(с сомнением).
Т.: Так это вопрос не к психотерапевту, а к работодателям.
К.: Они не поднимут цену. Им свои дачи строить надо. У них образование три класса, а аппетит отменный.
Т.: Так чем же они лучше вас?
К.: В том-то и беда, что ничем.
Т.: Тогда почему вы не поднимете свою цену?
К.: Мне что — им морду бить? Их «маргинальные величества» сами увеличивать мою зарплату «не хочут». А просить и унижаться я не могу.
Т.: Что — гордость мешает?
К.: Да. Представьте себе, что-то еще сохранилось.
Т.: А за что вам гордиться собой? Машины у вас нет, дачи нет.
К.: Хотя бы за то, что свиньей не был.
Т.: Не был, не участвовал, не состоял — это понятно. Но никак не характеризует человека. Что у вас такого есть — что вы можете себя уважать?
К.: Мозги есть.
Т.: В анатомическом смысле?
К.: Я профессионал классный. У меня много действительно стоящих разработок.
Т.: Сколько стоящих?
К.: Много.
Т.: Как такое возможно? Вы никто, но у вас есть стоящие разработки. Одно другому не противоречит?
К.: Да. Действительно противоречит. Хотя вроде все логично.
Т.: Какая часть выражения требует корректировки — «вы никто» или «у вас есть стоящие разработки»?
К.: Нет, понятно, что я, конечно, кто-то. Я имел в виду другое, что мне не нравится, как у меня сложились дела.
Т.: Выводы из того, что «я никто», сильно отличаются от выводов после фразы «мне не нравится, как у меня сложились дела» ?
К.: Да. Я понял. Но какие выводы возможны из того, что мне не нравится, как сложились дела?
Т.: Можем подумать вместе. Но прежде ответьте на вопрос, как
они должны сложиться, чтобы вы оказались удовлетворены? К.: Не знаю даже. Я уже давно об этом не думал. Просто работал, а как хочу, чтобы было, сразу так и не скажу.
Комментарий
Клиент по сути переформулировал иррациональную мысль из «Я — никто» в мысль «Мне не нравится, как сложились мои дела». Можно было то же самое решение получить и с помощью базовой техники переформулирования. Однако при данном способе коррекции клиент в более доступной форме мог сопоставить противоречивость собственных умозаключений.
В дальнейшем был осуществлен четвертый этап терапии — предполагающий коррекцию представлений о себе.
13. ОРИЕНТАЦИЯ НА СОЖАЛЕНИЕ
Этот стиль мышления характеризуется концентрацией на идеях, что в прошлом успех был большим, чем тот, что имеется сейчас. Например: «Я имел лучшую работу, чем та, что у меня сейчас», «Это надо было делать раньше, а сейчас момент уже упущен» и т.п.
Общее описание способа коррекции
В основе ориентации сожалеть об упущенных возможностях лежит неудовлетворенность актуальным положением дел в той или иной сфере деятельности. Сожаления, направленные в прошлое, блокируют генерацию перспективных целей. Как следствие — действия, направленные на улучшение ситуации, не предпринимаются.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ
1. Выявить негативные оправдания (Почему сейчас поздно?)
На первом этапе коррекции данного способа мышления и последствий, связанных с его применением, уместны прямые предложения клиенту осуществить сейчас тот вид деятельности, о котором он сожалеет. Важным является получение негативной информации, связанной с объяснениями, почему сой- час данные действия невозможны или могут вызвать негативные последствия.
2. Противопоставить негативным последствиям от упущенных возможностей актуальность улучшения текущей ситуации.
После того как клиент самостоятельно предоставит вам массированную аргументацию о невозможности данного действия (действия или бездействия, о котором он сожалеет), следует прояснить его текущую жизненную ситуацию, которой он не удовлетворен и которую хотел бы изменить. Получение согласия со стороны клиента на поиск способов достижения актуальных целей позволяет в будущем довольно быстро блокировать вероятные повторные переживания об упущенных возможностях.
Практический пример
Клиент: К сожалению, я в свое время не начал своего бизнеса.
Терапевт: Почему сейчас не заняться им?
К.: Теперь поздно, все уже поделено.
Т.: О чем вы говорите? Что поделено?
К.: Бизнес поделен.
Т.: Каким именно бизнесом вы хотели бы заняться? К.: Можно было сотовой связью заняться или оргтехникой. Т.: Вы составляли бизнес-план и проводили маркетинговый анализ? Откуда вы знаете, что эти сферы сегодня поделены?
К.: Так всем известно, что сейчас уже крупным компаниям
тесно на рынке. Куда мне без стартового капитала?! Т.: Присутствие на рынке крупных компаний разве означает,
что больше никто не сможет заниматься бизнесом? К.: Нет. Кто-то, наверно, сможет. Но моя ситуация не позволяет стартовать. Это надо было делать еще в 90-х. Т.: Какая у вас ситуация и какой она должна быть, чтобы начать свое дело?
К.: Надо иметь хотя бы 500 тысяч, связи и административные ресурсы.
Т.: Вы говорите о том, что надо иметь. Но меня интересует, что надо делать, чтобы иметь это? К.: Деньги эти надо зарабатывать, а у меня нет таких возможностей.
Т.: Если у вас будет на руках 499 тысяч рублей, то начинать еще рано? Откуда эта сумма — 500 тысяч? Есть бизнес-про- ект, который мы могли бы обсудить?
К.: Нет, бизнес-плана у меня нет.
Т.: Тогда откуда взялась эта цифра?
К.: Я ее так, умозрительно представил.
Т.: Свою деятельность в бизнесе вы тоже представляете умозрительно или шаги прописаны?
К.: Нет, конечно, я не прописывал их. Какой смысл, ведь денег-то нет?!
Т.: Бизнесмен — это тот, кто потребляет средства или производит их?
К.: Теоретически — производит.
Пошаговый алгоритм
Выявить негативные оправдания (почему сейчас поздно?)
Противопоставить негативным последствиям
от упущенных возможностей актуальность улучшения текущей ситуации. Т.: Тогда почему вы начинаете свои первые шаги с мыслей и рассуждений о потреблении?
К.: Какое же это потребление? Я говорю, что деньги нужны, но не прошу их ни у кого.
Т.: Допустим, что вы не
склонны потреблять, тогда какие действия вы можете совершить уже сейчас? Действия, которые помогут создать и организовать свой бизнес.
К.: Что мне — кредит что ли брать? Так я потом не рассчитаюсь.
Т.: Что же это за бизнес у вас такой будет, что с кредитом на него рассчитаться не сможете?
К.: Дело не в моем бизнесе, а в позиции банков. Я согласен с Марк Твеном, что банкир — это человек, который предлагает вам зонтик в хорошую погоду и отбирает его в плохую.
Т.: Как же вы намерены вести бизнес, что перспективу уже сейчас видите с плохой погодой и невозможностью расчета по кредиту? К тому же вы уже подсчитывали, как будут потрачены деньги и насколько эффективными окажутся вложения? К.: Нет. Т.: Почему?
К.: Я не вижу смысла в этом вообще.
Т.: Тогда, что вы имеете в виду, сожалея, что не начали свой бизнес?
К.: Не знаю. Мне просто не нравится, где я сейчас. Т.: А где вы?
К.: Есть неприличное слово. Не хочется говорить. Т.: Что вы имеете в виду?
К.: Зарплата низкая (со злостью в голосе). Самому было бы проще заработать. А я решил, что профессионал, и стал работать на дядь. Дяди оказались жадными. Т.: Так, понимаю, что дяди были разные? К.: Да, я уже много где успел поработать. Везде одно и то же. Т.: Что для вас действительно выгодно — сожаление об упущенных возможностях или поиск решений, направленных на улучшение своего положения? К.: Конечно, хотелось бы лучше жить. Т.: Вы знаете как?
К.: В том-то и дело. Знал бы прикуп, жил бы в Сочи. Т.: Я правильно вас понял, что если вы найдете решение по улучшению своего материального и социального положения, то сожалеть об упущенных возможностях не станете? К.: Да.
Т.: Будем искать этот способ? К.: Согласен.
Комментарий
Другой способ решения проблемы данного клиента мог заключаться в переформулировании. Тогда потребовалось бы переформулировать дисфункциональную мысль, порождающую переживания об упущенных возможностях. Однако простое переформулирование не позволяет клиентам приблизиться к более явному осознанию неадаптивности мышления, ориентированного на сожаление.
В действительности данный клиент имел еще много сожалений об упущенных возможностях. Совместно с психотерапевтом были проведены еще две сессии, направленные на коррекцию данного способа мышления (в одной из этих сессий были проанализированы сожаления об упущенном назначении на должность, на другой сессии — об упущенной возможности переезда в другую страну). В ходе терапии «сожаления» возобновлялись. Блокировались эти сожаления с помощью дневника самонаблюдения, в одну из колонок которого клиент вписывал все свои сожаления. Понимание, что поиск возможностей достичь важных целей в будущем, по сути, зашифрован в «сожалениях», позволяло мотивированно заполнять вторую колонку, где указывалась возможная цель, которой хотелось бы достичь в будущем.
14. «ЧТО ЕСЛИ?» («А ВДРУГ?»)
Представление о том, что любое действие предполагает продолжение в виде вопроса «Что если? » Например: «Если я пойду работать на эту должность — что если не справлюсь» ?
Общее описание способа коррекции
Появление такого рода вопроса, как и его аналога «А вдруг? » связано с тревожными переживаниями клиента относительно правильности тех или иных решений. В основе коррекции лежит доведение до осознания клиента связи между сомнениями в правильности принятого решения, попытками его пересмотра с помощью вопроса «Что если?» и расчетом на нахождение 100% верного решения. Понимание этой связи и формирование здорового отношения к вероятностным решениям составляют суть коррекции данного способа мышления.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ
1. Доведение до осознания клиента связи между тревожностью, вызванной сомнениями в правильности принятого решения, попытками его пересмотра с помощью вопроса «Что если?» и расчетом на нахождение 100% верного решения.
Пошаговый алгоритм
Доведение до осознания пациента связи между тревожностью, вызываемой сомнениями
в правильности принятого решения, попытками его пересмотра с помощью вопроса «Что если?» и расчетом на нахождение 100% верного решения.
Обеспечение контролируемого
и оцениваемого поиска решений.
Формирование отношения к вероятностному выбору.
Обеспечение осознания этого факта является важным условием успеха терапии. Вопрос «Что если?» и его аналоги являются отображением способа совладания с тревожностью и в ряде случаев тяготеют к навязчивостям.
Обеспечение контролируемого и оцениваемого поиска решений
Речь идет о предложении клиенту осуществлять формализованную (в виде дневника) оценку вероятностей успеха от того или иного решения.
Формирование отношения к вероятностному выбору
Формирование отношения к своему решению, осуществленному на основе вероятностного прогнозирования, в ряде случаев может потребовать длительной проработки для формирования устойчивого автоматизма.
Практический пример
Клиент: Да, такой вопрос (что если...?) возникает у меня часто и не зависит от того, что мне предстоит сделать. Терапевт: Что вы делаете после того, как возникает такой вопрос? К.: Начинаю продумывать варианты своего поведения и размышлять над тем, какие «если» могут случиться. Т.: Когда возникает вопрос «что если?», что вы чувствуете? К.: Чувствую тревогу. Т.: Это ощущение возникает перед тем, как появляется вопрос, или после?
К.: Сначала тревога, а потом появляется мысль «Что если...?» Когда начинаю думать над этим «если» — тревога усиливается.
Т.: Рассмотрим конкретный пример. В какой ситуации, которую вы можете хорошо вспомнить, появлялся этот вопрос ? К.: Перед покупкой авто. Когда брал кредит, решил, что возьму его в долларах. После того как сказал банкиру об этом решении, целую неделю мучился вопросом: «Что если доллар вырастет? » Дошел до того, что видел себя уже разорившимся и в долговой яме, хотя сумма кредита была невелика, и я мог ее погасить за три недели. Т.: Когда впервые появились тревожные ощущения? К.: Когда вообще решил брать кредит.
Т.: В этой кредитной истории мысль, о которой вы рассказали, была самым первым «если?» или были «Что если...» или: «А вдруг...» в связи с другими более ранними событиями? К.: Эта была самой первой. Потому что однозначного решения не было. Т.: Что значит — не было однозначного решения? К.: Были варианты: брать в рублях, долларах или в евро, а какой из них лучше и надежнее — я не понимал. Терапевт и клиент исследуют еще несколько случаев появления мысли «Что если?» и ее аналогов. Обнаружилось, что появление вопроса тесно связано с тревожными опасениями клиента в случаях, когда не только видятся риски, но и когда риски минимальны, а клиент их сам преувеличивает и развивает в своем воображении. Выявилась и другая, связанная с вопросом «что если?» проблема — клиент часто не мог при- пять какое-либо решение, склоняясь то к «да», то к «нет» благодаря сомнениям.
Т.: Верно я понимаю, что общий алгоритм рассуждений схематично можно представить, как:
ситуация, требующая принятия решения;
принятие решения;
тревога и сомнения в его оптимальности («Что если...?», «А вдруг?» и т.п.);
поиск новых решений;
5) усиление тревоги в связи с отсутствием очевидно лучшего решения.
К.: Согласен.
Т.: Основные усилия предлагаю сосредоточить на 2 и 3 пунктах. Помимо самого принятия решения, иногда основанного на вероятностном прогнозировании, предлагаю создать способ отношения к подобным решениям. Согласны?
К.: Способ отношения к собственным решениям? Это как?
Т.: Отвлечемся. Допустим, как в сказке, вы решаете: пойти прямо, направо или налево. Путем сопоставления фактов вы приходите к выводу, что надо идти прямо, это пункт 2 из нашего алгоритма. Пока понятно?
К.: Да.
Т.: Теперь вы человек, имеющий некое решение. Вопрос заключается в том, как вы станете обращаться с этим решением. Например, можно забыть о нем или начать сомневаться, или говорить «Что если?» и так далее.
К.: Да, понял.
Т.: Я предлагаю вам создать и изучить несколько разных способов того, как можно обращаться со своим мнением или решением, и что из этого получится.
К.: Как это сделать?
Т.: Как вы думаете, решения, которые мы принимаем, что предполагают в дальнейшем? Если вы приняли какое-то решение, то что происходит дальше?
К.: Его надо выполнить.
Т.: Если вас что-либо будет отвлекать от поведения, направленного на практическое воплощение вашего решения, вам будет удобно?
К.: Нет, конечно.
Т.: Как вы думаете, ваши сомнения в правильности выбранного решения влияют на то, что можно назвать энергией деятельности? Сомнения усиливают или ослабляют эту энергию?
К.: Да. Точно ослабляют. Я с этим много раз сталкивался.
Т.: Что получалось в итоге?
К.: Нервотрепка, а часто решения вообще не выполнялись.
Т.: Может это и хорошо, что они не выполнялись?
К.: Иногда это было хорошо. Но это было крайне редко.
Т.: Я предлагаю вам исследовать в случаях сомнений то, как они влияют на «заряд» деятельности. Под этим словом предлагаю понимать внутреннюю готовность прикладывать усилия и энергию реальных действий.
К.: Я понял о чем речь.
Т.: Тогда нам потребуется дневник. Но кроме ответа на вопрос «Что если...?», укажите еще ответ на вопрос: «Какие преимущества в том, чтобы исполнять решение, а не сомневаться в нем».
Решение
| Вероятность того, что решение верное
| «Что если...» и т.п.
| Дельта изменения энергии +/—
| Какие преимущества в том, чтобы исполнять решение, а не сомневаться в нем
| Дельта изменения энергии +/—
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |