Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Руководство по когнитивно-поведенческой психотерапии Психотерапия Москва 2009 ббк88. 8 Удк 159. 7 X 20


НазваниеРуководство по когнитивно-поведенческой психотерапии Психотерапия Москва 2009 ббк88. 8 Удк 159. 7 X 20
АнкорKharitonov S V Rukovodstvo po kognitivno-p ovedencheskoy terapii 1.doc
Дата28.02.2018
Размер1.57 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаKharitonov_S_V_Rukovodstvo_po_kognitivno-povedencheskoy_terapii_
ТипРуководство
#36744
страница3 из 14
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
ГЛАВА 2
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ


В данной главе представлены основные, наиболее распрост­раненные методы когнитивно-поведенческой психотерапии. Описания включают стилизованные выдержки из реальных бе­сед с клиентами, поэтому представлены в виде сокращенных ди­алогов, которые отображают суть конкретной техники. В снос­ках приводится формализованная схема техники. В конце наи­более распространенные проблемы и способы их решения.

1. АБС-АНАЛИЗ

На первой сессии мы разъясняем клиенту сущность ког­нитивного подхода. Как события и наши реакции на эти собы­тия связаны? Почему мы реагируем так, а не иначе? Подроб­но разъясняем, как наши автоматические мысли влияют на наши реакции.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ

ABC-техника состоит из восьми последовательных шагов.

1. Демонстрация связи между событиями, мыслями и реакциями

Не для всех людей очевидна связь между событиями, мыс­лями об этих событиях и реакциями на них. Чтобы достичь результатов, психотерапии требуется демонстрация этих свя­зей клиенту и достижение понимания с его стороны, как свя­заны между собой мысли, события и реакции (А, В, С).

С этой целью психотерапевты часто приводят примеры из жизни других людей, и когда клиент оказывается в состоянии понимать суть связи ABC, переходят к поиску примеров из личной истории клиента.

        1. Указания на скоротечность автоматических мыслей

После того как клиент осознал факт наличия связей между событиями, мыслями и реакциями, значительную роль для дальнейшего прогресса будет играть осознание им качествен­ных особенностей автоматических мыслей. В частности — их скоротечности и мгновенности появления.

Как правило, необходимы разъяснения, что эти мысли яв­ляются мозговыми автоматизмами, для возникновения кото­рых требуются доли секунды и поэтому они редко представле­ны в привычной для осознания словесной форме. Иначе гово­ря, это мысли с высокой скоростью внутреннего проговарива- ния, и поэтому для их обнаружения требуется активное вни­мание и отслеживание.

        1. Побуждение клиента к установлению контроля над автоматическими мыслями

На первых порах, до формирования положительных под­креплений от активного отслеживания автоматических мыс­лей, клиенты склонны недооценивать роль осознанного конт­роля над ними и могут употреблять свои привычные алгорит­мы обработки информации. В этой связи оправданными выг­лядят периодические усилия клиента и психотерапевта, на­правленные на исследование возможных выгод от установле­ния контроля над автоматическими мыслями.

        1. Предложение заполнять ABC-таблицу и собрать коллекцию автоматических мыслей

Для удобства работы и формирования навыков по осознан­ному контролю автоматических мыслей наиболее популярной формой является заполнение ABC-таблицы. Это позволяет не только структурировать ABC-связи в наглядном и удобном виде, но и собрать коллекцию автоматических мыслей.


А

В

С

Событие

Автоматическая мысль

Реакция



В клинической практике, как правило, мы предлагаем кли­ентам отслеживать момент возникновения своей нежелатель­ной реакции, например тревоги. После чего клиенту предлага­ется идентифицировать то событие, которое послужило при­чиной этой реакции. Таким образом последовательность за­полнения ячеек в таблице С —А—В.

Прежде чем клиент приступит к самостоятельной работе по заполнению формы ABC, необходима совместная с психо­терапевтом практика такого заполнения. С этой целью умест­но и оправданно исследование актуальной (проблемной) реак­ции клиента и заполнение от двух до пяти ABC-строк. Требу­ется не буквальное следование рекомендации заполнить 2 — 5 строк, а предоставить клиенту достаточное количество нагляд­ных свидетельств ABC-анализа, вписанных в таблицу, с кото­рой он продолжит работу самостоятельно.

        1. Проверка того, что клиент понял - как делать, что делать и сколько делать

До начала самостоятельной работы требуется проверка спо­собности клиента к заполнению ABC-таблицы без помощи психотерапевта. Рекомендуется предлагать ему самостоятель­но заполнить ABC-строки, начиная с более простых и понят­ных случаев, где можно ожидать, что ABC-связь очевидна для него, и двигаться далее от простого к сложному.

        1. Мотивирование к заполнению АВС-таблицы (по необходимости)

В ряде случаев, чаще всего после первого, второго опыта по самостоятельному заполнению АВС-таблицы, у клиентов мо­жет возникать ощущение, что они уже хорошо овладели тех­никой и поэтому могут «расслабиться», уменьшив свои уси­лия в отслеживании автоматических мыслей. Этот момент необходимо оговаривать прямо и придти к соглашению о том, в какой мере контроль над автоматическими мыслями будет присутствовать в дальнейшей работе (возможно, это не 100% активности и внимания, а только 10%), тогда будет понятно, какие реальные усилия клиент готов приложить к терапии.

Очевидно, чем меньшую активность будет демонстрировать клиент, тем более тщательный подбор симптомов-мишеней потребуется от психотерапевта.

В случае, если снижение активности клиента достигает кри­тичных для терапии величин, то в качестве мотивирующих и побуждающих факторов могут выступать исследования уже достигнутых результатов психотерапии и оценка их выгоды.


Пошаговая схема АВС-анализа

  1. Демонстрация связи между событиями, мыслями и реакциями.

  2. Указания

на скоротечность

автоматических

мыслей.

  1. Побуждение пациента к установлению контроля над автоматическими мыслями.

  2. Предложение заполнять ЛВС-таблицу и собрать коллекцию автоматических мыслей.

  3. Совместный

с пациентом АВС- анализ какого-либо из его переживаний.

  1. Проверка, что пациент понял - как делать, что делать

и сколько делать.

  1. Мотивирование к заполнению АВС-таблицы

по необходимости.

  1. Самостоятельное, письменное заполнение таблицы пациентом дома

и предоставление ее на следующую сессию.
8. Самостоятельное, письменное заполнение таблицы дома и предоставление ее на следующую сессию

К заполненным формам ABC психотерапевт должен отно­ситься внимательно. Это важно не только для решения сугубо технологических проблем терапии, но и в связи с ценностью предоставляемого в таблицах материала для самого клиента.

Практический пример

Терапевт: Существует такая схема — ABC, она позволяет по­нять, как связаны события и наши реакции на эти собы­тия. Если вы возьметесь попробовать применить эту схему к своим реакциям, то обнаружите, как ваши мысли влияют на реакции. И если замените свои мысли, то и ваши неже­лательные реакции и переживания изменятся. Клиент: Звучит интересно, но я не понял, как мысли и реакции

могут быть связаны. Т.: Давайте рассмотрим пример. Представьте, что некий гос­подин X общается на повышенных тонах с другим господи­ном — Y. В какой-то момент X резко бросает на стол авто­ручку. Какую реакцию (реакции — это С на нашей схеме) вызовет это событие (событие обозначается как А) у госпо­дина Y? Это может быть и смех, и гнев, и обида, и т.д. То есть при одном и том же событии (А) мы можем увидеть совершенно разные реакции (С) со стороны господина Y. Чем объясняется такая вероятность?

А

В

С

Событие

Автоматическая мысль

Реакция


Дело в том, что между событием и реакцией в мозгу челове­ка возникает то, что принято обозначать автоматической мыс­лью (В). Проще говоря, реакция определяется тем объяснени­ем, которое дает мозг человека тому или иному событию.

Так, если рассматривае­мый в нашем примере госпо­дин Y подумает, что бросать авторучку от злости — смеш­но, потому как: «Люди, не уме­ющие контролировать свои эмоции — нелепы», то его ре­акция в виде смеха становится вполне понятной и адекватной для такого рода мысли.

Если наш господин Y ре­шит, что: «Он (X) на меня пы­тается давить, а это неприем­лемо и унизительно», то его реакция в виде гнева становит­ся вполне оправданной и пси­хологически понятной. Он также не станет смеяться над событием, которое считает для себя обидным или печаль­ным, а его реакции (С) гнев, смех или иные ощущения бу­дут адекватны. Если он посчи­тает, что «это унижает меня», то и реагировать будет в связи с предполагаемым им униже­нием. Если считает что «это непонятно», то и его реакция будет — от недоумения до от­каза контактировать с ситуа­цией, вызывающей это недо­умение.

К.: Да, звучит правдоподобно. Но я не припомню, чтобы у меня в голове возникали такие длинные предложения, как вы при­водите в примере. Реакция в основном возникает быстро.

Т.: Автоматические мысли действительно явление скоротеч­ное, поэтому и заслужили название автоматических. Как правило, они возникают очень быстро и так же быстро оп­ределяют характер реакции человека. Они могут не осоз­наваться как цельное предложение, если мы целенаправлен­но не попытаемся отслеживать их. Более того, автомати­ческие мысли в силу того, что возникают очень быстро, кажутся нам правдоподобными, и мы часто не задумыва­емся над тем, а можно ли доверять этим «лозунгам»? Но если отнестись к ним критически, то иногда выясняется, что мысль не такая уж и корректная. Изменение же мысли на более корректную мысль приводит к формированию более приемлемой реакции.

К.: Да, кажется, я понял. Но как это может помочь мне в реше­нии моей проблемы?

Т.: Для этого нам понадобиться сначала собрать коллекцию ваших автоматических мыслей, и тогда мы сможем понять, какие из этих мыслей стоит откорректировать.

К.: Хорошо, что для этого надо делать?

Т.: До нашей следующей встречи я предлагаю вам заполнить АВС-таблицу.


А

В

С

Событие

Автоматическая мысль

Реакция





















Времени на нее много не потребуется. Достаточно уделить 15 — 20 минут в день. В течение дня постарайтесь наблюдать за тем, какие проблемные реакции у вас возникают, и запишите эти реакции в столбце С. Опишите события, которые вызыва­ют эти проблемные реакции и предшествуют их появлению, и занесите их в столбец А. Третьим шагом, постарайтесь отве­тить на вопрос, какая мысль может объяснять именно эту ре­акцию. Давайте рассмотрим сегодняшний день и вместе запол­ним одну ABC-схему. Вспомните, у вас сегодня возникало не­гативное переживание, по поводу которого вы обратились за

консультацией ?

К.: Да, сегодня снова был этот приступ страха.

Т.: Таким образом, реакцией на нашей схеме будет страх?

К.: Да.

Т.: А в какой ситуации он возник, этот приступ страха?

К.: В метро.

Т.: В самом метро? (Здесь и далее надо помнить, что проясне­ние точной ситуации в которой возникла проблемная ре­акция клиента, очень важный элемент анализа. )

К.: Нет, точнее говоря, страх был еще до того, как я вошел в метро. Он появился на улице.

Т.: То есть вашу реакцию страха, это у нас С, спровоцировало что?

К.: Мысль! Мысль, что мне сейчас предстоит спускаться в метро.

Т.: Да, но что страшного в этой мысли?

К.: Как, что страшного? А вдруг мне опять там станет плохо!

Т.: Давайте теперь заполним нашу таблицу. С — это страх, А — это что?

К.: А — это предстоящий спуск в метро.

Т.: А как мы можем сформулировать автоматическую мысль, объясняющую связь между А и С ? Можно ее как лозунг оформить?

К.: Да так, как я ее и назвал, наверно?! «А вдруг мне станет плохо».

Т.: То есть помимо того, что вам может плохо стать в метро, вас еще беспокоит и страх, что может вновь быть плохо?!

К.: Да, иногда мне кажется, что это мой случай. Когда ожида­ние смерти — хуже самой смерти.

Т.: Как же будет выглядеть наша таблица? Попробуйте ее са­мостоятельно заполнить.

Клиент самостоятельно заполняет таблицу ABC:


А

В

С

Событие

Автоматическая мысль

Реакция

Ожидание поездки в метро

«А вдруг мне станет плохо»

«Страх»



Т.: Не трудно будет ежедневно уделять по 15 — 20 минут на ис­следование собственных мыслей и заполнение таблицы? К.: Нет. Но вдруг я что-нибудь не так заполню? Т.: Не беда. Вы можете записать так, как посчитаете необходи­мым. Если что-либо и перепутается, мы сможем разобрать­ся вместе.

Распространенные проблемы и способы их решения

При использовании ABC-техники проблемы возникают до­вольно редко, но все- таки встречаются. Как правило, они бы­вают по причине недостаточного навыка у психотерапевта, в связи с особенностями мышления клиента или по внешним причинам.

  1. Клиент недостаточно хорошо осознал связь между реак­циями и своими мыслями. Чаще всего это проявится в том, что он будет путаться при заполнении ABC-таблицы или пытаться заполнить столбец В мыслями, не отображающи­ми связь между активирующим событием А и реакцией С. Решение: рассмотреть дополнительные иллюстрирующие примеры связи между ABC из жизни самого клиента, пос­ле чего продолжить с 4 шага АВС-анализа.

  2. Автоматические мысли, которые указывает клиент, выглядят нелогичными и не отображают психологичес­ки понятную связь между событиями А и реакциями С.

Решение: например, клиент берет за событие А — слу­чайную встречу с другом, которого давно не видел, реак­ция С — тревога. Автоматической мыслью он предлагает считать — «Я спешу на работу». Как видно, такая мысль не объясняет реакцию С, на что следует указать клиенту и предложить совместно искать мысль, способную объяс­нить такую реакцию. При этом возможны гипотезы со сто­роны психотерапевта. Например, психотерапевт может предположить, что я бы мог подумать: «Он, наверное, за­был о моем существовании и может меня отвергнуть», — или: «Он мог добиться большего, чем я, и я буду чувство­вать себя слабаком», и т.д.

Следует, не настаивая на каких-либо конкретных форму­лировках, привести несколько возможных лозунгов и по­интересоваться, есть ли что-нибудь близкое для клиента или он уже сформулировал свой лозунг. Понятно, что лозунги, сформулированные клиентом, более удобны для последу­ющей работы.
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей