Примечание к таблице. Хотя и не все строки приемлемы для остальных столбцов, рекомендуется использовать именно эту форму. Она увеличивает наглядность. Так строка «Я смогу любить мужа» не может оцениваться в столбце «Свободные отношения», но сам по себе факт невозможности такой оценки сильно влияет на последующее принятие решения.
Комментарий
На следующих двух встречах было проведено заполнение таблицы и оказалось, что клиентке легче всего удалось заполнять столбец «Вернуть мужа», что связано с хорошей проработанностью соответствующих представлений. В данном случае терапевт стимулировал представления о выгодах и издержках по другим столбцам, иногда прямо предлагая ту или иную формулировку. После совместных обсуждений число используемых описательных категорий удалось несколько выровнять, по каждому из столбцов. В результате наиболее выгодным оказалось создание полной семьи. Наиболее затратным — «родить ребенка не выходя замуж».
После проведения такой многосторонней оценки, с согласия клиентки был составлен список издержек в связи с созданием полной семьи и начата программа «по минимизации издержек и последовательным достижениям».
Распространенные проблемы и способы их решения
Несмотря на то, что было проведено подробное и достаточно полное исследование альтернатив, клиент вновь начал сомневаться.
Такая проблема в основном бывает связана либо с избытком объема информации и неумением клиента работать с большими массивами данных, либо в связи с его надеждами на существование более удобных альтернатив (что чаще).
Решение: данная трудность устраняется довольно просто, несмотря на то, что именно эта проблема парализует эффективность многих психотерапевтических вмешательств. Клиенту надо предложить (иногда это можно сделать сразу, в самом начале выполнения данной техники) исследовать и создать описание к еще одному из альтернативных способов — «Не принимать никакого решения». С обстоятельным изучением выгод и издержек при таком подходе, когда клиент декларирует разные альтернативы, но на самом деле не принимает никакого решения.
5. СОЗДАНИЕ ПРАВДОПОДОБНОЙ И ВЫГОДНОЙ АЛЬТЕРНАТИВЫ
Для того чтобы заменить неадаптивный лозунг, требуется сформулировать автоматическую мысль правдоподобно и оценить выгоды, получаемые от нее и от альтернативной, более правдоподобной мысли. По сути это смешанная техника, вклю- ^ющая в себя переформулирование, поиск альтернатив и исследование выгод.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ
Формулирование автоматической мысли
Идентифицировав последовательность проблемной ABC, требуется четкое формулирование автоматической мысли. В идеале эта мысль должна быть выражена одним, максимум — двумя предложениями, где каждое слово в принятой к обработке формулировке имеет личностный смысл для клиента.
Оценка доверия к автоматической мысли
Автоматические мысли, как правило, имеют высокую убедительность для клиента.
В большей части случаев многие не задаются вопросом: «Насколько я могу доверять этой автоматической мысли?»
Основная задача данной процедуры заключается в исследовании той силы доверия, которое питает клиент к данной автоматической мысли. С этой целью удобно исследовать уровень доверия с помощью 100-балльной шкалы (или в %), где О баллов — нет доверия вообще, а 100 балов (или %) означают полное и безоговорочное доверие к автоматической мысли. Полученный результат оценки рекомендуется вносить в таблицу (графа В, см. в практическом примере).
Оценка выраженности реакции
Выраженность реакции, как и уровень доверия к автоматической мысли, удобно исследовать в том же диапазоне 100% (балльных) измерений. Соответственно, 0 баллов — (%) реакции нет, 100 баллов (%) — максимально возможная выраженность реакции.
Поиск альтернативного, более правдоподобного лозунга с более высоким потенциалом доверия
На этом шаге мы предлагаем клиенту взять под сомнение автоматическую мысль, не доверяясь ей безоговорочно, провести совместное с психотерапевтом изучение ее правдоподобности и сформулировать одну или (если потребуется) несколько альтернативных мыслей, способных заменить автоматическую мысль.
Сравнение выгод старого лозунга по сравнению с новым
После того как новый, более адаптивный лозунг сформулирован, требуется проверка его выгодности. С этой целью можно предложить клиенту прямо сравнить, какая мысль выгоднее, старая — автоматическая или вновь сформулированная, и предложить какие-либо практические примеры, с помощью которых это сравнение будет сделать удобно. Понятно, что задача заключается в поиске более выгодных формулировок.
Оценка ожидаемой реакции
После того как клиент начинает отдавать предпочтение новой формулировке, уместно оценить изменение реакции (или ее силы), которые возможны при употреблении этой новой мысли.
Формирование когнитивно-динамического стереотипа
После того как новая мысль, способная заменить старую, автоматическую, сформулирована, требуется создать навык ее
автоматического возникновения. В связи с чем понадобится частая практика применения нового лозунга. Понятно, что это делается под осознанным контролем клиента, как правило — в виде домашних заданий, нацеленных на отслеживание своих реакций и ситуаций, связанных с появлением автоматической мысли, и последующей подстановкой на место старой автоматической мысли вновь сформулированной и более адаптивной.
Практический пример № 1
Так как сфера приложений когнитивной психотерапии не ограничивается только клинической практикой, рассмотрим случаи консультирования в области спортивной психологии. В частности — стендовую стрельбу (весьма сложный с точки зрения психического саморегулирования вид спорта).
Спортсмен обратился в связи с психической напряженностью, возникающей после промаха во время выполнения серии выстрелов.
Безусловно, промах — событие неприятное и по факту влияющее на призовое место. Однако он уже случился, и приходится обратить на него собственное внимание. К сожалению, иногда приходится видеть, как великолепные мастера, испытав разочарование от своего промаха, вели дальнейшую стрельбу без «энтузиазма» и совершали ошибки уже по причине досрочного предсказания — «Я уже упустил свой шанс». Но 24-х из 25 попаданий (или 49 из 50 на дуплетах) часто оказывается достаточно для выхода в финал и победы в финале. Понятно, что шансы становятся меньше, ведь другие стрелки могут набрать абсолютный результат. Но разве эти шансы исчезают совсем?
Стендовая стрельба включает в себя несколько
упражнений, общий смысл которых можно
сформулировать как совершение серии выстрелов (25 в упражнениях трап и скит и 50 в упражнении дубль-трап) по вылетающим мишеням. В данном случае за основу коррекции берется АВС-табли- ца. Однако в ней появляются некоторые дополнения. Так, для обеспечения адекватного поиска правдоподобной альтерна
тивы сначала потребуется взвесить и оценить то доверие, которое клиент испытывает к собственной автоматической мысли. Делать это удобнее в процентной шкале от 0% до 100%. Где 0% ^ мысль не вызывает доверия вовсе, а 100% доверия предполагают, что данная автоматическая мысль — абсолютная истина.
В столбце С (реакция) также возникает одно дополнение. Нам недостаточно обозначить только характер реакции (например, огорчился, разозлился и т.п.), требуется оценить и ее выраженность. Это делается в процентной шкале от 0% до 100%, где0% — реакция отсутствует, 100% — реакция выражена максимально.
А
Событие и ситуации
| В
Автоматическая мысль и доверие к ней (0—100 %)
| с
Реакция и ее выраженность (0—100 % )
|
|
|
|
В рассматриваемом случае наш клиент уже провел АВС- анализ и его автоматическая мысль (мишень терапии) сформулирована. А
Событие и ситуации
| В
Автоматическая мысль
| с
Реакция
| Промах
| Я испортил всю серию
| Разочарование
|
|
|
|
Спортсмен: Я испортил всю серию, и поэтому разочарован! Психотерапевт: Каков процент силы этого разочарования? Если 0% — нет разочарования, а 100% — это абсолютное, максимально возможное в жизни разочарование. Спортсмен: Разочарован процентов на 70%. Ведь я не смог раскрыть свое мастерство.
Комментарий: таким образом, можем внести в таблицу, что разочарование составило 70%.
А
| В
| с
| Событие и ситуации
| Автоматическая мысль
| Реакция и ее
|
| и доверие к ней (0—100% )
| выраженность (0—100%)
| Промах
| Я испортил всю серию
| Разочарование 70%
|
Психотерапевт: А если все остальные спортсмены наберут в этой серии по 22 или 23 очка, тогда вы будете считать, что серия в 24 очка — испорченная?
С.: Маловероятно, что они будут стрелять хуже!
К.: Но эта вероятность есть?
С.: Вероятность, что они будут стрелять хуже или также как я, есть. Но она очень мала. Я испортил эту серию, и это факт.
К.: Каков процент веры в правдоподобность и убедительность такой формулировки — «Я испортил всю серию»? Притом, что 100% — это абсолютная вера, а 0% — вообще не верю в правдоподобность такого лозунга.
С.: Вера — процентов на 80%.
Теперь таблица приобрела полный вид и можно приступать
к коррекции автоматической мысли.
А
Событие и ситуации
| В
Автоматическая мысль и доверие к ней (0—100%)
| С
Реакция и ее выраженность (0—100%)
| Промах
| Я испортил всю серию 80 %
| Разочарование 70%
|
К.: А20% где? И что не позволяет верить на все 100%?
С.: Серия еще не закончена и результаты соревнования пока не известны.
К.: Каково же реальное
положение дел на текущий момент и как это сказать более правдоподобно? «Я испортил всю серию» или «Мои шансы на выигрыш стали меньше».
С.: Да, шансы стали меньше.
К.: Сколь убедительной и правдоподобной кажется такая формулировка?
С.: Выглядит более правильной.
Пошаговый алгоритм
Формулирование автоматической мысли.
Оценка доверия к автоматической мысли.
Оценка выраженности реакции.
Поиск альтернативного, более правдоподобного лозунга с более высоким потенциалом доверия.
Сравнение
выгод старого лозунга по сравнению с новым.
Оценка ожидаемой реакции.
Формирование когнитивно-динамического стереотипа.
К.: Какой процент веры (что это действительно так) можно
отдать новому лозунгу? С.: Процентов 100%. Изъянов в формулировке не вижу. К.: Давайте представим, что есть два места соревнований — X и Y. Если стрелять на соревнованиях X, то там всегда будут испорченные серии. Если стрелять на соревнованиях Y, то там шансы на победу будут меньше, чем обычно. Какое место соревнований предпочтительнее? С.: Да уж, выбор не самый замечательный. Но Y разумеется
выгоднее. К.: Почему?
С.: Ну, там какие-то шансы есть, хоть и невеликие. А на соревнованиях X — если все серии будут испорченными, даже и стрелять-то не захочется. К.: Тогда выгодно ли сейчас выбирать разочарование, тем более что лозунг «Я испортил всю серию» мы только что оценили как требующий изменения? С.: Нет, конечно. Да собственно и мысль, что вероятность успеха стала меньше, не приводит меня к разочарованию, лучше уж собраться и сделать свою работу качественно. К.: Почему?
С.: Потому что это позволит использовать хотя бы и маленький, но все-таки шанс на успех. К.: Но если вдруг однажды вы промахнетесь на соревнованиях, что вы себе скажете? Ведь там не будет времени на обстоятельную беседу с самим собой. С.: Лучше конечно не промахиваться. Но если это и произойдет, то скажу себе, что шансы стали меньше и попробую их не растерять.
комментарий
Понятно, что только этого диалога будет недостаточно, чтобы полностью решить проблему. Потребуется практика прого- варивания про себя (по типу внутреннего диалога) и взвешивание доводов за и против — на тренировках, что собственно и позволит усвоить новую формулировку и реализовывать ее на соревнованиях.
При кажущейся простоте данного подхода не следует забывать, что следить за своими ощущениями и автоматическими мыслями порою не просто. Дело в том, что все происходит быстро и наши автоматические мысли имеют выраженную внутреннюю убедительность. Решением проблемы является систематическое изучение и исследование собственных реакций с принятием внутренней установки на отслеживание своих ощущений и мыслей, которые объясняют эти ощущения.
Словом, не следует сразу же доверяться своим автоматизмам, их надлежит тщательно изучать, проверяя правдоподобность и отыскивать новые, более правдоподобные и полезные лозунги. Равно как не стоит пытаться подменять имеющиеся лозунги без изучения правдоподобности новых формулировок и убеждения, что эти новые действительно реалистичнее старых.
Для более качественного усвоения способов коррекции автоматических мыслей полезными оказываются совместные с когнитивным психотерапевтом исследования собственных реакций.
Рассмотрим еще один диалог между психотерапевтом и этим же спортсменом, но в связи с другой автоматической мыслью.
Практический пример № 2
Предстартовое волнение — хорошо известный феномен, и спортсменам известно, что это волнение должно находиться в пределах границ, удобных для соревнования.
А
Событие и ситуации
| В
Автоматическая мысль и доверие к ней (0—100 % )
| С
Реакция и ее выраженность (0—100%)
| Перед отвествен- ными соревнованиями
| Я должен выиграть
| Тревога 30%
|
Однако сама по себе такая мысль может вызывать разные чувства. Кто-то может испытать раздражение, кто-то — воодушевление. Но в нашем случае тревога, достигающая 30% выраженности (100% — максимально возможная тревога, а 0% — тревоги нет вовсе).
Пошаговый алгоритм
Формулирование автоматической мысли.
Оценка доверия к автоматической мысли.
Оценка выраженности реакции.
Поиск альтернативного, более правдоподобного лозунга с более высоким потенциалом доверия.
Сравнение
выгод старого лозунга по сравнению с новым.
Оценка ожидаемой реакции.
Формирование когнитивно-динамического стереотипа.
Проанализируем. Итак, первый вопрос: «Почему я тревожусь в связи с долженствованием выигрыша?» Ответы могут быть разными — «Меня могут не взять в команду или на другие соревнования», «Если я проиграю, то не заработаю призовых денег» и т.д. Это и есть замаскированные негативные автоматические мысли, которые способны привести к тревоге.
Возьмем наиболее распространенную ситуацию:
С.: Если я проиграю, то лишусь призовых денег (лицензии, уважения и т.п.)!
К.: Правдоподобно ли формулирована эта мысль?
С.: Да, на все 100%. Я совершенно точно лишусь призовых денег, если проиграю.
К.: Что более правдоподобно, если мы видим стакан, наполовину заполненный водой, — он наполовину пуст или наполовину полон?
С.: И то, и другое — верно.
К.: А что более правдоподобно: «я могу проиграть» или «я могу выиграть»?
С.: Боюсь, что «я могу проиграть» справедливо. Я не так хорошо готов и чувствую себя тревожно.
К.: Каково распределение между вероятностью проигрыша и выигрыша?
С.: 70%, что могу проиграть, и 30%, что могу выиграть.
К.: Тогда правдоподобно ли говорить: «Если я проиграю» ? Или речь идет о конкретной вероятности?
С.: Да, есть вероятность 70%, что я могу проиграть.
К.: Соответственно и вероятность, что я не получу призовых денег, составляет 70%?
С.: Точно.
К.: Что выглядит более правдоподобно: «Если я проиграю, то лишусь призовых денег», — или: «Вероятность, что я лишусь призовых денег, 70%»?
С.: С вероятностью звучит точнее.
К.: А что значит лишусь?
С.: Значит не получу.
К.: То есть это не у вас появится денежный долг перед кем-то, и у вас никто насильно не будет отбирать сбережения, а вы просто не заработаете призовых денег?
С.: Нет, конечно, я просто не заработаю этих денег.
К.: Тогда, что более правдоподобно: «Я лишусь денег» или «Есть вероятность, что могу их не заработать» ?
С.: Могу не заработать.
К.: Тогда наша формулировка выглядит как «Есть вероятность 70%, что я могу не заработать призовых денег»?
С.: Выглядит справедливо.
К.: А что значит «мочь»? Это слово предполагает какое-либо усилие со стороны человека?
С.: «Мочь»? Да, предполагает, что человек что-то может и на что-то способен.
К.: Тогда слово «мочь» в нашем случае означает мои способности по незарабатыванию денег?
С.: ????
К.: Мы имеем лозунг, в котором говорится, что «я могучего-то не совершить». То есть: «Я могу приложить усилия к тому, чтобы у меня чего-то не получилось» ?
С.: Бред какой-то?
К.: А как сказать правильно?
С.: Усилия-то я буду прикладывать к тому, чтобы выиграть.
К.: Тогда что правдоподобнее: «Есть вероятность 70%, что я могу не заработать призовых денег» или «Есть вероятность 30%, что я могу заработать призовые деньги»?
С.: Ну да, вероятность именно такая, могу заработать.
К.: Насколько новый лозунг кажется правдоподобнее, чем «Если я проиграю, то лишусь призовых денег»?
С.: Ну, старый лозунг вообще не подходит.
К.: Но можем ли мы действительно доверять новому лозунгу «Есть вероятность 30%, что я могу заработать призовые деньги» больше, чем старому лозунгу «Если я проиграю, то лишусь призовых денег» ?
С.: Безусловно, новый лозунг точен.
К.: А при вероятности выигрыша 30% стоит участвовать в
состязаниях? С.: Конечно, шанс хоть и не 100%, но он есть. К.: А можете вы тревожиться от той мысли, что есть 30% вероятности выигрыша? С.: Как-то уже и не про тревогу думается. К.: А какие ощущения вызывает новый лозунг? С.: Ну волнение, но не тревогу. К.: А это волнение не будет мешать?
С.: Нет, скорее всего, это даже нужно — позволяет лучше собраться.
Распространенные проблемы и способы их решения
В связи с применением этой техники иногда возникает ряд трудностей:
Клиент не доверяет измерению своего чувства субъективным способом, в баллах.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |