Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Лекции печатал студент 305 группы Института прокуратуры РФ саратовской государственной юридической академии


Скачать 176.02 Kb.
НазваниеЛекции печатал студент 305 группы Института прокуратуры РФ саратовской государственной юридической академии
АнкорLektsii Abaldueva.docx
Дата26.11.2017
Размер176.02 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаLektsii_Abaldueva.docx
ТипЛекции
#32261
страница7 из 12
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Тема 7: Правовое регулирование заработной платы


Вопросы лекции:

  1. Понятие и структура оплаты труда работников. Методы правового регулирования оплаты труда;

  2. Минимальный размер оплаты труда: законодательное регулирование. Коллективные соглашения о минимальной зарплате;

  3. Тарифные системы оплаты труда и их элементы. Квалифицированные справочники;

  4. Формы системы оплаты труда. Системы оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях;

  5. Порядок и сроки выплаты заработка. Ответственность за нарушение правил оплаты труда;

  6. Компенсационные выплаты в составе заработной платы: понятие, размеры и виды;

  7. Стимулирующие выплаты в составе заработной платы. Премирование работников, виды премий. Надбавки и доплаты стимулирующего характера;

  8. Оплата при отклонениях от нормальных условий работы;

  9. Средний заработок по трудовому праву РФ: общие правила исчисления;

  10. Ограничения удержаний из заработной платы.

Вопрос 1: Понятие и структура оплаты труда работников. Методы правового регулирования оплаты труда

Место заработной платы в распределительных отношениях

Распределительные отношения – это важнейший элемент общественной организации труда в любом обществе. Распределение собственно средств потребления в рамках любой общественно-экономической формации, организованной на принципах рыночного управления, осуществляется в различных по своей сущности, содержанию организационных формах, имеющих различное отраслевое регулирование.

  1. Распределение по труду в форме вознаграждения за труд в рамках трудового правоотношения, основанного на трудовом договоре. Регулируется нормами трудового права. Это именно заработная плата.

  2. Распределение в форме дохода от трудового участия в деятельности производственного кооператива. Не является оплатой труда и регламентируется нормами кооперативного законодательства.

  3. Распределение в форме вознаграждения за выполнение работы, оказание услуг на основании договоров гражданско-правового характера. Регламентируется нормами гражданского права.

  4. Распределение в форме дохода от коммерческой деятельности предпринимателей без образования юридического лица. Возникают отношения с бюджетом. Регламентируется нормами налогового законодательства.

  5. Распределение в форме денежного содержания лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел и иных военизированных формированиях на основе специальных контрактов о службе. Регламентируется нормами административного права по видам службы.

  6. Распределение в форме денежного содержания лиц, проходящих государственную гражданскую службу на основе контрактов о государственной гражданской службе. Регламентируется законодательством о ГГС.

  7. Распределение по капиталу как участие в прибыли коммерческой организации. Регламентируется нормами гражданского законодательства, учредительными документами коммерческой организации.

  8. Распределение носит социальный характер в форме пенсий, пособий, льгот, социальной помощи, компенсаций. Предмет права социального обеспечения.

В сфере индивидуального распределения ведущая роль принадлежит отношениям по поводу оплаты труда, которые опосредуют 70-80 % доходов трудоспособного населения.

Заработная плата – это сложная (комплексная) экономико-правовая категория. В теории трудового права заработная плата определяется и как урегулированное нормами права отношение между работником и работодателем по поводу установления, начисления и выплаты вознаграждения за труд, и как юридическая обязанность работодателя оплачивать труд работника в зависимости от тех или иных показателей труда.

Легальное понятие зарплаты дается в ст. 129 ТК РФ. Зарплата – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и качества, условий выполняемой работы. Категории «зарплата» и «оплата» определяются законом как тождественные.

Структура заработной платы (в соответствии со ст. 129 ТК РФ) состоит:

  1. Основной тарифный заработок (тарифная ставка, оклад, базовый оклад), исчисляемый в зависимости от квалификации работника, сложности выполняемой работы;

  2. Компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера за работу в тяжелых, опасных, вредных условиях);

  3. Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Два метода (способа) регулирования оплаты труда:

  1. Централизованное государственное или муниципальное нормативно и (или) коллективно-договорное регулирование оплаты труда;

  2. Локальное нормативное, коллективно-договорное или индивидуально-договорное регулирование оплаты труда.

Централизованное правовое регулирование оплаты труда включает в себя:

  1. Обязательные правила для всех работодателей (единые международные и национальные федеральные правила, государственные гарантии по оплате труда);

  2. Обязательные правила для группы работодателей (в рамках отрасли, объединения работодателей), например, РЖД;

  3. Обязательные правила для государственных и муниципальных учреждений (финансируемых из соответствующих бюджетов);

  4. Правила, носящие рекомендательный характер.

В порядке обязательного централизованного регулирования оплаты труда устанавливаются:

  1. Основные начала (принципы), общие правомочия работодателей в области регулирования оплаты труда (Конвенция МОТ №95 «Об охране заработной платы);

  2. Правовые оплаты труда специально для работников бюджетной сферы по видам экономической деятельности;

  3. Оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров в учреждениях, финансируемых из федерального бюджета;

  4. Минимальная заработная плата (ст.ст. 130. 133. 133.1 ТК РФ);

  5. Оплата за труд в особых условиях (надбавки и доплаты компенсационного характера) – ст.ст. 146-149 ТК РФ;

  6. Районные коэффициенты и северные надбавки к заработной плате (ст.ст. 315-317 ТК РФ);

  7. Стимулирующие выплаты для работников бюджетных учреждений, установленные в централизованном порядке и финансируемые из соответствующего бюджета (за ученую степень, за должность, в связи с присвоением почетного звания, класса, категории, ранга);

  8. Правила индексации оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета (ст. 134 ТК РФ);

  9. Отраслевые обязательные правила оплаты труда (металлургия, железные дороги)

  10. Правила оплаты труда при отклонениях от нормальных условий труда (ст.ст. 151-157 ТК РФ);

  11. Формы оплаты труда и порядок их применения (ст.ст. 131, 136 ТК РФ, Конвенция МОТ № 95);

  12. Место, сроки и порядок выплаты заработка (ст. 136 ТК РФ);

  13. Правила индивидуально-договорного регулирования оплаты труда (ст.ст. 57, 135 ТК РФ);

  14. Ответственность работодателей за нарушение правил оплаты труда (ст.ст. 142, 236 ТК РФ);

  15. Правила исчисления среднего заработка (ст. 139 ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 24.12.2007);

  16. Ограничения удержаний из заработной платы работников (ст.ст. 137, 138 ТК РФ, ФЗ «Об исполнительном производстве).

Локальное нормативное договорное регулирование оплаты труда

В сравнении с Советскими правилами регулирования оплаты труда, когда все вопросы оплаты труда зарплаты определялись централизовано государством, в настоящее время получены широкие полномочия работодателям в регулировании заработной платы рабочим. Бюджетные организации обладают теми же полномочиями, что и самофинансируемые организации, за исключением основного тарифного заработка.

Локальное регулирование оплаты труда осуществляется:

  1. Актами комплексного характера (коллективный договор, др.);

  2. Правовыми актами специального характера, в том числе тарифные соглашения, положения об оплате труда, положение о премировании, положение о материальном стимулировании работников, положение о вознаграждении за выслугу лет, положение о выплате 13-ой заработной платы, др.;

  3. Трудовым договором;

  4. Приказами, распоряжениями работодателя.

Все работодатели имеют на сегодняшний день полномочия:

  1. Самостоятельно определяют размер оплаты труда;

  2. Самостоятельно устанавливают, разрабатывают, применяют тарифные системы и проводят тарификацию работников и работ;

  3. Самостоятельно применяют, устанавливают или вообще не применяют стимулирующие выплаты работникам;

  4. Самостоятельно устанавливают надбавки, доплаты, выплаты компенсационного характера, но не ниже пределов, установленных законодательством;

  5. Самостоятельно формируют фонды оплаты труда, принимают решение по использовании и расходы по их использованию;

  6. Самостоятельно определяют системы оплаты труда локальными актами; локальные правила о системе оплаты труда определяются трудовым договором, за исключением бюджетных учреждений; условия трудового договора и локальных нормативных актах об оплате труда не могут ухудшать положение работника в сравнении с законом. Если условие трудового договора об оплате труда улучшает положение работника в сравнении с законом, положением, в это случае действует и применяется условие трудового договора.

Вопрос 2: Минимальный размер оплаты труда: законодательное регулирование. Коллективные соглашения о минимальной заработной плате

Правовое закрепление минимальной заработной оплаты труда в РФ - это элемент государственной политики в сфере труда, один из основных принципов трудового права России, это важная государственная гарантия защиты прав работников в области оплаты труда (ст. 130 ТК РФ, ст. 37 Конституции РФ).

Трудовое законодательство закрепляет понятие минимального размера заработной оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда гарантируется лицам, полностью выполнившим месячную норму рабочего времени и нормы труда. Лицам, занятым на условиях не полного рабочего времени, им гарантируется минимальный размер пропорциональный степени занятости.

По законодательству РФ, минимальный размер оплаты труда – гарантия, для лиц, работающих по найму.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается в соответствии со ст. 133 ТК РФ на основании Закона «О минимальном размере оплаты труда». Размер минимальной заработной платы, а так же цели и значения определяются так же ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», в котором установлена минимальная заработной платы 4611 рублей.

Правила о минимальной заработной плате, предусмотренные ТК РФ, были изменены 1 сентября 2007 года. В настоящее время в минимальную заработную плату включаются все выплаты, которые входят в структуру системы оплата труда работников, которые являются заработной платой (надбавки, доплаты стимулирующего характера, выплаты компенсационного характера, северные надбавки и др.). На сегодняшний день размер основной заработной платы может быть ниже минимального размера оплаты труда, если она обеспечивается за счет других надбавок.

Минимальный размер оплаты труда установлен для целей:

  1. Для исчисления размера оплаты труда работника;

  2. При исчислении и назначении пособий по временной нетрудоспособности.

Во всех иных случаях при упоминании минимального размера оплаты труда, он используется как расчетная величина, равная 100 рублям.

На региональном уровне минимальный размер заработной платы может устанавливаться региональным соглашением «О минимальной заработной плате», которые принимаются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений. Размер по соглашению ре должен быть ниже федеральное установленного размера. Соглашение распространяется на работодателей, за исключением организаций и учреждений, которые финансируются из федерального бюджета. Предусмотрен механизм распространения данного соглашения на всех работодателей субъекта РФ. Минимальный размер так же может устанавливаться отраслевыми соглашениями, коллективными договорами, положениями и локальными актами работодателей.

Вопрос 3: Тарифные системы оплаты труда и их элементы. Квалификационные справочники

Тарифное регулирование осуществляется посредством принятия нормативных актов, норм, дифференцирующих оплату труда работников с учетом сложности, важности выполняемой работы, квалификации работника, а так же иных показателей учитываемых данной тарифной системой.

Тарифная система оплаты труда – это оплата труда работника без учета надбавок, доплат, каких-то выплат стимулирующего и компенсационного характера. Тарифная система оплаты труда работников бюджетных организаций определяется ФЗ, актами субъектов РФ, локальными актами. Тарифные системы внебюджетных организаций определяются локальными актами работодателя.

Виды тарифных правил:

  1. В зависимости от наличия или отсутствия связи с бюджетным финансированием:

    1. Правила для бюджетных учреждений;

    2. Правила для внебюджетных учреждений;

  2. По уровням бюджетных финансирований:

    1. Федеральные правила;

    2. Региональные правила;

    3. Правила муниципальных образований;

  3. По уровню правового регулирования:

    1. Централизованные;

    2. Локальные.

Элементы тарифного регулирования:

  1. Тарифно-квалификационное требование;

  2. Тарифные сетки или схемы должностных окладов – Тарифная сетка в свою очередь включает, содержит тарифные разряды, профессиональные квалификационные группы, тарифные ставки и тарифный коэффициент;

  3. Порядок, правила квалификации работ и работников.

Тарифно-квалификационные требования, характеристики определяются тарифно-квалификационными справочниками, которые принимаются в порядке, установленном Правительством РФ. В настоящее время, действующее трудовое законодательство предусматривает два вида справочников:

  1. Единый тарифный квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) – утвержден Минтруда, Госкомтруда, Минздравсоцразвития РФ. Существует межотраслевой выпуск – общее отраслевое наименование (Общий список работ, выпуск № 1), а также специальные выпуски по отраслям (70 выпусков). Предусматривает более 6 000 рабочих профессий и исходит из 6,8 разрядной тарифной сетки. Применяются союзные выпуски в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 1992 года. Тарификация, присвоение разрядов производится в соответствии с общими положениями ЕТКС, утвержденных Постановлением Госкомтруда 1985 года;

  2. Единый тарифно-квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов, служащих.

Данные справочники носят обязательный характер для организаций и учреждений, которые финансируются из бюджета. Для самофинансируемых организаций они носят рекомендательный характер.

Тарифные сетки и сетки должностных окладов включают различные сочетания составляющих. Традиционно – это:

  1. Тарифно-квалификационный разряд – показатель, отражающий уровень профессиональной подготовки, квалификации;

  2. Тарифная ставка – размер оплаты труда за единицу времени работника соответствующей квалификации;

  3. Тарифный коэффициент – показатель, который отражает соотношение, величину ставки 1 разряда и более высоких разрядов. Соотношение между 1 (конюх) разрядом и 18 (ректор федерального вуза) разрядом – 4, 5 тысячи. Данные правило сейчас не действует;

  4. Тарификация – отнесение работ к определенному разряду по степени сложности работы.

Вопрос 4: Формы системы оплаты труда. Системы оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях

Формы системы оплаты труда регулируется ст.ст. 131. 135, 136 ТК РФ, ст.ст. 3, 4, 7 Конвенции МОТ № 95 «Относительно защиты заработной платы», п. 54 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 12.03.2004.

Трудовой кодекс РФ предусматривает две формы оплаты труда. Первая форма – денежная форма оплата труда в денежной валюте РФ. Вторая форма – внеденежная форма, которая не противоречит Конституции, Трудовому кодексу РФ. Международным актам. Внеденежная часть оплаты труда производится при соблюдении следующих правил:

  1. Место и сроки определяются коллективным договором, трудовым договором, локальными актами;

  2. Производится в отраслях, где это принято в качестве обычной практики или обусловлено характером данной деятельности;

  3. Применяется исключительно добровольно на основании письменного заявления работника. Работник может отказаться от получения, но с согласия работодателя;

  4. Данная часть выплачивается в интересах работника и членов его семьи и для личного использования ими;

  5. Должна выдаваться по разумной и справедливой цене;

  6. Общая сумма не денежной части не может превышать 20 % каждый месяц;

  7. Не допускается выдача заработной платы талонами, бонами, чеками, долговыми расписками;

  8. Не допускается выплата алкогольной продукцией, наркотиками, оружием и иными вещами, находящимися в ограниченном обороте.

Действующий кодекс не предусматривает систему оплаты и виды системы. Система оплаты труда была в КЗоТе.

Система оплаты труды – это установленная в централизованном или локальном порядке соотношение количественных и качественных показателей труда и размера оплаты труда.

Система оплаты труда – способ исчисления заработной платы.

Система оплаты труда в обобщенном понимании – это категория, включающая в себя все составляющие элементы оплаты труда работника – тарифный заработок, правила отчета, правила по надбавкам компенсационного характера и правила о стимулирующих выплатах.

Система определяется работодателем самостоятельно в самофинансируемых организациях с учетом мнения выборного органа работников (ст. 133 ТК РФ). Введение, изменение или отмена системы оплаты труда производится по правилам изменения трудового договора (ст. 74 ТК РФ).

Система оплаты труда является обязательным условием трудового договора (ст. 57 ТК РФ).

Возможно выделение нескольких видов системы оплаты труда:

  1. По уровню регулирования:

    1. Централизованная система;

    2. Локальная система;

  2. В зависимости от наличия или связи с бюджетным финансированием:

    1. Бюджетные системы;

    2. Системы для самофинансируемых работодателей;

  3. В зависимости от способа установления:

    1. Система оплаты, установленная в нормативном порядке;

    2. Система оплаты, установленная без нормативного регулирования, без применения норм права – установленная трудовым договором;

    3. Смешенный вариант регулирования – на основании норм права с закреплением в трудовом договоре;

  4. В зависимости от способа исчисления заработка:

    1. Повременная оплата – в зависимости от отработанного времени (должностной оклад, ставка);

    2. Сдельная система оплаты труда – в зависимости от количества произведенной продукции. В рамках сдельной оплаты труда выделяют:

      1. Прямая сдельная индивидуальная оплата;

      2. Косвенная сдельная оплата труда – когда оплата работников вспомогательного персонала зависит от выработки работников основного персонала.

      3. Сдельная прогрессивная оплата труда – расценка увеличивается в зависимости от увеличения количества произведенной продукции.

      4. Аккордная сдельная оплата – расценка за объем работ в целом – по объекту. Применяется на строительстве;

  5. В зависимости от наличия или отсутствия связей с коллективными результатами труда:

    1. Зарплата начисляется по индивидуальной системе;

    2. Зарплата начисляется коллективу в целом и распределяется коллективом по показателям труда конкретного работника.

Советское трудовое право не предусматривало различия в оплате труда работников бюджетной сферы и самофинансируемых организаций. В 90-е годы в связи с развитием предпринимательства, появлением бизнеса, сокращением государственного сектора экономики впервые были разработаны специальные правила оплаты бюджетных учреждений и других работодателей. В 1992 году в РФ была введена обязательная централизованная система оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки (введено Постановлением Правительства). Данная система имела обязательный характер для всех бюджетных работодателей РФ. Не имело значения федеральный это или региональный бюджет, кроме тех, на кого данная сетка распространялась (например, прокуратура).

В 2004 (22 сентября) ФЗ № 122 были внесены изменения в Трудовой кодекс РФ, в соответствии с которыми единая система оплаты труда бюджетников утратила силу (прекратила свое существование) как обязательный правовой акт. С этого момента была установлена дифференцированная система оплаты труда по уровням бюджетного финансирования: единой системы нет – появляются правила оплаты труда федерального, регионального, муниципального бюджетного финансирования.

В 2006 году работодатели бюджетной сферы были переведены на новую систему оплаты труда по видам экономической деятельности (более 20 видов деятельности).

Предусмотрены общие правила ст. 144 ТК РФ, а также на федеральном уровне установлены законами и подзаконными актами, в том числе Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008, а также иными актами Минздравсоцразвития РФ.

На региональном уровне система устанавливается законами субъектов РФ, а также подзаконными актами, которыми утверждены соответствующие отраслевые положения об оплате труда.

На муниципальном уровне определяется положениями об оплате труда, которые утверждались органами местного самоуправления (администрациями, представительными органами).

Соответствующие положения об оплате труда были приняты в обязательном порядке бюджетными учреждениями.

На федеральном уровне бюджетного финансирования оплата (как обычно) состоит из трех элементов: основной тарифный заработок исчисляется на основании профессиональных квалификационных групп и профессиональных квалификационных уровней. Они централизованно установлены, определены, закреплены актами Минздравсоцразвития РФ. На основании их действуют отраслевые акты. Профессиональные квалификационные группы рекомендованы субъектами РФ и муниципальным образованиям, однако на практике они не применяются.

В соответствии со ст. 144 ТК РФ Правительство может устанавливать базовые (минимальные) ставки оплаты труда по соответствующим профессиональным квалификационным группам и уровням (не установлены).

Тарифные правила имеют обязательный характер для работодателей федерального бюджета. Минимальная ставка определяется самим работодателем.

Стимулирующая часть оплаты труда финансируются федеральным бюджетом (не менее 30%). Централизованно определяется основное направление стимулирования – высокое качество труда, интенсивность. Конкретные ставки определяются работодателем.

Бюджетные учреждения устанавливают надбавки и выплаты компенсационного характера устанавливаются в соответствии с ФЗ.

Материальная помощь не является заработной платой.

Вопрос 5: Порядок и сроки выплаты заработка. Ответственность за нарушение правил оплаты труда

Общие правила, устанавливающие порядок и сроки выплаты, – ст.ст. 136, 140, 141 ТК РФ.

При каждой выплате зарплаты работодатель должен письменно извещать работника о начисленной зарплате, основаниях и размерах произведенных удержаний и общей начисленной сумме, подлежащей выплате.

Расчетные листки обязательны во всех случаях даже при выплате денег через банкоматы.

Расчетные листки утверждаются самим работодателем. Их форма самостоятельна.

Зарплата выплачивается самому работнику по общему правилу, если иной вариант не установлен законом или трудовым договором. Выплачивается по месту выполнения работ, в том числе могут выплачиваться по месту исполнения работ вахтовыми работниками. Зарплата может переводиться на счет работника в кредитных организациях. Это должно быть закреплено в локальном акте.

Зарплата должна выплачиваться не реже чем в каждую половину месяца. Конкретные дни и сроки выплаты зарплаты определяются коллективным договором, ВТР, трудовым договором. Практика показывает, что необходимо указывать в каждом из названных документов. Данное правило имеет императивный, обязательный характер. Оно не может быть изменено актами субъектов, муниципальных образований, а также не может быть изменено по соглашению сторон даже с письменного заявления работника.

Данные сроки имеют важное юридическое значение, так как в зависимости от данных сроков применяется ответственность за нарушение данных сроков. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23.05.1957 зарплата за каждую половину месяца должна начисляться и выплачиваться в размере тарифного заработка за фактически отработанное время.

В настоящее время ТК не предусмотрено понятие аванс.

Зарплата (средний заработок) за отпуск должна быть выплачена не менее чем за три календарных дня до ухода в отпуск.

В случае увольнения работника вся сумма заработная плата должна быть выплачена в последний день работы. Если в этот день работник не работал, то надо выплатить не позднее, чем следующего дня после подачи требования. В случае смерти работника не включается в наследство, выплачивается членам семьи, либо лицам, состоящим на иждивении.

Ответственность за нарушение правил оплаты труда предусмотрена ст.ст. 142, 236 ТК РФ, а также ст. 5.27 КоАП РФ, ст. 145.1 УК РФ.

В соответствии со ст. 142 ТК РФ в случае задержки выплаты зарплаты более чем на 15 календарных дней, работник вправе письменно известив работодателя приостановить выполнение своих трудовых функций за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 142 ТК РФ (врачи, коммунальные служащие и другие).

В период приостановления работы работник может не находиться на рабочем месте.

Зарплата и выплаты за время приостановки, не начисляется: «какая же это ответственность?». По сути, это становится отпуском без начисления зарплаты.

Постановление Пленума Верховного суда РФ указало, что работник снова приступает к работе на следующий день после получения письменного уведомления от работодателя о готовности погасить задолжности.

В соответствии со ст. 236 ТК РФ в случае нарушения сроков и несвоевременной выплаты зарплаты, работодатель должен выплатить ее с начислением процентов не ниже 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка России на момент, начиная со дня, следующего за невыплатой по день фактической выплаты.

В настоящее время такая ответственность применяется независимо от вины работодателя, так как работник не должен доказывать вину работодателя по несвоевременной выплате. Такая компенсация может быть выплачена по постановлению суда, а также при обращении в органы Государственной инспекции труда.

Данная ответственность по действующему законодательству носит обязательный характер, она должна применяться законодателем независимо от обращения гражданина.

Ответственность по ст. 236 ТК РФ стоит отличать от индексации в соответствии со ст. 234 ТК РФ и нормами Гражданского процессуального кодекса РФ. Возможно сочетание ст.ст. 236, 234 ТК РФ, применение одной статьи не исключает применение второй.

В соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ при нарушении правил оплаты труда применяется административная ответственность. По ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ возможна дисквалификация работодателя в случае повторного аналогичного нарушения.

Предусмотрена уголовная ответственность по ст. 145.1 УК РФ, введенной в 1999 году. В случае несвоевременной выплаты зарплаты на срок более 2 месяцев из корыстной или иной личной заинтересованности работодатель привлекается к уголовной ответственности.

Вопрос 6: Компенсационные выплаты в составе заработной платы: понятие, размеры и виды

Правовое регулирование компенсационных выплат является объектом обязательного государственного централизованного правового регулирования.

Компенсационные выплаты служат целям для возмещения повышения затрат труда работником, а также компенсировать воздействие вредных производственных факторов.

Компенсационные выплаты – это надбавки и выплаты компенсационного характера за работу в особых условиях (ст.ст. 144. 148 ТК РФ):

  1. Тяжелые работы;

  2. Опасные, вредные условия труда;

  3. Работы в особо опасных, особо вредных условиях;

  4. Работа в особых природных, климатических условиях.

Размер надбавок и доплат, прядок их предоставления устанавливается Правительством РФ (постановлениями). Работодатель не вправе выплачивать данные надбавки и выплаты ниже пределов, размеров, ставок, установленных законодательством.

Есть общие правила – минимальные размеры надбавок и выплат за работу в особых условиях труда, которые установлены Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008. Надбавки и выплаты не могут быть менее 4 % основного тарифного заработка.

Общие размеры надбавок и выплат компенсационного характера, предусмотрены Постановлением Госкомтруда от 25.10.1974 года, а также типовыми положениями.

Действует Постановление Госкомтруда от 03.11.1986, предусматривающее размеры выплат и добавок в особых условиях (минимальная ставка – 4 %).

Указанные надбавки сложно получить, они начисляются работодателем (ст. 147 ТК РФ) по результатам и основаниям рабочих мест. Если по результатам установлено, что рабочее место не отвечает требованиям, то устанавливаются надбавки и выплаты. В случае соответствия рабочего места нормам условий труда, установленным законодательством, начисление надбавок и выплат не допустимо – незаконное расходование бюджетных средств.

В районах Крайнего Севера применяются районные коэффициенты и северные надбавки. Районный коэффициент начисляется всем работающим в соответствующих районах независимо от стажа работы с первого дня работы.

Северные надбавки начисляются в зависимости от стажа работы.

Вопрос 7: Стимулирующие выплаты в составе заработной платы. Премирование работников, виды премий. Надбавки и доплаты стимулирующего характера

Стимулирующие выплаты в рамках зарплаты должны отражать показатели труда, которые не учтены основным тарифным заработком.

ТК РФ не предусматривает специальных правил, регулирующих стимулирующие выплаты и надбавки.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ стимулирование труда работника осуществляется при помощи и с использованием премирования работника, вознаграждения за работу за год, за выслугу лет, надбавки и доплаты стимулирующего характера и иные выплаты.

Правовое регулирование стимулирующих выплат подразделяется на два варианта (две части):

  1. Стимулирующие выплаты, которые установлены в централизованном порядке, финансируются из бюджета или иных централизованных фондов. Порядок, сроки, правила установлены централизованно и носят среди работодателей обязательный характер;

  2. Стимулирующие выплаты, которые выплачиваются по усмотрению работодателя и регулируются локальными актами работодателя.

Основным видом стимулирующих выплат является премирование. С правовой точки зрения премирование подразделяется на систематические премии (обусловленные системой зарплаты) и единовременное премирование.

В случае невыплаты систематической премии, работник может оспорить это. Заявления по единовременным премиям судебному рассмотрению, а также рассмотрения органами государственного надзора не подлежат, так как единовременная премия не дает субъективного права ее требовать.

Единовременные премии являются мерой поощрения в соответствии со ст. 191 ТК РФ и применяется по усмотрению работодателя, не включается в систему оплату труда, не учитывается при исчислении среднего заработка.

Систематические премии предполагают наличие разработанных локальных актов – регуляторов (правила, положения), выплачивается заранее определенному кругу лиц, выплачивается в заранее установленных размерах. Если размеры не установлены, то мы имеем дело с единовременной премией. Систематическая премия выплачивается за выполнение заранее установленных, определенных показателей работы.

Работнику может быть не начислена систематическая премия в том случае каких-либо производственных упущений, которые должны быть точно указаны в соответствующем локальном нормативно-правовом акте. На сегодняшний день классическим основанием, которое указывается во всем положениях о премиях, - невыплата за нарушение трудовых обязанностей, дисциплины труда.

Употребление терминов «депремирование», «лишение премии» - неправильно и не точно. Правильно указать «премия не начисляется», что является более корректным.

Вознаграждение по итогам работы за год – «13 зарплата». Здесь нет централизованного регулирования, определяется исключительно нормативными актами работодателя.

Вознаграждение за выслугу лет, надбавки за стаж может устанавливаться в централизованном и локальном порядке. Они включают в себя: единовременная выплата по итогам года, либо ежемесячно или квартально (периодически).

Вознаграждение за выслугу лет предполагает детальное локальное регулирование, где должно быть указано:

  1. Круг лиц, имеющих право на данный вид выплат стимулирующего характера;

  2. Продолжительность стажа, дающего права на данные выплаты;

  3. Порядок исчисления выплат.

Максимальный стаж работы – 15 лет, стаж свыше 15 лет дифференциация по стажу не проводится.

Надбавки и отбавки стимулирующего характера следует отличать от премий. Различие состоит в том, что:

  1. Надбавки не требуют постоянного выполнения определенных показателей работы;

  2. Могут устанавливаться в индивидуальном порядке и не требуют разработки локальных нормативных актов;

  3. В отношении надбавок и доплат правила их лишения на нарушения не применяются.

Существуют надбавки за ученую степень, за должность, за классные чины, ранги, звания.

Вопрос 8: Оплата при отклонениях от нормальных условий работы

Применяемые организациями и работодателями системы оплаты труда исчисляются исходя из стандартных условий труда работника.

В тех случаях, когда условия труда отличаются от тех, на которые рассчитана система оплаты, закон предусматривает особые правила исчисления заработка.

Данные правила являются элементом государственного обязательного нормирования оплаты труда. Работодатели вправе самостоятельно устанавливать правила оплаты при отклонениях, фиксируя это в локальных нормативных актах, трудовом договоре или коллективном договоре. При этом не ниже размеров, установленных действующим законодательством.

Общие правила оплаты при отклонении от нормальных условий (ст.ст. 149-158 ТК РФ).

К числу таких правил относятся:

  1. Оплата при совмещении профессий должностей (ст.ст. 60.2, 151 ТК РФ) Совмещение – у того же самого работодателя в течение основного рабочего времени, работы по другой или той же профессии, или должности, за дополнительную плату. Так же выполнение обязанностей временно-отсутствующего работника, расширение зоны обслуживания и увеличения объемов выполняемой работы. Совмещение оформляется с письменного согласия работника, приказом. А так же обязательно должно быть дополнительное соглашение в трудовом договоре, где определяются условия совмещения. Совмещение может вводиться как на определенный срок, так и без указания сроков. И работник, и работодатель могут в одностороннем порядке отказаться от совмещения, письменно предупредив друг друга об этом за 3 дня. Размер доплаты за совмещение не определяется в законе, ни минимальный, ни максимальный. Устанавливается по соглашению сторон между работником и работодателем, в зависимости от объема содержания выполняемой или поручаемой работы. Поскольку совмещение профессий должностей в большинстве случаев вводится для экономии фонда заработной платы, т.к. размер доплаты за совмещение на практике устанавливается не более 30-50% ставки.

  2. Оплата при выполнении работ различной квалификации. Повременщики – по более высокой квалификации. Сдельщики.

  3. Оплата сверхурочной работы (ст.ст. 199, 152 ТК РФ) это работа, выполняемая по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени. Нужно отличать от совместительства и от работы ненормированного рабочего времени. Сверхурочные работы оплачиваются в повышенном размере, порядок оплаты зависит от применяемого учета рабочего времени (при поденном учете рабочего времени, первые 2 часа – 50%, далее 100% доплаты.) при суммированном учете рабочего времени, за 1 месяц и больше, количество часов сверхурочной работы, не превышающие количество рабочих дней учетного периода, умноженное на 2 оплачивается в размере 50%, все остальные – 100%. Взамен повышенной оплаты на основании письменного заявления работника может быть предоставлено время отдыха, дополнительно. В том случае, если работодатель, в нарушение закона, компенсировал сверхурочное время отгулом, то в любом случае эти часы подлежат оплате в повышенном размере.

  4. Оплата работы в нерабочие, выходные и праздничные дни. При привлечении к работе в выходные или праздничные дни, такая работа подлежит оплате не менее чем в двойном размере. Работникам, получающим должностной оклад, если работа в выходные производилась в рамках месячной нормы рабочего времени, то производится одинарная оплата. Взамен может быть предоставлено другое время отдыха дополнительно.

  5. Оплата за работу в ночное время и при работе в многосменном режиме. В соответствии со ст. 154 ТК РФ каждый час оплаты работы в ночное время оплачивается в повышенном размере, определяется Правительством РФ. Минимальный размер доплаты в ночное время составляет сейчас 20% основного тарифного заработка, если более высокие размеры оплаты в рабочее время не установлены специальными нормативно-правовыми актами. Размер доплаты для охранников установлен в размере 35 % от тарифной ставки. Доплата за многосменный режим производится взамен доплаты за ночное время. Размер доплаты за работу в многосменном режиме действует Постановление Совета Министров СССР от 12.02.1987 года. За работу в ночную смену – 40% тарифного заработка. За работу в вечернюю смену – 20 %.

  6. Оплата при невыполнении норм выработки (ст. 155 ТК РФ). При невыполнении норм выработки не по вине работодателя, оплата не ниже 2/3 оплаты.

  7. Оплата продукции, оказавшейся браком (ст. 156 ТК РФ). Полный брак не по вине работника оплачивается наравне с годными изделиями. Частичный брак по вине работника, то оплачивается в зависимости от степени годности.

  8. Оплата времени простоя (ст.ст. 176, 157, 414 ТК РФ). Простой – это временная приостановка работы по причинам технологического характера. Простой оформляется актом, табелем учета рабочего времени. Работник должен в случае простоя немедленно уведомить об этом работодателя. Во время простоя работники не обязательно должны быть на рабочем месте. Время простоя оплачивается в 2/3 тарифного заработка. По вине работодателя – 2/3 средней зарплаты при отстранении от работы по независящим от работника обстоятельствам, так же при проведении забастовки, когда работник в ней не участвовал, но лишен возможности трудиться, это время оплачивается как простой.

  9. Оплата при освоении новых производств.

Вопрос 9: Средний заработок по трудовому праву РФ: общие правила исчисления

Правила исчисления средней зарплаты – это обязательные централизованные правила. Закон предусматривает единый обязательный для всех работодателей, правила исчисления средней зарплаты оно действует всегда, за исключением того, когда законом установлено иное. Общие правила установлены ст. 139 ТК РФ. Специальный порядок исчисления средней зарплаты.

Учетный период при исчислении зарплаты.

Во всех случаях учитывается заработок за 12 месяцев. В расчет принимается полный месяц.

Работодатель может установить иной расчетный период.

Из расчетного периода исключаются время, а также выплаты:

  1. Когда за работником сохранялся средний заработок в соответствии с действующим законодательством;

  2. Период получения выплат по временной нетрудоспособности, по беременности и родам;

  3. Время простоя по вине работодателя, либо по обстоятельствам, не зависящих от работника и работодателя;

  4. Время проведения забастовки, когда работник в ней не принимал участия, но был лишен возможности исполнять свои обязанности;

  5. Дополнительные дни отдыха по ст. 262 ТК РФ – родителям, представителям детей-инвалидов по их желанию (4 дня);

  6. Время освобождения работника от работы с сохранением среднего заработка или без сохранения в соответствии с действующим законодательством.

Во всех случаях при исчислении средней зарплаты, как правило, в большинстве случаев, определяется среднедневной заработок. Закон предусматривает три варианта правил:

  1. Средний заработок определяется, кроме случаев оплаты отпуска и оплаты отпуска, определяется путем деления начисленной зарплаты за фактически отработанное время на количество фактически отработанных дней в рамках данного периода;

  2. Для оплаты отпуска в календарных днях средний заработок определяется путем деления начисленной зарплаты на средний дневной заработок на 12 месяцев и на коэффициент 29,4. При оплате отпуска в рабочих днях – путем деления начисленной зарплаты на количество рабочих дней учетного периода по календарю шестидневной рабочей недели;

  3. При суммированном учете рабочего времени исчисляется среднечасовой заработок путем деления начисленной зарплаты на количество фактически отработанных часов.

Повышение средней зарплаты:

В случае увеличения тарифных ставок и окладов в организации, филиале или ином структурном подразделении, то зарплата при исчислении и средняя зарплата подлежит повышению:

  1. Если зарплата работника повышалась в рамках расчетного периода, то вся учитываемая зарплата подлежит повышению на коэффициент увеличения зарплаты;

  2. Если зарплата повысилась за рамками расчетного периода, но до наступления события, с которым связана выплата, то повышению подлежит уже исчисленная средняя зарплата;

  3. Если зарплата повысилась в период действия события, с которым связана выплата, то средняя зарплата подлежит пересчету и повышению с момента появления такого права на повышение зарплаты.

Вопрос 10: Ограничения удержаний из заработной платы

Законодательные ограничения удержания зарплаты является существенной гарантией защиты прав работников в сфере заработной платы.

Само понятие ограничение удержаний зарплаты включает в себя четыре группы правил:

  1. Ограничение основания или случаев ограничения удержания зарплаты;

  2. Ограничение размеров удержания зарплаты;

  3. Установление перечня выплат, из которых вообще нельзя производить удержание;

  4. Установление порядка удержания их зарплаты работника.

Удержания из зарплаты могут быть произведены по основаниям, указанным в Трудовом кодексе РФ или иных федеральных законах (ФЗ «Об исполнительном производстве», Уголовно-исполнительный кодекс РФ, а также по указанию, письменному заявлению самого работника).

Основания удержания зарплаты в зависимости от целей могут быть классифицированы:

  1. По распоряжению, приказу работодателя;

  2. Удержание в силу решения третьих органов – уполномоченных государственных органов (удержание на основании исполнительных документов), удержание по исполнительной надписи нотариального органа;

  3. Основания, не требующие решения уполномоченных лиц, в силу прямого указания в законе – налоги;

  4. На основании письменного заявления самого работника – в случаях, когда работник погашает кредит перед иными организациями, добровольная оплата алиментов, добровольное страхование.

Удержание по инициативе работодателя (ст.ст. 138, 248 ТК РФ):

  1. Для возвращения неотработанного аванса, выданного в счет зарплаты;

  2. В целях возвращения неизрасходованного аванса, выданного на командировку, приобретение материалов и т.д.;

  3. Взыскание сумм, излишне выплаченных в результате счетной ошибки;

  4. Удержание за неотработанные дни отпуска, если работник увольняется до истечения рабочего года;

  5. В соответствии со ст. 248 ТК РФ возможно удержание зарплаты для возмещения ущерба, причиненного имуществу работодателя.

Максимальный размер удержания зарплаты установлен в ст. 137 ТК РФ и в ст. 99 ФЗ «Об исполнительном производстве», он не может превышать 20 %. По основаниям, предусмотренным в законе и по нескольким исполнительным документам, общий размер удержания не может превышать 50 %.

Удержание возможно и в размере до 70 % по основаниям возмещения алиментов, причинения вреда здоровью, в случае причинения вреда потерей кормильца, причинения вреда преступлением, при отбывании исправительных работ (указано в кодексе).

Удержание не производится из тех в сумм, на которые в соответствии с законом не может производиться удержание.

_____________________________________________________________________________________

Нормативные акты:

  1. Конвенция N 95 Международной организации труда «Относительно защиты заработной платы» (принята в г. Женева 01.07.1949);

  2. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993);

  3. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 22.11.2011, с изм. от 15.12.2011);

  4. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 08.12.2011);

  5. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.12.2011);

  6. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об исполнительном производстве»;

  7. Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 01.06.2011) «О минимальном размере оплаты труда»;

  8. Закон РФ от 30.03.1993 N 4693-1 (ред. от 15.07.2008) «О минимальном размере оплаты труда»;

  9. Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда»;

  10. Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (ред. от 11.11.2009) «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»;

  11. Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 (ред. от 17.12.2010) «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений»;

  12. Постановление Совмина СССР от 23.05.1957 N 566 «О порядке выплаты заработной платы рабочим за первую половину месяца»;

  13. Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 N 31/3-30 (ред. от 20.09.2011) «Об утверждении "Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР"; раздела "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства" Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 1»;

  14. Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 (ред. от 29.05.1991) «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день»;

  15. Постановление Госкомтруда СССР N 460, Секретариата ВЦСПС N 26-60 от 03.11.1986 (ред. от 02.01.1989) «Об утверждении перечня грузов, погрузка и разгрузка которых оплачивается по повышенным тарифным ставкам в связи с вредными условиями труда»;

  16. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 12.02.1987 N 194 «О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства».
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей