Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Обследование ребенка-методичка. Методические рекомендации по обследованию больного и здорового ребенка


Скачать 334.5 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по обследованию больного и здорового ребенка
АнкорОбследование ребенка-методичка.doc
Дата15.11.2016
Размер334.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаObsledovanie_rebenka-metodichka.doc
ТипМетодические рекомендации
#2112
страница1 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по обследованию больного и здорового ребенка

Одним из важнейших элементов эффективного преподавания является информация об усвоении студентами материала, получаемого на практических занятиях. В условиях большого числа студентов в группе получить полностью такую информацию путем индивидуального контроля мало реально. Для преподавания пропедевтики детских болезней, где основной задачей практического занятия является освоение студентами практических навыков на уровне умений, получение текущей информации от студентов в ходе самого занятия является особенно важной. Именно с этой целью в преподавание как обязательный компонент вводится работа студентов и преподавателей с дневниками самоконтроля.

Для дневника самоконтроля используется отдельная тонкая тетрадь, каждая страница которой расчерчивается на три графы: первая - шириной 2/3 страницы отводится для навыков, вторая - для оценки студента, третья - для оценки преподавателя.

Работа с дневниками самоконтроля начинается на первом занятии с разъяснения смысла этой формы работы. Студенты должны твердо усвоить, что дневник самоконтроля нужен прежде всего для них и является формализованным методом общения с преподавателем. Самооценка своего умения не является контролем студента и не учитывается в оценке его знаний. Более того, самооценка студента в наибольшей степени отражает качество работы преподавателя (его умение доходчиво и наглядно продемонстрировать показ методических приемов обследования). Оценка студента ориентирует преподавателя на необходимость дополнительного показа методического приема и доведение его до уровня умения, кроме того, она учит студента объективному отношению к своей работе. Самооценка проводится по пятибалльной системе и со стороны студента должна нести следующую информацию:

2 - методика не понятна, ни теоретически, ни практически;

3 методика понятна, но студент не уверен, что проводит ее правильно;

4 - прием понятен, проводится правильно с точки зрения студента, но не удается получить результат (пальпировать печень, лимфоузлы, найти границу, выслушать шум и т. д.):

5 - методика проведена правильно и получен правильный результат.

Работа студентов с дневниками самоконтроля начинается с его заполнения -пишется тема занятия и перечень навыков, которые должен освоить студент. Оптимальным является заполнение дневников на предыдущем занятии - это ориентирует студента и на самоподготовку, в некоторых случаях дневники заполняются в начале занятия перед курацией детей. При работе с пациентом студент последовательно выполняет тот перечень навыков, который указан в дневнике. По мере освоения навыка ставится самооценка. Работа с дневником самоконтроля во время курации является обязательным разделом работы студента у постели больного ребенка. Если студент во время курации других детей (на после­дующих занятиях) лучше осваивает навык, он может повысить себе оценку. Например, ему удалось обнаружить и правильно охарактеризовать затылочные лимфоузлы, пропальпировать печень, селезенку, выслушать шум и т. д. Оценка может быть повышена независимо от того, удалось ему лично или с помощью преподавателя.

Преподаватель во время контроля работы студента у больного проверяет правильность выполнения методических приемов и выставляет свою оценку, но только за те навыки, которые он лично видел. Оценки выставляются по пятибалльной системе и содержат следующую информацию:

2 - студент не знает и не умеет выполнять методический прием;

3 - студент знает как выполнять прием, но выполняет его неправильно:

4 - студент правильно выполняет методический прием, но не может оце­нить полученные результаты (пальпация лимфоузлов проводится правильно, узлы определяются, но их характеристика не точна, при аускультации сердца правильно определяются тоны, но их соотношение вызывает затруднения и т. д.);

5 - методика и оценка подученных данных правильная.

В практической части занятия преподаватель сначала знакомится с дневником самоконтроля. Проверяется правильность его заполнения и рассматриваются самооценки предыдущего занятия. Во всех случаях, когда студент оценил свои умения на 2 или 3, преподаватель просит продемонстрировать их и совместно со студентом их осваивает. После этого исправляется самооценка и ставится оценка преподавателя (они должны быть не ниже 4 и, как правило, совпадать - это является дополнительным обучением студента объективной оценке своих навыков). Затем проверяются несколько навыков, которые освоил студент на данном занятии. При оценке преподавателя 2 иди 3 студенту показывается пра­вильное выполнение методического приема и предоставляется возможность самостоятельного выполнения. Исправление оценки на следующем занятии аналогично тому, как и при самооценке 2 и 3. Повторная удовлетворительная и неудовлетворительная оценка (после повторного показа) является основанием для отработки во внеучебное время.

Во время курации больного преподаватель может реально оценить ограниченное число навыков у студента, нет необходимости стремиться к максимально полному контролю, поскольку из-за недостатка времени такой контроль может проводиться и на следующих занятиях, но за учебный год каждый навык студента должен быть проконтролирован.

При правильной работе с дневниками самоконтроля к концу года у студентов должны стоять оценки преподавателя и студента не ниже 4 по всем навыкам. При плохом освоении методических приемов преподаватель может выделить дополнительное время на их освоение за счет других только по просьбе студентов во внеучебное время.

Без дневника самоконтроля студент не допускается к занятию

Занятие № 1.

Тема: ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕТСКОЙ БОЛЬНИЦЫ И ЕЕ ОТДЕЛЕНИЙ. СХЕМА ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ. СБОР АНАМНЕЗА. ОБЩИЙ ОСМОТР ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА.

В дневники самоконтроля внести:
1. Расспрос больного и его родственников. Жалобы, анамнез заболевания и жизни.

2. Составление заключения по субъективному исследованию.

3. Составление генеалогического дерева

4. Осмотр ребенка, оценка состояния и сознания ребенка

ОСМОТР РЕБЕНКА

I. Положение больного:

1. Активное положение,

2. Пассивное положение,

3. Вынужденное положение:

а) сидя, 6) лежа на спине, в) лежа на животе, г) коленно -локтевое.

II. Осанка и походка больного:

1. Атактическая походка,

2. Спастическая походка,

3. Паретическая походка,

4. Мозжечковая походка,

5. Хромота при ходьбе.

III. Выражение лица:

  1. лихорадочное лицо

  2. лицо пневмоника

  3. маловыразительное отечное лицо,

  4. бледное аортальное лицо

  5. «митральное» лицо

  6. лицо астматика

  7. лицо при базедовой болезни

  8. лицо больных, страдающих микседемой

  9. лицо больного акромегалией

  10. лунообразное лицо

  11. маскообразное лицо

  12. сардоническая улыбка

  13. лицо Гиппократа

  14. лицо при дерматомиозите

  15. лицо дистрофика



IV. Состояние сознания больного:

1. ясное, 2.возбужденное, 3. супор, 4. сопор, 5. кома.

V. Запах тела больного и выдыхаемого им воздуха:

1. уринозный запах,

2. запах ацетона,

3. "запах ревматиков",

4. запах прелого сена,

5. гнилостно-приторный запах и т. д.

Занятие № 2.

Тема: МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

РЕБЕНКА.

Практические навыки
1. Сбор анамнеза. Обратить внимание на весо-ростовые показатели, увеличение длины и массы тела на первом году жизни по месяцам и после года, состояние аппетита ребенка, перенесенные заболевания, с чем родители связывают нарушения в физическом развитии: для детей 1-го года жизни -развитие статических и моторных функций, а для детей старше года -двигательные умения.

2. Осмотр: обратить внимание на правильность и пропорциональность телосложения, развитие костно-мышечной системы, состояние питания и т. д.

3. Антропометрические измерения: длина тела, масса, окружность головы и грудной клетки, рост сидя. высота головы, проведение филиппинского теста у детей дошкольного возраста, оценка показателей физического развития и общее заключение (с помощью эмпирических формул и расчетов параметрическим и непараметрическим - центильным способом). Определение стадии развития вторичных половых признаков.

пояснения, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

а) соматоскопия,

б) оценка физического развития по эмпирическим формулам,

в) схема оценки физического развития по местным стандартам.

г) оценка уровня возрастного развития (по зубному возрасту),

д) антропометрические индексы,

е) схема оценки физического развития детей по центильным таблицам.

ж) комплексная оценка физического развития,

Физическое развитие - это биологический процесс морфологического и функционального совершенствования организма, происходящий под влиянием наследственных факторов и внешних условий.

Правильное физическое развитие - показатель здоровья, хорошей сопротивляемости, высокого иммунитета.

Физическое развитие оценивается у детей с помощью соматоскопии и соматометрии, а подученные результаты - тремя способами: эмпирическим (по формулам и расчетам), параметрическим и непараметрическим - центильным.
Занятие № 3. Тема: МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. Внести в дневник самоконтроля:

1. Собрать анамнез, отражающий этапы нервно-психического развития ребенка, особенности его поведения, черты характера.

2. Выделить из анамнеза факторы, оказывающие неблагоприятное влияние на развитие нервной системы.

3. Установить контакт с ребенком, успокоить его при плаче, заинтересовать игрой или игрушкой.

4 Путем наблюдения и осмотра выявить у ребенка:

а) настроение (хорошее, плохое, спокойное и т. д.);

б) двигательную активность; в) сон, аппетит; г) контакт с окружающими детьми, взрослыми, интерес к игрушкам.

5. Оценить психомоторное развитие ребенка 1-го года жизни и после года (степень развития статических, моторных функций, эмоций), развитие речи, запас слов у детей старше года.

6. Проверить следующие рефлексы: хоботковый, шейно-тонический, ладонно-ротовой, Моро, Робинсона, Бабинского, Бабкина, и ползания по Бауэру, определение ригидности затылочных мышц, ширины глазных щелей, косоглазие, нистагм, зрительное и слуховое сосредоточение, величины зрачков, реакция зрачков на свет, роговичный и конъюнктивальный рефлексы, коленный и Ахиллов рефлексы. Симптомы Брудзинского (верхний, средний или симфизарный, нижний, у грудных детей - выбухание и пульсация родничка, симптомы Хвостека, Труссо, Люста).

7. Подобрать игрушки для детей различного возраста.

8. Составить режим дня по возрасту.

9. Сроки появления навыков при приеме пищи, одевании, раздевании, гигиенические навыки

ПОЯСНЕНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

Психомоторным развитием ребенка называется совершенствовавшее интеллектуальных и двигательных умений, основанное на совокупности врожденных качеств и имеющее результатом более адекватное взаимодействие ребенка с внешней средой.

Высоко дифференцированные психические и двигательные реакции организуются и контролируются согласованной работой коры больших полушарий головного мозга и подкорковых образований. Интегрированная работа этих двух отделов ЦНС называется высшей нервной деятельностью (ВНД)

На протяжении первого года жизни ребенка выделяют 4 периода (Этапа) развития ВНД.

Дополнительные материалы:

а) периоды психомоторного развития ребенка 1-го года жизни;

б) сроки выявления основных безусловных рефлексов у доношенных детей (по Бадаляну Л. 0.);

в) основные симптомы поражения центральной нервной системы;

г) методика оценки нервно-психического развития.

Симптомы скрытой спазмофилии:

1. Симптом Хвостека, или лицевой феномен. Легкий удар перкуссионном молоточком по скуловой дуге или fossacanina (по стволу лицевого нерва) вызывает сокращение мышц века, а иногда и верхней губы.

2. Симптом Труссо - сжатие нервно-мышечного пучка в области плеча вызывает судорожное сокращение кисти и образование "руки акушера".

Симптом Люста - удар молоточком no n. peroneus в области голени позади головки малой берцовой кости вызывает сокращение перонеальных мышц, что и заметно по отведению стопы.

Патологические рефлексы:

1. Ригидность затылочных мышц. При пассивном сгибании головы кпереди больной испытывает боль в области затылка, рефлекторное напряжение затылочных мышц делает невозможным или затрудняет это движение.

2. Симптом Кернига. Ребёнок лежит на спине. Ногу сгибают под прямым углом о тазобедренном и коленном суставах, затем довольно быстрым движением ему пытаются выпрямить ногу в коленном суставе, что вызывает у ребенка боль в cпине, а рефлекторное сокращение сгибателей голени делает выпрямление его невозможным.

3. Симптом Брудзинского:

верхний - при пассивном сгибании кпереди головы ребенка, лежащего на спине. с вытянутыми ногами, наблюдается рефлекторное сгибание нижних конечностей в тазобедренном и коленном суставах. Часто одновременно рефлекторно сгибаются -' и верхние конечности;

средний (симфизарный) - при надавливании в области лобка рефлекторно сгибаются нижние конечности в тазобедренных и коленных суставах:


нижний - при сильном пассивном сгибании в тазобедренном и коленном суставе одной ноги наступает сгибание другой ноги.

Данные симптомы характерны для воспаления мозговых оболочек.

Занятие № 4.

Тема: АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОЖИ,

ПОДКОЖНО-ЖИРОВОЙ КЛЕТЧАТКИ, ПЕРИФЕРИЧЕСКИХ

ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЯ.
I. Методика объективного исследования кожи у детей.

/. Осмотр: окраска кожи и видимых слизистых, расширение вен. венозных капилляров (симптом Филатова, Франка, голова медузы), наличие сыпи, кровоизлияния, рубцы, пигментированные и депигментированные участки, шелушение, молочные корки на щеках, гнейс на волосистой части головы, расчесы, потница, опрелость и т. д., рост ногтей и волос.

//. Пальпация: влажность, сухость, температура, эластичность, состояние кровеносных сосудов (синдром "щипка", "жгута". "молоточка"), дермографизм.

Элементы сыпи при исследовании кожи:

1. Пятнышки, розеолы (roseola) - элемент красно-розового цвета, размером от точки до 5 мм, форма округлая, неправильная, над уровнем кожи не выступает, при растягивании кожи не исчезает (при бр. тифе, паратифах, сифилисе, септических процессах).

2. Пятно, макула (macula) - то же, что и пятнышки, но размером 5 - 20 мм. 1 Мелко-пятнистая сыпь - множественные пятна, 5-10 мм.

2. Крупно-пятнистая сыпь - множественные пятна, 10-20 мм.

3. Эритема - обширные участки гиперемированной кожи, пятна размером больше 20 мм (при роже, опрелости, ожогах).

4. Геморрагия (hemorragia) - кровоизлияния в кожу, не исчезающие при растягивании кожи, по мере рассасывания меняют свой цвет (при геморрагических заболеваниях).

5. Петехии (petechie) - точечные кровоизлияния.

6. Пурпура (purpura) - кровоизлияния, 3-5 мм.

7. Экхимозы (ecchymose) - то же, но размеры больше 5 мм.

10. Папула, узелок (papula) - уплотнение, возвышающееся над поверхностью кожи, размером 1-20 мм. Оставляет после себя пигментацию, шелушение (при кори, сепсисе, сывороточной болезни, сифилисе).

11. Бугорок (tuberculum) - плотное образование, возвышающееся над поверхностью кожи, часто образует язвы, оставляет рубцы (туберкулез, сифилис).

12. Волдырь (urtica) - поверхностное, плотноватое образование, после себя не оставляет следа, часто сопровождается зудом.

13. Пузырек (vesicula) - полостной элемент, 1-5 мм, наполненный серозной или кровянистой жидкостью, может ссыхаться и давать корочки (при ветряной оспе потнице, чесотке, септических процессах).

14. Эрозия (errosio) - поверхностный дефект эпидермиса, мокнущая поверхность.' розового цвета.

15. Пустула (pustula) - гнойничок, полость с гнойным содержимым (при пиодермии ветряной оспе, чесотке).

16. Герпес (herpes) - группа пузырьков на воспаленной коже.

17. Пузырь (bulla) - отличается большими размерами.

18. Корка (crusta) - засохший экссудат на месте предшествующих пузырьков гнойничков.

19. Чешуйка (scwama) - листовидная пластинка из отжившего рогового слой

эпидермиса.

20. Рубец (cicathx) - соединительная ткань на месте зажившей язвы.
  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей