Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Олигофренопедагогика Москва academ a 2003


НазваниеОлигофренопедагогика Москва academ a 2003
АнкорMaller A R Vospitanie i obuchenie detey s tyazhel.pdf
Дата10.05.2017
Размер1.49 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMaller_A_R_Vospitanie_i_obuchenie_detey_s_tyazhel.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипРеферат
#18007
страница1 из 17
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ АР. МАЛ Л ЕР, Г . ВЦ ИК ОТО ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СТ Я ЖЕ Л ОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ Рекомендовано Ученым советом Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования в качестве учебного пособия для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений и слушателей курсов переподготовки, обучающихся по специальности 031700 — Олигофренопедагогика Москва academ'a
2003

УДК 376.1-056.37(075.8)
ББК я М Авторы АР. Маллер — введение (совместно с Г. В. Цикото), гл. 1, 2 (совместно с Г. В. Цикото), 5 (совместно с Г. В. Цикото), 8, 9, приложения Г. В. Цикото — гл. 3, 4, 6, 7 Рецензенты доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования И. И. Зарецкая\ доктор педагогических наук, директор Центра социально-трудовой адаптации и профориентации для детей с недостатками умственного и физического развития, профессор В. П. Ермаков
Маллер АР, Цикото Г. В. М Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М Издательский центр Академия, 2003. —
208 с.
ISBN 5-7695-1350-0 В учебном пособии освещаются теоретические, дидактические и методические вопросы специального образования детей и подростков с тяжелыми нарушениями умственного развития. Раскрываются особенности психофизического развития этих детей, содержание, организация и методы коррекционной работы сними начиная с раннего возраста до подросткового. В книге обобщен опыт воспитания и обучения детей данной категории, показаны современные подходы к решению этой проблемы. Приводятся катамнестические данные о трудоустройстве и социальной адаптации выпускников специальных учреждений. Даются рекомендации по работе с семьей ребенка-инвалида. Представляет интерес для научных и практических работников в области специальной педагогики.
УДК 376.1-056.37(075.8)
ББК я
ISBN 5-7695-1350-0
© Маллер АР, Цикото Г. ВО Издательский центр Академия, 2003
ВВЕДЕНИЕ В каждой стране есть дети с тяжелой умственной отсталостью, которые нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Вопросы оказания специальной помощи таким детям весьма актуальны. Лица с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности являются инвалидами детства имея грубые нарушения познавательной деятельности, речи и эмоциональной сферы, они неспособны к самостоятельной жизни и требуют постоянного надзора и опеки. Однако при организации специального обучения они усваивают элементарные формы коммуникации, овладевают несложными трудовыми и социальными навыками, те. могут быть в определенной степени интегрированы в общество. До концах гг. XX в. воспитание и обучение таких детей в нашей стране осуществлялось в учреждениях системы социального обеспечения (дома-интернаты для умственно отсталых детей) и системы просвещения (специальные классы для имбецилов во вспомогательных школах. В детских домах-интернатах основное внимание было направлено на выработку у воспитанников элементарных бытовых навыков, был накоплен немалый положительный опыт их трудового обучения. Однако вопросы учебной работы не занимали там надлежащего места. Что касается обучения детей с тяжелой умственной отсталостью в так называемых имбецильных классах, то здесь наблюдалась в известной мере обратная картина наряду с определенными достижениями в овладении детьми минимумом общеобразовательных знаний (грамотой, счетом) не решались вопросы их соци- ально-трудовой подготовки. Пребывание детей в этих классах расценивалось скорее как подготовка к дальнейшему обучению их в специальной школе, в классе для детей с легкой умственной отсталостью, если это окажется возможным. Таким образом, происходило не столько собственно обучение и воспитание детей с тяжелой интеллектуальной
* Ранее в специальной литературе по отношению к этим детям использовались такие определения, как «имбецилы», глубоко умственно отсталые. В настоящее время они классифицируются как дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (Международная классификация болезней го пересмотра.
3
недостаточностью, сколько выявление среди них страдающих осложненными формами олигофрении в степени дебильности с целью выведения их в соответствующие классы. В результате дети с тяжелой умственной отсталостью оставались мало обученными и малоприспособленными к жизни. В итоге было принято решение о закрытии классов для тяжело умственно отсталых детей во вспомогательных школах. Эти дети стали направляться в дома-интернаты Министерства социального обеспечения (в настоящее время — Министерство труда и социального развития. В 1970 г. по инициативе директора Института дефектологии АПН СССР академика ТА. Власовой в стенах возглавляемого ею учреждения была создана специальная научная группа по разработке проблемы помощи детям с тяжелой умственной отсталостью. Длительное время руководила этим научным подразделением, сотрудниками которого были и авторы настоящей книги, МИ. Кузьмицкая. В качестве экспериментальных площадок были выбраны специальные школы № 486 г. Москвы и № 14 г. Орла, педагоги этих школ имели большой опыт работы с тяжело умственно отсталыми детьми. Энтузиастами экспериментальных исследований там были О.Л.Селихова и Я.Г.Юдилевич. Все исследования научной группы и связанных с ней педагогических коллективов были направлены на выявление потенциальных возможностей развития детей с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности и разработку для них специальных образовательных программ. Исследование познавательной деятельности этой категории детей проводилось в нескольких направлениях изучались особенности их сенсорного, умственного и речевого развития выявлялись возможности их трудового обучения и социального воспитания. Результаты этих исследований были опубликованы в ряде научных сборников, освещающих особенности детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью и направления учебно-воспи- тательной работы сними. В это же время (1976) была издана Программа обучения глубоко умственно отсталых детей (проект. В нее вошли такие новые
* См О работе с глубоко отсталыми детьми во вспомогательной школе
Программно-метод. указания. — М, 1951.
** См Вопросы обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта Сб. науч. тр. — М, 1974. — Вып. 1; Вопросы изучения и обучения глубоко умственно отсталых учащихся вспомогательной школы Сб. науч. тр. — М, 1976. — Вып. 2; Изучение, обучение и воспитание детей с глубокими нарушениями интеллекта
Сб. науч. тр. — М, 1978. — Вып. 3.
*** В создании программы наряду с научными сотрудниками Института принимали участие учителя-экспериментаторы АС. Борцова, Е. В. Кузнецова, ЛИ. Осоки- на и др.
4
для вспомогательной школы дисциплины, как «Предметно-прак- тическая деятельность (автор Г. В. Цикото) и «Социально-быто- вая ориентировка (авторы М.И.Кузьмицкая и ЯГ. Юдилевич). В дальнейшем программа по СБО была принята ив специальных школах других видов. В 1983 г. после многолетней апробации данной программы как в специальных учреждениях системы просвещения, таки в учреждениях соцобеспечения вышел ее окончательный вариант, утвержденный Министерством просвещения РСФСР. Издание программы сыграло большую роль в совершенствовании организационных форм работы с тяжело умственно отсталыми детьми не только в специальных учреждениях системы просвещения, но ив учреждениях системы социальной защиты. Так, в
1986 г. было принято важное решение о введении в домах-интер- натах для умственно отсталых детей ставок учителей, которые должны были работать поданной программе (до этого времени с детьми работали только воспитатели. Введение педагогических ставок свидетельствовало о признании обучаемости этих детей, что в то время многими ставилось под сомнение. Начиная с х гг. активизировалась научно-исследователь- ская работа, направленная на выявление потенциальных возможностей детей с тяжелой умственной отсталостью с целью их социальной адаптации и интеграции в общество. Эти исследования осуществлялись в НИИ Д АПН СССР (в настоящее время — Институт коррекционной педагогики РАО, в других научных учреждениях, а также на кафедрах дефектологических факультетов пединститутов. Авторами исследований являлись А. В. Бабушкина,
Л.Б.Баряева, Н.Ф.Дементьева, А.И.Долженко, А.А.Еремина, С . Д . За брам на я , Т . НИ ван о в а , Т . НИ с а е в а , Е . Т . Логи нова,
Л.Н. Поперечная, Н. Г. Радышева. Под давлением родителей были открыты классы для этой категории детей во вспомогательных школах. Проведенные научные исследования, а также практика обучения детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью дали материал для совершенствования образовательных программ, определения форм и методов учебно-воспитательной работы. Гуманистические и демократические тенденции в развитии специального образования в нашей стране нашли выражение в совершенствовании помощи детям всех категорий с проблемами развития, в том числе и детям с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Так, согласно Типовому положению о специальном коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (1999 г) в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида должны открываться классы для детей с тяжелой умственной отсталостью. Кроме этого в последние годы во всех регионах РФ открыты реабилитационные центры для этих детей.
5
В настоящем учебном пособии представлены материалы многолетних исследований авторов, направленных на изучение способностей тяжело умственно отсталых детей к обучению и развитию, а также возможностей их интеграции в общество.
Научно-практическая работа помимо вышеназванных коррекционных учреждений проводилась в школе-интернате № 3 Вера г. Рязани, в коррекционной школе VIII вида № 123 г. Екатеринбурга, в Ильской специальной (коррекционной) школе-интер- нате VIII вида Краснодарского края ив отдельных учреждениях Министерства труда и социального развития.
1
ГЛАВА СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
1.1. Помощь детям с тяжелой интеллектуальной недостаточностью за рубежом Последние десятилетия XX в. (с конца 60-х—начала х гг.) вследствие гуманизации общества, утверждения безусловной ценности человеческой личности ознаменовались в Западной Европе и США процессами, связанными с демократизацией общего и специального образования, признанием всех детей с проблемами развития обучаемыми. Что касается детей с тяжелой умственной отсталостью, то для них были созданы разного типа коррекционные учреждения, получили развитие процессы интеграции таких детей в общеобразовательную среду. Этому способствовала деятельность различных международных организаций, например ЮНЕСКО, ООН, Всемирной организации здравоохранения ВОЗ, Международной ассоциации по научному изучению умственной отсталости, Международной лиги обществ содействия умственно отсталыми др. Практика специального обучения детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью имеет различные организационные формы и зависит от уровня экономики и культуры каждой страны, принятых законов в области специального образования, а также сложившихся методов работы с детьми, имеющими проблемы в развитии. Рассмотрим систему помощи этим детям на примере некоторых стран. Дети с тяжелой умственной отсталостью в Англии включены в систему специального образования с 1970 г. Для них существуют специальные школы, классы, тренировочные центры. Дети с наиболее тяжелыми формами умственной отсталости находятся в закрытых учреждениях, часть из которых являются частными и платными. В специальные учреждения дети поступают в возрасте 5 лети обучаются строго по индивидуальной программе. В младшем возрасте основное внимание уделяется сенсорному и речевому развитию, выработке навыков самообслуживания и различным действиям с предметами. В старшем возрасте воспитанники обучаются различным трудовым операциям. Они собирают картонные коробки, занимаются упаковкой автомобильных лампочек, трудятся на пришкольном участке и т.п. Особое место в программе обучения занимает выработка у детей социальных форм поведения. Не менее одного раза в неделю учитель выводит их на прогулку, вовремя которой дети учатся распознавать световые дорожные сигналы, пользоваться подземными переходами, различными видами транспорта. Дети должны уметь вести себя в разных ситуациях например, в гостях у товарища, при посещении библиотеки, медицинского учреждения и т.п. Их учат выполнять несложные поручения опускать письмо в почтовый ящик, относить белье в прачечную, делать мелкие покупки. Все практические задания направлены на адаптацию детей в обществе. Подростки в возрасте 18 лет переводятся из детских специальных учреждений в дневные центры профессиональной подготовки взрослых. Овладев там определенными практическими умениями и навыками (деревообработка, металлоштамповка, сборочные работы, они могут работать в мастерских, имеющихся при таких центрах, и жить дома (сохранение постоянного контакта с семьей считается очень важным. Широкое развитие получила система покровительственных мастерских, представляющих собой мастерские для инвалидов с финансовой поддержкой местных властей. Профиль этих мастерских очень разнообразен. В них изготовляются различные игрушки, производятся упаковочные работы, сборка электроарматуры и т.п. Некоторые из молодых людей работают по найму курьерами, помощниками в кафе или магазине, заняты расклейкой афиш. Часть воспитанников направляется в сельские общины, где они работают на фермах, в саду и т.д. Обучение этих детей в Германии осуществляется в реабилита- ционно-педагогических учреждениях нескольких типов специальных школах, дневных центрах, домах с длительным пребыванием в них воспитанников. В специальных школах и дневных центрах обучаются детине требующие постоянного врачебного контроля и лечения. Эти учреждения работают по типу школ с продленным днем. При поступлении дети должны уметь ходить, владеть навыками самообслуживания и гигиены. Дети с текущими психическими заболеваниями в эти учреждения не принимаются. Учителя в специальных учреждениях должны обязательно иметь помимо общепедагогического образования специальное дефектологическое. Дневные реабилитационные центры наряду с коррекционно- воспитательной работой занимаются вопросами диагностики. Для этой цели они оснащены современной техникой.
8
В домах длительного пребывания находятся воспитанники с крайне тяжелыми нарушениями в развитии и текущими психическими заболеваниями. Кроме того, в эти учреждения направляются дети, которых по тем или иным причинам нужно изолировать от семьи. Широко практикуется в этой стране частный патронаж для аномальных детей. Лица, их опекающие, получают от государства денежное пособие, а также определенную дотацию к пенсии. В Германии существует закон о трудоустройстве и охране прав работающих умственно отсталых. Для тяжело умственно отсталых воспитанников организованы и действуют лечебно-трудовые мастерские, находящиеся под опекой и контролем обществ содействия интеллектуально неполноценным лицам. Инвалиды получают заработок в размере, соответствующем продуктивности их работы, а также небольшие премии в виде поощрения. Некоторых из них переводят, если находят возможным, на отдельные предприятия, организуя для инвалидов так называемые охранительные рабочие места. Они занимаются электромонтажными работами, штамповкой несложных деталей, упаковкой готовой продукции. В США закон об образовании детей с проблемами в развитии, принятый в 1975 г, признал всех детей обучаемыми. Для детей с тяжелой формой умственной отсталости созданы специальные школы, центры развития и частные школы. Эти учреждения работают по типу школ с продленным днем. Обучение начинается с 5 летним ребенком и заканчивается, когда воспитаннику исполняется 21 —23 года. Тяжело отсталые дети с грубыми и сложными нарушениями помещаются в закрытые учреждения семейного типа. Работа с детьми строится по специальным программам (особая в каждом учреждении, которые включают разделы, соответствующие определенным целям воспитания сенсомоторное развитие, социальная тренировка, самообслуживание, хозяйствен- но-бытовой труд, музыка, развитие речи, письмо, счет. Применительно к каждому разделу программа определяет, какие знания и практические умения должны быть усвоены. Например, программа по разделу «Хозяйственно-бытовой труд включает следующие виды практической деятельности приготовление простой пищи, уборка помещения и двора, выполнение мелких поручений, пришивание пуговиц, работа с молотком и отверткой и т. п. Раздел Социальная тренировка направленна воспитание у детей навыков поведения в обществе, повышение активности и уровня коммуникабельности. Дети изучают правила уличного движения, тренируются в умении вести себя в общественных местах, знакомятся с учреждениями, расположенными в городе. Вместе с
9
педагогом дети посещают магазины, аптеки, газетные киоски, делают там небольшие покупки и оплачивают их. Они должны знать номера телефонов полиции, Скорой помощи, пожарной команды. Большое значение имеет привлечение родителей к систематическим занятиям с детьми по их социальной адаптации. Что касается социально-трудовой адаптации тяжело умственно отсталых детей, то согласно существующему закону лица с тяжелыми интеллектуальными нарушениями должны быть обеспечены рабочими местами. Так, они трудятся посыльными, садовниками, мойщиками машин, многие из них заняты упаковочными работами в складских помещениях и т.п. С целью стимуляции в приеме на работу этих инвалидов государство снижает работодателям налоговые отчисления в федеральный бюджет, прямо по месту работы переводятся средства, предназначенные на социальные выплаты и т. п. На высоком уровне осуществляется государственная помощь лицам с отклонениями в развитии в Скандинавских странах, ив частности в Швеции Закон о помощи умственно отсталым, принятый в этой стране в 1968 г, уравнял в правах детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью и признал их обучаемыми. Они посещают специальные учреждения школы, реабилитационные центры, дневные центры кратковременного пребывания и т.д. Школьный возраст для этих детей установлен от 6 до 21 года. Врачи и педагоги-дефектологи специальных учреждений проводят необходимые медицинские наблюдения и коррекционную работу, определяют методы реабилитации (массаж, ЛФК, физиотерапия, медикаментозное лечение, а педагоги разрабатывают индивидуальные программы обучения. В возрасте 18 лет подростки переводятся в мастерские, существующие при таких учреждениях, где они занимаются различными видами работ от самых простых (например, сортировка отрезков цветной ткани) до достаточно сложных (изготовление из металла различных предметов обихода и инструментов. В Швеции реабилитационная служба помощи взрослым с тяжелыми интеллектуальными нарушениями имеет различные организационные формы. В одних случаях умственно отсталые с помощью социальных работников усваивают социально-бытовые навыки, проживая в общежитиях, в других — находясь в сельских общинах, они занимаются доступными видами сельскохозяйственного труда. В специальном обучении Нидерландов выделяют детей с проблемами обучения и с серьезными образовательными проблемами. К первым относят детей с легкой степенью интеллектуальной недостаточности. Когда говорят о серьезных образовательных про Шипицына Л. М «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. — СПб., 2002.
10
блемах, имеются ввиду умеренно выраженные или грубые нарушения интеллекта. Образование детей с серьезными проблемами обучения осуществляется в большинстве случаев в отдельных школах или в классах для таких детей. В Венгрии и Польше для детей с тяжелыми нарушениями интеллекта создана дифференцированная сеть учреждений. Те из них, главным образом кто имеет сложные и множественные дефекты, находятся в домах-интернатах социального обеспечения и здравоохранения детине имеющие серьезных сопутствующих нарушений развития, обучаются в специальных школах или классах при них. В домах-интернатах воспитываются дети в возрасте от 3 — 4 до
18 — 20 лет, разделенные на группы в соответствии с возрастом и полом. Имеются программы для работы с этими воспитанниками. В младшем возрасте основное внимание уделяется развитию речи, физическому воспитанию, предметно-практической деятельности и привитию навыков самообслуживания. В старшем возрасте воспитанников готовят главным образом к производительному тру-
ДУ-
На протяжении всего пребывания детей в специальном учреждении проводится большая работа с родителями, которую организует социальный педагог. Он информирует родителей о продвижении детей в учебе и трудовой подготовке, консультирует их по вопросам воспитания. Если позволяют условия и родители хотят этого, дети проводят дома воскресные и праздничные дни, зимние и летние каникулы. Из детских домов-интернатов воспитанников направляют либо в психоневрологические учреждения для взрослых, либо в реабилитационные мастерские, которые готовят их к работе на предприятиях с облегченными производственными условиями. Независимо от производительности труда инвалидам гарантированы минимальный заработок и пенсия. Как уже указывалось, наряду с учреждениями социального обеспечения для таких детей имеются школы, находящиеся введении Министерства просвещения. В этой связи прежде всего следует остановиться на опыте Венгрии, где для детей с тяжелым интеллектуальным дефектом созданы детские сады и специальные школы. Для занятий с детьми дошкольного возраста разработана специальная программа. Основные задачи воспитания этих детей — расширение познаний об окружающем мире, развитие речи, привитие элементарных навыков самообслуживания, физическое развитие. Дети школьного возраста обучаются в специальных школах, имеющих свой учебный план и программу, а также учебники и рабочие тетради. Образовательный процесс, рассчитанный на
11
летний срок, состоит из трех этапов, каждый из которых включает три учебных года. Наперво м этапе с учащимися проводится работа по развитию речи, сенсорики, игровой и предметно-практической деятельности, физическому воспитанию. Входе второго этапа главное внимание направлено наори- ентировку в окружающей среде, на привитие навыков самообслуживания и хозяйственно-бытового труда. В тоже время начинается работа по обучению детей элементарной грамотеи счету, которая носит сугубо практический характер. На этом этапе выясняется, способен ли учащийся усваивать общеобразовательные знания или с ним возможно проводить только занятия по труду. Натрет ь ем, завершающем этапе обучения, все учащиеся дифференцируются по своим психофизическим возможностям на группы Аи Б. С учениками группы А продолжается работа по обучению грамотеи счету, а дети группы Б в основном получают практические умения и навыки (хозяйственно-бытовой труд, работа на пришкольном участке и т.п.). Главное внимание в работе с обеими группами отводится подготовке учащихся к производительному труду. По окончании специального обучения подростки могут быть направлены на отдельные производства, где для них имеются так называемые охранительные рабочие места. В Польше для детей с тяжелыми нарушениями интеллекта есть особые школы (школы жизни, имеющие свой учебный план и программу обучения. Учебный план включает следующие предметы самообслуживание и ориентировку в окружающей среде, родной язык, математику, изобразительную деятельность, музыку и ритмику, физическую культуру, ручной труд и подготовку к производительному труду. Кроме того, учебным планом предусмотрено проведение индивидуальной работы, включающей логопедические занятия, корригирующую гимнастику, а также обучение общеобразовательным предметам. Большое место на всех этапах обучения отводится физическому и эстетическому воспитанию этих детей. По окончании учебы многие воспитанники остаются жить в семьях и работают в специальных мастерских. В настоящее время одним из главных вопросов специального образования в Японии является совершенствование обучения детей с тяжелыми и множественными дефектами. Для решения этого вопроса при Национальном институте специального образования ведутся многочисленные исследования поданной проблеме, проводятся курсы для учителей. Обучение детей с тяжелыми нарушениями интеллекта в этой стране осуществляется как в специальных школах, таки в дневных реабилитационных центрах. Многие школы для детей с тяжелыми нарушениями интеллекта располагают дошкольными группами, средними и старшими классами. Главная цель школы — приспособление детей к жизни и труду, поэтому большое внимание уделяется работе в мастерских, которые разнообразны по профилю подготовки и хорошо оборудованы. Если по окончании обучения воспитанник не может устроиться на работу вне школы, он остается работать в ее мастерских. Как указывалось, во многих развитых странах дети с тяжелыми интеллектуальными нарушениями интегрированы в общеобразовательную среду. Вопросы интеграции, или включения в общий поток (mainstreaming), приобретают большое значение в организации воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Прочные позиции завоевало интегрированное обучение в Германии. Вначале х гг. Немецкий совет по образованию ФРГ издал документ, согласно которому интеграция людей с ограниченными возможностями в общество является одной из первоочередных задач каждого демократического государства, и призвал ученых и практических работников усилить процессы интегрированного образования детей. В Германии дети с тяжелой умственной отсталостью дошкольного возраста могут находиться в общеобразовательных детских садах. Такие сады функционируют в тесном контакте со специальными учреждениями медико-реабилитационного профиля, атак- же с консультантами по проблемам семьи и детства. По достижении школьного возраста дети имеют возможность обучаться в обычном классе, где есть второй педагог — дефектолог, или в специальном классе общеобразовательной школы. В Англии согласно Акту об образовании (1981) дети с ограниченными возможностями здоровья интегрировались в общеобразовательную среду. В частности, дети с тяжелой формой умственной отсталости во многих графствах начинают посещать обычные школы, занимаясь по особой программе в специальных классах. В Скандинавских странах, например в Швеции, малыши-дау- ны посещают ясли и сады вместе с нормальными детьми. Вдаль- нейшем многие из них обучаются в обычном классе, где есть пе- дагог-дефектолог. Взрослые лица с синдромом Дауна работают курьерами, помощниками садовника. В США интенсивное развитие процесса интеграции приходится на е гг., когда были приняты такие законы, как Американцы с отклонениями, О помощи лицам с отклонениями в развитии и другие правительственные документы. Одновременно
* Сорокова МГ Современное дошкольное образование США, Германия, Япония. — М, 2000.
** См Первая московская международная конференция по синдрому Дауна и поддержке умственно отсталых и иных людей. — М, 1995.
13
стали выделяться значительные средства для подготовки специалистов, работающих в интегрированных классах. Согласно законодательству, действующему в большинстве американских штатов, дети с тяжелой интеллектуальной недостаточностью имеют право обучаться как в обычных, таки в специальных классах общеобразовательных школ. Занимаясь по особой программе, эти дети включаются вместе с нормально развивающимися сверстниками в уроки изобразительной деятельности, музыки, физической культуры, хозяйственно-бытового труда. Мнения специалистов относительно положительных сторон интегрированного обучения в основном совпадают. Преимущества для детей с отклонениями в развитии они усматривают в расширении социальных контактов с нормально развивающимися сверстниками, в большем разнообразии форм образовательной среды. Что касается здоровых детей, то интеграция способствует развитию у них таких личностных качеств, как толерантность, способность к сочувствию и стремление помочь нуждающемуся в поддержке. Вместе стем имеются и отрицательные суждения по поводу интеграции. Особую тревогу высказывают учителя общеобразовательных школ, выступая против обучения учащихся с тяжелой интеллектуальной недостаточностью совместно со здоровыми детьми. Родители последних также критически относятся к интеграции, мотивируя это тем, что нормальные детине смогут в полном объеме усвоить учебную программу. Во многих странах созданы общественные комитеты и ассоциации помощи умственно отсталым лицам, уделяющие большое внимание их социальной и трудовой адаптации. В частности, в США организовано Национальное общество Синдром Дауна», в Европе — Европейская ассоциация «Даун-синдром». Для родителей детей с тяжелыми нарушениями интеллекта издается многочисленная литература. Так, в Италии выходит журнал Синдром
Дауна», в Англии — Голос родителей, где рассказывается об особенностях этих детей и методах работы сними. Связь между специалистами-дефектологами и родителями осуществляется социальными педагогами. Во многих странах для обучения детей от 0 до 3 лет разработаны программы, направленные на коррекцию психофизического развития, которым занимаются родители ребенка практически с первых дней его жизни (программы раннего вмешательства. Таким образом, проблема воспитания и обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта находит свое решение враз- личных формах воспитания и обучения, в создании широкой сети специальных учреждений, которые в своем большинстве являют -
* См МоргачеваЕ. Н История специального образования в США. — М, 2001.
14
ся государственными. Это специальные школы, классы и дневные центры. Особенность таких учреждений — сохранение постоянной связи с семьей ребенка. Определенная часть детей, главным образом с грубыми психофизическими нарушениями, воспитывается в домах семейного типа. Во всех учреждениях имеются программы обучения этих детей. При обучении младшего возраста основное внимание уделяется самообслуживанию, развитию двигательных навыков, предмет- но-практической деятельности и речи. В старшем возрасте главное место отводится трудовой и социальной адаптации детей. Во многих странах получили развитие различные формы интегрированного обучения тяжело умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста. Большая роль в воспитании ребенка с ограниченными возможностями принадлежит семье. Родители могут получить конкретные рекомендации на различных курсах, посещая консультации и т. п. В помощь семье издается специальная литература, содержащая практические сведения о воспитании и обучении детей с особыми нуждами.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей