живание к своим хозяевам. Бывший майор КГБ
Резун благополучно вернулся в Россию и своими пасквилями очерняет и охаивает даже самое святое - нашу победу в Великой Отечественной войне. Прокуратура России но непонятным причинам прекратила дело в отношении генерала КГБ Калугина, обосновавшегося на постоянное место жительства в США ит. д.
Исследование парадоксов направляет мысль учащихся на более глубинное изучение процессов, происходивших и происходящих в российском обществе.
патриотическое воспитание на материале истории - процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к Гербу, Флагу, Гимну страны, непримиримости к врагам России.
Патриотизм (от греч. раг_п$ - родина) - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу; любовь к родине.
Раскрывая
цели исторического образования в школе, отдельные авторы, отрицая воспитание патриотизма как одну из его целей, ссылаются на Запад - там де давно отошли от этого.
Во-первых, не употребить в сформулированных целях изучения истории слово
патриотизм - не значит не воспитывать его на практике обучения.
Во-вторых, ценности Запада всегда отличались и отличаются от российских, сколько мы бы ни говорили, что надо жить только по общечеловеческим критериям.
В-третьих, в России с древнейших времен патриотизм являлся одним из главнейших приоритетов. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить русские былины, песни, сказания и т.д. В «Повести временных лет», например, имеет место описание того, как князь Святослав в трудную минуту обратился к воинам с такими словами: «Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми тут, мертвый бо срама не имам...» Какой же смысл отходить от пропитавших нашу российскую ментальность традиций патриотизма, не раз в самые опасные годины испытаний спасавшего наше Отечество?
В японских учебниках истории давно записано: «Японцам не нужно становиться великим народом, они и так им являются». Подобные записи можно встретить в США, Китае и многих дру-
гих странах. Причем, это не просто записи. В этих строчках заложена концептуальная линия воспитания детей.
В России на рубеже ХХ-ХХ1 вв. учебники истории изобилуют искажением прошлого, принижением роли россиян в решении тех или иных глобальных задач, перечеркиванием некоторых достижений народа в различных сферах жизнедеятельности и т.д. Ни в одном из них не указаны даже праздники - государственные и воинской славы, которые во многих странах являются святыми днями и вокруг которых ведется мощная патриотическая работа в школе.
Патриотическое воспитание осуществляется на глубоком изучении нашего исторического прошлого.
Сегодняшние достижения обновляющейся России не так еще велики, чтобы вызвать у части учащихся и студентов высокий дух патриотизма. Прошлое же, несмотря на известные издержки, не может не вызывать гордости за жизнь своих далеких и близких предков. В этой связи необходимо перестать быть «детьми без родителей», ярко показывать все достижения Руси - России - СССР - Российской Федерации, независимо от того, ка-ким было государство - княжеским, царским, буржуазным или советским. И не смогут тогда учащиеся не
почувствовать гор-дость за свою Родину, ведь ее достижения действительно заслуживают огромное уважение.
Патриотическое воспитание осуществляется на примерах героической борьбы, подвигов, талантов россиян - прекрасных ил-люстрациях для подражания.
Раскрывая подвиги героев, важно, чтобы учащиеся подводи-лись к осознанию, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Не хотели же умирать Сусанин и Баг-ратион, Нестеров и Космодемьянская, сотни и тысячи тех, кто бросался грудью на штыки или амбразуры, таранил вражеские самолеты, не выдавал под страшными пытками военной и государственной тайны! Не хотели, тем не менее на смерть шли. Известный педагог В.А. Сухомлинский но этому поводу писал сыну: «Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь, закопать живым в землю, как делали это изверги фашисты, но покорить нельзя»
(Сухомлинский В.А. Письма к сыну. -С. 35).
Ни один урок не должен проходить без изучения достойных личностей. Особенно ярко должны представляться борцы, созидатели, мужественные и благородные люди, радевшие за землю Русскую. На их примерах воспитываются идеалы служения Отечеству.
Патриотическое воспитание осуществляется на воспитании непримиримости к недоброжелателям и врагам Отечества.
В этом направлении воспитания требуют исправления ошибки, допущенные соответствующими органами власти и некоторыми средствами массовой информации, активно внушавшими российскому народу мысль об отсутствии у России врагов и недоброжелателей.
Какие силы относятся к враждебным для России? В условиях, когда нет открытых военных действий между государствами или группами стран, таковыми могут считаться те, кто всячески и всесторонне (экономически, политически, экологически, идеологически и т.п.)
подрывают устои России, наносят ей часто непоправимый вред. Нельзя снимать со счетов и международный терроризм, который в активнейшей форме проявил себя в чеченских и дагестанских событиях в 90-е гг.
Учитель, хорошо зная концепцию государственной безопасности, внешнеполитическую и военную доктрины, другие регламентирующие внешние отношения России документы, реалии международной жизни, заостряет нужные проблемы до уровня их осознанного восприятия учащимися, на конкретных примерах показывает подросткам, юношам и девушкам «кто есть кто» и «с кем дружить, а с кем служить».
Патриотическое воспитание осуществляется на основе формирования нравственных качеств учащихся.
Нравственность - это совокупность норм поведения человека в обществе.
Менее всего внутри проблемы воспитания патриотизма изучен и используется нравственный аспект.
Л.Н. Толстой различал три вида нравственности:
нравственность дикости (нравственно то, что служит моему «я»);
нравственность варварства (нравственно то, что служит на пользу тому кругу, который есть мой);-
нравственность общечеловеческая (нравственно то, что служит всему человечеству).
В учебниках истории чаще не просматривается нравственная сторона поступка, поведения, события, факта и т.д. И если даже учащиеся хорошо знают заслуги перед Отечеством Петра I, М. Сперанского, Александра II, Л. Толстого, С. Витте, П. Столыпина, С. Королева и других достойнейших сынов Отечества, они далеко не всегда представляют нравственные устои и мотивы их деятельности.
Историк СМ. Соловьев, писатель Ф.М. Достоевский, общественный деятель В.И. Ульянов (Ленин) - все желали поражения России в войне - Соловьев и Достоевский -в Крымской 1853-1856 гг., Ленин - в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Патриоты ли они? Нравственно ли поступали?
Просветитель конца XVIII - начала XIX в. Н.И. Новиков в 1812 г. «выкупал у крестьян французов, захваченных ими в плен, платя за них по рублю, лечил их, кормил, а по выходе неприятеля из Москвы - сдавал их французскому начальству, не требуя, конечно, вознаграждения» (Современники. Жизнь и деятельность Е.Р. Дашковой и Н.И. Новикова. - М., 1991. - С. 176). Насколько нравственным был поступок Новикова?
При разборе этих и подобных им примеров у учащихся складывается более достоверное представление о личностях, иногда даже происходит переоценка ценностей, но всегда остается соответствующий отпечаток в душе.
Раскрывая
нравственные качества соотечественников, учитель стремится соотнести положительные из них с аналогичными качествами самих учащихся. Но «в лоб» эти качества не воспитаешь. Если попытаться взывать к разуму и душам учащихся фразами «а вот Петр I в твои годы...», «а вот Толстой в твоем возрасте...», «а вот Королев, когда ему было пятнадцать...», большинство учащихся либо не отреагирует на них вообще, либо подумает: «Я не Петр, не Толстой, не Королев. Я - Коля Белозеров, императором или генеральным конструктором космических кораблей не стану, следовательно, и думать о качествах, присущих этим знаменитостям, нет смысла».
Если же учитель подходит к решению проблемы с несколько другой стороны, успех может быть обеспечен.
У Вани он отмечает огромную жизненную энергию, свойственную Петру I, Суворову, у Димы - изобретательность Ку-либина, Королева, у Коли - аналитический склад ума Толстого, Менделеева и т.д. Пусть не у всех, но у кого-то из подростков положительный нравственный след в душе все же останется: еще бы, ведь у них подмечены качества, свойственные столь выдающимся личностям Отечества. А это, в свою очередь, может привести учащихся к потребности более глубоко изучить этих личностей. Как показал опрос, отдельные из юношей даже решили усилить выработку отмеченных в них на такой основе качеств.
Высокая нравственность гражданина предполагает высокую отдачу в служении Отечеству, делу, человеку, то есть является одной из главных составных патриотизма.
Патриотическое воспитание не допускает проявлений превосходства своей нации над другими, шовинизма, шапкозакидательства и т.п.
В ХУШ-Х1Х вв. в учебниках и исторических работах наблюдалось заметное приукрашивание исторического прошлого. Это видели и не скрывали многие современники. Характеризуя военно-исторические работы середины XIX в., в одном из журналов писалось: «...Все войны наши описывались на один лад, по данной мерке: восхвалялись доблести русских победоносных войск, дарования и мудрость их предводителей; говорилось, что для наших
войск нет и быть не может ничего невозможного, что враги чуть не везде обращались перед нами вспять; о неудачах же своих и ошибках мы или умалчивали, или упоминали мимоходом, как о случайностях неважных, в которых при том мы и виноваты не были; словом, в те времена писали мы похвальные слова сами себе, а не историю» (цит. по:
Печень НА. Воспитание воинов русской армии отечественной историей: опыт, проблемы, уроки / Вторая половина XIX века - февраль 1917 г. - М., 1999. - С. 46-47).
В критические годы, связанные с Русско-турецкой войной 1853-1856 гг., отдельными историками и издателями «святое чувство любви к отечеству было низведено... на степень чисто животного инстинкта, в котором исчезло всякое понятие о правде и добре и оставался один народный эгоизм, презирающий все, кроме себя», - отмечал Б.Н. Чичерин (Русское общество 40-50-х гг. XIX в. - Часть II. -С. 124).
Многие исследователи считают, что Первая мировая война явилась результатом именно такого «патриотизма». Х.Г. Уэллс в этой связи отмечал: «Преподаватели истории должны были взять на себя часть ответственности за развязывание Первой мировой войны. И действительно, война в значительной мере явилась результатом чрезмерного националистического и патриотического пыла всех противоборствующих сторон - результатом «отравления историей» (цит. по:
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. - С. 17).
Во второй половине 90-х гг. XX в. появились доселе неведомые для России формы проявления патриотизма. Как только, после некоторого спада, стал ощущаться рост чувства уважения к собственной истории, полки лотков и магазинов (увы, не книжных) наполнились бутылками, коробками, пакетами с этикетками исторического содержания. Не в учебниках истории, которые в абсолютном большинстве не имеют иллюстраций, а именно на таких этикетках учащиеся и студенты знакомятся с портретами Петра I, Николая II, К. Ворошилова, Е. Пугачева. На игральных картах неплохо изображены Екатерина I, Екатерина II, Анна Иоаниовна, А. Меншиков. Герои Отечества красуются на шоколадных обертках. И даже курица на прилавке носит название «отечественная». Конечно, все это составляет историко-продовольственно-патриотическую безвкусицу, но историки, как это уже наблюдалось неоднократно, опаздывают (чаще им просто не дают возможности по материальным соображениям) заполнить пустоты в массовом историческом сознании российского народа, а следовательно, своевременно корректировать работу учителей в патриотическом воспитании учащихся.
Патриотизм обретает полную силу в том обществе, где отношение к его пониманию и восприятию одинаково для всех граждан, независимо от занимаемого в нем места. Каждый соотносит свои действия с пользой родной земле. Каждый - президент, подписывающий очередной указ, руководитель правительства, утверждающий
очередное постановление, член Государственной думы, голосующий за новый закон, предприниматель, производящий или закупающий продукцию для соотечественников, фермер, возделывающий землю, учащийся и студент, познающие науки, думают не только о сегодняшнем дне, о сегодняшней выгоде, но обязательно о будущем. Осознающие, что сегодняшние их деяния не выльются в бедствие завтра, - патриоты настоящие.
периодизация истории россии - это временные и содержательные отрезки развития страны, отличающиеся друг от друга политическими, экономическими, социальными и другими основополагающими и всеохватывающими критериями.
Периодизация - деление на периоды.
Период - промежуток времени в развитии чего-либо, характеризующийся теми или иными признаками, особенностями.
Периодизации подвергаются история человечества, цивилизаций, стран, крупные события и т.д. «Разделение истории на периоды, - отмечал историк Э. Карр, - не факт, но необходимая гипотеза или инструмент мышления»
(Карр Э. Что такое история? - С. 54).
Периодизация необходима исторической науке как в плане исследований, так и в учебе в плане передачи знаний учителем и их усвоения учащимися; в том и другом случае осуществляется упорядочивание, систематизация знаний об исторических процессах.
Периодизация истории России получила начало в XVIII в. XIX век дал исторической науке три основательных периодизации.
Автор «Истории государства Российского» Н.М. Карамзин очерчивал в истории России три периода (см. схему).
i
| Древнейшая история
| От Рюрика до Ивана III
| Система уделов
|
ii
| Средняя история
| От Ивана III до Петра I
| Единовластие
|
iii
| Новая история
| От Петра I до Александра I
| Изменение
гражданских
обычаев
|
Совершенно очевидно, что в основу периодизации Карамзин заложил концепцию «История принадлежит царю».
Автор «Истории России с древнейших времен» СМ. Соловьев выделил в истории четыре периода (см. схему).
i
| От Рюрика до
Андрея
Боголюбского
| Период господства родовых отношений в политической жизни
|
ii
| От Андрея Боголюбского до начала XVII в.
| Период борьбы родовых и государственных начал, завершившийся полным торжеством государственного начала. Стадии:
а) От Андрея Боголюбского до Ивана Калиты - начальное время борьбы родовых и государственных отношений;
б) От Ивана Калиты до Ивана 111 - время объединения Руси вокруг Москвы;
в) От Ивана 111 до начала XVII в. - период борь- бы за полное торжество государственного начала.
|