Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методички по Пропедевтике. Методички - Диагностика синдромов ЖКТ - Диагност. Министерство здравоохранения российской федерации


НазваниеМинистерство здравоохранения российской федерации
Родительский файлMetodichki po Propedevtike.rar
АнкорМетодички по Пропедевтике.rar
Дата10.02.2014
Размер0.68 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодички - Диагностика синдромов ЖКТ - Диагност
ТипУчебно-методическое пособие
#136
страница4 из 10
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Полное содержание архива Методички по Пропедевтике.rar:
3. Методички - Балльно-рейтинговая оценка.ppt
33417 Кб.
Балльно-рейтинговая оценка знаний на клинической кафедре Московский государственный
7. Методички - Диагностика болезней системы крови - Гематология МЗРФ.doc
472.5 Кб.
Учебно-методическое пособие для студентов высших медицинских учебных заведений
10. Методички - Диагностика органов мочевыделения - Почкиметвся.doc
375 Кб.
Министерство здравоохранения российской федерации
11. Методички - Диагностика органов мочевыделения - орг. мочевыдел.doc
457 Кб.
Министерство здравоохранения российской федерации
13. Методички - Диагностика синдромов ЖКТ - Диагност.doc
700.5 Кб.
Министерство здравоохранения российской федерации
15. Методички - Методы исследования больного - Metodi.doc
361 Кб.
Министерство здравоохранения российской федерации
17. Методички - Методы исследования органов дыхания - LUNG2~1.DOC
770 Кб.
Методы исследования
21. Методички - Общий осмотр больного - главный текст.doc
888 Кб.
Министерство здравоохранения российской федерации
22. Методички - ПитаниеБалльно-рейтинговая оценка.ppt
33416 Кб.
Балльно-рейтинговая оценка знаний на клинической кафедре Московский государственный
24. Методички - Схема истории болезни - SHEMA.DOC
223.87 Кб.
Министерство здравоохранения российской федерацииОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Измерьте количество желудочного содержимого

в разные фазы секреции:
Измерьте объем полученного содержимого в первые 60 мин от начала зондирования до введения завтрака (объем содержи­мого 1-4 порций), т.е. объем сока, выделившегося в фазу ба­зальной секреции. Желудок здоровых людей содержит натощак до 50 мл сока. Суммировав объем сока в базальных порциях, вы получите часовую базальную секрецию. В норме она равна 50-100 мл. Суммируйте объем 7-10 порций чистого желудочного сока, выделившегося в течение первого часа в ответ на удаленный стимулятор, получите одночасовое напряжение секреции, которое в норме равно 60-100 мл. Затем суммируйте объем 11-14 порций (объем сока, выделившегося в течение второго часа в ответ на удаленный стимулятор), получите двухчасовое напряжение се­креции.

Если вы выбрали в качестве стимулятора желудочной секреции гистамин, выберите дозу гистамина для подкожного его введения.

До введения гистамина методика сбора сока та же, что и с капустным отваром. Суммарный объем этих порций составит часовую базальную секрецию. После введения гистамина в течение 120 мин с интервалом в 15 мин получите 5-12 порций. При этом суммар­ный объем 5-8 порций, полученных в течение часа после введе­ния гистамина, составит I часовое напряжение секреции, суммар­ный объем 9-12 порций, полученных в течение второго часа пос­ле введения гистамина, составит II часовое напряжение секреции. Часовое напряжение секреции у здоровых лиц 110-140 - при субмаксимальной стимуляции, 180-200 - при максимальной сти­муляции.
Оцените полученные результаты у обследуемого больного.

Осмотрите полученные порции желудочного содержимого:


  1. Цвет: нормальное желудочное содержимое слегка серовато­го цвета. Если полученный вами желудочный сок желтого цвета, это говорит о наличии у больного дуодено-гастрального рефлюкса (заброса в желудок содержимого 12-перстной кишки); от крас­ного до коричневого цвета - от присутствия крови в зависимости от количества крови и степени кислотности среды.

  2. Консистенция: в норме желудочное содержимое жидкое, зависит от количества слизи: чем больше слизи, тем желудочное содержимое более вязкое, тягучее. Большое количество слизи мо­жет свидетельствовать о наличии гастрита. Слизь, плавающая на поверхности или располагающаяся в виде грубых хлопьев и ком­ков, бывает из полости рта, носоглотки.

  3. Запах: нормальное желудочное содержимое слегка кисло­ватого запаха, напоминает запах хлеба. Гнилостный запах возни­кает при гниении белков (при застойных явлениях в результате стеноза привратника, распаде раковой опухоли), при снижении концентрации соляной кислоты за счет образовавшихся продук­тов брожения - масляная, уксусная, молочная кислоты.

  4. Примеси: в содержимом желудка натощак иногда образу­ются остатки вчерашней пищи (при стенозе привратника), что указывает на нарушение его опорожнения.

Приступите к химическому исследованию желудочного сока— кислотообразующей функции желудка:

В каждой порции титрованием определите свободную соляную кислоту (в виде диссоциированных ионов водорода и хлора), общую кислотность (сумма всех кислых валентностей желудка), связанную соляную кислоту (находящуюся в связи с белковыми молекулами), молочную кислоту.
Начните с количественного определения общей

кислотности желудочного сока:
Количественное определение общей кислотности желудочного сока определите титрованием 0,1 н раствором едкого натра в при­сутствии индикатора фенолфталеина. Кислотность выражают ко­личеством мл едкого натра, необходимым для нейтрализации 100 мл сока. Результаты записывают в титрационных единицах или ммоль/л (в ед. СИ), что в числовом выражении одинаково. В колбу отмерьте 10 мл профильтрованного желудочного сока из 1 порции, добавьте 2 капли 0,5% раствора фенолфталеина. В бюретку налейте 0,1 н едкий натр. Титруйте 0,4 н раствором едкого натра из бюретки до появления слабого розового окраши­вания, не исчезающего в течение 1/2-1 мин. Заметьте, сколько мл щелочи пошло на титрование, т. к. необходимо сделать пере­счет на 100 мл сока; количество щелочи, пошедшее на титрование, умножьте на 10. Пример расчета: если на титрование 10 мл сока потребовалось 5 мл 0,1 н едкого натра, то общая кислотность равна 5Х10=50 мл щелочи или 50 т.е. в 100 мл сока. Таким образом определите общую кислотность во всех полученных пор­циях (с 1 по 12), запишите результаты.

Определите количество свободной соляной кислоты:

Количество свободной соляной кислоты в желудочном соке измеряют количеством мл 0,1 н едкого натра, затраченного на нейтрализацию 100 мл желудочного сока в присутствии индикато­ра диметиламиноазобензола. К 10 мл сока добавьте 2 капли 0,5% спиртового р-ра диметиламиноазобензола и титруйте 0,1 н р-ром ед­кого натра до появления оранжевой окраски, напоминающей цвет семги (в присутствии свободной соляной кислоты диметиламиноазобензол приобретает красное окрашивание). Далее также не­обходимо пересчитать полученные данные на 100 мл сока. Если при титровании 10 мл сока пошло 3 мл индикатора, то на 100 мл - в 10 раз больше, т. е. З Х 10=30 мл или 30 т. е.

Данные исследования можно провести ОДНОВРЕМЕННО:

К 10 мл сока добавьте 2 капли диметиламиноазобензола и 2 капли фенолфталеина. Титруйте 0,1 н р-ром едкого натра до цвета семги (1 отметка количества потраченных мл едкого натра соот­ветствует количеству свободной соляной кислоты), далее титруй­те до лимонно-желтого цвета (2-я отметка используется для опре­деления связанной соляной кислоты), затем титруйте до розового окрашивания (3-я отметка соответствует общей кислотности). По­лученные показатели также умножаем на 10 (пересчет на 100 мл сока). Среднее арифметическое между 2 и 3 отметками считают соответствующим общей соляной кислоте.

Таким методом определите общую кислотность, свободную, связанную, общую соляную кислоту во всех 12 порциях, запиши­те результаты.

Оцените полученные результаты:

В фазу базальной секреции (до введения завтрака) уровень общей кислотности в норме до 40 т. е., свободная соляная кисло­та - до 20. После стимуляции по Лепорскому с капустным отваром нормальные максимальные показатели общей кислотно­сти 40-60 т. е., свободной соляной кислоты – 20-40 т. е. После проведения субмаксимальной стимуляции гистамином общая кис­лотность возрастает до 80-100 т.е., свободная соляная кисло­та – 60-85. При максимальной стимуляции гистамином общая кислотность 100-120 т.е., свободная соляная кислота 90-110.

Если у обследуемого больного вы выявили повышение цифр кислотности (гиперацидитас) необходимо исключить у данного больного язвенную болезнь двенадцатиперстной кишки, дуоденит. Понижение (гипоацидитас) или полное отсутствие свободной соляной кислоты (анацидитас) наблюдается при раке желудка, хроническом гастрите с пониженной секреци­ей, хроническом холецистите. Если вы проводили исследование по Лепорскому с капустным завтраком, получили нулевые пока­затели свободной соляной кислоты, необходимо провести иссле­дование желудочной секреции с п/к введением гистамина. Если после его введения не появляется свободная соляная кислота (отсутствует реакция на введение гистамина), это с наибольшей достоверностью свидетельствует об анацидном состоянии.

Приступите к построению кривых кислотности по концентра­ции свободной соляной кислоты.

а) Выберите масштаб построения: по оси абсцисс откладыва­ется время, каждые 5 мм оси соответствуют 15 мин исследования. По оси ординат - количество свободной соляной кислоты в титрационных единицах, 1 мм на оси соответствует количеству титрационных единиц свободной соляной кислоты.

б) Постройте график - кривую кислотности.

Оцените тип кислотности: у здорового человека после введения раздражителя - пробного завтрака - отмечается постепенное нарастание кислотности. Максимальное повышение ее наблюдает­ся к 55-й минуте. Различают несколько типов кривой кислотности:

  • возбудимый тип, когда концентрация свободной соляной кислоты быстро достигает высоких цифр и постепенно снижается;

  • астенический тип представляет быстрое повышение и такое же быстрое снижение концентрации свободной соляной кислоты до 0 (пик концентрации на 20-30-й минуте);

  • инертный, тормозной тип - медленное нарастание концентрации и медленный спад, причем максимальная концентрация свободной соляной кислоты значительно снижена и за пределами времени исследования;

  • четвертый тип кривой - кислотность остается постоянно на высоком уровне;

  • пятый тип кривой – кислотность остается постоянно на низком уровне, практически без реакции на раздражитель.

У здорового человека показатели общей и свободной соляной кислоты в желудочном соке изменяются параллельно. Разница между ними не превышает 10-15 т.е. Разрыв между общей и свободной кислотностью более 15 т. е. говорит об увеличении ко­личества органических кислот или белковых продуктов (белки пищи, воспалительный экссудат, продукты распада раковой опухоли).

Для более объективной оценки кислотообразующей функции желудка вычислите дебит-час соляной кислоты.

Дебит соляной кислоты - количество кислоты, выделившееся в единицу времени.

Дебит-час - количество кислоты, выработанное желудком за час.

Вычислите дебит соляной кислоты в мг в каждой порции по формуле:
Д= (VE X 36,5) / 1000 , где
V - количество желудочного сока, полученное за определен­ный промежуток времени;

Е - уровень свободной соляной кислоты за это же время в титрационных единицах;

36,5 - относительная молекулярная масса соляной кислоты.

Пример расчета. В 1 порции количество полученного сока 40 мл, количество свободной соляной кислоты в этой порции 12 т. е. Дебит соляной кислоты в 1 порции:
Д= 40 Х 12 Х 36,5 / 1000 (мг)
Аналогичным образом вычисляем дебит общей кислотности, где Е - количество общей кислотности в каждой порции в титра­ционных единицах.

Подсчитайте дебит соляной кислоты и общей кислотности в каждой порции (с 1 по 12), приступите к вычислению дебит-часа соляной кислоты, т. е. количества свободной кислоты, выделив­шейся за час в фазу базальной секреции (до введения завтрака), в фазу I часового напряжения и в фазу 2-х часового напряжения. Суммируйте дебит соляной кислоты в 1 порции с дебитом соляной кислоты во 2, 3, 4 порциях, получите дебит-час соляной кислоты в фазу базальной секреции. Затем суммируйте дебит соляной ки­слоты в 5, 6, 7, 8 порциях, получите дебит-час в фазу 1 часового напряжения секреции и т. д.

В норме дебит-час свободной соляной кислоты в фазу базаль­ной секреции 50-150 мг, в фазу часового напряжения 50-100 мг.

Увеличение дебит-часа характерно для язвенной болезни, осо­бо с локализацией язвы в луковице 12-перстной кишки, функци­ональных расстройствах желудка с повышенной секрецией. Дебит-час понижается при раке желудка, атрофическом гастрите.

В последние годы большое практическое значение придают данным общей кислотности при использовании метода желудочного зондирования тонким зондом, это обусловлено тем, что при заборе содержимого желудка из его синуса (смесь секрета фундальных и антральных желез) уровень свободной соляной кислоты не будет отражать истинной картины состояния желудочного кислотообразования из-за связывания соляной кислоты антральным секретом. Поэтому в клинической практике все большее значение придают дебиту, вычисляемому на основании общей кислотности.

Часовой дебит кислотной продукции в период базальной секреции обозначается BAO (basal acid оautput), в фазу часового напряже­ния при субмаксимальной стимуляции - SAO (submaximal acid output), при максимальной стимуляции - МАО (maximal acid output). Показатели МАО и SAO находятся в зависимости от мас­сы обкладочных клеток, поэтому дают возможность судить о со­стоянии слизистой оболочки желудка.
Проведите качественную реакцию Уффельмана

на молочную кислоту
К 20 каплям 1 % раствора карболовой кислоты (фенола) добавьте 1-2 капли 10% раствора хлорного железа. Получается раствор, окрашенный в фиолетовый цвет (фенолят железа). В пробирку с фенолятом железа прилейте по каплям желудочный сок. В при­сутствии молочной кислоты фиолетовое окрашивание переходит в желто-зеленое вследствие образования молочнокислого железа.

Методы титрования с использованием красящих индикаторов не позволяют точно определить кислотность желудочного содер­жимого с примесью желчи, крови, кроме того, кислотность в ди­апазоне рН от 3,5 до 7,0 этими методами определяется как анацидность. Более точные данные об истинной кислотности желудочно­го сока дает измерение концентрации свободных водородных ио­нов с помощью интрагастральной рН-метрии.

VI. Беззондовые методы исследования
1. Проведите десмоидную пробу:

В резиновый (десмоидный) мешочек поместите 0,1 г метиленового синего, перевяжите мешочек тонкой кетгутовой нитью, после чего промойте в воде с целью очищения от попавших на поверх­ность частиц краски и проверки герметичности мешочка. Больной проглатывает пилюлю (десмоидный мешочек с краской) натощак. Из всех протеолитических ферментов пищеварительных соков только пепсин обладает способностью переваривать кетгут, акти­ватором пепсина является соляная кислота. В желудочном содер­жимом кетгут переваривается, мешочек раскрывается, метиленовый синий поступает в просвет желудка, всасывается в 12-перстной и тонкой кишках, поступает в кровь и выводится с мочой, окрашивая ее в синий цвет. После проглатывания нато­щак пилюли больной собирает мочу через 3, 5 и 20 часов.

Определите время появления и интенсивность окраски.

Если все 3 порции мочи у больного окрашены в интенсивный сине-зеленый цвет, надо думать о наличии у больного повышенной секреторной активности, повышении количества соляной кислоты. Появление слабого окрашивания только третьей порции характерно для сни­жения кислотности желудочного сока. При отсутствии в желудоч­ном соке пепсина или, что бывает чаще, соляной кислоты кетгут не переваривается и мешочек выводится из желудочно-кишечного тракта естественным путем. Все три порции мочи при этом имеют обычный соломенно-желтый цвет.

Данный метод прост, может быть использован при массовых обследованиях.

2. Метод ионнообменных смол:

Метод основан на применении внутрь пилюль из ионнообменных смол, насыщенных индикатором (хинин, краситель), ионы которого в присутствии свободной соляной кислоты (при рН ме­нее 3,0) обмениваются на эквивалентное количество водородных ионов соляной кислоты. Высвободившийся индикатор всасыва­ется в тонком кишечнике, попадает в кровь и в дальнейшем вы­водится с мочой. Оценку секреторной функции желудка произве­дите по уровню экскреции индикатора или степени окрашивания мочи.

Применяются индикаторные ионнообменные смолы из отечест­венной смолы, насыщенные красителем азуром II.

Десмоидная проба и методы ионнообменных смол надежны, однако дают возможность только выявить наличие или отсутствие соля­ной кислоты в желудке, но не дают возможность получить коли­чественные показатели кислотности.

3. Ацидотест:

В состав его входят 2 таблетки кофеин-бензоата натрия и 3 драже красящего вещества (2,4 диамино-4-этоксиазобензол). В зависимости от концентрации соляной кислоты в желудке кра­ситель растворяется и выводится с мочой, окрашивая ее. Интен­сивность окрашивания сравнивается со шкалой, указывающей уровень соляной кислоты.

После полного опорожнения мочевого пузыря дайте больному 1—2 таблетки кофеин-бензоата натрия. Через час возьмите первую пробу мочи и дайте 1 драже красящего вещества. Через 1,5 часа возьмите вторую пробу мочи. Пробы мочи разведите до 200 мл, подкислите соляной кислотой и произведите колориметрическое определение с помощью цветной шкалы. Первая проба является контрольной и не окрашивается.
VIII. Приступите к исследованию

ферментообразующей функции желудка:
Наиболее распространен в клинической практике метод Туголукова, в основе которого лежит протеолитическое действие же­лудочного содержимого на сухую плазму. О содержании пепсина судят косвенно по количеству переваренного белкового субстрата. При смешивании исследуемого желудочного сока, содержащего пепсин, с белковым субстратом в определенных соотношениях происходит расщепление белка. По количеству переваренного белка судят о содержании пепсина в желудочном соке. Уменьше­ние количества пепсина указывает на глубокое поражение слизи­стой оболочки желудка. Отсутствие в желудочном содержимом пепсина и соляной кислоты называется ахилией.
Контрольные задачи:
1. Больной С., 30 лет, поступил в клинику с жалобами на рез­кие боли в эпигастральной области, возникающие через 1,5-2 ча­са после еды, ночные, голодные, купирующиеся приемом молочной пищи, после применения теплой грелки; кислую отрыж­ку, изжогу, наклонность к запорам.

При обследовании выявлено: язык густо обложен серовато-белым налетом, живот резко болезненный при пальпации в эпи­гастральной области, в пилородуоденальной зоне.

Проведено фракционное исследование желудочного сока: натощак получено 140 мл желудочного сока желтого цвета, общая кислотность 80 т.е., свободная соляная кислота 60 т. е.; "часовое напряжение" секреции в I фазу после подкожного введения 0,1 мл гистамина на 10 кг веса больного - 240 мл, общая кислот­ность 60-85 т.е., свободная соляная кислота 80-95 т.е. Во II фа­зу “часовое напряжение” 340 мл, общая кислотность 80-100 т.е. свободная соляная кислота 90-110 т.е. Максимальное повышение кислотности наблюдалось к 45 мин. Дебит-час свободной соляной кислоты в I фазу - 720 мг, во II фазу - 740 мг. Есть ли призна­ки нарушения функции желудка? Какие изменения выявлены при фракционном исследовании желудочного содержимого? О какой патологии можно думать?

2. Больная А., 62 лет, поступила с жалобами на общую сла­бость, похудание за 6 мес. на 10 кг, отсутствие аппетита, отрыжку пищей, чувство тяжести в эпигастральной области.

Кожные покровы бледные, пониженного питания. Тургор и эла­стичность кожи снижены. Язык густо обложен белым налетом, живот несколько болезненный в эпигастральной области. Рост 160 см, вес 52 кг.

Фракционное исследование желудочного содержимого: нато­щак получено немного слизи, 20 мл содержи­мого, свободная соляная кислота 0, общая кислотность 4-8 т. е. Подкожно введено 0,5 мл гистамина, “часовое напряжение” после введения раздражителя 28 мл, свободная соляная кислота 0, общая 2-4 т. е. Положительная реакция на молочную кислоту. Ацидограмма: в начале исследования рН-7,2, после введения раз­дражителя - 8,0.

Каков тип секреции у данной больной? О какой патологии можно думать? На что указывает ацидограмма данной больной?

3. Больная А., 34 лет, поступила с жалобами на боли в эпи­гастральной области справа от срединной линии живота, возни­кающие натощак, через 2-3 часа после приема пищи, иногда в ночное время. Также беспокоила отрыжка кислым, изжога. Боль­на в течение 4 лет. Начало заболевания связывает с нервным пе­ренапряжением, питанием всухомятку. Ухудшение самочувствия в весенне-осенний период. При осмотре язык обложен белым на­летом. При поверхностной ориентировочной пальпации живота определяется болезненность и напряжение в эпигастральной обла­сти правее срединной линии. Рост 170 см, вес 65 кг.

Произведено фракционное исследование желудочного сока: на­тощак свободная соляная кислота: 42-38-40-24 т.е. Подкожно вве­дено 0,7 мл гистамина. Свободная соляная кислота: 80-120-90-72-60-45-40-22 т.е. Есть ли у больной симптомы нару­шения секреторной функции желудка (по данным расспроса фракционного исследования желудочного содержимого)? Каков тип секреции у данной больной?

4. Больной 72 лет поступил в клинику с жалобами на потерю аппетита, чувство тяжести и давления в эпигастральной области, повышение слюноотделения, периодические поносы, рвоту нато­щак.

Проведено фракционное исследование желудочного содержи­мого тонким зондом. Натощак свободная соляная кислота: 0-2-0-4 т. е. Подкожно введено 0,7 мл гистамина. Проведено иссле­дование 8 порций желудочного содержимого после введения раз­дражителя. Общая кислотность: 10-12-8-10-7-9-14-15. Свободная соляная кислота: 16-12-10-11-10-8-8-5 т.е.

Какие изменения выявлены при фракционном исследовании желудочного содержимого? Назовите тип желудочной секреции у данного больного. О какой патологии можно думать?
ТЕМА: СИНДРОМ ЯЗВЕННОГО ПОРАЖЕНИЯ ЖЕЛУДКА И ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ (ЯЗВЕННАЯ БОЛЕЗНЬ),

СИНДРОМ НЕЯЗВЕННОЙ ДИСПЕПСИИ

(ГАСТРИТ, ГАСТРОДУОДЕНИТ), РАК ЖЕЛУДКА
Рекомендуемая литература


  1. Василенко В. X. Пропедевтика внутренних болезней. - М., 1989, с. 291-300.

  2. Маев И. В. Учебно-методическое пособие по методам исследования больного. - МГМСУ, 1999, с. 34-43.

  3. Воробьев Л. П., Байкова Д. А. Методы исследования боль­ных с заболеваниями органов пищеварения: Методические указания. - М., 1984, с. 23-48.

  4. Учебно-методическое пособие по функциональным методам исследования в клинике внутренних болезней. - М., 1976, с. 28-37.

  5. Материалы лекций.


Мотивация занятия
Умение полноценно обследовать больных с заболеваниями же­лудка и двенадцатиперстной кишки, знание основных симптомов болезней позволяют поставить точный диагноз язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки, неязвенной диспепсии (гастрита, гастродуоденита), рака желудка.
Цель занятия
Научиться обследованию больных с язвенной бо­лезнью, синдромом неязвенной диспепсии, раком желудка, выявлению основных симптомов болезней, постановке диагноза.
Практические навыки
На основании расспроса, данных осмотра, пальпации, перкус­сии живота студент должен уметь:

  1. Выделить жалобы, характерные для синдрома поражения желудка, двенадцатиперстной кишки, детализировать их.

  2. Определить диагностическое значение общего осмотра больного с заболеваниями желудка, двенадцатиперстной кишки.

  3. Проводить осмотр полости рта, живота и определить диагностическое значение выявленных изменений.

  4. Проводить перкуссию живота и определить ее диагностическое значение.

  5. Проводить поверхностную, ориентировочную пальпацию живота, пальпацию желудка и выявить патологические симптомы.

  6. Обосновать предварительный диагноз синдромов.

  7. Назначить дополнительные методы обследования, уметь их трактовать.

  8. Обосновать окончательный диагноз.


Необходимая предварительная теоретическая подготовка


  1. Знание патологической анатомии гастрита, язвенной болезни, рака желудка (кафедра патологической анатомии).

  2. Знание патологической физиологии синдромов язвенной и неязвенной диспепсии, иметь понятие об этиологии и патогенезе язвенной болезни, гастрита, рака желудка (кафедра патологической физиологии).

  3. Знание рентгенологической диагностики гастрита, язвенной болезни, рака желудка (кафедра рентгенологии).

  4. Знание методов исследования больных с заболеваниями органов пищеварения (кафедра пропедевтической терапии, первый семестр).


Вопросы и задачи для контроля исходных знаний


  1. Что такое синдром неязвенной диспепсии? Дайте характеристику понятия гастрит.

  2. Назовите современную классификацию гастритов.

  3. Какими клиническими синдромами проявляется хронический гастрит?

  4. Какие вы знаете варианты кислотообразующей функции желудка при хроническом гастрите?

  5. Назовите симптомы, выявляемые у больных хроническим гастритом при общем осмотре, осмотре полости рта, живота, при пальпации, перкуссии.

  6. Что характерного можно выявить с помощью рентгенологического и гастроскопического методов у больных с хроническим гастритом?

  7. Что такое язвенная болезнь?

  8. Каковы современные взгляды на этиологию и патогенез язвенной болезни?

  9. Какие жалобы предъявляют больные с язвенной болезнью?

  10. Каковы отличительные особенности болевого синдрома при язвенной болезни?

  11. Какие диспептические расстройства, наблюдаемые у боль­ных язвенной болезнью, вы знаете?

  12. Какие симптомы наиболее характерны для язвенной бо­лезни с локализацией в желудке, в двенадцатиперстной кишке?

  13. На какие данные анамнеза у больных язвенной болезнью вы обратите внимание при анамнезе заболевания, жизни?

  14. Что характерного можно выявить методом объективного обследования у больного язвенной болезнью в зависимости от ло­кализации язвенного процесса?

  15. Назовите осложнения язвенной болезни.

  16. Каковы клинические симптомы кровотечения?

  17. Каковы клинические симптомы перфорации язвы, пенетрации?

  18. Каковы клинические симптомы нарушения гастро-дуоденальной проходимости (стеноза привратника)?

  19. Назовите рентгенологические и гастроскопические призна­ки язвенной болезни.

  20. Назовите особенности желудочной секреции при язвенной болезни в зависимости от локализации.

  21. Какие вы знаете факторы, предрасполагающие к развитию рака желудка?

  22. Назовите морфологическую классификацию рака желудка.

  23. Какие клинические синдромы выделяются при раке же­лудка?

  24. Какие жалобы предъявляют больные с синдромом “ма­лых признаков”?

  25. Какие данные объективного обследования могут быть вы­явлены у больного в период “малых” признаков?

  26. Назовите, как изменяются симптомы рака желудка в зави­симости от локализации опухоли.

  27. Какие дополнительные методы обследования (включая ла­бораторные и инструментальные) помогут вам поставить диагноз рака желудка?


СХЕМА ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ ДЕЙСТВИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНОГО С СИНДРОМАМИ ЯЗВЕННОГО И НЕЯЗВЕННОГО ПОРАЖЕНИЯ ЖЕЛУДКА, РАКОМ ЖЕЛУДКА
Опросите больного, выявите жалобы и анамнез, проведите осмотр, пальпацию, перкуссию - поставьте предварительный диагноз синдрома. Проанализируйте имеющиеся данные дополнительных методов исследования (лабораторные, инструментальные), по­ставьте окончательный диагноз. При отсутствии или недостаточ­ности данных дополнительных методов исследования назначьте соответствующие исследования.

I. Проведите опрос больного и выявите жалобы:
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей