Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Специальная физическая подготовка


Скачать 34.24 Mb.
НазваниеСпециальная физическая подготовка
АнкорDolmatov A I Spetsialnaya fizicheskaya podgotov.pdf
Дата16.05.2017
Размер34.24 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаDolmatov_A_I_Spetsialnaya_fizicheskaya_podgotov.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#19323
страница1 из 7
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7

1
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ
ВСЕСОЮЗНОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ОРДЕНА ЛЕНИНА
ОБЩЕСТВА «ДИНАМО»
Управление физической подготовки и организационно-массовой работы
А. И. ДОЛМАТОВ
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Издание второе, дополненное
Москва 1989
В пособии раскрыто содержание специальной физической подготовки, рассмотрены некоторые вопросы текущего контроля за состоянием здоровья личного состава и использования средств восстановления сил после физических нагрузок.
Пособие предназначено для специалистов по физической подготовке, а также для командиров и инструкторов подразделений повышенной боевой готовности.
Автор выражает благодарность тт. С. А. Голову, А. А. Набокову, Н. А. Зубкову, А. Н.
Харину, а также специалистам рукопашного боя войсковых частей 33965, 35690.
Работу по редактированию и подготовке пособия к изданию осуществил В. П. Симонов.
Рисунки пособия выполнил Н. А. Бильдин.

2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее пособие содержит в себе практический материал по передвижению личного состава в различной местности, преодолению препятствий и невзрывных заграждений, рукопашному бою с использованием элементов тактики отвлекающих действий и подручных средств, сведения по контролю за состоянием здоровья и использованию средств вос- становления после значительных физических нагрузок.
Разработка пособия и его написание вызваны требованиями приказов: максимально приблизить процесс обучения военнослужащих к условиям, близким к оперативно-боевым.
Высокая боеспособность личного состава при действиях в различных условиях — это определяющий фактор выполнения боевых задач. Она обеспечивается высоким уровнем политической, морально-психологической подготовки и хорошей физической закалкой. В обстановке реальной опасности, вызывающей значительные психофизические нагрузки, результат боевых операций в полной мере будет зависеть от умелых в решительных действий военнослужащих. Достижению высокого результата способствует умелое владение личным оружием, уверенное применение разнообразных приемов рукопашного боя в быстро меняющейся обстановке.
Морально-политическая подготовка и психологическая закалка личного состава осуществляются в ходе боевой и политической учебы, специальной физической подготовки.
Высокие морально-психологические качества формируются всем укладом воинской службу и системой занятий.
При изучении упражнений, действий, приемов с элементами риска в целях психологической закалки обучаемых важно заранее продумать систему страховки и самостраховки с профилактикой травматизма на занятиях.
Учебный материал пособия опробован при подготовке личного состава на фоне больших физических нагрузок. Силовая выносливость — основное качество, фундамент специальной физической подготовки личного состава. В пособии предложен ряд способов тестирования, которые позволяют довольно точно определить уровень развития этого качества у военнослужащих. Содержание пособия подкрепляется значительным объемом наглядного материала. Элементы специальной физической подготовки показаны на рис. 1.

3
Глава 1. ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Физическое воспитание — составная часть коммунистического воспитания. Оно укрепляет здоровье советских людей и способствует их всестороннему развитию.
Физическое воспитание является одним из важных средств подготовки нашего народа к трудовой деятельности и защите Родины. В Программе КПСС поставлена задача — воспитывать нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Идейной основой нашей системы физического воспитания является марксистско- ленинское учение о единстве и неразрывности процесса умственного и физического развития. Ее научно-методологическую базу составляют данные общественных и естественных наук, а также единые государственные программы по физическому воспитанию.
Физическая подготовка как разновидность физического воспитания — это процесс совершенствования физических (двигательных) способностей человека, осуществляемых с учетом специфических особенностей его деятельности.
Основной объект физической подготовки, рассматриваемой в данном пособии, — личный состав воинских коллективов и подразделений. Она регламентируется программами, утвержденными приказами соответствующих министерств и ведомств.
Физическая подготовка выступает и как средство снятия излишней общей нагрузки при повышении боеготовности личного состава. Кроме того, средствами физической подготовки
(
в дальнейшем по тексту для краткости — физподготовка) можно воздействовать и на некоторые специальные, сугубо профессиональные особенности, чтобы быстрее овладеть и выработать навыки, специфические для определенного рода службы.
Предметом физической подготовки являются закономерности процесса формирования физической готовности личного состава и управления этим процессом.
Под специальной физической подготовкой военнослужащих понимается подбор и применение таких средств, методов и форм, которые в наилучшей степени обеспечивают решение задач как общих, так и специальных для соответствующего рода войск или профессий. Средствами служат физические упражнения, различные виды спорта, оздоровительные силы природы. Пути выполнения физических упражнений, использования различных видов спорта и сил природы — это методы. Системное использование методов и определенных средств воздействия на организм обучаемых в совокупности с различными педагогическими приемами называется методикой. Специальная физическая подготовка тесно увязывается с умственным, нравственно-эстетическим обучением и техническим образованием личного состава в процессе освоения других подготовок и дисциплин.
Выполнение физических нагрузок после интенсивной умственной деятельности — это активный отдых и залог прочного закрепления знаний. При планировании учебного процесса принцип чередования теоретических и практических учебных занятий следует по возможности выдерживать расписанием. Занятия должны быть систематическими.
Специальная физическая подготовка, повышая боеготовность личного состава, снимая излишние перегрузки в учебе, одновременно закаляет его в морально-волевом плане, выра- батывает психологическую устойчивость к неблагоприятным условиям и факторам профессиональной деятельности.
Достигаются такие результаты специально подобранными физическими упражнениями, действиями, приемами и различным многообразием форм их выполнения.
На рис. 2 схематично показаны основные черты физической подготовки, ее цели и задачи.
Содержанием физических упражнений являются те внутренние изменения и сдвиги анатомо-физиологического характера, которые появляются в организме человека под воздей- ствием этих упражнений. Формы специальной физической подготовки — это учебные занятия, утренняя зарядка в режиме дня, различные виды самостоятельных занятий, трени- ровочные занятия в спортивных секциях и др. (рис. 3).

4
Основной формой специальной физподготовки военнослужащих являются учебные занятия для всего личного состава.
Специальная физическая подготовка имеет своей целью с помощью эффективных средств, методов и форм обеспечить преимущественное развитие специальных физических, психологических качеств и прикладных навыков.
Специальная физподготовка имеет
общие задачи:

развитие силы, ловкости, выносливости;

овладение рядом прикладных двигательных навыков, таких, как преодоление препятствий, водные передвижения, движения на лыжах;

5

укрепление здоровья, улучшение показателей физического развития, закаливание, повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов;

формирование морально-политических и психологических; качеств;
специальные задачи:

овладение приемами захвата пленного, бесшумного снятия часового, связывания его и транспортировки;

формирование умения действовать в составе штурмовых групп и групп захвата;

выработка умений и навыков, с помощью которых можно без огнестрельного оружия поражать противника в единоборстве с ним средствами самбо, бокса, каратэ, дзюдо.
Пути решения задач спецфизподготовки представлены » виде схемы (рис. 4).
1.1.
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗПОДГОТОВКИ
Учебный процесс по специальной физподготовке включает в себя планирование, материально-техническое обеспечение» подготовку физоргов для помощи в проведении занятий и тренировок, периодический контроль за ходом освоения содержания физподготовки.
Планирование строится на основе руководящих документов вышестоящих органов. При организации занятий по специальной физподготовке следует учитывать специфику дея- тельности обучаемых:

связь учебного процесса по физподготовке с характером будущей боевой деятельности обучаемых;

систематичность и регулярность в занятиях физической подготовкой;

равномерность распределения физической нагрузки в течение недели;

6

местные условия и уровень физического развития обучаемых, а также материально- техническое обеспечение.
1.2.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
Под обучением понимается последовательная передача обучаемым знаний, выработка у них умений и навыков с целью развития и совершенствования их физических способностей.
Обучение совместно с воспитанием — единый педагогический процесс, который основывается на следующих дидактических принципах:

коммунистической партийности и научности;

сознательности;

активности;

наглядности;

систем этичности;

постепенности и доступности;

прочности усвоения знаний (умений, навыков).
Принцип коммунистической партийности и научности реализуется в процессе постоянного разъяснения тех задач, которые должны решать обучаемые после овладения всем арсеналом приемов (действий) специальной физподготовки, использования в занятиях самых последних достижений науки и техники.
Принцип сознательности осуществляется на основе понимания обучаемыми необходимости овладения всеми приемами специальной физподготовки, четкой постановки задачи занятия, разъяснения упражнения или действия и их влияния на организм занимающегося. Следует развивать умение анализировать успехи и неудачи при выполнении упражнении, действий, приемов.
Принцип активности требует четкого объяснения системы оценок и поощрений для активизации обучаемых, а также самостоятельной подготовки.
Принцип наглядности реализуется двумя путями: образцовым показом с объяснением; использованием наглядных пособий.
Принцип систематичности диктует определенную систему обучения. Новый материал должен быть продолжением старого, занятия — систематическими. Материал следует рас- пределять методически правильно и использовать для его изучения все формы занятий по физической подготовке.
Принцип постепенности и доступности реализуется последовательным переходом в обучении от простого к сложному, от легкого к трудному, постепенным повышением физической нагрузки.
Принцип прочности усвоения означает многократное повторение физических упражнений в различных сочетаниях и в разнообразной обстановке, с обязательной проверкой и оценкой полученных знаний.
Все эти принципы следует учитывать, ибо они взаимосвязаны и проявляются даже на одном занятии.
Существуют три группы методов:

словесные методы — объяснение, рассказ содержания комбинации или действия, беседа с занимающимися;

наглядные методы, основанные на зрительных или слуховых ощущениях. К ним относятся: четкий показ, схемы, диафильмы;

практический метод, который заключается в многократном повторении, т. е. метод упражнения (упражнений) в целом или по разделениям, в упрощенной обстановке или сло- жной.
Кроме методов в обучении существуют и методические приемы, такие, как опробование, взаимопомощь, страховка и др.
В обучении физическим упражнениям принята поэтапная методическая

7 последовательность.
Первый этап — ознакомление. Цель: создание правильного представления об упражнении, действии или приеме. Здесь следует четко и кратко назвать упражнение или прием, образцово показать в целом, разъяснить влияние его на организм, когда оно используется (или где применяется на практике), показать еще раз, но по частям (по разделениям), попутно объясняя технику выполнения в медленном темпе.
Второй этап — разучивание. Цель: формирование навыков выполнения приемов или действий. Здесь они выполняются в целом, по частям или разделениям, с помощью подго- товленных или подводящих упражнений. Преподаватель дает возможность обучаемым выполнить прием в целом медленно, в постепенно возрастающем темпе, поработать самостоятельно и в заключение заставляет их выполнить один—два раза в быстром (боевом) темпе; при этом отмечает хорошее исполнение и характерные ошибки, намечает пути их исправления.
Третий этап — тренировка. Цель: совершенствование навыков выполнения приема в различной обстановке. На этом этапе обучаемые выполняют прием с различных исходных положений, в движении, в сочетании с комплексом других упражнений. Далее они выполняют его на точность и скорость в условиях соревнований и затем в сочетании с ранее изученными приемами или действиями. Весь этот последовательный процесс в обучении физическому упражнению, действию или приему изображен для наглядности схематично на рис. 5.

8

9
В учебно-воспитательном процессе предпочтение отдается комплексному методу проведения учебных занятий. В одно занятие включается 2—3 раздела специальной физподготовки, например, способы передвижения, преодоление препятствии и элементы рукопашного боя.
Такое занятие способствует всестороннему физическому развитию военнослужащих, поскольку в работу вовлекаются все основные группы мышц, сердечно-сосудистая и дыхательная системы, значительно повышается эмоциональный настрой занимающихся.
Результат такого построения занятий — высокая плотность и большой объем выполняемой работы.
Комплексное прохождение учебного материала облегчает усвоение военнослужащими двигательных навыков благодаря многократному их повторению в течение учебного занятия.
Отдельные отрезки учебных занятий можно проводить методом круговой тренировки. Не очень сложные задания-упражнения (в пределе 8—10) могут выполняться без разрыва, одно за другим (поточный метод), с незначительным интервалом для отдыха, с паузой от 30 до 90 сек. (метод интервальной работы). Здесь обеспечивается последовательное воздействие на все основные группы мышц и достаточно высокая нагрузка на сердечно-сосудистую и дыхательную систему. Специально подобранными упражнениями эффективно развиваются

10 определенные физические качества: быстрота, ловкость, выносливость и сила.
По темам, при прохождении которых от личного состава требуется продемонстрировать достижение результатов, соответствующих нормативным требованиям, принимаются теку- щие зачеты.
Зачет по специальной физической подготовке является закономерным итогом процесса обучения по данной дисциплине, всей проделанной работы. Причем зачет по дисциплине мо- жет складываться из ряда промежуточных, т. е. из зачетов по отдельным видам подготовки, которые сдаются в ходе обучения. Но допускается и комплексный подход к приему зачета, т. е. одновременный прием зачета по двум, трем и более видам физической подготовки.
В пособии помещены примерные нормативы по специальной физподготовке (см. таблицу 1), по которым может проводиться аттестация физических качеств. Общий зачет по специальной физподготовке складывается из полученных по темам оценок за весь период обучения.
Наиболее важными физическими качествами, на фоне которых выполняется основная деятельность обучаемых, являются общая и силовая выносливости. Пособие предлагает способы тестирования личного состава по этим качествам.
Тест № 1.
Уровень развития такого качества, как выносливость, можно определить тестом К.
Купера (12-минутным непрерывным бегом). Для его проведения надо иметь размеренную
(или размеченную в километрах и метрах) дистанцию, секундомер и испытуемых.
Полученные результаты в километрах за 12 минут бега необходимо сравнить с данными предлагаемой таблицы и определить оценку уровня развития выносливости (отлично, хо- рошо, удовлетворительно). При беге одежда должна быть спортивная. На плохую погоду поправок не делается.
Тестирование лучше проводить на стадионе, но можно в лесу, на дорогах и в любом другом удобном месте. По времени этот тест не очень продолжителен, достаточно прост и удобен.
Схема определения оценки по тесту К. Купера представлена на рис. 7.
Этот способ позволяет протестировать себя с секундомером в руке самостоятельно.
Тест № 2.
Наиболее информативным тестом определения уровня развития силовой выносливости военнослужащих до 36 лет является комплекс, состоящий из четырех видов общеразвиваю- щих упражнений. Каждое упражнение проделывается 10 раз с высоким техническим качеством выполнения под счет преподавателя (инструктора) без перерыва для отдыха (10+
+ 10+10+10 раз). Темп подсчета средний. Исходное положение начала теста — упор присев.
Упражнение 1: отжимания в упоре лежа на полу (рис. 8а) — 10 раз (при сгибаниях рук грудью касаться пола).
Упражнение 2: переходы из упора присев в упор лежа и обратно (рис. 8б) — 10 раз. По завершении упражнения лечь на спину.
Упражнение 3: доставание двумя ногами (носками) пола за головой, лежа на спине, руки за голову или вдоль туловища (рис. 8в) — 10 раз (ноги в коленный суставах не сгибать).
После 10-го выполнения упражнения – в упор присев.
Упражнение 4: прыжок вверх из исходного положения сидя на корточках, руки за голову, одна нога чуть впереди другой (рис. 8г). Прыжок невысокий, но до полного выпрям- ления ног и туловища. Приземляясь, менять положение ног в приседе на корточках (руки — все 10 прыжков за головой).
Это первая серия выполнения всего комплекса.
По методике проведения тестирования следует сразу переходить к повторному выполнению этого же комплекса, также начиная с первого упражнения. И таким образом выполнить несколько серий подряд. Для тренировки личного состава можно одному

11 инструктору подсчитывать результаты для целой группы. На испытании следует назначать одного счетчика для двух испытуемых.
Таблица 2
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ В БОЕВОЙ ЭКИПИРОВКЕ
Физическое состояние
Возраст испытуемых до 31 года до 36 лет
Количество повторений
Отличная силовая выносливость
Хорошая
Удовлетворительная
Неудовлетворительная
4 (5) ***
3 (4)
2 (3)
1 (2)
3 (4) ***
2 (3)
1 (2)
0 (1)
Примечание: *** В спортивной форме
Тест № 3.
С помощью данного теста можно довольно точно определить уровень развития силовых качеств личного состава возрастных категорий до 31 и 36 лет.
Комплекс испытаний состоит из пяти силовых упражнений. Условия тестирования: все упражнения проделываются максимальное количество раз с высоким уровнем технического исполнения.
Содержание теста № 3 и методика его проведения (Сухотский В. И. Физическая подготовка армии США. М. — Воениздат, 1975):
Упражнение 1: подтягивание на перекладине хватом сверху (рис. 9а).
Упражнение 2: прыжки вверх из положения сидя на корточках, руки за голову, одна ступня впереди; прыжок не очень высокий, но до полного выпрямления ног и туловища (рис.
96). После каждого прыжка положение ног менять.
Упражнение 3: отжимания в упоре лежа на полу, касаясь грудью пола (сгибание рук глубокое, полное, а туловище — прямое) (рис. 9в).
После выполнения этих упражнений испытуемым предоставляется отдых 5—10 минут.
Упражнение 4: поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за голову в положение сидя; при наклоне вперед следует поочередно локтями касаться коленей: левым локтем правого колена и наоборот. Количество повторений максимальное в течение 2 минут.

12
Ноги держит и прижимает к полу партнер (рис. 9г).
Упражнение 5: последнее упражнение — переход из положения упора присев в положение упор лежа и обратно — выполняется также максимальное количество раз за 60 секунд (рис. 9д).
Показатели тестирования определяют с помощью арифметического подсчета оценивая каждое упражнение в отдельности и суммируя 5 оценок по табл. 3. Как видно из таблицы, например: «отлично» может равняться в идеале 500 очкам верхний предел) и 375 очкам
(нижний предел: 75×5)

13
  1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей