Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Сборник методических разработок


НазваниеСборник методических разработок
АнкорСборник методических разработок «Педагогическая копилка-2014», Тюкинеева О.В., 2014.pdf
Дата14.01.2017
Размер6.39 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSbornik_metodicheskikh_razrabotok_Pedagogicheskaya_kopilka-2014_
оригинальный pdf просмотр
ТипКонспект
#6419
страница9 из 23
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   23
О.Ю. Поломошнова
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ НА ТЕМУ
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗОЧНЫЙ ЛЕС»
Речь – яркий показатель развития ребенка. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности.
Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности.
Наблюдая за детьми, я сделала вывод, что познавательный интерес к окружающему и максимально положительную эмоциональную насыщенность развития речи я могу реализовать в процессе общения с природой: ведь экология – простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая дея- тельность). Процесс знакомства с окружающим миром, по моему убеждению, дол- жен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Решая эту проблему, я использовала различные игровые задания, проблемные ситуации, вызывающие у детей не только познавательный интерес, но и речевую активность, что способство- вало развитию самостоятельности мышления и гибкости ума.
Представляю вашему вниманию конспект совместной непосредственной образо- вательной деятельности по познавательно-речевому развитию в средней группе.
Цель: развивать познавательно-речевую активность, закрепить знания детей о разнообразии окружающего мира, формировать грамматически правильную речь.
Задачи:
Познавательно-речевое развитие:
- закрепить знания детей о диких животных, их внешнем виде, повадках, услови- ях обитания;
- развивать речевое творчество, умение перевоплощаться;
- формировать грамматически правильную речь;
- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
- обогащать словарь детей прилагательными (пушистый, густой, серый); воспи- тывать желание говорить образно, выразительно, правильно.
Социально-коммуникативное развитие:
- создавать положительный эмоциональный настрой;
- развивать умение детей выразительно передавать настроение, характер персо- нажей в речевых играх через интонацию, жесты, движения;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Художественно-эстетическое развитие:
- формировать умение в сотворчестве с воспитателем и другими детьми выпол- нять коллективную работу по аппликации;
- воспитывать аккуратность, эмоциональную отзывчивость при восприятии работы.
Материалы. Мягкая игрушка медведя. Маски животных: ежа, медведя, лисы, зайца, белки. Картинки животных с ошибками. Замок. Макет с изображением леса и жилищ животных, изображения животных для аппликации, в том числе и лишних.
Клей-карандаш, клеенки. Материал для игры «Накорми животных» (трава, ягоды, шишки, веточки, косточки, конфеты).

89
Ход НОД
Группа оформлена макетами деревьев, на которых развешены картинки с изоб-
ражением животных, посередине сугроб.
Дети становятся в круг.
Воспитатель. Сегодня мы с вами пойдем в гости. А куда и с кем, вы поймете сами, когда отгадаете загадку.
Кто в лесу огромней всех,
Кто богатый носит мех,
Кто в берлоге до весны
Днем и ночью смотрит сны?
Воспитатель. (вношу игрушку медведя) А кто еще живет в лесу? (ответы детей)
Воспитатель. Вы уже догадались, о ком мы сегодня с вами будем говорить?
Правильно, о животных. А для этого отправимся с вами в сказочный лес. Итак, в путь! Идем в страну мы по дорожке, где шагали чьи-то ножки. Но будьте вниматель- ны. Слушайте слова и действуйте вслед за стихами. (Дети и воспитатель идут по
дорожке)
Маленькие ножки
Идут по дорожке.
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
А большие ноги
Шагают по дороге.
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Прыг-скок по дорожке,
А большие ноги
Идут по дороге.
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
Воспитатель. Послушные у нас ножки. Незаметно подошли к лесу. Только здесь висит замок. Надо его открыть.
Пальчиковая игра «Замок»
На двери висит замок. (руки сцепляются в «замок»)
Кто его открыть бы смог? (сцепленные руки показываем друг другу)
Постучали, (руки стучат основаниями кистей друг о друга)
Покрутили, (руки делают повороты кистями вперед и назад)
Потянули – (руки вновь сильно тянутся в стороны)
И открыли! (расцепленные руки разводятся в стороны).
Воспитатель. Что-то нет никого. Наверное, спрятались. Давайте поиграем, мо- жет, тогда они выйдут к нам.
Игра с движением «Дили-дили»
Дили-дили, дили-ди!
Мы кого-то видели!
Ушастого, глазастого,
Рогатого, хвостастого.
Он сидел под кустом
Громко цокал языком.
Может, это был козел? Не-ет!
Может, это серый волк? У-у-у.

90
Может, это был медведь?
Да как начал он реветь!
Мы, конечно, испугались.
И, конечно, разбежались!
Воспитатель. А мы бояться не будем. А сядем и отдохнем (Садимся на ковер.
Посередине сугроб). Как вы думаете, что там спрятано? Давайте потихоньку откроем и посмотрим (под «сугробом» маски).
Воспитатель. Так это же нам звери оставили. Они хотят, чтобы вы превратились в того зверя, чью маску одели и рассказали о себе. Вы должны рассказать, кто вы, где живете, как выглядите, что любите есть и кого боитесь.
(рассказы детей о еже, медведе, лисе, зайце, белке от лица этих животных)
Воспитатель. Ребята, посмотрите, какие интересные рисунки развешены на де- ревьях. Кажется, я знаю, чьи они. До нас в лес приходил Незнайка. Он нарисовал портреты животных, но как всегда напутал. А вы заметили ошибки? Какие? (ответы
детей).
Воспитатель. Давайте и мы сделаем животным приятное и оставим им угоще- ние. На столе трава, ягоды, шишки, веточки, косточки, конфеты.
Дидактическая игра «Угости животное»
Воспитатель. Расскажите, кого и чем вы хотите угостить. Кого мы угостим кон- фетами? А конфеты животные не едят, мы их возьмем и потом попьем с ними чай.
Воспитатель. А еще я предлагаю оставить для животных подарок. Давайте вы- берем изображения тех животных, о которых сегодня говорили, и наклеим их у сво- их жилищ (Продуктивная деятельность детей. Дети выбирают нужные изображе-
ния и наклеивают на макет).
Чьи изображения остались? Почему? (корова, овечка – это домашние животные)
Итог. Как вы думаете, понравится наша картина животным? А вам понравилось наше путешествие? Что особенно вам понравилось?(ответы детей)
(В конце занятия укладываем мишку в сугроб спать и потихоньку выходим из
группы)

91
Н.Н. Сулим
КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ
ГРУППЕ НА ТЕМУ «ТЕАТР – НАШ ДРУГ И ПОМОЩНИК»
Цели: способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополне- нию их знаний по театрализованной деятельности ребёнка в семье и детском саду; со- действовать сплочению родительского коллектива, вовлечению пап и мам в жизнедея- тельность группового сообщества; развитие творческих способностей родителей.
Форма проведения: круглый стол.
План проведения:
1. Развитие детей в театрализованной деятельности (доклад прилагается).
2. Анкетирование родителей.
3. Играем, как дети.
А) Волшебные средства понимания.
Б) Игры со скороговорками.
В) Пальчиковые игры со словами.
Г) Пантомимические этюды и упражнения.
Подготовительный этап:
1. Разработка сценария.
2. Подготовка необходимого оборудования и материала для проведения круглого стола.
3. Оформление групповой комнаты.
4. Подготовка памятки для родителей.
5. Оформление цитат:
Константин Сергеевич Станиславский: «Театр начинается с вешалки».
Николай Гоголь: «Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать ми- ру добра».
Вольтер: «Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге».
Александр Герцен: «Театр – высшая инстанция для решения жизненных вопросов».
Ход собрания
1. Консультация «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная игра – это исто- рически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. «Это волшеб- ный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир».
На первых порах главную роль в театральной деятельности берет на себя педа- гог, рассказывая и показывая разные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3-4 летне- го возраста, дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты лите- ратурных произведений в свободной деятельности.
Театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества.
Во время зрелища воображение позволяет ребёнку наделять героев пьесы чело- веческими свойствами, воспринимать происходящее как реальность, сочувствовать, переживать и радоваться за героев пьесы. Дети учатся замечать плохие и хорошие

92 поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощёнными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализо- ванные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремлённость, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. Сегодня, когда на фоне избыточной информации, обильных разнообразных впечатлений остро ощущается эмоциональ- ное недоразвитие детей, значение театрального жанра заключается и в том, что он эмоционально развивает личность. Ведь зачастую родителям бывает некогда почи- тать ребёнку книжку. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!
2. Игра «Узнай по голосу».
Водящий в центре круга с закрытыми глазами. Все движутся по кругу со словами:
Мы немножко поиграли,
А теперь в кружок мы встали.
Ты загадку отгадай.
Кто назвал тебя – узнай!
Водящий называет по имени сказавшего ему: «Узнай, кто я?»
3. Игра «Иностранец».
Вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Спросите с помощью же- стов, как найти кинотеатр, кафе, почту.
4. Упражнения.
1. С помощью мимики выразите горе, радость, страх, боль, удивление.
2. Покажите, как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм), за шахматной доской, на рыбалке (клюёт).
5. Игры со скороговорками.
Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз). Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.
Варианты скороговорок:
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Король – орёл, орёл – король.
У Сени и Сани в сенях сом с усами.
6. Испорченный телефон.
Первый игрок получает карточку со скороговоркой, передаёт её по цепи, а по- следний участник произносит её вслух. (Играют две команды)
Предварительно было проведено анкетирование родителей. Результаты анкети- рования были оглашены на родительском собрании.
7. Анкета для родителей.
1. Сколько лет вашему ребёнку?
2. В течение какого периода он посещает дошкольное учреждение?
3. В каких формах у ребёнка проявляется творчество?
4. Делится ли он своими впечатлениями о театрализованных представлениях, за- нятиях, праздниках, проводимых в детском саду?

93 5. Вызывают ли эмоциональный отклик у него кукольные спектакли?
6. Есть ли в доме детские кассеты или диски с записями сказок?
7. Устраиваете ли вы дома театрализованные представления?
8. Были ли вы с ребёнком в театре?
9. Ваши пожелания и предложения по театрализованной деятельности в нашем саду.
8. Блиц-опрос.
Уважаемые родители! Сейчас поиграем с вами так, как мы играем с детьми на занятии по театрализованной деятельности. Но вначале ответьте на вопросы.
- Если бы все люди не могли говорить, но знали слова, как бы они понимали друг друга? (С помощью мимики, жестов, позы туловища).
- Меняется ли голос человека в зависимости от его настроения? Как?
- Можем ли мы узнать о настроении человека, не видя его лица? Как? (По позе,
жестам).
- Можем ли мы назвать интонацию, мимику, пантомиму (жесты, позы человека)
«волшебными» средствами понимания?
- Вспомните, какие жесты вы знаете и используете при общении? (Приветствие
и прощание и др.)
9. Пальчиковые игры со словами.
Пальчиковые игры способствуют подготовке руки к письму, развивая мелкую моторику рук, внимание, воображение и память.
Два щенка,
Кулаки правой и левой руки
Щека к щеке,
Поочерёдно становятся на стол ребром
Щиплют щётку
Кулачки трутся друг о друга.
Щиплют щётку
Правая ладонь обхватывает кончики
В уголке.
пальцев левой, и наоборот.
10. Пантомимические этюды и упражнения.
Давайте детям дома задания: понаблюдать, запомнить, повторить поведение лю- дей и животных, бытовые предметы в простейших ситуациях. Лучше начать с пред- метов, потому что дети хорошо их зрительно помнят и для этого не требуется осо- бых наблюдений.
Покажите как:
- вратарь ловить мяч;
- зоолог ловит бабочку;
- рыбак ловит большую рыбу;
- ребёнок ловит муху.
Попробуйте изобразить:
- парикмахера;
- пожарника;
- строителя;
- космонавта.
11. Наш театральный уголок.
Благодарность.
Большое спасибо всем родителям, кто откликнулся на нашу просьбу и помог ма- териально пополнить базу уголка театрализованной деятельности!
Теперь у нас есть несколько видов театра: театр картинок, настольный театр, те-

94 атр масок, тактильный театр, пальчиковый театр, варежковый театр, магнитный, те- атр оригами, йогуртовый театр, театр помпонов, театр на нитках, на палочках. А ка- кие у нас красивые верховые куклы на гапите, картонные и сшитые из мягких игру- шек, причём разных размером. Также имеются у нас ширмы и различные домики.
Кроме видов театра, изготовленных своими руками, имеется и театр фабричного производства, который также востребован детьми. Всё это способствует театральной деятельности детей, умению перевоплощаться, способности к импровизации и рас- ширению словарного запаса.
12. Вариант решения родительского собрания:
1. Использовать информацию, полученную на родительском собрании, в рамках развития детей в театрализованной деятельности.
2. Поддерживать интерес детей к театральной деятельности в детском саду и дома.
3. Позаботиться родителям о технических средствах (диски, кассеты), способ- ствующих развитию творческого потенциала детей.
4. Уделять серьёзное внимание выбору художественной литературы для чтения детям.

95
В.С. Артамошкина
СЦЕНАРИЙ ЗАСЕДАНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА
«ПОГОВОРИ СО МНОЮ, МАМА»
Цель:формирование у родителей представления о роли театральной деятельно- сти в развитии речи детей раннего возраста.
Задачи: познакомить родителей с особенностями речи детей раннего возраста, дать представления о способах активизации речи (пальчиковые игры, сказки, теат- ры); показать значение русского народного творчества в развитии речевых умений детей и насколько важен эмоциональный контакт с ребенком для развития его речи.
Материалы и оборудование: экран для мультимедиа, игрушки по количеству родителей, три книги с русскими народными сказками «Курочка ряба», «Репка»,
«Теремок», несколько разных видов театров для демонстрации родителям (ложко- вый, пальчиковый, кукольный, фланелеграф, настольный, театр картинок), результа- ты анкет, памятки, буклеты: театры для детей с 1.5-3 лет; пальчиковые игры, игры с прищепками
Игра «Приветствие». Родители сидят в кругу, у каждого в руках игрушка его ре- бенка. Каждый участник представляется, дотрагиваясь своей игрушкой до игрушки соседа, и говорит ему комплимент.
1. Воспитатель сообщает цель встречи (на экране).
2. Обсуждение в кругу«Как говорит мой ребенок…» Воспитатель помогает во- просами:
- Понимает обращенную к нему речь?
- Отвечает на вопросы или молчит?
- Пользуется ли ваш ребенок простыми предложениями в разговоре?
- Активен ли в речевом общении?
Участники высказываются, обмениваются мнениями о том, как говорят их дети, какие при этом возникают трудности и как родители с ними справляются. На экране результаты анкеты по развитию речи и устному народному творчеству (воспитатель комментирует).
Вывод: главная задача взрослых в области развития речи детей раннего возраста
– помочь им в освоении разговорной речи, используя разные приемы (чтение книг устного народного творчества; привлекать детей к рассказыванию по прочитанному тексту; задавать вопросы, кто на картинке, какого цвета, как кричит, поет, ходит и т.д.; привлекать к звукоподражанию, передаче движений персонажей; разыгрывать театры по знакомым сказкам, песенкам, потешкам).
3. Мини-лекция об особенностях развития речи детей раннего возраста.
Развитие речи в этот период существенно зависит от внимания и усилий родите- лей. В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию – это благоприятный фактор для развития активной речи. К трем годам речь становится не потребностью
(«Дай пить», «Мама, дай куку (куклу)», а средством познания окружающего мира, обогащается ее смысловое содержание. Ребенок уже хорошо понимает все, о чем говорит с ним взрослый. Заметно увеличивается словарный запас, ребенок использу- ет в общении почти все части речи, понимает значение простых предлогов и формы множественного числа, овладевает грамматическими навыками родного языка. Ды- хательный и артикуляционный аппарат только развивается, к трем годам остаются

96 некоторые несовершенства в произнесении звуков, многосложных слов, слов со сте- чением нескольких согласных, отчего речь детей еще недостаточно чистая и внятная.
К 1,5 годам активный словарь составляет всего 30-40 слов. В становлении активной речи большую роль играет формирование способности подражать и осваивать обще- ние всеми доступными средствами (выразительный взгляд, указательный жест, «об- легченные» слова, звукоподражания). Итак, одновременно с главной задачей разви- тия понимания речи решаются задачи освоения активной речи.
Во второй половине второго года жизни ребенок интенсивно овладевает актив- ной речью. Чувственный опыт, накопленный ранее, постепенно переводится в рече- вой план, но только при условии целенаправленной работы. К концу второго года жизни активный словарь ребенка насчитывает уже 300-400 слов, из которых он строит простые предложения из 2-3 слов. К трем годам активный словарь составляет
1,500 и более слов. Однако роль наглядности в развитии речи в этот период еще очень велика.
Очень важно в этом возрасте развивать активный и пассивный словарь ребенка.
Вот несколько рекомендаций по накоплению и расширению словаря.
- Когда Вы гуляете с ребенком, старайтесь не только наблюдать за объектами и называть их, но и способствуйте различению предметов по их внешнему виду (это тополь, а это береза).
- Старайтесь не только называть, но и обозначать составные части разных пред- метов («У дома есть крыша, стены, дверь, окно …»). Предоставляйте малышу воз- можность сравнивать предметы, сопоставить их по величине, форме, цвету, ведь крыши бывают красные и серые, стены – высокие и низкие, окна – маленькие и большие.
- Попробуйте комментировать все то, что делает малыш.
- Если вы играете с ребенком, старайтесь привлекать его к активным действиям и вместе их проговаривать.
- Малыши очень любят игры, связанные с поиском спрятанной игрушки. Задача не только в том, чтобы найти, но и сказать, что где было. Вообще, очень полезно интересоваться тем, кто что делает.
- Старайтесь как можно чаще употреблять одно и то же слово в разных контекстах.
4. Ребенок не говорит или говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит два-три слова.
Другие спокойны несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить про- стейшую фразу, владеет небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются.
Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к обуче- нию в школе.
Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее воздействие. Данный вид деятельности способствует общему развитию детей, развитию речи, координа- ции движений, подготовке к письму. Начинать лучше всего со статичных поз: «зай- ка», «коза», «корова», «рыбка», «пароходик». Затем можно переходить к динамиче- ским движениям: сделать колечко, посолить, порубить. Также мелкая моторика раз- вивается, если ребенок нажимает на резиновую игрушку, мнет тесто, пластилин,

97 мнет и рвет бумагу, сортирует мелкие предметы. Желательно делать ребенку массаж кистей и пальцев. Я приглашаю вас поиграть в пальчиковые игры (проведение не- сколько пальчиковых игр).
5. Важно создать между взрослыми и детьми отношения доброты, сердечности и любви. С ранних лет мы знакомим детей с русским народным творчеством: потеш- ками, стихами, песенками, сказками, прибаутками, учим детей имитировать, звуко- подражать героям произведений. Устное народное творчество оказывает положи- тельное влияние на развитие речи детей.
6. Упражнение «Чтение сказки».
Инструкция: трем участникам предлагаются книжки со знакомыми детскими сказками. Первый участник читает отрывок, сидя к остальным членам группы спи- ной. Второй читает, повернувшись лицом, но, не отрывая взгляда от текста. Третий эмоционально рассказывает, лишь изредка посматривая в текст. После трех разных прочтений родителям предлагается ответить на вопрос «Какое чтение лучше воспри- нималось и почему?
Вывод: Вы увидели, насколько важен эмоциональный контакт с ребенком для развития его речи. Развитие речи ребенка в этот период существенно зависит от внимания и усилий родителей. В этом возрасте у детей велика склонность к подра- жанию – это благоприятный фактор для развития активной речи.
Вот и в нашей группе создана предметно-развивающая среда по театральной де- ятельности – театральный уголок «В гостях у сказки». Познакомьтесь. На мультиме- диа находятся все виды театров, художественная литература, музыкальные инстру- менты, интерактивные, умные книжки и музыкальные игрушки, на фотографиях де- ти-исполнители разных ролей.
Воспитатель рассказывает обо всех театрах и их значении в развитии детей, ис- пользуя слайды на экране и предстендовую выставку: по способу управления теат- ральные куклы могут быть настольными, верховыми и напольными. Верховые – это те, которыми кукловод управляет из-за ширмы. Напольные куклы «работают» на глазах у зрителей, на полу, а настольные – на столе (показать их на экране, можно несколько внести с показом). Также есть театры: фланелеграф, театр-картинок. Ребе- нок охотно отзывается на предложение прослушать сказку, поиграть в пальчиковую игру, рассмотреть иллюстрации из знакомых сказок, потешек, песенок и не только слушает, но и подпевает, подговаривает, имитирует, звукоподражает «как петушок»,
«собачка», «кошечка», рассказывает вместе с взрослым, сопровождая действия пер- сонажей сказки, потешки, пальчиковой игры куклой из театра (рукавичка, пальчико- вая, плоскостная, кружка, ложка, фланелеграф). Дети любят наряжаться и показы- вать куклам концерт под музыку, с разными музыкальными инструментами (фото- графии на экране).
7. Воспитатель предлагает один из видов настольного театра
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   23

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей