Главная страница
qrcode

Руководство по когнитивно-поведенческой психотерапии Психотерапия Москва 2009 ббк88. 8 Удк 159. 7 X 20


НазваниеРуководство по когнитивно-поведенческой психотерапии Психотерапия Москва 2009 ббк88. 8 Удк 159. 7 X 20
АнкорKharitonov S V Rukovodstvo po kognitivno-p ovedencheskoy terapii 1.doc
Дата28.02.2018
Размер1.57 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаKharitonov_S_V_Rukovodstvo_po_kognitivno-povedencheskoy_terapii_
ТипРуководство
#36744
страница9 из 14
Каталог
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14
Общее описание способа коррекции

Для коррекции данного стиля часто применяется техника де- катастрофизации или техника реалистичного прогнозирования.

ТЕХНИКА

РЕАЛИСТИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

В данном случае терапевт не ставит под сомнение возмож­ность наступления катастрофического события (как показала практика, подобные подходы не имеют высокой терапевтичес­кой эффективности). Основная задача заключается в созда­нии списка сигналов, свидетельствующих о наступлении ка­тастрофы и «истощение» ориентировочного инстинкта. Так как причиной катастрофизации является желание клиента устанавливать и сохранять контроль над ситуацией, то мы мо­жем помочь «форматировать» ситуацию и тем самым локали­зовать ее.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ

1. Выбор катастрофического события

Приступая к коррекции катастрофических ожиданий, иногда приходится выбирать один из сюжетов. Дело в том, что у некоторых клиентов катастрофизации бывают множествен­ными и относятся к разным областям жизни. В таком случае следует определить основную мишень коррекции и работать какое-то время именно с ней, несмотря на то, что клиент мо­жет регулярно совершать дискурсы в другие катастрофичес­кие темы и провоцировать терапевта на переключение с одной катастрофизации на другую. Иными словами, в терапии важ­на качественная проработка. Основной мишенью коррекции, если катастрофических тем много, может быть та, которая создает наибольшие трудности адаптации.

  1. Создание списка сигналов, свидетельствующих о начале наступления катастрофы

Техника предполагает создание портрета катастрофичес­кой ситуации. Это дает возможность локализовать катастро­фическое считывание окружающего мира и позволяет сфор­мировать границы между ожидаемым катастрофическим со­бытием и текущими обыденными событиями. Список лучше составлять в форме таблицы с подробным изучением всех воз­можных сигналов.

  1. Установление регламента заполнения таблицы

После того как таблица будет создана, требуется устано­вить регламент ее заполнения. В каждом случае он хоть и ин­дивидуален, существуют некоторые общие правила:

  • чем тревожнее клиент, тем чаще ему потребуется заполне­ние списка;

  • заполнение списка должно происходить в актуальное для катастрофизации время или при актуальных абстоятель- ствах (при страхе полета в самолете — во время полета, при страхе темноты — в темное время суток и т.д.);

  • заполнение списка должно включать его полную проработку.

    1. Двусторонняя оценка самочувствия

Помимо оценки предполагаемой катострофической ситуа­ции необходима оценка собственного самочувствия в баллах. Последующий анализ оценок самочувствия должен быть двух­сторонним. Так, если самочувствие по какому-либо парамет­ру оценивается, допустим, на 30% (из 100 возможных), то пред­лагается дать объяснение этой оценке с двух позиций — за счет чего набралось 30%, и с другой стороны — почему нет еще 70%.

Практический пример (техника реалистического прогнозирования)

Клиент: Я боюсь летать в самолетах. Терапевт: Почему?

К.: Вдруг что-нибудь сломается и я погибну. Т.: Как вы себе это представляете? К.: Ужасное падение на землю и все. Т.: Что все?

К.: Я погиб.

Т.: Рано или поздно вы умрете?

К.: Ага, но лучше поздно.

Т.: Неважно. Поздняя смерть вас сейчас пугает?

К.: Сейчас нет. До нее еще дожить надо.

Т.: Что страшного в смерти?

К.: Сама-то смерть не страшна. Я же не буду ее осознавать. Страшно ее предчувствие.


Пошаговый алгоритм

  1. Выбор катастрофического события.

  2. Создание списка сигналов,

свидетельствующих о начале наступления катастрофы.

  1. Установление регламента заполнения таблицы.

  2. Двухсторонняя оценка самочувствия.
Т.: А как вы представляете свою смерть в старости? Какая смерть была бы лучше?

К.: Уснуть и не проснуться. Во сне.

Т.: Почему же вы не можете взять и заснуть в самолете? Тогда вы и не почувствуете смерти, если она придет.

К.: Но жить-то хочется. Так хоть может шанс будет.

Т.: Тогда о чем вы говорите? Вы испытываете страх и предпо­лагаете неотвратимость смерти во время полета или хотите быть начеку?

К.: Точно. Я хочу контролировать ситуацию и быть готовым к реакции, если что-нибудь вдруг случится. Это важнее са­мого страха.

Т.: Давайте выработаем ваш план поведения для разных ава­рийных случаев. Какими они могут быть и как узнать, что они наступили?

К.: Может заглохнуть двигатель, или загорится топливо.

Т.: Еще есть варианты?

К.: Обшивка лопнет, или самолет потеряет управление.

Т.: Какие сигналы будут свидетельствовать, что загорелся са­молет?

К.: Как какие? Дым, огонь.

Т.: А как узнаете, что заглох двигатель?

К.: Тихо станет.

Т.: А если лопнет обшивка?

К.: Дышать станет нечем, и выпадут дыхательные маски.

Т.: Я предлагаю составить список всех возможных проблем и сигналов, которые будут свидетельствовать, что эти пробле­мы наступили.

Клиент вместе с терапевтом (на основе памятки для авиа­пассажиров) составляет список всех возможных проблем и сигналов, свидетельствующих об их наступлении. Таким об­разом, у клиента на руках оказывается список из 15 разных сигналов, свидетельствующих о возникновении тех или иных проблем полета. Для каждого из этих сигналов клиент и тера­певт прописывают способ поведения и согласовывают его с инструкцией.

Т.: Мы все возможные сигналы учли? К.: Теперь да.

Т.: Что вы будете делать, если во время полета не обнаружите

ни одного из этих сигналов? К.: ... ого! Это что — мне боятся нечего будет, что ли? Т.: Вы удивлены?

К.: Признаться, удивлен. Мне надо будет периодически конт­ролировать все эти сигналы? Т.: Да, можно прямо по вашему списку сверяться. Давайте оформим его в виде таблицы для полета.


Сигнал

Взлет

1-я минута полета

2-я минута

5

минут

10

минут

15 минут

Вижу дым Запах гари Вижу огонь Самолет хаотич­но вращается И т.д.





















Т.: Предлагаю вести себя так, как это делают космонавты. Они докладывают в ЦУП через определенное время о положе­нии дел. Вам надо будет в строго указанные в таблице сроки проводить оценку негативных сигналов полета и ставить « — » — если сигнала нет, « + » — если он есть, или « + / — » — если присутствует непонятный вам сигнал, уточнить при­роду которого можно у стюардессы.

К.: А что делать через 15 минут?

Т.: Таблицу можно продлить и поменять таймер для отчета. Я написал примерный вариант. Но вы можете заполнять ее чаще или реже. Отдельно можно прописать особенности взлета и посадки.

Клиент вместе с терапевтом составляет индивидуальное «полетное задание» с возможностью изменения временных отрезков для заполнения.

Т.: Помимо оценки состояния самолета мы можем оценивать и ваше состояние. Для этого к пунктам «самочувствие» са­молета, сигналы которого мы только что записали, давайте добавим пункты вашего самочувствия. Например, хорошее настроение — от 0 до 100% — и другие пункты. К.: А тревогу мы не будем оценивать? Т.: Почему нет?

Клиент с терапевтом дополняют список сигналов, прибав­ляя к имеющимся 15 сигналам состояния самолета еще 5 сиг­налов о самочувствии клиента.

Т.: Предлагаю записывать или проговаривать про себя возмож­ные причины вашего самочувствия, каким бы оно ни было и сколько баллов бы вы ни выставляли. Например, вы ука­зываете, что тревоги 30%. Ответьте, почему не больше? К.: Ну, например, все идет нормально. Сигналов беды нет. Т.: А почему 30% есть? К.: Вдруг эти сигналы появятся позже.

Т.: То есть каждая из оценок вашего самочувствия должна быть объяснена с двух позиций — почему баллов не больше, чем я ставлю, и вторая позиция — почему баллов не меньше, чем я ставлю. Это позволит рассмотреть оценку двояко и достаточно полно.

Комментарий

Дальнейшая работа с клиентом включала перенос акцентов на анализ причин хорошего самочувствия. Так как двойствен­ная система анализа оценок своего состояния во время полета включала необходимость объяснять, за счет чего баллы нега­тивных ощущений меньше 100%, клиент самостоятельно при­шел к выводу о возможности испытывать хорошее самочув­ствие во время полета. Кроме того, он нашел возможным фик­сировать свое внимание в свободное от заполнения полетной таблицы время на позитивных ощущениях полета.

ТЕХНИКА ДЕКАТАСТРОФИЗАЦИИ

Общий смысл техники заключается в изучении послед­ствий предполагаемых клиентом катастрофических событий. Так как механизм катастрофизации включает в себя представ­ления о той или иной катастрофе, уместным и действенным средством коррекции оказывается «выход» за катастрофичес­кое событие и исследование представлений клиента о событи­ях после катастрофы, равно как и изучение аргументирован­ности представлений об обоснованности того, что катастрофа случится.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ

  1. «Что после?»

На практике часто применяется вопрос: «Что за этим пос­ледует?» Основная задача этого шага терапии — вывести пред­ставления клиента за пространственно-временные пределы момента катастрофы.

  1. Формирование способа совладания

Вторым шагом техники декатастрофизации является раз­работка компетентных представлений клиента и его возмож­ностей совладать с последствиями катастрофы или выработка определенного отношения к ним с прямым озвучиванием стра­хов самого негативного последствия.

Практический пример (техника декатастрофизации)

Клиент обратился на консультацию в связи постоянными тревожными опасениями, что может быть уволен в связи с сокращением штатов в компании. В это время компания дей­ствительно проводила реорганизацию смежного отдела. Од­нако клиент опасался, что когда-нибудь могут реорганизо­вать и его отдел.

Клиент: Я пропаду, если меня уволят. Терапевт: Что значит — пропадете?

К.: Я стану безработным и нищим.

Т.: Допустим, вы станете нищим и безработным, что в этом страшного?

К.: Как что? Это же унизительно.

Т.: Вы будете нищим и униженным? И что из этого?

К.: В смысле?

Т.: Вы будете нищим и почувствуете себя униженным. В чем катастрофа-то?

К.: Я не смогу с этим смириться.

Т.: И что может произойти страшного в этой связи?

К.: Я могу покончить с собой.

Т.: А вам сейчас этого не хочется?

К.: Нет.

Т.: Тогда подытожим? В связи с сокращением штатов на фир­ме вы готовитесь покончить с собой?

К.: Бред.

Т.: Какой же это бред? Это начало и финал цепочки ваших же рассуждений.

К.: Но в действительности я не собираюсь с собой покончить.

Т.: Тогда что вы намереваетесь сейчас делать?

К.: Не знаю, как относиться к происходящему.

К.: Но вас это сокращение вообще никак не коснулось.

К.: Много моих друзей из этого отдела переживают и беспоко­ятся за свое будущее. А одного из них вообще уволили и даже не предложили никакой должности.

Т.: Как объяснило руководство компании это увольнение?

К.: Да никак! Просто уволили и сказали, что он недостаточно компетентен.

Т.: А раньше они его считали компетентным?

К.: По-моему, они его вообще недолюбливали.

Т.: В чем это выражалось?

К.: Ему часто предъявляли претензии, что он не сделал то, се, пятое или десятое.

Т.: То есть компания уволила того, к кому и раньше имела пре­тензии?

К.: Но это несправедливо.

Т.: Я не о справедливости, а о фактах.

К.: Выглядит так.

Т.: К вам предъявляются претензии?

К.: Нет.

Т.: Компания уволила хоть одного сотрудника, к которому ранее не предъявляла претензий?

К.: Нет.

Т.: То есть политика компании в части увольнений выглядит предсказуемой ?

К.: В общем, да.

Т.: Тогда чего вам бояться и желать покончить с собой?

К.: Наверно, дело даже не в страхе. Мне кажется, они неспра­ведливо уволили моего друга.

Т.: Вы злитесь на них?

К.: Да, меня злит, что человека могут вот так просто взять и выкинуть на улицу.

Т.: Значит проблема не в вашем страхе, а в вашем гневе?

К.: Да, я не знаю куда его деть, а отстаивать друга боюсь. Меня могут за компанию с ним уволить.

Т.: Что конкретно вы хотели сказать руководству, что вас пос­ле этого могут уволить?

К.: Я не думал о конкретном диалоге. Но хотелось бы сказать, что они «свиньи».

Т.: На чем бы вы основывали такую оценку?

К.: Он много сделал для компании. На нем было несколько важ­ных договоров. Они даже не поинтересовались, кто теперь будет всю работу тащить.

Т.: Если ваши аргументы более спокойно изложить, вас могут уволить? Ваше руководство не терпит критики сотрудников?

К.: Дело даже не в руководстве. Инициативу его увольнения проявила наша служба персонала, руководство только бу­мажку подписало. А в службе персонала работает мамочка одной из его подчиненных — она воду и мутит.

Комментарий

Далее терапевт и клиент составили письменную форму из­ложения претензии данного сотрудника. После того как из

секста были удалены излишне эмоциональные высказывания,


Пошаговый алгоритм

  1. «Что после?»

  2. Формирование способа совладания.
и клиент выяснил, что его злость направлена не против руко­водства, а против интриг службы персонала, он испытал облег­чение и действительно составил разговор с менеджером. Друг клиента был восстановлен в должности, а самого клиента по­благодарили за своевременную реакцию и вскрытие серьез­ной проблемы на предприятии.

4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯРЛЫКОВ

Использование ярлыков представляет собой упрощенное описание вкупе с аффективной логикой, когда оценка людей или событий производится с помощью «штампа» — и в пользу этого «штампа», а не в пользу объективного описания. Напри­мер: «Я — плохой человек» или «Он — негодяй».

Для изменения подобного способа упрощенного считыва­ния значения происходящег о со стороны клиента требуется мотивированный выбор в пользу многостороннего описания человека и различения человека и его поведения. В практичес­ком отношении для коррекции данной стратегии возможно применение техники многомерного описания.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ

  1. Расширение описания

Стратегия наклеивания ярлыка предполагает односторон­нюю оценку себя, ситуации или события. В реальной жизни нетрудно найти другие стороны в человеке или в ситуации, которые не учитываются клиентом. Обнаружение этих сто­рон и является основной целью данного шага терапии.

  1. Дискредитация ярлыка

После получения многостороннего описания ситуации, со­бытия или самого клиента, мы предъявляем клиенту исполь­зовавшийся им ярлык и в наглядной форме дискредитируем возможность его применения. Однако «наклеивание ярлыков» часто оказывается не единичным событием, а может высту­пать в качестве стилевой характеристики мышления. В таком случае потребуется работа с несколькими ярлыками, дискре­дитация их надежности и формирование навыков многомер­ной оценки разных событий.

Практический пример

Клиент: Я неудачник! Терапевт: Почему?

К.: Я не смог устроиться на работу. Уже пройдено четыре со­беседования, а я по-прежнему безработный. Т.: Неудачник — это ваша единственная характеристика са­мого себя?

К.: Можно ее уточнить, — я человек никчемный и пропащий! Т.: Это все, что вы можете о себе сказать. К.: Да.

Т.: У вас есть семья?

К.: Да. У меня жена и двое детей. Наплодил, а обеспечить не могу.

Т.: То есть вы еще и отец двоих детей?

К.: Да, отец.

Т.: Еще кто вы?

К.: Безответственный человек.

Т.: Что это значит?

К.: Был бы ответственный, — уже нашел бы работу.

Т.: Вы говорите о той же характеристике, что и неудачник,

только другими словами? К.: Да, неудачник — точнее.

Т.: Я предлагаю вам составить ваш собственный психологичес­кий портрет. Возможно, что у вас есть качества, способные помочь в решении проблемы трудоустройства. К.: Я уже дал исчерпывающую характеристику самого себя —

неудачник. Т.: Вы любите своих детей?

К.: Конечно. Моя семья — это самое дорогое для меня.

Т.: То есть одна из ваших характеристик — способный любить?

К.: Способный? Ну... наверно, да.

Т.: У вас есть друзья?

К.: Друзья есть.

Т.: А старые друзья?

К.: Много старых друзей.

Т.: То есть вы еще и способны на дружбу?

К.: Способен. Но это не помогает устроиться на работу.

Т.: Я предлагаю временно сосредоточиться не на вашей работе, а на ваших представлениях о самом себе. Вы видите, что вы только лишь неудачник. Но за две минуты нашего разговора уже стало известно, что вы способны любить и умеете сохранять дружбу. Как вы думаете, что в вас ценят ваши друзья?

К.: Не знаю. Не думал об этом.

Т.: Они видят в вас что-то кро­ме неудачника или они счи­тают, что вы конченый неудачник и дружат с вами из со­страдания ?

К.: Нет, конечно. Они никогда не называли меня неудачни­ком.

Т.: А какие отзывы в ваш адрес поступали от друзей?

К.: Говорили, что я надежный, веселый... сразу так и не вспомню.

Т.: Вы верите этим отзывам?

К.: Сегодня не очень.

Т.: Вы кого-то из друзей предали?

К.: Что вы говорите?! Нет, конечно.

Т.: То есть вы все-таки надежный?

К.: В этом смысле да, я надежный.

Т.: Предлагаю составить список ваших характеристик и по­смотреть, какие из них могут помочь в решении проблемы трудоустройства.

Клиент с терапевтом составляют список. Терапевт стиму­лирует воспоминания о разных оценках клиента в разных си­туациях. Негативные оценки включаются в описание наравне

с положительными характеристиками.

Т.: Сколько у нас получилось пунктов?


Пошаговый алгоритм

  1. Расширение описания.

  2. Дискредитация ярлыка.
К.: Тридцать два.

Т.: Вы думаете — это полный список или есть много, чего мы не включили?

К.: Все, конечно, мы не смогли бы включить.

Т.: Мне тоже так кажется. Но посмотрите на список. Вы мо­жете сказать одним словом, что это за человек?

К.: Одним не смогу.

Т.: Но вы именно это и делаете, когда говорите, что вы неудач­ник.

К.: Да, я понимаю, что это неправильно. Но мне действительно

обидно. Почему я до сих пор не могу найти работу? Т.: Сейчас вы говорите о чувстве и не даете себе оценку. Вы говорите, что чувствуете обиду. Но верно ли вы отнеслись к своему чувству обиды? К.: В смысле?

Т.: Когда вы трогаете горячий чайник и чувствуете боль от

жара, что вы делаете? К.: Руку отдергиваю.

Т.: В данном случае негативный сигнал подсказал вам что сде­лать?

К.: Да, получается так.

Т.: Обида — это негативное чувство. Может ли она сигнали­зировать, что что-то не так? К.: Наверное, может... я даже догадываюсь в чем дело. Т.: В чем же?

К.: Вчера я чувствовал, что обида возникла еще перед собесе­дованием. Я прошусь на должности ниже моей квалифи­кации, и мне отказывают даже в них. Т.: Потому что вы неудачник или у вас иной уровень? К.: Да. Я перестраховывался и решил, что если будут просить меньшую должность, меня на нее быстрее возьмут. Но это не сработало. Т.: Вы неудачник или вы допустили просчет? К.: Я ошибся и потерпел неудачу. Т.: Ошибка непоправима? К.: Поправима, конечно.

1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

перейти в каталог файлов


связь с админом