Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Лекции печатал студент 305 группы Института прокуратуры РФ саратовской государственной юридической академии


Скачать 176.02 Kb.
НазваниеЛекции печатал студент 305 группы Института прокуратуры РФ саратовской государственной юридической академии
АнкорLektsii Abaldueva.docx
Дата26.11.2017
Размер176.02 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаLektsii_Abaldueva.docx
ТипЛекции
#32261
страница5 из 12
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Тема 5: Социальное партнерство


Вопросы лекции:

  1. Понятие и значение социального партнерства в сфере труда;

  2. Стороны социального партнерства;

  3. Система и формы социального партнерства в сфере труда;

  4. Представители сторон социального партнерства;

  5. Органы социального партнерства;

  6. Понятие, стороны, значение и содержание коллективного договора;

  7. Порядок разработки коллективного договора и его заключения.

Вопрос 1: Понятие и значение социального партнерства в сфере труда

В соответствии со ст. 1 ТК РФ правовое регулирование социального партнерства является одной из задач трудового права. Кроме того, социальное партнерство признается направлением государственной политики РФ в сфере труда и принципом трудового права.

Система нормативных актов, регулирующих социальное партнерство:

  1. Международно-правовые акты:

    1. Конвенция международной организации труда № 154 1981 года «О содействии коллективным переговорам»;

    2. Рекомендация МОТ № 91 1951 года «О коллективных договорах»;

    3. Рекомендация МОТ № 143 1971 года «О защите прав представителей трудящихся на предприятиях и о предоставляемых им возможностям»;

  2. Федеральное законодательство:

    1. Трудовой Кодекс РФ (Главы 3-9);

    2. ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;

    3. ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»;

    4. ФЗ «Об объединениях работодателей»;

    5. ФЗ «О государственной гражданской службе»;

    6. ФЗ «О муниципальной службе»;

  3. Законы субъектов РФ – регулируют вопросы создания комиссий, регистрация соглашений;

  4. Акты органов местного самоуправления;

  5. Акты социального партнерства – социально-партнерские соглашения и коллективные (нормативного содержания) договоры.

Понятие социального партнерства закреплено в ст. 23 ТК РФ и означает систему взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных связанных с ними отношений.

Значение (функции) социального партнерства:

  1. Защита работников от экономически более сильного работодателя;

  2. Сглаживание трудовых конфликтов и разногласий между работниками и работодателями, в том числе на государственном уровне;

  3. Совершенствование и упорядочение норм трудового права, восполнение пробелов в трудовом праве.

Вопрос 2: Стороны социального партнерства (работники и работодатели). Органы государственной власти и органы местного самоуправления в системе социального партнерства

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице их представителей. Представители сторон лишь принимают участие в разработке проектов коллективных договоров и соглашений по ведению переговоров, консультаций и другое. Стороны социального партнерства следует отличать по соответствующим уровням социального партнерства (ст. 27 ТК РФ).

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления могут выступать в качестве работодателей; представителей работодателей для организаций (здравоохранение, образование, культуры, науки, транспорта, связей), финансируемых из бюджетов соответствующих уровней; третьей независимой стороной социального партнерства (не субъектом, а стороной). Независимая сторона, от которой зависит оказание помощи или содействия сторонам трудовых отношений, если финансирование определенных мероприятий зависит от данных органов.

Вопрос 3: Система и формы социального партнерства в сфере труда

Система социального партнерства включает в себя следующие уровни (ст. 26 ТК РФ):

  1. Федеральный уровень – генеральное соглашение – устанавливаются права и обязанности на федеральном уровне;

  2. Межрегиональный уровень – соглашение – соглашение между двумя и более субъектами РФ;

  3. Региональный уровень – соглашение – соглашение по регулированию труда в конкретном субъекте;

  4. Отраслевой уровень – соглашение – соглашение в сфере здравоохранения, угольной промышленности, водного транспорта. Отраслевые соглашения заключаются на всех остальных уровнях, кроме локального уровня, поэтому они могут иметь соответствующее наименование – федеральное отраслевое, региональное отраслевое соглашение;

  5. Территориальный уровень – соглашение – соглашение на уровне муниципального образования;

  6. Локальный уровень – коллективный договор – на локальном уровне соглашения не принимаются, так как они являются централизованными правовыми актами.

Формы социального партнерства:

  1. Коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению (ст.ст. 36-39 ТК РФ);

  2. Взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений. Данная форма не направлена на заключение трудовых договоров. С помощью данной формы работники и работодатели участвуют в законотворческой деятельности на соответствующих уровнях, в том числе при разработке локальных нормативных актов;

  3. Участие работников и их представителей в управлении организацией (ст.ст. 52-53 ТК РФ);

  4. Участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров. При разрешении индивидуальных трудовых споров представители работников и работодателей на паритетных началах создают комиссии по рассмотрению трудовых споров – досудебный порядок разрешения трудовых споров. При разрешении коллективных трудовых споров используются внесудебные примирительные процедуры (примирительные комиссии, посредники, трудовые арбитражи) (ст.ст. 384-389, 398, 401-404 ТК РФ).

Вопрос 4: Представители сторон социального партнерства

В отношении социального партнерства субъекты трудового права реализуют свои полномочия через представителей. Институт представительства в социальном партнерстве имеет большое значение, так как легитимность представителей определяет законность принятых коллективных договоров и соглашений.

Представителями работников являются профессиональные союзы, их объединения (ассоциации) и иные представительные органы. На локальном уровне представителями работников являются первичные профсоюзные организации, действующие на основании положения о первичных профсоюзных организациях.

На других уровнях социального партнерства при заключении соглашений интересы работников представляют профсоюзы соответствующего уровня, то есть в зависимости от вида соглашения (см. системы социального партнерства). Профсоюзы данных уровней действуют на основании уставов.

Первичные профсоюзные организации представляют интересы работников при заключении коллективного договора при заключении коллективного договора, а также при его изменении. Осуществляет контроль над соблюдением коллективного договора. Если в организации нет профессионального союза, либо есть профессиональный союз, объединяющий менее половины работников, то возможны несколько вариантов представительства работников:

  1. Работники своими личными заявлениями наделяют полномочиями данный профсоюз;

  2. Созывается общее собрание или конференция, где решается вопрос о том, кто будет представлять интересы работников.

Если в организации действует несколько профсоюзов, объединяющих в совокупности более половины работников, то создается единый представительный орган. Если в организации есть союз, объединяющий более половины работников, то он вправе от имени всех работников заключать коллективный договор.

Представителями работодателей при заключении коллективных договоров являются руководитель организации, либо лица ими уполномоченные. При заключении соглашений представителями могут быть общественные объединения и иные представители ор органов государственной власти и органов местного самоуправления, если они являются учредителями соответствующих организаций.

Руководитель организации представляет интересы работников на основании учредительных документов и указа о назначении. Свои полномочия по ведению коллективных переговоров руководитель может передавать иным лицам (заместителям или иным лицам, действующим от имени работодателя, входящих в административный аппарат). Однако коллективный договор от имени работодателя подписывает только руководитель. От имени работодателя может выступать не только руководитель (единоличный исполнительный орган), но и коллегиальные органы (правление или совет директоров, что должно быть указано в учредительных документах).

От стороны коллективного договора и представителей сторон следует отличать субъектов и исполнителей, которые указываются в коллективных договорах и отвечают за выполнение конкретных обязательств по коллективному договору. Представителями сторон при заключении социально-партнерских соглашений выступают объединения работодателей, которые бывают региональными, территориальными и иными.

Представители работодателей конкретные лица наделяются полномочиями на основании соответствующих приказов или иных актов о передачи полномочий. Представители работодателей должны действовать в пределах своих полномочий в противном случае могут возникнуть вопросы о действительности заключенных соглашений.

Вопрос 5: Органы социального партнерства

Для обеспечения регулирования социально-партнерских отношений, ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных переговоров и соглашений, их заключению, а также для организации контроля над их исполнением создаются трехсторонние комиссии, наделенные соответствующими полномочиями.

На федеральном уровне действует российская трехсторонняя комиссия в соответствии с ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» и состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ.

Данные представители образуют стороны комиссии численностью по тридцать человек.

Цели комиссии – ведение коллективных переговоров, подготовка проекта генерального соглашения; содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений; проведение необходимых консультаций.

Деятельность комиссии организует координатор комиссии, который назначается Президентом и не является членом комиссии. От каждой стороны избираются координаторы сторон и от Правительства РФ – назначаются.

Комиссии на других уровнях социального партнерства:

  1. Трехсторонние комиссии субъектов РФ;

  2. Трехсторонние территориальные комиссии;

  3. Отраслевые комиссии;

  4. Комиссии на уровне организации.

Вопрос 6: Понятие, стороны, значение и содержание коллективного договора

Правовое регулирование трудовых и иных связанных с ними отношений на уровне организаций осуществляется с помощью двухсторонних трудовых коллективных договоров. Практика договорного коллективного регулирования существует с 1918 года и отражает степень демократизации общества и уровень социальных возможностей сторон трудовых отношений.

Ежегодно в РФ заключается более 100 000 коллективных трудовых договоров.

Коллективный договор – это правовой акт (договор с нормативным содержанием), регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ). Заключение коллективного договора в организации не является обязательным. Однако если одна из сторон проявила инициативу (желание заключить коллективный договор), то другая сторона обязана приступить к заключению коллективного договора. Коллективный договор может заключаться как во всей организации, так и в её обособленных структурных подразделениях (филиалах и представительствах).

Значение коллективного договора:

  1. Является одной из основных форм участия работников в управлении организацией;

  2. Обеспечивает компромиссные интересы работников и работодателей в спорных моментах;

  3. Повышает уровень социальных гарантий в организациях;

  4. Восполняет пробелы в праве;

  5. С помощью коллективного договора в организации принимаются локальные нормативные акты.

Содержание и структура определяются сторонами коллективного договора с учетом рекомендации ст. 41ТК РФ. В него включаются:

  1. Форма и система оплаты труда;

  2. Занятость, обучение, переобучение;

  3. Рабочее время и время отдыха;

  4. Гарантии и льготы работников.

При этом в содержании коллективного договора могут включаться только те условия, которые либо не противоречат действующему законодательству, либо улучшают положения работников. Лучшие условия устанавливаются с учетом социально-экономического положения работодателя. Содержание коллективного договора выходи за рамки трудового права и может содержать условия по вопросам права социального обеспечения. Положения коллективного договора можно разделить:

  1. Нормативные положения (информационные; по предписанию закона; по соглашению сторон; восполняющие пробелы);

  2. Обязательственные условия (обязательства сторон);

Отличие коллективного договора от трудового договора:

Коллективный договор в отличие от трудового договора является правовым актом с нормативным содержанием. Трудовой договор является индивидуальным актом и не содержит в себе норму права. Коллективный договор распространяется на неопределенный круг работников организации, то есть под действие данного трудового акта попадают только те лица, которые в настоящий момент работают в организации. Трудовой договор действует только в отношении конкретного работника. Сторонами коллективного договора являются работники и работодатель, сторонами трудового договора являются работник и работодатель.

Вопрос 7: Порядок разработки коллективного договора и его заключения

Порядок заключения коллективного договора заключается в следующих стадиях:

  1. Принятие решения о необходимости заключения коллективного договора – заключение коллективного договора начинается с инициативы одной из сторон, как правило, со стороны работников. Инициатива может выдвигаться либо на собрании работников, либо на конференции. Собрание – все работники. Конференции – делегаты. На этом же собрании или конференции полномочия по представлению интересов работников передаются либо профсоюзам, либо иным органам, которые по законодательству могут представлять интересы работников. Предложения с инициативой о заключении коллективного договора направляются другой стороне. Начало переговоров – день, после дня передачи предложения другой стороне.

  2. Создание комиссии для ведения коллективных переговоров и разработки проекта коллективного договора – для ведения коллективных переговоров создается комиссия из представителей сторон, наделенных соответствующими полномочиями. Состав комиссии определяется сторонами, повестка дня определяется сторонами самостоятельно. Если со стороны работников выступает несколько представителей, то создается единый представительный орган.

  3. Ведение коллективных переговоров. Разрешение разногласий. Разработка проекта коллективного договора – порядок, сроки и место проведения переговоров определяются представителями сторон. Стороны обязаны представлять необходимую информацию. О численном составе работников, инфраструктура и т.д. Не допускается ведение коллективных переговоров от имени работников тем лицам, которые спонсируются работодателем и зависят от него, кроме случаев, указанных в законе. К таким случаям относятся: оказание материальной поддержки работодателем, профессиональным союзом и другим представителем работников по организации их деятельности. Единый проект коллективного договора подлежит обязательному обсуждению работниками в подразделениях организации.

  4. Подписание коллективного договора – подписание договора или протокола разногласий является моментом окончания коллективных переговоров и моментом заключения коллективного договора. При подписании необходимо предусмотреть все формальности. Для директора или руководителя организации приказ о назначении на должность и учредительный документ, на основании которого он исполняет свои обязанности. Для представителей работников – учредительные документы и протоколы избрания. Подписание коллективного договора всеми работниками не имеет смысла, так как при их ротации может произойти изменение кадрового состава.

  5. Уведомительная регистрация – коллективный договор в течение семи дней после подписания направляется работодателям (представителям работодателя) на уведомительную регистрацию. В отдел по труду органа местного самоуправления. При регистрации соответствующий орган по труду выявляет допущенные нарушения и сообщает об этом сторонам. Однако это не приостанавливает действие коллективного договора, а положения не соответствующие закону не подлежат применению и считаются недействительными.

Действие коллективного договора:

Порядок действия определяется ст. 43 ТК РФ. Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и может быть продлен сторонами на тот же срок. Коллективный договор распространяет свое действие на всех работников организации и в том числе на тех, чьи интересы не были представлены на переговорах.

_____________________________________________________________________________________

Нормативные акты:

  1. Конвенция N 154 Международной организации труда «О содействии коллективным переговорам» (Принята в г. Женеве 19.06.1981 на 67-ой сессии Генеральной конференции МОТ). Россия ратифицировала Конвенцию (Федеральный закон от 01.07.2010 N 138-ФЗ). Конвенция вступила в силу для России 06.09.2011;

  2. Рекомендация N 91 Международной организации труда «О коллективных договорах» (Принята в г. Женеве 29.06.1951 на 34-ой сессии Генеральной конференции МОТ);

  3. Рекомендация N 143 Международной организации труда «О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях» (Принята в г. Женеве 23.06.1971 на 56-ой сессии Генеральной конференции МОТ);

  4. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 22.11.2011, с изм. от 15.12.2011);

  5. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 06.12.2011) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

  6. Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;

  7. Федеральный закон от 01.05.1999 N 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений»;

  8. Федеральный закон от 27.11.2002 N 156-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «Об объединениях работодателей»;

  9. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О муниципальной службе в Российской Федерации».
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей