Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Руководство по когнитивно-поведенческой психотерапии Психотерапия Москва 2009 ббк88. 8 Удк 159. 7 X 20


НазваниеРуководство по когнитивно-поведенческой психотерапии Психотерапия Москва 2009 ббк88. 8 Удк 159. 7 X 20
АнкорKharitonov S V Rukovodstvo po kognitivno-p ovedencheskoy terapii 1.doc
Дата28.02.2018
Размер1.57 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаKharitonov_S_V_Rukovodstvo_po_kognitivno-povedencheskoy_terapii_
ТипРуководство
#36744
страница13 из 14
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14
(с сомнением).

Т.: Так это вопрос не к психотерапевту, а к работодателям.

К.: Они не поднимут цену. Им свои дачи строить надо. У них образование три класса, а аппетит отменный.

Т.: Так чем же они лучше вас?

К.: В том-то и беда, что ничем.

Т.: Тогда почему вы не поднимете свою цену?

К.: Мне что — им морду бить? Их «маргинальные величества» сами увеличивать мою зарплату «не хочут». А просить и унижаться я не могу.

Т.: Что — гордость мешает?

К.: Да. Представьте себе, что-то еще сохранилось.

Т.: А за что вам гордиться собой? Машины у вас нет, дачи нет.

К.: Хотя бы за то, что свиньей не был.

Т.: Не был, не участвовал, не состоял — это понятно. Но никак не характеризует человека. Что у вас такого есть — что вы можете себя уважать?

К.: Мозги есть.

Т.: В анатомическом смысле?

К.: Я профессионал классный. У меня много действительно сто­ящих разработок.

Т.: Сколько стоящих?

К.: Много.

Т.: Как такое возможно? Вы никто, но у вас есть стоящие раз­работки. Одно другому не противоречит?

К.: Да. Действительно противоречит. Хотя вроде все логично.

Т.: Какая часть выражения требует корректировки — «вы ник­то» или «у вас есть стоящие разработки»?

К.: Нет, понятно, что я, конечно, кто-то. Я имел в виду другое, что мне не нравится, как у меня сложились дела.

Т.: Выводы из того, что «я никто», сильно отличаются от вы­водов после фразы «мне не нравится, как у меня сложи­лись дела» ?

К.: Да. Я понял. Но какие выводы возможны из того, что мне не нравится, как сложились дела?

Т.: Можем подумать вместе. Но прежде ответьте на вопрос, как

они должны сложиться, чтобы вы оказались удовлетворены? К.: Не знаю даже. Я уже давно об этом не думал. Просто рабо­тал, а как хочу, чтобы было, сразу так и не скажу.

Комментарий

Клиент по сути переформулировал иррациональную мысль из «Я — никто» в мысль «Мне не нравится, как сложились мои дела». Можно было то же самое решение получить и с помо­щью базовой техники переформулирования. Однако при дан­ном способе коррекции клиент в более доступной форме мог сопоставить противоречивость собственных умозаключений.

В дальнейшем был осуществлен четвертый этап терапии — предполагающий коррекцию представлений о себе.

13. ОРИЕНТАЦИЯ НА СОЖАЛЕНИЕ

Этот стиль мышления характеризуется концентрацией на идеях, что в прошлом успех был большим, чем тот, что имеется сейчас. Например: «Я имел лучшую работу, чем та, что у меня сейчас», «Это надо было делать раньше, а сейчас момент уже упущен» и т.п.

Общее описание способа коррекции

В основе ориентации сожалеть об упущенных возможнос­тях лежит неудовлетворенность актуальным положением дел в той или иной сфере деятельности. Сожаления, направлен­ные в прошлое, блокируют генерацию перспективных целей. Как следствие — действия, направленные на улучшение ситу­ации, не предпринимаются.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ

1. Выявить негативные оправдания (Почему сейчас поздно?)

На первом этапе коррекции данного способа мышления и последствий, связанных с его применением, уместны прямые предложения клиенту осуществить сейчас тот вид деятельнос­ти, о котором он сожалеет. Важным является получение нега­тивной информации, связанной с объяснениями, почему сой- час данные действия невозможны или могут вызвать негатив­ные последствия.

2. Противопоставить негативным последствиям от упущенных возможностей актуальность улучшения текущей ситуации.

После того как клиент самостоятельно предоставит вам мас­сированную аргументацию о невозможности данного дей­ствия (действия или бездействия, о котором он сожалеет), следует прояснить его текущую жизненную ситуацию, кото­рой он не удовлетворен и которую хотел бы изменить. Полу­чение согласия со стороны клиента на поиск способов дости­жения актуальных целей позволяет в будущем довольно быст­ро блокировать вероятные повторные переживания об упущен­ных возможностях.

Практический пример

Клиент: К сожалению, я в свое время не начал своего бизнеса.

Терапевт: Почему сейчас не заняться им?

К.: Теперь поздно, все уже поделено.

Т.: О чем вы говорите? Что поделено?

К.: Бизнес поделен.

Т.: Каким именно бизнесом вы хотели бы заняться? К.: Можно было сотовой связью заняться или оргтехникой. Т.: Вы составляли бизнес-план и проводили маркетинговый анализ? Откуда вы знаете, что эти сферы сегодня поделены?

К.: Так всем известно, что сейчас уже крупным компаниям

тесно на рынке. Куда мне без стартового капитала?! Т.: Присутствие на рынке крупных компаний разве означает,

что больше никто не сможет заниматься бизнесом? К.: Нет. Кто-то, наверно, сможет. Но моя ситуация не позво­ляет стартовать. Это надо было делать еще в 90-х. Т.: Какая у вас ситуация и какой она должна быть, чтобы на­чать свое дело?

К.: Надо иметь хотя бы 500 тысяч, связи и административные ресурсы.

Т.: Вы говорите о том, что надо иметь. Но меня интересует, что надо делать, чтобы иметь это?
К.: Деньги эти надо зарабатывать, а у меня нет таких возмож­ностей.

Т.: Если у вас будет на руках 499 тысяч рублей, то начинать еще рано? Откуда эта сумма — 500 тысяч? Есть бизнес-про- ект, который мы могли бы обсудить?

К.: Нет, бизнес-плана у меня нет.

Т.: Тогда откуда взялась эта цифра?

К.: Я ее так, умозрительно представил.

Т.: Свою деятельность в бизнесе вы тоже представляете умоз­рительно или шаги прописаны?

К.: Нет, конечно, я не прописывал их. Какой смысл, ведь де­нег-то нет?!

Т.: Бизнесмен — это тот, кто потребляет средства или производит их?

К.: Теоретически — произ­водит.


Пошаговый алгоритм

  1. Выявить негативные оправдания (почему сейчас поздно?)

  2. Противопоставить негативным последствиям

от упущенных возможностей актуальность улучшения текущей ситуации.
Т.: Тогда почему вы начинаете свои первые шаги с мыслей и рассуждений о потреблении?

К.: Какое же это потребле­ние? Я говорю, что деньги нужны, но не прошу их ни у кого.

Т.: Допустим, что вы не

склонны потреблять, тогда какие действия вы можете совершить уже сейчас? Действия, которые помогут создать и организовать свой бизнес.

К.: Что мне — кредит что ли брать? Так я потом не рассчитаюсь.

Т.: Что же это за бизнес у вас такой будет, что с кредитом на него рассчитаться не сможете?

К.: Дело не в моем бизнесе, а в позиции банков. Я согласен с Марк Твеном, что банкир — это человек, который предла­гает вам зонтик в хорошую погоду и отбирает его в плохую.

Т.: Как же вы намерены вести бизнес, что перспективу уже сейчас видите с плохой погодой и невозможностью расчета по кредиту? К тому же вы уже подсчитывали, как будут потраче­ны деньги и насколько эффективными окажутся вложения? К.: Нет. Т.: Почему?

К.: Я не вижу смысла в этом вообще.

Т.: Тогда, что вы имеете в виду, сожалея, что не начали свой бизнес?

К.: Не знаю. Мне просто не нравится, где я сейчас. Т.: А где вы?

К.: Есть неприличное слово. Не хочется говорить. Т.: Что вы имеете в виду?

К.: Зарплата низкая (со злостью в голосе). Самому было бы проще заработать. А я решил, что профессионал, и стал ра­ботать на дядь. Дяди оказались жадными. Т.: Так, понимаю, что дяди были разные? К.: Да, я уже много где успел поработать. Везде одно и то же. Т.: Что для вас действительно выгодно — сожаление об упу­щенных возможностях или поиск решений, направленных на улучшение своего положения? К.: Конечно, хотелось бы лучше жить. Т.: Вы знаете как?

К.: В том-то и дело. Знал бы прикуп, жил бы в Сочи. Т.: Я правильно вас понял, что если вы найдете решение по улуч­шению своего материального и социального положения, то сожалеть об упущенных возможностях не станете? К.: Да.

Т.: Будем искать этот способ? К.: Согласен.

Комментарий

Другой способ решения проблемы данного клиента мог зак­лючаться в переформулировании. Тогда потребовалось бы пе­реформулировать дисфункциональную мысль, порождающую переживания об упущенных возможностях. Однако простое переформулирование не позволяет клиентам приблизиться к более явному осознанию неадаптивности мышления, ориен­тированного на сожаление.

В действительности данный клиент имел еще много сожа­лений об упущенных возможностях. Совместно с психоте­рапевтом были проведены еще две сессии, направленные на коррекцию данного способа мышления (в одной из этих сес­сий были проанализированы сожаления об упущенном назна­чении на должность, на другой сессии — об упущенной воз­можности переезда в другую страну). В ходе терапии «сожале­ния» возобновлялись. Блокировались эти сожаления с помо­щью дневника самонаблюдения, в одну из колонок которого клиент вписывал все свои сожаления. Понимание, что поиск возможностей достичь важных целей в будущем, по сути, за­шифрован в «сожалениях», позволяло мотивированно запол­нять вторую колонку, где указывалась возможная цель, кото­рой хотелось бы достичь в будущем.

14. «ЧТО ЕСЛИ?» («А ВДРУГ?»)

Представление о том, что любое действие предполагает про­должение в виде вопроса «Что если? » Например: «Если я пойду работать на эту должность — что если не справлюсь» ?

Общее описание способа коррекции

Появление такого рода вопроса, как и его аналога «А вдруг? » связано с тревожными переживаниями клиента относитель­но правильности тех или иных решений. В основе коррекции лежит доведение до осознания клиента связи между сомнени­ями в правильности принятого решения, попытками его пере­смотра с помощью вопроса «Что если?» и расчетом на нахож­дение 100% верного решения. Понимание этой связи и форми­рование здорового отношения к вероятностным решениям составляют суть коррекции данного способа мышления.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ

1. Доведение до осознания клиента связи между тревожностью, вызванной сомнениями в правильности принятого решения, попытками его пересмотра с помощью вопроса «Что если?» и расчетом на нахождение 100% верного решения.


Пошаговый алгоритм

  1. Доведение до осознания пациента связи между тревожностью, вызы­ваемой сомнениями

в правильности принятого решения, попытками его пересмотра с помощью вопроса «Что если?» и расче­том на нахождение 100% верного решения.

  1. Обеспечение контролируемого

и оцениваемого поиска решений.

  1. Формирование отно­шения к вероятност­ному выбору.
Обеспечение осознания этого факта является важным ус­ловием успеха терапии. Вопрос «Что если?» и его аналоги яв­ляются отображением способа совладания с тревожностью и в ряде случаев тяготеют к навязчивостям.

  1. Обеспечение контролируемого и оцениваемого поиска решений

Речь идет о предложении клиенту осуществлять формали­зованную (в виде дневника) оценку вероятностей успеха от того или иного решения.

  1. Формирование отношения к вероятностному выбору

Формирование отношения к своему решению, осуществ­ленному на основе вероятностного прогнозирования, в ряде случаев может потребовать длительной проработки для фор­мирования устойчивого автоматизма.

Практический пример

Клиент: Да, такой вопрос (что если...?) возникает у меня ча­сто и не зависит от того, что мне предстоит сделать. Терапевт: Что вы делаете после того, как возникает такой вопрос? К.: Начинаю продумывать варианты своего поведения и размышлять над тем, какие «если» могут случиться. Т.: Когда возникает вопрос «что если?», что вы чувствуете? К.: Чувствую тревогу. Т.: Это ощущение возникает перед тем, как появляется вопрос, или после?

К.: Сначала тревога, а потом появляется мысль «Что если...?» Когда начинаю думать над этим «если» — тревога усили­вается.

Т.: Рассмотрим конкретный пример. В какой ситуации, кото­рую вы можете хорошо вспомнить, появлялся этот вопрос ? К.: Перед покупкой авто. Когда брал кредит, решил, что возьму его в долларах. После того как сказал банкиру об этом реше­нии, целую неделю мучился вопросом: «Что если доллар вырастет? » Дошел до того, что видел себя уже разорившим­ся и в долговой яме, хотя сумма кредита была невелика, и я мог ее погасить за три недели. Т.: Когда впервые появились тревожные ощущения? К.: Когда вообще решил брать кредит.

Т.: В этой кредитной истории мысль, о которой вы рассказа­ли, была самым первым «если?» или были «Что если...» или: «А вдруг...» в связи с другими более ранними событиями? К.: Эта была самой первой. Потому что однозначного реше­ния не было. Т.: Что значит — не было однозначного решения? К.: Были варианты: брать в рублях, долларах или в евро, а ка­кой из них лучше и надежнее — я не понимал. Терапевт и клиент исследуют еще несколько случаев появ­ления мысли «Что если?» и ее аналогов. Обнаружилось, что появление вопроса тесно связано с тревожными опасениями клиента в случаях, когда не только видятся риски, но и когда риски минимальны, а клиент их сам преувеличивает и разви­вает в своем воображении. Выявилась и другая, связанная с вопросом «что если?» проблема — клиент часто не мог при- пять какое-либо решение, склоняясь то к «да», то к «нет» бла­годаря сомнениям.

Т.: Верно я понимаю, что общий алгоритм рассуждений схе­матично можно представить, как:

    1. ситуация, требующая принятия решения;

    2. принятие решения;

    3. тревога и сомнения в его оптимальности («Что если...?», «А вдруг?» и т.п.);

    4. поиск новых решений;

5) усиление тревоги в связи с отсутствием очевидно лучше­го решения.

К.: Согласен.

Т.: Основные усилия предлагаю сосредоточить на 2 и 3 пун­ктах. Помимо самого принятия решения, иногда осно­ванного на вероятностном прогнозировании, предлагаю создать способ отношения к подобным решениям. Со­гласны?

К.: Способ отношения к собственным решениям? Это как?

Т.: Отвлечемся. Допустим, как в сказке, вы решаете: пойти прямо, направо или налево. Путем сопоставления фактов вы приходите к выводу, что надо идти прямо, это пункт 2 из нашего алгоритма. Пока понятно?

К.: Да.

Т.: Теперь вы человек, имеющий некое решение. Вопрос зак­лючается в том, как вы станете обращаться с этим решени­ем. Например, можно забыть о нем или начать сомневать­ся, или говорить «Что если?» и так далее.

К.: Да, понял.

Т.: Я предлагаю вам создать и изучить несколько разных спо­собов того, как можно обращаться со своим мнением или решением, и что из этого получится.

К.: Как это сделать?

Т.: Как вы думаете, решения, которые мы принимаем, что пред­полагают в дальнейшем? Если вы приняли какое-то реше­ние, то что происходит дальше?

К.: Его надо выполнить.

Т.: Если вас что-либо будет отвлекать от поведения, направлен­ного на практическое воплощение вашего решения, вам бу­дет удобно?

К.: Нет, конечно.

Т.: Как вы думаете, ваши сомнения в правильности выбранного решения влияют на то, что можно назвать энергией деятель­ности? Сомнения усиливают или ослабляют эту энергию?

К.: Да. Точно ослабляют. Я с этим много раз сталкивался.

Т.: Что получалось в итоге?

К.: Нервотрепка, а часто решения вообще не выполнялись.

Т.: Может это и хорошо, что они не выполнялись?

К.: Иногда это было хорошо. Но это было крайне редко.

Т.: Я предлагаю вам исследовать в случаях сомнений то, как они влияют на «заряд» деятельности. Под этим словом пред­лагаю понимать внутреннюю готовность прикладывать усилия и энергию реальных действий.

К.: Я понял о чем речь.

Т.: Тогда нам потребуется дневник. Но кроме ответа на вопрос «Что если...?», укажите еще ответ на вопрос: «Какие пре­имущества в том, чтобы исполнять решение, а не сомне­ваться в нем».


Решение

Вероятность того, что решение верное

«Что если...» и т.п.

Дельта изменения энергии +/—

Какие преимущест­ва в том, чтобы исполнять решение, а не сомневаться в нем

Дельта изменения энергии +/—






















































1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей