Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

ОГЭ. Русский язык. 9 класс. Изложение и сочинение-рассуждение. Изложение и сочинение-рассуждение Е. В. Соколовская


НазваниеИзложение и сочинение-рассуждение Е. В. Соколовская
АнкорОГЭ. Русский язык. 9 класс. Изложение и сочинение-ра ссуждение.pdf
Дата04.03.2018
Размер3.34 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаOGE_Russkiy_yazyk_9_klass_Izlozhenie_i_sochinenie-rassuzhdenie.p
оригинальный pdf просмотр
ТипИзложение
#36934
страница1 из 13
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

ОГЭ. Руcский язык 9 класс
Изложение и сочинение-рассуждение
Е.В. Соколовская
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта

Соколовская Е.В.
ОГЭ. Руcский язык. 9 класс. Изложение и сочинение-рас- суждение / Е.В. Соколовская. — Москва:Омега-Л, 2018. —
256 с. — (Лучшие репетиторы России / ЕГЭ 2018).
ISBN 978-5-370-04264-5
ISBN Книга поможет, без репетитора подготовиться к основному государственному экзамену (ОГЭ) в м классе. В ней предлагаются материалы для подготовки к написанию изложения задание) и сочинения-рассуждения об основных правилах русского языка на лингвистические темы и сочинения-рассуждения на морально-этические темы (задания 15.1, 15.2, 15.3), даются тренировочные задания и варианты сочинений-рассуждений. Для школьников.
УДК 373:811.161.1
ББК 81.2Рус-922
Руководитель проекта Ж. Фролова
Корректор Ж. Оганян
Компьютерная верстка И. Шубиной
Издание подготовлено литературным агентством «Книжкин Дом»
Приглашаем к сотрудничеству авторов и организации г. Ростов-на-Дону, ул. Мечникова, 112 г, офис Электронная почта (е Сайт www.k-dom.net Тел +7 (863) 207 80 По вопросу приобретения книг:
Сайт: www.omega-l.ru Тел +7 (495) 259 62 Общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2;
953000 — книги и брошюры
Подписано в печать Формат 84
× 108/32. Гарнитура Бумага типографская. Печать офсетная. Усл. печ. л. Тираж 1500 экз.
УДК 373:811.161.1
ББК Рус С 596
© Соколовская Е.В., 2016
© ООО «Книжкин Дом, оригинал-макет, 2018
© ООО «Омега-Л», Все права защищены.
Ни одна часть данного издания не может быть воспроизведена или использована в какой-либо форме, включая электронную, фотокопирование, магнитную запись или какие-либо иные способы хранения и воспроизведения информации, без предварительного письменного разрешения правообладателя 978-5-370-04264-5
ISBN С 596


3
Содержание
Содержание
Предисловие..........................................................5
ЧАСТЬ 1 Подготовка к написанию изложения Как пишется сжатое изложение Способы сжатия текста.......................................11
Исключение.......................................................... Обобщение. 12
Замена.и.упрощение............................................. Корректировка текста изложения
.....................17
Грамматические.ошибки....................................... 18
Лексические.ошибки............................................. 22
Тренировочные.задания........................................ ЧАСТЬ 2
Сочинение-рассуждение на лингвистическую
тему: задание Подготовка к сочинению-рассуждению.............79
Сочинения-рассуждения.о.пунктуации.................. 82
Сочинения-рассуждения.о.пунктуации.................. 84
Зачем.нужна.пунктуация?................................. 84
Сочинения-рассуждения.об.орфографии.............. 87
Сочинения-рассуждения.о.синтаксисе.................. 92
Зачем.нужны.запятые?..................................... 94
Зачем.нужны.кавычки?..................................... 95
Зачем.нужен.восклицательный.знак?................ 96
Когда.используется.вопросительный.знак?...... 97
Какова.роль.многоточия?.................................. 98
Зачем.нужно.двоеточие?................................ 100
Зачем.нужно.тире?......................................... Содержание

ОГЭ. Руcский язык. 9 класc
О.существительных......................................... 102
О.русском.глаголе........................................... 103
Тренировочные.задания...................................... 104
Сочинение-рассуждение на морально-
этическую тему задания 15.2 и 15.3............... Вступление. 113
Основная.часть................................................... Заключение. 122
Схемы-клише.к.сочинениям-рассуждениям........ 124
Примеры.формулировки.задания........................ 126
Тренировочные.задания...................................... Образцы сочинений-рассуждений на морально-нравственную тему ..................... 190
Любовь.к.Родине............................................. 190
Русский.характер............................................ 191
О.смысле.жизни.............................................. 192
Материнская.любовь...................................... 195
О.милосердии.и.сострадании......................... 197
Как.я.понимаю,.что.такое.нравственность....... 198
Как.обрести.веру.в.себя?................................ 200
Добро.и.зло.................................................... 201
Что.значит.простить.человека?....................... 203
Человек.и.война.............................................. 204
Отцы.и.дети.................................................... 205
Что.такое.любовь?.......................................... 206
Что.такое.радость?......................................... 208
Что.такое.целеустремленность?..................... 210
Взаимоотношения.между.людьми................... 211
Свободное.время............................................ 212
Искусство.кино............................................... 213
Как.природа.влияет.на.человека..................... 214
Что.значит.верить.в.людей.............................. Одиночество. 216
Для.чего.человеку.нужны.деньги?................... 217
Система.оценивания.экзаменационной.работы.. Высказывания на лингвистическую тему ........ Высказывания о русском языке. 241

5
Предисловие
Предисловие
Основной государственный экзамен обязателен для всех учащихся, которые заканчивают й класс традиционных общеобразовательных школ. Он оценивает уровень знаний с последующим зачислением учеников в профильные классы. Сдав
ОГЭ (ГИА), учащиеся могут выбрать учреждение среднего профессионального образования.
ГИА проходит в двух формах — ГВЭ — государственный выпускной экзамен (в закрытых общеобразовательных учреждениях при помощи билетов или тестов, и ОГЭ (на основе КИМ — контрольных измерительных материалов задания).
ОГЭ проводится по всему теоретическому материалу школьного курса русского языка. Тест ОГЭ
(ГИА-9) 2016 года по русскому языку включает три части. Первая его часть содержит одно задание небольшую письменную работу в форме изложения по прослушанному тексту. Школьник должен уметь понимать смысл текста, выявлять авторскую идею, уметь применять приемы сжатия текста, соблюдать все условия, касающиеся цельности и связности, а также соблюдать грамматические и речевые нормы. В книге приводятся материалы для подготовки к написанию изложения (задание 1) и сочинения- рассуждения (задания 15.1, 15.2, 15.3). Впервой части излагается материал для подготовки к изложению, во второй — к сочинению. Также предла-
Предисловие

ОГЭ. Руcский язык. 9 класc гаются тренировочные задания и варианты сочине- ний-рассуждений об основных правилах русского языка на лингвистические темы и сочинений-рас- суждений на морально-этическую тему. Книга поможет вам без репетитора подготовиться к основному государственному экзамену (ОГЭ или ГИА-9) в м классе. Желаем успешно сдать экзамен и получить про этом максимальный балл

7
Часть ЧАСТЬ ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ ИЗЛОЖЕНИЯ Как пишется сжатое изложение Изложение — это воспроизведение содержания и основных идей текста при исключении второстепенных деталей.
Как пишется сжатое изложение Перед тем как приступить к его написанию, необходимо вникнуть в задание.
При написании сжатого изложения текст, который представляет собой несколько предложений, которые связаны одной общей темой, мыслью и характеризуются смысловой завершенностью, прочитывается дважды с интервалом 5–10 минут. Следует очень внимательно прослушать текст, понять его содержание и осмыслить.
Затем необходимо определить, о чем он, чему учит автор, те. тему, идею. Следует запомнить последовательность событий и авторских рассуждений, определить количество абзацев, ключевые слова. При этом на черновике формулируется основная тема текста, то, о чем говорится в нем основная мысль — отношение автора к предмету, тому, что он доказывает, в чем хочет нас убедить. Выдви-
Часть 1

8
ОГЭ. Руcский язык. 9 класc гается тезис — одно или несколько предложений, связанных мыслью, заключенной водном абзаце.
Следует составить подробный план текста, выделяя микротемы каждой части, давая им названия. Необходимо иметь ввиду, что микротема — это несколько самостоятельных предложений текста, объединенных одной мыслью, которые формально отражены водном абзаце. Обычно каждая микро- тема при прочтении вслух отделяется интонационной паузой.
Абзац — часть текста, начинающаяся с красной строки и заканчивающаяся перед следующей красной строкой. Иными словами, это тот текст, что находится между двумя красными строками.
Рядом с названиями пунктов плана необходимо оставить место, чтобы позже записать ключевые слова. Ключевые слова для микротем записывают в виде схемы, при этом определяется последовательность событий или суждений. Следует схематично набросать микротемы или абзацы прослушанного текста.
Основное содержание выражается в нескольких микротемах, каждая из них имеет свою главную мысль. Совокупность основных идей всех микро- теми представляет собой авторский текст, объединенный единым общим замыслом.
Какой план можно составить Назывной план, когда в абзацах выделяются опорные слова и словосочетания.
2. Вопросный план, когда к каждому абзацу ставится вопрос.

9
Часть 1 3. Тезисный план, когда дается краткий ответ на вопросы. При вторичном прослушивании следует определить количество микротем или интонационных пауз, затем скорректировать свои черновые записи, уточняя и исправляя их. Разделив текст на смысловые части, необходимо начать работу по сжатию (компрессии) текста. Сжимая текст, передается главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом. Для этого следует исключить второстепенную информацию, обобщить отдельные факты, заменить конкретное обобщением. Стиль текста, тип речи (описание, повествование, рассуждение, особенности типа речи и языка исходного текста при написании сжатого изложения следует сохранить. Необходимо использовать авторские ключевые слова и словосочетания. Содержание исходного текста передается без иска- жений.
Следует написать сжатое изложение каждой части, связав их между собой, чтобы получился текст. При написании черновика следует использовать только главную информацию, уже исключив второстепенные факты, используя приемы сжатия текста. Написав черновик изложения, внимательно проверьте его.
Итак, чтобы правильно написать краткое изложение, необходимо) выделить в исходном тексте самое существенное, важное, главные мысли и идеи

10
ОГЭ. Руcский язык. 9 класc
2) используя различные приемы сжатия, максимально сократить текст, не меняя при этом его тему и не пропуская никакие микротемы;
3) найти в тексте средства выразительности речи, которые характеризуют предмет или явления, выражают отношение автора и могут служить аргументами. Требования, которые необходимо учитывать при написании изложения Следует сохранять композицию текста, построение, соотношение и взаимное расположение частей. Композиция включает три части вступление, основную часть и заключение Избегать логических ошибок — противоречивых или бездоказательных суждений, лексических или смысловых ошибок, вследствие чего нарушаются причинно-следственные связи, последовательность изложения, отсутствуют основания для вывода.
— Связь между частями речи или фрагментами текста изложения должна быть понятна. Повествование должно восприниматься как единое целое Изложение следует вести оттого лица, от которого написан текст. Лицо при этом менять нельзя Следует придерживаться фактической точности, приводить точные факты, соответствующие тексту. При интерпретации текста и приведении подкрепляющих аргументов недопустимо искажать мысль автора, это рассматривается как грубая ошибка

11
Часть Способы сжатия текста
Задачей сжатого изложения является краткая передача основного содержания исходного текста. При этом надо уметь отобрать основную информацию, последовательно излагать ее, определить ми- кротемы, в каждой из них выделить существенное. Что не следует исключать из текста основные детали, помогающие понять авторскую идею
— аргументы автора, которые он использует для доказательства основной мысли.
Следует знать основные приемы компрессии текста. Остановимся на них.
Исключение
Исключать какие-то части можно, когда они не несут смысловой нагрузки, необходимой для понимания основной мысли текста. При исключении следует с самого начала выделить основные, важные сточки зрения главной мысли текста детали, лишь только после этого исключить несущественные детали и объединив то, что у вас получилось, в новый собственный текст.
С помощью исключения можно опустить подробности, детали, повторы, примеры, иллюстрации, числовые данные, отступления. Другой вариант исключения — удаление из текста поясняющих конструкций. При этом можно удалить вводные слова определения

12
ОГЭ. Руcский язык. 9 класc
— однотипные примеры;
—синонимы;
— цитаты причастные обороты предложения с описаниями или рассуждениями однородные члены предложения (вместо нескольких однородных членов можно использовать одно обобщающее слово другие слова, словосочетания, предложения без ущерба для основной повествовательной линии текста.
Можно не использовать повторы, риторические вопросы и восклицания, не упоминать об отдельных фрагментах, деталях, не влияющих на ход рассуждения.
Пример текста до его сжатия Сказка живет везде, во всем в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. Е. Кривченко)

Текст после исключения однородных обстоятельств Сказка живет везде и во всем
.
Обобщение
Следует обобщить текст всеми существующими способами. При обобщении необходимо вычленить необходимые единичные факты объединить, обобщить их, подобрав языковые средства их обобщенной передачи

13
Часть 1
— составить новый текст.
Необходимо выделить отдельные факты, используя речевые средства.
При этом можно обобщать предложения, связанные одной мыслью части сложного предложения факты, которые можно объединить, обозначив обобщающим словом или словосочетанием парцеллированные предложения (по терминологии лингвиста Ш. Балли, дислокация — конструкция экспрессивного синтаксиса, которая представляет собой преднамеренное расчленение связанного интонационно и на письме текста на несколько пунктуационно самостоятельных отрезков. И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь. П. Антокольский)
Он тоже пошел. В магазин. Купить сигарет. В. Шукшин)
Ну что Не видишь ты, что он сума сошел?
Скажи сурьезно:
Безумный! что он тут за чепуху молол!
Низкопоклонник! тесть И про Москву так грозно!
(А. Грибоедов)
Пример текста до его обобщения Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село

14
ОГЭ. Руcский язык. 9 класc Ни город.
Ни вся земля наша. А. Солженицын)
Текст после обобщения Мы жили рядом и не поняли, что она праведник.
Пример текста до его обобщения Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у нее, и они потихоньку двинулись. Ю. Казаков) Текст после обобщения Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись. Замена и упрощение
При замене и упрощении следует найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить при помощи замены, затем сформулировать получившееся предложение.
Можно упростить текст следующим образом однородные члены заменить обобщающим словом сложное (иногда сложноподчиненное) предложение заменить простым, разбить сложное предложение на сокращенные простые предложения, образовать сложное предложение из двух предложений, связанных по смыслу сократить количество структурных частей сложного предложения несколько предложений или частей предложения заменить общим понятием или словосочетанием

15
Часть 1
— предложение или его часть заменить указательным местоимением прямую речь заменить косвенной в сложных предложениях с придаточными определительными и обстоятельственными заменить придаточное определительное предложение причастным оборотом, синонимичным определением, а придаточное обстоятельственное предложение деепричастным оборотом часть текста заменить кратким синонимичным выражением объединить несколько предложений в одно.
Можно также сформулировать мысли своими словами, тем самым упростив текст.
Пример текста до его упрощения В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыжи шумно все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. Ю. Казаков) Текст после упрощения В вагоне электрички было тесно и шумно. Способ компрессии следует выбирать в зависимости от коммуникативной задачи, особенностей текста и вашего уровня подготовки. При сжатии следует помнить, что все предложения должны быть связаны между собой по смыслу и грамматически, иначе в результате получится набор отдельных предложений. Членение текста на абзацы со- храняется.
Часто применяется комбинированный и соче- таемостный приемы. Комбинаторный прием основан на комбинировании фрагментов текста,

16
ОГЭ. Руcский язык. 9 класc при этом допустима перестановка отдельных фраг- ментов.
Сочетаемостный прием основан на комбинации или сочетании отдельных частей текста, полученных в результате компрессии или сжатия.
Сократить исходный текст можно комплексно, используя сочетание нескольких способов исключения и обобщения (объединения, исключения и замены, а также замены, исключения и объединения одновременно.
Пример комплексного применения приемов сжатия замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом замена согласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспрастранен- ным несогласованным определением.
Пример текста до сжатия Когда слышу гармоничное сочетание голосов птиц, устраивающих утренний концерт, я стараюсь смотреть нареку. Когда любуешься рекой и наслаждаешься пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.
Текст после сжатия Слушая утренний концерт птиц, я стараюсь смотреть нареку. Любуясь рекой и наслаждаясь пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.
Один и тот же прием сжатия можно использовать ив одной микротеме, ив целом тексте. При сжатии текста необходимо иметь ввиду тип речи, к которому он относится. Если это описание, нельзя сокращать признаки, которые характеризуют предмет, сжатию подлежат средства описа-

17
Часть 1
ния. Если это повествование, необходимо сохранить действия, которые передают развитие сюжета. Опустить при этом следует детали, описания, подробности. Если же это рассуждение, аргументы сокращать нельзя, можно сократить примеры. Пример текста до сжатия Водной из сказок
Андерсена засохший розовый куст покрылся среди жестокой зимы белыми душистыми цветами. К. Паустовский)
Текст после сжатия Водной из сказок Андерсе-
на засохший куст покрылся цветами.
Пример текста до сжатия Гоголь был странным созданием, но гений всегда странен только здоровая посредственность кажется благородному читателю мудрым, старым другом, обогащающим его, читателя, представление о жизни. Великая литература идет по краю иррационального. В. Набоков)
Текст после сжатия Гоголь был странным созданием, но гений всегда странен.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей