Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Руководство по когнитивно-поведенческой психотерапии Психотерапия Москва 2009 ббк88. 8 Удк 159. 7 X 20


НазваниеРуководство по когнитивно-поведенческой психотерапии Психотерапия Москва 2009 ббк88. 8 Удк 159. 7 X 20
АнкорKharitonov S V Rukovodstvo po kognitivno-p ovedencheskoy terapii 1.doc
Дата28.02.2018
Размер1.57 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаKharitonov_S_V_Rukovodstvo_po_kognitivno-povedencheskoy_terapii_
ТипРуководство
#36744
страница5 из 14
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Примечание к таблице. Хотя и не все строки приемлемы для остальных столбцов, рекомендуется использовать именно эту форму. Она увеличивает наглядность. Так строка «Я смогу любить мужа» не может оцениваться в столбце «Свободные отношения», но сам по себе факт невозможности такой оцен­ки сильно влияет на последующее принятие решения.

Комментарий

На следующих двух встречах было проведено заполнение таблицы и оказалось, что клиентке легче всего удалось запол­нять столбец «Вернуть мужа», что связано с хорошей прорабо­танностью соответствующих представлений. В данном случае терапевт стимулировал представления о выгодах и издержках по другим столбцам, иногда прямо предлагая ту или иную фор­мулировку. После совместных обсуждений число используе­мых описательных категорий удалось несколько выровнять, по каждому из столбцов. В результате наиболее выгодным ока­залось создание полной семьи. Наиболее затратным — «родить ребенка не выходя замуж».

После проведения такой многосторонней оценки, с согла­сия клиентки был составлен список издержек в связи с созда­нием полной семьи и начата программа «по минимизации из­держек и последовательным достижениям».

Распространенные проблемы и способы их решения

Несмотря на то, что было проведено подробное и достаточ­но полное исследование альтернатив, клиент вновь начал со­мневаться.

Такая проблема в основном бывает связана либо с избыт­ком объема информации и неумением клиента работать с боль­шими массивами данных, либо в связи с его надеждами на су­ществование более удобных альтернатив (что чаще).

Решение: данная трудность устраняется довольно просто, несмотря на то, что именно эта проблема парализует эффек­тивность многих психотерапевтических вмешательств. Кли­енту надо предложить (иногда это можно сделать сразу, в са­мом начале выполнения данной техники) исследовать и создать описание к еще одному из альтернативных способов — «Не принимать никакого решения». С обстоятельным изучением выгод и издержек при таком подходе, когда клиент деклариру­ет разные альтернативы, но на самом деле не принимает ника­кого решения.

5. СОЗДАНИЕ ПРАВДОПОДОБНОЙ И ВЫГОДНОЙ АЛЬТЕРНАТИВЫ

Для того чтобы заменить неадаптивный лозунг, требуется сформулировать автоматическую мысль правдоподобно и оце­нить выгоды, получаемые от нее и от альтернативной, более правдоподобной мысли. По сути это смешанная техника, вклю- ^ющая в себя переформулирование, поиск альтернатив и ис­следование выгод.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ

  1. Формулирование автоматической мысли

Идентифицировав последовательность проблемной ABC, требуется четкое формулирование автоматической мысли. В идеале эта мысль должна быть выражена одним, максимум — двумя предложениями, где каждое слово в принятой к обра­ботке формулировке имеет личностный смысл для клиента.

  1. Оценка доверия к автоматической мысли

Автоматические мысли, как правило, имеют высокую убе­дительность для клиента.

В большей части случаев многие не задаются вопросом: «На­сколько я могу доверять этой автоматической мысли?»

Основная задача данной процедуры заключается в иссле­довании той силы доверия, которое питает клиент к данной автоматической мысли. С этой целью удобно исследовать уро­вень доверия с помощью 100-балльной шкалы (или в %), где О баллов — нет доверия вообще, а 100 балов (или %) означают полное и безоговорочное доверие к автоматической мысли. Полученный результат оценки рекомендуется вносить в таб­лицу (графа В, см. в практическом примере).

  1. Оценка выраженности реакции

Выраженность реакции, как и уровень доверия к автомати­ческой мысли, удобно исследовать в том же диапазоне 100% (балльных) измерений. Соответственно, 0 баллов — (%) реак­ции нет, 100 баллов (%) — максимально возможная выражен­ность реакции.

  1. Поиск альтернативного, более правдоподобного лозунга с более высоким потенциалом доверия

На этом шаге мы предлагаем клиенту взять под сомнение автоматическую мысль, не доверяясь ей безоговорочно, про­вести совместное с психотерапевтом изучение ее правдоподоб­ности и сформулировать одну или (если потребуется) несколь­ко альтернативных мыслей, способных заменить автоматичес­кую мысль.

  1. Сравнение выгод старого лозунга по сравнению с новым

После того как новый, более адаптивный лозунг сформули­рован, требуется проверка его выгодности. С этой целью мож­но предложить клиенту прямо сравнить, какая мысль выгод­нее, старая — автоматическая или вновь сформулированная, и предложить какие-либо практические примеры, с помощью которых это сравнение будет сделать удобно. Понятно, что задача заключается в поиске более выгодных формулировок.

  1. Оценка ожидаемой реакции

После того как клиент начинает отдавать предпочтение но­вой формулировке, уместно оценить изменение реакции (или ее силы), которые возможны при употреблении этой новой мысли.

  1. Формирование когнитивно-динамического стереотипа

После того как новая мысль, способная заменить старую, автоматическую, сформулирована, требуется создать навык ее

автоматического возникновения. В связи с чем понадобится частая практика применения нового лозунга. Понятно, что это делается под осознанным контролем клиента, как правило — в виде домашних заданий, нацеленных на отслеживание своих реакций и ситуаций, связанных с появлением автоматической мысли, и последующей подстановкой на место старой автома­тической мысли вновь сформулированной и более адаптивной.

Практический пример № 1

Так как сфера приложений когни­тивной психотерапии не ограничива­ется только клинической практикой, рассмотрим случаи консультирования в области спортивной психологии. В частности — стендовую стрельбу (весьма сложный с точки зрения пси­хического саморегулирования вид спорта).

Спортсмен обратился в связи с психической напряженностью, воз­никающей после промаха во время выполнения серии выстрелов.

Безусловно, промах — событие неприятное и по факту влияющее на призовое место. Однако он уже слу­чился, и приходится обратить на него собственное внимание. К сожалению, иногда приходится видеть, как великолепные мастера, испытав разочарование от своего промаха, вели даль­нейшую стрельбу без «энтузиазма» и совершали ошибки уже по причине досрочного предсказания — «Я уже упустил свой шанс». Но 24-х из 25 попаданий (или 49 из 50 на дуплетах) часто оказывается достаточно для выхода в финал и победы в фина­ле. Понятно, что шансы становятся меньше, ведь другие стрел­ки могут набрать абсолютный результат. Но разве эти шансы исчезают совсем?


Стендовая стрельба включает в себя несколько

упражнений, общий смысл которых можно

сформулировать как совершение серии выстрелов (25 в упражнениях трап и скит и 50 в упражнении дубль-трап) по вылетающим мишеням.
В данном случае за основу коррекции берется АВС-табли- ца. Однако в ней появляются некоторые дополнения. Так, для обеспечения адекватного поиска правдоподобной альтерна­

тивы сначала потребуется взвесить и оценить то доверие, ко­торое клиент испытывает к собственной автоматической мысли. Делать это удобнее в процентной шкале от 0% до 100%. Где 0% ^ мысль не вызывает доверия вовсе, а 100% доверия предполагают, что данная автоматическая мысль — абсолют­ная истина.

В столбце С (реакция) также возникает одно дополнение. Нам недостаточно обозначить только характер реакции (на­пример, огорчился, разозлился и т.п.), требуется оценить и ее выраженность. Это делается в процентной шкале от 0% до 100%, где0% — реакция отсутствует, 100% — реакция выражена мак­симально.


А

Событие и ситуации

В

Автоматическая мысль и доверие к ней (0—100 %)

с

Реакция и ее выраженность (0—100 % )












В рассматриваемом случае наш клиент уже провел АВС- анализ и его автоматическая мысль (мишень терапии) сфор­мулирована.

А

Событие и ситуации

В

Автоматическая мысль

с

Реакция

Промах

Я испортил всю серию

Разочарование
















Спортсмен: Я испортил всю серию, и поэтому разочарован! Психотерапевт: Каков процент силы этого разочарования? Если 0% — нет разочарования, а 100% — это абсолютное, максимально возможное в жизни разочарование. Спортсмен: Разочарован процентов на 70%. Ведь я не смог раскрыть свое мастерство.

Комментарий: таким образом, можем внести в таблицу, что разочарование составило 70%.


А

В

с

Событие и ситуации

Автоматическая мысль

Реакция и ее




и доверие к ней (0—100% )

выраженность (0—100%)

Промах

Я испортил всю серию

Разочарование 70%



Психотерапевт: А если все остальные спортсмены наберут в этой серии по 22 или 23 очка, тогда вы будете считать, что серия в 24 очка — испорченная?

С.: Маловероятно, что они будут стрелять хуже!

К.: Но эта вероятность есть?

С.: Вероятность, что они будут стрелять хуже или также как я, есть. Но она очень мала. Я испортил эту серию, и это факт.

К.: Каков процент веры в правдоподобность и убедительность такой формулировки — «Я испортил всю серию»? Притом, что 100% — это абсолютная вера, а 0% — вообще не верю в правдоподобность такого лозунга.

С.: Вера — процентов на 80%.

Теперь таблица приобрела полный вид и можно приступать

к коррекции автоматической мысли.


А

Событие и ситуации

В

Автоматическая мысль и доверие к ней (0—100%)

С

Реакция и ее выраженность (0—100%)

Промах

Я испортил всю серию 80 %

Разочарование 70%





К.: А20% где? И что не позволя­ет верить на все 100%?

С.: Серия еще не закончена и результаты соревнования пока не известны.

К.: Каково же реальное

положение дел на текущий момент и как это сказать более правдоподобно? «Я испортил всю серию» или «Мои шансы на выигрыш стали меньше».

С.: Да, шансы стали меньше.

К.: Сколь убедительной и правдоподобной кажется такая формулировка?

С.: Выглядит более правиль­ной.

Пошаговый алгоритм

  1. Формулирование автоматической мысли.

  2. Оценка доверия к авто­матической мысли.

  3. Оценка выраженности реакции.

  4. Поиск альтернативного, более правдоподобного лозунга с более высоким потенциалом доверия.

  5. Сравнение

выгод старого лозунга по сравнению с новым.

  1. Оценка ожидаемой реакции.

  2. Формирование когнитивно-динамического стереотипа.

К.: Какой процент веры (что это действительно так) можно

отдать новому лозунгу? С.: Процентов 100%. Изъянов в формулировке не вижу. К.: Давайте представим, что есть два места соревнований — X и Y. Если стрелять на соревнованиях X, то там всегда будут испорченные серии. Если стрелять на соревнованиях Y, то там шансы на победу будут меньше, чем обычно. Какое место соревнований предпочтительнее? С.: Да уж, выбор не самый замечательный. Но Y разумеется

выгоднее. К.: Почему?

С.: Ну, там какие-то шансы есть, хоть и невеликие. А на сорев­нованиях X — если все серии будут испорченными, даже и стрелять-то не захочется. К.: Тогда выгодно ли сейчас выбирать разочарование, тем бо­лее что лозунг «Я испортил всю серию» мы только что оце­нили как требующий изменения? С.: Нет, конечно. Да собственно и мысль, что вероятность ус­пеха стала меньше, не приводит меня к разочарованию, луч­ше уж собраться и сделать свою работу качественно. К.: Почему?

С.: Потому что это позволит использовать хотя бы и малень­кий, но все-таки шанс на успех. К.: Но если вдруг однажды вы промахнетесь на соревновани­ях, что вы себе скажете? Ведь там не будет времени на об­стоятельную беседу с самим собой. С.: Лучше конечно не промахиваться. Но если это и произой­дет, то скажу себе, что шансы стали меньше и попробую их не растерять.

комментарий

Понятно, что только этого диалога будет недостаточно, что­бы полностью решить проблему. Потребуется практика прого- варивания про себя (по типу внутреннего диалога) и взвешива­ние доводов за и против — на тренировках, что собственно и позволит усвоить новую формулировку и реализовывать ее на соревнованиях.

При кажущейся простоте данного подхода не следует забы­вать, что следить за своими ощущениями и автоматическими мыслями порою не просто. Дело в том, что все происходит быс­тро и наши автоматические мысли имеют выраженную внут­реннюю убедительность. Решением проблемы является систе­матическое изучение и исследование собственных реакций с принятием внутренней установки на отслеживание своих ощу­щений и мыслей, которые объясняют эти ощущения.

Словом, не следует сразу же доверяться своим автоматиз­мам, их надлежит тщательно изучать, проверяя правдоподоб­ность и отыскивать новые, более правдоподобные и полез­ные лозунги. Равно как не стоит пытаться подменять имею­щиеся лозунги без изучения правдоподобности новых фор­мулировок и убеждения, что эти новые действительно реали­стичнее старых.

Для более качественного усвоения способов коррекции ав­томатических мыслей полезными оказываются совместные с когнитивным психотерапевтом исследования собственных реакций.

Рассмотрим еще один диалог между психотерапевтом и этим же спортсменом, но в связи с другой автоматической мыслью.

Практический пример № 2

Предстартовое волнение — хорошо известный феномен, и спортсменам известно, что это волнение должно находиться в пределах границ, удобных для соревнования.


А

Событие и ситуации

В

Автоматическая мысль и доверие к ней (0—100 % )

С

Реакция и ее выраженность (0—100%)

Перед отвествен- ными соревнованиями

Я должен выиграть

Тревога 30%



Однако сама по себе такая мысль может вызывать разные чувства. Кто-то может испытать раздражение, кто-то — воо­душевление. Но в нашем случае тревога, достигающая 30% вы­раженности (100% — максимально возможная тревога, а 0% — тревоги нет вовсе).


Пошаговый алгоритм

  1. Формулирование автоматической мысли.

  2. Оценка доверия к авто­матической мысли.

  3. Оценка выраженности реакции.

  4. Поиск альтернативного, более правдоподобного лозунга с более высоким потенциалом доверия.

  5. Сравнение

выгод старого лозунга по сравнению с новым.

  1. Оценка ожидаемой реакции.

  2. Формирование когнитивно-динамического стереотипа.
Проанализируем. Итак, первый вопрос: «Почему я трево­жусь в связи с долженствованием выигрыша?» Ответы могут быть разными — «Меня могут не взять в команду или на дру­гие соревнования», «Если я проиграю, то не заработаю призо­вых денег» и т.д. Это и есть замаскированные негативные ав­томатические мысли, которые способны привести к тревоге.

Возьмем наиболее распространенную ситуацию:

С.: Если я проиграю, то лишусь призовых денег (лицензии, уважения и т.п.)!

К.: Правдоподобно ли форму­лирована эта мысль?

С.: Да, на все 100%. Я совершен­но точно лишусь призовых денег, если проиграю.

К.: Что более правдоподобно, если мы видим стакан, на­половину заполненный во­дой, — он наполовину пуст или наполовину полон?

С.: И то, и другое — верно.

К.: А что более правдоподобно: «я могу проиграть» или «я могу выиграть»?

С.: Боюсь, что «я могу проиг­рать» справедливо. Я не так хорошо готов и чувствую себя тревожно.

К.: Каково распределение между вероятностью проигрыша и выигрыша?

С.: 70%, что могу проиграть, и 30%, что могу выиграть.

К.: Тогда правдоподобно ли говорить: «Если я проиграю» ? Или речь идет о конкретной вероятности?

С.: Да, есть вероятность 70%, что я могу проиграть.

К.: Соответственно и вероятность, что я не получу призовых денег, составляет 70%?

С.: Точно.

К.: Что выглядит более правдоподобно: «Если я проиграю, то лишусь призовых денег», — или: «Вероятность, что я ли­шусь призовых денег, 70%»?

С.: С вероятностью звучит точнее.

К.: А что значит лишусь?

С.: Значит не получу.

К.: То есть это не у вас появится денежный долг перед кем-то, и у вас никто насильно не будет отбирать сбережения, а вы просто не заработаете призовых денег?

С.: Нет, конечно, я просто не заработаю этих денег.

К.: Тогда, что более правдоподобно: «Я лишусь денег» или «Есть вероятность, что могу их не заработать» ?

С.: Могу не заработать.

К.: Тогда наша формулировка выглядит как «Есть вероятность 70%, что я могу не заработать призовых денег»?

С.: Выглядит справедливо.

К.: А что значит «мочь»? Это слово предполагает какое-либо усилие со стороны человека?

С.: «Мочь»? Да, предполагает, что человек что-то может и на что-то способен.

К.: Тогда слово «мочь» в нашем случае означает мои способно­сти по незарабатыванию денег?

С.: ????

К.: Мы имеем лозунг, в котором говорится, что «я могучего-то не совершить». То есть: «Я могу приложить усилия к тому, чтобы у меня чего-то не получилось» ?

С.: Бред какой-то?

К.: А как сказать правильно?

С.: Усилия-то я буду прикладывать к тому, чтобы выиграть.

К.: Тогда что правдоподобнее: «Есть вероятность 70%, что я могу не заработать призовых денег» или «Есть вероятность 30%, что я могу заработать призовые деньги»?

С.: Ну да, вероятность именно такая, могу заработать.

К.: Насколько новый лозунг кажется правдоподобнее, чем «Если я проиграю, то лишусь призовых денег»?

С.: Ну, старый лозунг вообще не подходит.

К.: Но можем ли мы действительно доверять новому лозунгу «Есть вероятность 30%, что я могу заработать призовые день­ги» больше, чем старому лозунгу «Если я проиграю, то ли­шусь призовых денег» ?

С.: Безусловно, новый лозунг точен.

К.: А при вероятности выигрыша 30% стоит участвовать в

состязаниях? С.: Конечно, шанс хоть и не 100%, но он есть. К.: А можете вы тревожиться от той мысли, что есть 30% веро­ятности выигрыша? С.: Как-то уже и не про тревогу думается. К.: А какие ощущения вызывает новый лозунг? С.: Ну волнение, но не тревогу. К.: А это волнение не будет мешать?

С.: Нет, скорее всего, это даже нужно — позволяет лучше со­браться.

Распространенные проблемы и способы их решения

В связи с применением этой техники иногда возникает ряд трудностей:

  1. Клиент не доверяет измерению своего чувства субъек­тивным способом, в баллах.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей