|
Рабочая программа Формирование звуковой стороны речи у детей 5-7 лет в условиях дошкольного учреждения УПРАВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 60 » 141370,г.Хотьково, ул.Дачная, 1
тел.(8496) 543-00-90.
Рабочая программа
«Формирование звуковой стороны речи
у детей 5-7 лет в условиях дошкольного учреждения»
Учитель-логопед Ермилова И.В.
г.Хотьково 2015 год Содержание
Раздел : Целевой…………………………………………………………………….3
Пояснительная записка………………………………………………………………3 Планируемые результаты освоения программы…………………………………………………………...8
Раздел: Содержательный……………………………………………………………9
Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, и ОНР III уровнем речевого развития…….........9 Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению ФФН, ОНР-III ур.р. у детей 6-го года жизни………………..….13 Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению ФФН, ОНР-III ур.р. у детей 7-го года жизни………………….….17
Приложения………………………………………………………………………..
Литература………………………………………………………………………….
Пояснительная записка
В настоящее время увеличивается число детей с системными нарушениями речи. Количество детей, имеющими выраженные речевые трудности, с каждым годом растет, и, как правило, в силу различных причин, они не посещают логопедический детский сад, а находятся в массовых группах, что значительно усугубляет их речевой и психологический статус. В таких условиях функцию комплексной речевой реабилитации берет на себя логопед в рамках работы логопедического пункта.
В связи с этим особенно актуальной становится проблема по разработке программы по преодолению системных нарушений речи в условиях логопункта.
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ, законом Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае» от 07.10.2013 N 64-ЗС, «Международной конвенция о правах ребёнка», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении от 27 октября 2011г, письмом Министерства РФ «О подготовке детей к школе» от 22.06.97 №990/14-15 , письмом министерства общего и профессионального образования «О практике проведения диагностики развития ребёнка в системе дошкольного образования» от 7 января 1999 г. n 70/23-16 , «Образовательной программы МБДОУ». , Уставом МБДОУ « Детский сад комбинированного вида № Программа является двухгодичной программой, ориентированной на детей старшего дошкольного возраста.
Образовательная программа построена в соответствии с дидактическими принципами воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Система дополнительного образования предоставляет педагогу свободу творчества в выборе подхода к обучению и развитию личности ребенка.
Программа является актуальной и рассчитана на детей от 5 до 7 лет и основывается на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении. В процессе воспитания и обучения дошкольников осуществляется их разностороннее развитие. Важность правильно организованного обучения для развития ребенка подчеркивают психологи и педагоги. Л. С. Выготский отмечал, что «правильно организованное обучение ведет за собой развитие», детей следует обучать тому, что они не могут усвоить сами, без помощи взрослого. Установлено, что различные участки мозга ребенка развиваются в зависимости от того, насколько активно и в какую деятельность включается ребенок. Существуют особые сенситивные периоды, в которые развитие тех или иных отделов мозга происходит наиболее интенсивно. Если в этот период ребенок включается в адекватную для него деятельность, то соответствующие отделы мозга развиваются эффективно и развитие ребенка достигает высокого уровня. Именно в дошкольном возрасте своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие становления личности ребенка. Благодаря формированию речевых навыков и способностей, чему и посвящена данная программа, у дошкольников развиваются произвольные психические процессы (память, внимание, восприятие, мышление, воображение), расширяются знания ребенка об окружающем мире. В процессе реализации программы также важным является решение задач нравственного и эстетического воспитания дошкольников.
Особенностью данной программы является реализация в учебно- воспитательном процессе комплекса задач речевого развития:
Содержание программы направлено на формирование и развитие следующих компонентов речевой системы:
1. Развитие артикуляционной моторики
2. Формирование костабдоминального типа дыхания
3. Развитие силы, высоты голоса, навыков рациональной голосоподачи и голосоведения.
4. Формирование правильного звукопроизношения.
5. Развитие фонематических процессов.
6. Формирование лексико-семантической стороны речи: расширение, уточнение и активизация словаря существительных, прилагательных, глаголов, наречий усвоение системных парадигматических отношений в лексике: расширение ассоциативных связей слов 7. Работа над слоговой структурой слова
8. Формирование грамматического строя речи
9. Формирование связной речи
10. Развитие высших психических функций.
Цель программы:
создать условия для формирования полноценной фонетической системы языка, развития фонематического восприятия и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизирования слухопроизносительных умений и навыков в различных ситуациях, развития звукопроизносительной стороны речи.
Задачи
обучающие:
• формировать навыки учебной деятельности (внимательно слушать педагога, действовать по предложенному плану, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности);
• формировать учебную мотивацию, положительное отношение к образовательной деятельности;
• формировать умения и навыки связной речи;
• расширять активный словарный запас;
• формировать грамматические навыки в практике речевого общения;
• вырабатывать орфоэпическую правильность речи;
• знакомить с художественной литературой как с искусством;
• знакомить с нормами и правилами речевого этикета;
• формировать умения пользоваться нормами и правилами речевого этикета сообразно ситуации;
развивающие:
• развивать речевые способности;
• развивать произвольность психических познавательных процессов;
• активизировать эмоционально-образную сферу мышления;
воспитательные:
• воспитывать аккуратность, трудолюбие, ответственность и терпение;
• формировать интерес к родному слову и словесному творчеству;
• воспитывать самостоятельность;
• воспитывать культуру речи;
• воспитывать культуру общения;
• прививать гуманное и эстетическое отношение к окружающему миру.
Логопедическое воздействие в рамках данной программы опирается на принципы общей и специальной педагогики. Содержание программы определено с учетом дидактических принципов: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия - с другой; принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка; принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия; принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем; принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий; принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков; принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
Учебно-тематический план
Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФФН, ОНР-III ур.р.
6-го года жизни, разделено на 3 периода обучения
I период – октябрь – ноябрь, 2 занятия в неделю,
II период – декабрь – февраль 2 занятия в неделю,
III период – март – май 2 занятия в неделю
В месяц – 8занятий, в год – 64 занятия.
Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФФН , ОНР-III ур.р.
7 года жизни разделено на 2 периода обучения
I период – октябрь – декабрь, 2 занятия в неделю,
II период – январь–май, 2 занятия в неделю
В месяц – 8занятий, в год – 64 занятия.
Форма организации обучения – индивидуальная. Периодичность занятий – 2 раза в неделю, 20 минут для детей подготовительного возраста, 20 минут для детей старшего возраста.
Продолжительность занятий с детьми: ФФН (полиморфная дислалия) – 1 год, ОНР-IIIур.р. – 1-2 года.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.
Занятия проводятся по 2 раза в неделю. Продолжительность занятий составляет в I год обучения – 25 минут; II год – 30 минут.
Индивидуальные занятия.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 20 минут.
В течение занятия предусмотрены физкультминутки, пальчиковая и зрительная гимнастики. На I году обучения занятия проходят по определенной теме в соответствии с учебно-тематическим планом. На последующих этапах обучения каждое занятие интегрирует в себе материал из разных разделов программы. Смена форм работы, видов деятельности повышает мотивацию ребенка к обучению. При реализации программы необходимо придерживаться принципа преемственности и интегрирования различных разделов ее содержания на разных уровнях обучения. В образовательном процессе используются традиционные дидактические методы и приемы обучения: словесные, наглядные, практические (игровые). С учетом возрастных психологических особенностей дошкольников для обеспечения мотивации к обучению данные методы и приемы используются в комплексе, что и является особенностью данной программы. К.И. Чуковский отмечал, что ребенок обладает необычайным чутьем языка – «без такого повышенного чутья к фонетике и морфологии слова один голый подражательный инстинкт был бы совершенно бессилен и не мог бы привести бессловесных младенцев к полному обладанию языком». Учитывая природные способности ребенка, на занятиях создаются определенные условия воспитания и обучения, благодаря чему дети начинают не только пользоваться речью, но и осознавать основные закономерности языка. Игровой деятельности, как основной в развитии личности ребенка дошкольного возраста, в программе отводится особое место. Весь учебный материал подается через игру. На занятиях проводятся игры с правилами (дидактические и подвижные), сюжетно-ролевые (творческие). В игре созревает следующая ведущая деятельность ребенка – учебная, а также формируются произвольные психические процессы.
Речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности. Язык и речь – основные компоненты психологического развития, мышления, воображения, памяти, эмоций. Поэтому обучение языку и развитие речи даются в программе не только в сфере овладения языковыми навыками (фонетическими, грамматическими, лексическими), но и контексте развития общения детей друг с другом и с взрослыми. Развитие речи - это ежедневный процесс, который осуществляется в разнообразных видах деятельности (на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности, музыкальных и театральных занятиях, в повседневной жизни). Но только систематическое обучение на занятиях по родному языку может дать устойчивый развивающий эффект. В рамках данной программы в учебно-воспитательный процесс привлекаются родители. Для правильной организации речевого развития ребенка родителям после каждого занятия даются письменные рекомендации. Родители активно участвуют в образовательном процессе: посещают занятия, родительские собрания, индивидуальные консультации, участвуют в подготовке и проведении праздников, поездок и экскурсий.
Ожидаемые результаты.
знаниями, умениями и навыками, соответствующими возрастным нормам. В результате освоения содержания программного материала дети овладевают речевыми
Данная программа доступна к применению на дошкольном логопедическом пункте. С её помощью дошкольник научится: правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях; чётко дифференцировать все изученные звуки; овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов. знаниями, умениями и навыками, соответствующими возрастным нормам. Способы проверки усвоения программы.
1. Текущий контроль: систематическое повторение пройденного материала на последующих занятиях.
2. Промежуточный контроль: обобщающие занятия по теме, тематические праздники.
3. Итоговый контроль: диагностика.
Диагностика проводится в начале и конце каждого учебного года. За основу диагностики была взята методика Безруковой О.А., Каленковой О.Н. «Методика определения уровня речевого развития детей». В конце года проводится сопоставительный анализ начальной и итоговой диагностики речевого развития, в ходе которого можно проследить динамику и эффективность обучения. Методической базой программы являются: программа "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А.Васильевой; программа "Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)" Н. В. Нищева Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием: Учеб.пособие.- М., 1993 обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи Г.А. Каше. 2 Раздел: Содержательный
2.1. Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием,
и ОНР III уровнем речевого развития
Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР)
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребёнка различным образом: заменой звуков более простыми по артикуляции; трудностями различения звуков; особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте. Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.
Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных.
Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР)
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи. Основной контингент старших дошкольников имеет третий уровень речевого развития.
Дети с ОНР отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок. Многие дети с ОНР имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.
Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.
Направления коррекционно-развивающей работы: формирование полноценных произносительных навыков; развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза; развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении; обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов; воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной речи; развитие звуковой стороны речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем; Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.
На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры.
| перейти в каталог файлов | Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |