Государственный контроль и надзор является на сегодняшний день основным способом защиты трудовых прав. В соответствии со ст. 2 и 210 ТК РФ государственный надзор и контроль рассматривается как основное направление политики в сфере труда и как одна из гарантий обеспечения права на охрану труда.
Государственный надзор и контроль регламентируется в настоящее время:
Конвенции МОТ 1947, 1978 и 1981, ратифицированные в 1998 году в РФ;
Соответствующие нормы Главы 57 Трудового кодекса РФ в редакции 18.07.2011;
Федеральный закон № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля и надзора»;
Подзаконные нормативные акты.
Система государственных органов в сфере труда включает в себя:
Государственные федеральные органы общей компетенции межотраслевого надзора и контроля (государственные инспекторы труда);
Федеральные государственные органы специальной компетенции надзора и контроля (функциональный надзор);
Органы государственного ведомственного надзора и контроля;
Органы исполнительной власти субъектов РФ, на которые возложены функции по контролю и надзору в сфере труда (Министерство занятости и труда Саратовской области);
Органы государственной службы занятости населения;
Органы прокуратуры.
Основная государственная надзорная деятельность в сфере труда возложена единую федеральную систему органов – Государственную инспекцию труда.
Государственная инспекция труда действует на основании ст.ст. 354, 364 ТК РФ, а также ФЗ № 294. Типовое положение о территориальном органе Роструда, утверждено Приказом Министерства здравоохранения и социального развития 01.07.2009. Положение о Государственной инспекции труда по каждому субъекту РФ, утверждено Приказом Роструда 24.03.2005.
Деятельность Государственной инспекции труда организована по отраслевому принципу. В структуре выделяют инспекторов по правовым вопросам (юрист с высшим образованием и стаж не менее 3 лет), инспекторы по охране труда (лица с техническим образованием).
Основные направления деятельности:
Государственный надзор за соблюдением законодательства о труде;
Анализ и обобщение применения действующего законодательства;
Информирование работников и работодателей, а также консультирование по вопросам трудового законодательства;
Принимают участие в расследовании несчастных случаев, осуществляют государственную экспертизу по охране труда;
Контроль за выплатой пособий по временной нетрудоспособности, выплачиваемых за счет работодателя.
Государственная инспекция труда обладает следующими правами:
Беспрепятственно посещать при предъявлении удостоверения организации и предприятия в целях соблюдения трудового законодательства;
Получать безвозмездно документы;
Производить изъятие оборудование, материалы, документы, необходимые им для проведения проверки;
Давать обязательные предписания об устранении выявленных нарушений;
Возбуждают дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий, рассматривают дела и применяют административное наказание;
Принимают решение об отстранении от работы лиц, не прошедших проверку знаний, обучение;
Давать обязательные предписания по привлечению к дисциплинарной ответственности;
Передача материалов проверок в суд, прокуратуру, следственные органы для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности;
Готовят и передают материалы в суд для принятия решения о ликвидации работодателей.
Обжаловать действия инспектора можно обжаловать Главному инспектору или в судебном порядке.
Основанием для проведения проверки является Распоряжение на проведение проверки. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми, которые утверждаются органами прокуратуры. Основанием проведения внеплановой проверки является жалоба на работодателя, неисполнение предписаний. Внеплановая проверка может проводиться без согласования с прокуратурой.
Кроме надзора, осуществляемого Государственной инспекцией труда, проводится функциональный надзор – федеральный промышленный, энергетический, атомный, санитарно-эпидемиологический, транспортный надзор. Полномочия органов, осуществляющих данные виды надзора, устанавливаются соответствующими законами, а также положениями. Данные надзорные органы обладают аналогичными полномочиями, что и Государственная инспекция труда, но по ряду вопросов у них более широкая компетенция. Они вправе проводить обучение и проверку знаний и принимают решение о допуске работников к соответствующим работам. Функциональный надзор носит обязательный плановый характер.
Общественный контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляется органами профессиональных союзов РФ в соответствии со ст. 370 ТК РФ и ФЗ 12.01.1996 «О профсоюзах».
_____________________________________________________________________________________
Нормативные акты:
Конвенция N 81 Международной организации труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (принята в г. Женеве 11.07.1947 на 30-ой сессии Генеральной конференции МОТ). Россия ратифицировала Конвенцию (Федеральный закон от 11.04.1998 N 58-ФЗ). Конвенция вступила в силу для России 02.07.1999;
Конвенция N 150 Международной организации труда «О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация» (Принята в г. Женеве 26.06.1978 на 64-ой сессии Генеральной конференции МОТ). РФ ратифицировала Конвенцию (Федеральный закон от 11.04.1998 N 58-ФЗ). Конвенция вступила в силу для России 02.07.1999;
Конвенция N 155 Международной организации труда «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (принята в г. Женеве 22.06.1981 на 67-ой сессии Генеральной конференции МОТ). РФ ратифицировала Конвенцию (Федеральный закон от 11.04.1998 N 58-ФЗ). Конвенция вступила в силу для России 02.07.1999;
«Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 22.11.2011, с изм. от 15.12.2011);
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 18.07.2011, с изм. от 21.11.2011) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.07.2009 N 378н (ред. от 25.08.2010) «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости»;
Приказ Роструда от 24.03.2005 N 179 (ред. от 29.08.2008) «Об утверждении Положения о Государственной инспекции труда в Волгоградской области».
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |