Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Голубева Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников. И. В. Королева (лор нии) кандидат педагогических наук, доцент


Скачать 376.16 Kb.
НазваниеИ. В. Королева (лор нии) кандидат педагогических наук, доцент
АнкорГолубева Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников.docx
Дата21.10.2017
Размер376.16 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаГолубева Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слов
ТипДокументы
#29555
страница6 из 11
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

МОТОРНОЙ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА



Тучи давят на поля,

Будет воду пить земля.

ЛЯ

Гладь реки. На берегу

Ветер вербу гнет в дугу.

ГУ

Слева крыша шалаша,

Сложен он из камыша.

ША

Словно красный сок граната,

Над рекой лучи заката.

ТА

Кто под вербой на картине —

Поищи посередине.

ЛЯГУШАТА.

Формирование звуковой стороны речи определяется процессами овладения произношением звуков и усвоением ритмической, слоговой структуры слов. При этом может преимущественно страдать либо строение моторного программирования серии слогов, либо строение программирования серии звуков, составляющих слог со стечением согласных. Именно поэтому в систему коррекционной работы по преодолению нарушений звукослоговой структуры слова включаются такие разделы, как развитие динамики артикуляторных движений и работа со слоговым материалом.

Развитие динамики артикуляторных движений необходимо для формирования умения плавно переключаться с одного артикуляторного движения на другое, сохраняя при этом все качества двигательного акта.

В процессе работы со слоговым материалом (повторение слоговых рядов) ребенок учится без ошибок переключаться с одного слога на другой.

Развитие артикуляторной моторики в соответствии с «Программой» осуществляется на всех ступенях обучения. Однако формирование звукослоговой структуры слова требует, прежде всего, развития у детей динамики артикуляторных движений. В связи с этим работа по этому разделу проводится с детьми среднего и старшего дошкольного возраста (вторая и третья ступень обучения).

Работа со слоговым материалом включается в систему кор-рекционного воздействия на всех ступенях обучения, однако


71


Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

логопеду следует учитывать, что звуки в предлагаемых слогах должны быть доступны для произнесения ребенком. Поэтому необходимо соотнести речевой материал с программными требованиями: в младшем дошкольном возрасте рекомендуется предлагать слоги с наиболее простыми по артикуляции звуками ([П], [Б], [М], [Т], [Д], [Н], [К], [Г], [X], [Ф], [В]); в среднем дошкольном возрасте, наряду с губными, губно-зубными, заднеязычными звуками и простыми по артикуляции переднеязычными, в состав слога могут входить также свистящие, шипящие звуки, а в старшем дошкольном возрасте — сонорные [Р], [Л]. При этом следует помнить, что произношение звуков должно быть ненарушенным.

Предлагаемые ниже упражнения используются в логопедической работе дифференцированно в зависимости от возрастной категории дошкольников. Например, упражнения с чтением слогов и придумыванием слогов к определенной схеме доступны дошкольникам только на третьей ступени обучения, тогда как упражнения на повторение слогов используются в логопедической работе уже на первой ступени обучения.

Упражнения для развития динамики артикуляторных движений

  1. Растянуть губы в улыбку, обнажая резцы, вытянуть сом
    кнутые губы вперед трубочкой. Чередовать положение губ в
    улыбке и трубочкой.

  2. Растянуть губы в улыбку, обнажив резцы, зубы сомкнуты.
    Зубы разомкнуты, губы в улыбке, обнажают резцы. Чередовать
    движения смыкания и размыкания зубов.

  3. Рот приоткрыть, губы растянуть в улыбке, обнажить рез
    цы. Высунуть узкий язык, попеременно двигать языком от
    правого угла рта к левому под счет логопеда.

  4. Открыть рот, высунуть широкий язык вперед, сделать его
    узким. Чередовать широкий и узкий язык.

72

Развитие моторной основы формирования звукослоговой структуры слова

5. Рот открыть, губы растянуть в улыбке и обнажить резцы. Поднять кончик языка за верхние резцы, опустить за нижние резцы (за верхнюю губу, за нижнюю губу; на верхнюю губу, на нижнюю губу). Выполнять попеременные движения кончиком

языка под счет.

  1. Рот открыть, губы растянуть в улыбке. Прижать кончик
    языка к нижним резцам, оттянуть кончик языка по дну рта
    назад (задняя часть спинки языка выгнута вверх). Чередовать
    движения кончиком языка вперед и назад под счет.

  2. Рот открыть, губы растянуть в улыбке, поднять кончик
    языка к бугоркам за верхними зубами, оттянуть его назад, вер
    нуть в исходное положение. Чередовать движения кончика

языка под счет.

8. Рот приоткрыть, присосать язык к нёбу, медленно щел
кать языком.

9. Рот открыть, высунуть узкий язык, дотянуться кончиком
языка до носа, затем до подбородка. Чередовать движения под

счет.

  1. Рот открыть, высунуть язык, облизать языком губы, на
    чиная с уголка верхней губы.

  2. Рот открыть, высунуть широкий язык, выполнить сли
    зывающие движения языком с верхней губы вглубь рта.

  3. Рот приоткрыть, кончик языка прижать к нижним рез
    цам, боковые края языка прижаты к верхним зубам. Выдвинуть
    широкий язык вперед (не отрывая кончика языка), убрать язык
    вглубь ротовой полости. Чередовать движения.

Работа со слоговым материалом

Целесообразность использования в логопедической работе слогового материала обусловлена тем, что звуки в слогах опознаются лучше, чем в словах. По мнению В. И. Бельтюкова, это связано со степенью употребляемости слов в речи, их соотнесенностью с предметами и явлениями окружающего мира, что оказывает значительное влияние на узнавание составляю-

73
Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

щих их фонем. Кроме этого, слоги как менее привычные единицы речи произносятся тщательнее, чем укрепившиеся стереотипы слов.

Так как в слогах типа согласный — гласный гласные звуки не теряются и узнаются лучше (особенно гласный [А]), то на начальных этапах работы при восприятии и воспроизведении слогового материала используются слоги типа согласный — гласный, а в дальнейшем — закрытые слоги без стечения и со стечением согласных.

На характер восприятия и воспроизведения слогов большое влияние оказывают способ и место образования согласных звуков, поэтому работу с детьми рекомендуется начинать со слогов с заднеязычными, губными звуками: ГА, КА, ПА, БА, а затем переходить к переднеязычным смычным, щелевым и аффрикатам. Можно использовать:

  • серии из двух слогов с фонетически близкими звуками,
    например: ГАКА, КАТА;

  • серии из трех слогов, например: КАГАКА, ГАКАГА;

  • серии слогов со сменой ударения, например: КАКАКА,
    КАКАКА, КАКАКА.

В коррекционной работе по данному направлению должны учитываться закономерности усвоения детьми ударения, наблюдаемые при нормальном речевом развитии.

Как указывают А. Александров, В. Богородицкий, А. Гоер и Г. Гоер (Дерягина), при нормальном речевом развитии сначала акцентируется внимание на первом слоге. Дети легко выделяют ударный слог. Однако в тех случаях, когда ударный слог включает трудную или еще недоступную для произнесения ребенком фонему, в слове выделяется первый слог. При воспроизведении слогов с фонетически близкими звуками, в которых ударение меняется, дети испытывают определенные трудности. Они легче воспринимают и воспроизводят серии из двух-трех слогов с ударением на первом слоге. Этот факт можно объяснить тем, что ударение на втором слоге появляется гораздо позднее и встречается гораздо реже. Сочетания трех и более слогов тоже обыкновенно имеют ударение на первом слоге.

74

Развитие моторной основы формирования звукослоговой структуры слова

Упражнения со слоговым материалом

Составь и прочитай слоги

Ребенку предлагается ряд букв, из которых он должен составить слоги и прочитать их.

Работа со слоговым рядом

1. Наращивание слогового ряда. Логопед обращается к ребенку: «Скажи на один слог больше, чем я: ТА-ТО-...».

2 Уменьшение слогового ряда. Логопед предлагает ребенку: «Скажи на один слог меньше, чем я: ТА-ТО-ТУ-ТЫ».

Сколько слогов?

Ребенок бросает кубик и называет слоги с одинаковым согласным звуком в соответствии с цифрой на верхней грани кубика.

Придумай слог



Ребенку предлагается придумать слоги, ориентируясь на схемы.

Игры с мячом

  1. Один ребенок называет прямой слог и бросает мяч свое
    му партнеру. Тот ловит мяч и возвращает его, называя обратный
    слог: СА - АС, СО - ОС, СУ - УС; КА - АК, КО - ОК,
    КУ - УК и т. д.

  2. Игра проводится так же, но первый ребенок бросает мяч
    второму, произнося слог с твердым согласным, второй ребенок

75
Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

возвращает мяч первому, произнося слог с мягким согласным: КА - КЯ, ТА - ТЯ, МЫ - МИ, АК - АКЬ, УМ - УМЬ, АС — АСЬ и т. д.

3. Бросая друг другу мяч, дети произносят слоги со стечением согласных: ТРО - ОТР, СТА - АСТ, СКО — ОСК и т. д.

Повтори за мной

Вслед за логопедом дети повторяют: А. Слоговые ряды с согласным звуком и одинаковым гласным в начале ряда:

А - ТА, А - ТО, А - ТУ, А - ТЫ И - ТА, И - ТО, И - ТУ, И - ТЫ У - ТА, У - ТО, У - ТУ, У - ТЫ О - ТА, О - ТО, О - ТУ, О - ТЫ

Б. Одинаковые слоговые ряды с ударением в начале, в середине, в конце ряда:

ТА







ПА







ТА-

ТА,




ПА

-ПА




ТА-

ТА,




ПА

-ПА




ТА-

ТА-

ТА,

ПА

-ПА-

ПА

ТА-

ТА-

ТА,

ПА

-ПА-

ПА

ТА-

ТА-

ТА,

ПА

-ПА-

ПА

ВА







НА







ВА-

ВА,




НА

-НА




ВА-

ВА,




НА-

-НА




ВА-

ВА-

ВА,

НА

-НА-

НА

ВА-

ВА-

ВА,

НА

-НА-

НА

ВА-

ВА-

ВА,

НА

-НА-

НА

БА







МА







БА-

БА,




МА

-МА




БА-

БА,




МА

-МА




БА-

БА-

БА,

МА

-МА-

МА

БА-

БА-

БА,

МА

-МА-

МА

БА-

БА-

БА,

МА

-МА-

МА

ГА

ГА - ГА, ГА - ГА, ГА - ГА - ГА, ГА - ГА - ГА, ГА - ГА - ГА,

КА

КА-КА, КА-КА, КА - КА - КА, КА - КА - КА, КА - КА - КА,

ФА

ФА - ФА, ФА - ФА, ФА — ФА — ФА, ФА — ФА — ФА, ФА — ФА — ФА,

76

В. Серии слогов с общим гласным и разными согласными звуками:

ТА - КА, ФА - КА, БА - ГА

ТА - КА- ПА, ФА - ХА - КА, БА - ДА -ГА

ПА - КА - ТА, КА - ФА - ХА, ГА - БА - ДА

МА - ПА, КА - НА, КА - НА - ПА

МА - НА - ВА, ВА - МА - НА

(аналогично с другими гласными)

Г. Серии из двух, трех слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости (со сменой места ударения):

ПА - БА, ПО - БО, ПУ - БУ, ПЫ - БЫ

ПА - БА - ПА, ПА - БА - ПА, ПА - БА - ПА

ПО - БО - ПО, ПО - БО - ПО, ПО - БО - ПО

ПУ - БУ - ПУ, ПУ - БУ - ПУ, ПУ - БУ - ПУ

ПЫ - БЫ -ПЬ1, ПЫ - БЬ1 - ПЫ, ПЬ1 - БЫ - ПЫ

ТА - ДА, ТО - ДО, ТУ - ДУ, ТЫ - ДЫ

ДА - ТА - ДА, ДА - ТА - ДА, ДА - ТА - ДА

ТА - ДА - ТА, ТА - ДА - ТА, ТА - ДА - ТА

КА - ГА, КО - ГО, КУ - ГУ,-КЫ - ГЫ

КА - ГА - КА, КА - ГА - КА, КА - ГА - КА

ГА - КА - ГА, ГА - КА - ГА, ГА - КА - ГА

ФА - ВА, ФО - ВО, ФУ - ВУ, ФЫ - ВЫ;

ФА - ВА - ФА, ФА - ВА - ФА, ФА - ВА - ФА

ВА - ФА - ВА, ВА - ФА - ВА, ВА - ФА - ВА

га - ЗА ГО - 30. СУ - ЗУ. СЫ - ЗЫ
ЗУ - СУ - СУ, ЗУ - СУ - СУ, ЗУ - СУ - СУ ША - ЖА, ШО - ЖО, ШУ - ЖУ, ШИ - ЖИ

Д. Серии слогов с согласными звуками, различающимися по мягкости/твердости:

ПЫ - ПИ МЫ - МИ ВЫ - ВИ ТЫ - ТИ БЫ - БИ

77


ПА - ПЯ ПО - ПЁ ПУ - ПЮ ПЫ - ПИ

МА-МЯ МО-МЁ МУ-МЮ МЫ-МИ

ВА - ВЯ ВО - ВЁ ВУ- ВЮ ВЫ - ВИ

ТА - ТЯ ТО - ТЕ ТУ - ТЮ ТЫ - ТИ

БА - БЯ БО - БЁ БУ - БЮ БЫ - БИ
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей