Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Руководство по когнитивно-поведенческой психотерапии Психотерапия Москва 2009 ббк88. 8 Удк 159. 7 X 20


НазваниеРуководство по когнитивно-поведенческой психотерапии Психотерапия Москва 2009 ббк88. 8 Удк 159. 7 X 20
АнкорKharitonov S V Rukovodstvo po kognitivno-p ovedencheskoy terapii 1.doc
Дата28.02.2018
Размер1.57 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаKharitonov_S_V_Rukovodstvo_po_kognitivno-povedencheskoy_terapii_
ТипРуководство
#36744
страница12 из 14
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

(Накануне следующей встречи клиентка сделала звонок мужу.) К.: Он сказал, что я его достала, и он не хочет больше со мной жить.

Т.: Когда он сказал вам это, что вы почувствовали?

К.: Я поняла, что действительно виновата.

Т.: Что вы почувствовали в момент, когда он вам сказал об

этом? К.: Злость.

Т.: Как же злость превратилась в вину? К.: Не знаю.

Т.: Попробуйте восстановить последовательность событий. Вначале вы чувствуете злость, на выходе — чувство вины. Что могло быть в промежутке? К.: Не помню. Я подумала, что если на кого и надо злиться, так на себя.

Т.: Почему вы должны злиться на себя?

К.: Я опять неправильно поделила ответственность.

Т.: То есть?

К.: Я решила, что виновата потому, что вовремя не увидела, что

он собирался уходить, и не спасла семью. Т.: Разве семья может жить только потому, что этого хочет один

человек, а второй этого не хочет? К.: Да. Конечно, не может.

Комментарий

Понятно, что самообвинения были выгодны для клиентки и вселяли призрачную надежду, что ситуация таким образом может разрешиться. В дальнейшем клиентка хоть и пыталась использовать самообвинения, но терапевт всякий раз предла­гал ей их обстоятельный анализ.

Склонность к персонализации не ограничивалась проблем­ными отношениями с мужем. Еще более выраженным этот феномен оказался в отношениях с матерью. При более деталь­ном изучении детства клиентки выяснилось, что она еще тог­да приняла идею, что несчастья близких возникают по ее вине. Коррекция этой иррациональной автоматической мысли по­зволила ускорить процесс овладения адаптивными стратеги­ями мышления. В частности, клиентка восполнила значитель­ный пробел в представлениях о своих правах требовать рав­ного участия от партнеров (ситуация в бизнесе, ситуация с матерью и ситуация с мужем), а не принимать пассивно идею своей ответственности без осмысления причин, откуда она возникла.

11. ОБВИНЕНИЕ

Обвинение — сосредоточение на другом человеке как ис­точнике негативных чувств. Это происходит тогда, когда кли­ент, по сути дела, отказывается взять на себя ответственность за последствия собственного поведения. Например: «Она ви­новата в том, что мне теперь так плохо» или: «Все мои пробле­мы оттого, что мои родители неправильно со мной обраща­лись в детстве».

ОБЩИЙ СМЫСЛ ТЕХНИКИ

Общий смысл техники заключается в том, чтобы выйти за пределы представлений клиента об источнике своих бед. Энер­гию, перемещенную с реальных целей клиента на обвиняемо­го, достаточно трудно перенаправить еще куда-нибудь, а тем более погасить ее. В этой связи более удобным оказывается создание фантазии, где обвиняемый наказан, с последующим исследованием намерений и возможностей клиента совершать что-либо для самого себя.

  1. Выразить чувства

Прежде чем приступать к коррекции данного способа мыш­ления, полезно дать клиенту выговориться, с целью отреаги- рования обвинений и сбора аффективной (или не лишенной эмоциональной составляющей) аргументации.

  1. Аргументировать обвинения

Аргументация обвинений позволяет идентифицировать в логике уязвимые связи и причинно-следственные отношения.

  1. Развить фантазию об отмщении (может появиться чувство вины)

Так как клиент уже имеет агрессивные мысли (намерения или действия), направленные против того или иного человека, есть смысл составить фантазию, в которой объект агрессии окажется повержен (в этой части клиенты могут оказываться весьма изобретательными).

