Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

2 Денис Рогаткин Руководителю молодёжной телестудии Брошюра адресована руководителям детских и молодёжных телестудий


Название2 Денис Рогаткин Руководителю молодёжной телестудии Брошюра адресована руководителям детских и молодёжных телестудий
Анкорrogatkin youthtv.pdf
Дата13.12.2017
Размер2.15 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаrogatkin_youthtv.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#33015
страница1 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6


2 Денис Рогаткин Руководителю молодёжной телестудии Брошюра адресована руководителям детских и молодёжных телестудий. Автор делится опытом работы с юными тележурналистами, рассматривает творческие и педагогические аспекты руководства молодежной редакцией.

Д.В. Рогаткин. Руководителю молодёжной телестудии – Электронное издание. Режим доступа
Интернет-портал «Молодёжь Петрозаводска https://youth.karelia.ru – Петрозаводск, Юниорский союз Дорога, 2016. Об авторе Денис Рогаткин – координатор Петрозаводской городской детской общественной организации Юниорский союз Дорога, заместитель директора Детско-юношеского центра города Петрозаводска, руководитель молодежной телепрограммы После школы. denis.rogatkin@yandex.ru vk.com/denis.rogatkin www.facebook.com/denis.rogatkin Оглавление Двадцать лет спустя ...................................................................................................................... Правила игры ................................................................................................................................. Зона ближайшего развития ........................................................................................................ Команда молодости нашей ......................................................................................................... Со всеми остановками ................................................................................................................ Поучительный телевизор ........................................................................................................... Однажды в Америке ................................................................................................................... Строили мы, строили. Ив заключение. Петрозаводск, 2016

3 Двадцать лет спустя Двадцать лет назад, когда я начинал работать в подростковом клубе по месту жительства, мне ив страшном сне не могло присниться, что в недалёком будущем я займусь созданием молодежной телепрограммы. Тогда, в 1995 году, мы создавали нечто иное – а именно, собственную детскую организацию. Она получила странное по нынешним меркам название – Юниорский союз Дорога. Слово «юниорский» должно было намекать на то, что работаем мыс детьми и юношеством, ну а дорога – что мы всё время куда-то идём. Известный закон как вы яхту назовёте…» немедленно начал действовать, и мы зашагали этой дорогой. Сначала, как и множество других подобных клубов, ходили в походы, ездили в лагеря, пели песни под гитару и радовались тому, как изменяются лица детей в процессе этой незамысловатой деятельности. Затем нам стало уже не так интересно вариться в собственном соку, и мы приступили к освоению новых пространств. Первым нашим проектом городского масштаба стала Декада Крапивина. Так уж удачно совпало, что в 1998 году известному детскому писателю Владиславу Крапивину исполнялось шестьдесят – именно в то время, когда это было нам нужно Мы запустили городской конкурс сочинений, рисунков и интеллектуальную игру по его книгам. Победителей Декады Крапивина ожидало приглашение на запись передачи на региональном телевидении – ГТРК Карелия. В те времена в распоряжении региональных телерадиокомпаний имелось 2-3 часа эфира вдень в сетке второго канала. Времени хватало на всё, в том числе на программы для детей и юношества. На ГТРК даже существовала отдельная редакция детского и молодежного вещания. Мы предложили нашим добрым знакомым из этой редакции сделать по итогам Декады Крапивина телепередачу. Они с энтузиазмом отнеслись к этой идее и вскоре получили добро от начальства. Я написал сценарий. В студию программы должны были явиться отрицательные герои произведений Крапивина. У каждого героя была особенная перчатка, которую он эффектно швырял в качестве вызова на дуэль. Один из антигероев, начальник пионерлагеря по своей книжной должности и завхоз в душе, бросал резиновую хозяйственную перчатку, перед этим усердное надувая. Эта сцена вызвала особое оживление в молодежной редакции Ухты, как интересно Детям вовремя записи и вправду было смешно.
Антигерои доказывали, что книги Крапивина вредны, и поэтому их нужно запретить. В свою очередь, дети должны были эти аргументы опровергнуть и защитить своего любимого писателя от несправедливых нападок. Что они, естественно, и сделали, с честью победив в этой телевизионной дуэли. Передача получилась весёлая, ив дальнейшем мы еще не раз сотрудничали с ГТРК. На некоторое время я даже оказался в роли ведущего детской телеигры – нужно было срочно запускать этот проекта ведущего не было. Выручай – сказали телевизионщики, нацепили на меня полосатую футболку, колпаки в таком виде выпустили в эфир.

4 Все эти события еще небыли началом нашей телевизионной истории. Максимум – прелюдией. В это же время мэрия Петрозаводска решила взяться за школьное самоуправление. В те годы я уже работал в Детско-юношеском центре, который подчинялся мэрии, итак случилось, что позаниматься самоуправлением пришлось мне. Сейчас бы, конечно, я спустил это безнадежное дело на тормозах. Но тогда мыс коллегами отнеслись к поручению начальства со всей серьезностью. Последующие события показали, что не зря в городской школьный совет, который мы создали, пришли замечательные старшеклассники, работа с которыми была для нас огромным удовольствием. Вместе с этими ребятами мы придумали открыть при ученических советах школ правозащитные приёмные. Им предстояло защищать права учеников. А тут как раз подвернулся подходящий грантовый конкурс, и мы решили написать первый в истории нашей организации грантовый проект. Собственно, это и стало отправной точкой наших телевизионных дел. Помимо традиционных для тех лет компьютера и принтера, мы заложили в бюджет проекта покупку видеокамеры. Написали, что будем снимать мероприятия и отдавать видео на местные телеканалы. Даже проконсультировались у знатоков, какую камеру покупать. Покупайте
Супер-ВХС», – ответили знатоки. Перспектива перехода на цифру на местном телевидении тогда еще не проглядывалась. Грант мы выиграли, и пришла пора покупать оборудование. Мы порылись в Интернете и обнаружили, что на рынке появились цифровые камеры формата Мини-ДиВи. Хочешь – сбрасывай цифровой сигнал в компьютера не хочешь – подключи шнур к разъему
Супер-ВХС и перегоняй видео на аналоговый магнитофон. Такую камеру мы и купили. И стали снимать Прослышав об этом, наши друзья с городской телекомпании «Петронет» предложили нам приносить им видео с молодежных мероприятий. Они превращали это сырь в сюжеты для выпусков новостей. Мы перегоняли им наши съемки, а затем смотрели в новостях, что у журналистов получилось из них сделать. Редактор «Петронета» подкинул нам учебные фильмы из серии Как делать телевидение, а журналисты иногда делились своими пожеланиями о качестве материала. Постепенно мы набивали руку. В организации появилась группа из нескольких старшеклассников, которые научились снимать и монтировать. Завершением правозащитного проекта стал летний лагерь школьных активистов. Юристы проводили для ребят ролевые игры, а параллельно те самые несколько старшеклассников учили всех остальных, как обращаться с видеокамерой и брать интервью. После возвращения в городя посмотрел отснятый материал. Сжимать его до короткого новостного сюжета стало жалко, и я собрал минутный фильм. Принёс на «Петронет», и фильм был поставлен в эфир. С тех пор мы стали чаще приносить телевизионщикам не сырье, а готовые сюжеты – поначалу по-прежнему для выпусков новостей. Помню один из первых – о Ярмарке молодежных инициатив. Дети смонтировали видеоряд на 1 минуту 50 секунда потом сели начитывать текст. Спросите, почему не наоборот Текст писать трудно, а картинки склеивать
– легко. Вот они и склеились быстрее, чем текст написался. Когда текст начитали, то получилось – не более минуты. И это было бы замечательно, если бы была записана хоть парочка интервью. Но их почему-то не оказалось. Из двух вариантов – добавить в текст побольше словили начитать помедленнее – выбрали второй. Представьте, каково читать

5 текст почтив два раза медленнее, чем обычно Получилось нес первой попытки, нов итоге всё-таки удалось. Каждое слово в сюжете обрамляла сочная МХАТовская пауза
«Начитать-то можно было бы и побыстрее – сказали на «Петронете» и поставили сюжет в ближайший выпуск новостей. А потом были индейцы. По Первому каналу шёл Последний герой – игра, подарившая множество экстравагантных идей людям, которые работают с детьми и молодёжью. Мы под влиянием этого проекта тоже придумали что-то вроде реалити-шоу. Проходило оно на легендарной загородной базе ДЮЦ в Лучевом. В то время там стоял щитовой домик – с печкой, но без воды и электричества. В этом домике мы ночевали, а остальное время действие разворачивалось в лесу, где лежал снег примерно по пояс. В этих сугробах мы поселили несколько индейских племен, которые должны были в течение трёх дней зарабатывать золото. Золото выдавали за победу на экстремальных конкурсах. Его можно было обменять на продукты, чтобы приготовить себе еду на костре. Если заработать ничего не удалось, то можно было съесть самого ненужного члена своего племени. Одно голодное племя вначале игры действительно кого-то съело. Молодежная редакция ГТРК потом давилась от смеха, наблюдая, как дети с табличками излагают на камеру веские причины, по которым они хотят съесть того или иного своего собрата. В конце игры племена покупали на оставшееся золото карты индейских сокровищ и отправлялись их искать. Сокровище было одно- единственное, и это был индейский вигвам – палатка, которую подвесили к верхушке огромной сосны посреди острова. Команды бежали примерно километр по льду, повсюду натыкаясь на таблички типа копайте здесь. Поначалу и вправду пытались копать посреди озера, упираясь в конечном итоге в твёрдый лёд. Самое смешное это шоу мы снимали на одну единственную камеру Причем аккумулятор также был в единственном числе. А поскольку электричества на базе не было, тов перерывах между конкурсами наши операторы бежали на соседнюю базу и ставили аккумулятор на подзарядку. Тем не менее, непостижимым образом всё было отснято, а затем мы смонтировали из этого восемь серий. Восемь дней подряд в эфире «Петронета» после вечерних новостей выходили наши Индейцы.
Всё это время мы в будничном режиме продолжали дело, начатое вовремя правозащитного проекта – издавали самодельную газету оправах школьников. Называлась она Школа – территория закона. Дети писали небольшие фельетоны о нарушениях прав учеников, с которыми они сталкивались. Номера школ и фамилии учителей при этом не называли. Газету распечатывали на листочках формата Аи развешивали по школам. Одновременно материалы нового выпуска появлялись на сайте. Поскольку ситуации, о которых рассказывала газета, были типичными, то часто в самых разных школах начинали думать, что написано именно про них. Иногда вызывали наших детей к директору и требовали прекратить позорить честь школы. А иногда реагировали вполне адекватно и прекращали те мелкие безобразия, о которых рассказывала газета.

6 В один прекрасный день возникла идея А давайте-ка мы будем делать не только газету, но и телепередачу Так появилась телепрограмма Школа – территория закона. Первый выпуск вышел на экран в феврале 2004 года. Мы заранее подготовили несколько выпусков и принесли их на «Петронет». Идея поставить программу в сетку еженедельно поначалу вызвала легкое замешательство в рядах наших партнеров. Они взяли пару недель на размышление, нов итоге сказали да. Первый сезон программы шел с февраля по май. В следующем учебном году мы вышли в еженедельный эфир уже с октября. Хронометраж программы – около 10 минут. Это время мы заполняли сюжетами о наших правозащитных проектах, обзорами выпусков газеты Школа территория закона и игровыми роликами оправах детей, которые мысами же и снимали. Тогда мы работали в скромном помещении – небольшой мансарде, доставшейся молодежи города отбывшего детского сада. Там располагался компьютерный класс для молодежных организаций. На этих компьютерах и монтировали, посвящая этому занятию выходной день
– воскресенье. Поначалу посадили ведущих программы на фоне компьютерных мониторов. А затем обнаружили в редакторе кнопочку «хромакей». Решили попробовать поставили ведущих на фоне белых жалюзи, висевших вдоль нескольких окон. Ио чудо – компьютер любезно согласился заменить наши жалюзи на фон виртуальной студии. Тут же сделали скриншот сайта Школа – территория закона и поставили его в качестве фона. Наши ведущие стали выглядеть более или менее прилично. В 2005 году мы решили сделать… телемарафон. Остается только удивляться невозмутимости главного редактора «Петронета» тех лет Сергея Соловьева. Другой бы отправил с такими идеями в каком-нибудь далёком направлении, а Соловьёв лишь спросил Ну, а как ты себе это представляешь За неделю до Дня Победы мы собрали в
Детско-юношеском центре человек 50 из наших молодежных организаций. ДЮЦ тогда располагался в бывшем детском садике. Крыша текла, штукатурка на стенах отваливалась – в общем, не слишком смахивал ДЮЦ на телестудию. Поэтому мы и собрали всех не днем, а ночью. Натянули в зале маскировочную сетку, выключили свет, включили два прожектора, установили свечки вокруг красной звезды. До этого мы подготовили несколько сюжетов о том, как молодежные организации готовятся ко Дню Победы. Мы показывали эти сюжеты, и наши ведущие общались с гостями студии. Замысел состоял в том, чтобы начать марафон 8 мая и завершить его в ночь на 9 мая. В 1945 году акт о капитуляции гитлеровской Германии был подписан в 0 часов 43 минуты, и этим марафоном молодежь первой встречала момент наступления Победы.

7 Снимали мы это всё на две камеры. В середине ночи, еле живые, участники марафона наконец-то разбрелись по ДЮЦ и улеглись на ночёвку в спальных мешках. Ау нас оставалась неделя на то, чтобы всё это смонтировать. В итоге полуторачасовой марафон был готов непосредственно 8 мая. Мы появились с ним на «Петронете» за пару часов до эфира. Такие эпизоды приносили нам редкое удовольствие оттого, что долгая, трудная, монотонная работа завершилась вполне приличным результатом. Надо сказать, что всё это время телепрограмма не была моим единственными главным занятием. Я по-прежнему руководил детской организацией, вёл несколько грантовых проектов (на деньги одного из них мы создали тот самый компьютерный класс и купили очередную видеокамеру, – теперь уже полупрофессионального, а не любительского уровня. В Детско-юношеском центре я дослужился до заместителя директора, и теперь отвечал не только за свою организацию, но и за все программы и проекты ДЮЦ. Однажды – было это в 2006 году – я понял, что ни физически, ни морально не потяну редакцию в следующем сезоне. Очередное поколение детей заканчивало школу и покидало телепрограмму. Ребят помладше было не так много. Требовалось собирать и обучать новых. Ноя был к этому неготов. Не было внутри необходимого количества энергии для того, чтобы снова создать что-то живое. И я решил передать работу с редакцией своей ученице, которая только-только закончила школу. Она согласилась, нос одним условием это будет не Школа – территория закона, а какая-то другая передача. Объяснила, что не сможет взять на себя ответственность за правозащитную программу. Я предоставил ей полную свободу творчества Попробуй придумать что-нибудь другое. В итоге ничего толком не придумали, ив один прекрасный момент я сказал Давай так пусть программа называется После школы. И будет рассказывать о том, чем можно заняться в нашем городе после школы. В декабре 2006 года программа После школы впервые вышла в эфир. Еще немного, и можно будет торжественно отмечать её десятилетие. На каком-то этапе я вернулся к руководству программой и за эти годы не раз угрожал детям прикрыть эту лавочку в те нередкие моменты, когда они пытались уклониться от своих журналистских обязанностей. Я действительно считаю, что программа живёт до тех пор, пока это нужно самим детям. Пока они хотят её делать. А вот о том, как помочь им этого захотеть, мы обязательно поговорим на страницах этой книжки. Правила игры Будет справедливо с самого начала сделать следующее заявление то, чем мы занимаемся с детьми – это не телевидение, а игра в телевидение. Телевидение – занятие, требующее крепкого профессионализма, которого у школьников нет и не будет, как бы мы ни старались. Поэтому мы склонны не задирать носи оценивать своё детское творчество адекватно. К игре можно смело отнести всё детское творчество как таковое. Детский театр – это игра в театр, детская поэзия – это пробы пера, своего рода игра в настоящую поэзию, детское конструирование – игра во взрослых изобретателей. Обозначение того, чем мы занимаемся, как игры, вовсе не является обидными нисколько не принижает значения нашего дела. Игра, как известно, дело серьезное, и именно в игре растущий человек чаще всего приобретает важные для себя умения и качества, которые остаются с ним во взрослой жизни.

8 Игры в детскую тележурналистику бывают различными – в зависимости оттого, какие установить правила. Наиболее часто встречается игра в обучение тележурналистике. Дети слушают лекции, посещают тренинги маститых режиссеров и операторов, с умными лицами что-то записывают… Только вот создание силами детей реального телевизионного продукта правилами этой игры не предусмотрено. Максимум – зачетная работа учебного характера, не предназначенная для эфира. Встречаются и другие вариации. Например, такие правила игры, согласно которым привлекательные возможности предоставляются по прейскуранту. Это, скорее, игра нес детьми, ас родителями и их амбициями. Хотите, чтобы ваш ребенок попал на телеэкран
Пожалуйста-пожалуйста! Только сами понимаете, телевидение – дело дорогостоящее, так что познакомьтесь со стоимостью наших услуг. Если Ваше желание после этого только окрепнет, следуйте прямиком в кассу Яне стану упражняться в составлении свода всевозможных правил игры в детскую тележурналистику. Лучше расскажу о наших правилах. Правило №1. Никаких учебных проектов Только реальный продукт для

телеэфира! Для нас это правило является само собой разумеющимся. В нашей организации мы всегда занимались с детьми каким-то делом – неважно, простое оно или сложное. Лагерь, поход, благотворительная акция, спектакль или телепрограмма – мы не учимся всему этому, а просто это делаем. Многие люди, которые придерживаются иных взглядов в педагогике, призывают нас не ставить телегу впереди лошади ну как же так, детей нужно сначала научить, иначе они не справятся Хотя бы годик поучите журналистике, режиссуре, операторскому мастерству, а уже потом бросайте вводу. То, что научиться плавать без воды невозможно, они, вроде как, тоже понимают. Нов их последовательной логике эта аксиома почему-то отсутствует. Мы работаем в учреждении дополнительного образования и глубоко убеждены в том, что именно образованием мы и занимаемся. Нам близка позиция корифея неформальной педагогики и известного барда Владимира Ланцберга, который говорил, что настоящая педагогика – невидна. Если идёт явное обучение – урок, занятие или явное воспитание – например, классный часто можно сразу же сказать, что эффективность такого образования будет невысока. Напротив, если дети делают что-то сами, то они учатся гораздо быстрее. Секрет в том, что дело, которым они действительно хотят заниматься, само заставляет их обучаться. Два-три эпизода реальной работы позволяют им освоить всё тоже самое, что они осваивали бы в течение нескольких месяцев учебных занятий. Правило Только реальный продукт для телеэфира» задает нашей работе конкретные и жесткие рамки. Мы знаем, что каждую неделю должны выдать в эфир очередной выпуск После школы. На этом конвейере нам просто некогда заниматься никакими учебными проектами, даже если мы бы этого неожиданно захотели
  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей