— Прочитайте стихотворение шепотом.
— Прочитайте, начиная шепотом и постепенно увеличивая силу голоса.
— Прочитайте, начиная громко, постепенно уменьшая силу голоса.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока— Как называлась ваша первая учебная книга?
— С каким учебником вы познакомились на прошлом уроке? Как он называется?
— Прочитайте название первого раздела учебника.
— Подумайте, о чем будут произведения этого раздела.
— Откройте с. 3 учебника. Прочитайте о том, с чем мы познакомимся, изучая произведения этого раздела.
(Мы познакомимся с интересными сказками и стихами, поразмышляем о том, кто и как поможет «оживить» буквы.)— Что вас удивило в этих строчках? Разве можно оживить буквы? (Ответы детей.) Об этом мы узнаем сегодня.
— Прочитайте, чему мы научимся и чему будем учиться.
— А сейчас прочитайте, о чем надо помнить.
— Расскажите, как надо работать.
(Дружно, вместе обсуждать прочитанное и находить общую точку зрения.)V. Работа по теме урока— Откройте учебник на с. 5.
— Чья фамилия написана в правом верхнем углу?
(Автора.) Правильно. Сначала всегда называют фамилию автора, затем название произведения, и только потом читают текст.
— Как вы понимаете название стихотворения? Разве буквы могут быть загадочными?
— Назовите родственные слова к слову «загадочные». (Ответы детей.)
— Что такое загадка? (Ответы детей.)
— Так, значит, как мы можем объяснить смысл названия произведения?
— Прочитайте стихотворение самостоятельно.
— Какие слова или выражения были непонятны в тексте?
— Догадались ли вы, какие буквы спрятались в пустых квадратиках?
— Что вам помогло их разгадать?
— Прочитайте с соседом по парте стихотворение вслух. Один называет букву, другой читает предложение. Сначала определите, как будете читать. Например, можно читать по строчкам: первую строку читает один, вторую - другой.
VI. ФизкультминуткаVII. Продолжение работы по теме урока(Выразительное чтение стихотворения по цепочке.)
— Выберите две строчки, которые вам больше всего понравились. Прочитайте их, найдите созвучные слова.
(Например, проглотила —
покатила.}— Такие слова называются рифмующимися. Благодаря им получаются стихи.
— Попробуйте сами сочинить две строчки на какие-нибудь буквы.
VIII. Рефлексия— Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
— Покажите учителю и друг другу.
IX. Подведение итогов урока— Как называется первый раздел учебника?
— Стихотворение какого автора мы сегодня читали на уроке? Как оно называется?
— Как вы поняли название стихотворения?
Домашнее заданиеСочинить двустишие на какую-нибудь букву.
Урок 3. И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква "А"»Цели: познакомить с литературной сказкой И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква "А"»; обучать выразительному чтению г опорой на знаки препинания, творческому пересказу, пониманию характеров героев, главной мысли текста; развивать воображение, речь, память.
Планируемые результаты: учащиесянаучатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, передавая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и но названию прогнозировать его содержание; описывать характер героев; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения; изображать героев с помощью жестов, мимики; отличать авторскую сказку от народной; составлять план пересказа прочитанного; пересказывать текст, самостоятельно придумывая его продолжение.
Оборудование: портрет И. Токмаковой, книга «Аля, Кляксич и буква на "А"», магнитная азбука, текст для речевой разминки, заполненная таблица по сказкам (она может заполняться во время урока).
Ход урокаI. Организационный моментII. Проверка домашнего задания— Дома вы пробовали себя в роли поэтов. У кого получились стихи о буквах? (Дети читают свои двустишия.)
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Учебник— Учитель у меня в портфеле!
— Кто? Быть не может! Неужели?
— Взгляни, пожалуйста! Он тут, Его учебником зовут.
В. Берестов— О каком учителе идет речь?
— Разве может быть учебник учителем? Объясните.
— Прочитайте стихотворение шепотом, громко.
— А сейчас прочитайте, играя голосом: первую строчку громко, вторую — тихо, третью — громко, четвертую — тихо.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока— Ребята, пока вы читали стихотворение, у меня на доске буквы перепутались. Составьте из этих букв слово, и вы узнаете, что мы будем читать сегодня на уроке.
АКСЗКА
— А что такое сказка? Какие сказки вы знаете? Если помните
автора, то назовите его.
— Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. А что это за произведение, мы выясним позже.
V. Работа по теме урока— Откройте учебник на с. 9. Прочитайте, кто написал это произведение.
(И. Токмакова.}— Что вы знаете о ней?
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством И. Токмаковой
— Что вам особенно запомнилось из рассказа о писательнице?
VI. ФизкультминуткаVII. Продолжение работы по теме урока(Чтение отрывка сказки «Аля, Кляксич и буква "А"».)
— Все ли слова были вам понятны?
— Знаете ли вы, что такое клякса? Посмотрим в словаре.
Клякса — бесформенное пятно краски или чернил.
— Какое впечатление произвело на вас начало книги?
— Каким вы представляете себе Кляксича? Подтвердите свой ответ текстом.
— Перечитайте текст о буквах.
— Прочитайте строчки, в которых говорится о букве
Л.— Какие еще приключения могут произойти с героями?
— Как вы думаете, сказка это или рассказ? Докажите свое мнение.
— В самом начале урока вы вспоминали сказки. Какие они бывают? (Ответы детей.)
— Если у сказки нет автора, то какая это сказка?
(Народная.) А если у сказки есть автор, то такая сказка называется авторской, или литературной.
— Кто ее автор?
(На доске заполняется таблица.)
Народная сказка1. Изначально создается в устной форме.
2.Сушествуют в нескольких вариантах,
3.Время создания определить невозможно.
4.Делится на следующие жанры: волшебная, бытовая, о животных
Авторская (литературная) сказка1. Автор — конкретное лицо (например, И. Токмакова).
2.Создается в письменной форме.
3. Внесение изменений в содержание не допускается.
4. Время написания известно.
5. Не ограничивается определенным жанром, может быть фантастической
— Перечитайте отрывок так, чтобы передать характер героев.
— Какая у нас девочка Аля?
(Старательная.)— А какой характер у буквы X?
(Она добрая, переживает за то, что происходит.)—Про Кляксича мы уже говорили. Какой он?
— Подумайте и скажите, какова главная мысль сказки. (Разыгрывание отрывка по ролям.)
VIII. Рефлексия— Скажите, что у вас сегодня нам уроке получалось хорошо, легко?
— А что не получалось? Почему?
IX. Подведение итогов урока— Как называется; произведение, которое мы читали на уроке?
— Назовите автора. Что вы о нем узнали?
— Как вы поняли главную мысль сказки?
Домашнее заданиеПеречитать сказку и подготовить ее пересказ, придумав самостоятельно продолжение.
Урок 4. С. Черный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему "А" поется, а "Б" нет»Цели: познакомить с произведениями С. Черного «Живая азбука» и Ф. Кривина «Почему "А" поется, а "Б" нет»; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, чтению но ролям, пониманию характеров героев, главной мысли текста; учить анализировать и сравнивать произведения одного раздела; развивать воображение, речь, память, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, передавая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; описывать характер героев; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения; сравнивать произведения разных авторов на одну тему.
Оборудование: портреты и книги С. Черного и Ф. Кривина, текст для речевой разминки, карточки с изображением удода.
Ход урока
I. Организационный момент
П. Проверка домашнего задания
(Пересказ сказки И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква "А"» со своим продолжением.)
III. Речевая разминка— Прочитайте стихотворение.
Удивительный народ —
Птица с именем удод.
Не подстрижен, не причесан,
Рыжий клок торчит под носом -
Вся прическа на весу, перья даже на носу.
Парикмахерская, видно,
Не работает в лесу.
Л. Пудваль— О какой птице идет речь? Знаете ли вы такую птицу?
Птица размером чуть больше скворца, очень своеобразной внешности. Оперение обыкновенного удода пестрое, охристо-рыжее с черным и белым. Перья красивого веерообразного охристо-рыжего хохла имеют черные вершины, и на задних перьях имеются еще белые предвершинные пятна. Птица может складывать и распускать хохол веерообразно.
(Учащиеся рассматривают изображение удода на карточках.)
— Прочитайте
стихотворение с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, ворчливо, весело.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока— Найдите в стихотворении, которое мы только что прочитали, рифмующиеся слова.
(Народ — удод, не причесан — под носом, на весу — на носу — в лесу.)
— При чтении этого стихотворения выделяется один звук. Какой?
([У].)— Представьте, как можно было бы изобразить букву
У, зная о птице удоде.
Сегодня на уроке мы продолжим изучать раздел «Жили-были Оукпы» и познакомимся еще с двумя произведениями замечательных писателей.
V. Работа по теме урока— Откройте учебник на с. 11. Прочитайте, кто автор произведения.
(С. Черный.}— Что вы о нем знаете? Какие произведения этого автора вы
читали?
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством С. Черного (см, Школьный словарик, с. 88).)
—Прочитайте название стихотворения. Можно ли по названию определить, о чем будет произведение?
— Прочитайте стихотворение самостоятельно. » Знаете ли вы, что такое маскарад? Найдите это слово в толковом словаре.
Маскарад — бал, гулянье, участники которого надевают маски, характерные костюмы.
Новогодний маскарад.— Как вы поняли выражения «кучей угорелой», «затеяли проказу».
(Кучей угорелой все сразу в большой суматохе. Затеяли проказу — начали шалить,}— Прочитайте стихотворение еще раз. Подумайте, какие слова нужно выделить голосом, произнести громче. Посмотрите, какой знак препинания соответствует паузе. (Выразительное чтение стихотворения.)
VI. ФизкультминуткаVII. Продолжение работы по теме урока- Прочитайте на с. 12, кто автор следующего произведения, с которым мы познакомимся. (Ф.
Кривин.} (Краткое знакомство с жизнью и творчеством Ф. Кривина.)
Материал для учителя Кривин Феликс Давидович — российский и израильский писатель, В 1933 т. семья переехала в Одессу. В 1945 г. после эвакуации Ф. Кривин приехал в Измаил, где работал учеником моториста, а затем мотористом на самоходной барже «Эдельвейс» Дунайского пароходства, ночным корректором в газете «Придунайская правда» (здесь были опубликованы его первые стихи), радиожурналистом Измаильского областного радиокомитета, окончил вечернюю среднюю школу. В 1951 г. окончил Киевский педагогический институт. Работал учителем в Мариуполе, редактором Закарпатского областного издательства.
В 1962 г. был принят в Союз писателей Украины. В Москве вышла книга «В стране вещей», в Ужгороде — «Карманная школа».
В 1990г. - лауреат республиканской премии имени В.Г. Короленко.
В 1998г. выехал на
постоянное место жительства в Израиль, проживает в Беер-Шеве. Ф. Кривин — автор десятков книг, выходивших с начала 1960-х гг. в различных издательствах Советского Союза. Сотрудничал с Аркадием Райкиным, для которого писал интермедии.
— Прочитайте название стихотворения Ф. Кривина. Как вы
думаете, о чем оно?
(Учитель читает стихотворение. Беседа по вопросам учебника. Сценка «Спор гласных и согласных».)