  1. Что после мести?

Вопрос предполагает изучение намерений клиента, уже не связанных с агрессией в адрес того или иного лица. Акт агрес­сии уже совершен в фантазиях. В фантазиях же мы преддагаем клиенту подробно разобраться в своих дальнейших планах и возможностях.

5. Представление клиента о своих способностях и ресурсах, укрепление и развитие этих ресурсов

Часто, после того как мстить уже некому, а свои цели кли­енту более или менее удалось сформулировать, встает вопрос о способностях клиента или его представлении о них. Порою это требует длительной терапии и создания последовательных про­грамм поведения, опирающихся на реально имеющиеся у кли­ента ресурсы и возможности.

Практический пример


Пошаговый алгоритм

  1. Выразить чувства.

  2. Аргументировать обвинения.

  3. Развить фантазию об отмщении (может появиться чувство вины).

  4. Что после мести?

  5. Представления

о своих способностях и ресурсах. Укрепление и развитие этих ресурсов.
Клиентка — бывшая стриптизерша в ночном клубе. После того как вышла замуж и родила ребенка, стала тяготиться се­мейной жизнью. В настоящее время ухаживает за полутора­годовалым ребенком. Переживает по поводу своей полноты, обвиняет мужа в том, что по его вине не может жить так, как ей этого хочется, неоднократно декларировала суицидальные угрозы.

Клиентка: Я не могу реализовать себя, потому что сижу с его

детьми (о муже). Терапевт: Причем тут муж? К.: Мог бы и обо мне подумать,

а не только о своей работе. Т.: Он о вас вообще не думает? К.: Вообще. Он однолюб — любит только самого себя. Я для него — мебель. Т.: Это как?

К.: Приготовь поесть, встреть с работы радостной, заботься о детях и наплюй на себя. Т.: А каковы альтернативы? Что бы вы могли делать и чем заниматься, если бы он вам так не мешал? К.: Много чем могла бы. Т.: Подробнее расскажите.

К.: Я могла бы работать. Например, дизайнером.

Т.: Но у вас нет соответствующего образования и навыков.

К.: Пошла бы учиться или вернулась на свою старую работу.

Т.: Почему бы сейчас этого ни сделать?

К.: Я же говорю, что вынуждена сидеть с его детьми?

Т.: Но ведь это и ваши дети тоже.

К.: То, насколько они мои, я уже с ними отсидела.

А теперь сижу за нянечку, которую мужу лень нанять.

Т.: Чем он аргументирует свой отказ пригласить нянечку?

К.: Говорит, что нет денег.

Т.: Вы ему, что — не верите?

К.: Конечно, не верю. На машину он деньги нашел и дачу сей­час ему есть на что строить.

Т.: Он машину и дачу только для себя приобрел или для всей семьи?

К.: Для себя. Нас он редко возит.

Т.: Почему?

К.: Говорит, что дача еще не достроена и нам там пока делать нечего.

Т.: А на машине почему не возит?

К.: Некогда ему, видите ли. По кабакам таскаться есть время, а мне и детям уделить внимание не может. Я на своем горбу что ли продукты домой таскать должна?!

Т.: Много приходится таскать?

К.: Я их теперь на дом заказываю, с доставкой. Пусть платит.

Т.: Вы его любите?

К.: Я его ненавижу. Он мне жизнь сломал. Я в 27 лет должна сидеть дома, как в тюряге.

Т.: Я так и не понял, в чем его вина? Разве вы не знали, на что идете, когда соглашались выйти замуж и родить ребенка?

К.: Так он просто подставил меня. Он-то как жил, так и живет вольной жизнью, а меня законопатил в четырех стенах.

Т.: Вам бы хотелось самой решать свою судьбу?

К.: Конечно.

Т.: Тогда почему вы этого не делаете?

К.: В смысле?

Т.: Вы говорите, что он ломает вашу жизнь. Непонятно, что вы такого строите в своей жизни, что он может сломать?

К.: Как, что? Я его детьми занимаюсь! Т.: А своими детьми вы занимаетесь? К.: Это наши дети.

Т.: Но вы постоянно говорите, что это его дети.

К.: Я имею в виду, что одна я не должна ими столько заниматься.

Т.: Что вам мешает заниматься еще чем-нибудь кроме детей?

Ваш муж запрещает вам что-либо делать? К.: Нет. Но он не помогает.

Т.: Если бы все шло так, как вы хотите, — мужу многое при­шлось бы в себе переменить? К.: Он должен понять, что мне трудно.

Т.: Хорошо. Допустим, он понял. Что тогда он должен начать делать?

К.: Пусть он посидит с ними дома. Т.: А вы чем будете заниматься? К.: Я буду развлекаться.

Т.: Но на что тогда будет жить ваша семья? Откуда деньги

возьмутся? К.: Я сама могу заработать. Т.: Кем вы сможете устроиться на работу? К.: В клуб устроюсь. Т.: Стриптизершей, как прежде?

К.: Да. Почему я должна бросать свое дело, которое мне нрави­лось, ради него? Т.: Но ваша фигура после родов изменилась.

(Клиентка плачет и какое-то время не может говорить.) К.: Да.

Т.: Так как же вы будете зарабатывать? К.: Я не вижу выхода. Я покончу с собой. Т.: Для чего?

К.: Чтобы не видеть весь этот ужас.

Т.: Что вы действительно хотите в жизни?

К.: Не знаю. Что теперь хотеть-то (плачет)?

Т.: Вы говорили, что можете учиться на дизайнера.

К.: Да какой из меня дизайнер!

Т.: Откуда вы знаете, что из вас не получится дизайнер? К.: Я книгу как-то покупала по дизайну. Ничего в ней не поняла. Т.: Муж этому не мешал?

К.: Причем тут муж? Я же сама ее читала.

Т.: То есть ваше неверие в свою способность стать дизайнером

происходит от вас, а не от мужа? К.: Да (плачет).

Т.: Давайте продолжим нашу фантазию. Представим, что муж сидит дома и делает все, что вы хотели. Чем вы будете зани­маться?

К.: Не знаю! Я уже тысячу мыслей передумала, а выхода нет.

Т.: Все-таки суицид вы тоже выходом не считаете?

К.: Не знаю уже.

Т.: Почему вы не разведетесь?

К.: Я одна вообще не выживу (плачет).

Т.: Почему?

К.: Я никому не нужна и ничего не умею.

Т.: У вас много свободного времени, чтобы чему-либо научиться.

К.: Я не знаю чему.

Т.: Дизайну, например.

К.: Я же говорю, ничего не поняла в нем.

Т.: Вы сделали этот вывод после того, как пытались прочитать

профессиональную книгу? К.: Да.

Т.: Эта книга подходит для людей, которые только начинают

осваивать профессию? В ней были такие указания? К.: Нет. Там было написано — для специалистов. Т.: Если я вам дам книгу по медицине, написанную для про­фессионалов, как вы думаете, вы поймете в ней что-нибудь? К.: Нет, конечно. Т.: Почему?

К.: Так сначала основы понять надо.

Т.: В профессии дизайнера разве нет основ, которые надо по­нять прежде, чем читать книги для специалистов? К.: Вы думаете — у меня получится? Т.: А вы готовы верить в то, что у вас получится? К.: Не знаю. Страшно как-то.

Комментарий

В дальнейшем клиентка прекратила обвинять мужа и стала активно заниматься исследованием своих ресурсов и представ­лений о собственной самооценке.

Таким образом, осознание истинных причин, которые были за завесой обвинений, позволило ей прекратить употреб­ление данного способа мышления.

Возможность исследовать свои ресурсы, предложенная пси­хотерапевтом, была воспринята положительно, после того как клиентка решилась довериться не только своим представлени­ям о самой себе, но и возможностям психотерапии.

12. НЕСПРАВЕДЛИВЫЕ СРАВНЕНИЯ

События интерпретируются в терминах стандартов, кото­рые являются нереалистичными. Клиент сосредотачивается прежде всего на других, которые добиваются большего успе­ха, чем он, из чего следует заниженная оценка себя. Напри­мер: «Она более успешна, чем я» или «Другие в моем возрасте уже имеют все, а я ничего не имею».

Основным психологическим посылом в случае несправед­ливых сравнений является не обвинение в адрес других, а пе­реживание неудовлетворенности событиями своей жизни.

Общее описание способа коррекции

Для коррекции данного стиля мышления можно ограни­читься применением базовых техник. Однако учитывая, что в самом сравнительном подходе заключена логика установления тождества между собой и другими людьми (своими достиже­ниями и достижениями других), мы предполагаем (только на основе эмпирических наблюдений) наличие высокой эффек­тивности описываемого ниже подхода, который обозначим, как «логика тождества».

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ

1. Исследовать аргументацию

той части выражений, где клиент свидетельствует о своей несостоятельности.

Для этого потребуется расспросить клиента об аргументах и предпосылках, позволяющих ему сделать умозаключение о собственной несостоятельности.

  1. Исследовать причины,

по которым он мог бы рассчитывать на справедливость по отношению к себе.

В самой идее сравнения себя с другими людьми заложена апелляция к справедливости в собственный адрес. За сравне­нием себя с другими часто стоят представления о собствен­ной значимости. Исключения могут быть, пожалуй, лишь при выраженной депрессии, но в таком случае сравнение себя с другими тоже редкость. Раскрытие причин, по которым кли­ент может рассчитывать на справедливость, — основная цель данного этапа.

  1. Предъявить в доступной форме противоречие между оценками пациентом себя

как несостоятельного и себя, по каким-либо причинам имеющего право на справедливость. Проводится в прямой, очевидной для восприятия и осмыс­ления форме.

  1. Провести коррекцию представлений пациента о себе и на основе переформулированных представлений генерировать стратегию и программы поведения.

Этот этап может включать в себя продолжительную рабо­ту—от коррекции искаженных мыслей о самом себе вплоть до весьма существенного вмешательства в «Я»-концепцию.

Практический пример

Клиент 44 лет обратился в связи со сниженным настроени­ем и переживанием собственной несостоятельности. Клиент: Даже моя жена смогла достичь большего, чем я. Терапевт: Что из этого следует? К.: Ничего хорошего для меня. Т.: Что конкретно вы имеете в виду?

К.: Я никто по фамилии никак. Не пил, не курил, не изменял.

Словом, жил правильно, но зря. Т.: Почему зря?


Пошаговый алгоритм

  1. Исследовать аргументацию

той части выражений, где пациент свиде­тельствует о своей несостоятельности.

  1. Исследовать причины, по которым он мог бы рассчитывать

на справедливость по отношению к себе.

  1. Предъявить

в доступной форме противоречие между его оценками себя как несостоя­тельного и себя, по каким-либо причинам имеющего право на справедливость.

  1. Провести коррекцию представлений о себе и на основе

переформулированных представлений генерировать стратегию

и программы поведения.
К.: Другие в моем возрасте и при должности, и дом — «полная чаша», и дачи, и квартиры. А я снимаю жилье, своего угла не имею. С женой отношения так себе. Детей нет. Дачу и машину не нажил. Жизнь как начал программистом, так видно до пенсии им и останусь.

Т.: Ваша ситуация понятна. Но почему вы себя сравниваете с другими людьми?

К.: Так все в сравнении познается.

Т.: Что вы такого познали через эти сравнения?

К.: Познал, что я никто.

Т.: Что значит — никто?

К.: Пустое место.

Т.: С кем же я тогда сейчас разговариваю?

К.: Сам с собой (смеется)?!

Т.: Сам с собой я бы не стал так говорить. Как вы сделали вывод, что вы — никто?

К.: Так у меня ничего нет.

Т.: Разве дача или должность могут сделать человека кем-то?

К.: Нет, конечно. Эти вещи отражают, насколько человек был оценен.

Т.: Человек как личность разве может оцениваться материально?

К.: Конечно, может. Все мы продаем себя за разные суммы денег.

Т.: Вы имеете в виду, что нам платят деньги за работу?

К.: Можно и так назвать.

Г.: Из вашей логики пока понятно, что вы продешевили. Другие продавали себя дороже?

К.: Точно.

Т.: То есть вам всего лишь требуется поднять собственную цену?

К.: Нуда. Вроде того
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей