Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методичка по биологии. Тематический план лекций п п Тема лекции Кол-во часов 1


НазваниеТематический план лекций п п Тема лекции Кол-во часов 1
АнкорМетодичка по биологии.doc
Дата19.09.2017
Размер7.73 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодичка по биологии.doc
ТипТематический план
#14643
страница1 из 8
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ




п/п

Тема лекции

Кол-во

часов

1

Биология - наука о жизни как специфичной форме движения материи. Фундаментальные свойства живого. Уровни организации жизни. Клетка - элементарная живая система. Клеточная теория. Типы организации. Теории происхождения эукариот. Химический состав.

2

2

Организация наследственного аппарата про- и эукариот. Хромосомы. Кариотип. Наследственный аппарат клеток человека. Реализация биологической информации в клетке. Принципы регуляции экспрессии генов у про- и эукариот.

2

3

Обмен веществ и энергии - основа жизнедеятельности клеток. Типы обмена. Этапы энергетического обмена. Митохондрии. Окислительное фосфорилирование. Фотосинтез. Существование клеток во времени. Митоз. Размножение. Биологическое значение. Эволюция. Мейоз. Гаметогенез. Его характеристика у человека. Оплодотворение. Проблемы репродукции человека. Бесплодие.

2

4

Индивидуальное развитие организмов. Типы онтогенеза. Периодизация онтогенеза. Эмбриогенез. Гисто- и органогенез. Производные зародышевых листков. Постнатальный онтогенез человека. Старение, его механизмы. Вопросы тератогенеза.

2

5

Генетика - наука о наследственности. Закономерности наследования моногенных признаков. Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система. Изменчивость. Типы изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Комбинативная изменчивость. Мутации. Репарация генетического материала.

2

6

Генетика человека. Человек – специфический объект генетического анализа. Методы изучения генетики человека. Основы медицинской генетики. Основы фармакогенетики. Генетические причины аномальных реакций на лекарственные препараты.

2

7

Медицинская паразитология. Предмет и задачи. Формы биотических связей. Простейшие - паразиты человека. Морфология, биология, диагностика и профилактика возбудителей заболеваний.

2

8

Медицинская гельминтология её предмет и задачи. Био- и геогельминты. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Морфология, биология, диагностика и профилактика возбудителей заболеваний.

2

9

Медицинская арахноэнтомология. Членистоногие – их медицинское значение. Паукообразные. Клещи - возбудители и переносчики заболеваний человека. Насекомые, их биология, эпидемиологическое значение и медицинское значение.

2

Итого




18


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ




п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

1

Биология как наука. Свойства живого. Уровни организации жизни. Устройство световых микроскопов и техника микроскопии.

3

2

Клетка - элементарная единица живого.

3

3

Химический состав клеток.

3

4

Наследственный аппарат про- и эукариотических организмов. Наследственный аппарат человека.

3

5

Реализация биологической информации в клетках про- и эукариот. Её регуляция.

3

6

Организация потока веществ и энергии в клетках.

3

7

Закономерности существования клеток во времени.

3

8

Биологические основы размножения. Вопросы репродукции человека.

3

9

Закономерности эмбрионального развития. Закономерности постэмбрионального развития.

3

10

Итог 1

3

11

Закономерности наследования моногенных и полигенных признаков. Хромосомная и нехромосомная наследственность.

Интерактивная форма обучения

3

12

Закономерности изменчивости

3

13

Человек как объект генетического анализа. Интерактивная форма обучения

3

14

Основы медицинской генетики человека. Интерактивная форма обучения.

3

15

Введение в паразитологию. Медицинская протозоология.

3

16

Медицинская протозоология.

3

17

Медицинская гельминтология. Тип плоские черви.

3

18

Медицинская гельминтология. Тип круглые черви.

3

19

Медицинская арахноэнтомология.

3

20

Итог 2. Зачет

3

Итого




60


Занятие № 1

ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ БИОЛОГИЮ. УСТРОЙСТВО СВЕТОВЫХ МИКРОСКОПОВ И ТЕХНИКА МИКРОСКОПИИ.
I.АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

Биология это наука, изучающая общие закономерности возникновения, развития живых организмов, их жизнедеятельности, а также их морфологические особенности. Важным шагом в становлении биологии явилось создание увеличительных устройств. Первый микроскоп был сконструирован голландским оптиком Янсеном 1590 г. В 1612 микроскоп был изготовлен Галилеем. Применение его для изучения биологических объектов в 1665 г. Р.Гуком послужило началом качественно новому этапу в развитии учения о жизни. Голландский ученый А.Ван Левенгук (1632-1723), научившись хорошо шлифовать увеличительные стекла, изготовил себе микроскоп и изучал отдельные явления живой природы. Он открыл красные кровяные тельца, мужские половые клетки и некоторых простейших

Микроскопические работы А. Ван Левенгука привлекли внимание Петра I и он в1718г, во время одной из поездок на Запад, приобрел и завез в Россию несколько микроскопов. В России Петр I создает специальные оптические мастерские, в которых начали изготовление отечественных приборов.

С основанием Академии наук в 1725 г оптические мастерские перешли к ней. Петербургский академик Эйлер произвел сложные расчеты, которые позволили устранить в микроскопе целый ряд оптических недостатков, искажающих микроскопическое изображение. Первый усовершенствованный микроскоп был изготовлен русским механиком И.Л. Кулибиным (1735-1818) Начало систематическому применению микроскопа в России положил M.B. Ломоносов (1711-1765), который первым использовал микроскопию при химических исследованиях.

Со второй половины XVIII в. микроскопами стали пользоваться в преподавании анатомии и физиологи в медицинских учебных заведениях. В это же времени в учебниках физики появляются описания микроскопа как оптического прибора. В наши дни микроскопия как метод изучения, является неотъемлемым элементом медицинских и биологических исследований.
II.ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1.Изучить сущность и свойства жизни.

2. Изучить уровни организации живого.

3. Изучить устройство современных световых микроскопов.

4.Овладеть практическими навыками работы с микроскопом.

5.Овладеть практическими навыками изготовления временных микропрепаратов.

III. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ:

1. Характеристики биологии как науки.

2. Знать законы оптики и ход лучей в микроскопе.
IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

1.Биология как наука, ее предмет, задачи и методы исследования.

2. История развития биологии.

3. Сущность и свойство жизни.

4. Уровни организации живой материи.

  1. Изучение устройства микроскопа «Биолам С-11».

  2. Освоение правил работы с микроскопом.

  3. Изготовление временных микропрепаратов (волокна ваты, чешуйки крыла бабочки.

  4. Микроскопия препаратов при малом и большом увеличении.

  5. Знакомство с правилами оформления лабораторной работы.



V. ЛИТЕРАТУРА:

1. Лекции по биологии клетки.

2. Биология. Н.В.Чебышев и соавт. – М.: ООО «Издательство «Мединфорагенство»», 2010.- С. 7-9.

3. Руководство к лабораторным занятиям по биологии (ред. Ю.К. Богоявленский). – М.: Медицина, 1988. - С. 4–11.
VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Что является предметом изучения биологии?

2. Задачи биологии.

3. Методы исследования биологии.

4. Вклад отечественных и зарубежных ученых в становление биологии.

5. История открытия увеличительных приборов, и их совершенствование.

6. Оптические системы в медицине.

7. Строение микроскопов.

8. Характеристики механической части.

9. Строение оптической системы микроскопа и принципы формирования изображения.

10. Осветительная часть.

11. Алгоритм подготовки микроскопа к работе.

12. Анализ биологических объектов под микроскопом при малом и большом увеличении.
VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ НА САМОПОДГОТОВКУ:

1. Составьте таблицу характеристик оптических приборов, используемых в медицине и их назначения.
УСТРОЙСТВО МИКРОСКОПА:

Микроскоп состоит из трех основных частей: механической, оптической и осветительной. К механической части относятся: штатив с основанием, предметный столик, тубус, тубусодержатель, револьвер, макрометрический и микрометрический винты (рис. 1).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

11

12

13

14

10


Рис. 1. Микроскоп студенческий – БИОЛАМ – Р11.

1 – основание штатива; 2 – колонка штатива; 3 – макровинт (кремальера); 4 – микровинт; 5 - предметный столик; 6 – тубусодержатель; 7 - тубус; 8 – револьвер; 9 - объектив; 10 – окуляр; 11 – конденсор; 12 – диафрагма; 13 - зеркало; 14 – винт конденсора.
Штатив состоит из массивного основания прямоугольной формы, которое имеет снизу четыре опорные площадки, обеспечивающие устойчивое положение микроскопа на рабочей поверхности стола. От основания вверх идет колонка штатива, к которой крепится кронштейн конденсора и предметный столик с отверстием в центре, тубусодержатель. На столик помещают изучаемые объекты, поэтому называют его предметным. Для фиксации препарата на столике имеются зажимы или клеммы. Через отверстие в столике приходит пучок света, т.к. объекты в данном типе световых микроскопов изучаются в проходящем свете. На боковых сторонах тубусодержателя находятся два макрометрических винта (кремальеры), служащие для фокусировки микроскопа при малом увеличении.

Микрометрический винт вмонтирован в основание штатива и служит для тонкой фокусировки при большом увеличении. Вращать микрометрический винт можно только на пол-оборота в обе стороны.

Осветительная часть микроскопа состоит из зеркала, конденсора и диафрагмы. Зеркало укреплено на штативе с помощью подвижной вилки ниже предметного столика. Оно имеет две поверхности: вогнутую и плоскую. Вогнутая поверхность сильнее концентрирует световые лучи и используется при более слабом освещении. Зеркало можно вращать в любом направлении, что дает возможность использовать источники света, расположенные в различных направлениях от микроскопа, и направлять пучок света на объект через отверстие в предметном столике. Конденсор находится под предметным столиком. Он состоит из двух линз, заключенных в цилиндрическую гильзу. Пучок света, направляемый зеркалом, проходит через систему линз конденсора. Меняя положение конденсора (выше, ниже), изменяют интенсивность освещения объекта, его контрастность. Перемещения конденсора производят винтом, расположенным с правой стороны микроскопа, на кронштейне конденсора. Конденсор микроскопа снабжен ирисовой диафрагмой, которая открывается и закрывается с помощью рукоятки (рычажка) и дополнительной откидной линзой, применяющейся при работе с объективами малого увеличения. Диафрагма состоит из ряда пластинок, расположенных по кругу и частично перекрывающих друг друга таким образом, что в центре остается отверстие для прохождения светового пучка. Увеличивая или уменьшая отверстие, регулируют освещенность.

Оптическая система микроскопа представлена окулярами и объективами. Окуляр находится в верхней части тубуса и обращен к глазу исследователя. Он представляет собой систему линз, заключенных в цилиндрическую гильзу. На верхней поверхности окуляра находятся цифры, указывающие на кратности его увеличения (х7; х10; х15; х20).

На противоположной стороне тубуса находится вращающаяся пластина - револьвер, с гнездами для объективов. Объектив (как и окуляр) представляет собой систему линз, заключенных в металлическую гильзу. Объективы имеют различную кратность увеличения, которая обозначается цифрой на его оправе. Модели студенческих микроскопов С-11, Р-11 комплектуются объективами: малого увеличения (х8), большого увеличения (х40) и иммерсионными (х6О, х90). Объективы ввинчиваются в гнезда револьвера и заменяются при работе вращением револьвера. Общее увеличение микроскопа равно произведению кратности увеличения объектива на кратность увеличения окуляра.

ПРАВИЛА РАБОТЫ С МИКРОСКОПОМ:

Вид деятельности

Система действий

I ПОДГОТОВКА МИКРОСКОПА К РАБОТЕ.

II. ПОЛУЧЕНИЕ ИЗОБРА-ЖЕНИЯ ПРИ МАЛОМ УВЕЛИЧЕНИИ МИКРОСКОПА.


  1. Поставить микроскоп предметным столиком от себя, колонкой напротив грудины.

  2. Поднять конденсор до уровня предметного столика.

  3. Открыть диафрагму поворотом ее рычага по часовой стрелке.

4. Поворотом револьвера установить объектив малого увеличения (х8) в рабочее (фиксированное) положение над отверстием предметного столика.

Опустить (поднять) объектив малого увеличения на 1см над предметным столиком.

5. Глядя в окуляр (левым газом) и вращая зеркало

в сторону источника света, добиваемся яркого и равномерного освещения (не пользуйтесь прямыми солнечными лучами). Положить на предметный столик микропрепарат покровным стеклом вверх.
Под контролем глаза сбоку, с помощью макро-метрического винта, установить объектив на расстоянии около 5 мм от препарата
1.Глядя в окуляр, плавно вращайте макровинт на себя до получения четкого изображения объекта.

2.Установите объект в центре поля зрения, перемещая препарат на предметном столике в нужном направлении. Если объект не появляется в поле зрения, необходимо осуще­ствить его поиск. Для этого получите изображение одного из углов покровного стекла, а затем перемещайте препарат последовательно (сверху вниз, слева направо и справа налево) до обнаружения искомого объекта. Установите его в центре поля зрения


III.ПОЛУЧЕНИЕ ИЗОБРА-ЖЕНИЯ ПРИ БОЛЬШОМ УВЕЛИЧЕНИИ.


1.Поворотом револьвера установить над препаратом объектив большого увеличения (х40).

2. Посмотреть в окуляр. Если изображение объекта не четкое, вращением макровинта добиться четкого изображения. Если в поле зрения объект не виден, то под контролем глаза с боку, опустить объектив почти до соприкосновения с покровным стеклом. Затем, глядя в окуляр, вращать макровинт медленно на себя до получения изображения (помните, что фокусное расстояние для объектива большого увеличения равно примерно 1мм). Вращением микровинта на пол оборота по часовой стрелке или против, рассмотреть глубину объекта.

IV.УСТРАНЕНИЕ ОШИ-БОК, ВСТРЕЧАЮЩИ-ХСЯ ПРИ РАБОТЕ С МИКРОСКОПОМ.


1. При наведении света

а) часть поля зрения затемнена, так как объектив не зафиксирован на оптической оси микроскопа. Для устранения - поверните револьвер до щелчка;

б) в поле зрения видны предметы окружающей обстановки.

Для устранения опустить слегка конденсор.

2. При переходе с малого увеличения на большое:

а) объектив упирается в предметное стекло препарата. Причина - препарат лежит на предметном столике покровным стеклом вниз;

б) на большом увеличении отсутствует изображение объекта.

Причины:

а) при переходе с малого увеличения на большое смещен объект из центра поля зрения;

б) препарат лежит покровным стеклом вниз.

Для устранения ошибок перейти на малое увеличение и проверить:

а) не сместился ли объект из центра поля зрения;

б) не лежит ли препарат покровным стеклом вниз. Устранить ошибки и перейти на работу с объективом большого увеличения.

V. ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ С МИКРОСКОПОМ


1.Перевести микроскоп на малое увеличение.

2.Убрать препарат с предметного столика.

3.Опустить конденсор.

4.Опустить объектив малого увеличения до уровня предметного столика.

5. Убрать микроскоп.


VIII. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ:

Вид деятельности

Система действий

I. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВРЕМЕННОГО ПРЕПАРАТА ВОЛОКОН ВАТЫ.

1. Взять предметное стекло и в центр его нанести каплю воды.

2. Пинцетом захватить несколько волокон ваты и поместить на предметное стекло в каплю воды.

3. Накрыть препарат покровным стеклом.

II. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВРЕМЕННОГО ПРЕПАРАТА ЧЕШУЕК КРЫЛА БАБОЧКИ.

1. Взять сухое и чистое предметное стекло.

2. Поместить пинцетом на стекло кусочек крыла бабочки.

3. Постучать по кусочку крыла ручкой пинцета.

4. Убрать кусочек крыла и приступить к изучению чешуек под микроскопом.

III. ИЗУЧЕНИЕ ВОЛОКОН

ВАТЫ.

2

1


1. Положить препарат на предметный столик, получить изображение при малом увеличении.

2. Изучить строение волокон ваты. Обратить внимание на образования округлой или овальной формы с темными контурами. Это пузырьки воздуха. Зарисовать препарат в альбом.

3. Перевести микроскоп на большое увеличение и зарисовать несколько волокон ваты.

(Соблюдайте соотношение размеров волокон ваты при малом и большом увеличении.) На рисунках обозначить: 1 - волокна ваты; 2 - пузырьки воздуха; 3 - артефакты.

4. Убрать препарат.

IV. ИЗУЧЕНИЕ ЧЕШУЕК КРЫЛА БАБОЧКИ.

1



1. Установить препарат под объективом малого увеличения.

2. Изучить строение чешуек, обратив внимание на их форму, размеры. Зарисовать 3 – 4 чешуйки в альбом при малом увеличении.

3. Перевести микроскоп на большое увеличение и зарисовать несколько чешуек в альбом.

4. Убрать препарат.

V. ИЗУЧЕНИЕ ТИПОГРАФСКОГО ШРИФТА.

1. Из кусочков газеты вырезать несколько букв и поместить их на предметное стекло.

2. При малом увеличении рассмотреть структуру оттиска буквы на газетной строке. Обратить внимание на текстуру бумаги. Зарисовать препарат в альбом. Обратите внимание на то, что в микроскопе мы получаем обратное и перевернутое изображение объекта.

3. Убрать препарат и привести микроскоп в исходное положение.



IX. ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ, НАВЫКОВ И УМЕНИЙ, КОТОРЫМИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ОВЛАДЕТЬ:

- знать сущность и свойство жизни;

- знать уровни организации живой материи;

- знать устройство микроскопов и правила работы с ними;

- уметь изготавливать временные микропрепараты (волокна ваты, чешуйки крыла бабочки);

- владеть техникой микроскопирования препаратов при малом и большом увеличении;

- знать правила оформления лабораторной работы.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ АЛЬБОМА:

Изучаемые на практических занятиях препараты зарисовываются в альбом. Альбом - это форма отчета студента о работе на практических занятиях. Он должен вестись аккуратно и предъявляться на курсовом экзамене по предмету

Приступая к работе, запишите вверху название темы занятия. Если необходимо, то ниже укажите название типа, класса, отряда, к которым относятся изучаемые объекты.

Рисунки выполняются только на лицевой стороне листов цветными карандашами. Над рисунком чернилами указывается номер работы и ее название, рядом, в скобках, под названием работы указываем степень увеличения объекта (40х, 8x). Структурные элементы объекта обозначаются цифрами, а их расшифровка записывается ниже, с правой стороны от рисунка. На листе выполняют 4-5 работ.

Выполненные задания обязательно предъявляются для проверки в конце занятия преподавателю. Если работа не соответствует предъявляемым требованиям, ее необходимо переделать.

Занятие № 2

  1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей