с развернутым ответом. Каждая из них основана на определенном виде познавательной деятельности:

  • перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т.д.;

  • применять обществоведческие понятия в заданном контексте;

  • раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук;

  • приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;

  • решать познавательные и практические задачи, отражающие актуальные проблемы жизни человека и общества;

  • осуществлять поиск, анализ и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по социальным проблемам.

В структуре работы все задания с развёрнутым ответом даются в строгой последовательности. Задание той или иной разновидности занимает определенное отведенное ей место.

Так 21(С1)-24(С4) представляют собой составное задание, или так называемый мини-тест. Онвключает фрагмент источника и четыре вопроса-задания на его анализ и интерпретацию.

Задание 25(С5) направлено на самостоятельное применение обществоведческих понятий в заданном контексте.

Задание 26(С6) требует приведения примеров или раскрытия какого-либо теоретического положения (понятия) на конкретном примере.

Задание 27(С7) - задача, содержащая условие в виде проблемной ситуации или высказывания и вопросы (предписания) к ним.

Задание 28(С8) требует составления сложного плана развернутого ответа по конкретной теме / проблеме обществоведческого курса.

Задания 29(С9).1 – 29(С9).5 - альтернативные. Они требуют от экзаменуемых написания сочинения-размышления на основе выбора одного из пяти предложенных высказываний. Каждое высказывание поднимает определенную проблему, относящуюся к той или иной области научного обществознания.

Задания 21(С1) и 22(С2), 25(С5) являются двухбалльными. За полное и правильное выполнение каждого из таких заданий выставляется 2 балла. При неполном правильном ответе – 1 балл. Все остальные задания с развёрнутым ответом (23(С3), 24(С4), 26(С6)-28(С8)), кроме альтернативных, – трехбалльные. За полное и правильное выполнение каждого из таких заданий выставляется 3 балла. При неполном правильном – в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа – 2 или 1 балл.

Альтернативные задания являются пятибалльными. К ним прилагается обобщенная схема оценивания от 0 до 5 баллов.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ!!!

Мини-сочинение оценивается по нескольким критериям.

Критерий 1 (К1) – Раскрытие смысла высказывания

Критерий 2 (К2) – Характер и уровень теоретической аргументации

Критерий 3 (К3) – Качество фактической аргументации

!!!КРИТЕРИЙ К1 ЯВЛЯЕТСЯ ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ.

Если выпускник в принципе не понял проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.


Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по критерию К2 на 1 балл.


Согласно используемым критериям оценивания, все задания с развёрнутым ответом можно разделить на две группы.

Первую группу составляют задания с оригинальными критериями оценивания. Их в КИМ по обществознанию подавляющее большинство (задания 21(С1)-24(С4), 26(С6), 27(С7)).

Вторую группу составляют задания, которые имеет обобщенные критерии оценивания, не зависящие от конкретного содержания того или иного задания (задания 25(С5), 28(С8), 29 С9)).

Отметим, что среди заданий первой группы различают 1) задания с однозначно определёнными элементами правильного ответа (закрытым рядом допустимых ответов) и 2) задания, предполагающие широкий спектр вариантов ответа.

Система оценивания выполнения заданий с однозначно определенными элементами правильного ответа содержит эталон правильного ответа. Критерии ориентируют эксперта на поиск в работе экзаменуемого положений данного эталона.

Эта подгруппа преимущественно представлена заданиями 21(С1) и 22(С2) (см. Пример 1).

Пример 1.

Прочитайте текст и выполните задания 21(С1) – 24(С4).

Рыночная система хозяйствования, как и любая иная экономическая система, имеет свои достоинства и недостатки… Как правило, к основным достоинствам рыночной экономики относят, прежде всего, её чрезвычайную динамичность и способность к саморегулированию. Благодаря этому она восприимчива к нововведениям и способна обеспечивать быстрый и эффективный экономический рост, в т.ч. путём предпринимательской активности населения. Рыночное хозяйство отличает также высокая способность к эффективному распределению ресурсов, к быстрой разработке и широкому внедрению конкурентоспособных производственных технологий. Наконец, следует отметить его живучесть и приспособляемость.

К числу недостатков рыночной экономики многие исследователи относят постепенное ослабление и даже сознательную ликвидацию основного элемента рыночной системы хозяйствования – конкуренции… Другой крупный недостаток рыночного механизма хозяйствования состоит в том, что он не обеспечивает полной занятости населения и стабильного уровня цен…

Нельзя не сказать и об инфляционных процессах, часто проявляющихся в рыночной экономике. Здесь следует принимать во внимание, что инфляционный рост цен оказывает на хозяйственную жизнь ярко выраженное дестабилизирующее воздействие. Оно состоит в том, что денежные агрегаты начинают быстро обесцениваться по отношению к реальным активам…

Несомненным недостатком рыночного хозяйства является то, что оно не создает материальных стимулов для производства тех товаров и услуг, которые относятся к т.н. общественным благам. Оно само по себе не решает ряд важнейших социальных проблем. Среди них организация общедоступного здравоохранения, бесплатного образования, поддержка слабо защищённых слоёв населения, развитие культуры, обеспечение охраны общественного порядка, национальной обороны и т.п. Рыночный механизм хозяйствования не способен учитывать эти потребности общества. Поэтому государство вынуждено обеспечивать производство общественных благ и оказание услуг, проводя соответствующую налоговую политику.

Рыночной экономике присуща высокая дифференциация в доходах населения.

(В.И. Кушлин и др.)

21 (C1)
Какие достоинства рыночной экономики отметили авторы? Укажите любые три достоинства.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть указаны следующие достоинства:

1) чрезвычайная динамичность и способность к саморегулированию;

2) восприимчивость к нововведениям, способность обеспечивать быстрый и эффективный экономический рост;

3) высокая способность к эффективному распределению ресурсов, к быстрой разработке и широкому внедрению конкурентоспособных производственных технологий;

4) живучесть и приспособляемость.

Достоинства рыночной экономики могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках




Правильно указаны три достоинства

2

Правильно указаны два достоинства

1

Правильно указано одно достоинство.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2



22 (C2)
Какие недостатки рыночной экономики рассмотрели авторы? Укажите любые пять недостатков.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть указаны следующие недостатки:

1) постепенное ослабление и даже сознательная ликвидация конкуренции;

2) не обеспечивает полной занятости населения и стабильного уровня цен;

3) часто проявляющиеся инфляционные процессы;

4) не создаёт материальных стимулов для производства общественных благ;

5) не решает ряда важнейших социальных проблем (организация общедоступного здравоохранения, бесплатного образования, поддержка слабо защищённых слоёв населения, развитие культуры и др.);

6) высокая дифференциация в доходах населения.

Недостатки рыночной экономики могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках




Правильно указаны пять недостатков

2

Правильно указаны три-четыре недостатка

1

Правильно указаны один-два недостатка.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2


Критерии оценивания заданий, предполагающих широкий спектр вариантов ответа, содержательно отличаются от критериев предыдущей подгруппы. В качестве ориентира для эксперта дается примерный, не завершённый ряд правильных элементов ответа. Как правило, указываются примеры или возможные подходы к выполнению задания (см. Примеры 2 и 3). Критерии ориентируют эксперта на определение правильного направления «разворачивания» мысли отвечающим, его подхода к формулировке ответа, но ни в коем случае не требуют отслеживания в ответе прямого, дословного воспроизведения положений, указанных в критериях.
Пример 2.


26 (C6)
Подтвердите тремя примерами необходимость участия государства в экономической жизни общества (необходимость государственного регулирования экономики).

Элементы ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки, не искажающие смысл)

Баллы

В ответе необходимость государственного регулирования экономики может быть подтверждена следующими примерами:

  1. В ряде стран введены специальные налоги на сверхприбыль корпораций, косвенные налоги на приобретение предметов роскоши, т.е. государство решает проблему смягчения неравенства доходов и богатства за счет их частичного перераспределения.

  2. В Европейском суде несколько лет длится процесс против компании «Майкрософт», обвиняемой в монополизации рынка, т.е. государство, защищая интересы потребителей, принимает антимонопольное законодательство.

  3. Отдельной статьей расходов государственного бюджета является финансирование правоохранительных органов, здравоохранения, образования и пр., т.е. государство обеспечивает предоставление населению страны общественных благ.

Необходимость участия государства в экономической жизни может быть подтверждена другими примерами




Необходимость участия государства в экономической жизни подтверждена тремя примерами

3

Необходимость участия государства в экономической жизни подтверждена двумя примерами

2

Необходимость участия государства в экономической жизни подтверждена одним примером

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3


Пример 3.


27 (C7)
В стране Z основными отраслями экономики являются массовое промышленное производство и сфера услуг. Какая дополнительная информация позволит установить тип экономической системы страны Z? Сформулируйте три вопроса для получения необходимой дополнительной информации.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Могут быть сформулированы следующие вопросы:

  1. Как решаются основные вопросы экономики?

  2. Какие формы собственности являются преобладающими? Равноправны ли они?

  3. Какова роль государства в экономической жизни страны?

Вопросы могут быть сформулированы иначе

Могут быть сформулированы другие вопросы




Сформулированы три вопроса

3

Сформулированы два вопроса

2

Сформулирован один вопрос

1

Приведены рассуждения общего характера, соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3


Как уже отмечалось, задания с развёрнутым ответом требуют от выпускников осуществления определенного вида познавательной деятельности, основанного на применении полученных в результате изучения курса знаниях и выработанных умениях. В различных экзаменационных вариантах на той или иной позиции части 3 представлено различное содержание обществоведческих знаний. Так, в одном варианте задание 25(С5) экономического содержания, в другом – политического, в третьем – правового и т.д. Аналогичным образом представлено содержание курса в различных вариантах по остальным заданиям. Альтернативное задание 29(С9) охватывает все базовые науки. Незыблемым по каждой позиции остается проверяемое умение. Безусловно, владение содержанием влияет на результат выполнения того или иного задания, однако объектом проверки в первую очередь является овладение тем или иным умением. Это дает основание для систематизации заданий с развернутым ответом, целостного анализа статистических материалов и определения тенденций в овладении необходимыми умениями.

  1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей