12. Современная налоговая система зарубежных стран.
В эконом развитых странах наибольший удельный вес (до 84 %) занимают налоговые доходы.
Налог – обязательный платеж, взимаемый с юр. и физ. лиц в заранее установленные законом сроки и размеров.
Налоги характеризуются как в объективном аспекте, так и в субъективном.
Объективно налоги – отчужденная доля собственности индивидуума в денежном выражении в пользу власти.
Субъективно:
- органы власти могут изменять тяжесть налогов, приспосабливать их к своей фин. политике.
Функции налогов:
Фискальная – проявляется в мобилизации денежных средств юр. И физ. лиц и зачислении их в бюджет.
Регулирующая – включает: стабилизирующую подфункцию; контрольную; распределительную.
С помощью регулирующей ф-ии обеспечивается:
а) регулирование спроса и предложения;
б) стимулирование сбережений граждан;
в) выравнивание доходов отдельных соц. групп;
г) развитие малого и среднего бизнеса;
д) регулированию экспортно-импортной деятельностью;
е) стимулированию НДП.
Под налоговой системой понимается совокупность всех налогов, взимаемых исполнительной властью; принципов и методов их построения, налогового контроля.
Налоги классифицируются по след. основаниям:
по использованию:
а) общие налоги – обезличиваются и поступают в единую кассу для финансирования общегосударственных мероприятий;
б) специальные налоги – имеют строго определенное назначение.
2) в зависимости от органа, который взимает налоги:
а) общегосударственные (федеральные) налоги и сборы.
б) налоги и сборы членов федерации.
в) местные6 налоги и сборы.
3) В зависимости от механизма уплаты:
а) прямые – устанавливающиеся непосредственно на доход и имущество. Они преобладают в высокоразвитых странах.
б) косвенные – устанавливаются на товары и услуги, оплачиваются в центре товара или включены в тариф.
4) В зависимости от влияния налогов на экономического поведения налогоплательщиков налоги делятся на:
а) первая группа - налоги явл нейтральными к уровню производства, продаж и др. показателей, например, налог на имущество, регистрационный сбор, муниципальный сбор. Они явл условно постоянными.
б) вторая группа – напрямую зависит от деловой активности налогоплательщика: НДС, акцизы, налог на прибыль. Они явл условно переменными.
13. Системы кассового исполнения бюджета.
Кассовое исполнение бюджета —организация сбора бюджетных средств на территории страны, их хранения и выдачи, а также ведение учета и отчетности. Существуют три системы организации кассового исполнения бюджета: казначейская, банковская и смешанная. При казначейской системе кассовое исполнение бюджета возложено на специальные органы министерства финансов (приписные кассы), при банковской — на банки и их учреждения, при смешанной — на казначейские кассы и банки.
В основе кассового исполнения бюджета лежит принцип единства кассы,означающий, что все собранные на территории страны доходы поступают на единый счет министерства финансов в центральном банке, с которого производятся все ассигнования в соответствии с утвержденными расходами. Центральный банк выступает кассиром правительства. Единство кассы дает возможность сосредоточить средства каждого бюджета в одном центре, создавая таким образом необходимые условия для планомерного распоряжения ими соответствующим органом государственного управления, исходя из общих задач и с учетом его финансовых возможностей. Концентрация бюджетных ресурсов в банке способствует также укреплению денежного обращения, поскольку исключает возможность распыления денежных средств по многочисленным каналам и облегчает маневрирование этими средствами.
Выполнение банком функций кассового исполнения бюджета означает по существу разграничение функций распоряжения бюджетными средствами, выполняемых финансовыми и другими органами, и функций хранения и выдачи этих средств, что несомненно, усиливает финансовый контроль за правильностью их расходования.
14. Казначейская система исполнения бюджета.
В любой стране исполнение бюджета исполняется 365 (366) дней. В РФ исполнение бюджета возложено на органы фед казначейства.
Органы фед казначейства имеют 3-х-уровневую структуру:
главное управление фед казначейства
управления фед казначейства субъектов федерации
отделения фед казначейства на местах.
В 2005 году фед казначейство было выведено из структуры Минфина, но подчиняется ему. Главной задачей фед казначейства является:
организация исполнения и контроль за исполнением бюджетов и внебюджетных фондов.
Регулирование отношений между бюджетными и внебюджетными фондами.
краткосрочное прогнозирование объемов гос финансовых ресурсов.
сбор, обработка и анализ информации о состоянии гос финансов.
оперативное управление гос финансовыми ресурсами.
методологическая и инструктивная работа по вопросам, входящим в компетенцию фед казначейства.
Др. задачи.
15. Основные задачи бюджетной политики РФ на современном этапе.
Бюджетная политика на современном этапе должна способствовать решению важнейших задач социально-экономического развития страны, таких как:
выполнение в полном объеме социальных гарантий и обязательств государства;
обеспечение национальной безопасности на должном уровне;
соблюдение правопорядка, защита прав граждан от преступных посягательств, борьба с преступностью, коррупцией;
обслуживание и погашение государственного долга, включая обязательства по восстановлению дореформенных сбережений граждан;
поддержка системы образования на всех ступенях, от дошкольной до послевузовского образования, переход ко всеобщему доступному бесплатному высшему образованию, а также сохранение бесплатного начального и среднего образования;
обеспечение охраны здоровья граждан на современном научно-технологическом уровне;
охрана культурного наследия народов России;
обеспечение высоких темпов экономического роста государства за счет развития отечественного производства и сферы услуг;
повышение уровня и качества жизни населения;
формирование благоприятного предпринимательского климата;
повышение конкурентоспособности отечественной экономики;
поддержка наукоемких отраслей производства;
достижение стабильности и эффективности налоговой системы;
повышение эффективности использования средств федерального бюджета, отказ от необоснованных расходов;
повышение эффективности использования государственной собственности;
создание системы государственной поддержки ипотечного кредитования;
поддержание отечественного сельскохозяйственного производства, в том числе путем субсидирования процентных ставок по кредитам, обеспечения сельскохозяйственной техникой на условиях лизинга, приобретения удобрений и т.п.;
обеспечение охраны окружающей среды;
проведение мероприятий, направленных на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
16. Общая характеристика гос. бюджета РФ.
Гос бюджет – сложная категория, поэтому для ее познания необходимо рассмотреть минимум 6 аспектов, а затем синтезировать результаты исследования:
Бюджет – от англ. «мешок с деньгами»;
Гос бюджет – главная финансовая категория, в которой отражаются все др. категории;
Гос бюджет – главное ведущее звено фин. системы страны, тесно взаимосвязанное со всеми др. звеньями и сферами;
Гос бюджет – главный фин. план страны, имеющий силу закона;
По мат содержанию – главный централизованный ФДС;
По соц.-эконом структуре – главное орудие перераспределения нац дохода.
В последние 2-3 десятилетия во всем мире сложились след тенденции в области гос бюджетов:
В расходной части:
а) рост объемов расходов в связи с расширением задач и функции гос-ва.
б) увеличение доли в соц расходах
2. В доходной части:
а) рост объемов доходов, вызванный необходимостью покрывать растущие расходы.
б) увеличение доли налоговых доходов.
Бюджет играет важную экономическую социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Использую средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных и приоритетных отраслей народного хозяйства, государство влияет на перераспределение нац. дохода между отраслями.
Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью, например из промышленности в с/х.
17. Характеристика доходов Федерального бюджета РФ.
Доходы бюджетов — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
Доходы государственного бюджета включает 2 группы:
- Налоговые доходы;
- Неналоговые доходы;
В любой стране ведущее место (около 84%) занимают налоговые доходы. Самым общим в мире является следующее определение: налог – обязательный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц в заранее установленные законом сроки и размерах. Законодательством каждой страны регламентированы: перечень налогов, налоговые ставки, порядок внесения, объект налогообложения, плательщики, штрафы и другие элементы.
Самым общим в мире является деление налогов на: прямые – устанавливаются на объект (налог на прибыль, на имущество, на доходы и др.); косвенные – входят в цену товара (НДС, акцизы, ввозные таможенные пошлины).
В высокоразвитых странах преобладают прямые налоги, в менее развитых – косвенные. Поскольку косвенное налогообложение по существу представляет собой надбавки к цене товара, которые полностью оплачивают конечные потребители, в конечном итоге, чрезмерное косвенное налогообложение сужает внутренний покупательный спрос и соответственно сокращает потенциальные возможности экономического развития страны.
Неналоговые доходы составляют около 10% и включают:
а) доходы от приватизации государственного имущества, его продажи, сдачи в аренду или другой вид пользования;
б) доходы от оказания платных услуг органами государственной власти;
в) другие доходы (например, от конфискации имущества).
Прочие доходы составляют 6% и включают: безвозмездную помощь международных организаций (Всемирная организация здравоохранения, Гринпис), правительств иностранных государств, а также отдельных юридических и физических лиц.
18. Характеристика расходов Федерального бюджета РФ.
Бюджетные расходы - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.
В последние десятилетия во всем мире сложились следующие тенденции в государственных бюджетах в расходной части:
- Рост объёмов расходов, связанных с расширением функций и задач государства;
- Увеличение доли социальных доходов.
В доходной части:
- Рост доходов, вызванный необходимостью покрывать растущие расходы;
- Увеличение доли налоговых доходов.
В международной практике принято классифицировать расходы государственного бюджета по 5 группам:
1. Военные расходы. В среднем составляют от 20% до 40% всех расходов. Включают:
а) прямые – содержание и обучение личного состава, разработка вооружений, научные исследования, содержание милитаристских блоков;
б) косвенные – репарации, контрибуции, пенсии и пособия инвалидам войн и семьям погибших;
2. Вмешательство в экономику. В зависимости от финансовой политики государства могут составлять от 25% до 50% всех расходов. Включают: финансирование отдельных отраслей, поддержку малого и среднего бизнеса, финансовую поддержку отдельных территорий;
3. Социальные расходы. Включают: финансирование отдельных форм образования, здравоохранения, социального обеспечения;
4. Содержание государственного аппарата управления. Должно составлять 3% - 5% от всех расходов. Включают: расходы на содержание всех органов власти, правоохранительных органов, прокуратуры, а в отдельных странах – королевских и императорских семей;
5. Субсидии и кредиты развивающимся странам.
Расходы федерального бюджета являются общественно полезными. Активная роль государства в общественном воспроизводстве и повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности обуславливает многообразие бюджетных расходов федерального бюджета. Однако при всем многообразии бюджетных расходов они служат единой цели — обеспечению финансовыми ресурсами федеральных потребностей.
19. Налоговая система РФ.
В эконом развитых странах наибольший удельный вес (до 84 %) занимают налоговые доходы.
Налог – обязательный платеж, взимаемый с юр. и физ. лиц в заранее установленные законом сроки и размеров.
Налоги характеризуются как в объективном аспекте, так и в субъективном.
Объективно налоги – отчужденная доля собственности индивидуума в денежном выражении в пользу власти.
Субъективно:
- органы власти могут изменять тяжесть налогов, приспосабливать их к своей фин. политике.
Функции налогов:
Фискальная – проявляется в мобилизации денежных средств юр. И физ. лиц и зачислении их в бюджет.
Регулирующая – включает: стабилизирующую подфункцию; контрольную; распределительную.
С помощью регулирующей ф-ии обеспечивается:
а) регулирование спроса и предложения;
б) стимулирование сбережений граждан;
в) выравнивание доходов отдельных соц. групп;
г) развитие малого и среднего бизнеса;
д) регулированию экспортно-импортной деятельностью;
е) стимулированию НДП.
Под налоговой системой понимается совокупность всех налогов, взимаемых исполнительной властью; принципов и методов их построения, налогового контроля.
Налоги классифицируются по след. основаниям:
по использованию:
а) общие налоги – обезличиваются и поступают в единую кассу для финансирования общегосударственных мероприятий;
б) специальные налоги – имеют строго определенное назначение.
2) в зависимости от органа, который взимает налоги:
а) общегосударственные (федеральные) налоги и сборы.
б) налоги и сборы членов федерации.
в) местные6 налоги и сборы.
3) В зависимости от механизма уплаты:
а) прямые – устанавливающиеся непосредственно на доход и имущество. Они преобладают в высокоразвитых странах.
б) косвенные – устанавливаются на товары и услуги, оплачиваются в центре товара или включены в тариф.
4) В зависимости от влияния налогов на экономического поведения налогоплательщиков налоги делятся на:
а) первая группа - налоги явл нейтральными к уровню производства, продаж и др. показателей, например, налог на имущество, регистрационный сбор, муниципальный сбор. Они явл условно постоянными.
б) вторая группа – напрямую зависит от деловой активности налогоплательщика: НДС, акцизы, налог на прибыль. Они явл условно переменными. 20. Бюджетное устройство и бюджетная система зарубежных стран.
БУ – область организационных принципов построения БС и объединенных в ней бюджетов.
БС – совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.
БУ зависит прежде всего от гос устройства. Различают 3 типа гос-в: 1. Унитарные (Франция, Бенилюкс), Федеративные (Германия), Конфедеративные (Швейцария).
В унитарных гос-вах – 2 звена:
Гос бюджет
Множество местных бюджетов.
В федеративных гос-вах – 3 звена:
Гос. (Федеральный) бюджет
Бюджеты членов федерации.
Местные бюджеты.
В унитарных государствах местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет. В федеративных государствах местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты членов федерации, которые в свою очередь своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет.
21. Принципы бюджетного устройства.
1) Единство – единая законодательная базе, бюджетная отчетность и т.д.
2) Разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами разных уровней – закрепление законодательством доходов, расходов и источников финансирования дефицита за бюджетами БС, а также разделение полномочий соответствующих органов власти.
3) Самостоятельность – бюджеты ниже стоящего уровня своими доходами и расходами не входят в вышестоящий бюджет.
4) равенство бюджетных прав субъектов федерации и муниципальных образований – установлении бюджетных полномочий органов власти и органов местного самоуправления, формирование налоговых и неналоговых доходов, региональных и местных бюджетов, определения объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с принципами.
5) Полнота – в каждом бюджете все доходы и источники финансирования дефицитов отражаются в полном объеме, т.е. строки «прочие» не должно быть.
6) Сбалансированность. Баланс – это абсолютное равенство 2-х совокупностей показателей. В бюджетном устройстве сбалансированность означает:
а) при дефицитном бюджете расходы должны быть равны сумме доходов и источников финансирования (покрытия) бюджетного дефицита.
б) при профиците расходы должны быть равны разности между доходами и направлениями использования бюджетного профицита.
7) Результативность и эффективность использования бюджетных средств – при составлении и исполнении бюджета участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств; или достигать наилучших результатов с использованием установленным бюджетом средств.
8) Общее (совокупное) покрытие расходов бюджета – при дефицитном бюджете расходы должны покрываться и доходами и источниками финансирования бюджетного дефицита.
9) Прозрачность (открытость) – обязательное публикование в СМИ утвержденных бюджетов, а затем и отчетов об их исполнении.
10) Достоверность – правдивость бюджетных показателей соц.-эконом. развития, реалистичность показателей доходов и расходов
11) Адресность и целевой характер бюджетных средств – бюджетные ассигнования доводятся до конкретных получателей с указанием цели их использования.
12) Подведомственность расходов бюджета – получатели бюджетных средств в праве получать их только от главного распорядителя БС в ведении которого они находятся.
13) Принцип единства кассы – отсутствие закрепления расходных статей за конкретными источниками доходных поступлений.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |