Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Учебное пособие для вузов


НазваниеУчебное пособие для вузов
АнкорDetskaya psikhologia Shagraeva.pdf
Дата03.02.2017
Размер2.56 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаDetskaya_psikhologia_Shagraeva.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#8184
страница10 из 39
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   39
«Особенности детского развития ребенка
в дошкольном возрасте»
Как подготовиться к практическому занятию
Обратитесь к работе ГА. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной. Подберите в перечне предлагаемых методов методы, с которыми вы хотели бы поработать. Подумайте о той стороне психики и личности ребенка, которую вы хотели бы исследовать. Проведите исследование. Не забудьте о принципах построения выборки исследования. Выборка строится по принципу случайных выборов. Обработайте полученный материал. Подготовьте сообщение, в котором вы расскажете о проделанной вами работе. А может быть, вы хотите сравнить, насколько полученные вами результаты соотносятся с теми, которые на данный момент имеются в научном знании Тогда обратитесь к психологическим исследованиям (статьям, монографиям, учебным пособиям или учебниками проведите такое сравнение.
Ход занятия
На занятии идет обсуждение представленных исследований. Обсуждаются трудности, с которыми можно встретиться входе таких исследований. Выявляются особенности детского развития в дошкольном возрасте. Где полученные результаты проведенных исследований можно использовать?
Вариант 5. Деловая игра — Работа по подбору кадров»
Как подготовиться к практическому занятию
Прочтите лекционный материал. В соответствии с принципами организации проведения опроса разработайте небольшую анкету. Ваша задача — по полученным ответам понять, может ли человек, которого вы опрашивали, быть хорошим воспитателем. Взяли ли бы вы его на работу, если бы были заведующей?
Проведите опрос ваших сокурсников. Опрос должен быть анонимным. Вы не забыли об инструкции Обработайте полученный материал. Какие выводы вы можете сделать относительно профессиональной пригодности будущих специалистов Какие характеристики такой пригодности принимались вами во внимание Что с вашей точки
зрения должно быть присуще хорошему воспитателю Подготовьте сообщение.
Ход занятия
В ходе занятия заслушиваются сообщения учащихся о проделанной работе. Что позитивного для себя вы приобрели в процессе проведения исследования Какие открытия сделали?
Вопросы для самопроверки. Назовите основные направления развития детской психологии. В чем суть теоретического решения проблемы источников психического развития. На какие две группы делят методы детской психологии. В чем отличительная черта методов воздействия. В чем особенность методов исследования. Какие принципы исследования психики ребенка вам известны. В чем суть принципа объективности Где знание этого принципа можно использовать. В чем суть принципа причинности Где знание этого принципа можно использовать. В чем суть принципа тщательности и регулярности Где знание этого принципа можно использовать. Какие формы проведения исследования вам известны. Назовите достоинства и недостатки продольных исследований. В чем суть метода поперечных срезов. Почему наблюдение и эксперимент относят к группе основных методов исследования. Каким требованиям должно отвечать наблюдение как метод исследования. Как строится процедура экспериментального исследования. Что такое формирующий эксперимент Назовите основные этапы его проведения. Каковы предназначение и основные задачи вспомогательных методов исследования психики ребенка. Назовите основные требования к процедуре опроса.
Литература
Алешина Ю.Е., Данилин К.Е., Дубовская ЕМ. Спецпрактикум по социальной психологии опрос, семейное и индивидуальное консультирование. — МС. 3—31.
Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. — М, 1989.
85

Годфруа Дж. Что такое психология Вт М, 1992. — Т. 1. — С. Жуков ЮМ., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. — Киров, 1991.
Лазурский А.Ф. О естественном эксперименте // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — МС. Методы диагностики в работе детского психолога. — М, 1999.
Ноель Э. Массовые опросы введение в методику демоскопии. — МС. 381.
Обухова Л.Ф. Детская психология теории, факты, проблемы. — МС. Овчаров Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М, Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М, 1995.
Урунтаева ГА, Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. — МС, 132—147.
Эльконин ДБ. Детская психология. — МС. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК СТАНОВЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ История психологии ее предмет и задачи. Закономерности историко-психологического процесса. Принципы историко- психологического анализа. Методы истории психологии. Исторический путь развития воззрений на детское развитие. Развитие детской психологии как самостоятельной науки. Вопросы детской психологии в дореволюционной России. Исторический путь развития детской психологии в XX веке.
Основные понятия история, кризис в психологии, единая теория, теоретическая реконструкция.
В отличие от предмета и методов психологии, в истории психологии изучается не сама психическая реальность, но представления о ней, какими они былина разных этапах поступательного развития науки. Специфика научного труда предполагает необходимость иметь информацию о прошлом. Нет такой проблемы в современной науке, которая могла бы решаться без учета предшествующей истории.
Задачей истории психологии является анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике. Знания, полученные входе обыденной практической деятельности, религиозные представления о психике, результаты научных способов умственной деятельности при этом не рассматриваются.
В истории психологии различаются два больших периода первый когда психологические знания развивались в недрах философии, а также других наук, прежде всего естествознания второй —
86
когда психология развивалась как самостоятельная наука. Они несоизмеримы повремени. Первый период (VI в. до н.э. — середина XIX в) охватывает около 2,5 лет. Второй — чуть больше столетия (середина XIX в. — настоящее время. В работе АН. Ждан мы находим анализ основных закономерностей и принципов историко-психо-логического процесса основных методов истории психологии.
Историко-психологический процесс закономерности, принципы анализа
Общей и основной закономерностью развития психологических научных знаний является борьба идей, прежде всего между материалистическими идеалистическим пониманием психики. В русле материалистического подхода уже в античности возникли и развивались вовсе последующие времена представления о том, что психические явления обусловлены материальными процессами мозга. Развитие материалистических представлений тесно связано с успехами в естествознании.
В различных формах идеализма психика и сознание отделялись от процессов материального мира, обособлялись от него, превращались в особую — духовную — субстанцию, которая и по своему происхождению, и по своим свойствами по методам познания противопоставлялась материальному миру и практике. В идеализме психика предстает как особая духовная деятельность, отрешенная от всяких материальных связей, изучаемая абстрактно.
Важной закономерностью развития психологической науки является ее направленность на выработку единой теории. Особенно остро эта тенденция выступила в период открытого кризиса в психологии вначале века, когда психологи осознали, что найти общий объяснительный принцип — вопрос жизни и смерти психологии как науки. Возникшие тогда новые направления психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология и др) претендовали именно на такую теорию.
Анализируя их судьбу, Л.С. Выготский выявил общую линию в их развитии от частных открытий в конкретной области к возникновению общих принципов, распространение их на всю психологию и превращение в философскую систему и даже мировоззрение. Однако, по мнению
Л.С. Выготского, ни один из этих принципов не удовлетворяет статусу единственной теории в психологии. И тем не менее объективная потребность в такой единой теории остается важной движущей силой исторического процесса.
Принцип историзма требует смотреть на каждый изучаемый вопрос сточки зрения того как известное явление возникло какие
главные этапы в своем развитии это явление проходило чем данная вещь, теория или концепция стали теперь.
В историческом исследовании этот принцип становится основополагающим. Он требует от историка рассмотрения того или иного отрезка прошлого во всей полноте его конкретного содержания, в системе соответствующих социокультурных условий. Он (этот период) детерминируется общей ситуацией в науке и должен рассматриваться в сопоставлении с предшествующим знанием.
Основной задачей методов и методик исторического исследования является изыскание соответствующих источников. Источниками истории психологии являются все материалы, которые отражают исторический процесс накопления психологических знаний, и прежде всего это труды психологов прошлого, а также философов, в которых исследуются психологические проблемы.
В учебном процессе источниками информации об историческом процессе развития детской психологии являются вышедшие в последнее время достаточно серьезные работы ведущих специалистов в области истории развития психологической науки — АН. Ждан, Т.Д. Марцинковской, А.А. Никольской, Л.Ф. Обуховой, МГ. Ярошевского. Обзор развития возрастной психологии как в России, таки за рубежом можно найти в учебном пособии Возрастная и педагогическая психология».
Далее следует внутренняя организация, систематизация исследуемого материала, который включает факты, теории, законы, понятия. Работа историка требует синтеза эмпирического и теоретического подходов к предмету исследования.
Основным методом истории психологии являются теоретическая реконструкция, описание и критический анализ научных систем прошлого. Его результатом является ретроспективное воспроизведение научных концепций, проблем, исследовательских методов и т.п. в их исторической последовательности в соответствии с логикой предмета.
Специальных процедур требует изучение архивных материалов. Это поиск, комментирование, снабжение сносками, примечаниями и т.п.
В истории психологии применяется метод интервьюирования. Он представляет собой беседу по заранее составленному исследователем перечню вопросов, направленных на получение материалов в соответствии с конкретной задачей исследования.
Прочтите, например, интервью с Ю.Б. Гиппенрейтер, опубликованное в журнале Семейная психология и семейная терапия (1998. № 3. Св котором речь идет об истории становления академической и практической психологии, о традициях их развития за рубежом и у нас в стране.
Биографический и автобиографический методы воссоздают атмосферу реальной жизни, являются источником знаний о духовном развитии ученого, этапах его научного труда
Биографический метод, например, использовали в своих работах Т.Д. Марцинковская и Л.Ф.
Обухова.
Анализ научных ссылок, те. установление частоты цитирования научных трудов, производится с целью получения сведений о связях между научными направлениями, о переднем крае науки и тенденциях ее развития. Значимость этого приема для изучения состояния и динамики научных исследований ограничена, поскольку частота цитирования определяется не только объективной ценностью научного труда, но и другими факторами, влияющими на степень его известности в научном сообществе. Так, из-за языковых барьеров отечественная психология недостаточно известна за рубежом.
История воззрений на детское развитие. Детская психология как самостоятельная
наука
Изучение закономерностей формирования и развития взглядов на психику ребенка Т.Д.
Марцинковская связывает с анализом различных подходов к пониманию психики в истории научного знания вообще и психологической науки в частности. Воспитание, теории развития, история — науки, практически или теоретически связанные со становлением человека, — так или иначе приходят в конце концов к ребенку и, следовательно, к детской психологии, которая, в свою очередь, обогащает эти науки».
Т.Д. Марцинковская прослеживает путь становления детской психологии со времен античной психологии до наших дней, выделяя в этом историческом промежутке ряд эпох психологические учения античности средневековье и эпоху Возрождения новое время первые десятилетия XX века современное состояние зарубежной и отечественной детской психологии.
Краткий исторический очерк развития детской психологии приводит МГ. Ярошевскии. Интерес к особенностям детской психологии он объясняет подъемом экономической жизни общества и потребностью в новых формах образования. Не сама по себе эволюция психологических идей, а насущные потребности педагогики привели к интенсивному изучению детской психики, — подчеркивает автор.
Развитие детской психологии как самостоятельной науки датируют серединой XIX века. Причиной огромного интереса в детскому развитию называют распространение в XIX веке диалектических идей в философии (Гегель), развитие естествознания (Ч. Дарвин, изучение деятельности мозга и органов чувств (ИМ. Сеченов, Г. Гельмгольц и др.).
Заслуга Ч. Дарвина состояла в том, что он перекинул мостик из мира животных к миру человека, сформулировал закон эволюции
животного мира. Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь — так называется основной труд Ч. Дарвина, изданный в 1859 году.
Основными движущими силами эволюции органического мира, по Ч. Дарвину, являются борьба за существование и естественный отбор на основе наследственности. С именем Ч. Дарвина связывают возникновение так называемого биолого-эволюционистского подхода в детской психологии, который являлся господствующим в середине XIX века.
В рамках данного направления работала целая плеяда замечательных ученых В. Прейер, Тидеман, А. Кусмауль, И. Тен.
«Еще до рождения ребенка, — писал В. Прейер, — белый лист нервно-психической организации его исписан уже множеством неясных, неразборчивых и невидимых знаков, представляющих собой следы чувственных восприятий, испытанных давно минувшими поколениями. Свою книгу, как отмечает МГ. Ярошевский, В. Прейер рассматривал как попытку отыскать ключ к иероглифам души ребенка».
Как бы вы прокомментировали приведенные здесь слова В. Прейера? Почему при описании души ребенка В. Прейер использует слова множество неясных, неразборчивых знаков, иероглифы души ребенка Что он хотел подчеркнуть, какую особенность Душа ребенка — загадка Может быть так?
В своих исследованиях биологи-эволюционисты пытались доказать приспособительный характер психики человека. Они опирались на сугубо объективные методы фиксации изменений, которые происходят в поведении ребенка по мере его взросления. Наблюдения за развитием собственных детей — основной метод, к которому они прибегали.
Этот период развития психологии называют описательным, в силу того что здесь происходило накопление материала без какой-либо попытки объяснить полученные данные или выявить какие- либо закономерности детского развития.
Успехи в области эволюционной биологии привели к необходимости введения новых понятий в науку о психическом развитии человека. Проводником этих идей в психологии явился Г. Спенсер. Именно он ввел в психологию понятия адаптация и «приспособление».
С. Холл в ответ на биогенетический закон, сформулированный в биологии Э. Геккелем и Ф.
Мюллером для внутриутробного периода развития животного, формулирует подобный же закон для послеут-робного периода развития человека онтогенез есть краткое повторение филогенеза.
С. Холл, доказывая верность своего постулата, сделал довольно интересные в педагогическом отношении выводы. Он говорило том Прейер В. Душа ребенка. — СПб., 1891. С. 10.
90
что ребенку необходимо предоставить возможность бесконфликтно проживать объективно заданные стадии своего развития анимистическую, пещерную, стадию обмена, религиозную и т.д.
С именами А. Гезелла и Л. Термена, учениками С. Холла, связывают возникновение нормативного подхода в психологии. Название подхода — от слова норма. До сих пор в психологических исследованиях лишь фиксировались изменения в психике и поведении ребенка. Вопрос же о том, какое развитие можно считать нормальным, не поднимался.
Эволюционно-биологический способ объяснения психического развития ребенка стал на рубеже
XIX и XX веков господствующим, ноне единственным, пишет МГ. Ярошевский. Ряд психологов стремились дополнить его культурно-историческим: соотнести детскую психику с развитием общественных форм и явлений. В данном случае МГ. Ярошевский делает ссылки на работы Д.
Болдуина, Н. Ланге, Т. Рибо, Д. Мид. Подводя итог длительному пути развития детской психологии, МГ. Ярошевский отмечает, что благодаря стремлению ученых к изучению особенностей детского поведения возникла необходимость создания всеобщей теории развития психики. К ее решению стремились психологические теории последующего периода — бихевиоризм, фрейдизм и др. Каждая из них обращалась к детской психике как к объекту, на котором в первую очередь может быть испытана верность общих концепций. Таким представляет путь развития детской психологии МГ. Ярошевский.
Вопросы детской психологии в дореволюционной России
А.А. Никольская свою задачу видит в том, чтобы показать основные тенденции и направления развития российской возрастной и педагогической психологии, сосредоточив внимание на трех моментах теоретические проблемы формирование личности оптимальные условия для организации обучения».
В истории русской возрастной и педагогической психологии А.А. Никольская выделяет три основных этапа, ориентируясь при этом не только на особенности общеисторического процесса, характерного для данной страны, но и на состояние научной мысли в контексте общекультурного развития в тот или иной исторический период. При этом имеется ввиду, что любая научная отрасль отражает соотношение мировоззренческих позиций, идейную борьбу на томили ином историческом отрезке времени, с одной стороны, и имеет свои внутренние, характерные для нее, особенности развития, вытекающие из спецификации ставящихся передней задач, основных проблем и направлений исследования — с другой
Первый условно назван этапом теоретического обоснования серединах начало х годов
XIX в. Второй этапе годы конец XIX века. В это время, по словам автора, происходят формирование основных областей исследовательской деятельности, накопление фактического научного материала в области изучения ребенка и научной организации его обучения. Третий — начало XX века до Октябрьской революции — теоретическая и методологическая работа в области возрастной и педагогической психологии, развертывание научно-организационных начинаний (организация научных учреждений, проведение съездов, выпуск печатных изданий и т.п.).
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   39

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей