Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Лекции печатал студент 305 группы Института прокуратуры РФ саратовской государственной юридической академии


Скачать 176.02 Kb.
НазваниеЛекции печатал студент 305 группы Института прокуратуры РФ саратовской государственной юридической академии
АнкорLektsii Abaldueva.docx
Дата26.11.2017
Размер176.02 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаLektsii_Abaldueva.docx
ТипЛекции
#32261
страница3 из 12
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Тема 3: Субъекты трудового права


Вопросы лекции:

  1. Понятие и общая характеристика и виды субъектов трудового права;

  2. Граждане – работники, субъекты трудового права;

  3. Порядок привлечения и использования труда в РФ иностранных граждан;

  4. Работодатели – субъекты трудового права.

Вопрос 1: Понятие и общая характеристика и виды субъектов трудового права

Субъектом права признаются участники, урегулированных правом общественных отношений, наделенных определенными признаками и чертами, и признанных в качестве субъекта права со стороны государства. Понятие субъект права и правосубъектность по своему основному содержанию совпадают. Следует различать понятия правосубъектность и правовой статус, разница в том, что правовой статус включает в себя и правосубъектность, статутные права и обязанности, гарантии их осуществления и реализации и ответственности.

В трудовом праве участвует несколько групп и видов трудового права:

  1. Гражданин и физическое лицо – сложный и комплексный субъект трудового права, так как он по-разному может участвовать в данных отношениях. Во-первых, как работник, во-вторых, как работодатель. Также он может выступать участником отношений, не являясь работником (еще или уже не является). Можно выделять граждан, обладающих общим правовым статусом, а также специальным – женщина, врач, педагог;

  2. Работодателями могут быть физические лица, либо организации и юридические лица. Существуют коллективные субъекты трудового права – объединения работников, работодателей (конференции), а также представители работников и работодателей.

  3. Органы государственной власти общей компетенции, которые являются субъектами трудового права;

  4. Органы государственной власти специальной компетенции – органы управления трудом;

  5. Органы государственного надзора в сфере труда – прокуратура и другие;

  6. Органы по разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров (районные суды, комиссия по трудовым спорам). Коллективные споры судами не разрешаются, их рассматривают примирительные комиссии, трудовой арбитраж, посредники;

  7. Органы социального партнерства в сфере труда (ст. 35 ТК РФ).

Трудовая правосубъектность граждан определяется двумя критериями:

  1. Имеет законодательное закрепление в ст.ст. 63, 20 ТК РФ: возрастной критерий. По общему правилу гражданин признается субъектом трудового права по достижению 16 лет. Лица, достигшие 15 лет, могут поступать на работу, если они получили основное среднее образование, оставили образовательное учреждение в соответствии с законом, получают образование в иной (не очной) форме. Лица, достигшие возраста 14 лет, из числа обучающихся, с согласия одного из родителей, органа опеки и попечительства (государственный орган). Работа не должна причинять вреда здоровью. Лица, не достигшие возраста 14 лет, для участия в создании, исполнении творческих работ (цирк, театры). Возрастной критерий носит универсальный, единый, федеральный характер, не может быть изменен;

  2. Максимальный возраст трудовой правосубъектности по общему правилу не определяется. Возрастные ограничения могут быть установлены для отдельных категорий и видов должностей, установленных в федеральных законах. Ограничения распространяются на служащих, ректора федерального вуза.

Вопрос 3: Порядок привлечения и использования труда в РФ иностранных граждан

Субъектами трудового права наряду с гражданами РФ признаются иностранные граждане, а так же лица без гражданства. Правовое положение иностранных граждан приравнивается к лицам без гражданства в трудовом праве. Правила привлечения иностранных работников не дифференцируются. В случае привлечения по трудовому договору и в случае привлечения по гражданско-правовому договору не различаются. Привлечение к труду иностранцев регулируется международно-правовыми договорами, Конституцией РФ, национальным законодательством. Правили привлечения иностранных работников – приоритетное право РФ, и определяются исключительно федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами. Работодатели для иностранных работников являются юридические лица, в том числе и иностранные юридические лица, так же российские граждане, предприниматели, либо просто граждане, а так же иностранные граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей.

Порядок привлечения и использования иностранных работников регулируется:

  1. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан РФ»;

  2. ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ»;

  3. ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»;

  4. Соответствующие нормами Трудового кодекса РФ, в соответствие со ст. 11 ТК РФ на иностранных работников распространяется трудовое законодательство РФ.

На них в равной степени распространяется трудовое законодательство. Налоговое законодательство устанавливает размеры государственной пошлины, платежи и налогообложение иностранных работников. В Кодексе РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за правонарушения в сфере привлечения и использования труда иностранных работников.

Постановления Правительства РФ определяют:

  1. Квоты выдачи разрешений на привлечение иностранных работников;

  2. Квоты выдачи приглашений на въезд;

  3. Квоты использования иностранных работников по определенным видам деятельности.

Сейчас иностранцы не могут быть задействованы в сфере продажи фармацевтики, розничной торговли, и т.д. правительство определяет перечень территорий РФ, на которых не допускается привлечение иностранных работников, так же определяются объекты, куда к работе не могут привлекаться иностранные граждане.

В РФ, как и в большинстве государств, по общему правилу применяется разрешительный порядок привлечения иностранных граждан к труду. В настоящее время привлечение иностранных граждан дифференцировано в зависимости от ряда оснований:

  1. В зависимости от целей их прибытия их в РФ;

  2. В зависимости от основания их пребывания или прибытия в РФ;

  3. В зависимости от вида трудовой деятельности, к которой его привлекают;

  4. В зависимости от вида работодателя, от его категории;

  5. В зависимости от квалификации иностранного работника.

В настоящее время применяется в РФ, применяется три варианта привлечения иностранных работников.

Первый вариант – общий разрешительный порядок привлечения работников. Применяется в отношении иностранных граждан, приехавших в визовом порядке и имеющих разрешение на временное проживание или временное пребывание в РФ. Этот порядок предполагает разрешение на временное проживание, приглашение на въезд, разрешение на привлечение иностранного работника. За это все взимается государственная пошлина.

Второй вариант – упрощенный разрешительный порядок. Предполагает разрешение на получение работы конкретного иностранного гражданина.

Третий вариант – уведомительный порядок привлечения иностранных работников. Применяется в отношении иностранных граждан, проживающих в РФ постоянно, у которых имеется вид на жительство. В соответствии с международным правовым договором с Белоруссией нет никаких ограничений.

Вопрос 4: Работодатели – субъекты трудового права

В соответствии со ст. 20 ТК РФ работодателями являются организации и юридические лица, а также физические лица – граждане, вступившие в отношения с работником (имеется ввиду трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора). В соответствии с федеральным законодательством работодателями могут выступать по специальным нормам также иные субъекты, которым предоставлено право по заключению трудового договора (органы государственного и муниципального управления, которые заключают трудовой договор с руководителями государственных или муниципальных унитарных предприятий).

Трудовая правосубъектность организаций выступает с момента государственной регистрации в установленном порядке. Государственная регистрация юридических лиц осуществляется Федеральной налоговой службой РФ. Таким образом, зарегистрированная организация может не иметь трудового договора, обладает правом найма, является «потенциальным работодателем». В связи с этим можно разделять фактических и потенциальных работодателей.

Работодателями признаются любые организации, обладающие правом юридического лица, в том числе коммерческие и некоммерческие организации, производственные кооперативы, органы государственной власти и местного самоуправления, воинские части, исполнительные органы политических партий и ассоциаций, в том числе исполнительные органы профессиональных союзов.

Филиалы и обособленные представительства юридических лиц работодателями не выступают, поэтому они могут заключить трудовой договор от имени самой организации и юридического лица. В случае спора по трудовому договору, заключенному с филиалом, ответчиком по данному спору выступает сама организация, а не филиал. Представитель филиала может выступать в суде на основании соответствующей доверенности.

Организации, входящие в состав различного рода объединений организаций, обладают самостоятельной правосубъектностью и являются самостоятельными работодателями. При переходе работника из одной организации в другую, в рамках данного объединения, трудовые отношения прекращаются, заключается новый трудовой договор, производится новый расчет.

Полномочия работодателя в трудовых отношениях (организаций) реализуется единоличным исполнительным органом (президент, гендиректор и др.), коллегиальный исполнительный орган (совет директоров), управляющий организацией (предприниматель без образования юридического лица). Управляющий не является руководителем, но обладает полномочиями руководителя. Также полномочия представительства можно передать любым лицам на основании доверенности. Фактическое представительство от имени работодателя не допускается и никаких юридических последствий не влечет.

Организации обладают общей правосубъектностью, специальный характер правосубъектности есть у государственных и муниципальных унитарных предприятиях, некоммерческих организаций. Правовое положение организаций-работодателей определяется Трудовым кодексом РФ, а также нормами Гражданского кодекса РФ и соответствующими Федеральными законами по видам юридических лиц.

Вторая группа работодателей – физические лица. Правосубъектность определяется ст.ст. 20, 59 ТК РФ, а также ст.ст. 303-309 ТК РФ. Предприниматели признаются работодателями, они имеют право заключать трудовые договоры без ограничения вида деятельности. Граждане используют труд работников для личного обслуживания, оказания помощи в домашнем хозяйстве. Работодателем может быть физическое лицо, достигшее возраста 18 лет и 16 при эмансипации. Лица в возрасте от 14 до 18 лет заключают трудовой договор только с согласия законных представителей. Законные представители несут субсидиарную ответственность.

Иностранные работодатели не имеют особенностей правового положения. Они являются работодателями и осуществляют деятельность по общему правилу.

_____________________________________________________________________________________

Нормативные акты:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993);

  2. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 22.11.2011, с изм. от 15.12.2011);

  3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 08.12.2011);

  4. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 06.12.2011) О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

  5. Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»;

  6. Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей