Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Голубева Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников. И. В. Королева (лор нии) кандидат педагогических наук, доцент


Скачать 376.16 Kb.
НазваниеИ. В. Королева (лор нии) кандидат педагогических наук, доцент
АнкорГолубева Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников.docx
Дата21.10.2017
Размер376.16 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаГолубева Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слов
ТипДокументы
#29555
страница2 из 11
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

ют при заучивании двустиший, простых потешек или коротких стихотворений совместно со взрослым (взрослый начинает, ребенок добавляет слово).

На второй ступени обучения (возраст детей ориентировочно 4,5—5,5 лет) дошкольников обучают правильному воспроизведению звукослоговой структуры слов (предъявляемых изолированно и в контексте): двухсложных без стечения согласных (мука, мячик); трехсложных слов без стечения согласных (машина, котенок); односложных со стечением согласных (лист, стул); двухсложных слов со стечением согласных в начале слова (кроты, клубок), в середине слова (ведро, полка), в конце слова (радость, жалость); трехсложных слов со стечением согласных в начале слова (крапива, светофор), в середине слова (конфета, калитка).

Логопедическая работа на третьей ступени обучения (возраст детей ориентировочно 5,5-6,5 [7] лет) направлена на совершенствование навыков воспроизведения слов различной звукослоговой структуры (изолированных и в контексте) без стечения и с одним стечением согласных звуков, а также на обучение правильному воспроизведению звукослоговой структуры следующих слов (предъявляемых изолированно и в контексте): двух- и трехслоговых с наличием нескольких стечений согласных звуков (клумба, кружка, смуглый, спутник, снежинка, крыжовник, отвертка и т. п.); четырех- и пятислоговых слов без стечения согласных звуков (пуговица, кукуруза, паутина, поросенок, жаворонок, велосипед, мороженое и т. п.).

РАЗВИТИЕ

СЕНСОРНОЙ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ

1. УЗНАВАНИЕ И РАЗЛИЧЕНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ

Логопедическая работа в данном направлении начинается с первой ступени обучения и продолжается на последующих ступенях. Руководствуясь содержанием «Программы», логопед уже на первой ступени обучения должен привлекать внимание ребенка к неречевым звукам, учить их определять местонахождение источника звука, сравнивать контрастные и близкие по звучанию неречевые звуки. Для этого можно использовать различные игры на развитие слухового восприятия и внимания:

  • игры с музыкальными игрушками (барабаном, дудочкой,
    гармошкой и т. д.);

  • игры с бытовыми предметами (монетками, деревянными
    и металлическими ложками, пластмассовой посуда и т. д.);

  • игровые упражнения с использованием разнообразных
    технических средств (аудиозаписи или компьютерное вос
    произведение звуков природы: шума дождя, завывания вьюги,
    журчания ручья, шелеста листвы, скрипа снега; звуков города:
    сигнала пожарной машины, сигнала машины скорой помощи,
    звука поезда метро, звука трамвая; домашних звуков: звонка
    в дверь, звонка телефона стационарного и мобильного, свист
    ка чайника, звуков разных способов приготовления пищи (ши
    пение при жарке на сковороде, кипение воды в чайнике или
    кастрюле); голоса зверей и птиц);

— игры с природными материалами (песком, камешками,
фасолью, шариками из бумаги и т. д.).

17
Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

Эти же игры рекомендуются родителям для совместных занятий с ребенком.

В логопедической работе с детьми осуществляется целенаправленное развитие слухового внимания при восприятии звуков различной громкости (тихих и громких) и высоты (низких и высоких). С этой целью широко используются звучащие игрушки и музыкальные инструменты К. Орфа — губная гармошка, свирель, бревна музыкальные, бутылочки музыкальные, трещотки и др. (подробный перечень используемых звучащих игрушек и музыкальных инструментов представлен в «Программе»). Ребенка знакомят со звучанием музыкальных инструментов (игрушечных или реальных). Затем ребенок пробует сам воспроизвести звучание инструмента. После этого ему завязывают глаза (или предлагают отвернуться в сторону), логопед наигрывает на одном из музыкальных инструментов, а потом предлагает ребенку найти тот инструмент, на котором он играл.

Количество неречевых звуков, которое можно использовать в ходе игровых упражнений, определяется в зависимости от возрастной категории детей и ступени обучения. Так, при запоминании и воспроизведении неречевых звуков в младшем дошкольном возрасте (первая ступень обучения) предлагается два звучания, в среднем дошкольном возрасте — три-четыре звучания, в старшем дошкольном возрасте количество предлагаемых неречевых звуков достигает пяти-семи.

Упражнения акустического характера предусматривают постепенный переход от простых заданий к сложным, от несходства к сходству, от неречевых звуков к речевым.

Рекомендуется начинать работу со звуков, контрастных по высоте, тембру, длительности, громкости звучания и лишь затем переходить к сходным по тембру и характеру звучания (например, бубенчик и бубен, металлофон и треугольник). При определении направления звука ребенку завязывают глаза, после чего предлагают послушать звучание какого-либо инструмента или игрушки, а затем снимают повязку и просят ребенка указать, откуда был слышен звук.

18

Развитие сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова

Игры и игровые упражнения, рекомендуемые для развития слухового внимания

Кто позвал?

Дети становятся в круг, в середину круга выходит ребенок, которому завязывают глаза (он водящий). Дети ходят по кругу вслед за учителем-логопедом, повторяя его движения (гимнастические, танцевальные), затем останавливаются. Логопед говорит:

Мы немножко поиграли,

А теперь в кружок мы встали.

Ты загадку отгадай:

Кто тебя позвал, узнай.

Он молча показывает на одного из играющих, который восклицает: «Узнай, кто я!». Водящий по голосу определяет того, кто к нему обратился.

Где звенит будильник?

Учитель-логопед прячет будильник под шкаф, на полку, за дверь и т. п. Ребенку предлагается найти источник звука (указать его или сказать об этом).

Какие часы тикают?

. Ребенку завязывают глаза, к уху подносят наручные или настенные часы. Ребенок должен определить, какие часы издают звук, наручные или настенные.

Найди игрушку

Назначается водящий, который плотно закрывает глаза или поворачивается спиной к детям (к учителю-логопеду). Логопед прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору, за спину одного из детей) и предлагает водящему найти ее, ориентиру-

19
Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

ясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется — тихо.

Сила звука меняется плавно: от сильного к среднему и тихому.

Чей барабан?

Учитель-логопед сажает на стол двух игрушечных зайцев: большого и маленького. Он объясняет и показывает, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил: громко, сильно. Маленький заяц, слабенький, а пртому он играет тихо. Затем педагог закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети угадывают, какой заяц играл.

В городе

Ребенку предлагается компьютерная демонстрация пожарной машины и машины скорой помощи с соответствующими сигналами, которые издают эти машины. Учитель-логопед просит ребенка внимательно прослушать эти звуки. Затем воспроизводится один из сигналов. Ребенок должен угадать, какая машина его подает. Аналогично проводится работа с другими звуками (звук поезда метро, звук трамвая, звук светофора) При невозможности компьютерной демонстрации, можно использовать записи звуков на видео-, аудионосителях и соответствующие им предметные картинки или игрушки.

Угадай, что (кто) это

Как и в предыдущей игре, ребенку предлагается компьютерная демонстрация (видеозапись или аудиозапись и предметные картинки) различных звуков природы: журчание ручья и шелест листвы, скрип снега и шум дождя. После прослушивания и соотнесения каждого звука с определенным явлением, ребенку предлагается повторно без опоры на наглядность прослушать один из звуков и угадать, что это было. Аналогично проводится работа с голосами птиц, зверей и насекомых.

Развитиесенсорнойосновыформированиязвукослоговой структуры слова

Что готовит мама?

На компьютерной или видеодемонстрации представлена газовая плита. На ней стоят кастрюля или сковорода. Кипение воды в кастрюле сопровождается характерным звуком, жарка картофеля (яичницы) на сковороде — соответствующим звуком. При повторном прослушивании (без наглядной опоры) звуков ребенку предлагается ответить, что делает мама: готовит суп или жарит картофель. Аналогично игра проводится с использованием рекомендованного «Программой» набора кухонной мебели типа «Кухня звуковая».

Что падает в банку?

Учитель-логопед знакомит ребенка со звуками, которые возникают при попадании различных природных материалов в стеклянную банку: насыпает песок, бросает камешки, фасоль, шарики из бумаги, монетки, шишки и т. д. Подобные действия с природными материалами предлагается повторить ребенку. Затем стеклянная банка помещается за ширму, логопед использует один из природных материалов и предлагает ребенку угадать, что упало в банку. Сначала педагог использует природные материалы, издающие контрастные звуки (например, песок и монетки), затем — близкие (например, песок и крупа).

Угадай, что я делаю

Логопед знакомит ребенка со звуками, которые слышатся при застегивании металлических кнопок и отрывании липучек, используя рамки М. Монтессори (рамка с кнопками, рамка с липучками). Ребенок выполняет аналогичные действия, при этом логопед еще раз обращает внимание ребенка на звуки. Затем рамки помещаются за настольную ширму, педагог воспроизводит одно из действий (застегивание кнопки, отрывание липучки) и просит ребенка угадать, что он делает за ширмой.



20

21


Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

Звуки дома

Ребенку предлагается компьютерная демонстрация (видеозапись или аудиозапись с показом предметных картинок) бытовых приборов и различных звуков, которые они издают (звук работающего пылесоса, стиральной машины, кофемолки или миксера, телефона, электрического звонка, свисток кипящего чайника). Затем ребенок прослушивает только аудиозапись и пытается угадать, какой бытовой прибор работает.

В работе по узнаванию и различению неречевых звуков активное участие принимают воспитатели, реализуя разделы «Программы» «Игра» (в частности, игры с природными материалами), «Изобразительная деятельность» (ребенок рисует насекомое, животное, транспортное средство, явление природы, предварительно угадав его по звучанию), на занятиях по развитию речи на основе представлений о себе и окружающем мире. На музыкальных занятиях музыкальные руководители также проводят работу в этом направлении. Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и музыкального руководителя имеет большое значение для полноценного развития у детей слухового восприятия и внимания.

Развитие сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова

Детям можно предложить разные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом о пол, ритмичные удары в барабан, бубен, по металлофону и др.

Материалом для упражнений служат различные ритмиче-ские структуры: //, ///, ////, // //, // // //, /// ///, //// ////, /*/» /*/* и т. д., где / — громкий удар; * — тихий удар.

Логопедическая работа ведется в соответствии с «Программой». Например, на первой ступени обучения ребенок воспроизводит ритмические структуры только по подражанию. При этом в логопедической работе используются простые неакцентированные ритмы, развитие слухового внимания и памяти осуществляется на материале трех ритмических сигналов. На второй ступени обучения ребенка учат воспринимать и воспроизводить ритмические структуры не только по подражанию, но и по словесной -инструкции. В логопедической работе используется более сложный материал: количество ритмических сигналов возрастает до пяти, детям предлагаются неакцентированные ритмические структуры, разделенные длинными и короткими паузами. На третьей ступени обучение детей различению и воспроизведению ритмов организуется без опоры на зрительное восприятие. Ребенку предлагается до шести ритмических сигналов, используются серии неакцентированных и акцентированных ритмических структур с громким и тихим, длинным и коротким звучанием, вводится графическое обозначение различных по длительности и громкости звучаний.



2. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ РИТМИЧЕСКИХ СТРУКТУР

Для различения и усвоения слогового состава слов ребенок должен овладеть слухоречевым ритмом. Этому предшествуют специальные ритмические упражнения, направленные на создание основы правильного членения слова на слоги, формирование предпосылок усвоения словесного ударения, развитие слогового контура слова.

Работа над ритмом проводится в двух направлениях: над восприятием и воспроизведением различных ритмических структур.

22

Упражнения на развитие ритма

Восприятие ритма:

  1. Соотнести количество ударов с соответствующей цифрой
    (поднять карточку);

  2. Прослушать изолированные удары (//, ///, //// и т. д.).
    Определить и назвать количество ударов (показать карточки
    с записанными на них рисунками ритмических структур).

  3. Прослушать серии простых ударов (//////, /// ///, ////,
    // // и т. д.). Определить и назвать количество (показать

23


•Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

карточки с записанными на них сериями ритмических структур).

4. Прослушать серии акцентированных ударов (/**/, //**//» //*// и т. д.). Определить, количество и характер ударов (показать карточки с записанными на них сериями ритмических структур).

В предлагаемых выше упражнениях логопед может использовать компьютерную демонстрацию «Дятел», в которой изолированные удары или их серии воспроизводятся анимационным дятлом.

Воспроизведение ритма:

  1. Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько означает цифра,
    изображенная на демонстрационной карточке.

  2. «Музыканты»: воспроизвести долгие и короткие звуки с
    использованием музыкальных инструментов (определенное ко
    личество звуков с опорой на карточку с рисунком ритмических
    структур).

  3. «Ритмическое эхо»: отстучать по подражанию (без опоры
    на зрительное восприятие) предъявленные изолированные удары.

  4. «Азбука Морзе-1»: отстучать по подражанию (без опоры на
    зрительное восприятие) предъявленные серии простых ударов.

  5. «Азбука Морзе-2»: отстучать по подражанию (без опоры
    на зрительное восприятие) серии акцентированных ударов.




  1. «Ритмический диктант»: записать условными знаками
    предложенные для восприятия удары и их серии (простые и
    акцентированные).

  2. «Телеграфист»: самостоятельно воспроизвести по предъ
    явленной карточке удары и их серии (простые и акцентиро
    ванные).

  3. «Композитор»: самостоятельно воспроизвести удары и
    их серии, записать условными знаками собственный ритми
    ческий рисунок.

Содержание логопедической работы по развитию восприятия и воспроизведения ритмических структур тесно взаимос-

24

Развитие сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова

вязано с музыкальным воспитанием детей. Используя игры на развитие чувства ритма, различение звуков по длительности и силе звучания музыкальный руководитель решает те же задачи, что и логопед. Воспитатель также формирует у детей чувство ритма в процессе художественно-эстетического воспитания в работе с кистью, карандашом, фломастером (практические упражнения на передачу ритма повторности и чередования), при формировании элементарных математических представлений (упражнения на соотнесение количества ударов с определенной цифрой). Данные направления работы воспитателя и музыкального руководителя определены программным содержанием в соответствии со ступенями обучения. Логопед может также рекомендовать воспитателю использовать специальные упражнения, формирующие чувство ритма.

3. ФОРМИРОВАНИЕ СЛУХОРЕЧЕВОГО РИТМА

Целенаправленная, планомерная работа по формированию слухоречевого ритма развивает слуховое восприятие, способствует привлечению слухового внимания к ошибкам в произношении. Работа в данном направлении проводится в определенной последовательности (узнавание ритмических структур, понимание и сознательный анализ воспринимаемого образца, сознательная имитация) и способствует усвоению детьми навыков ритмики слова и формированию ритмической организации высказывания.

Предварительная логопедическая работа заключается в обучении детей делению слов на слоги по подражанию. При этом широко используются вспомогательные приемы: хлопки в ладоши, удары мяча о пол, стук карандаша, притопывание ногой и т. д.

Работа по формированию слухоречевого ритма проводится, как правило, с детьми старшего дошкольного возраста (третья ступень обучения). Это обусловлено тем, что на данной ступени в соответствии с программными требованиями дети знакомят-

25
Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

ся с понятием «слог», у них формируются знания о слоговом строении слова, умение слышать гласные в слове, определять количество слогов. Эти знания и умения являются базовыми для развития слухоречевого ритма на материале слов и предложений. Однако и с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (первая и вторая ступень обучения) логопед может проводить работу по формированию слухоречевого ритма, используя синтезированный контур (отхлопывание ритмического рисунка серии слогов), а также отхлопывание ритмического рисунка контура простых слов. Чтобы отхлопывание ритмического рисунка контура слова и предложения не превращалось для ребенка в механическое неинтересное занятие, можно использовать компьютерные демонстрации предлагаемых слов и фраз, а также образца выполнения задания (на экране — изображение, сопровождаемое озвучиванием слова и его отхлопыванием).
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей