Тема: Таблица умножения и деления с числом 3
Цели: повторить таблицу умножения и деления с числом 3; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи и уравнения изученных видов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять умножение и деление с числом 3; решать задачи и уравнения изученных видов; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
(Несколько учеников получают карточку с заданием.)
— Реши примеры, заменив умножение сложением. Составь и реши примеры на деление.
Образец: 12 • 3 = 36 36 : 3 = 12
23-3 34-2 18-5
(Три ученика работают у доски.)
— Реши примеры на умножение и к каждому из них составь по два примера на деление.
22-2 18 - 3 16-4
— По рисунку составь задачи на умножение и деление.
- Поставь на месте пропусков знаки + и —
(12 О 4) О 10 = 16 ((12 + 4) -10 = 6)
(7 О 3) О 8 = 2((7 + 3)-8 = 2)
50 О (43 О 10) = 83 (50 + (43 - 10) = 83)
40 О (26 О 10) = 56 (40 + (26- 10) = 56)
2. Блицтурнир
(Учитель читает задачу, учащиеся записывают решение и вычисляют ответ.)
• У мышки в норке 8 больших выходов и 16 маленьких. Сколько всего выходов в норке у мышки? (8 + 16 = 24 (в.).)
• Белочка засушила на зиму на одной веточке 13 грибов, а на другой — на 8 грибов больше. Сколько грибов засушила белочка на второй веточке? (13 + 8 = 21 (г.).)
• У хомячка в одной кладовочке 84 зернышка, а в другой 78. На сколько зернышек во второй кладовочке меньше, чем в первой? (84 -78 = 6(з.).)
• Сойка спрятала 26 желудей. Из них сама нашла только 17. Сколько желудей сойка не нашла? (26-17 = 9(ж.).)
• Хомячок принес в кладовочку 4 раза по 12 желудей. Сколько всего желудей принес хомячок? (12-4 = 48 (ж.).) (Коллективная проверка.)
- Прочитайте последнее решение по-разному.
- Составьте примеры на деление.
- Как называются числа при делении? Прочитайте примеры по-разному.
(Проверка индивидуальной работы у доски.)
III. Самоопределение к деятельности
- Вычислите.
3+3+3+3+3+3+3+3+3 (Учащиеся вслух прибавляют по 3.)
- Можно ли решить этот пример по-другому, более легким способом? Что для этого нужно вспомнить? (Таблицу умножения с числом 3.3-9 = 27.)
- Составьте соответствующие примеры на деление. (27:3 = 9, 27:9 = 3.)
- Сформулируйте тему и задачи урока.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
(Коллективное составление таблицы умножения и деления с числом 3.)
№ 1 (с. 21).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают примеры.)
№2 (с. 21).
(Самостоятельное выполнение. Один ученик работает на доске. Проверка. Самооценка.)
Решение:
18:2 = 6
10:5 = 2
15:3 = 5
90 : 10 = 9
№3(с.21).
(Работа в парах. Проверка. Учащиеся с места комментируют решение уравнений.) №4 (с. 21).
— Сколько задач записано? (Два вопроса, значит, две задачи.)
— Запишем задачу кратко с помощью таблицы.
Расход ткани на одно пальто
| Количество пальто
| Общий расход ткани
| ?
| 2 шт.
| 6м
| — Как узнать, сколько ткани пошло на одно пальто? (Всю ткань разделить на количество пальто.)
— Запишите решение задачи самостоятельно. (6:2 = 3 (м).)
— Прочитайте условие задачи со вторым вопросом.
— Как вы думаете, запись в таблице изменится? (Да.)
— Почему? (Надо узнать, сколько пошло ткани на 10пальто.) (Учащиеся вместе с учителем составляют таблицу для второй задачи.)
Расход ткани на одно пальто
| Количество пальто
| Общий расход ткани
| ? (одинаковый)
| 2 шт.
| 6м
|
| 10 шт.
| ?
| — Как вы думаете, можно ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)
— Что мы должны знать? (Расход ткани на одно пальто.)
— Это мы можем найти? Как? (Делением.)
— А сейчас мы можем узнать, сколько пойдет ткани на 10 пальто? (Да.)
— Как? (Умножить расход ткани на одно пальто на количество пальто.)
— Запишите решение задачи самостоятельно. (3-10 = 30 (м).) N9 8 (с. 21).
(Работа в парах. Учащиеся объясняют по два примера.)
V. Физкультминутка
От зеленого причала
Оттолкнулся теплоход — (Встать.)
Раз, два.
Он шагнул назад сначала — (Шаг назад.)
Раз, два,
А потом шагнул вперед — (Шаг вперед.)
Раз, два.
И поплыл, поплыл по речке, (Волнообразные движения руками.)
Набирая полный ход. (Ходьба на месте.)
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради №5, 7 (с. 9), 8, 9 (с. 10).
(Самостоятельное выполнение. Можно использовать тетрадь для самостоятельных и контрольных работ (самостоятельная работа 3, с. 14-16).)
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 21). Самостоятельное выполнение. Проверка. Ответы записаны на доске: 24, 3, 6, 3.)
- Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
- Как называются числа при делении?
- Кто хорошо запомнил таблицу умножения и деления с числом 3?
- Кому еще нужно подучить таблицу?
Домашнее задание
Учебник: № 5, 7, задание на полях (с. 21).
Тема: Связь между величинами: цена, количество, стоимость. Решение задач
Цели: повторить понятия «цена», «количество», «стоимость»; учить решать задачи с этими величинами; закреплять вычислительные навыки.
Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
(Несколько учеников получают карточку с заданием.)
Замени умножение сложением, вычисли и закрась соответствующим цветом.
— Сравни. Поставь знаки >, < или =.
3-6 + 3 О 3-8 2-8 О 3-6
0-3 О 3 -1 3-4-5 О 2-3
3-2 + 20 О 3-9 21:3-2 О 7-2
2. Устный счет
— Какое число повторяется слагаемым в произведении 14• 22? (14.)
— Сколько раз повторяется слагаемое в произведении 40 • 4? (4.)
— Замените сумму 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 произведением. (9 • 6.)
— Замените произведение 10-4суммой. (10 + 10+10+ 10.)
— Что больше: 18 + 18 + 18 + 18 + 18 или 18 • 6? (18-6.)
— На сколько произведение 15-3 меньше произведения 15-4?(#а/5.)
— 8 • 6 = 48. Чему равно 8 • 7? (56.)
— Запишите и вычислите: произведение чисел 8 и 3. (8 • 3 = 24.)
— Запишите и вычислите: по 9 взять 3 раза. (9-3 = 27.)
— Замените сумму произведением: 19 + 9+ 19 + 9+ 19+ 19.
(Заменить нельзя, так как разные слагаемые.) (Проверка индивидуальной работы у доски.)
III. Самоопределение к деятельности Игра «Магазин»
— Что продают в магазине? Что здесь лишнее? Почему? (Свекла — это овощ.)
— Назовите цены продуктов.
— Что такое цена? (Сколько нужно заплатить за 1 кг, за I штуку и т. д.)
— Купили 2 кг яблок. Сколько нужно заплатить? (70руб.)
— Какое количество яблок купили? (2кг.)
— Как называется величина, обозначающая, сколько заплатили за весь товар? (Стоимость.)
— Купили 2 кг бананов и 1 кг яблок. Сколько заплатили за всю покупку? (30-2 + 35 = 95(руб.).)
— Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Решать задачи с понятиями «цена», «количество», «стоимость».)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
№1(с.22). — Прочитайте задачу 1.
— Как узнали, сколько стоит одна открытка? (Стоимость разделили на количество.)
— Что такое цена? (Стоимость одного предмета.)
— Прочитайте задачу 2.
— Что известно? (Цена — 5руб., количество — 3 открытки.)
— Что нужно узнать? (Стоимость всей покупки.)
— Сделайте схематический рисунок к задаче.
□ □ □
5 руб. 5 руб. 5 руб.
Схематический рисунок не всегда удобен, поэтому лучше записывать задачу кратко с помощью таблицы.
— Посмотрите на таблицу в учебнике. Какое слово можно записать вместо слов «стоимость одного предмета»? (Цена.)
— Перечертите таблицу в тетрадь и заполните вторую строку.
Стоимость одного предмета (цена)
| Количество предметов
| Общая стоимость
| ?
| Зшт.
| 15 руб.
| 5 руб.
| Зшт.
| ?
| — Как найти стоимость? (Цену умножить на количество.)
— Запишите решение задачи самостоятельно. (5-3 = 15 (руб.).)
— Запишите в таблицу задачу 3.
Стоимость одного предмета (цена)
| Количество предметов
| Общая стоимость
| ?
| 3 шт.
| 15 руб.
| 5 руб.
| 3 шт.
| ?
| 5 руб.
| ?
| 15 руб.
| - Как найти количество? (Стоимость разделить на цену.)
- Запишите решение задачи самостоятельно. (15:5 = 3 (откр.).)
- Составьте задачу на нахождение цены о фруктах из нашего магазина, запишите ее в таблицу и решите. (Проверка.)
V. Физкультминутка
Потрудились — отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№2 (с. 22). (Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.)
- Назовите числа, которые вы обвели. №3(с.22).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
- В каком уравнении самое большое значение х? (Во втором.)
- Чему равен х? (х = 7.)
— Назовите значения х в первом и третьем уравнениях, (х = 1, х = 3.) №5 (с. 22).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Ответы записаны на доске: 1,24,4, 3,9,12,0, 30. Самооценка.)
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 22). Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу.)
Цена
| Количество
| Стоимость
| 4 руб.
| Зшт.
| ?
| Решение: 4-3 = 12 (руб.). Ответ: 3 ластика стоят 12 руб.
- Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
- Что такое цена, количество, стоимость?
- С какой новой записью задач мы познакомились?
- Кто понял, как решаются задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»?
- Кому нужна помощь?
Домашнее задание
Рабочая тетрадь: № 11—13 (с. 11).
Тема: Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов
Цели: учить решать задачи с понятиями «масса» и «количество»; закреплять вычислительные навыки; развивать память, внимание, речь.
Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи с понятиями «масса» и «количество»; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
(Несколько учеников получают карточку с заданием.)
— Реши задачу. Составь и реши две обратные задачи.
Сколько денег нужно заплатить за 4 ручки, если одна ручка стоит 10 руб.?
Цена
| Количество
| Стоимость
|
|
| 9
|
| ?
|
| ?
|
|
| (Один ученик работает у доски.) — Заполни таблицу. 2. Устный счет Игра «Проверь меня»
(Один ученик выходит к доске. Остальные учащиеся с места называют примеры из таблицы умножения и деления. Учитель показывает на ученика, тот встает и задает вопрос. Если ответ правильный, садится, если нет — называет верный ответ.)
— Прочитайте выражения и найдите их значения.
(32 - 26) • 2 (54 + 32) - (46 + 32)
9-3-2-5 72-9+19
16:8 + 7-3
3. Повторение смысла умножения
- Замените умножением там, где это возможно.
а + а + а + а12+12 + 12
b + a + b + b28 + 82 + 28
d + d46 + 46
с + с + с (Проверка индивидуальной работы у доски.)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске рисунок.)
10 кг 10 кг 10 кг
— Купили картофель в мешках. Чему равна масса одного мешка? (10кг.)
— Назовите количество мешков. (3.)
— Как узнать, сколько всего килограммов картофеля купили? (10 • 3 = 30 (кг).)
— Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Решать задачи с понятиями «масса» и «количество».)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
№ 1 (с. 23).
— Прочитайте задачу 1.
— Сделайте схематический рисунок к задаче.
- Посмотрите в учебнике, как задачу можно записать кратко в таблице. Что показывает число 2? (Массу одного пакета.)
- Что показывает число 4? (Количество пакетов.)
- Запишите решение задачи самостоятельно. (2-4 = 8(к\г).)
- Прочитайте задачу 2. Что известно? Что нужно узнать'1
- Запишите данные в таблицу.
Масса одного пакета Количество пакетов Масса всех пакетов
2кг 4 шт. ?
? 4 шт. 8кг
Как найти массу одного пакета? (Массу всех пакетов разделить на количество пакетов.) Запишите решение задачи. (8:4 = 2 (кг).) Прочитайте задачу 3. Запишите данные в таблицу.
Масса одного пакета Количество пакетов Масса всех пакетов
2кг 4 шт. ?
? 4 шт. 8кг
2кг ? 8кг
— Запишите решение задачи. (8:2 = 4 (п.).) (Самооценка.)
№ 2 (с. 23).
— Прочитайте задание. Что должно быть неизвестно в задаче? (Масса всех посылок.)
— Что должно быть известно в задаче? (Масса одной посылки и количество посылок.)
— Чему может быть равна масса одной посылки?
(Учащиеся называют числа. Можно взять общую для всего класса массу, можно предложить каждому выбрать свою. После этого учащиеся составляют таблицу, записывают решение задачи и ответ. Коллективная проверка. Самооценка.)
V. Физкультминутка
Помахали мы крылами,
Покружились над полями.
А теперь мы стали львами,
Покачали головами,
Зарычали друг на друга,
Замолчали от испуга.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№3(с.23).
— Рассмотрите первый ряд. Какие числа записаны? (Ответы таблицы умножения на 2.)
— Какие числа записаны во втором ряду? (Ответы таблицы умножения на 3.)
— Вставьте пропущенные числа.
(Проверка. Учащиеся хором читают числа. Самооценка.)
№6 (с. 23).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Назовите самый большой ответ. (100.)
— Чему равна сумма ответов в первом столбце? (62.)
— На сколько в третьем столбце первый ответ больше второго? (На 5.)
2. Выполнение задания в рабочей тетради №15 (с. 12).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Какие задачи решаются сложением? (4.)
— Какие задачи решали вычитанием? (/, 2, 3.)
— Есть ли задачи, которые решаются делением? (6.)
— Каким действием решается задача 5? (Умножением.) (Самооценка.)
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 23). Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Какой ответ получили? (13.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Чем похожи новые задачи на те, которые решали на прошлом уроке?
- Кто понял, как решаются такие задачи?
Домашнее задание
Учебник: № 5, 7 (с. 23).
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |