Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методичка по психиатрии. Методическое пособие по психиатрии и наркологии По материалам кафедры психиатрии


НазваниеМетодическое пособие по психиатрии и наркологии По материалам кафедры психиатрии
АнкорМетодичка по психиатрии.pdf
Дата30.10.2016
Размер0.83 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMetodichka_po_psikhiatrii.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодическое пособие
#816
страница1 из 11
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

1
Методическое пособие по
психиатрии и наркологии
По материалам кафедры психиатрии
КГМУ (2004 г.)
Содержание
1.
Предмет и задачи психиатрии. История психиатрии. Организация психиатрической службы. Основы законодательства о психиатрии.
Стр. 2 2.
Понятие нозологии, симптома и синдрома в психиатрии.
Этиология психических заболеваний. Методы исследований применяемые в психиатрии.
Принципы современной классификации психических расстройств.
Стр. 4 3.
Расстройства ощущений и восприятий.
Стр. 7 4.
Расстройства внимания и памяти.
Стр. 11 5.
Расстройство мышления и интеллекта.
Стр. 14 6.
Нарушение интеллекта.
Стр. 22 7.
Эмоциональные и волевые расстройства.
Стр. 25 8.
Психопатологические синдромы.
Стр. 34 9.
Шизофрения. Шизотипические расстройства.
Шизоаффективные расстройства. Хронические бредовые психозы.
Стр. 49 10.
Тема. Маниакально–депрессивный психоз (МДП).
Аффективные расстройства (по МКБ – 10). F 30.
Стр. 60 11.
Эпилепсия.
Стр. 67 12.
Психические расстройства при черепно-мозговых травмах.
Стр. 72 13.
Органические заболевания головного мозга
Стр. 78 14.
Психогенные заболевания
Реактивные психозы.
Стр. 85 15.
Неврозы.
Стр. 90 16.
Расстройства личности (психопатии) F 60 – F 62.
Стр. 99 17.
Умственная отсталость (олигофрения).
Стр. 107 18.
Алкоголизм и алкогольные психозы.
Стр. 110 19.
Наркомания и токсикомания
Стр. 124

2
Занятие 1
Тема 1.
Предмет и задачи психиатрии. История психиатрии. Организация
психиатрической службы. Основы законодательства о психиатрии.
Цель: уяснить предмет и задачи психиатрии, ее отношение к другим разделам медицинской науки и психологии, основные этапы развития и основные направления в психиатрии, юридический порядок психиатрического освидетельствования и недобровольной госпитализации в психиатрический стационар, принципы организации психиатрической службы в России.
Содержание. Психиатрия – отрасль медицины, изучающая происхождение психических расстройств, их клинические проявления, лечение и профилактику. Она разделяется на общую и частную психиатрию. Общая психиатрия (общая психопатология) имеет своей задачей изучение проявлений сходных психических расстройств (например, галлюцинаций, бреда, и т.д.), возникающих при различных психических болезнях.
Частная психиатрия изучает отдельные психические болезни. В задачи общей и частной психиатрии входят: а) разработка методов исследования психически больных; б) принципов диагностики и классификации симптомов, синдромов и отдельных болезней; в) изучение их этиологии и патогенеза; г) лечение и профилактика психических болезней; д) реабилитация психически больных. Психиатрия использует многие методы, применяющиеся в современной клинической медицине – физиологический, патофизиологический, гистохимический, биохимический, иммунологический, фармакологический и т.д. В своей совокупности они образуют ту область психиатрии, которая изучает этиологию и патогенез психических болезней и называется биологической психиатрией. В процессе своего развития психиатрия дифференцировалась, из нее были выделены специализированные разделы: детская, подростковая, гериатрическая, судебная, военная, социальная, эпидемиология психических болезней, наркология, психогигиена, психотерапия. Эта дифференциация повлекла за собой сближение психиатрии с педиатрией, геронтологией, фармакологией, гигиеной, судебной медициной и т.д., а также с законодательством и правом, антропологией, статистикой, кибернетикой.
Основные этапы исторического развития психиатрии: донаучный, античный, средневековый периоды; период становлеия психиатрии как области медицины (XIII век – начало XIX века), Ф. Пинель, Дж. Конноли, эпоха нозологической психиатрии (Э.
Крепелин), современный этап развития психиатрии. Основные направления в психиатрии:
«психики», «соматики», концепция «единого психоза», учение о дегенерации,

3 нозологическая концепция Э. Крепелина. Психологическое направление в психиатрии. З.
Фрейд и основные положения психоаналитической концепции.
Организация психиатрической помощи.
Основные положения Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (введен в действие 01.01.93).
Психиатрический стационар. Принципы устройства, организация надзора и ухода.
Показания к госпитализации психически больных, порядок помещения больного в стационар. Условия и порядок недобровольной госпитализации. Социально опасное и суицидальное поведение у душевнобольных. Первая и неотложная помощь больному с психическими нарушениями. Особенности транспортировки психически больного, находящегося в состоянии психомоторного возбуждения. Правила удержания больного.
Современные методы купирования возбуждения.
Амбулаторная психиатрическая помощь. Диспансерное наблюдение при различных психических заболеваниях, его задачи. Условия постановки больного на учет. Проблема патронажа. Преемственность стационарной и амбулаторной помощи. Структура психоневрологического диспансера, организация работы кабинета участкового психиатра в сельских районах. Задачи участкового психиатра. Значение поддерживающей терапии при различных психических заболеваниях. Методы реадаптации и реабилитации психически больных, лечебно–трудовые мастерские. Организация работы дневного стационара. Роль врача общей практики в раннем выявлении психически больных и оказании им медицинской помощи.
Вопросы трудовой, судебной и военной экспертиз. Временная и стойкая нетрудоспособность при психических заболеваниях. Условия установления инвалидности, организация работы специализированной
МСЭК, порядок направления и освидетельствования.
Клинические критерии определения степени снижения трудоспособности (групп инвалидности). Трудоустройство психически больных, использование остаточной трудоспособности, обучение новой специальности. Опека, показания для наложения опеки. Ответственность душевнобольных за совершение противоправных действий. Критерии вменяемости и невменяемости. Организация судебной экспертизы. Проведение военной психиатрической экспертизы. Основные положения приказа Министерства обороны России о годности к несению военной службы.
Основные организационные формы психогигиены и психопрофилактики. Роль медико–
генетических, семейных, психологических консультаций и кабинетов социальной помощи в системе профилактики психических заболеваний, расстройств и декомпенсаций психического здоровья.

4
Тема 2.
Понятие нозологии, симптома и синдрома в психиатрии. Этиология психических
заболеваний. Методы исследований применяемые в психиатрии. Принципы
современной классификации психических расстройств.
Цель: усвоить общетеоретические вопросы психической патологии, этиологии и патогенеза психических расстройств. Иметь представление о значении в изучении этиологии и патогенеза психических заболеваний генетических, биохимических, иммунологических, нейрофизиологических, структурно–морфологических и социально–
психологических исследований. Познакомиться с факторами риска возникновения психической патологии. Усвоить основы клинического метода исследования в психиатрии и составить представление о значении и сущности дополнительных методов исследования: общесоматическом и лабораторном обследованиях. Иметь представление о понятиях симптома и синдрома в психиатрии, регистрах поражения психической деятельности, принципах классификации психических болезней.
Содержание. Общетеоретические основы психической патологии. Генетика психических расстройств, генеалогический и близнецовый метод. Биохимические и нейрохимические исследования. Основные сведения о медиаторах (нейротрансмиттерах: дофамин, норадреналин, серотонин, ацетилхолин, аминокислотные трансмиттеры (ГАМК, глицин, глутаминовая кислота), нейропептиды, простагландины).
Патоморфологические исследования, проблема связи структуры и функции мозга. Основные направления в исследовании значения социально–психологических факторов в возникновении психических расстройств: бихевиористский (поведенческий) подход. Социобиологичекое направление, психодинамические концепции, когнитивный подход. Факторы риска возникновения психической патологии: факторы возраста, пола, психофизиологической конституции, климатические и географические. Распространенность психических заболеваний, понятия заболеваемости и болезненности. Клинический метод исследования в психиатрии, опрос больного и наблюдение, субъективный и объективный анамнез.
Симуляция, аггравация, диссимуляция. Стандартизированные глоссарии симптомов и шкалы в психиатрии. Общесоматическое и лабораторное обследования психически больных: соматический осмотр, неврологическое обследование, осмотр офтальмолога, лабораторные тесты, нейрофизиологические методы. Исследование структуры мозга: рентгенография костей черепа, рентгеновская компьютерная томография, магнитно–
резонансная томография, позитронно–эмиссионная томография. Психологические методы исследования: методы исследования мышления, интеллекта, личностные опросники, проективные методики. Понятия симптома в психиатрии, облигатные и факультативные симптомы. Понятие синдрома в психиатрии. Расстройства невротического и

5 психотического уровней. Понятие продуктивной и негативной симптоматики, регистров психических расстройств.
Схема истории болезни
1. Паспортная часть.
2. Жалобы (в порядке актуальности для больного), причина стационирования.
3. История жизни: а) состав семьи, характер, взаимоотношения с родителями; б) наследственность. Наличие психически больных, алкоголиков, наркоманов, самоубийц, эндокринопатий у родных; в) особенности беременности у матери, родов, развитие в раннем детстве (судорожные приступы, страхи, энурез и т.д.); г) особенности воспитания, поведения и характера в школьные годы; д) служба в армии, учеба, трудовой анамнез; е) месячные, поллюции, начало половой жизни. Взаимоотношения в семье и на работе.
Семейный анамнез; ж) перенесенные заболевания и их последствия; з) употребление спиртного, курение.
4. История заболевания. С какого времени считает себя больным? Что предшествовало данному заболеванию? В чем проявлялось заболевание? Особенности течения. Где и когда лечился? Результаты лечения. Психическое состояние после выписки. С чем связано последнее обострение болезни? Причины настоящей госпитализации. Состояние заболевания до момента осмотра.
5. Объективный анамнез со слов родственников или лиц знавших больного.
6. Психический статус.
· Сознание. Ориентировка в месте, времени, собственной личности. Характер дезориентировки – спутанность, оглушенность, аменция, онейроид, делирий.
· Внешние особенности больного с момента курации: мимика, реакция на момент общения, возбуждение или торможение, состояние одежды, прически.
· Восприятия – описание сенестопатий, иллюзий, галлюцинаций, психосенсорных расстройств.
· Память + внимание. Память на события текущие и давние, на личные и общественные. Текст, запоминания имен. Наличие ложных воспоминаний. Синдром
Корсакова.
· Мышление. Особенности речевого контакта (активный, пассивный, непродуктивный). Нарушение темпа (ускорение, замедление), целенаправленность
(обстоятельность, персеверация, разорванность, бессвязность, патология, сверхценные идеи, бредовые, навязчивые).
· Интеллект. Соответствие запаса знаний и представлений полученному образованию, занимаемой должности, профессии. Способности к анализу, синтезу, обобщению,

6 абстрагированию, пониманию переносного смысла (задачи на обобщение, исключение, толкование пословиц, счет). Глубина суждений. Представления о явлениях природы, государственном устройстве; политических и культурных событиях. Богатство или бедность воображения и сравнений. Уровень развития интеллекта. Малоумие и слабоумие. Критичность к своему психическому состоянию.
· Сфера эмоций. Расстройства настроений (тоска, печаль, радость, эйфория, тревога, беспокойство, страхи, напряженность, злобность, гневливость), его устойчивость.
Характер эмоциональных реакций (преобладающие аффекты, их выраженность, адекватность
– неадекватность). Сохранность эмоциональных отношений к госпитализации, врачу, персоналу, больным, родственникам, работе, к диагнозу заболевания. Попросить назвать 3 своих основных желания и планы на будущее.
· Неврологический статус – только патологические проявления.
· Соматический статус (рубцы на коже, языке, патологические изменения по органам, пульс, АД, соматовегетативные проявления).
· Клиническая оценка (с обоснованием диагноза) в динамике; аспекты:
1. Классификация симптомов, синдромов: выявление ведущих и второстепенных симптомов (синдромов).
2. Оценка личностных особенностей в преморбите и возникающих вследствие заболевания.
3. Оценка роли соматогенных, органических, психогенных факторов (причины, предрасполагающие условия, следствия).
4. Оценка течения заболевания (тип и тенденция развития интенсивности заболевания).
5. Формулировка диагноза основного с указанием формы или существенно значимых симптомов (синдромов) и типа течения. Сопутствующий диагноз. Осложнения.
· Данные специальных и лабораторных исследований.
· Дифференциальный диагноз (необходимость и круг отграничиваемых заболеваний, согласуется с преподавателем) с заболеваниями, проявляющимися сходными синдромами.
· План лечения (в соответствии с особенностями синдрома, формами течения и стадиями болезни). Назначения обосновать. Дать прописи выборных препаратов. Указать возможные осложнения.
· Прогноз для выздоровления.

7
Расстройства ощущений и восприятий.
Цель: выявить исходный уровень знаний из психологии ощущений и восприятий: определение понятий «ощущение», «восприятие», классификация ощущений, восприятий.
Обучить квалифицировать основные проявления нарушений ощущений, восприятий при психических заболеваниях.
Содержание.
Гиперестезия - общее снижение порога чувствительности, проявляющееся резким повышением восприимчивости слабых или индифферентных раздражителей.
Воспринимается больным как эмоциально неприятное чувство с оттенком раздражения.
Гиперестезия является одним из наиболее характерных проявлений астенического синдрома. Она указывает на общее состояние истощения психической деятельности.
Гипестезия - общее снижение чувствительности (порог чувствительности повышается), сопровождается чувством измененности, блеклости окружающего мира. Гипестезия характерна для состояния депрессии.
Истерическая анестезия - функциональное расстройство, возникающее у личности с демонстративными чертами характера непосредственно после действия психотравмы.
Утрачивается чувствительность (болевая, тактильная, теряется слух, зрение).
Проявлением психического расстройства бывает возникновение атипичных или патологически извращенных ощущений (парестезии, сенестопатии).
Парестезии - это частый неврологический симптом, наблюдаемый при поражении периферических нервных стволов (чувство онемения, покалывания, «ползанья мурашек»).
Сенестопатии - симптомы психических расстройств, проявляющиеся разнообразными чрезвычайно субъективными, необычными ощущениями в теле. Носят неопределенный, недифференцированный характер, что является причиной затруднений больных при описании (больные сравнивают свои ощущения с шевелением, бурлением, высыханием или разжижением мозга и т.д.).
Сенестопатии могут встречаться при шизофрении, органических поражениях мозга и др.
Обманы восприятия.
К обманам восприятия относятся иллюзии и галлюцинации. Они относятся к позитивным
(продуктивным) симптомам.
Иллюзии - это расстройства, при которых реально существующие объекты воспринимаются как совершенно другие предметы и объекты.
Патологические иллюзии следует отличать от ошибок восприятия у психически здоровых людей при затруднениях в получении объективной информации о внешнем мире
(затемненное пространство, значительный шум и др.).

8
Иллюзии при психических заболеваниях отличаются фантастическим характером и возникают, когда нет препятствий к получению достаточной информации.
Они подразделяются на аффектогенные, вербальные и парейдолические.
Аффектогенные - появляются под влиянием такого сильного чувства (аффекта), как страх, напряженное ожидание, при остром приступе бреда преследования.
Вербальные - выражаются в ошибочном восприятии смысла слов, речей окружающих, когда вместо нейтрального для больного разговора окружающих, он слышит угрозы, ругательства, обвинения, якобы относящиеся к нему.
Парейдолические - расстройства, когда действительно существующие образы воспринимаются измененно, обычно в причудливо фантастическом виде (узор на обоях - воспринимается как голова какого-то зверя, узоры на ковре - как прекрасный пейзаж, очертания облаков - как живописная группа людей или животных).
Галлюцинации.
Галлюцинации - расстройства, при которых объекты или явления обнаруживаются там, где в действительности ничего нет. Галлюцинации указывают на наличие грубого расстройства психики и, в отличие от иллюзий, не могут наблюдаться у психически здоровых людей.
Галлюцинации классифицируются: по органам чувств (зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые); кроме того, встречаются проистекающие из внутренних органов галлюцинации внутренних органов (висцеральные).
Выделяются галлюцинации, возникающие в определенных условиях, например, при засыпании - гипногогические, при пробуждении -гипнопомпические.
Функциональные галлюцинации - возникающие при наличии какого -то определенного раздражителя. С прекращением действия раздражения обманы восприятия исчезают.
По степени сложности галлюцинации делятся на: элементарные, простые, сложные и сценоподобные.
Элементарные - акоазмы (стук, шорох, свист, треск) и фотопсии (молнии, вспышки, мелькания, точки перед глазами).
Простые галлюцинации связаны лишь с одним анализатором, но отличаются оформленной структурой, предметностью.
Сложные галлюцинации включают обманы со стороны сразу нескольких анализаторов.
Сценоподобные - выражаются в том, что вся окружающая обстановка может полностью преобразовываться галлюцинаторными образами, перед больными «разыгрываются сцены».
Все галлюцинации, независимо от того, относятся ли они к зрительным, слуховым или другим обманам чувств, делятся на истинные и ложные (псевдогаллюцинации).

9
Психосенсорные расстройства (расстройства сенсорного синтеза).
Нарушение восприятия размеров, формы взаимного расположения окружающих предметов в пространстве (метаморфопсии) и/или размеров, веса, формы собственного тела (расстройства схемы тела).
При метаморфопсиях происходит нарушение восприятия пространства: изменяется перспектива - окружающие предметы приближаются (пеласпсия), удаляются (порропсия), увеличиваются в числе (психическая полиопсия); нарушение восприятия формы предметов (метаморфопсия), их величины (макропсия, микропсия), предметы представляются удлиненными, укороченными, скошенными, искривленными или перекрученными (дисмегалопсия), расширенными, смещенными со своего места
(оптическая аллестезия).
Могут быть изменения цвета окружающих предметов (красное окрашивание - эритропсия, желтое - ксантопсия); поворот окружающего в пространстве на 90° или 180°; ощущение, что потолок спускается и грозит придавить собой больного.
Расстройство схемы тела (аутометаморфопсия) - размеры своего тела или его части (язык, голова, руки, ноги и т.д.) увеличиваются или, напротив, уменьшаются. Когда подобные изменения касаются всего организма, говорят о тотальной аутометаморфопсии.
Дереализация и деперсонализация.
Явления дереализации и деперсонализации близки к психосенсорным и некоторыми авторами объединяются с ними.
Дереализацией называют ощущение измененности окружающего мира, производящее впечатление «нереального», «чуждого», «искусственного», «подстроенного». Оно воспринимается как бы тусклым, застывшим, безжизненным, воспринимается как бы
«сквозь туман, пленку, малопрозрачное стекло - как на фотографии». В других случаях – наоборот, окружающее воспринимается необычно ярко (гиперреально). В ряде случаев больные окружающее сравнивают с декорацией.
Видоизменяются акустические феномены: голоса и звуки отдаляются, становятся неотчетливыми, глухими. Возможен также вариант, при котором слышимое воспринимается как наиболее звучное. При дереализации часто нарушается чувство времени. В ряде случаев оно одно может исчерпывать всё расстройство. Время замедляется, останавливается, исчезает - «его больше нет». В других случаях испытывают ощущение, что время движется необычно быстро.
Дереализация может возникать в особых формах. К ним относятся чувство «уже виденное», уже испытанное, уже пережитое, уже слышанное, уже прочувствованное и аналогичные феномены, при которых вместо слова «уже» (deja), стоит слово «никогда»
(jamais).

10
Группа расстройств, относимых к «уже виденному», может возникать изолировано, но нередко входящие сюда симптомы появляются не только вместе с дереализацией, но и подобно последней, способны возникать в структуре сложных синдромов (онейроид, парафренный синдром, синдром Котара, особые состояния сознания или сноподобные состояния сознания).
Дереализация требует дифференциального диагноза с рядом психопатологических симптомов. От галлюцинаций её отличает отсутствие мнимовосприятия; от иллюзий - правильное определение окружающего; от психического автоматизма - принадлежность расстройства к своему «Я» и отсутствие чувства сделанности. Симптомы «уже виденного» и «никогда не виденного» следует дифференцировать с воспоминаниями. От последнего их отличает то, что при воспоминаниях у индивидуума не возникает представления
(впечатления), что он живет фрагментами прошлой жизни.
Деперсонализация
- расстройство самосознания, проявляющееся ощущением измененности некоторых или всех психических или физических процессов - чувств, мыслей, представлений, воспоминаний, отношения к окружающему, речи, движений, и т.д.
В наиболее легких случаях деперсонализации возникает ощущение своей измененности из-за ослабления или утраты образного компонента в сферах восприятия и представлений.
Появляется ощущение своей обособленности, трудности или просто невозможности вчувствоваться в окружающее.
Более тяжелые формы деперсонализации проявляются или отчуждением представления о своем «Я», или отчуждением высших эмоций. В первом случае собственное духовное «Я» теряет своё единство и цельность. Собственное «Я» ощущают как бы состоящим из отдельных частей. Многие больные говорят о раздвоении своего «Я». Может возникать ощущение, что собственное «Я» исчезло. В таких состояниях больные убеждены в том, что лишены собственных мыслей, идей, мировоззрения, взглядов.
С усилением деперсонализации «притупленные чувства» сменяются ощущением мучительности такого состояния. Это «скорбное бесчувствие» -чувство потери чувств, аутопсихическая деперсонализация.
Выраженной психической анестезии может сопутствовать и другое расстройство - симптом соматопсихической деперсонализации. Больные перестают ощущать чувство боли, дыхания, сердцебиения, актов мочеиспускания и дефекации и т.д.
Деперсонализация требует дифференциального диагноза с психическим автоматизмом.
При деперсонализации больной переживает свою изменённость как чисто субъективное состояние. Ощущение влияния, воздействия извне - отсутствует.

11
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей