Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

методичка 2013. Учебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по фармакологии для студентов лечебного факультета


НазваниеУчебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по фармакологии для студентов лечебного факультета
Анкорметодичка 2013.doc
Дата30.10.2016
Размер1.58 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаmetodichka_2013.doc
ТипУчебно-методическое пособие
#817
страница14 из 17
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17
Раздел 4.

Средства с преимущественным влиянием на процессы тканевого обмена, воспаления и иммунные процессы.
Занятие 1.

Препараты гормонов белкового, пептидного строения

и производные аминокислот, их синтетических заменителей и антагонистов.
Актуальность темы. Гормоны – это биологически активные вещества, вырабатываемые эндокринными железами и специальными группами клеток. Гормоны, секретируясь в кровь, оказывают регулирующее влияние на органы и ткани. Гормональные препараты получают синтетическим путем, а также из различных биологических материалов (моча, органы животных, плацента и т.д.). Синтезировано значительное число соединений, действующих подобно естественным гормонам (их аналоги и производные, а также синтетические заменители иной химической структуры). Гормональные препараты широко применяют в клинической практике как средства заместительной терапии (при гипотиреозе, диабете и др.) и при недостаточной функции эндокринных желез. Во многих случаях они используются и по другим показаниям с учетом спектра их физиологического действия. Так, например, глюкокортикоиды назначают в качестве противоаллергических, иммунодепрессивных и противовоспалительных средств. Гормоны являются агонистами чувствительных к ним специфических рецепторов. Получены и антагонисты ряда гормонов, которые могут блокировать специфические рецепторы или препятствуют синтезу эндогенных гормонов. Клиницисты отмечают, что без гормональных препаратов терапия была бы наполовину беднее, а потому знание этих средств является весьма значимым для высокопрофессионального врача.
Цель занятия: изучить классификацию, свойства, фармакокинетику и фармакодинамику, показания к назначению и побочные эффекты гормонов белкового, пептидного строения и производных аминокислот, их синтетических заменителей и антагонистов.

Задачи:

• изучить препараты гормонов гипофиза, знать их фармакологические свойства;

  • знать препараты, регулирующие функцию щитовидной и паращитовидной желез, их свойства;

  • изучить средства терапии инсулинзависимого и инсулиннезависимого сахарного диабета, их свойства, механизмы действия;

  • уметь выписывать в рецептах основные препараты темы.


Содержание компетенций и планируемый пороговый уровень развития компетенций:

ПК-22: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью назначать и использовать гормоны белкового, пептидного строения и производные аминокислот, их синтетических заменителей и антагонистов, проводить мероприятия по соблюдению правил профилактики побочных эффектов:

- знать классификацию и основные характеристики изучаемых средств, фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к их применению, побочные эффекты;

- уметь анализировать действие гормонов белкового, пептидного строения и производных аминокислот, их синтетических заменителей и антагонистов по совокупности их фармакологических свойств и возможность их использования в медицинской практике; выписывать их в рецептах;

- владеть правилами назначения изучаемых препаратов при лечении различных заболеваний и патологических состояний с учетом показаний.

ПК-19: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью применять основные гормональные препараты при наиболее часто встречающихся заболеваниях у взрослого населения и подростков, а также при неотложных состояниях (острый психоз);

- знать особенности фармакокинетики и фармакодинамики гормонов, достоинства и недостатки различных лекарственных форм, использующихся в медицинской практике;

- уметь использовать различные лекарственные формы изучаемых препаратов, исходя из особенностей их фармакодинамики и фармакокинетики;

- владеть навыками выбора гормонов белкового и пептидного строения для лечебных мероприятий при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях.

ПК-31: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт применения основных гормональных препаратов:

- знать принципы изыскания и испытания новых лекарственных средств; информационно-справочные и поисковые системы;

- уметь работать с научной литературой, вести поиск информации о применении и действии изучаемых препаратов;

- владеть навыками поиска, анализа и обобщения информации о применении и действии основных гормональных средств.
Препараты для изучения: кортикотропин, тетракозактид, соматотропин, соматостатин, октреотид, ланреотид, гонадотропин хорионический, гонадотропин менопаузальный, фоллитропин альфа, фоллитропин бета, урофоллитропин, лутропин альфа, даназол, гестринон, десмопрессин, терлипрессин, бусерилин, гозерелин, лейпрорелин, трипторелин, протирелин, левотироксин натрия, трийодтиронин, мерказолил, пропилтиоурацил, калия перхлорат, кальцитонин, миакальцик, кальцитрин, терипаратид, дигидротахистерол; инсулин, актрапид НМ, МК; хумулин, хумалог, монотард НМ, МК; илетин II Л, протофан НМ, карбутамид, хлорпропамид, глибенкламид, глипизид, гликвидон, гликлазид, глимепирид, метформин, буформин, глюкагон, акарбоза, репаглинид, натеглинид, пиоглитазон, росиглитазон, арфазетин.
План изучения темы (уяснить и запомнить).

1. Основные виды гормонотерапии и принципы применения гормональных препаратов.

2. Классификация гормональных препаратов по химическому строению и физиологическому эффекту.

3. Фармакологическая характеристика гормональных препаратов гипофиза (эффекты, применение).

4. Характеристика средств заместительной терапии гипофункции щитовидной железы (эффекты, применение).

5. Классификация антитиреоидных средств, механизмы действия, эффекты, показания к назначению, осложнения.

6. Фармакологическая регуляция кальциевого обмена (паратиреоидин, кальцитонин, кальцитрин) – эффекты препаратов, применение.

7. Препараты терапии инсулинзависимого диабета (характеристика инсулина и его препаратов по фармакокинетическим свойствам, механизм действия, принцип дозирования, осложнения).

8. Классификация препаратов терапии инсулиннезависимого диабета (механизмы действия, особенности фармакокинетики, дозирование, побочные эффекты).

Уметь выписать в рецептах с указанием конкретного показания (рецепты выписать в тетради для самостоятельной работы): кортикотропин, окситоцин, L-тироксин, трийодтиронин, мераказолил, инсулин, бутамид, глибенкламид, метформин.
Источники информации:

а) Основная литература:

        • Харкевич, Д.А. Фармакология: учеб. для студентов мед. вузов/Д.А.Харкевич.- М.:ГЭОТАР-Медиа, 2010. Гриф УМО

        • Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии : учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А. Харкевича. - М.: МИА, 2005. Гриф УМО

б) Дополнительная литература

        • Венгеровский, А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров : учеб. пособие для мед. вузов/ А.И.Венгеровский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ИФ "Физико-математ. лит.", 2007. - 702 с. Гриф УМО

        • Майский, В.В. Фармакология : учеб. пособие для студентов мед. вузов/ В.В.Майский. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 397 с. : ил. Гриф УМО

        • Машковский, М.Д. Лекаpственные сpедства : пособие для врачей/ М.Д.Машковский. - 15-е изд., пеpеpаб., испр. и доп. - М. : Новая Волна, 2008.

        • Фармакология (тестовые задания): учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А.Харкевича. - М. :МИА, 2005. - 455 с. Гриф УМО

        • Катцунг, Б.Г. Базисная и клиническая фармакология: учеб. пособие для системы последиплом. и доп. мед. и фармацевт. образования/Б.Г.Катцунг; пер. с англ. Э. Э. Эвартау.-2-е изд., пеpеpаб. и доп.-М. :Бином; СПб. : Диалект. Т.1, Т2.-2007. Гриф МЗ РФ

Имеется также электронный ресурс.

8.Периодические издания – журналы:

    1. «Экспериментальная и клиническая фармакология»


Электронное информационное обеспечение и Интернет-ресурсы

  • Государственный реестр лекарственных средств (https://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx)

  • Энциклопедия лекарств и товаров аптечного ассортимента (https://www.rlsnet.ru)

  • Поисковая система PubMed (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed)



План работы на лабораторном занятии.

1. Контроль исходного уровня знаний (выполнение одного из вариантов тестовых заданий).

2. Выполнение заданий.

Опыт 1. Изучить на мышах антидиуретическое действие питуитрина.

Опыт 2. Исследовать на мышах острое отравление инсулином и меры помощи.

Задание 1. Указать гормональные препараты гипофиза и дать их краткую характеристику в виде таблицы:


Препараты


Форма
выпуска, дозы


Механизм

действия


Фармакологические эффекты

Показания
к применению



Задание 3. Дать характеристику пероральных сахароснижающих средств бутамид, глибенкламид, метформин, арфазетин в виде таблицы


Препараты


Форма выпуска,
дозы


Механизм
действия


Применение



3. Обсуждение узловых вопросов темы.

1. Принципы гормонотерапии и виды гормонотерапии.

2. Классификация гормональных препаратов по физиологическому эффекту.

3. Гормональные препараты гипофиза (эффекты, особенности действия, применение). Регулирующая роль рилизинг–факторов гипоталамуса в продукции гормонов гипофиза, использование в медицине.

4. Препараты заместительной терапии при гипофункции щитовидной железы. Фармакодинамические эффекты, принципы применения, побочное действие.

5. Классификация антитиреоидных средств по механизму действия, эффекты, принципы применения, побочное действие.

6. Регуляция кальциевого обмена с помощью паратиреоидина и кальцитонина, эффекты препаратов, применение.

7. Фармакотерапия диабета I типа препаратами инсулина разных групп. Механизм действия инсулина, фармакокинетика отдельных препаратов, способы введения, эффекты, осложнения.

8. Классификация препаратов терапии диабета II типа. Механизмы действия, эффекты, фармакокинетические особенности, принципы назначения, осложнения.
4. Выписать в рецептах:

1. Гормональный препарат – стимулятор выработки ГКС;

2. Препарат – стимулятор роста тела;

3. Препарат, стимулирующий сократительную деятельность матки (для стимуляции родов);

4. Два препарата заместительной терапии при гипотиреозе;

5. Препарат, блокирующий синтез тироксина;

6. Препарат терапии диабета I типа короткого действия;

7. Препарат терапии диабета I типа длительного действия;

8. Пероральный сахароснижающий препарат, производное сульфонилмочевины.
Занятие 2.

Препараты гормонов стероидного строения, их синтетических заменителей и антагонистов.
Актуальность темы. Стероидные гормоны широко применяются с целью заместительной терапии при гипофункции коры надпочечников, мужских и женских половых желез, а также при патологии внутренних органов, нервной системы, хирургических, глазных, кожных и многих других заболеваниях. Это обусловлено тем, что стероидные гормоны участвуют в компенсаторных реакциях при нарушении не только функции эндокринных желез, но и функции других органов. Первыми препаратами из группы глюкокортикостероидов были кортизон и гидрокортизон, выделенные из надпочечников, обладающие противовоспалительным противоаллергическим, иммуносупрессорным и другими эффектами. Существенное повышение противовоспалительной активности стероидов было достигнуто путем введения в их молекулу атомов фтора. Фторированные синтетические аналоги ГКС (дексаметазон, триамцинолон, синафлан и др.) обладают мощной противовоспалительной и противоаллергической активностью и в настоящее время широко применяются в различных областях медицины. Однако стероидные гормоны могут вызывать значительное количество побочных эффектов и ухудшать течение патологических процессов, если при выборе гормональных препаратов и их дозировании не учитываются индивидуальные особенности больного и характер патологического процесса. Знание свойств, особенностей действия и дозирования этих препаратов необходимо для врача любой специальности.

Цель занятия: изучить классификацию, свойства, фармакокинетику и фармакодинамику, показания к назначению и побочные эффекты гормонов стероидной структуры.

Задачи:

  • изучить классификации. глюкокортикостероидов, фармакодина-мические и фармакокинетические особенности действия отдельных препаратов, побочные эффекты, противопоказания;

  • знать препараты минералокортикоидной группы, эффекты, применение, осложнения;

  • изучить препараты эстрогены и гестагены, их фармакологические эффекты, показания к применению, осложнения;

  • усвоить препараты андрогенного типа действия, фармакодина-мические эффекты, применение, осложнения;

  • выделить группу анаболических стероидов (отличие их от андрогенов, фармакодинамические эффекты, применение);

  • знать фармакологическую характеристику контрацептивных средств.

Содержание компетенций и планируемый пороговый уровень развития компетенций:

ПК-22: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью назначать и использовать глюкокортикостероиды, их синтетические заменители и антагонисты, проводить мероприятия по соблюдению правил профилактики побочных эффектов:

- знать классификацию и основные характеристики изучаемых средств, фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к их применению, побочные эффекты;

- уметь анализировать действие глюкокортикоидов по совокупности их фармакологических свойств и возможность их использования в медицинской практике; выписывать их в рецептах;

- владеть правилами назначения изучаемых препаратов при лечении различных заболеваний и патологических состояний с учетом показаний.

ПК-19: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью применять основные гормональные препараты при наиболее часто встречающихся заболеваниях у взрослого населения и подростков, а также при неотложных состояния;

- знать особенности фармакокинетики и фармакодинамики глюкокортикостероидов, достоинства и недостатки различных лекарственных форм, использующихся в медицинской практике;

- уметь использовать различные лекарственные формы изучаемых препаратов, исходя из особенностей их фармакодинамики и фармакокинетики;

- владеть навыками выбора гормонов стероидного строения для лечебных мероприятий при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях.

ПК-31: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт применения основных гормональных препаратов стероидного строения:

- знать принципы изыскания и испытания новых лекарственных средств; информационно-справочные и поисковые системы;

- уметь работать с научной литературой, вести поиск информации о применении и действии изучаемых препаратов;

- владеть навыками поиска, анализа и обобщения информации о применении и действии основных глюкокортикостероидов.
Препараты для изучения: кортизон, гидрокортизон, гидрокортизона ацетат, гидрокортизона гемисукцинат, преднизолон, преднизолона гемисукцинат, мазипредон, метилпреднизолон, метилпреднизолона ацепонат, дексаметазон, триамцинолон, триамцинолона ацетонид, будесонид, синафлан, флуметазон, галометазон, бетаметазон, ультралан, беклометазон, ингакорт, флутиказон, алклометазон, клобетазол, мометазон; дезоксикортикостерона ацетат, дезоксикортикостерона триметилацетат, флудрокортизон; эстрон, эстрадиол, эстрадиола дипропионат, этинилэстрадиол, эстриол, эстрогены конъюгированные, синэстрол, диэтилстильбэстрол, димэстрол, сигетин, кломифена цитрат, прогестерон, оксипрогестерона капронат, прегнин, норэтистерон, левоноргестрел, аллилэстренол, линестренол, ацетомепрегенол, мифепристон, тестостерона пропионат, тестэнат, тетрастерон, метилтестостерон, местеролон, тестобромлецит, метандростенолон, феноболин, силаболин, ретаболил, метиландростендиол.
План изучения темы (уяснить и запомнить).

1. Выделить: глюкокортикоиды, минералокортикоиды, эстрогены, гестагены, анаболические стероиды.

2. Фармакологическая характеристика глюкокортикоидов. Выделить препараты:

- для местного и резорбтивного применения;

- используемые исключительно для местного применения.

Уяснить:

- влияние на обмен веществ, реакции иммунитета, соединительную ткань, артериальное давление, систему крови;

- механизм антиаллергического, противовоспалительного, мембрано-стабилизирующего и противошокового действия;

- показания к применению;

- причины развития «синдрома отмены» и пути его профилактики;

- побочное действие на углеводный, жировой, водно-солевой обмен, эндокринную и сердечно-сосудистую системы, систему крови, иммунную систему, желудочно-кишечный тракт, ЦНС, костную ткань;

- противопоказания к применению.

3. Классификация женских половых гормонов и их антагонистов.

Уяснить:

- биологическую роль эстрогенов и гестагенов;

- сравнительную характеристику стероидных и нестероидных эстрогенов (активность, длительность действия, способы введения);

- показания к применению эстрогенов и гестагенов, в том числе при сочетанном назначении;

- побочные эффекты, наблюдаемые при длительном применении.

4. Фармакологическая характеристика андрогенов и антиандрогенных средств:

- биологическая роль;

- показания к применению в клинике внутренних болезней, гинекологии и с целью заместительной терапии;

- побочные эффекты;

- противопоказания к применению.

5. Фармакологическая характеристика анаболических стероидов (метандростенолон, ретаболил, феноболин);

- отличия стероидных анаболических средств от андрогенов;

- фармакодинамические эффекты (влияние на синтез белка, аппетит, процессы регенерации, массу тела, содержание кальция в костной ткани);

- показания к применению;

- побочные эффекты и противопоказания к применению.

6. Фармакологическая характеристика контрацептивных средств:

- состав препаратов, принцип действия;

- препараты двух- и трехразового действия;

- побочные эффекты.
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей