Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Особенности организации кор. работы с детьми с... Дополнение к руководству по заполнению карты психолого-педагогического обследования (для ребенка с нарушением зрения)


Скачать 340.5 Kb.
НазваниеДополнение к руководству по заполнению карты психолого-педагогического обследования (для ребенка с нарушением зрения)
АнкорОсобенности организации кор. работы с детьми с.
Дата21.01.2018
Размер340.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОсобенности организации кор. работы с детьми с...doc
ТипДокументы
#35080
страница1 из 5
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5



Дополнение

к руководству по заполнению карты

психолого-педагогического обследования

(для ребенка с нарушением зрения)
Данные материалы помогут учителю-дефектологу пункта коррекционно-педагогической помощи заполнить карту психолого-педагогического обследования на ребенка со зрительной патологией. В памятке указаны разделы и строки необходимые в дополнении.
Раздел «Данные медицинского обследования»

Вносятся данные о состоянии зрения ребенка из медицинских документов

- острота зрения

- характер зрения (бинокулярный, монокулярный)

- состояние фиксации (центральная, перефирическая, устойчивая, неустойчивая)

- угол косоглазия

- перенесенные офтальмооперации

- очки

- окклюзия

- зрительная нагрузка

- диагноз офтальмолога
В строке «Состояние общей и мелкой моторики» добавляются данные о состоянии зрительно-моторной координации. В целях выявления можно использовать субтест на оценку уровня развития зрительно-моторной координации (по методике М.М.Безруких и Л.В.Морозовой), « Методика массовой оценки моторики у детей и подростков» автор Н. Озерецкий. (см. Приложение № 1)
Раздел «Общая осведомленность»

Добавляются данные по: - оценки взаимоположения предметов в пространстве;

- узнаванию предметов в пространстве (используются задания,

ориентирующие на распознавание фигур /букв/, представлен

ных в необычном ракурсе);

- определению пространственных отношений;

- нахождению в пространстве фигур заданной формы.
Раздел « Психологическое обследование – Восприятие»

Заполняется обследование зрительного восприятия
Предметное восприятие ( узнавание и называние реальных предметов, людей (игрушек), графических изображений (рисунков), контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений, наложенных фигур)

Восприятие сенсорных эталонов (см. Приложение № 2):

а) цвет (узнавание и называние цвета, построение цветового ряда от темного к светлому и наоборот, соотнесение с цветом предмета в окружающем мире)

б) форма (узнавание и называние геометрических фигур, соотнесение с формой окружающих реальных предметов, соотнесение плоских и объемных фигур, восприятие сложных форм)

в) величина (узнавание и называние величины предметов, построение величинных рядов)

Буквенный гнозис (узнавание и называние печатных и прописных букв, узнавание букв по части, изображенных зеркально, на зашумленном фоне)

Восприятие сюжетной картины (называние фона, адекватное восприятие персонажей, перечисление объектов, их глубины расположения, действия, понимания причинно-следственных связей)
Заполнение других разделов, ведется согласно руководству по ведению карты обследования ребенка.
Литература:

  1. Никулина Г.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение.- Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2002.

  2. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.- М., 1998.

Приложение № 1

Субтест на оценку уровня развития

зрительно-моторной координации

( по методике М.М.Безруких и Л.В.Морозовой)

для детей 5-7,5 лет
Материалы: тестовый буклет, простой карандаш.
Инструкция ко всем заданиям субтеста: «Не отрывая карандаш от бумаги при выполнении заданий. Тестовый лист не верти».
ВНИМАНИЕ! Не забывайте повторять инструкцию ребенку перед выполнением каждого задания субтеста. Следите, чтобы ребенок брал листы с соответствующими заданиями, Демонстративный материал для проведения исследования необходимо изготовить, учитывая зрительные возможности ребенка.
В процессе выполнения всего субтеста педагог постоянно следит за тем, чтобы ребенок не отрывал карандаш от бумаги. Детям не позволяется вертеть лист, так как при повороте листа вертикальные линии становятся горизонтальными (и наоборот). Если ребенок упорно старается перевернуть лист, то результат этого задания не учитывается. При выполнении ребенком заданий, в которых даны направления движений, необходимо следить за тем, чтобы он проводил линии в заданном направлении. Если ребенок проводит линии в обратном направлении, результат выполнения задания не учитывается.
Задание 1. На листе бумаги нарисованы точка и звездочка (показать). Нарисуй прямую линию от точки до звездочки, не отрывая карандаш от бумаги. Постарайся, чтобы линия, была как можно равнее. Закончив, отложи карандаш.
Задание 2. Нарисованы две вертикальные линии (показать). Найди середину первой линии, а затем - второй, Нарисуй прямую линию от середины первой полосочки до середины второй. Не отрывай карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш.
Задание 3. Посмотри, на листе бумаги нарисована дорожка (показать). Тебе нужно нарисовать прямую линию от начала до конца дорожки по ее середине. Постарайся, чтобы линия не задевала края дорожки. Не отрывай карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш.

Задание 4.На листе бумаги нарисованы точка и звездочка. Тебе их нужно соединить, проведя прямую линию сверху вниз.
Задание 5. В верхней и нижней части листа бумаги нарисованы цветные полоски. Проведи прямую линию сверху вниз, не отрывая карандаш от бумаги, и соедини середину верхней полосочки с серединой нижней.
Задание 6. На листочке бумаги нарисована неширокая дорожка. Проведи вертикально прямую линию посередине этой дорожки сверху вниз, не задевая ее края. Закончив, отложи карандаш.
Задания 7-12.(Инструкция, приведенная ниже, аналогична для всех заданий этого блока). Сейчас тебе нужно обвести нарисованную фигуру по прерывистой линии, а затем точно такие же фигуры нарисовать самому. Рисуй их так, как ты их видишь, постарайся правильно передать форму и размер фигуры. Фигуру обводи и рисуй только в заданном направлении и старайся не отрывать карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш. (Сложность рисунка возрастает с каждым новым заданием.)
Задания 13-16.(Инструкция, приведенная ниже, аналогична для всех заданий этого блока). Сейчас тебе необходимо обвести предложенный контурный рисунок по пунктирной линии, но вести надо только в том направлении, в котором показывает стрелка, то есть, как только ты дорисуешь до «перекрестка», посмотри, куда показывает стрелка, и в том направлении рисуй дальше. Линия должна закончиться на звездочке (показать). Не отрывай карандаш от бумаги. Не забывай, что лист нельзя вертеть. Закончив, отложи карандаш.
Оценивать задания как выполненное правильно можно если:

  • при его выполнении дети с нарушениями зрения рисовали непрерывные линии от одного до другого объекта (допускается наличие небольшого изгиба или небольшого угла);

  • ребенок отрывал карандаш от бумаги, но продолжал линию без разрывов (разветвлений, острых углов);

  • линия, нарисованная ребенком, выходила за пределы стимулирующих линий (в стороны, вверх или вниз) не более чем на 0,5-0,7 сантиметра;

  • линия проводилась по указанному направлению, по указанной фигуре;

  • самостоятельно нарисованная фигура незначительно отличалась от образца.


Оцененное задание как выполненное неправильно можно если:

  • при его выполнении дети рисовали линии с явными разрывами, острыми углами или обводили стимульный материал несколько раз;

  • делали исправления;

  • нарисованная линия начиналась или заканчивалась на расстоянии более чем 0,500,7 см от стимулирующих точек или пределами «прямой границы» (вверх-вниз);

  • нарисованная линия оказывалась короче или длиннее стимулирующих точек (более, чем на 0.7 см);

  • линия была нарисована неверно, толчками;

  • линия (фигура) обводилась не по указанному направлению (по указанной фигуре);

  • самостоятельно нарисованная фигура значительно отличалась от образца.


Высокий уровень развития координации предполагает правильное выполнение более 9 заданий, средний - от 8 до 5 заданий, низкий - менее 4 заданий.

  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей